Научная статья на тему 'Становление проектной культуры студентов в контексте социально-культурного подхода к модернизации'

Становление проектной культуры студентов в контексте социально-культурного подхода к модернизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ИННОВАЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / SOCIAL INNOVATIONS / SOCIAL DESIGN / DESIGN CULTURE OF STUDENTS / PEDAGOGICAL CONCEPT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стенина Татьяна Львовна

Предложен авторский вариант определения понятия «проектная культура студентов», обоснована актуальность и приведены результаты теоретической разработки и практической реализации педагогической концепции становления проектной культуры студентов в социально-педагогическом пространстве вуза. Концепция характеризуется качественным своеобразием включенной в нее модели педагогического процесса, выполняющей прогностическую функцию; авторской технологией, аргументированной как инновационная педагогическая; устойчивой триадой условий, обеспечивающих положительную динамику становления проектной культуры студентов (педагогическое взаимодействие, социальное проектирование, педагогическая технология); интеграцией социального проектирования и педагогически организованного социального пространства вуза, включая его инновационные формы. Педагогическая технология становления проектной культуры обеспечивает последовательность создаваемых проектных ситуаций, в которых и происходит содержательное наполнение когнитивного, мотивационного, ценностно-этического, деятельностного и рефлексивного компонентов в структуре проектной культуры, актуализируются ее познавательная, гуманистическая, аксиологическая, коммуникационная, акмеологическая функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Design Culture of Students in the Context of Sociocultural Approach to Modernization

The article proves the urgency and shows the results of theoretical development and practical implementation of the pedagogical concept of formation of design culture of students, which are given within the framework of social and pedagogical environment of higher education institution. The concept contains the model of pedagogical process of formation of design culture of students and the author’s pedagogical technology. The triad of the conditions providing positive dynamics of formation of design culture of students (pedagogical interaction, social design, pedagogical technology) is defined. Experience of integration of social design and pedagogically organized social space of higher education institution is described. The pedagogical technology of formation of design culture provides sequence of created design situations with the substantial filling of cognitive, motivational, valuable and ethical, activity and reflexive components in the structure of design culture. Its functions are informative, humanistic, valuable, communication.

Текст научной работы на тему «Становление проектной культуры студентов в контексте социально-культурного подхода к модернизации»

анкеты: 49% анкетируемых видят основную причину в полном отсутствии информации об опыте персонифицированного педагогического сопровождения; 28% - в недостатке времени и сил для создания системы сопровождения; 18% - в материальной незаинтересованности; 13% - в отсутствии поддержки со стороны администрации; 12% - в слабой связи науки и практики, а 10% респондентов мешает недостаток такого качества как субъектность у себя. Кроме того, выработка субъектной позиции обучающегося предполагает использование педагогом активных методов и современных техник педагогического сопровождения. Вместе с тем, как показало проведённое нами исследование, 55% отмечают то, что у них недостаточно знаний, а 33 % - умений в данной области; большинство респондентов не ориентируется в функциях социально-педагогического сопровождения. Систематически используют такие средства развития субъектности обучающихся, как кейс-метод, только 1% педагогов; диспут - 4%, социальные пробы и дебаты - 5%; портфолио и метод проектов - только 6%; собрания по целеполаганию, планированию, анализу работы и формы разновозрастного взаимодействия - 12%; сопровождение индивидуального образовательного маршрута обучающегося -13%; дискуссии - 16%; ситуации выбора - 17%; ответственное поручение - 18%; коллективное творческое дело - 25% респондентов.

УДК 378:316 (076)

Т. Л. Стенина1

Ульяновский государственный технический университет (Россия) E-mail: stl@ulstu.ru

Аннотация. Предложен авторский вариант определения понятия «проектная культура студентов», обоснована актуальность и приведены результаты теоретической разработки и практической реализации педагогической концепции становления проектной культуры студентов в социально-педагогическом пространстве вуза. Концепция характеризуется качественным своеобразием включенной в нее модели педагогического процесса, выполняющей прогностическую функцию; авторской

1 Стенина Татьяна Львовна - доктор педагогических наук, доцент, проректор по работе с молодежью, Ульяновский государственный технический университет; ул. Северный Венец, 32, г. Ульяновск, 432027, Россия.

