2012 Философия. Социология. Политология №3(19)
УДК 81’276.1:329(47+57)
А.Э. Сенцов
КОНЦЕПТ БУДУЩЕГО В ПРОГРАММАХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ1
Рассматривается представление концепта будущего в программах парламентских
партий России.
Ключевые слова: политический дискурс-анализ, концепт будущего, программа политической партии.
Из самой структуры политического дискурса вытекает тот факт, что его исследование связано с анализом формы, задач и содержания дискурса, употребляемого в определенных («политических») ситуациях, и лежит оно на пересечении разных дисциплин [1. С. 46]. В учебном пособии «Современная политическая лингвистика» Э. В. Будаев и А. П. Чудинов высказывают мысль о том, что речевая деятельность личности или коллективного субъекта политики (например, политической партии) воспринимается как отражение существующей в сознании людей языковой картины политического мира. Подобная деятельность может служить материалом для изучения индивидуальной, социумной и национальной ментальности [2]. Данные положения соответствуют когнитивному подходу к исследованию современного политического дискурса, который мы принимаем в данном исследовании за основной.
Одним из наиболее актуальных направлений политического дискурс-анализа в рамках когнитивного метода является анализ политических концептов (концепт-анализ). Зарубежное научное направление, делающее акцент на изучении политических концептов сформировалось под влиянием школы аналитической философии. Именно в рамках этого направления исследователи впервые попытались посмотреть на мир через призму языка как одного из важнейших социальных конструктов [3. С. 131].
Соединяя различные варианты понимания концепта, заключаем, что концепт - это весь потенциал значения слова, включающий в себя, помимо основного смысла, комплекс ассоциативных приращений, реализующихся в речи при определенном наборе слов в контексте. Именно при таком понимании концепт является структурным элементом языковой картины мира, формирующимся в результате когнитивной деятельности. Для моделирования концептов используются четко структурированные единицы когнитивистики: фреймы, сценарии, скрипты и другие модели представления знаний.
Для политической науки наиболее интересны концепты, которые отражают важнейшие элементы политического сознания нации. Совокупность
1 Статья выполнена в рамках государственного задания «Наука».
этих концептов составляет политическую концептосферу, «в которой концентрируется политическая культура нации» [4. С. 43].
Современные исследователи политических концептов выделяют ряд базовых концептов, характерных для политического дискурса: «политика», «политик», «власть», «благо», «целедостижение», «народ», «государство», «интерес» [5, 6]. Рассматриваемый в данной работе концепт будущего является базовым не для политического дискурса, а для личности и общества вообще. Поэтому в рамках исследуемых программ политических партий он выражается в данных политических институциональных текстах как раз через ключевые концепты политического дискурса (путем метафорических переносов).
Сама структура программ политических партий (построение перспектив долгосрочного развития, обилие обещаний и т.д.) способствует яркому отражению в них концепта будущего. Таким образом, вся программа партии может рассматриваться как языковое выражение концепта будущего. По словам А.П. Чудинова, «...в одних случаях для правильного понимания смысла того или иного слова достаточно одного предложения, в других - необходимо учитывать значительно более обширный фрагмент текста и даже весь текст» [4. С. 33].
Политические концепты представляют собой сложные ментальные образования, которые упорядочивают и придают значение происходящим или ожидаемым политическим явлениям, объединяют родственные понятия. Помимо этого, политические концепты приобретают те или иные значения благодаря историческим традициям дискурса, из-за множественных культурных противоречий и также благодаря их нахождению в группе с другими политическими концептами [7. С. 52-55].
В нашем исследовании за образец структуры концепта мы принимаем модель, предложенную исследователем И. А. Стерниным [8]. Каждый концепт имеет определенную структуру, хотя и не может быть представлен как жесткая структура, подобно значению отдельного слова. Типы концептов различаются по содержанию и по структуре. Однако каждый концепт обязательно имеет базовый слой, который «всегда представляет собой определенный чувственный образ (автобус - желтый, тесно, трясет; искусство - картины; религия - церковь, молящиеся люди)» [8. С. 58]. Данный образ, называемый кодирующим, является единицей универсального предметного кода (Н.И. Жинкин, И.Н. Горелов), которая кодирует концепт для мыслительных операций [8. С. 58].
