Научная статья на тему 'Определение публично-правовых начал, обусловливающих возможность активного участия органов прокуратуры в регулировании частноправовых отношений'

Определение публично-правовых начал, обусловливающих возможность активного участия органов прокуратуры в регулировании частноправовых отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
149
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Томилов А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение публично-правовых начал, обусловливающих возможность активного участия органов прокуратуры в регулировании частноправовых отношений»

банком или иной кредитной организацией иностранной валюты либо о переводе валюты в банк, который пользуется правом продажи валюты (п . 6 ст. 47);

- рассмотрение жалоб на постановление судебного пристава-исполнителя о возвращении исполнительного документа суду или другому органу, его выдавшему, при невозможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия или воздержаться от их исполнения (п . 4 ст. 73);

- рассмотрение жалоб на постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий (п . 5 ст. 84) .

Таким образом, Служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, судебные приставы являются должностными лицами, находящимися на государственной службе, обладают властной компетенцией . Их функции, особенно функции судебного пристава-исполнителя, отличаются от задач и процесса судебного разбирательства, а принудительное исполнение организационно выведено из сферы судебной власти Как неоднократно указывалось в постановлениях Конституционного Суда РФ деятельность судебных приставов и в частности судебного пристава-исполнителя находится в сфере административной юрисдикции

Примечания

1 См . : Собрание законодательства РФ. 2004. № 11 . С . 945.

2 См . : Указ Президента РФ от 13 окт. 2004 г. «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» . Этим же указом Президента РФ утверждено Положение о Федеральной службе судебных приставов // Собрание законодательства РФ. 2004. № 42 . Ст. 4111 .

3 См . : Федеральный закон от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О судебных приставах”» и Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 42 . Ст. 4111 .

4 См . : Кузнецов В. Ф. Организация деятельности Федеральной службы судебных приставов России. М . , 2005 С 53

5 См . : Положение о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов // Рос . газ . 2004.

10 дек

А. Ю. Томилов

определение публично-правовых начал, обусловливающих возможность Активного участия органов прокуратуры в регулировании частноправовых отношений

Общество является сложносоставной структурой, в которой каждый её элемент играет свою роль в зависимости от его влияния на экономические, социальные и иные процессы, происходящие в нем . Структурные элементы, из которых состоит общество, обладают возможностью к самоорганизации и занимают в обществе автономное положение Однако большая часть таких элементов нуждается в строгом определении порядка их деятельности в зависимости от целей, стоящих перед гражданским обществом в определенный временной промежуток

К таким элементам, составляющих общество, порядок деятельности которых нуждается в точном определении, можно отнести государственные органы, призванные обеспечивать функционирование общественных институтов в их конституционной конструкции .

В настоящее время стоит вопрос об определении характеристик того общества, формирование которого осуществляется в нашей стране Определение сущности общества невозможно без учета общемировых тенденций и социально политических обязательств, принятых обществом, через закрепление их в основополагающих нормативных актах К таким обязательствам, безусловно, можно отнести Конституцию и международные договоры, вступившие в силу для Российской Федерации .

По мнению ряда авторов, современное российское общество можно охарактеризовать как общество социального капитализма1 . При этом отмечается, что такое общество сохраняет капиталистические устои, как-то: частную собственность, юридическое равенство, свободу договора, конкуренцию, стремление к максимальной прибыли Одновременно с этим такое общество имеет тенденцию к максимальной коллективизации и социализации, и его основными принципами являются: стремление к социальному партнерству, выполнение частной собственностью социальных функций и стремление к социальной справедливости Необходимо отметить, что данные принципы закреплены в Конституции РФ в ее ст. 7 и 8, где определено, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты . Одновременно с этим государство гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности Все это позволяет, согласится с тем, что определение современного общества как общества социального капитализма правомерно

Государство принимает на себя политические гарантии по осуществлению различных мер социального характера в экономической, социальной и духовной сфере общества . Это является результатом того, что «люди стремились создать такой тип общества, который гарантировал бы всем гражданам удовлетворение основных жизненных потребностей через организованный рынок труда, представительную демократию, систему социального обеспечения и общественных служб»2 . В связи с этим правомерно говорить о том, что общественные отношения, которые ранее регулировались «частным» правом и к устоям общества не относились, переходят в сферу «публичного» права и начинают относиться или примыкают к устоям общества3 .

