Научная статья на тему 'О физкультурном образовании в Армении'

О физкультурном образовании в Армении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / ЮБИЛЕЙНАЯ ДАТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аракелян В.Б.

В статье раскрывается суть непрерывного физкультурного образования в свете реформирования системы высшего образования. Обозначены успехи и достижения Армянского государственного института физической культуры за 70 лет своего существования в учебно-воспитательной, научно-методической, спортивной и общественной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аракелян В.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О физкультурном образовании в Армении»

УДК 796.06

О ФИЗКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ В АРМЕНИИ

В.Б. Аракелян

Армянский государственный институт физической культуры, Ереван, Армения Для связи с автором: rector@asipc.am, relations@asipc.am

Аннотация:

В статье раскрывается суть непрерывного физкультурного образования в свете реформирования системы высшего образования. Обозначены успехи и достижения Армянского государственного института физической культуры за 70 лет своего существования в учебно-воспитательной, научно-методической, спортивной и общественной работе.

Ключевые слова: физкультурное образование, физическое воспитание, спортивная тренировка, образовательная программа, система обучения, юбилейная дата.

SPORT EDUCATION IN ARMENIA V.B. Arakelyan

Armenian State Institute of Physical Culture, Yerevan, Armenia Abstract:

The article reveals the essence of continuous sports education in the light of higher education reform. Marked success and achievements of the Armenian State Institute of Physical Culture for 70 years of its existence in teaching - educational, scientific and methodical, sports and social work.

Key words: physical education, sport training, educational programs, system of education, the anniversary date.

Известно, что непрерывное образование, в том числе в отрасли физического воспитания и спорта, стало одной из наиболее актуальных проблем педагогики примерно полвека тому назад. Оно имеет целью обеспечить поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира [1,5,6]. Специалисты различают ряд основных этапов непрерывного образования. Во-первых, обучение, воспитание и развитие человека, предшествующие его вступлению в самостоятельную жизнь. В принципе, это детско-юношеское образование. Во-вторых, учебная деятельность в период взрослой жизни, иначе образование взрослых людей. В-третьих, постдипломное образование в виде соискательства, аспирантуры, докторантуры, курсов и факультетов повышения квалификации. Это позволяет обеспечивать профессиональный рост специалистов, содействует овладению новыми профессиями, создает условия для самообразования.

Что касается системы непрерывного образования, то она состоит из четырех подсистем:

базового, начального, специального, специально профессионального и последипломного физкультурного образования [2,4,7,8]. Базовое физкультурное образование — это основа начального специального физкультурного образования. Оно осуществляется в детско-юношеских спортивных школах, спортивных колледжах, специализированных спортивных школах по видам спорта. В этих учебных заведениях учащиеся приобретают знания об избранном виде спорта, истории его развития, средствах и методах тренировки, нормах дозирования нагрузки, олимпийском движении, у них формируются соответствующие двигательные умения и навыки. Последнее, естественно, способствует повышению уровня физкультурно-спортивной образованности юных спортсменов. Начальные учебные заведения спортивного профиля типа детско-юношеских спортивных школ и спортивных колледжей являются своеобразным порогом, откуда юные спортсмены поступают в специальные (профессиональные) физкультурные учебные заведения. Поэтому институты, академии и

университеты физической культуры являются следующим звеном непрерывного образования [3,7].

Многолетние наблюдения убедительно показывают,что примерно четверть выпускников 100 детско-юношеских спортивных школ Армении изъявляют желание поступать в Институт физической культуры, получить образование, чтобы стать учителем физической культуры или тренером по виду спорта. Правда, этому способствует профориентаци-онная работа специалистов вуза, проводимая на местах. В то же время анализ сведений показывает, что конкурсные баллы для поступления в институт заметно выше по так называемым традиционным видам спорта — всем видам борьбы, футболу, боксу, тяжелой атлетике и др.

