Научная статья на тему 'Личностно-профессиональное пространство педагога в системе инженерного образования (на примере Армении)'

Личностно-профессиональное пространство педагога в системе инженерного образования (на примере Армении) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА / СИСТЕМА ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PROFESSIONAL SPACE OF TEACHER / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PERSONAL QUALITIES OF TEACHER / SYSTEM OF ENGINEERING EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саргсян Аревик Сергеевна

В статье актуализируется проблема разработки обоснований для практических решений задачи обеспечения развития профессионализма педагогов в личностно-профессиональном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal-and-professional space of teacher in the engineering education system (Armenia’s case)

The paper deals with the problem of development of updated theoretical assumptions and methodological studies for practical solutions of the problem of ensuring the personal development of the teacher in personal-professional space

Текст научной работы на тему «Личностно-профессиональное пространство педагога в системе инженерного образования (на примере Армении)»

А. С. Саргсян

(г. Ереван, Армения)

Личностно-профессиональное пространство педагога в

системе инженерного образования (на примере Армении)

В статье актуализируется проблема разработки обоснований для практических решений задачи обеспечения развития профессионализма педагогов в личностно-профессиональном пространстве.

Основой государственной политики в области образования Армении станет «Стратегический план развития образования в Армении на 2016-2025 гг». Этот документ устанавливает цели развития образования в Армении, прежде всего, доступ к образованию для каждого гражданина в соответствии с его устремлениями и способностями, а также повышение качества образования, его соответствия международным стандартам, повышение авторитета образования. Интенсивные реформы в образовательном секторе, в том числе упорядочение нормативно-правовой базы, должны стать гарантией уменьшения несоответствия между спросом на определенные профессии на рынке труда и предложением формального образования [1].

В современном мире существует тенденция, согласно которой люди предпочитают участвовать в быстрых, краткосрочных учебных курсах подготовки, через неформальное и информальное образование, часто предпочитая формы дистанционного обучения. Некоторые аспекты этого подхода и особенно выигрыш во времени имеют явные преимущества. Краткосрочное обучение часто происходит в организации будущего работодателя, который однозначно дает обучающемуся использовать современное высокотехнологичное оборудование, наилучшим образом использовать опыт ведущих специалистов, учиться непосредственно у мастеров. Работодатель также извлекает пользу, потому что привлекает в процесс решения повседневных проблем новичков, узнает их в деле, в результате чего обладает недорогостоящей возможностью выбрать лучших кандидатов для будущих трудовых договоров. Это также выгодно учащимся с экономической точки зрения, потому что они не должны платить за обучение в вузе от четырех до шести лет, они достигают желаемого уровня образования при

гораздо меньших затратах. В высокотехнологичной отрасли в Армении по этой схеме работают "Mentor Graphics", "Cisco academy" и другие организации. В филиале компании "Synopsys", например, в последнее десятилетие принята другая модель: набирают лучших студентов третьего года обучения из ряда ведущих технических университетов, организуя их дальнейшее обучение на своей базе, используя свой собственный учебный план, который не отличается с точки зрения объема от других университетских программ обучения бакалавра и магистра. Армянский филиал компании «National Instruments» разработал интересную модель становления старт-ап компаний, включив лучших и интересующихся студентов университетов в свою собственную деятельность, организуя специальные семинары на регулярной основе.

Фактически, в отрасли высоких технологий Армении сегодня наряду с формальным университетским (а также средне-профессиональным] образованием представлена и система дополнительного и непрерывного образования. Так, основной темой престижного конгресса ArmTech-2013 было образование в сфере высоких технологий. В последнее время годовой темп роста сектора ИКТ экономики составляет 15-20% [2]. 300 высокотехнологичных компаний и их будущие расширения в нашей стране нуждаются в подготовке специалистов, и перед системой образования стоит задача подготовки 2000 специалистов в год. Конкурентоспособность нашей страны зависит в какой-то мере от степени конкурентоспособности этих специалистов.

Темпы технологического и научно-технического прогресса настолько высоки, что многие навыки устаревают за 1-2 года. Таким образом, актуально понятие опережающего образования, согласно которому новые знания должны входить в образовательную сис-

тему непосредственно в учебном процессе. Основной целью педагога в этой ситуации является разработка у студентов навыков самообразования и самоорганизации. Таким образом, необходимо перейти к концепции опережающего образования, которая направлена на общую высокую образованность индивида, обеспечивает в условиях социально-культурных изменений его способность к профессиональной самореализации.