Вопрос о соотнесении частного и публичного в российском обществе всегда был актуален, что происходит из особенностей формирования и функционирования нашего государства, его общественных основ и правовых институтов . За любой деятельностью в обществе скрыты живые люди и социальные группы . Можно говорить о новой тенденции в объективном развитии современного общества, связанного с особенностями функционирования как экономики, так и социальных отношений в ее глобальном (планетарном) понимании, что определяет экономический и социальный детерминизм развития России; и это одновременно порождает определенную динамику изменений в общественно-политических отношениях внутри российского общества . Изменения, происходящие в обществе, необходимо отслеживать и обеспечивать эффективные правовые механизмы их регулирования

Имеется вероятностная возможность ошибки при определении принципов регулирования общественных отношений в период смены общественных императивов поведения, где возможен ничем не оправданный резкий переход от тоталитарного контроля к нигилистическому отношению по определению возможности регулирования и участия государства в частноправовых отношениях Об опасности как крайнего этатизма, так и ухода государства от контроля над хозяйственной, частноправовой жизнью общества предупреждал русский философ Н . А . Бердяев, который говорил, что «хозяйственным субъектом должна быть призвана кооперация людей, трудовой синдикат и отдельный человек, поставленный организацией общества в условия, исключающие возможность эксплуатации своих близких Государство при этом будет иметь контрольные и посреднические функции, призванные не допускать угнетения человека человеком»4 .

Выполнения социальной задачи, исключающей эксплуатацию, дискриминацию и угнетение человека, приняло на себя современное государство Государство осуществляет

стоящие передним задачи через систему охранительных мер, определенную систему законодательных актов и государственных мероприятий, представляющих «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство»5 .

Центральными здесь являются те принципы, которые закладываются в правовое построение государства, они же определяют организационно-функциональную структуру построения и механизм осуществления государственной власти органами государства При этом государственные органы при реализации своих управленческих функций применяют в своей деятельности специализированные формы, методы и процедуры, закрепленные в правовых актах На государственные органы возлагаются не только права, но и ответственность за реализацию своих полномочий . Для эффективности подобной модели функционирования органов власти предусматриваются механизмы обратной связи, которые должны реагировать на определенные изменения в обществе, возникновения в нем новых тенденций и потребностей В нашем обществе с этой целью создана Общественная палата, на это направлена деятельность средств массовой информации

Вместе с тем в современном российском обществе стоит проблема защищенности как индивида, так и организации от неправомерных действий Фиксируется, что правоприменительная практика порою резко отличается от тех идей, которые закладывались в законы при их принятии Имеют место неправомерные действия с использованием государственных механизмов, которые в определенной степени используют не только государственные структуры, но и частные лица В последнее время в это вовлекаются и судебные органы Использование судебного решения для «правового» присвоения чужой собственности получает огласку (ОАО «Нижнекамскнефтехим»6, Московский завод счетно-аналитических машин им . В . Д. Калмыкова7) .

Общество стоит перед выбором определения границ публичного и частного, которые предопределят возможность не только обращения, но и участия государственных органов в защите частноправового интереса . На определение указанных границ во многом влияют господствующие в обществе стереотипы поведения, а порою и неосмысленность представлений и понятий, которыми руководствуются

Вопрос о неоднозначности понимания задач, стоящих перед обществом, и возможностью их реализации возможно проанализировать на примере законодательства о Прокуратуре РФ

Федеральный закон «О Прокуратуре Российской Федерации» определяет, что организация и порядок деятельности Прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, настоящим федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации Одновременно с этим прокуратура осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами (ст. 4 ФЗ «О Прокуратуре Российской Федерации») .

Прокуратура занимает особое место среди органов государственной власти, осуществляющих сдержки и противовесы как между государственными органами власти, так и обществом Именно через органы прокуратуры общество и государство может оперативно осуществить необходимые меры, направленные на преодоление каких-либо негативных явлений в обществе Одновременно с этим формы и методы действия любой государственной структуры должны отвечать внутренним особенностям жизни общества В нашем обществе, где велико значение государственных структур и степень их влияния на общество, прокуратура занимает особое место . В последнее время выдвигается гипотеза о существовании особой ветви власти — «контрольной»8, которая в России на сегодня рассредоточена среди различных властных структур Государственные органы, входящие в структуру контрольной власти, призваны действовать в рамках своей компетенции Прокуратура как представитель такой контрольной власти осуществляет свою деятельность в целях обеспечения

верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства (ст. 1 ФЗ «О Прокуратуре Российской Федерации») Правомерно говорить о том, что осуществляемый ею контроль должен иметь различные формы, одной из которых является участие в делах, возникающих из гражданско-правовых отношений . Участие прокурора в делах, возникающих из частноправовых отношений, ставит вопрос о пределах этого участия Действующее законодательство очертило эти пределы В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших (ст. 27 ФЗ «О Прокуратуре Российской Федерации») . Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности . В суд общей юрисдикции прокурор обращается в случае защиты прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд

Отвечают ли эти жестко определенные пределы участия прокурора в частноправовых отношениях потребностям общества?

