Научная статья на тему 'О некоторых проблемах применения мер обеспечения по делам об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов'

О некоторых проблемах применения мер обеспечения по делам об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
433
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРА-ТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / МЕСТНАЯ ПОЛИЦЕЙСКАЯ СЛУЖБА / ПРИРОДООХРАННАЯ ПОЛИЦИЯ / ВОЗБУЖ-ДЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ / ДОСТАВЛЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАДЕР-ЖАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Багисов Нуржан Бабырович

Обеспечение экологической безопасности Республики Казахстан является одной из основных задач уполномоченных государственных органов, в том числе и органов внутренних дел. законодательство Казахстана наделяет полицию обширным перечнем полномочий по осуществлению природоохранных и карантинных мероприятий. Кроме того, в системе органов внутренних дел функционируют подразделения природоохранной полиции, первоочередной задачей которых является выявление, предупреждение и пресечение правонарушений в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Результативность деятельности указанных подразделений, в первую очередь, зависит от совершенства ее правовой и организационной основы. При этом закон наделяет данные подразделения обширными полномочиями по осуществлению механизма профилактики и предупреждения указанных правонарушений, включая процедуру привлечения к административной ответственности и производства ряда процессуальных действий обеспечительного характера, каковыми являются меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Надлежащее применение данных мер зависит как от квалификации самих сотрудников природоохранной полиции, так и соответствующей правовой регламентации их применения, обеспечивающей целесообразность и практическую значимость. В настоящее время природоохранная практика полиции осложнена несовершенством правового регулирования процедуры участия защитника в производстве по делам об административных правонарушениях, в частности, при применении таких мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как доставление и изъятие орудия совершения административного правонарушения. В статье проведен анализ соответствующих статей Кодексов Республики Казахстан об административных правонарушениях 2001 и 2014 годов, в результате которого автором приведены обоснованные предложения по устранению проблем, возникших в практике природоохранной полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Багисов Нуржан Бабырович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах применения мер обеспечения по делам об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов»

REFERENCES

1. Meteleva Ju.A., Pravovoe regulirovanie transportnoj jekspedicii //Zhurnalrossijskogoprava, 2007. - s. 65-77

2. Kuleshov V V. Dogovor transportnoj jekspedicii, problemy pravovogo regulirovanija: avtoref. dis. ... kand.jurid.nauk. -M., 2009. - 25 s.

3. Meteleva Ju.A. Tovarnyj oborot. Pravo. Praktika. Tendencii regulirovanija. Izd.: Jurisprudencija, 2007 g.

4. Romanee Ju.V. Sistema dogovorov v grazhdanskom prave Rossii. M., 2001. - 496 s.

5. BraginskijM.I., Vitrjanskij V.V. Dogovornoepravo. Knigachetvertaja. Dogovory operevozke, buksirovke, transportnoj jekspedicii i inyh uslugah v sfere transporta. 4-e izd., ster. M., 2003. - 910 s.

6. Morozov, S. Ju. Dogovor transportnojjekspedicii: Avtoref. diss. kand. jurid. nauk. - Uljanovsk, 2003. - 21 s.

7. Morozova N.V. Dogovor transportnoj jekspedicii: problemy kvalifikacii i pravovogo regulirovanija. Dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2005. - 172 s.

8. Solovyh, A. V. Dogovor transportnoj jekspedicii: Avtoref. diss. kand. jurid. nauk. - M., 2009.

- 22 s.

9. Dmitriev A.V., Afanas'ev M.V. Logistika transportno-jekspeditorskih uslug: Uchebnoe posobie.

- SPb.: Izd-vo SPbGUJeF, 2010. - 104 s.

10. Levin Je. O nekotoryhproblemah kvalifikacii dogovora transportnoj jekspedicii v nacional'nyh pravovyh sistemah [Jelektronnyj dostup] // Hozjajstvo i pravo. - 2005. - N10. - S. 38-48. URL.: http:// shhshhshh.logistics.ru/9/2/i20_26601p0.htm

УДК 349.6

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Багисов Нуржан Бабырович

Докторант Института послевузовского образования Карагандинской академии МВД Республики Казахстан имени Баримбека Бейсенова, г. Караганда, Республика Казахстан; e-mail: n.bagisov@mail.ru

Ключевые слова: охрана окружающей среды; меры обеспечения по делам об административных правонарушениях; местная полицейская служба; природоохранная полиция; возбуждение дела об административном правонарушении; доставление, административное задержание.

