Научная статья на тему 'Достижения и перспективы развития непрерывного образования в Армении'

Достижения и перспективы развития непрерывного образования в Армении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
577
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА / ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАМКИ / АССОЦИАЦИЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ВЗРОСЛЫХ / LIFELONG LEARNING / VOCATIONAL SCHOOL / ADULT EDUCATION / ADULT TEACHING / ADULT LEARNING / NATIONAL QUALIFICATION FRAMEWORK / ADULT EDUCATION ASSOCIATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саргсян Аревик Сергеевна, Авагян Арам Аршавирович, Маранджян Татьяна Бабкеновна, Аванесян Варужан Михайлович

Охарактеризован опыт и раскрыты фундаментальные проблемы развития непрерывного образования в Армении в системе «профессиональное обучение высшая школа самообразование». Показана роль армянской ассоциации по образованию взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Achievements and perspectives of lifelong learning development in armenia

The article analyzes the experience and identifies the key issues in the area of lifelong learning in Armenia in the system "professional education higher school self-learning". The role of the Armenian Association of adult education is shown.

Текст научной работы на тему «Достижения и перспективы развития непрерывного образования в Армении»

МеЖ

еждународная деятельность Сотрудничество стран СНГ

А. С. Саргсян, А. А. Авагян, Т. Б. Маранджян, В. М. Аванесян

(Ереван, Армения)

ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АРМЕНИИ

Охарактеризован опыт и раскрыты фундаментальные проблемы развития непрерывного образования в Армении в системе «профессиональное обучение - высшая школа - самообразование». Показана роль армянской ассоциации по образованию взрослых.

В Армении в последнее время интенсивно проводятся реформы в сфере профессионального образования и обучения (ПОО], наблюдается значительный прогресс с точки зрения повышения качества образования и приведения его содержания в соответствие с требованиями рынка труда. В то же время в системе ПОО остается ряд серьезных проблем, основные из которых:

- слабая обеспеченность современной учебно-материальной базой и информационными ресурсами;

- недостаточный уровень квалификации руководителей и преподавателей учебных заведений;

- несоответствие учебных программ и требований к компетенциям выпускников современному уровню технологического развития производства;

- отсутствие образовательных (квалификационных] стандартов по большинству специальностей;

- недостаточно сформировавшееся социальное партнерство, слабая связь между миром образования и миром труда.

Для эффективного и целенаправленного решения всех этих проблем прежде всего необходимо определить, в каких именно спе-

циалистах нуждается рынок труда Армении, причем не только на сегодняшний день, но и в ближайшей перспективе. При этом речь идет не только о количественных показателях (сколько, к примеру, сварщиков или слесарей необходимо поставить на рынок труда и в какие сроки], а в первую очередь - о качественных характеристиках специалистов, т.е. какими знаниями, умениями и в широком смысле компетенциями должны владеть эти специалисты. Ответ на этот вопрос может заключаться в квалификационной характеристике (квалификационном профиле] каждого из специалистов. Но для этого сначала надо определиться с системой (рамкой] квалификаций, так как существующая ныне устарела и не отвечает сегодняшним реалиям рынка труда.

Именно на основании требований этих профилей (профессиональных стандартов] должны разрабатываться квалификационные стандарты, учебные планы и модули, оснащаться учебные мастерские и лаборатории, переподготавливаться преподаватели системы ПОО и т. д.

При наличии новой рамки квалификаций станет возможной разработка всей национальной системы квалификаций страны,

включая механизмы признания результатов обучения, интегрирующих образование и обучение с рынком труда и гражданским обществом; реализацию и развитие институциональных процессов, связанных с обеспечением качества, оценки и присуждения квалификаций, отвечающих интересам всех сторон (работодатели, работники, а также их объединения, эксперты, политики в области ПОО].

Проект Европейского фонда образования, начавшийся в Армении в 2006 году, имеет целью ознакомить политиков сферы образования, а также другие заинтересованные стороны с процессом разработки и внедрения национальной квалификационной рамки, оценить последствия и риски. В контексте того же проекта в экспериментальном порядке были разработаны квалификационные профили некоторых позиций сферы гостеприимства (туризм, гостиничное и ресторанное хозяйство], что позволило сформировать определенный опыт на национальном уровне. Дальнейшие исследования будут весьма уместны и своевременны для окончательного формирования национальной квалификационной рамки и для разработки квалификационных профилей других позиций, востребованных на рынке труда.

Таким образом, разработку и внедрение национальной квалификационной рамки и пересмотр национальной системы квалификаций предлагается определить как приоритетную задачу, направленную на поднятие эффективности и результативности системы ПОО, а также обеспечение необходимого качества образования в условиях развития и укрепления социального партнерства на национальном и региональном уровнях.

