Научная статья на тему 'Образ сильного государства в программах современных политических партий России'

Образ сильного государства в программах современных политических партий России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
472
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ СИЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА / КОНЦЕПТ БУДУЩЕГО / ПРОГРАММА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ / IMAGE OF A STRONG STATE / FUTURE CONCEPT / PROGRAM OF A POLITICAL PARTY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сенцов Аркадий Эдуардович

Рассматривается образ сильного государства через анализ представления концепта будущего в программах современных российских политических партий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Almost every political and legal concept pays great attention to the state and the public authority strengthening, to the ratio of the state interests to the interests of personality. In modern Russian society there is a new wave of trust in the state, and the image of a strong state can be seen clearly in the programs of contemporary Russian political parties. Analyzing the mass perception of this wave in Russian society, the author notes that if the Soviet superstate had a strong justification for its paternalism: the state taught, fed, treated and protected you; the current state does not have such a trump. As a consequence, in political parties programs the greatest attention is paid to the theme and the concept of the future. The article deals with the image of a strong state through the analysis of the future concept introduction in the programs of modern Russian political parties (United Russia, the Communist Party of the Russian Federation, Patriots of Russia). Conceptual analysis of the parties programs shows that through its programs, parties declare their socio-political priorities, they express their view of how to resolve urgent problems of the society and the state, of the economic, political and social reforms. The analysis of the obligations and objectives of parties allows speaking that these measures are mostly of reconstruction character. The necessity of these measures is based on a pathological socio-political structure of modern Russia that has arisen not through evolution but by revolution. Since 1991, the social organization of Russia has represented a hybrid of the URSS social organization, of the Western model and of the pre-revolutionary Russia. And it is a Soviet component that is dominating in the present. This fact probably says about the necessity of rebuilding the components of Russian social organization exactly on the Soviet model.

Текст научной работы на тему «Образ сильного государства в программах современных политических партий России»

2011 Философия. Социология. Политология №3(15)

ТАТЬЯНИН ДЕНЬ

Открывая эту рубрику, мы не только символически связываем работы молодых ученых с именем святой покровительницы российского студенчества, памятник которой стоит на одной из главных площадей университетского Томска. Мы также отдаем этим дань памяти и уважения одному из талантливых собирателей молодой российской политологии - Татьяне Владимировне Шмачковой (1952-2006), шеф-редактору главного журнала российских политологов. Двадцать лет назад, в пору становления, когда наше сообщество испытывало не только дефицит научной и методической литературы, но и постоянной профессиональной коммуникации, журнал «ПОЛИС/Политические исследования» под своей обложкой сумел объединять и именитых зарубежных политологов, и молодых российских авторов. Талант находить таланты, привить вкус сопричастности к большой науке, лично поддержать первые публикации - лишь одна из граней незаурядной личности, какой была и останется в истории нашей науки Татьяна Владимировна Шмачкова.

УДК 329(47+57)

А.Э. Сенцов

ОБРАЗ СИЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В ПРОГРАММАХ СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ РОССИИ

Рассматривается образ сильного государства через анализ представления концепта будущего в программах современных российских политических партий.

Ключевые слова: образ сильного государства, концепт будущего, программа политической партии.

Исторически понятие сильного государства складывается и эволюционирует неразрывно с понятием государства вообще. С представлениями мыслителей об идеальных формах государственной организации изменяется и понимание феномена «сильное государство». Однако концепция сильного государства является своего рода «собирательным образом», так как каждое политико-правовое учение стремится создать идеально-теоретическую модель сильной государственности. Практически каждая политико-правовая концепция уделяет большое внимание вопросам укрепления государства, усиления публичной власти, оптимальным государственным формам, соотношению интересов государства и личности и проч. [1].

В современном российском обществе наблюдается новая волна доверия к государству, и образ сильного государства четко прослеживается в программах современных российских политических партий («Единая Россия», КПРФ, «Патриоты России» и др.).

Этот образ сильного государства в текстах программ политических партий просматривается в рамках процесса течения времени, ведь сама структу-

ра программы политической партии (которая являет собой прагматическое отражение партийной идеологии, ставит конкретные цели и задачи на будущее, содержит оценку и критику прошлого и настоящего) способствует яркому представлению в ней соответствующих концептов (прошлого, настоящего и будущего). Данные концепты неразрывно связаны с понятием времени. Вообще, категория времени обладает особым статусом в жизни человека и является одной из центральных тем философской рефлексии.

Отметим, что программа политической партии уже становилась объектом исследования в социологии, журналистике, теории связей с общественностью (Вишневский, 2000; Кирилова, 2002; Тимошенко, 2002; Зеленин, 2000; Бублик, 2001; Мотузенко, 2002 и др.). Отдельные аспекты функционирования языковых единиц и структур в партийной программе исследовались с точки зрения лингвистики (Иссерс, 1997; Кривоносов, 2002; Лисовский, 2000; На-минова, 2001; Пономарев, 2001; Green, 1991; Gaffney, 1991; Weidhorn, 1987 и др.) [2]. Однако на настоящий момент не обнаружено целостных исследований, посвященных структуре отдельных концептов в программах партий. Существуют лишь фрагментарные упоминания отдельных концептов (понятий), например у Т. Болла [3].

