Научная статья на тему 'О реформе налогообложения природ ных ресурсов в Российской Федерации'

О реформе налогообложения природ ных ресурсов в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О реформе налогообложения природ ных ресурсов в Российской Федерации»

НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА

О РЕФОРМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

К.Л. АСТАПОВ, кандидат экономических наук, эксперт аналитического управления аппарата Совета Федерации

Налогообложение природных ресурсов до 2002 года

Для стран с высокой долей сырьевого сектора особенно важно построение эффективной системы налогообложения природных ресурсов. Суть налогообложения ресурсов заключается в перераспределении экономической ренты1 или сверхприбыли для эффективного использования природных ресурсов с помощью бюджетно-налого-вого механизма. В настоящее время налоговая система России не сбалансирована, из-за чего затрудняется межотраслевое движение капитала.

Правительству необходимо разработать такую фискальную систему, которая позволит получить максимальный доход с компаний, осваивающих месторождения, и обеспечить одновременно достаточную прибыль на вложения инвесторов.

Основными видами налоговых платежей являются бонусы, ренталс, роялти2. Бонусы - это разовые фиксированные платежи, выплачиваемые до начала разработки месторождения. Арендная плата (ренталс) устанавливается в зависимости от площади месторождения и напрямую не зависит ни от количества добычи, ни от прибыльности производства. Арендная плата выплачивается периодически в течение срока действия лицензии на освоение месторождения.

В мире широкое распространение имеет роялти - выплачиваемая государству-собственнику фиксированная доля стоимости произведенной продукции из природных ресурсов за право разработки запасов. В нефтяной промышленности

1 Превышение стоимости добытого сырья над затратами по его производству определяется как природная (экономическая) рента.

2 См. подробнее: Ю.Н. Бобылев. Налогообложение в минерально-сырьевом секторе экономики: Институт экономики переходного периода.

величина роялти обычно составляет 12,5 - 20% от стоимости добытой нефти. Ставки роялти связаны и дифференцируются в зависимости от уровня добычи, срока эксплуатации и выработки месторождения и т.п. Помимо роялти, добывающие компании, как правило, платят все установленные в стране налоги.

Правовые основы добычи полезных ископаемых и налогообложения природных ресурсов представлены концессионной и контрактной системами. Концессионной системой предусматривается передача минеральных ресурсов в частную собственность. В данном случае налогообложение основывается на бонусах и ренталс. Однако в большинстве стран минеральные ресурсы принадлежат государству и только права на разработку месторождений передаются добывающим компаниям. Соответственно, в контрактной системе преобладающую роль в налогообложении добывающих компаний играют роялти и налоги.

Налогообложение природных ресурсов регламентируется законами «О недрах», «Налоговый кодекс», «О соглашениях о разделе продукции», «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы», «Об акцизах» и др.

В соответствии с Федеральным законом «О недрах» недра признаются собственностью государства (ст. 1.2). Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Однако добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Предоставление недр в

пользование, а также основные условия пользования недрами устанавливаются лицензией. Лицензии предоставляются не только по конкурсу, но и по другим основаниям.

В законе «О недрах» дана следующая классификация платежей за пользование недрами3:

1. Разовые платежи за пользование недрами. Минимальные размеры разовых платежей за пользование недрами составляют не менее 10% от величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации, а окончательные размеры платежей определяются по результатам конкурса.

2. Регулярные платежи за пользование недрами взимаются с пользователей за предоставление исключительных прав на поиск и оценку месторождений, разведку полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых и т.п. Размеры платежей зависят от площади лицензионного участка с учетом экономико-гео-графических условий, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска. Например, минимальная и максимальная ставки регулярного платежа за пользование недрами в целях разведки для углеводородного сырья составляют 5 ООО руб. и 20 ООО руб. за 1 км2 участка недр4.

3. Плата за геологическую информацию о недрах устанавливается Правительством РФ.

3 В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации» платежи за пользование недрами включены в раздел V Налогового кодекса РФ.