Внедрение в Армении Национальной квалификационной рамки (НКРА) соответствует духу ряда стратегических документов, принятых в стране, а также положений соответствующих законов [1-3]. Непосредственными результатами НКРА будут:

- приведение профессионального образования в максимальное соответствие с сегодняшними требованиями и будущим развитием рынка труда;

- обеспечение признания на международной арене квалификаций, присвоенных в Армении;

- обеспечение официального признания результатов неформального и информально-

го (спонтанного] обучения и их сертификации.

Разработка НКРА (а в дальнейшем также ее модернизация] должна быть осуществлена с широким вовлечением всех заинтересованных сторон. Социальное партнерство в этой области считается главным залогом успеха с точки зрения приемлемости и доверия к НКРА со стороны как рынка труда, так и гражданского общества.

Требования, предъявляемые к разработке, внедрению, операционализации и финансированию НКРА, также заранее должны стать предметом широкого обсуждения. Следующим шагом будет разработка и осуществление соответствующего плана действий. Учитывая важность внедрения НКРА для страны, финансирование, требующееся для выполнения работ, должно быть включено в число программ бюджетного финансирования, однако, учитывая высокую ресурсоемкость этого процесса, потребуется также внешняя техническая помощь.

В 2008 году по заказу фонда «Евразия» была исследована и проанализирована ситуация в области ПОО стран Южного Кавказа [4]. Авторы пришли к заключению, что существует ряд проблем, как специфичных для каждой страны, так и общих для всех трех стран. Среди последних выделяются следующие проблемы, которые особенно препятствуют развитию эффективных систем ПОО в регионе:

Проблема № 1: отсутствие профессиональных стандартов. Профессиональные стандарты являются обязательной предпосылкой для создания образовательных стандартов, которые, в свою очередь, необходимы для создания профессиональных образовательных программ. Таким образом, отсутствие профессиональных стандартов делает практически невозможным нормальное функционирование системы ПОО.

Проблема № 2: несоответствие спроса и предложений системы ПОО, которые не удовлетворяют весь спектр рынка труда как по количественным, так и по качественным показателям.

Проблема № 3: несоответствие преподавателей требованиям современного учебного процесса. Качественно устаревшее преподавание, вызванное нехваткой современных знаний и отсутствием новых методов, негативно влияет на качество профессионального образования.

Предполагается, что решение этих проблем приведет к повышению как эффективности, так и результативности системы и обеспечит достижение следующих конкретных и всеобщих целей:

- соответствие содержания и результатов профессионального образования и обучения профессиональным компетенциям, требуемым на рабочих местах;

- соответствие уровней квалификаций и самих конкретных квалификаций, присваиваемых по окончании ПОО, структуре рынка труда вообще и конкретным занятиям/должностям;

- повышение трудоустраиваемое™ выпускников ПОО: снижение уровня безработицы и бедности, улучшение обеспеченности экономики необходимыми кадрами;

- повышение темпов социально-экономического развития страны.

Возросший ритм, динамизм эпохи, являющийся наиболее сущностной и выразительной ее характеристикой, делает систему образования все более уязвимой перед лицом нарастающих изменений во всех социальных сферах. Мобильность, часто приобретаемая ценой потери стабильности и относительной автономии, может привести к стихийности влияния социальных сил и течений на систему образования [5]. В сегодняшней Армении возрастает степень ответственности людей, занятых в сфере образования, не только за состояние дел в системе образования, но и за любые политические и управленческие решения, касающиеся проблем этой системы. Эти решения должны быть тщательно взвешенными, максимально реалистичными, исключающими субъективизм и произвол. Так, по нашему мнению, не совсем верными были решения о юридическом статусе недавно созданного Национального центра развития профессионального образования и обучения как государственного учреждения в составе Национального института образования, о составе Национального Совета по развитию профессионального образования и обучения и др.

Система непрерывного образования

(НО] в стране находится на начальном этапе становления, однако совершенно очевидно, что она должна быть единой, но - многообразной, полифункциональной, взаимоувязанной и состыкованной, «открытой», обеспечивающей высокое качество обучения, не дис-

кретной, а сопровождающей человека в течение всей его жизни. Ее социальная ориентированность должна способствовать максимальному учету интересов и запросов каждой отдельной личности и ее неисчерпаемых возможностей и ресурсов для безграничного развития и совершенствования. Эта соткан-ность из противоречий обусловливает хрупкость равновесия, устанавливающегося между характерными чертами системы. Стоит нарушить такое динамическое равновесие - в одну или другую сторону, в том или ином пункте - и сразу же проявятся негативные последствия: «открытость» может обернуться анархией и бессистемностью, неуправляемостью и, как следствие, снижением качества образования и т. д. Излишнее ограничение открытости приведет к появлению застойной, жесткой, негибкой системы, проявляющей прогрессирующую склонность к закосте-нению.

