УДК 372.8.860.8 д. д. ДАВАЛЁВА ч
Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ__________________________________________
В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты проблемы развития восприятия младших подростков. Обосновывается взаимовлияние развития восприятия произведений искусства с практической художественной деятельностью в формировании художественного вкуса.
Ключевые слова: художественное образование, восприятие, художественное восприятие, художественный вкус.
На современном этапе развития художественного образования повысились требования к качеству подготовки учащихся общеобразовательных школ, суть которых не только в передаче обучаемому определенного объема знаний, умений и навыков, но и в формировании таких качеств личности, которые позволяют развивать свои способности, самостоятельно решать самые разнообразные познавательные и творческие задачи. Одной из приоритетных задач художественного образования является развитие художественного вкуса личности, который выступает как направляющая сила художественного развития, ведет личность в сложном лабиринте искусства, способствуя овладению художественным опытом и вырабатывая навыки пользования собственными творческими силами. Художественный вкус взаимосвязан со способностью тонко и полно чувствовать, видеть, переживать и оценивать прекрасное, следовательно, исходным этапом в его становлении и формировании является развитие художественного восприятия. В связи с этим, возникает необходимость изучения специфики и закономерностей художественного восприятия, изучения особенностей восприятия произведений искусства подростками, а также подходов к управлению процессом развития художественного восприятия учащихся, что позволит разработать методологические аспекты развития художественного восприятия.
В научной литературе понятие восприятия объясняется как целостное отражение предметов и явлений действительности в многообразии их свойств и качеств, непосредственно действующих на органы чувств.
Специфику восприятия искусства рассматривали
А.В. Бакушинский, В.Б. Блок, Ю.Б. Борев, Н.Н. Волков, В.С. Кузин, А.А. Мелик-Пашаев, С.Х. Раппопорт, в трудах которых художественное восприятие выступает как психический процесс, взаимосвязанный с такими сторонами психической жизни как мышление, представления, художественные и эстетические эмоции, протекающий под непосредственным воздействием искусства на личность, «благодаря которому формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, насла-
ждаться им и способность творить в искусстве» [1, с. 63].
Формирование вкуса невозможно без развитого визуального восприятия, представляющего собой, по мнению Р. Арнхейма, активное изучение объекта, отбор существенных черт, сопоставление их со следами памяти, анализ и организацию их в целостный образ [2, с. 11]. В зависимости от вида художественного произведения свойства визуального восприятия (целостность, осмысленность, апперцепция, избирательность, константность), постижение и оценивание произведений искусства обретают специфические особенности.
Процесс восприятия произведений искусства, по мнению И.Л. Бочкаревой, П.А. Кудина, Б.Ф. Ломова, А.А. Митькина, Б.С. Мейлаха, С.Х. Раппопорта, П.М. Якобсона состоит из ряда последовательных фаз: предкоммуникативной, дающей общую информацию о произведении; коммуникативной, наполняющей воспринимаемое произведение содержанием; посткоммуникативной, характеризующейся оценкой увиденного и осмысленного. Последнее положение напрямую апеллирует к понятию «художественный вкус», непременным условием которого является наличие оценочных суждений [3].
Ю.Б. Борев, Н.Н. Волков, М.З. Дукаревич, В. Зинченко, Н. Подъяков, Ю.Н. Протопопов, Е.М. Тор-шилова выявляют условия восприятия произведений искусства: настроенность; подготовленность, отзывчивость зрителя, внешние условия (время восприятия).
Условие настроенности зрителя на восприятие объясняется учеными с одной стороны, как опора на предшествующую систему культуры, исторически закрепленную в сознании предыдущим опытом поколений, с другой, как рецепционная установка, порождающая ожидание и настраивание на восприятие произведения (Н.Н. Волков, Ю.Б. Борев).
