Научная статья на тему 'О подготовке студентов непедагогических специальностей к педагогической профессии в рамках Федеральной целевой программы развития образования'

О подготовке студентов непедагогических специальностей к педагогической профессии в рамках Федеральной целевой программы развития образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
674
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модернизация педагогического образования / многоканальная модель вхождения к педагогическую профессию / мотивация к педагогической деятельности / профессиональный стандарт педагога / академическая мобильность / сетевое взаимодействие. / modernization of pedagogical education / multichannel model of entering the teaching profession / motivation for teaching activities / professional standard for teachers / academic mobility / network interaction.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В. А. Панин, С. В. Краюшкина, А. В. Забелина

В статье предлагаются основные пути многоканального вхождения к педагогическуюпрофессию, дается описание эксперимента по разработке и апробации новых модулей и правилреализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группеспециальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Педагогическоеобразование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогическогопрофиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия, ианализируются его предварительные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OF THE STUDENTS TRAINING OF NON-PEDAGOGICAL SPECIALITIES FOR THE TEACHING PROFESSION WITHIN THE FEDERAL TARGET PROGRAM OF EDUCATION DEVELOPMENT

In the article authors suggest the basic ways of multichannel entering the teaching profession, describe an experiment on the development and testing of new modules and the rules of the implementation of basic educational undergraduate program for enlarged group of specialties ‘Education and Pedagogy’ (the direction of training – Pedagogical Education) involving academic mobility of university students of the pedagogical profile (non-teaching directions of training) in terms of network interaction, and analyze its preliminary results.

Текст научной работы на тему «О подготовке студентов непедагогических специальностей к педагогической профессии в рамках Федеральной целевой программы развития образования»

УДК 378.1

О ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ НЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

© 2015 В. А. Панин1, С. В. Краюшкина2, А. В. Забелина3

1 ректор, докт. физ.-мат. наук, профессор e-mail: tspu@tula.net

2 канд. полит. наук, проректор по учебной работе, e-mail: krayushkina.s@yandex.ru 3 начальник учебно-методического управления e-mail: annavzabelina@mail. ru

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

В статье предлагаются основные пути многоканального вхождения к педагогическую профессию, дается описание эксперимента по разработке и апробации новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия, и анализируются его предварительные результаты.

Ключевые слова: модернизация педагогического образования, многоканальная модель вхождения к педагогическую профессию, мотивация к педагогической деятельности, профессиональный стандарт педагога, академическая мобильность, сетевое взаимодействие.

В настоящее время перед современной российской системой образования стоят серьезные задачи по разработке оптимальных путей совершенствования профессиональной подготовки самого главного субъекта образовательного процесса -учителя. Программа подготовки педагога должна быть существенно пересмотрена в связи с быстро меняющимися социальными условиями - значительным увеличением числа классов с детьми, принадлежащими к разным языковым и конфессиональным группам, задачами реализации инклюзивного образования, насущной необходимостью совершенствования подходов к воспитанию у школьников чувств гражданственности и патриотизма, ответственности за свою страну и т.д. [Стратегия-2020]. Принятие Профессионального стандарта педагога дает определенные ориентиры для разработки соответствующих профессиональных образовательных программ, но их содержание и результаты реализации нуждаются в серьезном анализе и выявлении лучших практик. Введение новой системы обучения, в центре которой находится студент, предполагает перемещение акцентов с процесса обучения на его результат, охарактеризованный в профессиональном стандарте педагога, изменение ролей преподавателя и студента [Приказ № 544н 18.11.2013]. В связи с этим, необходимо отметить важнейшее значение масштабного эксперимента, проводимого Министерством образования и науки Российской Федерации в 2014-2015 гг. в рамках модернизации педагогического образования в Российской Федерации.

Одним из самых интересных, но одновременно и сложных по реализации, в данной программе является проект по разработке и апробации новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки -педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия. Вузом-исполнителем проекта является

Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», а соисполнителями - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный университет».

