Научная статья на тему 'Анализ состояния и потенциала инфокоммуникационного развития стран РСС'

Анализ состояния и потенциала инфокоммуникационного развития стран РСС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОКОММУНИКАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА / РАНЖИРОВАНИЕ / РЕЙТИНГ / ИНДЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузовкова Т. А., Зоря Н. Е., Гаврилкина М. Г.

На основе разработанной авторами методики интегральной оценки инфокоммуникационного развития по фактическим данным стран участников РСС за 2011г. проводится анализ и приводятся результаты ранжирования стран по достигнутому уровню состояния и потенциала инфокоммуникационного развития, а также результаты сопоставления рейтингов стран РСС по системе показателей инфокоммуникационного развития РМИКР и индекса развития ИКТ (IDI) МСЭ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузовкова Т. А., Зоря Н. Е., Гаврилкина М. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния и потенциала инфокоммуникационного развития стран РСС»

Анализ состояния и потенциала инфокоммуникационного развития стран РСС

На основе разработанной авторами методики интегральной оценки инфокоммуникационного развития по фактическим данным стран участников РСС за 2011 г. проводится анализ и приводятся результаты ранжирования стран по достигнутому уровню состояния и потенциала инфокоммуникационного развития, а также результаты сопоставления рейтингов стран РСС по системе показателей инфокоммуникационного развития РМИКР и индекса развития ИКТ (Ю!) МСЭ.

Ключевые слова:

инфокоммуникационное развитие, интегральная оценка, ранжирование, рейтинг, индекс.

Кузовкова Т.А.,

д.э.н., профессор, декан факультета экономики и управления, заведующая кафедрой экономики связи МТУСИ

Зоря Н.Е.,

заместитель Генерального директора РСС, доцент кафедры экономики связи МТУСИ

Гаврилкина М.Г.,

аспирант кафедры экономики связи МТУСИ

В большинстве стран участников РСС активно реализуются национальные стратегии развития связи, инфокоммуникационных технологий и процессов информатизации, а также планы действий по обеспечению Стратегии сотрудничества государств-участников СНГ в построении и развитии информационного общества на период до 2015 г. Такой подход создает условия для системной реализации программы построения информационного общества и масштабного применения ИКТ в экономике и социуме, что способствует эволюционному развитию инфокоммуникационного сектора и росту его отдачи и конкурентоспособности.

Инфокоммуникационное развитие представляет собой многопараметрический и многофакторный процесс изменения общественного производства и социума на основе применения инфоком-муникационных технологий, оборудования и сетей в различных областях социально-экономической жизнедеятельности, способствующий переходу к более совершенной инфокоммуникационной инфраструктуре и формированию информационного общества.

Интегральный эффект от инфокоммуникационного развития определяется совместным результатом изменения отдельных параметров инфокоммуникационного развития по доступности инфраструктуры, ее прогрессивности и интенсивности использования, подкрепленных эффективностью реализации стратегии информатизации.

Для получения объективной картины состояния и потенциала инфокоммуникационного развития по странам РСС в рамках Регионального мониторинга инфокоммуникационного развития (РМИКР) проводится анализ состояния и потенциала ИКР по разработанной системе частных, обобщающих и интегральных показателей ИКР [1].

Интегральный показатель инфокоммуникационного развития (ИКР) определяется на основе средней арифметической равнозначных обобщающих коэффициентов доступности пользователей (Кдост) к инфокоммуникационной инфраструктуре (ИКИ), прогрессивности инфраструктуры (Кпрог), интенсивности использования ин-фокоммуникационных сетей и технологий (Кинт) и эффективности стратегии информатизации (Кэфф):

Расчет обобщающих коэффициентов доступности пользователей к инфокоммуникационной инфраструктуре (ИКИ), ее прогрессивности, интенсивности использования ИКТ и эффективности стратегии информатизации осуществляется на основе нормализованных значений частных показателей — компонентов каждого коэффициента. Нормализованные величины рассчитываются как отношение разности фактических и минимальных значений показателя к разности максимального и минимального значений показателей по региону.

Нормализованные величины достаточно достоверно отражают положение страны на региональном или международном пространстве по достигнутому уровню, поэтому данный метод оценки ИКР широко используется в международной практике измерения движения к информационному обществу (МСЭ, ООН и др. организации) и целесообразен в системе Регионального мониторинга ИКР стран участников РСС.

Для измерения потенциальных возможностей ИКР стран участников РСС по каждому параметру целесообразно использовать 1пот — индексы прироста фактических данных (Пф) по сравнению с лучшими значениями по РСС (Пп):

Д1ПОТ —

Пп - Пф = ДПп

пЛ

пЛ

( отн. ед.)

