Научная статья на тему 'Образование для обеспечения сопричастности и когнитивной интеграции взрослых'

Образование для обеспечения сопричастности и когнитивной интеграции взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / АНДРАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / САМООБРАЗОВАНИЕ / КОГНИТИВНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / СОПРИЧАСТНОСТЬ / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ / ADULT EDUCATION / ANDRAGOGIC APPROACH / LIFELONG LEARNING SYSTEM MODEL / SELF-EDUCATION / COGNITIVE INTEGRATION / SOCIAL NETWORKS / PARTICIPATION / INVOLVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саргсян Аревик Сергеевна

В статье рассматриваются проблемы образования и самообразования взрослых в культурно-образовательном пространстве Армении. Представлен феномен когнитивной интеграции как результата стремления людей к сопричастности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education for ensuring participation and cognitive integration of adults

Some problems of adult education and self-education in the cultural-learning space of Armenia are presented. The phenomenon of cognitive integration as a result of willingness of being participated is presented

Текст научной работы на тему «Образование для обеспечения сопричастности и когнитивной интеграции взрослых»

А. С. Саргсян

(Ереван, Армения)

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОПРИЧАСТНОСТИ И КОГНИТИВНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ВЗРОСЛЫХ

В статье рассматриваются проблемы образования и самообразования взрослых в культурнообразовательном пространстве Армении. Представлен феномен когнитивной интеграции как результата стремления людей к сопричастности

Непрерывное образование (НО] способно укрепить социальные связи человека, особенно ослабевающие в пожилом периоде жизни, выполняя важную социопсихологическую роль. Реальная гуманизация общества, обеспечение творческого долголетия поможет поставить на службу обществу неисчерпаемый творческий и трудовой потенциал растущей армии пожилых людей, которые в советской стране получили хорошее образование, успели достичь определенных высот в своей профессиональной карьере, имели определенный социальный статус. Это чрезвычайно важно в условиях постоянного «старения» современного общества и резкого сокращения традиционных источников кадрового пополнения. Так, например, в Японии и в ряде других стран новое поколение не способно и не хочет работать, и «третий возраст» людей отодвигается на определенный срок, государством продлевается пенсионный возраст. В этом случае задачей системы непрерывного образования в такой стране является подготовка к жизни следующего, нового поколения, с поддержкой и совершенствованием навыков предыдущего.

Мы родились и живем не просто в эпоху перемен, а в период смены социально-экономических эпох. Будущее врывается в нашу жизнь и необратимо изменяет окружающий нас мир. Мы хронически отстаем от изменений, не успеваем их осмыслить, понять их суть, найти рациональный способ действий. Мы вынуждены действовать на ощупь, зачастую наугад. Результатом является хронический стресс, который Элвин Тоффлер называет шоком будущего [1].

Как ни странно, многие представители и более молодого поколения Армении сегодня не «находят» себя в жизни, не могут адаптироваться ко все возрастающим требованиям работодателей, и это - на базе врожденного

качества любого армянина легко и быстро приспосабливаться к новым жизненным условиям. Следствиями сказанного становятся постоянный нервный стресс, ведущий в конце концов к потере здоровья, потере веры в завтрашний день, ведущий к новой волне эмиграции населения. Люди перестают видеть надежду на светлое будущее для себя и своих детей, полностью теряются.

Одной из возможных причин вышесказанного является схоластичность, метафизичность системы образования в школе и в вузе. Мы передаем детям и студентам набор знаний, и лишь в лучшем случае - некоторых умений, однако не создаем в мозгу и душе обучающегося нечто структурированное, уложенное в одну цельную систему общее с его предыдущим знанием и умением и открытое для дальнейшего самостоятельного развития.

Педагогической науке сегодня необходимо переосмыслить структурную модель непрерывного образования, отведя в ней почетное место самообразованию наряду с дошкольным, общим, профессиональным средним и высшим образованиями.

