Научная статья на тему 'Система платежей при пользовании недрами'

Система платежей при пользовании недрами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Л. И. Исеева, И. С. Прощенкова

Платежи за природные ресурсы, налоги и акцизы важнейшие инструменты экономического регулирования взаимоотношений предпринимателей, государства и общества. С 1 января 2002 г. начал действовать принятый Государственной Думой 13 июля 2001 г. закон «О налоге на добычу полезных ископаемых». В работе выполнен анализ принятых в рамках этого закона изменений и указаны его основные недостатки. Рассмотрены два принципиально различных метода определения горной ренты. Предложена замена «горных» налогов и акцизов горной рентой и системой платежей. Описано несколько вариантов количественного определения дифференциальной горной ренты (натуральностоимостной, на базе банковской процентной ставки) и методов ее распределения (полное или частичное изъятие в пользу собственника; организация отраслевого рентного фонда, средства которого должны пойти на финансовую поддержку предприятий; создание Федерального банка природных ресурсов России),

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Payments for natural facility, tax and excises most important instruments of economic regulation of relations of businessman’s, states and societies. With 1 January 2002 came into play accepted by State Duma on July 13 2001 law «About tax on mining useful fossilized». In report is organized the analysis received a visit at frames of this law of change and is specified its main defect. It is organized analysis of notion a bugle of rent and two principle methods of its determination. It is offered change «mountain» taxes and excises a bugle by rent and system of payments. In work is considered several variants of quantitative determination differential bugle rents (natural-costs, on base of bank percent rate) and methods of its distribution (frill or partial its withdrawal in favor of owner; the organization of branch rents fund, which facility must go to financial support of enterprises; creation Federal Bank of natural resources of Russia).

Текст научной работы на тему «Система платежей при пользовании недрами»

УДК 622.012:658.012

>

Как известно, на Россию приходится примерно 14 % мирового объема добычи минерального сырья, а валовая потенциальная ценность балансовых запасов страны по 50 важнейшим видам полезных ископаемых оценивается в 30 триллионов американских долларов [5]. Уровень ожидаемой прибыли и ренты от их реализации, по прогнозам специалистов, может составить около 12 триллионов долларов [5]. Обладание такими богатствами обусловило специфику российской экономики, Общество и государство на 80-90 % обеспечивают свое существование за счет эксплуатации природных ресурсов и, главным образом, недр [4]. Платежи за природные ресурсы, налоги и

Экономический факультет, доцент кафедры экономики, учета и аудита

И.С.ПРОЩЕНКОВА

Экономический факультет, группа ЭГР-98,

ассистент профессора

акцизы - важнейшие инструменты экономического регулирования взаимоотношений предпринимателей, государства и общества.

13 июля 2001 г. Государственной Думой принят федеральный закон о внесении изменений и дополнений во вторую часть Налогового кодекса РФ. Указанным федеральным законом в налоговую систему РФ взамен существовавшей до настоящего времени платы за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизов на нефть вводится налог на добычу полезных ископаемых и устанавливаются единые налоговые ставки по каждому виду полезных ископаемых. Одновременно признается утратившим силу

___ 217

Санкт Петербург. 2002

Платежи за природные ресурсы, налоги и акцизы - важнейшие инструменты экономического регулирования взаимоотношений предпринимателей, государства и общества.

С 1 января 2002 г. начал действовать принятый Государственной Думой 13 июля 2001 г. закон «О налоге на добычу полезных ископаемых». В работе выполнен анализ принятых в рамках этого закона изменений и указаны его основные недостатки. Рассмотрены два принципиально различных метода определения горной ренты. Предложена замена «горных» налогов и акцизов горной рентой и системой платежей. Описано несколько вариантов количественного определения дифференциальной горной ренты (натурально-стоимостной, на базе банковской процентной ставки) и методов ее распределения (полное или частичное изъятие в пользу собственника; организация отраслевого рентного фонда, средства которого должны пойти на финансовую поддержку предприятий; создание Федерального банка природных ресурсов России).

The Payments for natural facility, tax and excises - most important instruments of economic regulation of relations of businessman's, states and societies.

With 1 January 2002 came into play accepted by State Duma on July 13 2001 law «About tax on mining useful fossilized». In report is organized the analysis received a visit at frames of this law of change and is specified its main defect. It is organized analysis of notion a bugle of rent and two principle methods of its determination. It is offered change «mountain» taxes and excises a bugle by rent and system of payments. In work is considered several variants of quantitative determination differential bugle rents (natural-costs, on base of bank percent rate) and methods of its distribution (full or partial its withdrawal in favor of owner; the organization of branch rents fund, which facility must go to financial support of enterprises; creation Federal Bank of natural resources of Russia).