В последние годы в странах континентального права наблюдается тенденция сужения функций прокуратуры в гражданском производстве. Например, в Германии с 1 июля 1998 г. прокуратура больше не участвует в рассмотрении гражданских (в том числе и семейных) дел

В системе общего права прокуратура даже формально не считается защитницей законности или гарантом справедливого отправления правосудия . Ее функция в гражданском процессе сводится исключительно к представительству публичных интересов, и то преимущественно в их узком понимании как интересов правительства (исполнительной власти) . Типичной для этой системы формой участия прокуратуры при рассмотрении гражданского дела является выступление в качестве истца или ответчика от имени государства (например, в США атторнейская служба выступает истцом по делам о взыскании штрафов за налоговые нарушения и ответчиком по искам плательщиков налогов) Как и в континентальной системе права, представительство интересов государства прокуратурой осуществляется чаще всего при условии затруднительности определения иного государственного органа, полномочного в данном случае представлять интересы государства

Для защиты интересов государства прокуратура вправе принимать участие в делах о взыскании ущерба с государственных учреждений, должностных лиц и даже рядовых служащих .

В ряде случаев государственный интерес понимается шире, чем интерес общества В частности, законодательством США атторнеи уполномочены предъявлять иски (или поддерживать требования специальных учреждений или частных лиц), связанные с охраной от загрязнений воздуха, воды, акваторий, контролем за шумом, транспортировкой опасных грузов9 .

Подобное определение места прокуратуры в частноправовых отношениях имеет под собой определенный как правовой, так и культурно-исторический аспект Необходимо отметить, что вопросы защиты прав личности в его нынешнем виде пришли к нам из европейского права Так, например, вопрос о возмещении морального вреда был впервые поставлен

в Англии еще в 19 в . , а в российском праве необходимость его введения начала обсуждаться только в начале 20 в . 10 В европейских странах существует развитое процессуальное законодательство, которое создает целую систему обеспечения защиты нарушенных прав . Так, в законодательстве Швейцарии, Австрии, Франции, ФРГ и США в отдельных случаях в силу закона или соглашения допускается ведение дела частными лицами от своего имени, но в защиту чужих интересов, развита система защиты групповых интересов, в том числе и частными организациями, действует эффективная системы адвокатуры . Наличие подобных охранительных мер в зарубежных странах обусловливает существование и действенное выполнение «индивидуалистической теории» . В соответствии с названной теорией предполагается, что «интересам взрослого индивидуума в наилучшей степени соответствует максимальная свобода и ответственность за выбор цели, средств и поведения для ее достижения, так как каждый лучше, чем кто-либо другой, знает свои собственные интересы и способен принимать решения, оптимальные для их удовлетворения . Принцип индивидуализма защищает человека от чрезмерной активности государства, которое должно поддерживать правопорядок, защищать индивидуальные интересы от нарушений со стороны других лиц, обеспечивать выполнение обязательств . В Америке говорят: «то правительство, которое правит меньше всего, правит лучше всего (The government that governs leas governs best)»11.

Конституция РФ также гарантирует оказание квалифицированной юридической помощи гражданам России, но возможность предоставления подобной помощи, её объем и действенность в разы отличается от аналогов подобной помощи в иных странах . Организация юридической помощи, степень правовых гарантий и возможностей, которые предоставляются организациям, гражданам, их представителям, адвокатам, не соответствует требованиям процессуального законодательства, которое взяло за основу принцип состязательности и возложило на стороны, участвующие в деле, как обязанность по доказыванию своих требований, так и сбор необходимых доказательств О наличии такого пробела в правовом регулировании указывает ряд авторов12 .

Подобная позиция российского законодательства во многом обусолвливается взятыми на себя Российской Федерацией международными обязательствами, как-то: обязанность привести деятельность прокуратуры в соответствии со стандартами Совета Европы [ч . V п . 7 Заключения парламентской ассамблеи Совета Европы № 193 (1996) по заявке России на вступление в Совет Европы]13 .