4 Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 926.

5 Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.96 № 597 «О порядке использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений».

6 Инструкция Государственной налоговой службы Российской Федерации от 31.12.96 № 44 «О порядке исчисления, уплаты в фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы».

7 В настоящее время законодатели отказались от применения понятия «первый товарный продукт» и используют государственные стандарты.

8 Утратил силу при введении в действие части второй Налогового кодекса РФ.

® Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.92 № 461 «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обложению экспортными пошлинами при их вывозе с территории Российской Федерации, и размеров базовых ставок экспортных пошлин Российской Федерации».

4. Сбор за участие в конкурсе (аукционе), исходя из затрат на подготовку и проведение конкурса, на оплату труда привлекаемых экспертов.

5. Сбор за выдачу лицензий.

Итак, закон «О недрах» устанавливает платежи, а Налоговый кодекс - налоги, в том числе и за использование природных ресурсов.

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы использовались для финансирования работ по государственному геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы5. Отчисления, за исключением расходов сырьевых компаний на самостоятельное финансирование геологоразведочных работ, зачислялись в специальный внебюджетный фонд Российской Федерации6. В 2001 году отчисления при сохранении своего целевого назначения зачислялись в федеральный бюджет.

Стоимость первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых, являлась объектом налогообложения при определении отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы7. Ставки налога составляли: для нефти, газа и конденсата - 10%, железных и хромовых руд - 3,7%, цветных и редких металлов - 8,2% и т.д.

Закон «Об акцизах»8 устанавливает акцизы на отдельные виды минерального сырья, добываемого из месторождений с благополучными горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками. Ставки акциза на нефть и газовый конденсат устанавливались постановлениями Правительства РФ «Об установлении дифференцированных ставок акциза на нефть, добываемую на территории Российской Федерации» для каждой добывающей компании. Такой подход позволял создавать преференции отдельным компаний, поэтому в 2000 году была введена единая ставка акциза. В соответствии со ст. 193 Налогового Кодекса в 2001 году ставка акциза на нефть и газовый конденсат составляла 66 руб. за тонну. В 2002 году нефть и стабильный газовый конденсат были исключены из списка подакцизного минерального сырья.

В начале 1992 года введена экспортная пошлина на нефть, составившая 38 экю9. С 1 июля 1996 года она отменена. Для восполнения утраченных налоговых поступлений были увеличены ставки акциза.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.99 № 83 «Об утверждении ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и нефтепродукты сырые, вывозимые с территории Российской Федерации» экспортные пошлины на нефть вновь были восстановлены. Ставка

вывозной таможенной пошлины составляла 2,5 евро за 1 ООО кг на нефть сырую и нефтепродукты сырые, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств-участников СНГ, при среднемесячной цене на нефть марки Юралс на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья от 9,8 до 12,3 дол. США за 1 баррель. Если цена превышает 12,3 дол. США, то пошлина увеличивается в два раза. В условиях повышения цен на нефть в 2000 году ставка пошлины достигала 34 евро за тонну. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.12.2000 № 939 ставка вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты была снижена до 23,4 евро, а в начале 2002 года10 - до 8 дол. США за тонну, что, вероятно, связано с подготовкой таможенного режима к вступлению в ВТО.

Для компаний, осуществляющих добычу полезных ископаемых в рамках соглашения о разделе продукции, устанавливается особый налоговый режим: в течение срока действия соглашения инвестор освобождается от взимания федеральных и региональных налогов и сборов, за исключением налога на прибыль, платежей за пользование недрами, а также единого социального налога. Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на выделенном участке недр, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение содержит все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе по-

рядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения. Перечни участков недр, относительно которых заключаются соглашения о разделе продукции, устанавливаются федеральными законами11.

