Научная статья на тему 'Образ «Джентльмена» в контексте духовного наследия Великобритании'

Образ «Джентльмена» в контексте духовного наследия Великобритании Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
368
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖЕНТЛЬМЕН / ДЖЕНТРИ / ВОСПИТАНИЕ / ПРОСВЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кукина Е.А.

Рассмотрен образ «джентльмена» в контексте идей Английского просвещения при анализе духовного наследия Великобритании. Показана ценность формирования светского человека джентльмена «происхождения» «аристократа крови» в сравнении с «аристократом духа» представителя духовной элиты. Характерная черта такой элиты является духовное самовыражение и четко выраженная претензия на роль аристократа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ «Джентльмена» в контексте духовного наследия Великобритании»

российских университетов, внимания к нравственному воспитанию российских полицейских.

2. Застой и забвение (1917-середина 70 годов XX века). В это время проблемы юридической этики, как и проблемы правоведения в нашей стране практически не разрабатывались, что было связано с правовым нигилизмом, характерном для марксистско-ленинской идеологии.

3. Новый расцвет и развитие (с середины 70 годов XX века). Второе рождение юридической этики в нашей стране связано с кризисом социализма, становлением рыночных правоотношений, востребованности юридических профессий и развитием юридических наук. В этот период начинают впервые разрабатываться и проблемы профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел (работы Г.В. Дубова, С.В. Егорышева, И.В. Егошина [4, с. 7-8], Е.В. Зарубиной, А.С. Кобликова, В.М. Кукушина, С.С. Пылева, А.Н. Ротовско-го, Т.Ф. Сулейманова, А.В. Щеглова и др.).

Однако и сегодня профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел остается недостаточно разработанной, но крайне востребованной для образования и воспитания сотрудников полиции наукой и учебной дисциплиной.

Список литературы:

1. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм. - М.: «Директ-Медиа», 1991.

2. Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе (общие черты судебной этики) / А.Г. Маслеев, Е.В. Зарубина и др. // Профессиональная этика юриста: учеб. пособие. - Екатеринбург: Издат. дом УрГЮА, 2004.

3. Зарубина Е.В. Профессиональная этика и служебный этикет: Учебное пособие / Е.В. Зарубина. - Екатеринбург: уральский юридический институт МВД России, 2012.

4. Егошин И.В. Формирование защитной компетенции у курсантов образовательного учреждения МВД России с помощью комплекса проблемно-тре-нинговых занятий: дисс. ... канд. пед. наук / И.В. Егошин. - Казань, 2013.

ОБРАЗ «ДЖЕНТЛЬМЕНА» В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

© Кукина Е.А.*

Батайский техникум железнодорожного транспорта, г. Батайск

Рассмотрен образ «джентльмена» в контексте идей Английского просвещения при анализе духовного наследия Великобритании. Пока-

* Преподаватель.

зана ценность формирования светского человека джентльмена «происхождения» - «аристократа крови» в сравнении с «аристократом духа» представителя духовной элиты. Характерная черта такой элиты является духовное самовыражение и четко выраженная претензия на роль аристократа.

Ключевые слова джентльмен, джентри, воспитание, просвещение.

В конце XVII начале XVIII века в Англии начинает действовать эра Просвещения, целью которой являлись преобразования политического устройства общества в рамках капиталистического развития страны, следование социально-политической идеи естественного права человека (равенство прав и возможностей, свобода и собственность, образование-воспитание; имущественное равенство, борьба народа за независимость, защита привилегий). Желание достичь положения элиты, войдя в состав высшего общества, присоединившись к аристократии [1, с. 258] - являлось лозунгом Английской просвещенной нации. Так как политическая элита являлась экономической мощью и базой английского общества, то социальный престиж и авторитет ее был очевиден. Механизмы просвещения открыли дорогу притоку желающих иного (средний класс) социального статуса пополнить ряды представителей высшего общества «при условии, что они будут признаны джентльменами членами этого общества. А образ джентльмена, на который они ориентировались, составляли аристократические идеалы» [2, с. 124].