Стержневой идеей, объединяющей и подчиняющей себе всю деятельность системы непрерывного образования, всех ее ступеней, звеньев и этапов, является идея всестороннего и безграничного развития, совершенствования личности.

Исследование непрерывного образования показывает, что оно не представляет собой ни альтернативу, ни простое дополнение или продолжение существующего образования, ни тем более распространение, «деконцентрацию» традиционного образования на всю продолжительность жизни человека. Оно предполагает радикальную трансформацию нынешнего образования в новую систему, расширенную также за счет нетрадиционных форм. Поэтому непрерывное образование -это не уровень, ступень, вид, форма или тип образования. Это система, имеющая свою специфическую структуру и организацию, новое содержание, базирующееся на собственных адекватных принципах, приобретшая новые функции и, в целом, по-новому решающая многие старые задачи [5].

Важнейшим составляющим звеном непрерывного образования является высшее образование, престиж которого очень высок в Армении. Здоровый консерватизм армянского менталитета сохранил в умах людей ореол элитарности высшего образования, по причине которого семья может пойти на значительные жертвы, лишь бы сын или дочь получили университетский диплом. Царит кре-

денциализм («дипломомания»] - твердое убеждение в том, что только получение диплома (аттестата, свидетельства] гарантирует определенное стабильное, достаточно высокое положение в обществе, престижную работу, высокий доход и другие преимущества. Существует убеждение в том, что такой документ (а тем более ученая степень] венчает и тем самым завершает период активного обучения.

Реалии сегодняшнего дня не сулят выпускникам, к сожалению, ничего хорошего в вопросе трудоустройства. Немногочисленные Центры карьеры не могут решить проблем содействия в трудоустройстве. Если к сказанному добавить, что уровень качества высшего образования в некоторых вузах оставляет желать лучшего, то станет ясной ситуация в высшем образовании в эпоху Болонских перемен. Одной из возможных причин вышесказанного является схоластичность, метафизичность системы образования в школе и в вузе. Мы передаем детям и студентам набор знаний, и лишь в лучшем случае - некоторые умения, однако не создаем в мозгу и душе обучающегося ничего структурированно уложенного в одну целостную систему, общего с его предыдущими знаниями и умениями.

Остается только восхищаться энтузиазмом представителей среднего поколения профессорско-преподавательского состава, постоянно работающих над собой и стремящихся, сохранив все лучшее из советской системы высшего образования, перейти на рельсы современного, ориентированного на студента подхода.

Самообразование - компонент модели системы непрерывного образования. Конечно, во всех других компонентах модели этой системы элементы самообразования в той или иной степени обязательно присутствуют, если под самообразованием понимать индивидуальные самостоятельные занятия. Понятно, однако, что в разных формах степень автономности учащегося различна и относительна. Говоря же о данном компоненте системы непрерывного образования, мы имеем в виду прежде всего самообразование в «чистом виде». Теоретически это можно представить в виде «абсолютной» автономии учащегося - он самостоятельно, без посторонней помощи и подсказки выбирает предмет изучения, программу, пути и средства, темпы и траекторию учебно-познавательной деятель-

ности. Разумеется, такая абсолютная «независимость» вряд ли целесообразна и оптимальна в большинстве случаев. Она может иметь место в тех случаях, когда человек продвинулся далеко за пределы даже высшего образования и когда уже трудно бывает определить грань, за которой его самообразовательная деятельность и любительские занятия перерастают в профессиональную творческую или научную деятельность. Но обычно самообразование играет вспомогательную роль, дополняя учебу в каких-либо видах формального, неформального или инфор-мального образования. При любой организации непрерывного образования на долю самообразования выпадает важная обязанность заполнять промежутки между участием в образовательных институциях и объединять все звенья между собой. В любом случае самообразование очень важно, так как любая образовательная деятельность в рамках системы непрерывного образования предполагает сочетание групп новых и индивидуальных, самостоятельных занятий и, соответственно, овладение навыками и умениями самостоятельного пополнения знаний и т.д. Кроме того, удовлетворение духовных запросов людей еще не стало не то что главной функцией, но даже формально равноценной другим функциям, в первую очередь высшему образованию.