Самообразование является ведущей формой образования взрослых как такового, и залогом этого стал беспрецедентный всплеск в создании, развитии и распространении сетевых сообществ разного толка (имеющих различные рейтинги], спровоцированный бурным развитием телекоммуникаций.

Андрагогический подход в вопросах организации, подготовки и проведения образовательных и просветительских мероприятий на сегодняшний день незаменим и в дополнительном профессиональном образовании, и в академической средней, профессиональной и высшей школе, и даже в некоторых вопросах обучения детей дошкольного возраста. Это касается вопросов ориентации при обучении,

временной перспективы, самоконцепции, планирования и, в особенности, климата процесса обучения.

В последнее время стало модным участие во всевозможных творческих мастерских, мастер-классах, где, по идее, должно оттачиваться мастерство, должны «полироваться» до блеска уже имеющиеся в наличии знания и умения учащегося.

Обучающиеся часто стремятся подменить академическое обучение (четырех-шестилет-нее] набором мастер-классов, занятиями с репетиторами. Разумеется, многое при этом теряется.

Как справедливо замечал С. Г. Вершлов-ский, «в условиях становления рыночной экономики, когда главным заказчиком и потребителем образовательных услуг становится взрослый, приоритеты в области образования «расставляет» он сам. Следовательно, личностно ориентированный прогноз становится основой разработки действенной политики в области образования» [4].

Приведем некоторые результаты исследования рынка неформального образования Армении [6]. В режиме подмастерья профессиональные навыки в стране получают в год больше 156.000 человек, которые платят мастерам в частном порядке до 2,8 млрд. драм (около 8 млн. долларов США] в год. У всевозможных репетиторов занимаются по меньшей мере 140.000 человек в год (население Армении составляет 3,3 миллиона человек], и оплачиваются эти услуги в размере 40 млрд. драм (около 100 млн. долларов США] в год. Для сравнения: бюджетное финансирование образования в нашей стране в 2010 году составило порядка 98 млрд. драм. Фактически наше неравнодушное к образованию общество покрывает, восполняет пробелы государственного бюджетирования, поддерживая учителя в размере, почти равном половине государственного финансирования.

Что же ищет современный человек, в чем видит смысл жизни, что беспокоит его больше всего, ради чего он готов пожертвовать временными и другими ресурсами?

Процесс эволюции человечества, в общем, можно рассматривать [2] как цепочку переходов от одной парадигмы к другой, каждый раз к новой цели: первобытно-кочевое общество имело цель - СЕМЬЯ, первобытно-осёд-лое общество имело цель - СВОБОДА, феодальное общество имеет цель - СОБСТВЕННОСТЬ, индустриальное общество имеет цель

- СОЗИДАТЕЛЬНОСТЬ, формирующееся сейчас постиндустриальное общество будет иметь цель - СОПРИЧАСТНОСТЬ.

И действительно, в СЕМЬЕ дикий человек нашел безопасное душевное и физическое существование.

Затем, в борьбе с кочевыми племенами захватчиков за право на СВОБОДНУЮ жизнь на своей земле в течение многих лет креп дух наших предков.

Раздел и передел СОБСТВЕННОСТИ на рабов, на земли, на золото, а позже на заводы и фабрики, финансы перекраивал атлас Земли многократно.

До сих пор наивысшим достижением любого человека считается продукт его СОЗИДАТЕЛЬНОЙ деятельности. Это господствующая сегодня парадигма жизненной цели.

Неравнодушные к чужому горю, проблемам другого, часто географически далеко расположенного общества, профессионалы своего дела - врачи, специалисты по образованию, социальные работники и в особенности спасатели - готовы откликнуться по первому зову (и это - мировая практика уже последних лет двадцати]. Быть СОПРИЧАСТНЫМ процессам в государстве, в регионе, на континенте, в мире в конце концов, а в обозримом будущем, возможно, и в Галактике, быть сопричастным по-разному - начиная хотя бы с уровня осведомленности и вплоть до профессионализма не только в «своей» сфере, но и в смежных, а то и в диаметрально противоположных областях (ярким примером могут служить участники популярных телевизионных проектов «Ледниковый период», «Две звезды» и пр.] - сегодня стало необходимостью для многих.