Аннотация. Обеспечение экологической безопасности Республики Казахстан является одной из основных задач уполномоченных государственных органов, в том числе и органов внутренних дел. законодательство Казахстана наделяет полицию обширным перечнем полномочий по осуществлению природоохранных и карантинных мероприятий. Кроме того, в системе органов внутренних дел функционируют подразделения природоохранной полиции, первоочередной задачей которых является выявление, предупреждение и пресечение правонарушений в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Результативность деятельности указанных подразделений, в первую очередь, зависит от совершенства ее правовой и организационной основы. При этом закон наделяет данные подразделения обширными полномочиями по осуществлению механизма профилактики и предупреждения указанных правонарушений, включая процедуру привлечения к административной ответственности и производства ряда процессуальных действий обеспечительного характера, каковыми являются меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Надлежащее применение данных мер зависит как от квалификации самих сотрудников природоох-

ранной полиции, так и соответствующей правовой регламентации их применения, обеспечивающей целесообразность и практическую значимость. В настоящее время природоохранная практика полиции осложнена несовершенством правового регулирования процедуры участия защитника в производстве по делам об административных правонарушениях, в частности, при применении таких мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как доставление и изъятие орудия совершения административного правонарушения. В статье проведен анализ соответствующих статей Кодексов Республики Казахстан об административных правонарушениях 2001 и 2014 годов, в результате которого автором приведены обоснованные предложения по устранению проблем, возникших в практике природоохранной полиции.

ЦОРШАГАН ОРТАНЫ ЦОРГАУ ЖЭНЕ ТАБИГИ РЕСУРСТАРДЫ ПАЙДАЛАНУ САЛАСЫНДАГЫ ЭКШШ1Л1К Б¥ЗУШЫЛЬЩТАР ТУРАЛЫ 1СТЕР БОЙЫНША ЦАМТАМАСЫЗ ЕТУ ШАРАЛАРЫН ЦОЛДАНУДЫЦ КЕЙБ1Р ПРОБЛЕМАЛАРЫ ТУРАЛЫ

Н^ржан Бабыр^лы Багисов

Жогары оцу орнынан кейт бшм беру институтыныц докторанты,

Казацстан Республикасы 11МБэргмбек Бейсенов атындагы Караганды академиясы,

Казацстан Республикасы, Караганды ц.; e-mail: n.bagisov@mail.ru

TYÜiu свздер: цоршаган ортаны цоргау; этмштк цуцыц бузушылыцтар жешнде iстер бойынша цамтамасыз ету шаралары; жергiлiктi полиция цызметi; табигатты цоргау поли-циясы; этмштк цуцыц бузушылыц жешнде i^i цозгау; жеттзу, этмштк устау.

Аннотация. Казацстан Республикасыныц экологиялыц цаутЫздтн цамтамасыз етуi уэкiлеттi мемлекеттт органдардыц, сондай-ац шт wтер органдарыныц негiзгi мацсат-тарыныц бiрiболып табылады. Казацстанныц зацнамасы табигатты цоргау жэне карантин w-шараларын жузеге асыру бойынша етлеттжтердщ кецейтыген тiзiмiмен полицияга yлестiрiп бередi. Одан басца, шт wтер органдарыныц жуйестде цоршаган ортаны цоргау облысындагы аныцтау, алдын алу мен бултартпау жэне табиги ресурстарды цолдану болып табылатын бiрiншi кезектегi мiндеттерi табигатты цоргау полициясы белшстертде жу-мыс iстейдi. Бул ретте зац аталган белiнiстердi цамтамасыз ету сипатындагы процессу-алдыц w-эрекеттер цатарыныц этмштк жауапкерштк пен ендiрiске тарту тэртiбiн цоса, алдын алу теттн жузеге асыру жэне керсетшген цуцыц бузушылыцтарды ескерту бойынша кецейтшген уэтлдттермен белт бередi. Аталган шараларга тиiстi цолдануы табигатты цоргау полициясы цызметкерлертщ езт дэрежелеуте, сондай-ац оларды цолданудыц сэй-m^i цуцыцтыцрегламентациясына байланысты. Казiргi уацытта полицияныц табигатты цоргау тэжiрибесi этмшшк цуцыц бузушылыцтар жешнде wтер бойынша ендiрiсте цорга-ушыныц цатысу рэЫмтщ цуцыцтыц реттеу жетшмегендтмен, сондай-ац этмштк цуцыц бузушылыцтар жетнде wтер бойынша ендiрiстi цамтамасыз ету шараларын цолдану кезт-де циындатылган. Мацалада автормен табигатты цоргау полициясы тэжiрибесiнде пайда болган мэселелердi жою бойынша негiзделген усыныстары нэтижестде 2001 жэне 2014 жылдардагы Казацстан Республикасыныц этмштк цуцыц бузушылыцтар жешнде кодек-стершц сэйкес мацалалардыц талдауы жyргiзiлдi.