с 1 января 2002 г. федеральный закон от 30 декабря 1995 г, № 224-ФЗ «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» и отменяются акцизы на нефть и газовый конденсат/

Ставки налога на добычу полезных ископаемых установлены с учетом части отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемой в бюджетную систему РФ (50-60 % в зависимости от вида полезных ископаемых), среднесложившейся ставки платы за недра по действующей системе [2]. Налоговые ставки по всем видам минерально-сырьевых ресурсов установлены в процентах от стоимости добытых ресурсов, а по нефти на период 2002-2004 гг. -в рублях за тонну добытой нефти с учетом коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть. Практически по всем полезным ископаемым ставки повышены; для нефти, кроме величины ставки, изменен коэффициент, применяемый в первые три года. В ряде случаев предусмотрено уста-новление нулевой ставки налога [2]. Предполагается, что благодаря включению затрат на геолого-разведочные работы в состав затрат по налогу на прибыль, компании смогут самостоятельно планировать состав и структуру геолого-разведочных работ в соответствии с их наиболее перспективными направлениями. Введено понятие стандарта качества.

Перечень неналоговых платежей за пользование недрами, установленный в разделе 5 «Платежи за пользование недрами» закона РФ «О недрах», уточнен. При пользовании недрами производятся следующие выплаты: 1) разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии; 2) регулярные платежи за пользование недрами; 3) плата за геологическую информацию о недрах; 4) сбор за участие в конкурсе (аукционе); 5) сбор за выдачу лицензии.

На наш взгляд, принятый закон решает лишь некоторые локальные проблемы отношения недропользователей и государства.

В то же время, изменения, внесенные в ранее существовавшую систему платежей, целесообразны и должны принести резуль-

218 _

таты. Прямые поступления в бюджет РФ от платежей за пользование всеми видами природных ресурсов в течение нескольких последних лет составляли около 5-6 % годового бюджетного дохода (0,5 млрд долларов в год) [1]. Для сравнения - за право разработки одного нефтяного месторождения на шельфе Аляски был выплачен бонус в размере 1 млрд долларов (плюс ежегодные роялти). Разовый платеж за пользование недрами аналогичен успешно функционирующему в Европе бонусу, а регулярные платежи в соответствии с новыми поправками являются по сути ренталс (ставка регулярного платежа устанавливается за 1 км2 площади участка недр). Плата за геологическую информацию о недрах, полученную в результате государственного геологического изучения недр, в условиях рыночной экономики более чем обоснована. Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий оправдан организационными расходами и затратами на проверку выполнения пользователями недр условий лицензии.

Важным моментом в решении сложившихся налоговых проблем является внесение четких дополнений в функционирующие законы и контроль за их соблюдением. Так, в настоящее время законодательством РФ не отражены особенности выдачи лицензий на пользование участками недр, расположенными на территории двух и более субъектов РФ. В результате ряд готовых к отработке месторождений простаивает, а федеральный и региональные бюджеты не получают соответствующих платежей и налогов.

Органы государственной власти субъектов РФ слабо подключаются к процессу проверки лицензионных соглашений и принятию мер по активизации работы недропользователей, либо по изъятию в установ-ленном порядке лицензий у недропользователей, грубо нарушающих условия соглашений, например установленные сроки проведения работ и сроки начала промышленного освоения месторождения. В данном случае необходим ввод штрафных платежей. Предлагаются и более строгие меры. М.Е.Певзнер [3, 4] считает, что если по ис-

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.152

предоставляемое ему должно быть

, то

право пользования не-

имущество и доку-использованы для

технологическим свойствам сырью

вариант основан на идее возник*

I

по мнению

ментация должны погашения его финансовых перед государством, в том числе в судебном порядке по иску органов, предоставивших

Авторы разделяют точку зрения специалистов. считающих, что основой стратегического плана по преодолению кризиса, препятствующего росту доходов государств

, являются экономическим, правовой и организационный механизмы использования природной ренты, вание в качестве налогооблагаемой базы

» А. ®

ренты целиком зависят от приня-

5 т.е. от

величины капитальных вложений

добыче полезных ископаемых играют

технологии и бычи уже не так тесно чиной капитальных вложений.

