Научная статья на тему 'Опыт реализации педагогической модели становления проектной культуры студентов в условиях социального проектирования'

Опыт реализации педагогической модели становления проектной культуры студентов в условиях социального проектирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DESIGN CULTURE / SOCIAL DESIGNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стенина Татьяна Львовна

В статье раскрываются основные педагогические условия реализации прогностической модели становления проектной культуры студентов и описываются результаты экспериментальной работы в высшем учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of realization of pedagogic model of formation of design culture of students in the conditions of social designing

In the article, the basic pedagogic conditions of realization of prognostic model of formation of design culture of students are revealed and results of experimental work at higher educational institution are described.

Текст научной работы на тему «Опыт реализации педагогической модели становления проектной культуры студентов в условиях социального проектирования»

ти и жизнь всего сообщества; выявления ценностной сущности повседневного уклада жизни курсантов, имитирующего армейские взаимоотношения, его конечной цели и предназначения; погружения курсантов в ситуации, предполагающие коллективное преодоление трудностей, требующие от каждого самоотдачи и взаимовыручки. Эти ситуации могут организовываться в процессе прохождения курсантами «курса молодого бойца», различных видов практик; формирования курсантского актива как основы самоуправления в группе; передачи командиру группы право на решение в ряде конкретных ситуаций, что предполагает знание ситуации, на основе которой принимается решение; внедрения алгоритма самооценки уровня взаимоотношений в группе; обсуждение проблем во взаимодействии в группе с педагогом, роль которого меняется с руководящей на консультирующую и равноправного участника обсуждения; педагогической поддержки курсанта командирами и наставниками в ситуациях возникновения личностных проблем,

трудностей во взаимоотношениях с коллективом, помощь в поиске причин случившегося, путей и способов выхода из ситуации, развитие умений использовать любой опыт в целях саморазвития; постепенного ослабления педагогического контроля, перенос типичных, повторяющихся ситуаций в область самоконтроля; перенос нестандартных ситуаций в область самоконтроля; введения принципа ответственной зависимости как основы организации повседневной жизни курсантов; передачи коллективу курсантов ряда полномочий по самоуправлению, распределению обязанностей, поощрению и наказанию своих членов; организации группового обсуждения этически сложных ситуаций, возникающих в жизни группы.

Охарактеризованные выше педагогические условия формирования опыта межличностного взаимодействия курсантов-представителей различных национально-этнических групп стали основой опытно-экспериментальной работы, организованной нами в Голицынском пограничном институте ФСБ России.

УДК 378:316 (076)

Стенина Татьяна Львовна

кандидат педагогических наук Ульяновский государственный технический университет

stl@ulstu.ru

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

В статье раскрываются основные педагогические условия реализации прогностической модели становления проектной культуры студентов и описываются результаты экспериментальной работы в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: проектная культура, социальное проектирование.

Обращение к исследованию проблемы становления проектной культуры студентов продиктовано требованиями, предъявляемыми обществом к высшему профессиональному образованию, предполагающими формирование у студенческой молодежи культуры, характеристиками которой являются активность и открытость социальным инновациям. Выявленное отсутствие специально предпринятых научных исследований проблемы проектной культуры студентов в социально-педагогическом пространстве вуза побудило нас к целенаправленному теоретическому и экспериментальному изучению возможностей реализации разработан-

ной нами педагогической модели становления проектной культуры в высшем учебном заведении, отвечающей требованиям единства и целостности составляющих ее блоков: целевого, содержательного, технологического, организационнопроцессуального и диагностического.

В педагогический эксперимент по реализации модели становления проектной культуры были включены студенты государственных высших учебных заведений города Ульяновска. В организации опытно-экспериментальной работы использовались подходы, позволяющие оценить восхождение к проектной культуре каждого студента, принимающего участие в эксперименте,

и всей группы с учетом различия в применяемых методиках. Сопоставление начального и конечного результатов позволило сделать вывод об эффективности реализуемой модели становления проектной культуры.

На первом этапе проведения экспериментальной работы студенты знакомились с внедряемыми в университете социальными инновациями, принимали участие в реализации социальных проектов, проводили самостоятельное исследование эффективности реализации молодежной политики в регионе и в стране в целом. Параллельно проводился констатирующий срез, позволяющий оценить начальный уровень проектной культуры студентов, убедиться в актуальности проблематики проводимого исследования и обосновать выбор форм и методов, направленных на становление и развитие указанного феномена.