SOME PROBLEMS OF APPLICATION OF MEASURES

IN CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENCES IN THE FIELD OF ENVIRONMENTAL PROTECTION AND USE OF NATURAL RESOURCES

Bagisov Nurjan B.

Doctoral candidate of Institute of postgraduate education of Karaganda Academy of MIA named after Barimbek Beisenov, Karaganda, Republik of Kazakhstan; e-mail: n.bagisov@mail.ru

Keywords: Environmental protection, security measures in cases of administrative offences, the local police service, environmental police, initiation of proceedings about an administrative offence, the delivery, administrative detention.

Abstract. Ensuring environmental safety of the Republic of Kazakhstan is one of the main tasks of the authorized state bodies, including the bodies of internal Affairs. Kazakhstan's legislation gives the police an extensive list of powers to implement environmental and quarantine measures. In addition, the system of internal Affairs bodies is functioning environmental police units, whose primary task is to identify, prevent and suppress violations in the field of environmental protection and use of natural resources. The effectiveness of these units, in the first place, depends on the perfection of its legal and organizational basis. At the same time, the law gives these departments extensive powers to implement the mechanism ofprevention and prevention of these offenses, including the procedure for bringing to administrative responsibility and the production of a number of procedural actions of a security nature, which are measures to ensure the proceedings on administrative offenses. The proper application of these measures depends both on the qualification of the environmental police themselves and on the appropriate legal regulation of their application, ensuring the feasibility and practical significance. At present, the environmental practice of the police is complicated by the imperfection of the legal regulation of the procedure for the participation of the defender in the proceedings on administrative offences, in particular, in the application of such measures to ensure the proceedings on administrative offences, as the delivery and withdrawal of tools for committing an administrative offense. The article analyzes the relevant articles of the Codes of the Republic of Kazakhstan on administrative offences of 2001 and 2014, as a result of which the author presents reasonable proposals to address the problems that have arisen in the practice of the environmental police.

Охрана окружающей среды является одним из приоритетных направлений государственной деятельности, а возникающие в данной сфере проблемы во все времена интересовали как научную общественность, так и представителей уполномоченных государственных органов, в том числе и правоохранительных. Вопросы обеспечения экологической безопасности не утратили своей актуальности и в наши дни, поскольку ее ухудшение влечет множество негативных последствий для общества и государства.

Значимость обеспечения благоприятной окружающей среды в Республике Казахстан определена на законодательном уровне, в первую очередь, на конституционном. В статье 31 Конституции Республики Казахстан указано, что, государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека, а сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом1. Кроме этого, ухудшение экологической безопасности в определенной степени влечет подрыв национальной безопасности Республики Казахстан, поскольку является одной из ее составляю-щих2.

На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологиче-

ской безопасности достаточно бурно обсуждаются представителями научного общества. К примеру, Н.И. Хлуденевой рассматривались проблемы, связанные с юридическими коллизиями в действующем экологическом праве [1, с.5].

Г.В. Выпханова рассматривала в своей работе существующие правовые проблемы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды [2, с.4].

Значимость применения материальной ответственности работников в сфере охраны окружающей среды обсуждалась в диссертации Е.А. Поздняковой [3, с.7].

Роль и место органов исполнительной власти в сфере обеспечения экологической безопасности рассматривались в диссертационной работе Е.В. Пироговой [4, с.5].