Реформирование налогообложения природных ресурсов в 2002 году

Налоговая реформа 2001 года позволила достичь некоторых положительных результатов: поэтапная отмена неэффективных налогов с оборота, сокращение льгот по различным налогам (в частности, по налогу на прибыль и НДС), снижение ставок подоходного налога с физических лиц до 13% и налога на прибыль до 24%. Отчисления во внебюджетные фонды формально заменены единым социальным налогом. Таким образом, возрастает доля косвенных налогов.

Президент РФ В.В. Путин в Послании на 2001 год уделил внимание реформированию налогообложения природных ресурсов: «Сегодня наш стратегический приоритет - это рациональное, справедливое обложение природных ресурсов -основного богатства России, недвижимости, последовательное снижение налогообложения нерентных доходов, окончательная ликвидация налогов с оборота».

Поставленная задача решается в целом неудовлетворительно. Платежи за пользование недрами (роялти) составляют в среднем 8,2% от стоимости добытой нефти, что в 1,5 - 2,5 раза ниже мирового уровня. На природную ренту приходится около 70% национального дохода России12, в то время как рентные платежи составляли лишь

Таблица 1

Изменение законодательства о налогообложении природных ресурсов в 2002 году

Налоговый Кодекс РФ (действующее законодательство) Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (утратил силу)

Федеральные налоги и сборы обложения минеральных ресурсов

Налог на добычу полезных ископаемых Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов13 Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами Лесной налог Водный налог Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы Платежи за пользование природными ресурсами Акцизы на нефть и стабильный газовый конденсат Плата за пользование водными объектами

Региональные налоги и сборы

Лесной налог

Плата за воду, забираемую промышленными предпри-

ятиями

Местные налоги и сборы

Земельный налог Земельный налог

10 Постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.2002 № 21. ч Федеральный закон от 30.12.95 № 225 «О соглашениях о разделе продукции».

12 Львов Д. Стратегия для России // Обозреватель. 2001. № 1.

13 Закон о налоге на дополнительный доход от добычи углеводородов еще не утвержден.

1,7% в бюджете 1999 году, 1,6% - в 2000 году, 3,1% - в 2001 году. В законе «О федеральном бюджете на 2002 год» доля платежей за пользование природными ресурсами запланирована на уровне 8,6% доходов бюджета.

С 1 января 2002 года введена в действие гл. 26 Налогового кодекса РФ «Налог на добычу полезных ископаемых», устанавливающая налог на добычу полезных ископаемых взамен платы за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциза на нефть и стабильный газовый конденсат.

При этом доходы федерального бюджета от использования природных ресурсов возрастут. Согласно оценке Минфина России последствий влияния на доходы бюджетной системы Российской Федерации предложений по изменению налогового законодательства в 2002 году введение налога на добычу полезных ископаемых принесет 148,2 млрд руб. при одновременном сокращении доходов бюджета в связи с отменой акцизов на нефть на 18,6 млрд руб., платежей за пользование недрами - 62,1 млрд руб., отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы - 65 млрд руб.14

В соответствии со ст. 336 объектом налога на добычу полезных ископаемых признаются:

• полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке, предоставленном налогоплательщику в пользование;

• полезные ископаемые, извлеченные из отходов добывающего производства, если

такое извлечение подлежит отдельному лицензированию;

• полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Полезным ископаемым признается продукция добывающих отраслей промышленности, содержащаяся в фактически добытом из недр минеральном сырье и по своему качеству соответствующая определенному стандарту15. Количество добытого сырья определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным методом (по показателям содержания добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр минеральном сырье)16.

Базой для налога на добычу полезных ископаемых является стоимость добытых полезных Ископаемых. Оценку стоимости налогоплательщик производит самостоятельно по одному из следующих способов:

1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций;

2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;

14 Об основных подходах к формированию проектировок основных характеристик федерального бюджета на 2002 год и на период до 2004 года. Министерство финансов Российской Федерации от 04.06.2001 № 01-02-01/01-1938. Приложение № 2.

