Научная статья на тему 'Обучение монологическому высказыванию иностранцев на начальном этапе изучения русского языка'

Обучение монологическому высказыванию иностранцев на начальном этапе изучения русского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
426
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / ГОВОРЕНИЕ / МОНОЛОГИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / НАВЫКИ И УМЕНИЯ / ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Отменитова О.М., Цоколь Л.П., Харитонова Н.В.

В данной статье рассматривается проблема формирования умения говорения, в частности, обучения монологическому высказыванию иностранных учащихся на начальном этапе обучения. Авторами описывается система работы, направленная на достижение данной цели. Эта система включает в себя постановку учебных целей и задач, описание заданий, этапов работы по подготовке студентов к собственному монологическому высказыванию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение монологическому высказыванию иностранцев на начальном этапе изучения русского языка»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

государство и население, система образования, клонирование, средства массовой информации, спорт, культура и искусство, наркомания.

Резюмируя вышесказанное, мы делаем вывод о том, что богатый тематический репертуар морального дискурса немецкоязычных СМИ обусловлен такой специфической характеристикой феномена морали, как "вездесущность" и "всеохватность" по отношению ко всем сферам человеческого бытия и подчеркивает ее социальность и императивность. Мораль пронизывает все бытие человека, и это находит свое отражение в наборе тематических репертуаров морального дискурса. Список использованной литературы:

1. Ошкина, К. В. Способы языковой актуализации морального дискурса (на примере немецкоязычных СМИ) [Текст] : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / К.В. Ошкина. - Иркутск: ИГЛУ, 2006. - 219 с.

2. Макаров, М. Л. Основы теории дискурса [Текст] / М. Л. Макаров.— М.: ИТДГК "Гнозис", 2003. - 280 с.

3. Дейк, Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация [Текст] : пер. с англ. / Т.А. ван Дейк; сост. В. В. Петрова; под ред. В. И. Герасимова; вступит. ст. Ю.Н. Караулова и В.В. Петрова. - М.: Прогресс, 1989. - 312 с.

4. Москальская, О. И. Грамматика текста (пособие по грамматике немецкого языка для ин-тов и фак. иностр. яз.) [Текст] : уч. пособие / О. И. Москальская. - М.: Высшая школа, 1981. - 183 с.

5. Linke, A. Studienbuchlinguistik [Text] / A. Linke, M. Nussbaumer, T. R. Portmann. - Tubingen: Niemeyer, 1996. - 472 S.

6. Лингвистический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. В. Н. Ярцева. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 685 с. (ЛЭС)

7. Die Abschaffung der Gesundheit // Der Spiegel. - 2003. - № 32. - S. 120.

8. Duden Deutsches Universalwörterbuch [Text] / hrsg. und bearb. vom Wissenschaftlichen Rat und den Mitarbeitern der Dudenredaktion. [ Red. Bearb.: Mattias Wermke...]. - 3., völlig neu bearb. und erw. Aufl. -Mannheim; Leipzig; Wien; Zürich: Dudenverl., 1996. - 1816 S.

© Неволина К.В., 2016

УДК 372.881.161.1

О.М.Отменитова

канд. пед. наук, доцент ТВГТУ, г. Тверь, РФ

Л.П.Цоколь

канд. пед. наук, доцент ТВГТУ, г. Тверь, РФ

Н.В.Харитонова ст. препод. ТВГТУ,г. Тверь, РФ

ОБУЧЕНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ ИНОСТРАНЦЕВ НА НАЧАЛЬНОМ

ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема формирования умения говорения, в частности, обучения монологическому высказыванию иностранных учащихся на начальном этапе обучения. Авторами описывается система работы, направленная на достижение данной цели. Эта система включает в себя постановку учебных целей и задач, описание заданий, этапов работы по подготовке студентов к собственному монологическому высказыванию.

Ключевые слова

Русский язык как иностранный, говорение, монологическое высказывание, формирование речевой

компетенции, навыки и умения, лексическая тема.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

На начальном этапе обучения русскому языку формирование речевой компетенции проходит в двух направлениях: обучение монологической речи и обучение диалогической речи. Монологическое высказывание является компонентом процесса общения, которое кому-то адресовано. Формирование основополагающих навыков общения подразумевает выработку навыков и умений не только ставить коммуникативно-познавательной задачи, но и самостоятельно решать их.

При обучении иностранцев русскому языку необходимо следовать требованиям Государственного образовательного стандарта, в соответствии с которым иностранные учащиеся должны осуществлять речевое общение в устной форме в рамках актуальной для данного этапа тематики, перечисленной в этом документе.

Эти требования отражены в созданном на кафедре русского языка подготовительного отделения факультета международного академического сотрудничества Тверского государственного технического университета учебном комплексе «Мир», который состоит из Вводного и Основного курсов [1, 2, 3], а также целого ряда пособий, позволяющих совершенствовать языковую компетенцию и формировать навыки по четырем видам речевой деятельности, в частности, навыки говорения.