Англия XVII века распространяла буржуазную идеологию, явившуюся следствием революционной ситуации (союз буржуазии и нового дворянства-джентри), которая способствовала возникновению нового общественного строя, «победу буржуазной собственности, нации, господства собственника земли, просвещения, семьи над родовым имением, предприимчивости, буржуазного права над привилегиями» [3, с. 115].

Класс английской буржуазии выступал против наследованных дворянских привилегий. Основанием данного подхода служила идеология английского просвещения (просветитель Джон Локк опровергал врожденные качества человека, дающие привилегированное положение: «человек родится с душой чистой как доска», так как душа каждого ребенка - белый лист бумаги, на который воспитание пишет свои письмена, доказав при этом, природное равенство всех людей). При этом значимой общественно-политической силой являлись механизмы просвещения - образование и воспитание.

Буржуазные идеологи-просветители отстаивали аристократический общественный идеал «нового» типа человека. Существовал «процесс объединения элитных групп - старой дворянской и новой, вышедшей из среднего класса» [2, с. 55]. То есть первая «категория» (старое дворянство) вытеснялась, вторая - новая элита соединяла в себе черты обеих групп. Слой «нового» дворянства имел узкую направленность. Младшие сыновья дворянина пополнили ряды низшего дворянства (джентри), которые не имели юриди-

ческих привилегий, не обладали титулом. Образ жизни их обязывал становиться предпринимателями (буржуа). Вместе с тем, городские носители данного «титула» (мелкое и среднее дворянство) - коммерсанты, купцы и финансисты, оплачивали дворянские титулы и гербы (при накоплении богатства, приобретении земель - открывался доступ к рангам) также входили в состав джентри, составили класс «лучших». Элита власти, бизнесмены завоевывали доступ к управлению с помощью денег: «Происхождение много значит, но богатство еще более [4, с. 100].

Элитарность являлась не только следствием благородного происхождения, но и доказывалась личными достоинствами (аналогия античного времени, ренессанса - идея аристократизма по «духу»), давала преимущества перед наследственной элитарностью. Аристократия оставалась символом ума [5, с. 152]. Своей идеологической целью просветители видели перевоспитание, «просвещение» нации с помощью морально-этических норм (соответствие «джентльмена» по воспитанию). Моральное совершенство соответствовало духовному идеалу - аристократизму. Право обладание «титулом» являлось образом «подлинного» благородства, было связано с духовно - нравственной наполненностью вне зависимости от наследуемого багажа: Аристократия не есть сословие или класс, аристократия есть некоторое духовное начало [6, с. 17-18], позволяющее выделиться из массы социального класса.

Преобладающими в модели элитарной системы английского социума становятся вместе с тем и классовые тенденции. Центральной идеей образования выступает идеал «совершенного» - истинно благородного, светского человека («джентльмена-происхождения»). Ее основой был кодекс, включающий в себя обязанности «достойного» человека по отношению к самому себе, к обществу, к Богу. Доминирующее положение аристократов «служение всему обществу» наблюдалось в важнейших социальных сферах - при дворе, в парламенте, дипломатии, политике, государственной службе, армии, церкви в выполнении общественного долга.

Духовное наследие, раскрывающее образ «джентльмен», богато точками зрения различных исследователей. Линию «происхождения» джентльмена знатного рода защищали авторы Т. Смит, И. Тэн, Б. Барбер. Джентльмены «призвания», которые получали свой «титул» в процессе воспитания совместно с элементами образования нашли отражение у следующих авторов: Г. Пичема, Т. Элиота, Ж. де Мена, А. Ливингстона, Д. Милля, Д. Дефо, К.С. Льюиса, У Теккерея, Ч. Диккенса.

