Научная статья на тему 'Влияние использования балльно-рейтинговой системы обучения на успеваемость студентов'

Влияние использования балльно-рейтинговой системы обучения на успеваемость студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ / РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликова О.В.

В статье раскрываются особенности использования балльно-рейтинговой системы обучения в процессе вузовской подготовки. Представлены результаты применения балльно-рейтинговой системы как средства повышения успеваемости студентов в Белгородском государственном национальном исследовательском университете. В ходе исследования установлено, что введение балльно-рейтинговой системы создает основу для формирования принципиально новой системы оценки качества знаний в соответствии с рейтинговой оценкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние использования балльно-рейтинговой системы обучения на успеваемость студентов»

Куликова О. В., канд. психол. наук, доц. Белгородский государственный национальный исследовательский университет

ВЛИЯНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ

kulikova@bsu.edu.ru

В статье раскрываются особенности использования балльно-рейтинговой системы обучения в процессе вузовской подготовки. Представлены результаты применения балльно-рейтинговой системы как средства повышения успеваемости студентов в Белгородском государственном национальном исследовательском университете. В ходе исследования установлено, что введение балльно-рейтинговой системы создает основу для формирования принципиально новой системы оценки качества знаний в соответствии с рейтинговой оценкой.

Ключевые слова: балльно-рейтинговая система, успеваемость студентов, рейтинговая оценка знаний.

Развитие высшей школы России происходит благодаря изменениям традиционных образовательных программ в условиях реформы российского ВПО и перехода на многоуровневое обучение в соответствии с принципами Болон-ского процесса.

Оценка знаний студентов является одним из наиболее важных элементов в высшем профессиональном образовании. Ее результаты оказывают большое влияние на мотивацию к обучению и будущую карьеру студентов. Кроме того, оценка дает возможность получить существенную для учебных заведений информацию об эффективности обучения. Поэтому необходимо, чтобы оценочный процесс всегда производился профессионально, с учётом накопленных знаний в рассматриваемой сфере. Одной из технологий оценки качества усвоения учебных дисциплин является балльно-рейтинговая система.

Балльно-рейтинговая система - одна из современных технологий, которая используется в менеджменте качества образовательных услуг. Система балльно-рейтинговой оценки знаний является основным инструментом оценки работы студента в процессе учебно-производственной, научной, внеучебной деятельности и определения рейтинга выпускника на выходе [3].

Она позволяет реализовывать механизмы обеспечения качества и оценку результатов обучения, активизировать учебную и внеучебную работу студентов.

Рейтинг (с английского rating) - это отметка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия.

Цель балльно-рейтинговой системы состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами своевременной и систематической оценки результа-

тов их работы в соответствии с реальными достижениями.

В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых - своевременная и систематическая отметка результатов в точном соответствии с реальными достижениями учащихся, система поощрения хорошо успевающих студентов.

Основные этапы рейтинговой системы контроля знаний:

1. весь курс обучения по предмету разбивается на тематические разделы, контроль по которым обязателен;

2. по окончанию обучения по каждому разделу проводится достаточно полный контроль знаний учащихся с оценкой в баллах;

3. в конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая отметка. Учащиеся, имеющие итоговую сумму баллов по рейтингу от 86% до 100%, могут быть освобождены от зачетов (экзаменов).

Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения.

Целью использования рейтинговой системы в процессе обучения должно быть создание условий для мотивации самостоятельности студентов средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.

В большинстве российских вузов используют так называемый «относительный рейтинг», когда за предельный размер рейтинга по определенному предмету принимается максимально количество баллов, набранное лучшим студентом группы, либо потоком. Однако, «развитие

конкурентности среди студентов» чаще всего остается лишь теоретической иллюзией.

На практике чаще преобладает «чувство солидарности». Студент, набравший максимальное количество баллов по итогам текущей успеваемости, будет сознательно хуже выполнять итоговые работы, чтобы облегчить получение хорошего балла своим сокурсникам.

В основе рейтинговой системы, как и в пятибалльной системе, лежит система поощрения хорошо успевающих студентов. Например, влияние рейтинговой оценки на назначение и размер стипендии в первом семестре обучения (если студент набрал 85-89 баллов, то ему назначается обыкновенная стипендия, а если 90 баллов - повышенная).

Таким образом, уже перед своей первой экзаменационной сессией студент имеет возможность привыкнуть к оценкам по 100 - бальной шкале, к распределению студентов по рейтингу.

Следует отметить, что российское образование только встало на путь реформ в соответствии с европейским стандартом образования. Переход от пятибалльной системы на рейтинговую не так прост, поэтому отношение студентов и преподавателей к данной системе совсем неоднозначен.