Можно говорить о базовом слое концепта - чувственно-образном ядре, которое кодирует его как мыслительную единицу, плюс ряд дополнительных концептуальных признаков. Когнитивные слои, образуемые этими концептуальными признаками и отражающие развитие концепта, его отношения с другими концептами дополняют базовый когнитивный слой. «Совокупность базового слоя и дополнительных когнитивных признаков и когнитивных слоев составляют объем концепта и определяют его структуру» [8. С. 59].
В плане структуры концепты условно подразделяются на три типа - одноуровневые, многоуровневые и сегментные. Одноуровневые концепты включают только ядро, т. е. один базовый слой. Многоуровневые концепты
состоят из нескольких когнитивных слоев, которые отличаются друг от друга по уровню абстракции и последовательно наслаиваются на базовый слой [8. С. 59]. К сегментному же типу относится исследуемый в работе концепт будущего. Так, на материале толковых словарей можно представить примерную структуру данного концепта в русском языке [9. С. 78-79; 10. С. 136].
Чувственно-образным ядром концепта является образ состояния, положения кого-либо чего-нибудь в период времени, следующий за настоящим. Этот образ представляет собой базовый чувственный слой, который окружают несколько сегментов, являющихся равноправными по степени абстракции: будущее человечества, будущее страны, будущее науки, будущее партии и т. д.
Базовый слой концепта и его когнитивные сегменты представляют ядро концепта. Но, кроме ядра, концепт имеет объемную интерпретационную часть / поле - совокупность слабее (по сравнению с ядерной частью) структурированных предикаций, которые отражают интерпретацию отдельных концептуальных признаков и их сочетаний в виде утверждений, установок, вытекающих из содержания концепта, например: счастливое будущее, прекрасное будущее, думать о будущем и т.д. Интерпретационное поле составляет периферию концепта. Крайне важной является дифференциация в процессе исследования ядра и периферии, так как их роль и статус в мыслительных процессах и структуре сознания различны [8. С. 60-61].
Концепт будущего представляет собой важнейший базовый концепт для личности и общества в целом, так как он является одним из элементов ориентационной схемы (время-пространство). Кроме того, он придает динамику и смысл действиям индивидов и общества. Идеология тесно связана с формулированием смысла и разграничением общества через его интерпретации.
В данной работе мы рассмотрим выражение концепта будущего в программах основных российских партий, которые формируют Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации по итогам парламентских выборов декабря 2011 г.: «Единая Россия», Коммунистическая партия Российской Федерации, Либерально-демократическая партия Российской Федерации и «Справедливая Россия».
В преддверии выборов в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации VI созыва на XII съезде партии «Единая Россия» 24 сентября 2011 г. была принята новая «Предвыборная программа партии (Программное обращение Партии «Единая Россия» к гражданам России)» [11]. В данном исследовании мы анализируем ее совместно с «Народной программой - Программой народных инициатив» [12], разработанной на основе предложений, наказов избирателей в рамках Общероссийского народного фронта, как единую политическую платформу партии. В самом Программном обращении говорится, что «мы сформировали нашу программу на основе народных инициатив. На основе предложений наших избирателей» [11]. Кроме того, в ходе вышеупомянутого съезда партии было единогласно поддержано предложение Председателя Высшего совета «Единой России» Б. В. Грызлова: «. Предлагаю делегатам съезда проголосовать за предложение, чтобы Народная программа стала приоритетным документом при принятии Партией законов и решений на федеральном и региональном уровнях.» [131]. Что
нашло свое отражение и в тексте данной Народной программы: «Программа народных инициатив определяет основные направления и приоритеты законотворческой деятельности Государственной думы нового созыва на ближайшие пять лет и задает вектор развития России» [12. С. 4].