Томас Смит в трактате «Об английском государстве» к данной категории англичан относил высшее дворянство (члены высшей палаты парламента - герцоги, бароны), а также рыцари, сквайры, представители семей, имеющих богатство - все те, кто именовался дворянами не высокого звания. Про последних он писал: «тот, кто отправляет государственное правосудие, изучает свободные искусства, может жить, не трудясь и не занимаясь заня-

тиями, требующими физического труда, кто принимает на себя обязанности джентльмена, отличаясь при этом джентльменским поведением и манерами -тот должен быть назван джентльменом».

Барбер Б. описывая английский общественный идеал, свел его к следующим разновидностям: титулованное и нетитулованное дворянство-джентри и провинциалы. Параметры отнесения к «идеалу». Во-первых, богатство и доход; могущество и власть, во-вторых, образование, в-третьих, положение родственников.

Берк Д. сопоставил титул «джентльмен» с категорий «джентри». По его мнению, джентри - это нетитулованные лица Великобритании..., обладающие «территориальными владениями или высоким служебным положением, не облеченные наследственными почестями» [2, с. 32]. Мелкопоместные представители дворянства имели право ношения герба, а также являлись частью правящего класса. С аристократией их связывали родственные узы: образ их жизни, занятия и источники благосостояния были идентичными.

Тэн И. в работе «Очерки Англии» вышеназванный образ английского общества сводил, прежде всего, к дворянину по происхождению. Неотъемлемой чертой идеального представителя Англии также являлись хорошие манеры, воспитание, образование, соблюдение требований света. Такой англичанин, по мнению автора, есть опора английского правительства: «Джентльмен -истинно благородный человек, достойный повелевать, честный, бескорыстный, способный подвергаться опасностям и даже пожертвовать собою для тех, которыми он управляет...» [7, с. 138].

Трактат Генри Пичема «О совершенном джентльмене» посвящен анализу, кого можно считать джентльменом? Адвокатов, врачей, он отнес к данному званию. Однако были те, кто не вошел в список «джентльмена». Это были лица двух категорий. Относящиеся к первой - люди, работающие руками (по профессии хирурга, акушерки, дантиста). Вторая категория была представлена людьми искусства - художник, фокусник, актер, скрипач. Рассматривалась особая социальная категория - купцы, они также не могли пополнить круг джентльменов (у Д. Дефо иная точка зрения).

Томас Элиот подчеркивал, образ джентльмена сводился к благородству, тогда как благородное звание, именуемое «джентльмен» не зависит от обширных поместий, дохода, древности рода. Названный идеал достигался при наличии добродетелей. Почетные общественные обязанности являлись кругом их занятий, причем они не оплачивались, а выполнялись на безвозмездной основе.

Жан де Мен в «Романе о Розе» доказывал, что благородство зависит от добродетелей человека: «Благороден тот, кто добродетелью живет». По мнению автора, совершение «достойных» дел, воспитание характера приближает к этому образу.

Милль Д., Ливингстон А. отрицали физический ручной труд. В «Теории джентльмена» А. Ливингстона утверждается, что джентльмен не может зарабатывать себе на жизнь, так как он обладает определенными средствами.

Стил Р. в газете «Гардиан» опубликовал, что совершенный джентльмен -человек, который «способен одинаково хорошо служить обществу и охранять его интересы, а также быть его украшением».

Льюис К.С. в книге «Просто христианство» утверждал: «для джентльмена важны не герб его и земля, а то, как он себя ведет. Истинный джентльмен -тот, кто ведет себя, как подобает джентльмену. Намного лучше быть честным, и вежливым, и храбрым, чем обладать собственным гербом» [8, с. 4].

«Книга снобов, написанная одним из них» У. Теккерея анализирует, что значит быть джентльменом? Это наличие таких качеств как: честность, крот-кость, великодушие, храбрость, мудрость. Вместе с тем, автор доказывает «платность» происхождения: «Знатность происхождения можно купить за деньги» [9, с. 48]. Всякому человеку любого звания наживай несметное богатство, получай огромные гонорары как адвокат, произноси возвышенные речи, или отличайся в боях, и тогда ты войдешь в ряды привилегированного класса» [9, с. 19]. Исследователь говорил об особой породе-идеале, защищал предрасположенность культурной элиты к благородному происхождению. Совершенный джентльмен отличался безупречными манерами.