Проблемные вопросы теории и практики государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования явились объектом исследования в диссертации В.А. Власова [5, с.8]. Однако, несмотря на имеющийся обширный перечень научных трудов, посвященных исследованию проблем охраны окружающей среды, отдельные вопросы в сфере обеспечения экологической безопасности так и остались неисследованными.

Проблемы охраны окружающей среды, в

конституция Республики Казахстан от 30.08.1995 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.03.2017года) //http://adilet.zan.kz/rus/docs/K950001000_.

2Закон Республики Казахстан от 06.01.2012 года № 527-IV«О национальной безопасности Республики Казахстан» // http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1200000527.

первую очередь, обусловлены большим количеством совершаемых в данной сфере нарушений экологического законодательства Республики Казахстан, о чем свидетельствует официальная статистика. К примеру, в течение 2017 года в Едином реестре досудебных расследований было зарегистрировано 1973 экологических уголовных правонарушения, из них:

- 1183 уголовных правонарушения по статье 340 Уголовного кодекса (далее - УК) Республики Казахстан «Незаконная порубка, уничтожение или повреждение деревьев и кустарников»;

- 299 уголовных правонарушений по статье 339 УК Республики Казахстан «Незаконное обращение с редкими и находящимися под угрозой исчезновения, а также запрещенными к пользованию видами растений или животных, их частями или дериватами»;

- 205 уголовных правонарушений по статье 335 УК Республики Казахстан «Незаконная добыча рыбных ресурсов, других водных животных или растений»;

- 135 уголовных правонарушений по статье 337 УК Республики Казахстан «Незаконная охота»;

- 118 уголовных правонарушений по статье 334 УК Республики Казахстан «Самовольное пользование недрами»;

- 8 уголовных правонарушений по статье

332 УК Республики Казахстан «Порча земли»;

- 6 уголовных правонарушений по статье

333 УК Республики Казахстан «Нарушение правил охраны и использования недр»;

- 5 уголовных правонарушений по статье

324 УК Республики Казахстан «Нарушение экологических требований к хозяйственной или иной деятельности»;

- 5 уголовных правонарушений по статье

325 УК Республики Казахстан «Нарушение экологических требований при обращении с экологически потенциально опасными химическими или биологическими веществами»;

- 4 уголовных правонарушения по статье

327 УК Республики Казахстан «Нарушение ветеринарных правил или правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений»;

- 2 уголовных правонарушения по статье

328 УК Республики Казахстан «Загрязнение,

засорение или истощение вод»;

- 1 уголовное правонарушение по статье 336 УК Республики Казахстан «Нарушение правил охраны рыбных запасов»;

- 1 уголовное правонарушение по статье

341 УК Республики Казахстан «Уничтожение или повреждение лесов»;

- 1 уголовное правонарушение по статье

342 УК Республики Казахстан «Нарушение режима особо охраняемых природных терри-торий»3.

Рассматривая данную ситуацию, связанную с многочисленными нарушениями норм уголовного законодательства Республики Казахстан в сфере обеспечения экологической безопасности, не стоит забывать об актуализации вопросов предупреждения, выявления и пресечения административных правонарушений в области охраны окружающей среды и использовании природных ресурсов, поскольку последние очень часто предшествуют совершению уголовных правонарушений в данной сфере, а их своевременное предупреждение и пресечение обеспечивает соблюдение норм экологического законодательства физическими и юридическими лицами.

Одним из субъектов профилактики и предупреждения административных правонарушений в области охраны окружающей являются органы внутренних дел, природоохранные полномочия которых закреплены в статье 685, пункте 1 части 1 статьи 804 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее - КРКоАП)4, подпункте 12 пункта 10 Постановления Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2015 года № 1142 «Об утверждении положения о местной полицейской службе органов внутренних дел»5, а также в Приказе Министра внутренних дел Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года «Об утверждении правил организации работы органов внутренних дел по участию в природоохранных мероприятиях»6.

Осуществляя мероприятия по выявлению, предупреждению и пресечению административных правонарушений в области охраны окружающей среды, органы внутренних дел в большинстве случаев не обходятся без применения предусмотренных главой 40 КРКоАП мер обеспечения по делам об административных правонарушениях. Применение указан-

3Информационный сервис Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан //http://pravstat.prokuror.kz.

Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 05.07.2014 года // http://adilet. zan.kz/rus/archive/docs/K1400000235/10.01.2018.

5Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2015 года № 1142 «Обутверждении положения о местной полицейской службе органов внутренних дел» // http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1500001142.

6ПриказМинистра внутренних дел Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года «Обутверждении Правил организации работы органов внутренних дел по участию в природоохранных мероприятиях» // http://adilet. zan.kz/rus/docs/V1500013046.

ных мер обеспечивает надлежащий порядок производства по делам об административных правонарушениях, тем самым способствуя выполнению его основных задач в установленные законом сроки, поэтому имеет большое значение для административного производства в целом.

Отдельные проблемы, связанные с производством административного задержания и доставления, ранее рассматривались в трудах С.В. Корнейчука, Н.С. Гладырь [6, с.30 - 33]. Однако проблемные моменты применения указанных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях касались сферы профилактики бытового насилия, а не природоохранной деятельности полиции.

На сегодняшний день в практике органов внутренних дел имеются проблемы правового регулирования применения мер обеспечения по делам об административных правонарушениях, в том числе, в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. В данном случае речь идет о правовом регулировании предоставления лицу, совершившему административное правонарушение, защитника. В соответствии с частью 3 статьи 748 КРКоАП, защитник допускается к участию в деле с момента:

1) административного задержания лица, привлекаемого к административной ответственности;

2) возбуждения дела об административном правонарушении;

3) а также на любой стадии производства по делу об административном правонарушении 7.

Учитывая, что сотрудники природоохранной полиции, в основном, осуществляют свою деятельность за пределами населенных пунктах, а временами на очень большом расстоянии от них, исчисляемом десятками и сотнями километров, то в ходе обеспечения права лица, совершившего правонарушение, на приглашение защитника возникают серьезные проблемы, негативно влияющие на противодействие экологическим правонарушениям. К примеру, лицо было застигнуто сотрудниками полиции при осуществлении незаконной охоты на большом расстоянии от ближайшего населенного пункта (в степи или в лесу), и при нем не имеется документов, подтверждающих его личность, и разрешения на

хранение и ношение огнестрельного оружия. В данном случае возникает необходимость его административного задержания сроком до трех часов, изъятия у него огнестрельного оружия, являющегося орудием совершения правонарушения, составления необходимых процессуальных документов и рассмотрения в дальнейшем административного дела. Однако произвести вышеуказанные действия не представляется возможным без обеспечения присутствия защитника, поскольку указанное лицо ходатайствует об этом. Учитывая изложенное, произвести административное задержание правонарушителя без присутствия защитника невозможно, поскольку такое задержание в дальнейшем будет признано незаконным в результате существенного нарушения права лица на защиту, предусмотренного статьей 13 Конституции Республики Казахстан8, статьями 744, 749, 750 КРКоАП9. А без производства задержания и препровождения лица в ближайший отдел внутренних дел установить его личность и составить протокол об административном правонарушении не представляется возможным.

В указанном случае альтернативой применения административного задержания могло бы быть осуществление доставления, которое не ограничено конкретными сроками и позволило бы произвести необходимые действия по установлению личности лица, составлению административного протокола и проведению дальнейшего разбирательства по делу. Однако применить данную меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в настоящее время тоже невозможно, поскольку, как и при административном задержании, сотрудники полиции обязаны обеспечить присутствие защитника по ходатайству правонарушителя, прежде чем они начнут доставлять его в ближайший отдел полиции. Конечно, в части 3 статьи 748 КРКо-АП не указано, что защитник допускается к участию в деле с момента доставления.

Однако в соответствии с частью 4 статьи 802 КРКоАП, дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 785 КРКоАП;

2) составления протокола об администра-

7Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 05.07.2014 года // http://adilet. zan.kz/rus/archive/docs/K1400000235/10.01.2018.

8Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.03.2017года) //http://adilet.zan.kz/rus/docs/K950001000_.

9Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 05.07.2014 года // http://adilet. zan.kz/rus/archive/docs/K1400000235/10.01.2018.

тивном правонарушении;

3) вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

4) объявления судьей (судом) об установлении факта проявления неуважения к суду со стороны присутствующего в процессе лица в ходе судебного разбирательства10.