Анализ рассмотренной в политической платформе 2011 партии «Единая Россия» метафорики позволяет нам представить следующим образом структуру концепта будущего в рассмотренных программных документах.
Чувственно-образным ядром концепта будущего является образ счастливой и великой Родины. Данный кодирующий образ вместе с соответствующими когнитивными признаками (счастье, величие, процветание) образуют базовый слой концепта.
В качестве сегментов выделяются 7 основных направлений работы партии (соответствуют рассмотренным фреймам метафорической модели «Будущее - достижения во всех сферах»):
• повышение качества жизни;
• обеспечение социальной справедливости;
• укрепление экономики;
• повышение эффективности власти;
• проведение новой региональной политики;
• обеспечение единства российской цивилизации;
• эффективные международные отношения и безопасность страны.
Выделенные когнитивные сегменты вместе с базовым слоем образуют
ядро исследуемого концепта.
Периферию/интерпретационное поле концепта составляют следующие предикации (соответствуют выделенным 30 слотам):
• возрождение духовности и сохранение традиций;
• обновление системы образования;
• оздоровление нации;
• решение жилищных вопросов;
• создание комфортной среды для жизни;
• создание благоприятной окружающей среды;
• уважение к труду;
• создание социального равенства;
• реализация социальной политики;
• модернизация экономики;
• стратегическое планирование;
• укрепление финансового сектора;
• оздоровление налоговой системы;
• сбалансированный бюджет;
• повышение эффективности государственных закупок;
• государственное регулирование естественных монополий;
• обеспечение энергоэффективности;
• развитие инновационных технологий;
• обеспечение продовольственной безопасности;
• новое качество власти;
• обеспечение эффективной власти;
• обеспечение прав граждан;
• децентрализация в межбюджетных отношениях;
• развитие регионов;
• поддержка развития территориальных кластеров;
• развитие транспортной системы;
• укрепление единой цивилизации с многообразием народов;
• развитие российской идентичности;
• активизация внешней политики;
• укрепление обороноспособности страны [11; 12. С. 4].
Следующей в нашем исследовании анализируется Программа Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ), принятая на XIII съезде КПРФ в ноябре 2008 г. [14].
Анализ рассмотренной в данной программе метафорики позволяет следующим образом представить структуру концепта будущего в данном программном документе.
Чувственно-образным ядром концепта будущего является образ сильного социалистического Отечества. Данный кодирующий образ вместе с соответствующими когнитивными признаками (единство, целостность, независимость) образуют базовый слой концепта.
В качестве сегментов выделяются 3 основные цели работы партии (соответствуют рассмотренным фреймам метафорической модели «Будущее -достижение целей партии»):
• установление демократической власти трудящихся во главе с КПРФ;
• более широкое участие трудящихся в управлении государством;
• завершение формирования социалистических общественных отношений.
Базовый слой вместе с когнитивными сегментами составляют ядро концепта будущего.
Периферию/интерпретационное поле исследуемого концепта составляют следующие предикации (соответствуют выделенным 9 слотам):
• борьба за интересы народных масс;
• проведение честных выборов;
• устранение катастрофических последствий «реформ»;
• обеспечение безопасности и независимости страны;
• развитие прямого народовластия;
• усиление социалистических форм хозяйствования;
• обеспечение роста уровня жизни трудового народа;
• проведение реконструкции народного хозяйства;
• ускоренное развитие образования и культуры [14].
В нашем исследовании в качестве программного заявления Либеральнодемократической партии России (ЛДПР) мы рассматриваем программное заявление «ЛДПР укажет дорогу», принятое на XXIII съезде партии в сентябре 2011 г. [15].
Анализ метафорики, рассмотренной в программе ЛДПР, позволяет нам представить структуру концепта будущего в данном программном документе следующим образом.
