Научная статья на тему 'Опыт использования балльно-рейтинговой системы в дистанционном образовании'

Опыт использования балльно-рейтинговой системы в дистанционном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боброва Л.В.

Рассматривается практический опыт использования балльно-рейтинговой системы в преподавании дисциплин математического и информационного циклов в высшей школе. Показана высокая эффективность применения балльно-рейтинговой системы в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт использования балльно-рейтинговой системы в дистанционном образовании»

Боброва Л.В. ©

Доцент, к.т.н, кафедра математических и естественнонаучных дисциплин, Северо-Западный открытый технический университет

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация

Рассматривается практический опыт использования балльно-рейтинговой системы в преподавании дисциплин математического и информационного циклов в высшей школе. Показана высокая эффективность применения балльно-рейтинговой системы в учебном процессе.

Ключевые слова: балльно-рейтинговая система; организация образовательного процесса; компетентностный подход

В условиях динамичного и быстро меняющегося мира образование является неотъемлемой частью научной деятельности и бизнеса, более того, оно стремится занять всю жизнь человека. Бизнес, в свою очередь, предъявляет требования к образовательным программам.

Компьютеры позволяют автоматизировать процессы многих сфер общественной деятельности и повседневной жизни человека, в том числе сферы образования. В результате получаем электронное образование (ЭО), где образовательные процессы, процессы выработки знаний, автоматизированы с помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Одной из главных целей внедрения инновационных технологий в учебный процесс высшей школы является организация, обеспечение и методическое сопровождение планомерной и систематической самостоятельной работы студента под руководством преподавателя [1].

Балльно-рейтинговая технология предусматривает определение рейтинговой оценки студента после каждого контрольного мероприятия, учет накапливаемых студентом оценок за выполнение текущих работ (лабораторных, домашних, контрольных, тестов и др.) и последовательное суммирование этих оценок, интегрально характеризующих его учебные достижения входе изучения данной дисциплины [2]. Базовым документом является рейтинг-план, который определяет соотношение видов учебной деятельности, шкалы текущих оценок, календарный план контрольных мероприятий по дисциплине.

Главными преимуществами балльно-рейтинговой системы являются стимулирование регулярной самостоятельной работы студентов, повышение образовательных программ путем более высокой дифференциации оценки их учебной работы, возможность организовать и поддерживать ритмичную систематическую работу студентов в течение всего семестра [3].

Для того, чтобы такая система успешно функционировала, необходим высокий уровень обеспеченности дисциплины учебно-методическими матриалами и оценочными средствами - базами всевозможных тестов и заданий для оперативного контроля усвоения и уровня знаний и компетенций.

Балльно-рейтинговая модель подразумевает модульную структуру изучаемых курсов, т.е. структурирование учебной информации на основе системного анализа понятийного аппарата дисциплины, фрагментацию содержания каждой темы курса в соответствии с четко поставленными дидактическими целями и задачами обучения, отбор наиболее целесообразных средств и методов обучения для каждого компонента системы, согласование их по времени и интеграция в едином комплексе [4]. Именно дидактическое единство всех

© Боброва Л.В., 2015 г.

обучающих средств и педагогических воздействий является залогом эффективности применения этой обучающей технологии в образовательной системе.

Каждый обучающий модуль является самостоятельной структурной единицей и требует полного информационного обеспечения. Главным педагогическим принципом построения дисциплины является лозунг: “От передачи содержания знаний к обучению методам их овладения!”. От студента ожидается не запоминание многочисленных формул, схем, уравнений, а умение их вывести, владея методом, понимая логическую связь отдельных фрагментов единой системы. Совершенно очевидно, что научиться этому в ночь перед экзаменом (как это часто практикуется в студенческой среде) принципиально невозможно. Отсюда следует, что необходимым условием успешного овладения дисциплиной является систематический труд и постепенное преодоление отдельных рубежей, которые и формируются в виде обучающих модулей.