нормы до-с вели-

тп

сти зумно.

ляются, как правило, затратами на лучших

и динамика цен: текущие цены растут не

их существенный рос

т

л.

горной рентой и системой платежей - наиболее выгодное решение многих сложив-

?

ключается в специфике каждого месторож

ет двух одинаковых месторождении

наблюдается при от-потребления. Так, металлы приво-

дит к тому, что в удачные годы в горно

а в те

цены на металлы низки, низка

интерес к про

-м использования горной 60-е гг. XX в. Тогда наметились пиально разных подхода к определению вели

с

вариантом акцент делается на природные ! сколько подходов к количественному опре

и последовательно, на наш взгляд, эту идею отстаивал Ы.ВЛЗолодомонов. Он предлагал вычислять горную ренту на базе бортовой се»

«и»

Натурально-стоимостный основан на поня

?

лась предельно допустимая себестоимость продукта из наихудших разрабатываемых

соответствует той денежной оценке, которая была получена при разработке данного месторождения по сравнению с месторождениями, где такое же количество полезного ископаемого было добыто из наихудших разрабатываемых блоков. Но формула, по которой Н.В.Володомонов предлагает рассчитывать горную ренту, применима

9

ценой минерального сырья, которая необходима производителю для нормальной работы. Естественно, что в данном случае необходимо вводить

ки, учитывающий отклонение цен реализо ванного сырья от цен

ние дохода горного предприятия на прибыль и дифференциальную горную ренту на базе

ределяется как средняя величина ставок по кредитам прямых заемщиков ведущих коммерческих банков страны и ставки рефинан-

Санкт Петербург. 2002

сирования Центрального банка РФ. Модель и методика основаны на учете стоимости кредита для недропользователей. Предлагается установить размер капитала горного предприятия, участвующего в формировании горной ренты, и после расчета величины «нормальной» прибыли (с учетом рисков) вычислить значение дифференциаль-

Неоднозначно решается вопрос о распределении дополнительной прибыли. Например, предлагается изымать дифференциальную горную ренту в полном объеме в пользу собственника недр, а в распоряжении недропользователя оставлять «нормальную» прибыль и прибыль от совершенствования организации труда, высокой квалификации специалистов и компетентности руководства. Другой вариант - собственнику недр

рента I типа, а возникающая из-за действия инвестиционных факторов горная рента II типа и дополнительная прибыль от усовершенствования организации работы предприятия остаются в распоряжении предприятия и служат источником инвестиционных доходов. Предлагается вариант создания в отрасли рентного фонда, средства которого должны пойти на финансовую поддержку предприятий, дифференциальная горная рента которых отрицательна. В рамках дру-

создание и конституционное утверждение нового для России органа управления природной рентой - Федерального банка природных ресурсов России. По своему положению этот орган должен быть близок к статусу Центрального банка РФ и Счетной палаты РФ. Все виды природных ресурсов, по мнению авторов, должны предоставляться в пользование коммерческим и государственным организациям, включая Прави-

тельство РФ, в аренду и только за плату. Средства, получаемые от коммерческого использования природной ренты в виде выручки от продаж прав (лицензий) на природопользование, дохода от продажи запасов и арендной платы за использование природных ресурсов, должны направляться в Российский фонд горной ренты. В правовом и финансовом отношении этот фонд должен быть аналогичен Пенсионному.

Выводы

1. Необходима замена «горных» налогов и акцизов горной рентой и системой платежей.

2. В настоящий момент речь должна идти не об общем снижении налогов, а о дифференцированном подходе к налогообложению через изъятие дифференциальной горной ренты.

3. Необходимо проведение расчетов горной ренты, полученной на отдельных предприятиях, с учетом того, что они работают в условиях мирового рынка, даже если не представлены на нем.

4. Необходимо внесение четких дополнений в функционирующие законы и контроль за соблюдением лицензионных соглашений.

1. Боярко Г, Ю. Налог на добавленную стоимость в сфере производства минерального сырья // Горный журнал. 2001. №4.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. М: Ось-89, 2002.

3. Пеезнер М.Е. Пути развития отечественного за» конодательства о недрах // Горный журнал. 2000. № 8.

4. Пеезнер М.Е. Рациональное использование минеральных ресурсов в современном недропользовании // Горный журнал. 2002. Лг2 1.

5. Розовский Ю.В. Горная рента: экономика и законодательство. М.: Экономика, 2000.

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.152

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.