Осознание потенциалов и ограничений педагогического сопровождения, освоение соответствующих знаний, умений и навыков смогло бы помочь педагогам: профессионально выявлять причины проблем и затруднений, осуществлять мониторинг индивидуального развития субъект-ности каждого ребёнка; выбирать протяжённость, форму общения с ними, которые определяются необходимостью и достаточностью для разрешения его затруднений; обосновывать определенный прогноз изменений, которые могут произойти с конкретными детьми в социуме, и на основе этого создавать проект взаимодействия с ребёнком; использовать организуемые ситуации, события для решения возникших проблем.

Заключение

Реализация потенциалов и учёт ограничений в формате педагогического сопровождения развития субъектности старшеклассников позволяют педагогам грамотно его выстраивать на основе актуализации вместе с обучающимися трудностей (проблем, обид), совместных поиска действий по решению проблемы, анализа происходящего и прогнозирования появления новых трудностей, а также путей их преодоления. Качественное педагогическое сопровождение, в свою очередь, помогает старшекласснику не «наступить на грабли» рисков и ограничений развития его субъектности.

технологией, аргументированной как инновационная педагогическая; устойчивой триадой условий, обеспечивающих положительную динамику становления проектной культуры студентов (педагогическое взаимодействие, социальное проектирование, педагогическая технология); интеграцией социального проектирования и педагогически организованного социального пространства вуза, включая его инновационные формы. Педагогическая технология становления проектной культуры обеспечивает последовательность создаваемых проектных ситуаций, в которых и происходит содержательное наполнение когнитивного, мотивационного, ценностно-этического, деятельностного и рефлексивного компонентов в структуре

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА К МОДЕРНИЗАЦИИ

© Стенина) Т. Л, 2013

проектной культуры, актуализируются ее познавательная, гуманистическая, аксиологическая, коммуникационная, акмеологи-ческая функции.

Ключевые слова: социально-культурные инновации, социальное проектирование, проектная культура студентов, педагогическая концепция.

Formation of Design Culture of Students in the Context of Sociocultural Approach to Modernization

T. L. Stenina2

Abstract. The article proves the urgency and shows the results of theoretical development and practical implementation of the pedagogical concept of formation of design culture of students, which are given within the framework of social and pedagogical environment of higher education institution. The concept contains the model of pedagogical process of formation of design culture of students and the author's pedagogical technology. The triad of the conditions providing positive dynamics of formation of design culture of students (pedagogical interaction, social design, pedagogical technology) is defined. Experience of integration of social design and pedagogically organized social space of higher education institution is described. The pedagogical technology of formation of design culture provides sequence of created design situations with the substantial filling of cognitive, motivational, valuable and ethical, activity and reflexive components in the structure of design culture. Its functions are informative, humanistic, valuable, communication. Key words: social innovations, social design, design culture of students, pedagogical concept.

Введение

Создаваемая сегодня в России инновационная система строится на основе приоритета научных и технико-технологических инноваций и их коммерциализации, что выражается в ведомственных отраслевых проектах, таких как создание федеральных и научно-исследовательских университетов, инновационного центра «Скол-ково», иннограда под Казанью, региональных технопарков и бизнес-инкубаторов. Не менее важно, на наш взгляд, обращение к разработке и внедрению социально-культурных инноваций. В настоящее время в России сложилась социокультурная деятельность, в процессе формирования которой сменилось три специализированных педагогических парадигмы: гражданской инициативы, социального воздействия и социальной активности личности в социально-культурной сфере на основе формирования либеральных ценностей. Проявлением позитивных общественных тенденций является императив новой концепции устойчивого развития общества и мирового сообщества. В основе её лежат научно обоснованные идеи качественного преобразо-

2 Stenina Tatyana Lvovna - doctor of pedagogical sciences, associate professor, pro-rector for work with the youth, Ulyanovsk State Technical University; 32, Severny Venect street, Ulyanovsk, 43202, Russia.