Высшее профессиональное физкультурное образование осуществляется в единственном в Армении — Армянском государственном институте физической культуры. За 70 лет существования института здесь подготовлено более 17 тысяч высококвалифицированных специалистов, которые успешно работают в почти 30 странах мира. Среди них выдающиеся специалисты — ученые, тренеры, учителя физической культуры, государственные деятели, депутаты национального собрания, министры и генералы.

Со временем в 25 раз увеличилось число студентов, заметно расширилась учебная, материально-техническая и спортивная база, сформировалась солидная электронная библиотека. Для обеспечения учебного процесса и научных исследований институт располагает компьютерными классами, службой научно-технической информации, научно-исследовательским центром, музеем истории вуза, Интернет-связью, амбулаторией, спортивным клубом. Важным разделом учебно-воспитательного процесса является производственная практика, проводимая в учебно-образовательных учреждениях, спортивных школах, клиниках, средствах массовой информации. В течение десятилетий, как правило, 20-25 % студентов являются отличниками учебы.

Особое значение в работе со студентами при-

дается трудовому и патриотическому воспитанию. Будни институтской жизни освещаются в вузовской газете «Ай-Ари». Из числа студентов и выпускников нашего вуза 33 пали смертью храбрых в Арцахской освободительной войне. В институте созданы все условия для успешного сочетания учебы с повышением спортивного мастерства. Только на Олимпийских играх разных лет студенты и выпускники института завоевали 12 золотых, 12 серебряных и 5 бронзовых медалей. Как правило, около 150-200 студентов ежегодно вовлекаются в сборные национальные команды страны по разным видам спорта.

В стенах вуза в разные годы проводился целый ряд мероприятий союзного и международного масштаба: симпозиумы по прикладной психологии спорта, научные конференции по проблемам юношеского спорта, морфологии спорта, педагогике физического воспитания, отбору спортивных талантов, использованию ЭВМ в физическом воспитании и спорте, олимпиады «Студент и научно-технический прогресс» по физиологии и теории физического воспитания, Всесоюзные совещания Методического совета по физкультурному образованию и другие.

Преподаватели института являются авторами и соавторами учебников и учебных пособий для физкультурных вузов бывшего Союза и Армении. За период своего существования сотрудниками института опубликовано более 3 тысяч научных трудов — монографий, учебных программ, энциклопедий. Получены более 30 авторских свидетельств и патентов за разработку технических устройств и приборов для регистрации педагогических и медико-биологических параметров. Преподаватели вуза неоднократно представляли спортивную науку на международной арене в разных странах, оказывали помощь физкультурным вузам Болгарии, Индии, Чехии, Кубы, Колумбии, Исландии, Таиланда, Сирии, Алжира, Лаоса, Ирана в виде чтения лекций и проведения практических занятий. После приобретения независимости в Армении стала модернизироваться и система физкультурного образования, были утверждены новые образовательные стандарты, подписана

Болонская декларация, присоединение к европейскому образовательному процессу. Были разработаны новые программы, нормы оценки знаний, переход к кредитно- рейтинговой системе, созданы отдел обеспечения качества образования, магистратура, центр карьеры. Заметно расширилась сфера индивидуальной работы со студентами, увеличен объем часов на изучение иностранных языков. Сегодня на бакалаврском и магистерском уровнях реализуются по 4 образовательные программы, а также программы послевузовского образования для соискателей и аспирантов. Институт готовит учителей физической культуры и тренеров по 23 видам спорта, специалистов по оздоровительной и адаптивной физической культуре, спортивных журналистов. В институте функционируют курсы повышения квалификации специалистов отрасли. В настоящее время в вузе по очной и заочной системе обучаются около 3 тысяч студентов.

Достижения института по достоинству были оценены. Он был признан в европейском образовательном пространстве. За особые заслуги в развитии борьбы в международном масштабе институт был награжден дипломом и призом с золотой символикой Международной федерации борьбы, а также удостоен

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Высшее образование. - Ереван : Минобр. РА, 2012.