Чувственно-образным ядром концепта будущего является образ великой российской державы. Данный кодирующий образ вместе с соответствующими когнитивными признаками (величие, державность, крепость) образуют базовый слой концепта.
В качестве сегментов выделяются 8 основных проблем для решения (соответствуют рассмотренным фреймам метафорической модели «Будущее -решение основных проблем»):
• решение русского вопроса;
• укрепление государства;
• построение экономики для народа;
• обеспечение продовольственной и экологической безопасности;
• решение демографической проблемы;
• эффективная социальная политика;
• обеспечение государственной безопасности;
• решение жилищных проблем.
Выделенные когнитивные сегменты вместе с базовым слоем концепта представляют собой его ядро.
Периферию/интерпретационное поле исследуемого концепта составляют следующие предикации (соответствуют выделенным 33 слотам):
• идеология русского воссоединения;
• укрепление позиций русского языка и культуры;
• обеспечение безопасности русских;
• преобразования политической системы;
• изменение государственного устройства;
• усиление местного самоуправления;
• укрепление общественных организаций;
• оптимизация налоговой политики и бюджетирования;
• активное регулирование финансового рынка;
• контроль естественных монополий;
• развитие наукоемких технологий;
• развитие обрабатывающей промышленности, машиностроения;
• модернизация энергетики;
• развитие транзита товаров и информации;
• развитие малого бизнеса;
• упорядочивание земельных отношений;
• развитие аграрного сектора;
• обеспечение экологической безопасности;
• продвижение культа семьи;
• защита материнства, детства;
• социальные меры стимулирования рождаемости;
• пенсионное обеспечение;
• развитие системы здравоохранения;
• развитие системы образования;
• развитие физкультуры и спорта;
• поддержка молодежи;
• поддержка ветеранов, инвалидов;
• защита отечественной культуры;
• оборона и безопасность;
• борьба с терроризмом и экстремизмом;
• борьба с преступностью;
• строительство и содержание жилья;
• развитие инфраструктуры жилых районов [15].
В качестве программного заявления партии «Справедливая Россия» в нашем исследовании рассматривается Предвыборная программа партии, принятая наVI съезде партии в сентябре 2011 г. [16].
Анализ рассмотренной в программе «Справедливой России» метафорики позволяет следующим образом представить структуру концепта будущего в данном программном документе.
Чувственно-образным ядром концепта будущего является образ справедливого российского общества. Данный кодирующий образ вместе с соответствующими когнитивными признаками (справедливость, свобода, солидарность) образуют базовый слой концепта.
В качестве сегментов выделяется 21 основное направление работы партии (соответствуют рассмотренным фреймам метафорической модели «Будущее - достижения во всех сферах»):
• великое будущее российской культуры;
• модернизация политической системы;
• преодоление социального неравенства;
• защита труда;
• реализация новой промышленной политики;
• возвращение оффшорной собственности в экономику;
• увеличение пенсий;
• поддержка российских семей;
• контроль над ЖКХ;
• обеспечение доступным жильем;
• поддержка села и сельского хозяйства;
• улучшение здоровья населения;
• социальная интеграция людей с ограниченными возможностями;
• восстановление образования и науки;
• поддержка молодежи;
• поддержка местного самоуправления;
• поощрение финансовой инициативы граждан;
• борьба с коррупцией;
• обеспечение безопасности и правопорядка;
• обеспечение национального согласия;
• создание комфортной среды обитания;
Базовый слой концепта вместе с выделенными когнитивными сегментами образует ядро концепта.