В исследовании приняли участие 719 студентов вузов г. Ульяновска. На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы выявлялся исходный уровень представлений студентов о проектной деятельности, и состоянии молодежной политики в регионе, степень проявления их социальной активности. Данный этап исследования предусматривал установление исходных знаний, умений, определение познавательного интереса к учебной деятельности вообщеи проектной, в частности, а также содействие активизации познавательных мотивов.

В качестве инструмента для определения начального уровня становления проектной культуры мы использовали контент-анализ текстов студенческих работ на тему: «Молодежная политика в Ульяновской области: проблемы и перспективы». Студентам было предложено провести

анализ эффективности реализации региональных программ: «Год молодежи в Ульяновской области - 2007», «Год молодежи в Приволжском федеральном округе - 2008», «Год молодежи в России - 2009» и высказать свое суждение об Областной целевой программе «Молодежь Ульяновской области 2011-2013». Использование контент-анализа текстов работ представляется нам наиболее обоснованным инструментом входной диагностики, поскольку этот метод анализа текстов ориентирован на комплексный многомерный подход к поиску ответа на вопрос о состоянии проектной культуры студентов через анализ характера ее отражения в индивидуальном сознании студента. При этом индексации подлежат элементы языковой структуры текста с учетом внутренних связей с коммуникативными интенциями авторов. Кроме этого проводилось анкетирование, направленное на выявление:

- проектно-ориентированного тезауруса;

- отношения студентов к проектной деятельности;

- отношения студентов к проводимой в регионе молодежной политике;

-приоритетов в иерархии проблем молодежи, решение которых возможно методом социального проектирования;

- мотивов, лежащих в основе самостоятельной деятельности студентов;

Полученные данные приведены в таблице 1.

Диагностический компонент разработанной нами модели содержит процедуры оценки становления проектной культуры как интегративного качества личности на основе уровневого подхода, позволяющего оценить динамику становления проектной культуры в условиях применения раз-

Таблица1

Отношение студентов к социально-значимой проектной деятельности (в % от общего числа респондентов)

Имеете ли Вы опыт проектной деятельности? Какова была Ваша роль в проекте? Выпускник вуза должен обладать умениями и навыками социального проектирования Считаете ли Вы необходимым для себя участие в решении социально значимых проблем методом социального проектирования

Да Нет Автор проекта Участник проекта Да Нет Да Нет

22,7 77,3 12 88 54,3 45,7 63,8 36,3

работанной нами педагогической модели. Иерархия уровней выстраивается, исходя из логики наполнения содержанием каждого их компонентов в структуре проектной культуры: чем больше у студента проявляется осознанность, устойчивое ценностное отношение, потребность в развитии качества личности, характеризующего данный компонент, тем ярче проявлена положительная динамика перехода от одного уровня к другому.

Опираясь на педагогические идеи становления и развития личности [1], теорию и практику личностно ориентированного образования [2], итоговым критерием восхождения студентов к проектной культуре мы выбрали уровни становления данного интегративного качества личности: интуитивно-репродуктивный, реконструктивный и креативный.

Проектная культура интуитивно-репродуктивного уровня отражает совокупность общих и специальных знаний о социальном проектировании, имеющийся начальный опыт социально-значимой проектной деятельности, которыми обладает студент на этапе начала экспериментальной работы по освоению технологии. На данном уровне мотивационно-ценностная ориентация на осознанную проектную деятельность выражена ситуационно, наблюдается отсутствие осознанного отношения к самостоятельному развитию проектной культуры. Интерес и активность возникают в условиях необходимости или в силу подражания. Отсутствует опыт коммуникативного взаимодействия в проектной группе, использование коммуникативных приемов и технологий интуитивно, коммуникативные действия основаны на собственных ценностных ориентациях, зачастую без учета коллективных ценностей и целей.

Реконструктивный уровень является второй ступенью становления проектной культуры: формируются навыки, позволяющие решать проектные задачи, используя известные процедуры и методы. Реконструктивный уровень образно можно назвать «исполнительским», но еще не «композиторским». Реконструктивный уровень отражает знание основ проектирования, закономерностей в осуществлении социальных инноваций, наличие навыков аналитической и организационной деятельности. Мотивы и ценностные ориентации имеют выраженную направленность и устойчивость.