15 Добытые полезные ископаемые классифицируются следующим образом (через тире указаны ставки налога):

• товарные уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы -4%;

• торф - 4%;

• углеводородное сырье (в том числе нефть, газ - 16,5%);

• товарные руды (в том числе черные - 4,8%, цветные - 8,0%, редкие - 8%, радиоактивные металлы - 5,5%);

• полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды, извлекаемые из нее, при их направлении на дальнейшую переработку (обогащение, технологический передел) - 8%;

• горно-химическое неметаллическое сырье - 5,5% (в том числе фосфоритовые руды - 4,0%);

• сырье редких металлов (рассеянных элементов) (в частности, индий, кадмий, теллур, таллий, галлий), а также другие извлекаемые полезные компоненты, являющиеся попутными компонентами в рудах других полезных ископаемых;

• неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (в том числе гипс, мел, известняк, гравий) - 5,5%;

• кондиционный продукт пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья - 6,5%;

• природные алмазы, другие драгоценные камни из коренных, россыпных и техногенных месторождений, включая необработанные, отсортированные и классифицированные камни - 8%;

• концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы - 6,5% (золото - 6%, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемые при добыче драгоценных металлов, то есть извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений;

• соль природная и чистый хлористый натрий - 5,5%;

• подземные воды, содержащие полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды) - 7,5% либо используемые для получения тепловой энергии - 5,5%. 16 В соответствии с приказом МНС РФ от 02.04.2002 № БГ-

3-21/170 количество добытого в налоговом периоде полезного ископаемого определяется по полезному ископаемому, в отношении которого в данном налоговом периоде завершен технологический процесс по его добыче (извлечению) из недр (отходов, потерь). Таким образом, незавершенное производство исключается из налогообложения, но представляется маловероятным использовать эту норму для ухода от налогообложения. В то же время, эта норма не стимулирует экологически экономное освоение природных ресурсов.

3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых17.

Ставка налога на добычу полезных ископаемых проектировалась исходя из действующих ставок платы за пользование недрами плюс 50% ставок отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. В частности, ставка налога на добычу полезных ископаемых для нефти и природного газа составляет 16,5%. Таким образом, по каждому виду полезных ископаемых предусматривается единая ставка налога, в то время как до принятия гл. 26 Налогового кодекса РФ ставки дифференцировались в зависимости от горно-геоло-гических и экономико-географических показателей месторождения и устанавливались в лицензии18.

Расчет налога на основе стоимости добытых ресурсов допускает возможность трансфертного ценообразования, в том случае, если крупные компании часть своей продукции реализуют через дочерние фирмы в офшорах в целях сокращения налогооблагаемой базы. При этом ст. 40 Налогового кодекса РФ, устанавливающая принципы определения цены товаров, работ или услуг для налогообложения, ограничивает возможности трансфертного ценообразования. В частности, при отклонении более чем на 20% от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным

17 Ст. 336 - 340, гл. 26 Налогового Кодекса Российской Федерации. т

Здесь надо отметить следующую особенность. Если часть добываемого сырья продается, а часть используется для дальнейшей переработки, то в ра ;чет стоимости добытых полезных ископаемых включается и переработанное сырье. При этом его стоимость рассчитывается исходя из стоимости реализованного сырья. См. пример 3 п. 35 методических рекомендаций по применению гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» Налогового кодекса Российской Федерации. Подобный подход расчета налога может приводить к занижению налогообложения. К примеру, если 10% добытого сырья реализуется по несколько заниженной цене, а 90% после некоторой переработки продается по высокой цене, то общая сумма налога будет основываться только на 10%, что, с нашей точки зрения, представляется неправильным. Конечно, налоговые органы вправе осуществлять контроль за ценами сделок, однако это требует дополнительной экспертизы.

18 А.И. Салина. Налог на добычу полезных ископаемых как новый методический подход к налогообложению природных ресурсов / Финансы. 2002. № 1.

" Федеральный закон от 08.08.2001 № 126 «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации...», ст. 5.