Различные аспекты проблемы сильного государства привлекали и привлекают пристальное внимание ученых самых разных направлений: философов, политологов, экономистов, правоведов. Отдельные идеи о необходимости усиления государственного начала в обществе усматриваются еще в политико-правовых учениях Демокрита, Аристотеля, Платона, Цицерона и др. Но наибольшее свое теоретическое развитие идея сильной государственности, безусловно, получила к началу XVI в. в абсолютистских учениях Н. Макиавелли и Ж. Бодена. Впоследствии эти учения развивались Гоббсом, Гегелем, Еллинеком и др. В России идеи сильного государства, близкие к абсолютистской интерпретации, наиболее последовательно развивали И. С. Аксаков, К.С. Аксаков, П.Е. Астафьев, М.Н. Катков и др.

Другим направлением, в котором разрабатывалась проблема сильной государственности, был, как это ни парадоксально, либерализм. Но особенностью либеральных учений была иная, по сравнению с абсолютистской, интерпретация феномена силы. Сила государства виделась в реальной возможности обеспечить реализацию индивидом своих естественных, неотъемлемых прав. Идеи о таком государстве представлены в трудах Локка, Монтескье, Руссо. Свое концептуальное закрепление они получили в парадигме правового государства, особый вклад в формирование которой был внесен немецкими учеными Вель-кером, Гегелем, Кантом, Молем и др. Среди отечественных мыслителей, разрабатывающих проблему сильного государства в этом направлении, можно выделить А.И. Герцена, В.М. Гессена, Б. А. Кистяковского, С. А. Котляревского, А.Л. Малицкого, А.Н. Медушевского, П.И. Новгородцева, Л.И. Петражицкого, А.Н. Радищева, Ф.В. Тарановского, Б.Н. Чичерина и др.

Разбираясь в массовом восприятии новой волны доверия к государству в современном российском обществе, можно отметить тот факт, что если советское сильное сверхгосударство имело своим оправданием патернализм: государство тебя учит, кормит, лечит, защищает и т.д., то нынешняя государственность такого аргумента не имеет [4]. Как следствие, наибольшее внима-

ние в программах политических партий уделяется именно теме и концепту будущего.

Именно метод концептуального анализа позволяет проникнуть в закономерности дискурсивного (нелинейного) развертывания политического текста, выявить внутреннюю связь между глобальными метафорическими концептами и используемыми терминосистемами, между концептами, относящимися к разным языковым уровням. «Метафора дает нам возможность понимать те области опыта, которые не очень обладают собственной доконцептуальной структурой» [5. С. 143].

Вообще, каждый концепт имеет определенную структуру, хотя он и не может быть представлен как жесткая структура, подобно значению отдельного слова.

Типы концептов разнообразны по содержанию и по структуре. Однако любой концепт обязательно имеет базовый слой, который «всегда представляет собой определенный чувственный образ (автобус - желтый, тесно, трясет; искусство - картины; религия - церковь, молящиеся люди)». Этот образ представляет собой единицу универсального предметного кода (Н.И. Жин-кин, И.Н. Горелов), шифрующую данный концепт для мыслительных операций, и поэтому может быть назван кодирующим [6. С. 58].

Таким образом, можно говорить о базовом слое концепта - чувственном образе, кодирующем его как мыслительную единицу, плюс некоторые дополнительные концептуальные признаки. Когнитивные слои, образуемые этими концептуальными признаками и отражающие развитие концепта, его отношения с другими концептами, дополняют базовый когнитивный слой [6. С. 59].

В плане структуры концепты можно подразделить на три типа - одноуровневые, многоуровневые и сегментные. Концепт будущего в исследуемых программных документах относится к последнему типу. Он представляет собой базовый чувственный слой, окруженный несколькими сегментами, дополнительными концептуальными признаками, равноправными по степени абстракции.

Так, чувственно-образным ядром концепта будущего в Программном заявлении «Единой России» является наглядный образ «свободной, единой, суверенной, процветающей России» [7]. В программе «Патриотов России» ядро концепта - образ «великой, сильной, влиятельной в мире, процветающей России, в которой обеспечены духовное развитие, благополучие и счастье всех граждан» [8]. В программе КПРФ утверждается, что «партия борется за единство, целостность и независимость Отечества,<.. .>, благополучие и безопасность, нравственное и физическое здоровье граждан» [9].

Данные образы являются кодирующими, единицами универсального предметного кода, той целью, к которой, в конечном счете, стремится каждая из партий.