Важную роль играет коммуникация студент-преподаватель. Студент может в любой момент обратиться за советом или консультацией к преподавателю посредством e-mail. Интересен тот факт, что студенты очной формы обучения, имеющие возможность очных контактов с преподавателями, предпочитают общение через e-mail как наиболее оперативный вариант. Причина проста: общение через Интернет давно стало для них нормой жизни.

В условиях балльно-рейтинговой системы первостепенное значение приобретает контроль учебных достижений студентов. Технологии тестирования позволяют проводить его оперативно и объективно, охватывая всю учебную программу. В Северо-Западном открытом техническом университете (СЗТУ) разработаны базы тестовых заданий по

дисциплинам математического и информационного циклов цикла, позволяющие проводить все виды контроля: текущий, рубежный и итоговый (в рамках данной дисциплины).

Контролирующие мероприятия сопровождают все виды учебных занятий. Так, каждая лекция завершается той или иной формой оперативного контроля. Контрольные тесты и индивидуальные задания предъявляются в конце лекции за 15-20 минут до ее окончания. Такой оперативный текущий еженедельный контроль способствует резкому повышению посещаемости и уровня дисциплины на лекциях, студентам «выгодно» посещать занятия, так как каждая лекция дает им возможность заработать баллы. В ходе лекций наблюдается значительное повышение внимания аудитории, активности восприятия учебной

информации. Студентам становится очевидным, что хороший результат тестирования по теме лекции можно получить лишь при условии внимательного ее прослушивания и активного восприятия лекционного материала.

Мониторинг учебных достижений студентов проводится и в ходе других форм учебных занятий. Контрольное тестирование предшествует каждой лабораторной работе. В противном случае студент к лабораторной работе не допускается и вынужден проходить тестирование повторно после дополнительной подготовки по теме. Это вынуждает студентов готовиться к тестированию заранее, так как они теряют драгоценные баллы еще и за нарушение плановых сроков выполнения данного вида работы.

Сценарий практических занятий предусматривает активное обсуждение ключевых моментов темы занятия, дискуссии, выступления с персональными сообщениями, докладами на темы рефератов, выполнение индивидуальных контрольных заданий (в том числе расчетных задач). Каждый вид такой работы студента также оценивается в баллах, причем творческий характер работы получает дополнительное поощрение.

Таким образом, в течение семестра проводится постоянный контроль текущей успеваемости студентов. Результаты контроля по каждой форме учебных занятий обрабатываются, суммируются и анализируются по общим правилам балльно-рейтинговой системы. Итогом являлся индивидуальный рейтинг каждого студента.

Подводя итоги, можно заключить следующее. Работа студента в условиях балльнорейтинговой системы приобретает планомерный и систематический характер. Сама система ставит студента перед необходимостью систематической учебной работы в течение всего

учебного года, приучает его к регулярной самостоятельной работе в течение всего периода обучения, что способствует выработке навыков самостоятельного поиска информации и ее аналитического осмысления с целью получения новых знаний. Студент получает четкое представление о своем месте по уровню знаний в составе группы и лекционного потока, это стимулирует его учебную работу, направленную на повышение своего рейтинга, придает учебе соревновательный характер. Рейтинговая система позволяет студенту анализировать успешность своего продвижения, выявлять возможные ошибки, пробелы, а также регулировать свою учебную деятельность (распределять время, отводимое на различные этапы работы, выбирать виды деятельности), что требует определенной самостоятельности.

Литература

1. Смирнова Н.А. - Использование балльно-рейтинговой системы при работе с удаленной аудиторией// Modem technologies in system of additional and professional education: Materials of the II International scientific conference on May 2-3, 2014, Prague, s. 61-64.

2. Боброва Л.В. - Проблемы управления качеством образовательного процесса// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук». - 2013. - № 2 (49) , с.271-274

3. Пресс И.А. - О некоторых психолого-педагогических аспектах применения e-learning // Высшее образование в России. - М: Московский государственный университет печати. - 2011.- № 10/11. - С. 105-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.