При определении соисполнителей были взяты следующие критерии отбора: наличие в вузе лицензии на право ведения образовательной деятельности по направлениям подготовки, не относящимся к укрупненной группе направлений подготовки «Образование и педагогика» (степень - бакалавр), выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (не менее 9 укрупненных групп направлений подготовки); наличие свидетельства о государственной аккредитации по направлению подготовки «Педагогическое образование» (степень - бакалавр),

выданного Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки; наличие долгосрочных договоров о сотрудничестве в области реализации основных образовательных программ по направлению подготовки «Педагогическое образование» (степень - бакалавр) с образовательными организациями общего образования; наличие не менее 2 профильных кафедр психолого-педагогического направления; наличие кадров высшей квалификации, имеющих ученые степени докторов и кандидатов педагогических и психологических наук (не менее 10 докторов и 25 кандидатов наук); наличие опыта реализации программ повышения квалификации научно-педагогических работников в области образования и педагогики в рамках контрольных цифр приема Минобрнауки России; наличие опыта реализации программ повышения квалификации учителей и иных работников образовательной сферы в области образования и педагогики; опыт работы по созданию электронных образовательных ресурсов (например, в среде MOODLE); опыт работы в международных проектах в составе консорциума в области образования; наличие опыта академических обменов преподавателями и студентами с российскими и зарубежными вузами в рамках договоров о сотрудничестве и т. д.

Перед разработчиками программы была поставлена основная задача -разработка и апробация вариативной, многоканальной модели подготовки педагогических кадров, предполагающей возможность перехода на педагогические направления студентов непедагогических направлений подготовки в условиях сетевого взаимодействия. Указанная образовательная программа должна была быть направлена на создание возможностей построения индивидуальных образовательных траекторий студентам, обучающимся (обучавшихся) на непедагогических специальностях (направлениях подготовки), выразившим желание получить педагогическое

образование, которое позволит им работать в образовательных учреждениях учителями-предметниками.

Для понимания механизмов реализации проекта необходимо представить структуру подготовки учителя-предметника. Вся основная профессиональная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки «Педагогическое образование» состоит из следующих крупных модулей.

Основной модуль, который можно назвать «модулем профессиональной подготовки учителя», является «ядром № 1» основной образовательной программы. «Ядро № 1» должно быть реализовано в любой образовательной программе, готовящей

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)

Панин В. А., Краюшкина С. В., Забелина А. В. О подготовке студентов непедагогических специальностей к педагогической профессии в рамках Федеральной целевой программы развития образования

педагога-предметника, независимо от ее профиля, особенностей реализации и т.д. В нее входят дисциплины психолого-педагогической направленности, необходимые для формирования результатов обучения, заявленных Профессиональным стандартом педагога, методики преподавания предмета (в зависимости от профиля) и сопровождающие их дисциплины, а также педагогическая практика (не менее 4 недель - 6 зачетных единиц). В настоящее время Федеральный государственный

образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» предоставляет возможность выделить на реализацию данного модуля от 35 до 45 зачетных единиц.

Второй важнейшей составляющей подготовки учителя-предметника является формирование ключевых компетенций в конкретной предметной области (история, математика, география, химия и т.д.). Такой модуль профильных (предметных) дисциплин можно назвать «ядром № 2» основной образовательной программы. В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» предоставляет возможность выделить на реализацию данного модуля от 118 до 140 зачетных единиц (что составляет почти 50 % и более от всей трудоемкости основной профессиональной образовательной программы).

Для всех основных образовательных программ направлений подготовки бакалавриата обязательны дисциплины (модули), формирующие общекультурные (универсальные) компетенции, отличающие бакалавриат от иных уровней образования. К ним относятся дисциплины (модули) «История», «Философия», «Иностранный язык», «Физическая культура».

Остальные дисциплины (модули) носят сопроводительный (поддерживающий) характер. Они не являются ключевыми при подготовке специалиста, но, тем не менее, дают представление об области образования в контексте социальной действительности.