Небольшая группа ученых из России и Армении поставила перед собой задачу исследовать методологию и технологию образования взрослых, способствующую повышению мотивированности студента инженерного вуза и приобретению им навыков формирования собственного ЛОП, разработать концепцию, методологические подходы к практическому решению проблемы развития лич-ностно-профессионального пространства педагога, раскрывающие его специфику, определяющие условия социального здоровья, развития личности и профессиональной мобильности педагога, а также положительной динамики системы инженерного образования в сфере ИКТ.

Исследование охватит основные направления организации и оперативного управления ЛОП в области инженерного образования взрослых [3], с одной стороны, и основные направления развития профессиональной деятельности педагогов инженерного образования - с другой, зависящих не только от уровня профессионализма, но прежде всего от профессионально значимых личностных качеств. Они имеют общественную значимость и формируются взрослым учащимся-инженером и педагогом не только в ходе профессионального образования, а объективно развиваются в течение всей инженерной или педагогической деятельности.

Предполагается, что совмещение методологии образования взрослых (ОВ) с традиционными педагогическими технологиями в инженерном вузе обеспечит высокий уровень мотивированности учащихся. Можно предположить, что профессионально значимые качества педагога - это качества, влияющие на эффективность труда, они связаны с его характером и особенностями, выступающими в роли внутренних условий, «проходя» через которые внешние характеристики и требования деятельности преобразуются в компетентности педагога.

Для современной образовательной системы характерен отход от понимания образования как средства воспроизводства трудового ресурса. Особенностью системы образования является сегодня то, что фиксируется ее воздействие на экономическое, социальное, психологическое состояние общества [4]. Большая доля этой ответственности лежит на педагоге, к которому предъявляются высокие общественные требования.

В 90-е годы прошлого века стала заметной недостаточность узкопрофессиональной ориентации педагога (ориентации только на профессиональные навыки). Сформулирована была проблема высокой значимости личностных качеств педагога [5]. Пример -мобильность личности, которую следует рассматривать не только как способность менять профессию или род деятельности в условиях высокой динамичности общественных отношений и связей, но и как предпосылку конкурентоспособности педагога, способность к успешной самореализации в общественной (бытовой, семейной, конфессиональной, этнической и т.п.) среде.

Являясь одним из основных показателей профессиональной и социальной востребованности субъекта, мобильность выступает сегодня как ценностно-смысловой конструкт, как тип реагирования личности на ситуацию (жизненную, профессиональную) в изменяющихся условиях жизнедеятельности, педагогической деятельности (необходимость овладения новыми знаниями, современными педагогическими технологиями и методиками, изменение стиля деятельности).

В начатом совместном исследовании актуализируется проблема разработки теоретических предпосылок и методологических обоснований для практических решений задачи обеспечения личностного развития педагога в образовании как определяющего фактора развития его профессионализма в личностно-профессиональном пространстве. Фундаментальность представляемой исследовательской задачи определяется тем, что она характеризует переход к новой парадигме образования и профессиональной деятельности педагога (в основе которой научность, системность, методологическая культура), предполагает не столько расширяющийся объём профессиональных и общенаучных знаний, сколько другую их связь с практической деятельностью.

Современные проблемы качества педагогического образования

Особенно стоит отметить тот факт, что предложение нововведений основывается на исследовании самого объекта педагогической деятельности - учащегося инженера и его личностным образовательным пространством (ЛОП].

Главная задача - создать у педагога внутреннюю потребность в саморазвитии и самообразовании на протяжении всей жизни, а также компетенцию умения передать это состояние, эту потребность - студенту. Исследование рассматривается как фундаментальное, так как в нем анализируется сущность личностно-профессионального пространства, предусматривается содержательный подход к деятельности педагога. Реализация принципа фундаментальности проявляется в решении педагогических задач разного уровня сложности в процессе формирования лично-стно-профессионального пространства, а также в практическом аспекте (практикоориен-тированность].

В научных исследованиях личностно-про-фессиональное пространство предстает одной из исходных форм бытия личности в гражданском обществе, в современном российском и армянском социуме. Личностно-про-фессиональное пространство выражает определенную историческую ступень развития общества [6]. Оно может рассматриваться как достигаемая посредством приложенных усилий со стороны педагога объективная реальность со-бытия субъектов образовательного процесса в определенный промежуток времени. Данная реальность создается для планомерного и постоянного воздействия на обучаемого в целях его самореализации. В результате этого возникает педагогическая реальность, непосредственно влияющая на образовательный процесс, отношения между педагогом и учащимся. Большое внимание в научных работах уделяется прежде всего духовному и нравственному аспекту пространства, где духовность и нравственность рассматриваются как важнейшие характеристики. Вместе с тем существенно, что в исследованиях и педагогической практике уделяется внимание личностному пространству как условию, определяющему особенности и характер отношений между педагогом и учащимся, но оно не рассматривается как условие социального здоровья педагога. Актуальной представляется проблема разработки модели лич-ностно-профессионального пространства пе-

дагога, обеспечивающего его социальное здоровье.

