ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 5-10 ЛЕТ
Работа представлена кафедрой теории и методики преподавания изобразительного искусства Московского педагогического государственного университета.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор В. И. Козлов
В статье рассказывается о том, что возраст детей 5-10 лет особенно благоприятен для развития творческих способностей на занятиях по изобразительному искусству.
Ключевые слова: возрастные особенности, творческие способности, изобразительное искусство.
8. МоеНа1оуа
RESEARCH ON AGE FEATURES OF 5-lO-YEAR-OLD CHILDREN’S CREATIVE ABILITIES EVOLUTION
The article states that the 5-10-year age is especially favourable for creative abilities evolution at fine arts lessons.
Key words: age features, creative abilities, fine arts.
Творческие способности детей на занятиях по изобразительному искусству развиваются наиболее эффективно, если педагогами учитываются возрастные особенности учеников.
Еще в 1910-20-е гг. многими педагогами -исследователями детского изобразительного творчества были выявлены этапы развития детских изобразительных возможностей. По своим основным характеристикам эти временные этапы совпадают.
Периодизацию детского творчества рассматривает А. В. Бакушинский [1, с. 66]. Развитие изобразительного творчества он делит на три основных периода. Первый - от рождения до 6-7 лет. Этому периоду соответствуют следующие основные характеристики: 1) активность; 2) отсутствие созерцания; 3) равнодушие к результату работы; 4) преобладание интереса к самодовлеющей конструкции, к элементам художественной формы в их первичной физиологической значимости для восприятия (к краске, линии, объему, поверхности, тяжести и т. д.).
Второй - от 6-7 до 10-12 лет - характеризуется появлением созерцательной спо-
собности, но она еще недлительна и эмоциональна. В этом возрасте, отмечает А. В. Ба-кушинский, начинается художественное творчество ребенка. Появляется особый интерес к обработке материала и поверхности. Интерес к технике становится стимулом. Появляется интерес к декоративности, украшению окружающего пространства. А. В. Бакушинский делает вывод, что этот период детства - период господства: активности над созерцанием, творчества над восприятием, эмоции и воли над познавательными процессами.
Третий период в развитии изобразительного творчества А. В. Бакушинский относит к промежутку от 10-12 до 14-15 лет (подростковому периоду), отмечая усиление внимания к внешнему миру, понижение конструктивных способностей. В этот период у подростка наблюдается индивидуализация впечатлений, в изображении преобладает натурализм, притупляется чувство цвета, ослабляется творческая активность.
Опираясь на наблюдения А. В. Бакушин-ского, можно сделать вывод, что «критическим» периодом (т. е. таким периодом, в котором легче осуществляются определенные виды
обучения) для развития детского изобразительного творчества и формирования навыков, является период от 6-7 до 10-12 лет.
В свою очередь, Л. Плестед [5, с. 330], исследовательница детского изобразительного творчества, выделяет три этапа. Первый этап соответствует возрасту от 0 до 3 лет. В этом возрасте ребенок учится управлять своим телом и отличать себя от окружающего мира, у него преобладают случайные рефлективные, инстинктивные движения. Второй этап соответствует возрасту от 3 до 7 лет. В этот период, отмечает Л. Плестед, моторные центры развиваются быстрее сенсорных, крепнет память, появляются зачатки воображения, но воля еще слаба и неоформленна, действия импульсивны, представления смутны и мимолетны, быстро претворяются в акты. Третий этап соответствует возрасту от 7 до 10 лет. Л. Плестед называет его «периодом расцвета» инстинкта любознательности, подражания, конструктивного творчества.
Опять же, если вычленить из периодизации Л. Плестед «критический период» для развития изобразительных навыков и творчества, он совпадает с периодом младшего школьного возраста (7-10 лет).
Если обратиться к более поздним исследованиям психологии и физиологии детского изобразительного творчества, можно заметить, что качественная периодизация творческого развития детей в процессе изобразительной деятельности в целом будет совпадать.