Таким образом, понимая структуру основной образовательной программы подготовки учителя и «вес» ее составных элементов, можно утверждать, что в вузах может быть реализовано несколько моделей получения педагогического образования для студентов, обучающимся (обучавшихся) на непедагогических специальностях (направлениях подготовки).

Первая модель: перевод студента, обучающегося на непедагогической специальности (направлении подготовки) на направление подготовки «Педагогическое образование». Перевод возможен для студентов 2-го и последующих курсов, обучающихся как в других вузах, так и в пределах одного учебного заведения. Процедура перевода должна учитывать следующее. Основанием для начала процедуры перевода служит письменное заявление студента. Для осуществления процедуры сопоставления уже полученных студентом результатов обучения с требованиями реализуемой в вузе основной образовательной программы «Педагогическое образование» локальным актом создается аттестационная комиссия, в которую обязательно должны быть включены представители выпускающей кафедры. Аттестационная комиссия должна определить, какие результаты обучения и, следовательно, формирующие их дисциплины (модули), изученные студентом, могут быть признаны в рамках направления «Педагогическое образование». Дисциплинами (модулями) и практиками, результаты обучения которым могут быть признаны в первую очередь, являются базовые дисциплины направления подготовки, по которому учился студент. Как правило, они сопоставимы с дисциплинами вариативной (профильной) части профессионального цикла направления подготовки «Педагогическое образование». Так, например, по направлению подготовки 46.03.01

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

История в качестве базовых дисциплин профессионального цикла изучаются «Первобытное общество», «История России», «История древнего мира», «История средних веков» и т.д. Аналогичные дисциплины (модули) с совпадающим или близким названием, но фактически с идентичными результатами обучения заложены в большинстве основных образовательных программ, реализуемых в вузах России по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль - история). Второй категорией дисциплин (модулей), результаты обучения которым могут быть однозначно признаны, являются поддерживающие дисциплины, обязательные для всех направлений подготовки бакалавриата, - «История», «Философия», «Иностранный язык», «Физическая культура». Далее аттестационная комиссия должна рассмотреть иные изученные студентом дисциплины (модули), результаты обучения которых могут быть зачтены в качестве курсов по выбору студента. В настоящее время в учебных планах направления подготовки «Педагогическое образование» имеется три вида курсов по выбору: дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла; дисциплины математического и естественно-научного цикла; дисциплины

профессионального цикла. Это позволяет найти место любым из изученных студентом дисциплин при соблюдении главного условия - полученные результаты обучения должны соответствовать заявленным результатам обучения по направлению подготовки «Педагогическое образование». Единственной частью образовательной программы, которая не может быть перезачтена (переаттестована) студенту, является набор дисциплин (модулей) базовой части профессионального цикла «Педагогическое образование», представляющих собой «ядро №1» предметной области «Образование и педагогика». В результате окончания обучения студент получает диплом о высшем образовании по направлению «Педагогическое образование».

В случае, если в вузе реализуются программы бакалавриата как по педагогическому образованию, так и по непедагогическим направлениям подготовки, вуз может использовать возможности внутривузовской академической мобильности, под которой понимается формирование и реализация индивидуальных образовательных траекторий студента в пределах всех основных образовательных программ высшего профессионального образования, реализуемых в вузе. В данном случае студент, оставаясь на обучении по своей специальности (направлению подготовки), в рамках курсов по выбору, сформированных в единый элективный модульный блок, осваивает «Модуль профессиональной подготовки учителя». Для этого в каждой основной образовательной программе высшего образования, по которым обучаются студенты, заявившие желание получить дополнительные компетенции, должно быть выделено не менее 36 зачетных единиц на реализацию не менее 12 последовательно изучающихся дисциплин. Данные дисциплины объединяются в так называемый элективный модульный блок дисциплин (курсов) по выбору студентов. Цели и задачи данного модуля, которые будут реализованы в результате изучения, а также перечень дополнительных специальных компетенций (ДСК), которые будут освоены студентами в результате его изучения, должны соответствовать требованиям, заявленным Профессиональным стандартом педагога («ядро № 1»). Предполагается, что изучение всех предложенных дисциплин позволит студентам овладеть дополнительными специальными компетенциями и достичь результатов обучения, заявленных Профессиональным стандартом педагога. В результате студент не получит диплом бакалавра по направлению подготовки «Педагогическое образование», но все изученные им дисциплины должны войти в приложение к диплому, дадут возможность работодателю принять решение о допуске выпускника к педагогической деятельности, а также подготовят к сдаче соответствующего квалификационного экзамена (при его введении).