В практике преподавания русского языка как иностранного при обучении монологическому высказыванию преподаватель преследует следующие цели: 1) научить формулированию собственных законченных мыслей, 2) обучить логическому развертыванию мыслей с их аргументацией, 3) научить грамотному оформлению мыслей. При решении этих задач от иностранных учащихся требуется не механическое воспроизведение текста, а его творческая интерпретация. В учебные материалы авторами включены задания:

1) дать полные ответы на вопросы;

2) пересказать текст, в котором повествование ведется от первого лица, от 3-его лица или, наоборот, пересказать текст, где повествование идет от третьего лица или от лица одного из героев;

3) составить мини-рассказ об одном из участников диалога;

4) высказать собственную версию дальнейшего развития событий, описанных в тексте;

5) дать оценку поступкам героев и аргументировать свою точку зрения;

6) прокомментировать описанные в тексте события.

Для облегчения деятельности как студентов, так и преподавателей в Основной курс учебника «Мир» введена специальная рубрика «Работа над лексической темой», которая включает в себя отбор лексики, необходимой для ведения разговора на ту или иную тему. Так, на первом этапе работы по подготовке к монологическому высказыванию «Система образования» студентам дается список слов и словосочетаний по данной лексической теме: учиться, изучать, обучать, поступать, сдавать, тестирование, получать, защищать, учебные заведения, гимназия, колледж, вуз, профильная школа, диплом, диссертация, аспирант и др. Предлагается выполнить упражнения на словообразование (строить—строитель - строительный), на установление логических связей (ученик - школа, бакалавр - бакалавриат), на формирование новых глагольных управлений (состоять из кого? из чего? + в чем?; защищать кого? от кого? + что?). Кроме того, на этом этапе большое внимание уделяется заданиям на понимание, в которых учащиеся должны объяснить смысл тех или иных предложений (Какой будет наша планета через 30 лет, покажет время. Сейчас идет реформа системы образования.) или на установление логических связей (подобрать к существительным прилагательные, к глаголам - наречия). Помимо этого, студентам предлагается ознакомиться с диалогом и выбрать из него информацию, касающуюся общеобразовательных учреждений и объяснить, чем они отличаются друг от друга. Затем учащиеся рассказывают о системе профессионального образования, о системе послевузовского обучения. Завершающим заданием на первом этапе подготовки к собственному монологическому высказыванию является дополнение схемы «Система образования в России», которая приводится в учебнике [3, с. 86], и рассказ об отличии системы образования на родине и в России.

Такие виды заданий дают возможность не только более тщательно поработать с текстом, но и создать собственные монологические высказывания.

Следующим этапом обучения монологическому высказыванию является сам процесс его создания.

Лексика усваивается студентами в ходе выполнения различных заданий, содержащих, кроме всего

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

прочего, словообразовательные упражнения.

Для выполнения задач, связанных обучению говорению, создано методическое пособие «Обучение монологической речи на русском языке» [4], которое применяется на завершающем этапе работы по созданию собственного высказывания. Структура данного пособия представляет собой список изучаемых лексических тем, которые сгруппированы по этапам обучения. Кроме того, к каждой лексической теме предлагается план и образцы высказывания, на основе которых учащимися продуцируются собственные рассказы.

Если в начале обучения тематика высказываний отвечает интенциям учащихся, соответствует их уровню владения языком и отличается небольшим объемом (например, «О себе», «Моя семья», «Мой друг, «Наша группа» и др.), то в дальнейшем содержание и объем монолога увеличиваются. От учащихся требуется высказать собственное мнение по той или иной проблеме (например, «Почему я изучаю русский язык», «Выбор профессии», «Природа и человек» и другие).

Особенностью изучения лексических тем является их соотнесенность с определенным грамматическим материалом. Так, например, при изучении способов выражения причинно-следственных отношений в простом и сложном предложении изучается проблема «Экология: природа и человек». А при изучении способов выражения условных и уступительных отношений рассматривается проблема современного города.

Особый интерес у студентов вызывают те лексические темы, в ходе изучения которых предполагается сравнение изучаемых страноведческих реалий , относящихся к России, и реалий, относящихся к родной стране.

Разработанная авторами система обучения монологической речи позволяет учащимся без особых затруднений продуцировать интересные по содержанию, оригинальные по форме, значительные по объему высказывания в рамках изучаемых лексических тем.

Данная работа настолько увлекает учащихся, что многие их них, проявляя свои творческие способности, создают собственные эссе, новеллы, рассказы, тематика которых не связана с учебным материалом.

Список использованной литературы:

1. Цоколь Л.П., Отменитова О.М. Мир. Учебник русского языка для подготовительных факультетов. Вводный курс. 2-е изд.-Тверь, изд-во ТГТУ, 2003. - 244 с.

2. Цоколь Л.П., Отменитова О.М. Мир. Учебник русского языка для подготовительных факультетов. Основной курс. Часть 1. 2- изд. - Тверь, 2010. 291 с.

3. Цоколь Л.П., Отменитова О.М. Мир. Учебник русского языка для подготовительных факультетов. Основной курс. Часть 2. 2- Тверь, 2005. 100 с.

4. Отменитова О.М., Цоколь Л.П. Обучение монологической речи. Учебно-методическое пособие. - 2014. 36 с.

© Отменитова О.М., Цоколь Л.П., Харитонова Н.В., 2016

УДК 008.(091)

А.А. Полторак

Бакалавр лингвистики Гуманитарный факультет Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет Комсомольск-на-Амуре, Российская Федерация

ВОСПРИЯТИЕ ФЕНОМЕНА ХОББИ В АНГЛИЙСКИХ И РУССКИХ ПОСЛОВИЦАХ

Аннотация

В данной статье анализируется восприятие феномена хобби представителями английской и русской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.