20 Из предложений Аналитического доклада Совета Федерации «Приоритеты бюджетной политики и формировании концепции федерального бюджета на 2001 год».

21 В связи с появлением виртуальной электронной экономики налогообложение доходов затруднено, поскольку рези-дентство часто не поддается однозначному определению, в то время как с материальными объектами подобных проблем не возникает - они находятся на территории конкретной страны.

товарам в пределах непродолжительного периода времени, налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам, причем, пока не доказано обратное, предполагается, что цена соответствует уровню рыночных цен.

Для сокращения трансфертного ценообразования временно с 1 января 2002 года по 31 декабря 2004 года налоговая база при добыче нефти определяется не по стоимости, а по количеству добытой нефти. Налоговая ставка при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконден-сатных месторождений составляет 340 руб. за одну тонну19.

Таким образом, необходимо продолжать реформирование налогообложения природных ресурсов для роста собираемости рентных поступлений в бюджет и обеспечения экологической сбалансированности при добыче природных ресурсов.

Перспективы совершенствования

налогообложения природных ресурсов

Государство, чрезмерно уступая право на природную ренту частным компаниям, не использует весь потенциал рентных платежей как дополнительный источник доходов бюджета. Во многом это обусловлено не только низкими ставками налога, но и недостаточно эффективной налоговой базой.

Роль рентных платежей выполняют налоги, рассчитываемые на основе результатов хозяйственной деятельности налогоплательщика. Таким образом, в распоряжение государства попадает около 25% (по оценкам Д. Львова) рентных доходов. Следовательно, существующая налоговая система ставит предприятия добывающих отраслей, присваивающих себе 75% рентного дохода, в привилегированное положение.

Продолжение налоговых реформ должно свести к минимуму возможности незаконного уклонения от налогов. Если мелкий и средний бизнес зачастую просто работают в тени, то крупные компании, как уже указывалось выше, широко используют трансфертное ценообразование. Перенос тяжести обложения с финансовых результатов, рассчитываемых самими налогоплательщиками, на нескрываемые от налогового контроля объекты сулит благоприятные перспективы20. Материальными объектами налогообложения могут служить природные ресурсы и их месторождения, недвижимое имущество, транспортные средства и т.д.21

Следует совершенствовать механизмы установления ставок и налоговой базы роялти (налога на добычу полезных ископаемых). Необходимо раз-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица2

Платежи за пользование природными ресурсами в федеральный бюджет (млн руб.)

Платежи в федеральный бюджет Утверждено законом «О федеральном бюджете на 1999 год» Исполнено в 1999 году Утверждено законом « О федеральном бюджете на 2000 год» Исполнено в 2000 году Утверждено законом « О федеральном бюджете на 2001 год» Утверждено законом «О федеральном бюджете на 2002 год» Согласно проекту закоиа « О федеральном бюджете на 2002 год»

Платежи за пользование природными ресурсами 9 489,2 10 576,5 17 841,2 18 569,0 37 184,0 183 715,7 183 129,5

Доля платежей за пользование природными ресурсами в доходах бюджета, % 2,00% 1,72% 1,62% 1,64% 3,12% 8,64% 7,57%

Платежи за пользование недрами 3 884,1 7 190,7 12 187,4 13 091,9 14 133,1 2 043,0 500,0*

Налог на добычу полезных ископаемых Нет Нет Нет Нет нет 173 126,6 181 929,5

Плата за пользование лесным фондом 654,2 446,9 840,2 780,4 973,2 1 950,0 2 026,0

Плата за пользование водными объектами 1405,7 278,6 595,7 676,6 789,8

Земельный налог 3 270,2 2 189.4 3 622,1 3 363,5 3 995,5 4 830,4

Плата за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами Отд. фонд Отд. фонд 12,9 и отд. фонд 13,4 и отд. фонд 5 846,1 7 000,0 7 800,0

Платежи от реализации соглашений о разделе продукции 1 119,3 Включены в плату за недра

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы «14 812,2 2 102,5 700,0*

Прочие платежи (включая плату за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов) 275,0 470,9 582,9 643,0 1 301,5 1 163,2

*В части погашения задолженности прошлых лет.