Большое значение для полноценного восприятия имеют общая подготовленность зрителя (интеллектуальный опыт, эрудиция), его отзывчивость (Ю.Н.Протопопов). Знание специфики искусства, понимание его языка способствует глубокому постижению сути произведения. Отзывчивость — эмоциональный
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012
отклик на единство формы и содержания произведения [4, с. 428.]. Это условие, по мнению В. Зинченко, Н. Подъякова взаимосвязано с обогащением эмоционального и эстетического опыта личности.
Выявленные условия и основные закономерности (фазность и свойства восприятия) являются предпосылкой к активному, полноценному и адекватному восприятию произведений, что сказывается на уровне оценочных суждений, вкуса личности.
Степень постижения произведения зависит от уровня восприятия. Л.В. Благонадежина, Б.С. Мей-лах, СЛ. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Т.В. Шуртакова, Б.П. Юсов, П.М. Якобсон предлагают классификацию уровней: от элементарного, когда усваивается лишь внешняя сторона произведения до концептуального, когда постигается его замысел.
Элементарный (низкий) уровень восприятия характеризуется усвоением только формальной стороны произведения, перечислением увиденных средств выразительности и субъективностью оценки. Данный уровень восприятия произведений искусства характерен для детей мла дшего школьного возраста.
Второй (средний) уровень характеризуется интересом к содержанию и смыслу произведения. В процесс восприятия включается больше чувственных элементов, внутреннее соучастие связано с проникновением в содержание и форму произведения, постижением взаимосвязи средств выразительности, слитых в единый художественный образ произведения. Происходит понимание сущности произведений искусства как явления действительности, намечается переход к переживаниям художественных ценностей. Субъективность оценки уступает место объективному видению. Данный уровень характерен для подростков.
На третьем (высоком) уровне художественное восприятие достигает целостного характера, перерастает в художественное видение. Происходит выделение художественно значимых моментов. Оценка произведений осуществляется с точки зрения соответствия их художественному идеалу. Образ и форма произведения воспринимаются как единое целое. Данный уровень характеризуется включением в процесс перцепции эмоционального и интеллектуального потенциала воспринимающего. Уровни восприятия во многом обуславливают уровень художественного вкуса.
Процесс организации общения учащихся с искусством, творческой деятельности и формирование художественного вкуса становятся возможными при условии опоры на возрастные закономерности восприятия.
Выявляя особенности восприятия у подростков
В.А. Крутецкий, Н.С. Лукин подчеркивают его содержательность, увеличение объема воспринимаемого, последовательность, всесторонность, способность ставить цель восприятия, подвергать анализу, синтезу воспринимаемые объекты действительности, не ограничиваясь восприятием только того, что лежит на поверхности явлений.
Характеризуя восприятие произведений искусства подростками, А.В. Бакушинский, В.А. Гуружапов,
В.С. Кузин, Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская указывают в качестве основных особенностей цельность, содержательность (понимание идеи, темы, сюжета), способность глубоко раскрывать произведение, переживать его как живой художественный организм при руководстве этим процессом педагогом. Вместе с тем отмечается утрата у детей (11 — 12 лет) способности к чувственному познанию эмоционального кон-
текста произведения, играющего решающую роль в понимании замысла, снижение творческого потенциала восприятия, способности интерпретации художественного образа. Суждение о произведении приобретает объективный, но несколько отстраненный характер [5]. Следовательно, художественное восприятие подростка — процесс сложный и противоречивый, уровни которого зависят от специфики произведения, степени ее близости опыту ребенка; совершенства знаний и возможности реализации их в практической деятельности. Сложности формирования качества восприятия искусства и объясняют сложности развития художественного вкуса.
В научных трудах описаны различные подходы к решению проблемы развития художественного восприятия учащихся. Развитие восприятия через процессы переживания и познания рассматривает А.В. Бакушинский. Работа по организации художественного восприятия-созерцания представлена в двух направлениях: переживания (с преобладанием эмоционально-волевых моментов) и познания (с преобладанием логически-мыслительных процессов). Определяя принципиальную разницу между двумя путями художественного восприятия, автор подчеркивает, что первый акт является основным и изначальным, подлинно художественным, второй содействует выявлению художественного образа. Из этого следует, что педагогические усилия должны быть направлены на организацию первого акта раньше, чем второго.