вания человека и общественной морали через развитие образования и культуры, стабилизацию семьи, гуманизацию труда, раскрывающие творческие способности человека, способствующие его инициативе, гармонизации отношений с внешним миром, создание горизонтальных связей в форме общественных организаций. Мы согласны с профессором Е. А. Маляновым, что такой социально-культурный подход к модернизации предусматривает взаимодействие «сфер и отраслей интеллектуально-духовного производства, обладающих высоким творческим потенциалом (культура и искусство, образование и гуманитарные науки) и системное воздействие на все другие сферы и общественные практики» [1, с. 5].

Проектная культура студентов в условиях модернизации общества

Начавшаяся на рубеже XX-XXI вв. интенсификация социальных процессов, связанная с объективной сменой парадигмы приоритетов общественного развития, диктует необходимость обоснованного подхода к реализации проектных решений инновационного характера. Анализ отечественной практики социальных нововведений позволяет утверждать, что эффективность этого процесса напрямую зависит от уровня проектной культуры тех, кто его осуществляет.

Главным потенциальным субъектом процесса модернизации российской экономики сегодня является молодежь, в первую очередь, студенчество как специфическая, общественно деятельная, мобильная социальная группа, роль которой заключается в подготовке к квалифицированной трудовой деятельности в различных сферах общественной жизни. Современное студенчество характеризуется как инициатор нововведений. Установки, идеи, ценностные ориентации студентов могут существенным образом повлиять на перспективы развития общества в целом. Студенческая молодежь является также автором нетрадиционных и прогрессивных подходов к реформированию тех или иных социальных процессов и институтов, она же является критиком накопленного исторического опыта предыдущих поколений. Стремление к инновациям, их безболезненное восприятие, а также осознание возлагаемых на них обществом обязательств определяет сущность структуры и динамики ценностных ориентаций студентов. Таким образом, пассионарная энергетика студенческой молодежи вполне может служить основой инновационной политики государства.

Однако начало XXI в. характеризуется истощением традиционных средств «канализации» (целевого направления) пассионарности молодежи в государственно-приемлемые формы [2].

Инновационное социальное проектирование

Обратим внимание в этом контексте на инновационное социальное проектирование. Проектная деятельность носит ярко выраженный общественный характер: это связано с социальной обусловленностью выбора проблематики проектов, использованием при проектировании сложных видов коммуникации, соблюдением принципа социального партнерства при реализации проекта, получением социально значимого результата. Характерной особенностью проектирования является создание новых продуктов и прогнозирование того, что может возникнуть. Проектная деятельность - это всегда стремление изменить несовершенную действительность (настоящее) и тем самым приблизить более совершенное, с точки зрения авторов проектирования, будущее.

В данной статье хотелось бы сделать акцент на социальном проектировании как на деятельности, детерминирующей процесс становления проектной культуры студенческой молодежи. Принцип культуросообразности интеграции социального проектирования в образовательный процесс раскрывается через отношение образования и культуры, не только смыслопорождаю-щее, генерирующее новые педагогические ценности, но и определяющее культуру как общую модель организации образования. Социальное проектирование в контексте культуры мы рассматриваем как творческое миропреобразование, ценностно-ориентированную социально значимую проектную деятельность, открывающую новые «жизненные миры» (термин Э. Гуссерля) студентов. Педагогический аспект социального проектирования раскрывается через его педагогические функции: развивающую, воспитательную, когнитивную, диагностическую. Важно отметить, что в педагогике высшей школы проектирование понимается уже не как применение метода проектов в обучении, а как некий дидактический конструкт, основывающийся на ведущих принципах проблемно-развивающего обучения, обогащенного идеями компетентностного подхода, содержанием проектных технологий и критериями определения результата [3]. В условиях перехода высшего образования на новые образовательные стандарты уместно говорить об использовании проектных технологий в целях формирования у студентов общекультурных компетенций. Следовательно, перспективной становится разработка научной педагогической концепции становления проектной культуры студентов в социально-педагогическом пространстве вуза. Ядром разрабатываемой концепции является концептуальная модель становления проектной культуры - теоретический аналог процесса уровневого восхождения студентов к проектной культуре, содержащая эмпирически