В исследованиях Е. И. Игнатьева [2, с. 223] отмечается, что ко второму году жизни ребенка закладываются первые элементы зрительно-двигательной координации, которая в дальнейшем в процессе развития изобразительной деятельности будет иметь решающее значение. Особое значение для совершенствования зрительно-двигательной координации в процессе рисования имеет развитие корковой регуляции движений, достигающей только к семи годам достаточно высокого уровня развития. Образование двигательного навыка у 6-7-летнего ребенка происходит в 4,5 раза быстрее, чем у 3-4-летнего.
Можно отметить, что у современных детей «критический» период (наиболее благо-
приятный для развития изобразительного творчества) смещается на более ранний возраст от 5-6 до 9-10 лет.
А. А. Мелик-Пашаев [4, с. 14] пишет, что родовая способность к художественному творчеству особенно широко и ярко проявляется у человека в приблизительных возрастных границах от 5-6 до 8-9 лет. Исследователь называет этот период сенситивным, благоприятным именно для художественного развития.
Интересные данные на этот счет содержатся и в научных исследованиях А. А. Ме-лик-Пашаева, З. Н. Новлянской, проводившихся в сотрудничестве с Лабораторией психологических проблем художественного развития Психологического института РАО. Ученые изучали различные проявления художественной одаренности у детей 6-10 лет, у подростков и у взрослых людей, в том числе творчески работающих в разных видах искусства. В результате обозначилась довольно определенная тенденция. Наиболее ярко все изучавшиеся способности проявлялись у взрослых художников. А вторыми оказались дети 6-10 лет, почти всегда заметно опережавшие и детей старшего возраста, и взрослых, профессионально не связанных с искусством, которые прочно занимали последнее место среди всех участников.
Установив, что 5-10-летний возраст является наиболее благоприятным для развития изобразительных способностей, необходимо определить, какую специфику возрастных психофизиологических особенностей детей данного возраста необходимо учитывать, чтобы правильно организовать воспитательный и образовательный процесс.
Современные исследователи в области педагогики и психологии отмечают, что в 5-7-летнем возрасте ребенок достигает довольно высокого уровня восприятия отдельных внешних свойств вещей и решения практических и познавательных задач, заданных в наглядно-образной форме. Из этого следует, что на занятиях изобразительного искусства необходимо использовать наглядные пособия, различные средства ТСО, театрализацию - разыгрывание
различных сюжетов, которые предстоит воплотить в рисунке.
Однако ребенок еще не проникает за видимость вещей, и это естественно, так как вещи существуют для него и интересуют его как объект практической деятельности. Непосредственно принимаемые свойства предметов выступают перед ребенком как ориентирующие их практическое употребление. «Ребенок до поступления в школу имеет дело с отдельными вещами, их внешними свойствами и отношениями, а не с сущностью вещей. Но между сущностью вещей и тем, как они являются нам, существует громадная разница. Сущность вещей не лежит на поверхности, не дана непосредственно в личном опыте, не может быть непосредственно воспринята. Она раскрывается в ходе общественно-исторического процесса познания и производства» [6, с. 21]. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что занятия в изостудиях, кружках, должны быть ориентированы на включение детей в практическое освоение разных областей художественно изобразительной деятельности.
Другой особенностью мышления ребенка 5-7-летнего возраста является нерасчле-ненность восприятия разных свойств и признаков вещей. Такая характеристика детей старшего дошкольного возраста говорит о том, что интеграция различных видов искусства будет способствовать развитию их творческих способностей. Примерами интеграции могут служить такие задания, как «Изобрази в рисунке то, что ты увидел и почувствовал в музыке», «Изготовление декораций и кукол для спектакля», где ребята могут выступать одновременно как артисты и как художники-декораторы.
В 5-10-летнем возрасте происходит интенсивное накопление представлений об окружающем мире. Изучая предметы и явления, сравнивая и анализируя, учащиеся познают их сущность. Наряду с конкретными представлениями у детей формируются и обобщенные понятия. Все это является хорошей предпосылкой для развития творческих способностей детей на занятиях по изобразительному искусству.