А.В. Бакушинский предлагает выстраивать процесс общения с искусством, исходя из ступеней восприятия произведения. То есть от восприятия элементов картины на плоскости переходить к представлению изображенного в зрительно-иллюзорном глубинном пространстве, к восприятию иллюзорности цвета, светотени, объема и расстояний, их взаимоотношений. Эти взаимоотношения приводят к восприятию действия в произведении, к сюжетнопсихологической форме.
Данные этапы восприятия отличаются усложнением познавательной деятельности. Наибольшей степенью сознательности, большим приближением к процессам познавательным отличается восприятие сюжетно-психологической формы. В основе аналитического изучения, согласно А.В. Бакушинскому, должно быть глубокое, творческое переживание искусства, поскольку не пережитое до конца художественное произведение не может быть понято, не может быть подлинной, художественной и культурной ценностью [6]. Эмоциональная атмосфера в ходе восприятия произведения является необходимым условием понимания изобразительного искусства, но характерные качества художественного образа не могут быть освоены учащимися на должном уровне, поскольку в данном случае акцент ставится только на словесных способах управления процессом восприятия произведений искусства. Так, в трудах Е.И. Игнатьева доказана взаимосвязь особенностей детского рисунка с уровнем восприятия изображаемого предмета. Согласно его исследованиям, целенаправленное восприятие объекта, внимательное наблюдение отражается на полноценности и выразительности рисунков, увеличении в них деталей [7].
Эта мысль получила развитие в трудах Е.П. Зальцман, где отмечено, что отсутствие художественной практической деятельности обедняет процесс восприятия, так как художественное восприятие предполагает развитие специальных навыков, позволяющих путем освоения средств художественной выразительности реализовывать полученные знания [8].
Психологи Е.М. Торшилова и М.З. Дукаревич, изучая восприятие школьников, приходят к выводу о необходимости обучения осмысленному восприятию художественных произведений. В процессе сотворчества зрителя с автором происходит понимание взаимосвязи формы, языка искусства с содержанием [9]. Исходя из этих положений, авторы предлагают в развитии восприятия: 1) воспитание потребности в общении с искусством; 2) воспитание у детей ценностного отношения к искусству, как к сложной духовной деятельности. На данном этапе формируются художественные суждения учащихся через отзывчивость на единство формы и содержания в произведении, развитие художественной эрудиции с привлечением широкого спектра ассоциаций; 3) соотношение восприятия и творчества, где самостоятельная художественно-творческая деятельность является самым плодотворным способом формирования сознания [9]. Согласно данной методике, процесс развития восприятия — это формирование ценностного отношения к искусству, а также активное овладение способами и средствами изобразительной деятельности. Данные исследователи развитие восприятия связывают с практической художественной деятельностью. На наш взгляд, такой подход является наиболее эффективным в развитии, как художественного восприятия, так и вкуса учащихся.
В подобном ключе проблема развития художественного восприятия рассматривается Б.П. Юсовым. Предложенная им модель восприятия художественного произведения включает: эрудицию, то есть знание истории и фактов искусства; отзывчивость на содержание и язык произведения; сопереживание как отношение к произведению и соучастие в художественном действии.
Структура процесса восприятия произведения изобразительного искусства, разработанная Б.П. Юсовым, предполагает: во-первых, изучение техники (материал и метод его применения), формата, цвета, тона, общего распределения масс, образующих «композиционно-технических» слоев; во-вторых, рассматривается сюжет, предметный состав изображения, представляющие «предметно-сюжетный» слой; в-третьих, фрагмент, деталь, узловые точки произведения, относящиеся к «предметно-эмоциональному» слою [10]. В данном случае процесс восприятия отличает большая глубина и емкость.