В большинстве случаев самообразование выступает необходимым связующим звеном между разными звеньями системы непрерывного образования, обеспечивая тем самым ее связность и непрерывность. Но было бы принципиально неверно толковать его исключительно как «десерт» к традиционно сложившейся государственной системе общего и профессионального образования, поскольку оно значимо и само по себе, как действенное средство повышения личностью уровня собственных знаний, самостоятельного планирования, управления этим процессом и его реализации. Самообразование пора рассматривать в качестве отдельной самостоятельной единицы в системе непрерывного образования. Вместе с тем организационно очень сложно наладить совершенную и целостную по сути и форме деятельность в области самообразования. При самообразовании основная нагрузка неизбежно падает на самого человека, а внешняя, посторонняя помощь может быть лишь эпизодической и не всегда

эффективной. Для успешной организации самообразования необходимы усилия не только всех остальных элементов системы непрерывного образования, но и внеобразователь-ных организаций.

Непрерывное образование интегрирует общее, начальное и среднее профессиональное, высшее образование и самообразование в единую систему, адекватно удовлетворяя образовательные потребности и интересы всех своих граждан, общество, тем самым, по сути превращается в «постоянно обучающееся общество», в котором учатся все и всегда.

Вместе с тем следует указать еще на одну особенность такого общества: оно становится одновременно и «постоянно обучающим обществом». Иначе говоря, общество рассматривается как безграничный образовательный арсенал: все его ресурсы должны быть полностью задействованы. Это предполагает, как справедливо замечает Р. Дейв, выход за рамки одностороннего представления об идее «учить учиться» и добровольное принятие человеком обязанности также делиться своими знаниями, навыками, опытом и т. п. с другими людьми [6].

Непрерывное образование является единственным средством достижения и поддержания динамического равновесия в любом социуме, единственным рычагом для поддержания оптимального соответствия устоявшегося и инноваций. Оно знаменует собой появление новой образовательной парадигмы [5]. Мы являемся свидетелями становления этой системы в нашей стране, которая в самом ближайшем будущем превратится в ключевой инструмент социальной политики, в важнейшее средство ускорения социально-экономического развития. В этом контексте роль армянской Ассоциации «Образование взрослых и обучение на протяжении всей жизни» исключительно уникальна и ответственна как в вопросах институционализации непрерывного образования, в деле создания его правовой базы в Армении, так и в вопросах международного сотрудничества. Так, например, знаковой вехой в истории Ассоциации явилось проведение Генеральной Ассамблеи Европейской Ассоциации Образования Взрослых (ЕАЕА] в Ереване в июне 2010 года.

Одним из направлений реформы образования является приведение системы образования в соответствие с мировыми стандартами, что, в частности, предполагает овладение новейшими технологиями обучения. Это трудный процесс, и к чести Ассоциации следует упомянуть о ее вкладе в распространение новейших методик. Эти методики относятся к сфере образования взрослых, некоторые из них применимы в старших классах общеобразовательной школы, в колледжах профессионального обучения и в неформальных учебных заведениях, совершенно необходимы для андрагогов, обучающих взрослых, ускоряя процесс овладевания новыми знаниями и навыками и сокращая расходы на обучение. В частности, овладение техниками дистанционного обучения является одной из первоочередных задач в повышении квалификации преподавателей любого уровня.

Влияние на формирование государственной политики в области непрерывного образования Армении - один из приоритетов в деятельности Ассоциации. В течение уже нескольких лет она трудится над созданием Концепции и Проекта Закона о непрерывном образовании в Республике Армения. Неоценимую поддержку в этом начинании оказал международный эксперт, высококлассный специалист из Венгрии, до недавнего времени Президент ЕАЕА профессор Янош Тодт. Общественные слушания проектов этих документов прошли в восьми различных городах Армении на семинарах в рамках «Недели Образования Взрослых - 2008». В 2009 году Правительством Армении была одобрена Концепция обучения в течение всей жизни, в настоящее время в рамках одного из текущих проектов Ассоциации, финансируемого DVV-^егпайопа1, разрабатывается Стратегия развития непрерывного образования и План действий на 2011-2021 годы. Предстоит доработать эти проекты с учетом предложений и дополнений заинтересованных сторон, и вместе с Министерством образования и науки Республики Армения подготовить и внести Проект закона (или поправок к существующим законам] на рассмотрение в Парламент страны.

Литература

1. Закон Республики Армения «Об образовании» [Электронный ресурс]. - и^: http://www.parliament.am/legislation.php?sel= show&Ш=1494&lang=rus.

2. Концепция развития начального профессионального (ремесленного) и среднего профессионального образования в Республике Армения, 2009.

3. Концепция обучения в течение всей жизни в Республике Армения, 2009.

4. Профессиональное образование и обучение на Южном Кавказе: На пути от выживания к эффективному функционированию национальных систем. Исследование политики. - DVV international : Баку ; Ереван ; Тбилиси, 2008.

5. Осипов В. Г. Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования. - Ереван.: Изд-во Академии наук Армянской ССР, 1989. - 218 с.

6. Dave R. On Learning Strategies for Lifelong Education // Reflections on Lifelong Education 7 the School, Hamburg, 1975.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.