Содержание первого пункта приведенной статьи КРКоАП свидетельствует о том, что составление первого протокола о применении любой предусмотренной статьей 785 КРКо-АП меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, в том числе и доставлении, выступает в качестве такой начальной стадии административного процесса, как возбуждение административного дела. Поэтому, учитывая содержание приведенной статьи, а также части 3 статьи 748 КРКоАП, необходимо обратить внимание на невозможность применения к лицу, совершившему административное правонарушение, как административного задержания, так и доставления без обеспечения такому лицу присутствия защитника, если его присутствие является обязательным. Изъять незаконно хранящееся у него оружие, являющееся орудием совершения незаконной охоты тоже невозможно без участия в данном процессуальном действии его защитника.

Подобная ситуация представляет собой своего рода «замкнутый круг»: привлечь лицо

к административной ответственности в установленном законом невозможно, но и не принимать в отношении него никаких действий тоже невозможно по причине незаконности, заключающейся в неисполнении сотрудниками полиции своих функциональных обязанностей и укрытии административного правонарушения.

Рассматриваемые проблемы возникают по причине несовершенства норм административного законодательства, в частности, пункта 2 части 3 статьи 748 КРКоАП. Необходимо отметить, что данная норма вступила в законную силу с принятием в 2014 году действующего КРКоАП. В ранее действовавшем КРКоАП, принятом 30 января 2001 года, вопросы обеспечения защитника на стадии возбуждения дела об административном правонарушении были регламентированы наиболее удачно. К примеру, в соответствии с частью 3 статьи 588 указанного кодекса, защитник допускался к участию в деле с момента:

1) административного задержания лица, привлекаемого к административной ответственности;

2) составления протокола об административном правонарушении11.

Для наглядного сравнения содержания части 3 статьи 748 КРКоАП от 05.07.2014 года и части 3 статьи 588 КРКоАП от 30.01.2001 года приведем следующую таблицу:

Часть 3 статьи 748 КРКоАП от 05.07.2014 года:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Защитник допускается к участию в деле с момента:

- административного задержания лица, привлекаемого к

адм ин истрати вной ответствен ности;

- возбуждения дела об административном правонарушении;

- а также на любой стадии производства по делу об административном правонарушении.

Часть 3 статьи 588 КРКоАП от 30.01.2001 года:

Защитник допускается к участию в деле с момента:

- административного задержания лица, привлекаемого к

ад мин истративной ответственности;

- составления протокола об административном правонарушении,

10Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 05.07.2014 года // http://adilet. zan.kz/rus/archive/docs/K1400000235/10.01.2018.

11Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30.01.2001 года // http://adilet. zan.kz/rus/docs/K010000155 #z629.

Как видно из приведенной таблицы, ранее действовавшая редакция рассматриваемой нормы была наиболее приемлемой для осуществления административного производства по правонарушениям в области охраны окружающей среды в части допуска защитника к участию в деле с момента составления административного протокола, а не с момента возбуждения административного дела, поскольку такая правовая регламентация позволяет применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, кроме административного задержания, без участия защитника. Указанный процессуальный порядок производства доставления, изъятия орудия совершения правонарушения и других мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях исключит из природоохранной практики уполномоченных государственных органов, в том числе и полиции, проблему невозможности привлечения к участию в производстве указанных процессуальных действий защитника в отдаленной от населенных пунктов местности, обеспечит надлежащий порядок административного производства по данной категории правонарушений, неотвратимость административной ответственности право-

нарушителей, а в целом - профилактику и предупреждение нарушений экологического законодательства Республики Казахстан.

Таким образом, применение предусмотренных действующим КРКоАП мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов в настоящее время осложнено несовершенством правового регулирования процедуры участия защитника при применении указанных мер, в особенности доставления и изъятия орудия совершения административного правонарушения. Для разрешения указанной проблемы предлагается изменить содержание части 3 статьи 748 КРКоАП следующим образом: заменить формулировку «возбуждения дела об административном правонарушении» на формулировку «составления протокола об административном правонарушении». Предлагаемое изменение позволит оптимизировать процессуальный порядок применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды и предоставит возможность применения указанных мер, кроме административного задержания, без участия защитника.

ЛИТЕРАТУРА

1.Хлуденева Н.И. Коллизии в экологическом праве / Н.И. Хлуденева. - Дисс. на соиск. уч. степени к.ю.н. -М., 2007. - 199 с.