Опираясь на положения, разработанные Б.П. Юсовым, Л.П. Филатова средством развития художественного восприятия считает интерпретацию художественного образа. В процессе общения с искусством предполагается нацеливать учащихся на самостоятельное изучение картины, глубокий анализ художественного образа. Анализ произведения осуществляется в ходе выполнения практических заданий с дидактической направленностью, которые должны способствовать накоплению художественных знаний и умений, творческому анализу произведений, раскрытию творческих задатков в практической изобразительной деятельности («смотрим и слушаем картину», «сравним образ живописного произведения с поэтическим», «составляем цветовую шкалу к живописному произведению», «делаем композицию в технике аппликации» и т.д.) [11].
В трудах Г.Н. Кудиной, А.А. Мелик-Пашаева, З.Н. Новлянской в художественном восприятии устанавливается соотношение между теоретической и практической деятельностью. Процесс общения с произведением, по их мнению, должен быть направлен на постижение художественной формы как
формы содержательной, внутренний диалог с художником, в котором раскрывается его замысел, воспринимается эмоциональный тон произведения, его пафос. В данном случае понятие пафоса трактуется как эмоциональное ядро, которое надо открыть в каждом акте восприятия.
Исходя из этих положений, авторы предложили принципы развития художественного восприятия: 1) обязательное вовлечение в дальнейшее развитие благоприятных возрастных предпосылок, которыми располагают дети: эмоциональность, восприимчивость к окружающему; 2) внимание к авторской позиции, выраженной в произведении, для чего рекомендуется использовать высказывания самого художника о произведении; 3) понимание языка изобразительного искусства, художественных средств выразительности, для чего необходимо научить детей приемам создания художественного образа, чтобы школьники усвоили и использовали их в собственном художественном творчестве; 4) взаимодействие в обучении собственного творчества и художественного восприятия как неразрывных сторон эстетического развития ребенка. Восприятие предшествует практической деятельности, необходимо для ее выполнения и усиления эмоционального состояния детей в творческом процессе [12].
Изложенные принципы дадут возможность педагогу познакомить с языком искусства, средствами изобразительной деятельности, которые являются важными компонентами в развитии восприятия и совершенствования вкуса.
Анализ различных подходов к построению процесса общения с искусством дает основание говорить о противоречивости взглядов на решение проблемы развития восприятия учащихся. Некоторые ученые полагают, что в развитии художественного восприятия доминантна теоретическая деятельность (А.В. Ба-кушинский), ряд ученых настаивает на единстве восприятия и практической художественной деятельности (Г.Н. Кудина, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Нов-лянская, Б.П. Юсов). Следует заметить, что внимание ученых в большей степени обращено на узкопрофессиональные задачи обучения (умение рисовать, навыки искусствоведческого анализа), а проблемы взаимозависимости восприятия произведений искусства с практической художественной деятельностью на практике остаются без внимания. Такая постановка вопроса напрямую связана с проблемой развития художественного вкуса, становление которого предполагает органичную взаимосвязь теоретического и практического начал.
Результаты данного теоретического исследования позволяют выявить основные компоненты, на которых базируется процесс развития восприятия: эмоциональное переживание, познание, осмысленность восприятия, теоретические знания, аналитический подход к произведению, художественно-творческая практическая деятельность.
Выявленные компоненты определяют следующие условия развития художественного восприятия: специально организованная, систематичная педагогически управляемая деятельность; учет возрастных особенностей и закономерностей восприятия; отбор произведений искусства, в которых наиболее ярко выражен художественно-образный строй; постижение языка изобразительного искусства; формирование системы знаний в области изобразительного искусства, практических умений и навыков в художественной деятельности; формирование навыков анализа и интерпретации художественных произведений.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012
Для реализации вышеуказанных условий необходима методика, позволяющая развивать художественное восприятие учащихся, и как следствие — формировать вкус.