Данный уровень характеризуется переходом начальных представлений о социальном проек-

тировании в сознательную форму, когда происходит осознание и актуализация собственного потенциала, становление социальной активности личности. Отчетливо проявляется формирование коммуникативных навыков у студентов, достигших реконструктивного уровня. В основе коммуникативного взаимодействия лежат субъект-субъектные отношения, выстраивается диалог, в обсуждении проектов прослеживается применение методики оценки себя и партнера как субъектов коммуникации. Проекты студентов, достигших реконструктивного уровня, характеризуются грамотной постановкой проблемы, определением задач, решение которых приводит к достижению заявленной цели, и наличием критериев и показателей достижения этой цели. Вместе с тем, данные проекты не носят характер социального новшества, являясь адаптированными к местности, времени и целевой аудитории уже воплощенными ранее идеями; предлагаемые в них решения во многом, типичны.

Наиболее высоким результатом комплексной деятельности, направленной на становление проектной культуры, мы считаем достижение студентами креативного уровня, отражающего глубокое понимание и убеждение в необходимости развития проектной культуры как необходимого элемента в структуре личности. Применительно к проектной культуре можно сказать, что проектная культура креативного уровня отражает всю совокупность процессов и результата целенаправленной социально значимой, осознанной проектной деятельности, направленной на создание и внедрение социальной инновации. Достижение студентами креативного уровня свидетельствует об их стремлении к самосовершенствованию и саморазвитию, выражающемся в разработке нестандартных решений, авторских, не похожих на другие, проектов. Решение социальнозначимых проблем в таких проектах является, как правило, нетрадиционным, предлагаемые идеи носят характер социальной инновации.

Суммарные результаты диагностики позволили сделать вывод о том, что на констатирующем этапе эксперимента у 86% студентов проектная культура находится на начальном интуитивнорепродуктивном уровне, у 12% результаты приближены к нижней границе реконструктивного уровня, соответственно, результаты у 2% испытуемых расположены ближе к верхней границе реконструктивного уровня. Важно отметить вы-

явленные в ходе анкетирования факторы и тенденции, которые необходимо учитывать при реализации педагогической модели становления проектной культуры.Так, исследование выявило недостаточное информирование молодежи о деятельности субъектов реализации молодежной политики в регионе. 48% респондентов ответили, что слышали о существовании органов по делам молодежи, но не знают, чем они занимаются. 41% респондентов считают, что местные органы власти не участвуют в решении насущных проблем молодежи. Степень удовлетворенности работой органов власти, реализующих молодежную политику, колеблется от 2,6 (удовлетворенность работой департамента по молодежной политике Министерства образования Ульяновской области, в баллах по пятибалльной шкале) до 3,5 балла (удовлетворенность деятельностью структурных подразделений, реализующих молодежную политику в вузах).

По нашему мнению, участие студентов в деятельности молодежных общественных объединений, проектных группах, осуществляющих социальные инновации, изменит сложившуюся картину низкой социальной активности студенческой молодежи в регионе.

Представленная в реализуемой модели педагогическая технология разработана с учетом условий организации учебной, научно-исследовательской, воспитательной, практической и самообразовательной деятельности студентов по освоению методов, приемов и средств социального проектирования. Преемственность и завершенность педагогического процесса, соответствие промежуточных результатов - задачам, а конечных - целям обеспечивается выделением технологических этапов. Наиболее обоснованной и эффективной в современных условиях нам представляется следующая структура этапов.

Этап теоретической подготовки: 1-2 семестры - формирование междисциплинарной теоретико-методологической основы социального проектирования в процессе изучения базовых дисциплин учебного плана: истории, социологии, психологии, педагогики, а также в рамках изучения специализированных курсов «Социальное проектирование», «Социальная адаптация студентов в образовательной среде вуза». Внеучеб-ная составляющая представлена организацией участия студентов в круглых столах, диспутах, встречах с представителями государственной

и муниципальной власти, бизнес-сообщества, в уже реализуемых в вузе социальных проектах; практикумом «Коммуникации в проектной деятельности».