В условиях потока разнообразной информации, обновляющейся и меняющейся каждый день, учитель сталкивается с проблемой устаревания приобретённых знаний и с потребностью повышения профессиональной квалификации, с профессиональным выгоранием, с одной стороны, и с проблемами самоопределения, «самостроительства», самореализации, выбора способа достижения личного успеха и формирования жизненных ценностей и установок, с другой стороны. Что касается первой проблемы, формальное и неформальное образование в целом удовлетворяют потребность человека в профессиональном, карьерном росте, в повышении профессиональной компетентности, а если обратиться ко второй проблеме, то зачастую формальное и неформальное образование обеспечивает не полностью процесс формирования жизненных установок человека и его личностный рост не только в профессиональном плане. Как показывает опыт, современный человек всё чаще постигает духовные ценности и создаёт свои жизненные установки самостоятельно - в процессе повседневной жизни -вне рамок формального и неформального образования, хотя они, разумеется, также влияют на эти процессы. Для того чтобы быть компетентным специалистом, «человек должен не только хорошо владеть профессиональными навыками, но и быть достаточно развитым в культурном, нравственном, психологическом отношениях, в полной мере ощущать себя полноценной личностью, полноправным членом общества, общины, семьи» [6], а этого сегодня невозможно достичь исключительно путём формального и неформального образования: человек должен постоянно расти сам, осознавая себя и свою эффективность не только в профессиональной деятельности, но и в жизни - на смыслообра-зующем уровне высших человеческих устремлений, жизненных идеалов и приоритетов. Педагога это касается напрямую, так как учитель - это человек, от которого зависят мировоззрение, становление личности, пути других людей.

Формирование и развитие личностно-про-фессионального пространства педагога -сложно управляемый процесс [4]. Развитию профессионально значимых личностных качеств педагога способствует разработанная в

ходе теоретической части предварительного исследования концептуальная модель, предусматривающая систему педагогических факторов и условий в единстве мотивационного, целевого, содержательного, процессуального и оценочно-результативного обеспечения. Она выведена на основе разработки модели организации и оперативного управления ЛОП в инженерном образовании в сфере ИКТ на примере Армении [7].

В ходе упомянутого исследования предполагается уточнить понятие «личностно-про-фессиональное пространство педагога» как результат взаимодополнения профессионального и личностного пространства, при этом личностный компонент становится определяющим фактором развития профессио-

нализма в личностно-профессиональном пространстве педагога; данное понятие предполагается ввести в научно-терминологический аппарат межгосударственного пространства Армении и России; будут обоснованы принципы построения личностно-профессиональ-ного пространства как условие социального здоровья и развития личности педагога, а также динамики системы инженерного образования; выявлены условия и факторы, влияющие на построение личностно-профес-сионального пространства; предполагается разработка модели пространства, позволяющей обеспечить эффективное достижение цели - развитие личности педагога в условиях инженерного образования.

Литература

1. Саргсян А., Маранджян Т., Тигранян А. Краткий обзор образовательной политики Армении в сфере образования взрослых // Образовательная политика в государствах-участниках СНГ по развитию национальных сетевых образовательных ресурсов: сборник статей / под общ. ред. М. С. Якушкиной. - СПб.: Филиал ФГБНУ «ИУО РАО», 2015. - С. 30-39.

2. Саргсян Т. Приветственная речь на форуме АрмТех-2013 [Электронный ресурс]. - URL: www.gov.am.

3. Саргсян А. Образование взрослых: методы и практика: монография (на армянском языке).

4. Теоретико-методические основания моделирования и реализации образовательных практик для взрослых в государствах-участниках СНГ / В. А. Арно, Е. В. Гелясина, В. А. Чивилихина, Г. О. Матина, Т. А. Загривная, М. Р. Илакавичус, А. В. Богунова, М. С. Якушкина, О. И. Тарасова / под ред. М. С. Якушкиной. - СПб.: Лема, 2014.

5. Соколова И. И. Методологические аспекты оценки качества высшего профессионального образования: проблема человекосо-размерности // Экология человека. - 2009. - № 9. - С. 3-5.

6. Соколова И. И. Педагогическое образование: вызовы современности // Педагогика. - 2010. - № 5. - С. 23-28.

7. Саргсян А. Примеры и перспектива применения андрагоги-ческих методов в техническом университете (на армянском языке) // Перспективы реализации магистерских диссертаций путем создания творческих групп в свете Болонского процесса : сб. ст. науч.-практич. конф. - Ереван, 2014. - С. 69-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.