обоснованную триаду условий и инновационные формы организации социально-педагогического пространства вуза.

Концепция становления проектной культуры студентов в социально-педагогическом пространстве вуза

Исходя из очевидной многозначности подходов к определению содержания терминологических единиц «проектная культура личности» и «проектная культура студентов», необходимо уточнить сущность первого термина, изучить понятийные взаимосвязи между ними. Поставленная задача решалась нами через исследование семантического поля, образующегося вокруг понятия «проектная культура студентов», посредством метода свободных ассоциаций, предполагающего детерминистический анализ на основе характеристики ассоциативных смысловых связей. В процессе исследования удалось выявить и оценить специфические характеристики высказываний экспертов (из числа преподавателей, руководителей молодежных общественных организаций, некоммерческих организаций) путем регистрации определенных единиц содержания, систематического замера частоты и объема упоминаний во всей совокупности исследуемых материалов. Как результат мы предложили вариант определения проектной культуры студента в контексте общепедагогического знания: Проектная культура студента, становление которой происходит под влиянием ценностно-педагогического взаимодействия в социально-педагогическом пространстве вуза, рассматривается как целостное, интегратив-ное, изменяющееся во времени качество личности, характеризующееся сформированными знаниями и представлениями о социальном проектировании, познавательной активностью и самостоятельностью в проектной деятельности, ценностными ориентациями, мотивацией, актуальными способностями (познавательными, аналитическими, прогностическими, творческими, коммуникативными), преломляющимися в сформированных компетенциях (операционально-технологической, стратегической, прогностической, коммуникативной), позволяющих самостоятельно осуществлять социально значимую проектную деятельность и ее рефлексивный анализ. Многообразие функций культуры личности требует в процессе ее изучения достоверно ограничить сложность познаваемых объектов и явлений, выделив типичные группы, детерминируемые конкретным видом деятельности. На основе анализа специфики социального проектирования, возникающих в проектной деятельности отношений, формирующихся ценностных ориентаций были акцентированы следующие функции проектной культуры личности: познава-

Педагогическая акмеология

77

тельная, гуманистическая, аксиологическая, преобразующая, коммуникативная, акмеологическая.

Для нашего исследования важен дидактический аспект понимания процесса становления проектной культуры личности, где в центре внимания находится педагогический процесс как таковой, условия эффективности, возможные формы взаимодействия субъектов этого процесса, стратегии и тактики принятия решений по реализации процесса.

Безусловно, начальный уровень проектной культуры у студентов различен, следовательно, различается и процесс (включая качественные и временные характеристики) её уровневого становления. С этой целью организуется совместно-разделенная деятельность, творческое педагогическое взаимодействие, предполагающее сотрудничество с преподавателями и членами проектной группы, в котором происходит освоение опыта самостоятельной проектной деятельности, «.посредством присвоения человеческого опыта» (по Л. С. Выготскому).

Переход от подражания к самостоятельному целенаправленному творческому проектированию специфичен для каждого студента по качественным и временным характеристикам, обусловлен личностной идентификацией с образцом креативного мышления и поведения, а также ответственностью субъекта за собственные изменения по развитию проектной культуры. Результат проявляется на этапе самостоятельной проектной деятельности, организованной по инициативе самих студентов.