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)

Панин В. А., Краюшкина С. В., Забелина А. В. О подготовке студентов непедагогических специальностей к педагогической профессии в рамках Федеральной целевой программы развития образования

В случае, если в вузе не реализуются программы направления подготовки «Педагогическое образование», для предоставления возможности студентам освоить компетенции, необходимые для учителя-предметника, в рамках сетевого взаимодействия вузов возможно заключение договора с вузом-партнером о реализации «Модуля профессиональной подготовки учителя» в рамках элективного модульного блока дисциплин (курсов) по выбору студента. Для этого, как и в предыдущем пункте, в каждой основной образовательной программе высшего образования, по которым обучаются студенты, заявившие желание получить дополнительные компетенции, должно быть выделено не менее 36 зачетных единиц на реализацию не менее 12 последовательно изучающихся дисциплин. По согласованному графику студенты 2-4 курсов в течение 2-6 семестров (в зависимости от учебного плана) изучают предложенный «Модуль профессиональной подготовки учителя» в вузе-партнере. Предполагается, что изучение всех предложенных дисциплин позволит студентам овладеть дополнительными специальными компетенциями и достичь результатов обучения, заявленных Профессиональным стандартом педагога. В результате студент не получит диплом бакалавра по направлению подготовки «Педагогическое образование», но все изученные им дисциплины в рамках сетевого взаимодействия вузов должны войти в приложение к диплому, дадут возможность работодателю принять решение о допуске выпускника к педагогической деятельности, а также подготовят к сдаче соответствующего квалификационного экзамена (при его введении).

Четвертая модель. Изучение «Модуля профессиональной подготовки учителя» и поддерживающих (сопровождающих) модулей может быть предложено студентам непедагогических направлений подготовки в качестве программы дополнительного образования. В данном случае по результатам изучения модуля вузом выдается документ установленного образца о прохождении программы. В рамках реализации договора о сетевом взаимодействии по заявлению студента дисциплины, изученные в рамках указанной образовательной программы, могут быть внесены в приложение к диплому, что дает возможность работодателю принять решение о допуске выпускника к педагогической деятельности, а также подготовят к сдаче соответствующего квалификационного экзамена (при его введении).

На основании вышеизложенного была разработана образовательная программа, состоящая из новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки

«Педагогическое образование»), предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия. Основываясь на том, что она разрабатывается для студентов 2 курса бакалавриата и старше, обучающихся или обучавшихся на непедагогических направлениях подготовки, предполагалось, что они в достаточной мере хорошо знакомы с дисциплинами (модулями) «ядра № 2», то есть в достаточной мере овладели предметными компетенциями и нуждаются в освоении «ядра №1» и иных поддерживающих модулей. В связи с этим разработчиками были предложены 4 модуля - два основных модуля профессиональной подготовки учителя («Педагог как организатор образовательного пространства» и «Проектирование и реализация эффективных образовательных технологий») и два поддерживающих модуля - «ИКТ в деятельности учителя» и «Образование в контексте социальной реальности». Общий объем модулей спроектирован из расчета 60 зачетных единиц, из которых обязательные модули профессиональной подготовки учителя» составляют 42 зачетные единицы (36 зачетных единиц - дисциплины базовой и вариативной части; 6 зачетных единиц - практика). Указанное распределение зачетных единиц позволяет «встраивать» данные модули в любую образовательную программу в зависимости от

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

организации учебного процесса. Поддерживающие модули составляют 18 зачетных единиц (6 зачетных единиц модуль «ИКТ в деятельности учителя» и 12 зачетных единиц в модуле «Образование в контексте социальной реальности»). Они не являются обязательными для изучения, но также, как и первый основной модуль, направлены на формирование трудовых функций, необходимых умений и знаний, установленных Профессиональным стандартом педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), утвержденным приказом Минтруда России от 18.10.2013 г. №544н. Все модули имеют базовые дисциплины и курсы по выбору студента.