Этап практической подготовки: 3-4 семестр -апробация теоретических знаний: выполнение самостоятельных проектов в рамках изучения базовой дисциплины «Культурология». Полем для применения знаний о социальном проектировании являются также научно-исследовательская работа студентов, молодежные общественные объединения, спортивные и досуговые центры при вузе, органы студенческого самоуправления. На этом этапе студенты выступают с докладами, презентуют свои идеи, принимают активное участие в конкурсах, таких как Ульяновский областной Губернский конкурс молодежного развития, Всероссийский конкурс «Моя страна - моя Россия», конкурс, организованный Законодательным собранием Ульяновской области «Моя законотворческая инициатива»; ярмарках социальных проектов, молодежных инновационных форумах и выставках. Проекты публично обсуждаются как в вузе, так и среди членов молодежных общественных объединений и организаций.

На заключительном этапе реализации студенты осуществляют свои лучшие содержательно и экономически обоснованные проекты. Важную роль играет социально-значимая деятельность студентов как членов молодежных общественных объединений, студенческих советов университетов, Молодежного парламента, Молодежной общественной палаты и др. Молодежная инновационная среда способствует более эффективной реализации социальных проектов ввиду обеспеченности кадровыми, интеллектуальными и информационными ресурсами. Самостоятельная проектная деятельность требует поиска дополнительной информации, приложения полученных знаний к практике, следовательно, происходит движение личности от интуитивно-репродуктивного уровня к реконструктивному и креативному.

В экспериментальных группах зафиксирована положительная динамика становления проектной культуры.

Многие студенты осознанно выбирают направление проектирования, его объект, аргументированно доказывают актуальность определенной проблемы, основываясь на полученных в ходе самостоятельного исследования данных о ее состоянии.

Для проверки обоснованности различий в достижении уровней становления проектной культуры при использовании различных форм и методов освоения проектной деятельности в экспериментальных и контрольной группах мы применили критерий тенденций Джонкира (критерий S), предназначенный для выявления тенденций изменения признака при переходе от выборки к выборке при сопоставлении не менее трех выборок. Статистически достоверные результаты подтвердили сформулированную гипотезу: тенденция, характеризующая положительную динамику становления проектной культуры, при переходе от группы к группе не случайна, а обусловлена выбором используемых организационных форм и методов, применяемых в технологии.

Данные свидетельствуют о формировании у студентов познавательной активности, самостоятельности в поиске наиболее эффективных решений, в сопоставлении предложенных идей с реальным состоянием инновационных процессов, происходящих в регионе и в стране в целом.

Таким образом, было доказано значение специально организованной системы социального проектирования в вузе, как одного из условий достижения цели становления и развития проектной культуры студентов.

Позитивные итоги формирующего этапа эксперимента дают основание констатировать, что в процессе реализации педагогический модели произошли заметные изменения в формировании каждого из компонентов в структуре проектной культуры личности, а именно усилилась мотивация участия студентов в социально-значимой проектной деятельности, что повлекло за собой увеличение количества инноваторов, и, как следствие, повышение эффективности реализации молодежной политики в вузе и в Ульяновской области в целом. Ощутимы изменения в целеполагании: цели проектной деятельности отвечают реальным потребностям социума, в проектах содержатся подходы и способы, технологии, идеи нестандартных решенийсоци-ально значимых задач. Эксперты отмечают улучшение качественных показателей выполненных студентами проектов, все больше проектов реализуется как внутри университета, так и за его пределами.

Библиографический список

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. 2-е изд. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. - 352 с.

2. Бондаревская Е.В. Теория и практика лич-ностно ориентированного образования. - Ростов-на-Дону, 2000. - 232 с.

УДК 378.091.212.035:72

Никонова Елена Равильевна

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

twisterNK@mail.ru

АВТОРСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ К АКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ

В статье выявлены пути, связанные с формированием готовности будущих архитекторов к социальноактивной жизненной позиции (на примере обучения дисциплине «Реализация национальных проектов РФ»).

Ключевые слова: социальная активность, профессиональная социальная активность молодежи, профессиональные социально-личностные компетенции, индивидуальное проектирование, приоритетные национальные проекты Российской Федерации.

Перестроечные процессы, происходящие в нашей стране, привели к снижению жизненного уровня людей, и наше правительство обратило внимание на то, что такие стороны жизни социума, как здравоохранение, образование, строительство жилья и развитие агропромышленного комплекса не полу-

чают достаточного финансирования. Поэтому с 2005 года в стране запущены и выполняются приоритетные национальные проекты «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и «Развитие АПК», направленные на качественное улучшение этих сторон жизни россиян. С 2009 года эти проекты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.