Вместе в тем автоматическое перенесение опыта европейских стран на российскую почву чревато рядом опасностей, которые в большей мере лежат не в правовой, а психологической сфере Отсутствие сложившейся и адекватно воспринимаемой обществом правоохранительной и судебной системы может привести к тому, что часть общества будет воспринимать судебную систему как враждебную или бесполезную, что станет шагом к изоляционизму по социальному или групповому признаку Изоляционизм будет усиливаться по мере усложнения правоотношений и необходимости прибегать к услугам лиц, компетентных в этих вопросах . Отсутствие развитой общественной системы, имеющей в своем составе различные структуры, которые могут оказать незамедлительную помощь всем нуждающимся, что может привести к реакции отторжения В свою очередь социальное отторжение способно повлечь консолидацию граждан в своеобразные групповые гетто, которыми внешние факторы (деятельность государственных структур, милиции, прокуратуры и суд) будут восприниматься исключительно как карательные

На наш взгляд, с целью преодоления складывающихся негативных явлений в обществе государственные структуры должны уходить из фазы активного участия в тех или иных правоотношениях только после создания альтернативных структур, опирающихся на различные группы общества и ими поддерживаемые Наличие такого подхода, по нашему мнению, это необходимость, и на то имеются приемлемые для всех мотивы «В ходе эволюции человек всегда с готовностью вступал в обязывающие его отношения, когда видел вытекающие из них выгоды»14 . Увидеть выгоды из нового положения можно только в системе реализации новых возможностей

В действующем законодательстве должны быть заложены целостные основы взаимосвязей человека, коллектива, общества и государства Появление в законодательстве отдельных вкраплений, которые направлены на придание ему неких новых прогрессивных форм, должно быть оправдано только в том случае, если имеется на то воля общества, и только в этом случае возможно избежать как сегодня, так и в будущем негативных общественных явлений

Право в целом всегда отражало определенную степень консерватизма, который цементировал общество, обеспечивал его нормальное текущее существование, что сегодня импонирует большей части российского общества Активная регулирующая роль государства должна прослеживаться во всех сферах жизни общества, а общественная жизнь должна протекать в рамках закона и стремится к саморегуляции Стремление к саморегуляции — это цель, которая может быть достигнута в ходе длительного периода времени, смены поколений, для которых модель соотношения личного, общественного, государственного и группового будет иметь четко обусловленные границы, а не представляться размытой абстракцией, в которой разобраться в состоянии только профессионалы

Примечания

1 См . : Хабриева Т. Я. , Чиркин В. Е. Теория современной конституции. М. : Норма, 2005. С. 182 .

2 Кууси П . Этот человеческий мир . М . : Прогресс, 1988. С . 319.

3 См . : Хабриева Т. Я. , Чиркин В. Е. Указ. соч. С. 185 .

4 См . : Бердяев Н . А. Истоки и смысл русского коммунизма . М. : Наука, 1990. С. 152 .

5 См . : Философский словарь . М . : Политиздат, 1980. С . 329.

6 См . : Васильев С . Успешный бизнес чреват опасностями // Рос . газ . 2005. 27 сент.

7 См . : Кузмин А . Можно ли призвать к порядку наемного менеджера? // Рос . газ . 2005. 6 окт.

8 См . : Хабриева Т. Я. , Чиркин В. Е. Указ. соч. С. 238.

9 См . : Здрок О. Н . Гражданский процесс зарубежных стран. М . , 2005. С . 110-111 .

10 См . : Беляцкий С . А . Возмещение морального (неимущественного) вреда . М . : Городец, 2005. С . 19, 62-63.

11 См . : Елисеев Н . Г. Гражданское процессуальное право зарубежных стран . М . : Проспект, 2004. С . 361 .

12 См . : Гусев В. Г. О реализации права на судебную защиту в гражданском и арбитражных процессах // Заметки о современном гражданском и арбитражном процессуальном праве . М . : Городец, 2004. С . 187-191 .

13 См . : Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью . М . : Спарк, 1998. С . 24 .

14 См . : Кууси П . Указ . соч . С . 347

В. Р. Халиков

защита трудовых прав как новый институт трудового права российской федерации

Впервые в трудовом законодательстве РФ с принятием нового Трудового кодекса РФ (ТК РФ) появился такой правовой институт, как защита трудовых прав работников Защита трудовых прав является одной из юридических гарантий, которые вправе использовать работник в случае нарушения его прав Это также предусматривается в содержании права работника на труд, так как последнее предполагает установленную государством систему надежных гарантий от произвольного нарушения этого права1

Под юридическими гарантиями трудовых прав работника понимаются установленные законодательством организационно-правовые средства, с помощью которых обеспечивается осуществление и защита данных прав2 По содержанию и способам все гарантии трудовых прав работника делятся на материально-правовые и процессуально-правовые Именно к материально-правовым гарантиям относится право работника на защиту своих трудовых прав

Определение понятия «защиты трудовых прав» в ТК РФ не содержится В этой связи представляется необходимым дать трактовку понятия «защиты» При этом необходимо от-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.