Таблица 3

Платежи за пользование природными ресурсами во внебюджетные фонды (млн руб.)

Внебюджетный фонд Бюджет 1999 года Фактически за 1999 год Бюджет 2000 года Фактически за 2000 год Бюджет 2001 года Бюджет 2000 и 2003 годов

Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы 3 600,0 7 359,6 14 890,2 15 214,9 Включен в федеральный бюджет Включен в федеральный бюджет

федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов 400,0 80,8 285,0 327,0 Включен в федеральный бюджет Включен в федеральный бюджет

Целевой бюджетный фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства биологических ресурсов 3 887,0 3 165,8 6 147,9 6 069,5 Включен в федеральный бюджет Включен в федеральный бюджет

Таблица4

Оценка влияния на доходы бюджетной системы Российской Федерации предложений по изменению налогообложения природных ресурсов в 2002 году (млрд руб.)

Изменения налогообложения Консолидированный бюджет В том числе федеральный бюджет

Введение налога на добычу полезных ископаемых 148,2 55,6

Отмена:

акциза на нефть -18,6 -18,6

платежей за пользование недрами -62,1 -16,5

отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы -65,0 -19,5

Итого 2,5 1

Источник: Об основных подходах к формированию проектировок основных характеристик федерального бюджета на 2002 и на период до 2004 года. - Министерство Финансов РФ. № 01-02-01/01-1938 от 04.06.2001. - Приложение № 6.

рабатывать налоговое законодательство таким образом, чтобы, во-первых, взимать платежи, налоговой базой которых являются нескрываемые объекты, и, во-вторых, размер платежей должен варьироваться в зависимости от трудности извлечения сырья и степени использования месторождений22 .

Налогооблагаемой базой может служить не только стоимость или количество добытого сырья, но и изменение стоимости месторождения на начало разработки и в конце эксплуатации месторождения. Переоценку стоимости месторождения можно осуществлять раз в пять лет. Это будет способствовать рациональной добыче природных ресурсов. В случае применения неэффективных технологий добычи природных ресурсов и истощения месторождения его стоимость значительно снизится по сравнению с первоначальной и добывающие компании вынуждены будут платить налог не только за количество добытого сырья, но и за нанесенный ущерб экологии. Если при эксплуатации месторождения удастся выявить дополнительные ископаемые ресурсы, то стоимость месторождения возрастет. Это будет стимулировать расширение геологоразведочных ра-

бот на выделенном для разработки участке. Также важно провести объективную оценку стоимости месторождения. Для сведения к минимуму влияния добывающих компаний оценка должна быть квалифицированной и независимой.

Вступление России в ВТО повлечет за собой снижение экспортных пошлин, поэтому целесообразно задействовать налог на дополнительный доход от добычи углеводородов. Такой федеральный налог установлен ст. 13 Налогового кодекса РФ, однако в настоящее время он применения не имеет. Выплату налога на дополнительный доход можно осуществлять после возмещения капитальных затрат, позволяя сохранить благоприятный налоговый режим и использовать налог в качестве дополнительного стимула к разработке добычи месторождений с высокой степенью выработки.

Налогообложение добычи природных ресурсов, основанное на платежах за пользование недрами с более совершенной налогооблагаемой базой и налоге на дополнительный доход от добычи углеводородов, увеличит доходы бюджета за счет справедливого перераспределения природной ренты в пользу государства, создаст благоприятный инвестиционный климат.

22 Нефтяные компании не дают отдыхать скважинам, выкачивая только легко добываемую нефть. Происходит фактическое ограбление национальных ресурсов страны. Для предотвращения варварского использования ресурсов необходимы самые жесткие экономические санкции, в то время как использование нулевой ставки на нормативные потери полезных ископаемых при расчете налога на добычу не способствует применению новых методов добычи природных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.