Именно стремление к сопричастности движет людьми в их деятельности в виртуальном пространстве различных сетевых сообществ: узнавать профессиональные и прочие всевозможные новости из «первых рук», делиться интересными сведениями одновременно с большим числом друзей, находящихся на огромных расстояниях друг от друга.

Сопричастность, активное участие возможно лишь при условии наличия определенного багажа знаний и умений в соответствующей области. Особенно важно отношение к явлениям, процессам, взаимодействиям, ко всему, что связано с этой областью и теоретически, и на практике. Отношение - выработанное, сформировавшееся в результате деятельности, именуемой познанием.

28

Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО

В наш век знание не может являться частной собственностью, да и не должно, потому что знания и умения превращаются в ценность лишь тогда, когда поделишься ими с кем-то. Так, например, в корпорациях на смену управляемому междисциплинарному общению приходит совместная проектная деятельность разных специалистов, чьи знания и компетентности взаимодополнительны.

Феномен когнитивной интеграции людей, самообразовывающихся посредством активной вовлеченности в социальных сетях, следует рассматривать и с точки зрения педагогики социально-культурной сферы. Вследствие влияния информационных технологий растет противопоставление национальных и глобальных общих (всеобщих] культурных устремлений. Тем не менее, взаимные контакты подготавливают новые условия для культурного диалога, разрушая некоторые прежние формы своеобразия в культуре. Развитие взаимных контактов (сохраняя одно-

временно уважение к разнице культур] ведет к утверждению мировой культуры, которая основывается на принципах гуманности.

Для того чтобы выжить, «необходимы смелость, эмоции, самостоятельное мышление, вдохновение, кисти и краски, творческий поиск и интуиция... » [8]. То же в Армении: действительно, менеджеры высшего и среднего звена сегодня «устали» от слова «тренинг», от формализации процесса обучения.

Самообразование сегодня стоит во главе угла. Людям нравится больше, когда они САМИ додумались до чего-то полезного, САМИ научились, САМИ нашли пути решения проблемы. Причем этот самообразовательный процесс легко и эффективно протекает, когда людям удается обучаться вместе. Остается выразить надежду на то, что запланированное сегодня [9] управление процессами самообразования путем сопричастности и когнитивной интеграции в социальных сетях будет служить добру.

Литература

1. ТоффлерЭ. Шок будущего : пер. с англ. - М. : АСТ, 2003. - 557 c.

2. Записи и комментарии в блогах В. В. Анненкова «Ресурсы друзей», «Мой мир Mail.ru» [Электронный ресурс]. - URL: http:// blogs.mail.ru/mail/vann/ (дата обращения: 18.02.2008].

3. Example of an Intercultural Training Module with NILE, AE Embracing Diversity // Developing Strategies for Mainstreaming Intercultural Learning Based on Needs and Experiences // International Perspectives in AE, N53/II, IIZ/DVV, 2005.

4. Вершловский С. Г. Система образования взрослых как объект прогнозирования // Человек и образование. - 2010. - №1. - C. 16-21.

5. Саргсян А. С. Непрерывное образование и образование взрослых: действие и методика. - Ереван, 2008.

6. Промежуточный национальный отчет по образованию взрослых, проект Ассоциации «Образование взролых и обучение на протяжении всей жизни» [Электронный ресурс]. - URL: www.mku.am (дата обращения: 20.10.2011].

7. Подборка с личной страницы автора в социальной сети Facebook [Электронный ресурс]. - URL: http://www.facebook.com/ (дата обращения: 15.09.2012].

8. Пшеницина Ю. Физика, лирика и экономика: обучение через искусство в корпоративных университетах [Электронный ресурс]/ -URL: http://www.e-xecutive.ru/education/adviser/1704206/ (дата обращения: 15.09.2012].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.