Одним из сложных моментов проекта стал отбор для участия в нем студентов непедагогических специальностей. В результате проведенных мероприятий в вузах участниками проекта стали более 300 студентов 2-3 курсов разных направлений подготовки - «Химия» (профиль - медицинская и фармацевтическая химия), «Биология» (профили биоэкология и общая биология), «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» (профиль - информационные системы и базы данных), «Фундаментальная информатика и информационные технологии» (профиль - открытые информационные системы), «Прикладная информатика»

(профиль - прикладная информатика в здравоохранении), «Сервис» (профили - сервис транспортных средств, сервис инженерных систем гостинично-ресторанных, туристических и спортивных комплексов, сервис недвижимости), «Техносферная безопасность» (профиль - защита в чрезвычайных ситуациях), «Экономика» (профили - экономика предприятий и организаций, бухгалтерский учет, анализ и аудит, финансы и кредит), «Менеджмент» (профиль - управление малым бизнесом), «Агроинженерия» (профиль - технические системы в агробизнесе), «Организация работы с молодёжью», «География», «Философия», «Политология», «Социология». Такой обширный перечень совершенно разных направлений подготовки, конечно, создает определенные сложности в проведении проекта, так как студенты, естественно, предпочитают изучать методики преподавания школьных дисциплин, близких к своему направлению подготовки (соответственно - химии, биологии, информатики, безопасности жизнедеятельности и т.д.). Но это, в свою очередь, способствовало появлению новых идей в области подготовки кадров. Так, например, для студентов-гуманитариев (обучающихся по направлениям подготовки «Философия», «Социология» и др.) разработчики предложили интегрированные курсы по выбору студента «Методика преподавания социально-гуманитарных дисциплин» и «Инновационные технологии в преподавании социально-гуманитарных дисциплин».

Для достижения целей, заявленных в образовательной программе, необходимо было определить мотивацию участия в проекте студентов непедагогических специальностей. В начале апробации было проведено исследование мотивации студентов непедагогических специальностей методом анкетирования, которое показало следующие результаты. Так, например, на вопрос «Каковы причины выбора направления подготовки, по которому вы обучаетесь?» большинство студентов выбрали ответ «наличие способностей в этой области»; вторым по популярности стал ответ «престижность специальности, направления». На вопрос «Почему Вы не выбрали педагогическое направление подготовки при поступлении в вуз?» наиболее частым стал ответ «У учителя очень маленькая заработная плата», вторым по популярности стал ответ «В обществе учитель не пользуется популярностью». Меньше всего было таких ответов: «Нет педагогических способностей» и «С современными детьми работать очень трудно».

Представляется важным, что на вопрос анкеты «Почему Вы решили освоить предложенную образовательную программу?» большинство участников опроса

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)

Панин В. А., Краюшкина С. В., Забелина А. В. О подготовке студентов непедагогических специальностей к педагогической профессии в рамках Федеральной целевой программы развития образования

ответили: «Привлекла возможность получить дополнительные знания». Также популярными были следующие ответы: «возможность учиться у лучших

преподавателей», «возможность использовать педагогические знания в жизни для воспитания собственных детей», «захотелось расширить свои профессиональные возможности».

Оценивая преимущества освоения предложенной образовательной программы, многие студенты считают, что это предоставит им возможность дальнейшего обучения в магистратуре педагогического направления. Также их привлекла возможность получить интересную, высокооплачиваемую работу, гарантия трудоустройства и стабильности. Наименее популярным был ответ «преимуществ пока не вижу».