Педагогическая технология становления проектной культуры обеспечивает последовательность создаваемых проектных ситуаций, в которых и происходит содержательное наполнение когнитивного, мотивационного, ценностно-этического, деятельностного и рефлексивного компонентов в структуре, актуализируются ее познавательная, гуманистическая, аксиологическая, коммуникационная, акмеологическая функции. Преемственность и завершенность педагогического процесса, соответствие промежуточных результатов задачам, а конечных результатов целям обеспечивается выделением технологических этапов. На этапе теоретической подготовки происходит накопление знаний, формирование междисциплинарной теоретико-методологической основы социального проектирования в процессе изучения предметных областей: истории, социологии, психологии, педагогики, а также в рамках изучения специализированных курсов «Социальное проектирование», «Социальная адаптация студентов в образовательной среде вуза». На данном этапе студенты выполняют предшествующие проектированию творческие работы (например, сочинение «Университет, в котором я хочу учиться», эссе «Меня оценят в

XXI веке», реферат «Государственная политика в области.» в контексте тематики будущего социального проекта). Внеучебная составляющая представлена расширением знаний и представлений о социальном проектировании посредством участия студентов в различных мероприятиях по данной тематике (дискуссии, встречи с представителями государственной и муниципальной власти, конференции, реализуемые в вузе социальные проекты, спецпрактикум «Коммуникации в проектной деятельности» и многие другие).

На этапе практической подготовки реализуется коммуникативная функция, происходит апробация теоретических знаний, развивающиеся проектные способности трансформируются в проектные компетенции, содержательное наполнение компонентов проектной культуры достигается за счет эффективной организации работы над социальным проектом, приобретения и накопления личного опыта. На этом этапе студенты осуществляют содержательно и экономически перспективные проекты; реализуется деятельностная (преобразующая) функция проектной культуры. Важную роль играет социально значимая деятельность студентов как членов молодежных общественных объединений, студенческих советов университетов, Молодежного парламента, Молодежной общественной палаты. Молодежная инновационная среда способствует более эффективной реализации социальных проектов ввиду обеспеченности кадровыми, интеллектуальными и информационными ресурсами. В это время важная роль отводится организации модульных стажировок в структурных подразделениях, реализующих молодежную политику в университетах, органах государственной и муниципальной власти.

Контрольно-оценочный этап, на котором актуализируется рефлексивная функция, включает осмысление и самооценку результатов проектирования, самоанализ, в сравнении с оценкой экспертов. Результатом данного этапа является постановка и конкретизация целей нового уровня на основе сформированного ценностного отношения и обретения личностного смысла в социально значимой проектной деятельности.

Качественное своеобразие произошедших изменений отражается в интуитивно-репродуктивном, реконструктивном и креативном уровнях проектной культуры. О достижении студентом определенного уровня проектной культуры можно судить по оценке качества усвоения знаний о социальном проектировании, паттернам социально направленного поведения, ценностным ориента-циям, а также на основании экспертной оценки выполненного социального проекта.

Реализация концептуальной модели в социально-педагогическом пространстве вуза и оценка ее эффективности были осуществлены в

процессе доказательной практики с применением исследовательско-диагностического комплекса, включающего адекватные по назначению методы, стандартизированные и адаптированные методики, процедуры,техники.

В проводимый нами педагогический эксперимент были включены студенты государственных высших учебных заведений г. Ульяновска и слушатели Малой академии государственного управления, базовым вузом которой в Ульяновской области является Ульяновский государственный технический университет. В процессе эксперимента решались такие педагогические задачи, как: формирование у студентов мотивации к проектной деятельности, носящей творческий характер, позволяющей переводить знания, ценности общества в процессе социализации в устойчивые свойства личности; реализация проектных технологий, оптимизирующих сам процесс социального проектирования и объединяющих в одно целое специальные знания о социальном проектировании, отношения, творческую деятельность и работу общественных институтов; оценка и сопоставление результатов, коррекция педагогического процесса. В итоге формирующаяся мировоззренческая осознанность накапливаемых теоретических знаний, развитие у студентов способности к аргументации ценностных суждений, выводов, собственных инновационных идей и их конструктивному встраиванию в практическую проектную деятельность позволили сделать вывод о произошедших позитивных изменениях.