2. Выпханова Г.В. Правовые проблемы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды /Выпханова Г.В. - Дисс. на соиск. уч. степени д.ю.н. - М., 2009.

- 466 с.

3. Позднякова Е.А. Охрана окружающей среды посредством материальной ответственности работников / Е.А. Позднякова. - Дисс. на соиск. уч. степени к.ю.н. - Оренбург, 2002. -164 с.

4.Пирогова Е.В. Правовые и организационные основы деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере природопользования и охраны окружающей среды / Е.В. Пи-рогова - Дисс. на соиск. уч. степени к.ю.н. - М., 2010. - 257 с.

5.Власов В.А. Государственное управление в сфере охраны окружающей среды и природопользования: вопросы теории и практики /В.А. Власов - Дисс. на соиск. уч. степени к.ю.н.

- Екатеринбург, 2010. - 223 с.

6. Корнейчук С.В., Гладырь Н.С. Отчет об общественном мониторинге законодательства и правоприменительной практики местной полицейской службы в сфере предупреждения и профилактики бытового насилия в Республике Казахстан. - Астана, 2017. - 68 с.

REFERENCES

1.Hludeneva N.I. Conflicts in administrative law. - Dissertation on competition of a scientific degree of candidate of legal Sciences, Moscow, 2007. - 199 p.

2.Vyphanova G.V. Legalproblems of information support of nature management and environmental protection. - Dissertation on competition of a scientific degree of doctor of legal Sciences, Moscow, 2009. - 466p.

3. Pozdnyakova E.A. Protection of the environment through the material responsibility of workers. - Dissertation on competition of a scientific degree of candidate of legal Sciences, Orenburg, 2002. -164 p.

4.Pirogova E.V. Legal and organizational bases of activity of Federal Executive authorities in the sphere of nature management and environmental protection. - Dissertation on competition of a scientific degree of candidate of legal Sciences, Moscow, 2010. - 257p.

5.Vlasov V.A. State management in the sphere of environment protection and natural resources management: theory and practice. - Dissertation on competition of a scientific degree of candidate of legal Sciences, Yekaterinburg, 2010. - 223 p.

6.Korneychuk S.V., Gladyr N.S. Report on public monitoring of legislation and law enforcement practice of the local police service in the field of prevention of domestic violence in the Republic of Kazakhstan. - Astana, 2017. - 68p.

УДК 347.9

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Асанов Азамат Ерланович

Докторант PhD АО «Университет КАЗГЮУ»,

старший преподаватель кафедры ГПиГППАО «Университет КАЗГЮУ»;

г. Астана, Республика Казахстан; e-mail: Aza Assanov <boss.assanov@bk.ru>

Ключевые слова: законодательство в сфере исполнительного производства; судебные исполнители; исполнительные документы; должники; суд.

Аннотация. Конституционное право на судебную защиту прав и свобод в полной мере реализуется при надлежащем исполнении решения суда. В настоящее время основным правовым актом, регулирующим сферу исполнительного производства, является Закон Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей». Однако, анализ данного закона, в соотношении с рядом других законодательных актов, а также практики исполнения судебных актов, позволил выявить наличие ряда пробелов и норм, которые являются проблемными в деятельности судебных исполнителей.

Предметом данной работы явилось исполнительное производство и его правовые основы. Целью работы являлось исследование норм, регулирующих исполнительное производство, теоретические и практические проблемы деятельности судебных исполнителей. При этом следует отметить, что охватить все имеющиеся проблемы в рамках отдельно взятой статьи не представляется возможным, в связи с чем, автор данной работы намерен и далее изучать и анализировать вопросы исполнительного производства с целью выработки предложений и рекомендаций для дальнейшего совершенствования данной сферы. Для написания данной работы автор использовал методы анализа, систематизации и правового моделирования.

В статье проанализированы основные проблемы исполнительной системы Республики Казахстан, рассмотрены пробелы законодательства об исполнительном производстве и выявлены факторы, которые могут отрицательно влиять на исполнительние судебных актов. В результате проведенного анализа автором предложены некоторые пути совершенствования действующего законодательства, регулирующего исполнительное производство. Результаты исследования могут быть интересны для студентов, магистрантов, докторантов, преподавателей, практикующих судебных исполнителей и всех лиц, интересующихся вопросами исполнительного производства, а также могут быть применены в законотворческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.