На уровне когнитивных сегментов концепта будущего программы рассматриваемых партий не совпадают. В программе «Единой России» сегменты сформулированы уже и конкретнее - сбережение российского народа; придание нового качества борьбе с коррупцией и создание в России экономики инновационного типа. Тогда как «Патриоты России» и КПРФ формулируют

приоритеты шире и абстрактнее - человек, гражданин, личность; семья; общество и государство («Патриоты России»); установление демократической власти трудящихся; более широкое участие трудящихся в управлении государством и формирование социалистических общественных отношений (КПРФ).

Базовый слой концепта и его когнитивные сегменты представляют ядро концепта. Но кроме ядра, концепт имеет объемное интерпретационное поле -совокупность слабее (по сравнению с ядерной частью) структурированных предикаций, отражающих интерпретацию отдельных концептуальных признаков и их сочетаний в виде утверждений, установок, вытекающих в рассматриваемом тексте из содержания концепта [6. С. 61]. Интерпретационное поле концепта составляет его периферию.

Отметим, что на уровне периферии рассматриваемого концепта программы партий практически совпадают, интерпретационное поле представлено в основном установками и задачами в социальной, экономической и политической сферах. Данные вопросы выступают в качестве главных блоков, немного внимания уделяется и проблемам правового и духовно-культурного развития. Различия между программами партий заключаются лишь в том, что установки и задачи партии в заявлении «Единой России» (10 обязательств партии) представлены более кратко и сжато, чем в программах «Патриотов России» (34 основные задачи) и КПРФ (24 меры по реализации целей партии).

Таким образом, посредством программ партии заявляют о своих социально-политических приоритетах, высказывают представление о путях решения актуальных проблем общества и государства, проведения экономических, политических и социальных реформ, способствующих развитию государства.

Анализ обязательств и задач партий позволяет говорить о том, что эти меры носят, по большей части, восстановительный характер. Необходимость этих мер основана на патологическом социально-государственном устройстве современной России, которое возникло не путем эволюции (поэтапное развитие общества от одного состояния к другому), а путем революции (быстрое принципиальное изменение общества в результате насильственного разрушения предыдущего строя). С 1991 года социальная организация России представляет собой гибрид социальной организации СССР, Запада и дореволюционной России.

Президентская власть все больше старается копировать власть советского «Кремля». Президент представляется как «вождь», заботящийся обо всем народе. От СССР остались мощные силовые и прочие государственные ведомства: внутренних дел, вооруженных сил, государственной безопасности, медицины, образования и т.д. Значительная часть граждан по-прежнему живет «по-советски», это так называемые бюджетники. Они были оплотом СССР, их роль в постсоветской России остается ощутимой.

Вторая составляющая гибрида - «западная» государственность. В 1990-х годах за образец был взят не столько реальный Запад, сколько его внешние черты. Разделение власти на три ветви и сильная власть Президента прямо скопированы с Конституции США. Скопирована многопартийность, постоянно говорится о необходимости в гражданском обществе западного образца.

Третий компонент - реанимируемые ныне некоторые явления дореволюционной России (например, полиция), не столько возрождаемые, сколько изобретаемые вновь в целях отрицания эволюционного прогресса периода

СССР.

Идея сильного государства советского образца привлекательна для современного российского электората тем, что советское социально-государственное устройство все-таки могло защитить людей и от внешних, и от внутренних угроз даже при весьма скудных ресурсах.

Кроме того, в нынешнюю эпоху доминирующим является именно советский компонент. Возможно, необходима пересборка компонентов социальной организации России именно по советскому образцу, а потребность в такой пересборке давно назрела.

Однако следует иметь в виду, что укрепление государственности все-таки не должно выступать в качестве самоцели, а государственные интересы не должны довлеть над правами человека и гражданина. В этой связи совершенно точным выглядит заявление В.В. Путина о том, что «сильное государство немыслимо без уважения к правам и свободам человека» [10].

Литература

1. Анохин П.В. Концепция «сильного государства»: Дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.01. СПб., 2002 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/185722.html

2. Логинова И.Ю. Лингвопрагматические особенности текста программы политической партии (На материале английского языка): Дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. СПб., 2004 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/93333.htmltfintroduction

3. Болл Т. Власть // Полис. 1993. № 5. С. 36-42 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/81515

4. Ихлов Е.В. Сильные права - сильное государство // Независимая газета. 2001. 6 окт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ng.ru/politics/2001-06-10/3_state.html

5. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры. М., 1990.

6. Стернин И.А. Методика исследования структуры концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж, 2001. С. 58-65.

7. Программное заявление партии «Единая Россия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edinros.ru/er/rubr.shtml7110100

8. Программа партии «Патриоты России» [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.patriot-rus.ru/#partyProgramm

9. Программа Коммунистической партии Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kprf.ru/party/program

10. Выступление В.В. Путина при представлении ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации 8 июня 2000. Москва // Российская газета. 2000. 11 июля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.