КИКР

( отн. ед.) .

На основе фактических индексов прироста частных показателей ИКР, характеризующих реальные потенциальные возможности Администраций связи, устанавливаются рейтинги стран РСС по потенциалу инфокоммуникационного развития.

Анализ деятельности стран участников РСС в области информатизации и развития инфокоммуникаций за период 2010-2011 гг. показывает, что на региональном пространстве обеспечивается достаточно устойчивое внедрение ИКТ во все сферы национальных экономик и системы государственного управления [2]. Так, за анализируемый период по всем показателям наблюдался прирост. Особенно высокими темпами повышались: доля пользователей с широкополосным доступом к сетям — на 41,6%; уровень цифрови-зации телевидения вследствие внедрения цифровых систем телевидения — на 34,8%; пропускная способность каналов Интернет на 1 пользователя — на 23,1%; плотность пользователей Интернет — на 19,1%; душевые доходы от инфокоммуникационных услуг — на 16,35%; степень охвата ключевых сфер экономики — на 14,45%.

Для стран участников РСС свойственны значительное разнообразие социально-экономических условий жизнедеятельности и высокая вариация показателей, характеризующих инфокоммуникационное развитие. Например, максимальная величина доли пользователей с широкополосным доступом к сети Интернет превышает минимальную в 29,9 раз. Сопоставление максимальных величин показателей ИКР по странам РСС со средними величинами показывает, что по большинству показателей разница составляет от 1,2 до 2,0 раз.

4

Рейтинги стран участников РСС в 2011г.

1><йпи цдл ммф

(№«■№■« <тр<и по *•>+ пркр И

iI.IiIl.IIII

•«*»* fpr«, рт"ПГ М<Т°*ра<<- Т“7Г T^ür У,£“ v»p—«

■ ? » і II'» I I її u u s

M 4 ♦ I ’ 1 ’ » ‘ I 1 I > I U и !•

IT > 4 » I 1 I » I t I I W І ц Ц »

—»I • » » І І» І Л I > I I U I I u »

Pm 1. Porn^m стран участников PCC по обобщающим показателям инфокоммуникационного развития

Рейтинг стран по интегральному коэффициенту состояния ИКР в 2011г.

Туркменистан,12 д,

«ÿ ш w

© О @0

• Россия

• Молдова

• Беларусь

• Казахстан

<* Азербайджан а Украина

• Армения

• Грузия

« Кыргызстан

Pkte 2. Pok^w стран участников PCC по интегральному коэффициенту состояния инфокоммуникационного развития в 2011 г.

По результатам расчетов обобщающих показателей оценки состояния и потенциала И№ по доступности инфокоммуникационной инфраструктуры, прогрессивности инфраструктуры, интенсивности использования инфокоммуникационных сетей и технологий и эффективности стратегии информатизации стран PCC в 2011 г. были установлены их рейтинги, наглядно представленные на рис. 1.

Анализ состояния И№ и рейтингов стран участников PCC по доступности инфокоммуникационной инфраструктуры, прогрессивности инфраструктуры, интенсивности использования инфокоммуникационных сетей и технологий и эффективности стратегии информатизации показывает, что уверенные позиции занимают такие страны как Pоссия (1 место по всем обобщающим показателям), Беларусь (2 место по коэффициенту доступности, 3 место — по прогрессивности и интенсивности использования инфокоммуникационной инфраструктуры, эффективности стратегии информатизации), Mол-дова (4 место по коэффициенту доступности, 2 место по прогрессивности и интенсивности использования инфокоммуникационной инфраструктуры, а также по эффективности стратегии информатизации), ^заха^н (3 место по коэффициенту доступности, 5 место по прогрессивности инфокоммуникационной инфраструктуры и интенсивности ее использования, 4 место — по эффективности стратегии информатизации).

Для получения интегральной оценки инфокоммуникационного развития по странам участникам PCC за 2011 г. все рассчитанные обобщающие коэффициенты состояния и индексы потенциала И№ сводятся в таблицу, по которой устанавливаются сводные рейтинги стран PCC по достигнутому уровню И№ (рис. 2). Интегральная оценка состояния И KP наглядно демонстрирует положение стран участников PCC по достигнутому уровню И№ и четко объясняет причины полученных результатов.

Cамый высокий уровень И№ наблюдается в Pоссии (0,93), Mолдове (0,77), Беларуси (0,63), ^захаше (0,52) и Азербайджане (0,42). Высокие величины интегрального показателя И№ достигнуты вследствие высоких уровней доступности и прогрессивности ИШ, интенсивности использования инфокоммуникационных сетей и технологий и, особенно, эффективности стратегии информатизации. 2 место занимает Mолдова за счет высокого уровня прогрессивности и интенсивности использования инфокоммуникационной инфраструктуры (0,82) и эффективности системной реализации стратегии информатизации (0,90).