Преподаватели, ранее не использующие рейтинговую систему, вынуждены тратить время на разработку балльной системы применительно к читаемым курсам и подсчеты баллов студентов, хотя с точки зрения должностных инструкций не являются надсмотрщиками и учетчиками (это нецелесообразно). Ведь на западе данные функции выполняет специально обученный человек - тьютер, который следит за выставлением и подсчетом баллов.

Еще одной проблемой является субъективность данного процесса, так как конечная успеваемость многих студентов оказывается в тесной зависимости не от уровня их знаний, а «мастерства» балльно - рейтингового распределения.

Сама оценка, в какой- то степени, может быть необъективной еще по одной причине: учета большинством преподавателей посещений занятий через выставление баллов за присутствие студента на занятии или вычета этих баллов - за отсутствие.

В нашем исследовании мы проанализировали первые результаты новой, введенной с сентября 2013 года балльно-рейтинговой системы в Белгородском государственном национальном исследовательском университете.

Использование балльно-рейтинговой системы оценки знаний студента дает возможность для совершенствования учебного процесса

и для формирования профессиональных компе-тентностей будущих специалистов.

Балльно-рейтинговая система обучения и оценки успеваемости студентов - это комплексная система поэтапного оценивания уровня освоения основных образовательных программ с использованием модульного принципа построения учебного процесса. В основу рейтинговой системы контроля знаний положен комплекс мотивационных стимулов, среди которых можно назвать систематическую оценку результатов в точном соответствии с результатами достижений студента, систему поощрения хорошо успевающих студентов, предоставлении обучающимся определенных льгот.

И.М. Бродская выделяет следующие виды рейтинга: учебный, научно-исследовательский, учебно-профессиональный, семестровый и итоговый, экспертный (основывается на мнении нескольких преподавателей), коллективный (базируется на заключении не только преподавателей, но и членов студенческой группы), самооценочный, накопительный, зависимый, относительный и абсолютный [1].

Учебный рейтинг включает следующие компоненты:

1) Текущий рейтинг - оценка текущих тем занятий, проводимых в соответствии с календарным планом или еженедельная активность студента.

2) Рубежный рейтинг - оценка итоговых контрольных работ, завершающих цикл.

3) Самостоятельный рейтинг - оценка в баллах дополнительной внеаудиторной работы, проводимой студентом по желанию.

Творческий рейтинг включает поисково-исследовательскую и научную самостоятельную работу студентов.

Дисциплинарный рейтинг или рейтинг освоения образовательной программы по учебной дисциплине представляет собой сумму показателей каждого из видов рейтинга.

Введение и постоянное использование системы балльно-рейтингового контроля знаний студентов позволяет организовать объективную систематическую и всестороннюю оценку достижений обучающегося, стимулировать его систематическую учебно-познавательную активность, самостоятельную работу как аудиторную, так и внеаудиторную, расширять культурный кругозор студентов и развивать их индивидуальные способности и наиболее полно проявлять себя и свой потенциал, повышать ответственность за свою деятельность (учебную, творческую, научную), учитывать все аспекты работы студента при выставлении ему итоговой оценки за зачет или экзамен.

Рейтинговая технология оценивания результатов обучения студентов основана на суммировании и учёте накапливаемых баллов за выполнение учебных поручений (текущий рейтинг-контроль) и результатов выполнения проверочных контрольно-тестовых заданий по освоенному материалу каждой темы в период изучения дисциплины.

Максимальное количество баллов, которое соответствует полному освоению дисциплины в семестре в сумме по всем темам, составляет 100.

Текущий рейтинг-контроль включает оценивание в баллах качества выступлений на практических занятиях, выполнения письменных и устных домашний заданий, посещение и работу на лекциях (контроль по конспекту).

Оценка за определенную тему определяется суммированием баллов, набранных в течение изучения материалов соответствующей темы, и баллов, полученных за рубежный рейтинг-контроль по теме.

Рубежный рейтинг-контроль включает оценивание в баллах знаний, умений и навыков студентов, приобретённых ими в рамках каждой темы изучаемой дисциплины, и проводится преподавателем в конце изучения темы в двух формах: тестирование (компьютерное или письменное) или контрольная работа.

Суммарное количество баллов за рубежный рейтинг-контроль в семестре по всем темам определяет оценку студента по изучаемой дисциплине.