Периферию/интерпретационное поле исследуемого концепта составляют следующие предикации (соответствуют выделенным 48 слотам):
• обеспечение защиты российской культуры;
• сохранение национального достояния;
• продвижение культуры в массы;
• народный контроль власти;
• обеспечение свободных выборов;
• эффективная налоговая система;
• выравнивание доходов населения;
• контроль ценообразования;
• создание эффективных профсоюзов;
• совершенствование трудового законодательства;
• восстановление управляемости экономики;
• развитие инновационных отраслей промышленности;
• борьба с имеющимися оффшорными фирмами;
• профилактика появления оффшорных предприятий;
• изменения основных параметров расчета пенсии;
• изменение пенсий отдельных категорий граждан;
• создание условий для рождения детей;
• развитие института многодетной семьи;
• отказ от института детских домов;
• защита и поддержка детства;
• тарифное регулирование в сфере ЖКХ;
• модернизация коммунальной инфраструктуры;
• государственный и общественный контроль в строительной сфере;
• развитие разных форм строительства жилья;
• развитие сельской социальной сферы;
• поддержка аграрно-промышленного комплекса;
• обеспечение доступности бесплатной медицинской помощи;
• повышение доходов медработников;
• контроль над ценами на лекарства;
• внедрение модели здорового образа жизни;
• улучшение материального положения инвалидов;
• интеграция инвалидов в общество;
• государственная поддержка образования и науки;
• поддержка научных инициатив;
• доступность образования с последующим трудоустройством для молодых;
• обеспечение социальной поддержки молодежи;
• финансовая независимость муниципалитетов;
• укрепление гражданского общества;
• законодательная поддержка малых и средних предприятий;
• ориентирование малых и средних предприятий на инновационность;
• изменения в работе государственного аппарата;
• ужесточение мер наказания коррупционеров;
• повышение профессионализма сотрудников силовых ведомств;
• повышение эффективности судебной системы;
• обеспечение национального единства народов России;
• взвешенная миграционная политика;
• контроль за состоянием городской среды;
• охрана природных богатств [16].
Проводя сопоставительный анализ выражения концепта будущего в программах парламентских партий России, представляется возможным отметить, что из четырех рассмотренных политических платформ программа «Единой России» является наиболее крупной по объему (135 страниц), а по глубине детализации идеологической платформы лидирует программа «Справедливой России» (выделены 21 сегмент и 48 слотов).
На уровне представления базового слоя концепта будущего программы «Единая Россия», КПРФ и ЛДПР практически идентичны, в них фиксируется образ «державы», «Родины», тогда как у «Справедливой России» в центре языкового выражения концепта образ «общества». На уровне когнитивных сегментов концепта в основном доминируют схожие задачи в области экономики, в социальной сфере и системе государственного управления. Из общей тенденции в этом плане выделяется программа ЛДПР, в которой уже на уровне когнитивного сегмента указывается «решение русского вопроса», и программа КПРФ, в которой сегменты представляют собой четкую последовательность установления нового порядка под безоговорочным руководством партии: «установление демократической власти трудящихся во главе с КПРФ», «более широкое участие трудящихся в управлении государством» и «завершение формирования социалистических общественных отношений».
Периферия концепта будущего в программах партий значительно различается по объему (от 9 слотов у КПРФ до 48 слотов у «Справедливой России»), тогда как содержание представляет собой описание мер, призванных усилить экономику и социальную сферу в контексте экономической нестабильности в мире. Меры экономического и социального характера представлены в программах большинства партий примерно в равных долях, однако в программе «Справедливой России» отмечается явная ориентация на решение вопросов социального характера (28 из 48 предикаций).
Подробный анализ целей и задач, заявленных в политических платформах партий, позволяет говорить о том, что предлагаемые партиями меры носят, по большей части, идейно-реставрационный, по отношению к советскому периоду, советской тоталитарной идеологии характер, таким способом партии рассчитывают привлечь большее количество избирателей. В наши дни идея сильного государства советского образца привлекательна для российского электората тем, что советское социально-государственное устройство все-таки могло защитить людей и от внешних, и от внутренних угроз даже при весьма скудных ресурсах. Однако следует отметить, что советская
тоталитарная идеология относилась к типу мифологических идейных образований, поскольку делала акцент не на отображении реальности, а на популяризации искусственно созданной картины мира, повествующей не столько о настоящем, сколько о будущем, о том, что необходимо построить и во что требуется свято верить.