Библиографический список
1. Общие вопросы эстетического воспитания в школе [Текст] / под ред. В. Н. Шацкой. — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1995. - 184 с.
2. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие [Текст] / Р. Арнхейм. — М. : Прогресс, 1974. — 392 с.
3. Раппопорт, С. X. От художника к зрителю [Текст] / С. X. Раппопорт. — М. : Советский художник, 1978. — 237 с.
4. Анализ и интерпретация произведения искусства : учеб. пособие [Текст] / под ред. Н. А. Яковлевой. — М. : Высшая школа, 2005. — 551 с.
5. Гуружапов, В. А. Как учить детей понимать изобразительное искусство: Очерки психологии порождения смысла произведений живописи и графики [Текст] / В. А. Гуружапов. — М. : РИА Мы и Мир, 1999. — 112 с.
6. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание [Текст] / А В. Бакушинский ; сост., вступ. ст. Н. Н. Фомина, Т. А. Копцева. — М. : Карапуз, 2009. — 304 с.
7. Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности детей [Текст] / Е. И. Игнатьев. — М. : Учпедгиз, 1961. — 223 с.
8. Зальцман, Е. П. К проблеме взаимосвязи структуры художественного произведения и характера его восприятия во времени [Текст] / Е. П. Зальцман. — М. : Советский художник,
1978. — 55 с.
9. Торшилова, Е. М. Художественное восприятие живописи и структура личности [Текст] / Е. М. Торшилова, М. З. Ду-каревич // Творческий процесс и художественное восприятие. — Л. : Наука, 1978. — 278 с.
10. Юсов, Б. П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество: очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей [Текст] / Б. П. Юсов. — Магнитогорск : МаГУ, 2002. — 283 с.
11. Филатова, Л. Интерпретация образа как средство развития художественного восприятия учащихся [Текст] / Л. Филатова // Искусство в школе. — 2008. — № 6. — С. 4 — 8.
12. Кудина, Г. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников [Текст] / Г. Н. Кудина. — М. : Знание, 1988. — 79 с.
ДАВАЛЁВА Дина Акрамовна, преподаватель кафедры дизайна и художественного образования.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.12.2011 г.
©Д. А. Давалёва
УДК 371.389. К 959 д. в. КУЧЕРОВА
Омский государственный технический университет
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОСНОВАМ ДИЗАЙНА И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
В статье рассматривается материал, раскрывающий изучение основ дизайна в общеобразовательной школе. Образовательная область дизайна ориентирует будущего учителя на решение новых задач, поставленных в современной школе, что является необходимым фактором профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства. Также в статье автор описывает модель профессионального становления студентов педагогического колледжа на занятиях по основам дизайна и критериальный аппарат.
Ключевые слова: дизайн, профессиональное становление, модель, критерии.
Образовательная область «искусство» нацелена на изучение с учащимися основ дизайна (В.С. Кузин,
С.П. Ломов, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова и др). Учитель обеспечивает высокий уровень преподавания изобразительного искусства и его разделов в соответствии с нормативными документами — учебными программами. Методика преподавания изобразительного искусства предписывает не теоретизирование, а усиление практической направленности в обучении, при которой теоретический материал осваивается в художественно — творческой деятельности учащихся. Так, в программе для общеобразо-
вательных школ, гимназий, лицеев «Основы дизайна» под редакцией В.С. Кузина изучение дизайна начинается с 5-го по 9-й классы [1]. В методических материалах, авторами которых являются С.Е. Игнатьев,
С.П. Ломов, также включен в изучение раздел «Дизайн».
В задачу учителя в пятом классе входит ознакомление учащихся с дизайном, как областью профессионально-художественной деятельности, с основными выразительными средствами художественного конструирования. Планируется целенаправленное рассмотрение таких вопросов, как: форма; процесс конструирования и учет формообразующих, фун-