Возраст 5-10-лет характеризуется большой реактивностью, чувствительностью ко всему яркому, новому, необычному, что, так или иначе, вызывает у детей эмоциональный отклик. В основе этого качества лежит не только сложившаяся привычка к получению такого типа информации, но и возрастные особенности нервной системы. Нервная система детей 5-10 лет отличается слабостью как процесса возбуждения, так и торможения.
Считается, что главным результатом поведения в этом возрасте является эмоция, а не сознание. Эмоции служат для ребенка своеобразной энергетической поддержкой, необходимой для усваивания материала, и он инстинктивно стремится именно к такому типу информации.
Еще одной фундаментальной потребностью данного возраста является движение, что также связано с уровнем созревания нервной и мышечной систем и психических процессов.
Мелкая мускулатура руки, еще не сформированная в данном возрасте, тренируется в движении, активном действии, и ребенок способен выдержать любое статическое напряжение, если оно эмоционально мотивируется, компенсируется движением мысли.
Движение является основой для формирования всей познавательной сферы ребенка, поэтому работа в коллективе и свободная творческая обстановка способствуют формированию и укреплению познавательных процессов восприятия, памяти, мышления, воображения, вплоть до 10 летнего возраста, т. е. изобразительная деятельность на начальных стадиях обучения соответствует наиболее фундаментальным потребностям данного возраста.
Особенности восприятия и использования изобразительных средств ребенком обуславливают необходимость постепенного и осторожного подведения детей к изобразительной грамоте, осуществленного с учетом хода их общего развития. Особое место этой проблеме отводится в работах Т. С. Комаровой, В. С. Кузина, Н. Н. Ростовцева, Е. В. Шорохова.
Овладение навыками работы с изобразительными материалами, понимание их выра-
зительных особенностей поможет детям в процессе создания художественно-творческих работ. Это задача достаточно сложная, но когда дети видят, как из различных материалов, разнообразными средствами можно своими руками создавать интересные произведения, - это, несомненно, является стимулом для активизации творчества и развития творческих способностей детей 5-10 лет. Последовательно вырабатывая у детей нужные навыки изображения, педагог должен стремиться сохранить в детских рисунках их образную выразительность и декоративность.
Следующей фундаментальной потребностью данного возраста является удовлетворение базовых потребностей, прежде всего в принятии и безопасности, поддержке творческих способностей ребенка со стороны родителей и педагогов.
Исследователь С. В. Максимова [3, с. 85] предлагает гипотетическую модель творчества, в которой в качестве источника творче-
ской активности рассматривается спонтанная активность ребенка, направляемая складывающимися образами возможного будущего. В результате реализации этих образов появляются субъективно новые продукты. Взрослые, реагируя на спонтанную активность ребенка, способствуют его осознанию себя как субъекта, причины новообразования. Примером позитивной реакции может стать похвала ребенка за его рисунки: «Это ты сам нарисовал? Молодец, у тебя получился красивый, необычный рисунок». В результате такой поддержки интерес к изобразительной деятельности у ребенка будет расти.
Таким образом, можно заключить, что 5-10-летний возраст является наиболее благоприятным для развития изобразительных способностей, а специфику психофизиологических особенностей детей данного возраста необходимо учитывать, чтобы правильно организовать воспитательный и образовательный процесс.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследований на материале пространственных искусств. М.: Культура и просвещение, 1922.
2. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Учпедгиз, 1961.
3. Максимова С. В. Творчество созидание или деструкция? М.: Академический Проект, 2006. 224 с.
4. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Художник в каждом ребенке. М.: Просвещение, 2008. 175 с.
5. ПлестедЛ. Ручной труд и его место в воспитании раннего детства. М.: Мир, 1915.
6. Эстетическое воспитание: Вопросы теории и практики / отв. ред. В. Л. Самохвалова. М.: Институт Философии АН СССР, 1990.