Диккенс Ч. в романе «Большие надежды» отстаивал морально-этическую направленность в определении «джентльмена»: «человек - по благородству чувств истинный джентльмен» [10, с. 308]. Тем самым автор связывал благородного человека с высокими душевно-нравственными качествами, противопоставлял благородство рождения.

Захарова О.Ю. в книге «Государственный церемониал как программа власти» была убеждена, что аристократ - это «особый тип личности», в которой «благородное поведение - призвание благородной души и просвещенного ума» [6, с. 148-149].

Даниель Дефо различал две категории джентльменов: «происхождения», «воспитания». По его мнению, лица, относящиеся ко второй категории, могли нести гордое звание «джентльмен». «Джентльмен необразованный, невоспитанный, без нравственных достоинств и хороших манер ничем не лучше плебея, это лишь тень джентльмена», - так писал автор в защиту воспитательного примера. Тем самым, личные заслуги человека он превозносил, уступив место потомственной родовитости. Данный образец, образец - джентльмена, соотносился с категорией купцов: «Купцу, если у него останется немного свободного времени, пусть лучше он употребит его на улучшение своего положения в обществе, чтобы стать истинным джентльменом». Исследователь-Дефо включил в этот образец элитарности не только людей физического труда, но и тех, кто жил на заработок. Купец, учитель, священник, высшие офицеры, по его мнению, составили наполненность социальной категории «джентльмен».

По мнению М. Бэрда «Джентльмен - . английский гибрид феодального господина и буржуа».

Образ «джентльмена», проанализированный в духовном наследии Великобритании рационально свести в единое целое.

Во-первых, человек - образец, выдвигаемый обществом, стремился к преодолению классовых и национальных барьеров. Это стало возможным в рамках сложившейся идеальной модели воспитания - шлифовки, то есть совершенства личных достоинств и образования. Образ жизни, поведение, манеры, род занятий сочетали в себе требования социальной категории «джентльмен» независимо от происхождения. Во-вторых, отражением другого подхода было наличие знатности - благородного происхождения, наличие герба и генеалогических корней. Эти два подхода - буржуазный и дворянский образы сформировали единый портрет джентльмена.

Список литературы:

1. Хобсбаум Э. Век капитала, 1848-1875. - Ростов н/Д, 1999.

2. Крючкова Н.Д. Образ жизни британской элиты в третьей четверти XIX века: дисс. .канд. ист. наук. - Ставрополь, 2004.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 6. - М., 1957.

4. Ложель. Англия в политическом и социальном отношениях. - СПб., 1874.

5. Беджгот У Государственный строй Англии. - М., 1905.

6. Захарова О.Ю. Государственный церемониал как программа власти. -М.: Издательство Центр-полиграф, 2014.

7. Тэн И. Очерки Англии. - СПб., 1872.

8. Стейплз Л.К. Притчи. Трактаты / пер. с англ. - М.: Республика, 1992.

9. Теккерей У. Книга снобов, написанная одним из них. Собрание сочинений в 12 т. - Т. 3. - М.: «Художественная литература», 1975.

10. Диккенс Ч. Собр. соч. В 30 т. Т. 25. - М.: ГИХЛ, 1957-1963.

ДЕСТРУКТИВНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ КУЛЬТЫ КАК ФАКТОР РАСШИРЕНИЯ ПРЕДМЕТНОГО ПОЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

© Лобазова О.Ф.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Современное общество, сталкиваясь с деятельностью деструктивных религиозных культов, вырабатывает меры защиты от негативных последствий. Эта защита может быть осуществлена и специфическими

* Профессор кафедры Социальной философии, религиоведения и теологии, доктор философских наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.