Важным для характеристики студентов, принявших участие в апробации, представляется ответ на вопрос «Что для Вас наиболее важно в процессе обучения?». Самым популярным стал ответ - «получить интеллектуальное удовлетворение». Вторым по популярности был ответ - «приобрести глубокие и прочные знания». Таким образом, следует констатировать, что участвовать в апробации дали свое согласие студенты, стремящиеся к получению новых знаний.

На вопрос «Видите ли Вы себя в роли школьного учителя?» ответы распределились следующим образом: 37 % ответили «Скорее да, чем нет»; 33 % ответили «Пока не знаю»; 10 % ответили «Да»; 17 % студентов дали ответ: «Скорее нет, чем да», и только 3 % полностью отрицают такую возможность. Таким образом, до начала апробации около половины студентов внутренне настроены на возможность в будущем работать педагогом. При этом все студенты выразили желание продолжить обучение на своем направлении подготовки, из них 67 % заявили о своем желании получить дополнительный документ, подтверждающий возможность работать учителем-предметником; 30 % студентов - включить изученные модули в приложение к диплому и отразить это в присваиваемой квалификации.

Также следует отметить качественный состав студентов, участвующих в проекте. По текущей успеваемости студенты распределились достаточно традиционно - 13 % являются отличниками, 33 % учатся на «хорошо» и «отлично», столько же - 33 % получали удовлетворительные оценки, 20 % признали, что имели академические задолженности.

В настоящее время студентами пройдено уже две трети программы, и можно говорить о некоторых промежуточных результатах эксперимента.

Удачным представляется включение в программу поддерживающих дисциплин модуля «Образование в контексте социальной реальности»: «Тимбилдинг в

образовательной организации (командообразование)», «Медиативная технология

урегулирования споров в образовательной среде», «Конструктивное взаимодействие», результаты обучения в рамках которых были высоко оценены как преподавателями, так и студентами - участниками проекта. С другой стороны, дисциплины «Иностранный (английский) язык в профессиональной деятельности учителя», «Современные технологии обучения специальным дисциплинам на русском языке как неродном» не вызвали должного интереса у обучающихся, что говорит о нецелесообразности включения данных дисциплин в программу.

В ходе апробации были проанализированы структура, содержание, мера сложности и объем заданий, предложенных студентам, включая соответствие всей системы заданий для самостоятельной работы студентов индивидуальным познавательным возможностям обучающихся и ресурсам их учебного времени. Большая работа была проведена по разработке интегрированного фонда оценочных средств по модулям, ориентированных прежде всего на оценку сформированности

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

практических учений и навыков обучающихся, оценку опыта, приобретенного в результате изучения модулей. Полученные результаты позволяют провести комплексную доработку образовательной программы.

Необходимо отметить, что в ходе организации образовательного процесса удачным оказалось использование ресурсов системы дистанционного обучения Moodle. В этой системе студентам были представлены содержание дисциплин и логика изучения модулей. Студенты могли получать консультации преподавателей и выполнять систему заданий для самостоятельной работы. Данная система позволила проводить анкетирование и тестирование студентов на различных этапа апробации.

Это только первые результаты проекта. Впереди еще один семестр обучения, серьезная работа по оценке полученных компетенций, анализу успешного опыта и выявленных недостатков. Однако уже сейчас можно с уверенностью сказать, что участие в данном проекте вызвало неподдельный интерес у студентов, пробудило активность и стремление к творчеству у преподавателей, заставило по-новому посмотреть на организацию учебного процесса администрацию вузов, а также позволило руководителям школ с осторожным оптимизмом рассматривать будущих выпускников непедагогических направлений подготовки как перспективных учителей.

Библиографический список

Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты. Банк Документов. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения: 30.06.2015).

Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социальноэкономической стратегии России на период до 2020 года. Кн. 1 / под науч. ред. В. А. Мау, Я.И. Кузьминова. М.: ИД «Дело» РАНХиГС, 2013.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.