Студенты 3 курса кафедры управления персоналом в течение двух семестров 2013 г. обучались по балльно-рейтинговой системе. Итоговая оценка по каждой дисциплине без сдачи экзамена выставлялась в случае получения студентом баллов выше минимального количества («удовлетворительно», «хорошо» или «отлично» в зависимости от того, сколько итоговых баллов набрал студент по всем темам).

Эти же студенты ранее обучались по традиционной системе и в экзаменационную сессию студенты сдавали экзамены.

Для выявления преимущества традиционной или балльно-рейтинговой системы обучения было проведено сравнение оценок, полученных студентами 3 курса кафедры управления персоналом Института управления по всем дисциплинам за первый и второй семестры, обучающихся по традиционной системе и обучающихся по балльно-рейтинговой системе. Учитывались оценки по экзаменам и зачетам.

В таблице 1 представлены данные по оценкам, полученным в течение двух семестров студентами, обучающимися по разным системам

обучения и оценки знаний по всем дисциплинам.

Таблица 1

Сравнение экзаменационных оценок при разной системе обучения и контроля

Система Экзамен Экзамен

оценивания и контроля (традиционная система) (рейтинговая)

Оценка «отлично» 32/26,1% 35/29,2%

Оценка «хорошо» 23/19,2% 28/23,3%

Оценка «удовлетво- 36/30% 34/28,3%

рительно»

Оценка «неудовле- 29/24,2% 23/19,2%

творительно»

Итого 120/100% 120/100%

Доля хороших и отличных оценок при балльно-рейтинговой системе обучения оказалась существенно больше, чем при традиционной системе. Кроме этого, уменьшилась доля удовлетворительных и неудовлетворительных оценок.

В ходе обучения у студентов 3 курса кафедры управления персоналом производился опрос об оценке балльно-рейтинговой системы и ее влияния на успеваемость студентов.

Результаты опроса говорят о том, что в основном студенты одобряют введение балльно-рейтинговой системы и наглядность рейтинга студента в электронном дневнике. Одним из главных преимуществ балльно-рейтинговой системы студенты назвали возможность улучшения (повышения) итоговой оценки полученной по рейтингу путем сдачи экзамена, так как по традиционному методу оценки пересдать можно было только неудовлетворительную оценку.

Многие студенты считают, что для получения высокого рейтинга необходимо заниматься в течение семестра, посещать все занятия, регулярно сдавать домашние задания и писать контрольные работы по темам, а не оставлять все на «потом».

Сложности возникали у студентов, пропустивших написание контрольной работы по теме. В таком случае отработка осуществляется только в конце семестра. Студенты же высказали пожелание о возможности повышения рейтинга по теме выполнением дополнительного задания или контрольной работы в течение семестра.

Таким образом, и по анализу успеваемости и по опросу студентов показана эффективность функционирования балльно-рейтинговой системы обучения, которая определяется выполнением совокупности дидактических условий на всех этапах ее практической реализации, в частности:

1. выявления и формулирования компетенций;

2. осуществлением отбора содержания обучения адекватно выявленным компетенциям;

3. использованием в процессе обучения организационных форм и методов, обеспечивающих активизацию учебно-познавательной деятельности;

4. обеспечением процесса формирования компетентности будущих специалистов дидактическими средствами, адекватными новому содержанию.

Подводя итоги, отметим, что в ходе проведенного исследования получены следующие результаты и сделаны выводы:

• введение балльно-рейтинговой системы обучения в целом положительно влияет на успеваемость студентов;

• введение балльно-рейтинговой системы создает основу для формирования принципиально новой системы оценки качества знаний в соответствии с рейтинговой оценкой по темам;

• система определения рейтинга студента выступает как средство повышения успеваемости студентов;

• изучение материалов дисциплины, разделенных по темам, позволяет студентам легче изучить, усвоить материалы соответствующей темы и лучше проявить свои знания на контрольных мероприятиях за определенную часть

курса, чем за весь курс в целом в конце семестра;

• наглядность рейтинга студента, отраженная в системе «Электронный дневник» является стимулирующим средством для сознательной работы студента - стремлением к самовыражению, совершенствованию и т.д.

Таким образом, применение балльно-рейтинговой системы обучения и оценки знаний студентов в НИУ «БелГУ» по сравнению с традиционной системой в целом показало свои первые положительные результаты, что позволяет использовать ее для организационных и управленческих решений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие. / кол. авторов ; под ред. Бордовской Н.В. М.: КНОРУС, 2010.432 с.

2. Щеднова Т.Н. О методике определения рейтинговой оценки при контроле знаний студентов // Международный конгресс женщин математиков. Тезисы докладов. Красноярск, 2002. С. 67-68.

3. Сазонов Б. А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования. М.: «ФИРО», 2006. 184 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.