Конструируя образ будущей светлой жизни, партия действовала по принципу «упрощения» реальности, т.е. схематизации живых социальных и политических связей и отношений и подгонки действительности под заранее созданные образы и цели. Такие идеологемы оказываются чрезвычайно далекими от действительности, но одновременно и крайне привлекательными для нетребовательного или дезориентированного сознания масс. Советское государство пыталось обеспечить «себе вечную стабильность с помощью самой простой и удобной меры - устранением альтернатив» [17].
В постсовременном же обществе политическим партиям приходится отказаться от претензий на тотальный контроль над будущим, граждане сами вправе выбирать оптимальную для них концепцию будущего, представляемую в программе той или иной партии. Важнейшей задачей партии становится создание образа будущего, который будет наиболее востребован народными массами.
Литература
1. Bell V. Negotiation in the workplace: The view from a political linguist // A. Firth ed. The discourse of negotiation: Studies of language in the workplace. - Oxford etc.: Pergamon, 1995. P. 41-58.
2. Будаев Э.В., Чудинов А.П. Современная политическая лингвистика. - Екатеринбург, 2006. [Электронный ресурс] - URL: http://www.philology.ru/linguistics1/budaev-chudinov-06a.htm (дата обращения: 24.05.2011).
3. ПетровК.Е. Структура концепта «терроризм» // Полис. 2003. №4. С. 130-141.
4. Чудинов А.П. Политическая лингвистика: Учеб. пособие. 3-е изд., испр. М.: Флинта: Наука, 2008.
5. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. Москва; Волгоград: Перемена, 2000.
6. Гаврилова М.В. Ключевые концепты русского политического дискурса «народ», «власть», «Россия» [Электронный ресурс] - URL: http://www.politex.info/content/view/198/30/ (дата обращения: 07.07.2011).
7. Holmes S. Liberal constrains on private power?: reflections on the origins and rationale of access regulation // Democracy and the mass media / Ed. by Judith Lichtenberg. Cambridge University Press, 1995. P. 21-66.
8. Стернин И.А. Методика исследования структуры концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2001. С. 58-65.
9. Ожегов С.И., ШведоваН.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1995.
10. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 2000. Т. 1.
11. Предвыборная программа партии (Программное обращение Партии «Единая Россия» к гражданам России), 2011 [Электронный ресурс] // Единая Россия: сайт - URL: http://er.ru/ party/adress (дата обращения: 25.11.11).
12. Программа народных инициатив. Общероссийский народный фронт. М.: Институт соц.-экон. и политич. исследований, 2011.
13. Грызлов Б.В. Опубликована Программа народных инициатив (Народная програм-ма),2011 [Электронный ресурс] // Институт соц.-экон. и политич. исследований: сайт - URL: http://www.iseps.ru/info.aspx?type=news&id=163 (дата обращения: 22.11.11).
14. Коммунистическая партия Российской Федерации. Программа партии, 2008 [Электронный ресурс] // КПРФ: сайт - URL: http://kprf.ru/party/info (дата обращения: 16.11.11).
15. Программа «ЛДПР укажет дорогу», 2011 [Электронный ресурс] // ЛДПР: сайт - ИКЬ: http://www.ldpr.rU/#party/Program_LDPR (дата обращения: 16.11.11).
16. Справедливая Россия. Предвыборная программа, 2011 [Электронный ресурс] // Справедливая Россия: сайт - URL: http://www.spravedlivo.ru/information/section_11/pprogramm2011 (дата обращения: 28.11.11).
17. Бауман З. Пять прогнозов и множество оговорок // Иностранная литература. 2006. № 8. [Электронный ресурс] - URL: http://magazines.russ.ru/ inostran/2006/8/ ba14.html (дата обращения: 22.02.11).