- 320с. (на арм.языке).

2. Ефременкова, И. А. Зарубежные системы подготовки кадров в области физического воспитания / И. А. Ефременкова // Теория и практика ФК, 2011. -№ 9. - С. 50-54.

3. Каргаполов, Е. П. Актуальные вопросы теории непрерывного физкультурного образования / Е. П. Каргаполов // Теория и практика ФК. - 1990. - № 7. - С. 10-13.

4. Костюченко, В. Ф. Государственные стандарты высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта / В. Ф. Костюченко

BIBLIOGRAPHY

1. Higher education. Erevan : Ministry of Education. RA.

- 2012. - 320 р. (in Armenian language).

2. Efremenkova, I. A. Foreign systems of personnel training in the field of physical education / I. A. Efremenkova // Theory and practice of physical culture. - 2011. - № 9. - Р. 50-54.

3. Kargapolov, E. P. Actual problems of theory of

Приза «Спорт и солидарность» Международного олимпийского комитета и Олимпийской академии. За последние четверть века деятельность вуза освещали разные телевизионные каналы, еженедельники и газеты. Институт сотрудничает с рядом физкультурных учебных заведений стран СНГ (Россия, Молдавия, Грузия, Казахстан, Туркменистан), факультетом научной кинезиологии и реабилитации Льевенского (Бельгия) католического университета, а с 2010 г. является членом Международной ассоциации университетов физической культуры.

В настоящее время Армянский государственный институт физической культуры — это современный вуз. Около половины преподавателей имеют ученые степени и звания, а также почетные и спортивные звания. Здесь преподают несколько поколений преподавателей, среди них есть и 25-летние, и 80-летние. Если преподаватель в состоянии читать лекции, а тем более проводить научные исследования — он не увольняется.

Отмечая юбилейные даты, коллектив стремится не просто констатировать достижения, а проследить логику их развития, с тем чтобы через призму исторического опыта лучше понять современные проблемы и пути их решения.

// Теория и практика ФК. - 2006. - № 12. - С. 2-6.

5. Марабян, Ю. Болонский процесс / Ю. Марабян. -Ереван : ЕГУ. - 2001. - 219 с. (на арм.языке).

6. Рапацевич, Е. С. Современный словарь по педагогике / Е. С. Рапацевич. - Минск : Современное слово. - 2001. - 928 с.

7. Тарасенко, А. А. Реформа высшей школы: конкурентные преимущества бакалавра и магистра физической культуры / А. А. Тарасенко // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 7. - С. 3-6.

8. Шнайдер, Н. А. Анализ организации учебного процесса в вузах Западной Европы / Н. А. Шнайдер // Теория и практика ФК. - 2012. - № 2 - С. 45-49.

continuing physical education / E. P. Kargapolov // Theory and practice of physical culture. - 1990. - № 7. - P. 10-13.

4. Kostyuchenko, V. F. State standards for higher professional education in the field of physical culture and sport / V. F. Kostyuchenko // Theory and practice of physical culture. - 2006. - № 12. - P. 2-6.

5. Marabyan, Y. Bologna process / Y.Marabyan - Erevan

: ESU, 2001. - 219 р. (in Armenian language).

6. Rapatsevich, E. S. Modern dictionary on pedagogics / E. S. Rapatsevich. - Minsk : Contemporary word. -2001. - 928 р.

7. Tarasenko, A. A. Highereducationreform: competitive advantages of BSc and MSc in physical culture / A. A.

Tarasenko // Theory and practice of physical culture. - 2012. - № 7. - R 3-6. 8. Shnayder, N. A. Analysis of education process organization in the universities of Western Europe / N.A. Shnayder // Theory and practice of physical culture. - 2012. - № 2. - P. 45-49.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Аракелян Ваграм Базмасерович - ректор Армянского государственного института физической культуры, Заслуженный деятель физической культуры и спорта РА, доктор педагогических наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.