Cамые низкие уровни интегрального показателя И№ наблюдаются в Туркменистане (0,08) и Узбекистане (0,14). Туркменистан имеет низкие уровни доступности инфраструктуры (0,02), интенсивности ее использования (0,06) и стратегии информатизации (0,10). Узбекистан имеет низкую величину обобщающего коэффициента

эффективности стратегии информатизации (0,06). Эти же страны, а также Грузия, имеют самые высокие размеры потенциала ИКР по интегральному индексу, особенно относительно увеличения доступности и прогрессивности инфокоммуникационной инфраструктуры, а также по повышению системности и комплексности решения задач информатизации производственной и социальной жизни этих стран.

По величине интегрального показателя состояния ИКР и потенциала развития можно весьма обоснованно выработать решения по корректировке политики развития ИКР и информатизации общества. Например, Армения имеет достаточно хорошие достижения по всем параметрам инфокоммуникационного развития (коэффициенты доступности, прогрессивности и интенсивности использования инфраструктуры равны 0,44; 0,45; 0,47), однако коэффициент эффективности стратегии информатизации составляет всего 0,07. Такое же положение характерно для Грузии и Таджикистана, то есть необходимо повысить системность и комплексность решения задач информатизации производственной и социальной жизни этих стран.

При проведении РМИКР в рамках пространства РСС возникает потребность сопоставления полученных мониторинговых результатов с оценками индекса развития ИКТ, электронного правительства, сетевой готовности и движения к информационному обществу, получаемыми международными организациями по большой совокупности характеристик в мировом пространстве [3]. Применение рейтинговых методов и получение рангов на основе нормализованных величин, в которых максимальное и минимальное значения определяются всей совокупностью анализируемых стран, не позволяет провести прямого сопоставления. Одним из вариантов проведения международных сопоставления является ранжирование полученных оценок в рамках группы стран участников РСС (рис. 3).

P»:. 3. Оопосгавление рейтингов стран PCC по системе показателей инфокоммуникационного развития PMMKP и индекса развития ИЮ" (IDI) MQ за 2011 г.

Приведенные результаты сопоставления рейтингов стран РСС по системе показателей инфокоммуникационного развития РМИКР и индекса развития ИКТ (Ю1) МСЭ за 2011 г. показывают весьма близкие результаты — отклонение позиций не превышает двух единиц. Следует отметить, что при весьма близких результатах ранжирования стран по региональной и международной методикам, они имеют несопоставимость по компонентам исчисляемых показателей. А именно: интегральная оценка ИКР РСС имеет четыре компонента, а оценка развития ИКТ по методике МСЭ производится по трем подиндексам,

Применение методического инструментария РМИКР дало возможность получить четкую картину достигнутого положения в инфо-коммуникационном развитии по различным параметрам и установить узкие места и резервы повышения уровня ИКР посредством

внедрения прогрессивных систем инфокоммуникаций, повышения интенсивности использования имеющейся инфраструктуры и стратегии информатизации.

Литература

1. Зоря Н.Е, Кузовкова ТА., Мухитдинов Н.Н. Региональный мониторинг инфокоммуникационного развития Регионального содружества в области связи: монография. — М.: ГУУ, 2010. — 191 с.

2. Статистический сборник о деятельности Администраций связи в области связи и информатизации за 2004-2009 годы. — М.: Исполн. комитет РСС, 2005-2011 гг. — 196 с.

3. Измерение информационного общества 2012. Резюме. — Швейцария: Женева, МСЭ, 2012. — 44 с.

Status and potential analysis of infocommunication development of RCC countries Zorya N.E., Kuzovkova TA, Gavrilkina M.G., MTUCI, Russia Abstract

On the base of authors' methodology of infocommunication development of integral evaluation on actual data of the RCC for 2011, analyses are carried out and results are presented of ranking countries by the achieved level of state and potential infocommunication development as well as result comparison of the ratings of RCC on the scorecard infocommunication RMIKR development and ICT Development Index (IDI) ITU.

Keywords: infocommunication development, integrated assessment, ranking, rating, index.

References

1. Zorya N.E., Kuzovkova T.A., Mukhitdinov N.N. Regional monitoring infocommunicational development of the Regional Commonwealth in the field of communication. Moscow State University of Management, 2010. 191 p.

2. Statistical Compendium on the activities of the Communications Administrations in the field of communication and information lor 2004-2009 years.

Moscow: Comply. Committee RCC 2005-2011 years. 196 p.

3. Measuring the Information Society 2012. Summary. Switzerland: Geneva, ITU, 2012. 44 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.