В группах, участвовавших в педагогическом эксперименте, динамика становления проектной культуры более выражена; при этом в контрольных группах также наблюдался переход студентов от интуитивно-перпродуктивного к реконструктивному уровню (30%), что объясняется влиянием общей подготовки и отражает процессы естественного развития личности.

Значительно снизилось количество студентов в экспериментальных группах, чей уровень проектной культуры определен как интуитивно-репродуктивный, около 60% студентов, участвовавших в эксперименте, достигли реконструктивного уровня, у 38% студентов уровень проектной культуры характеризуется как креативный.

Развивающий и воспитательный потенциал разработанной нами концепции проявился в активности студенческих инициатив в сфере социального проектирования. За три года, в течение которых нами проводился педагогический эксперимент, в Ульяновском государственном техническом университете было реализовано более 20 масштабных студенческих проектов. Среди них особо стоит отметить такие, как «Новые грани искусства» - традиционный конкурс и выставка экспериментальных творческих работ студентов, выполненных с использованием компьютерных

технологий; социальные проекты, направленные на формирование семейных ценностей: клуб «Молодая студенческая семья», «Школа молодых родителей», «Жизнь замечательных семей», «Зеленый свет студенческим семьям!»; проект в поддержку донорства «5+!»; фотоконкурс «Политех в лицах»; фотомарафон, посвященный юбилею вуза; литературный конкурс студенческих работ с последующим выпуском альманаха «На крыльях мечты», традиционный бал в Международный день матери и многие другие.

Заключение

Подчеркнем, что социально значимая проектная деятельность как активная устремленность личности в будущее, эмоционально окрашенная направленность на решение отдаленной, общественно значимой задачи является смыслообразу-ющей для развития личности студентов. Решение каждой очередной конкретной задачи выдвигает новые и более сложные, следовательно, потенциал возможностей студентов будет постоянно возрастать не только за счет накопления опыта проектной деятельности, но и благодаря развитию способностей к прогнозированию саморазвития, постановке целей самосовершенствования.

Список литературы

1. Малянов Е. А. Культурная модернизация в России и роль вузов искусства и культуры : инновационный контекст // Вопр. культурологии. 2012. № 4. С. 4-10.

2. Сундиев И. Ю. Экстремизм в условиях развертывания глобального кризиса : экспозиция явления. Научный портал МВД России. 2009. № 2(6). URL: http://www. vnii-mvd.ru/work/jornal (дата обращения: 12.09.2012).

3. Свечников К. Л. Реализация метода проектов в гуманитарной подготовке студентов учреждений среднего профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2009. 24 с.

References

1 Malyanov E. A. Kul'turnaja modernizatsiya v Rossii i rol' vuzov iskusstva i kul'tury: innovatsionnyj kontekst (The cultural modernization in Russia and art colleges' role: innovative context). Voprosy kul'turologii (Questions of culturology), 2012, no. 4, pp. 4-10.

2. Sundiev I. Yu. Ekstremizm v usloviyah razvertyvaniya global'nogo krizisa: ekspozitsiya yavlenija (Extremism in process of the global crisis development: exhibit of the event). Nauchnyy portal MVD Rossii (The Ministry of the Interior of Russia scientific portal), 2009, no. 2(6), available at:http: //www.vnii- mvd.ru/work/jornal

3. Svechnikov K. L. Realizatsiya metoda proektov v gu-manitarnoy podgotovke studentov uchrezhdeniy srednego professional'nogo obrazovaniya: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk (Realization of the project method at gumani-tarian training of colleges' students: Autoref. dis. ... cand. ped. sciences). Kazan', 2009. 24 p.

Педагогическая акмеология

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.