Научная статья на тему 'Новая мифология в современной массовой культуре'

Новая мифология в современной массовой культуре Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3421
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новая мифология в современной массовой культуре»

7. Постановление Администрации города Элисты Республики Калмыкия от 22 апреля 2013 г. № 1077 «Об итогах конкурса на право обслуживания автобусных внутригородских маршрутов г. Элисты» // Элистинская панорама. № 71-72 (2050-2053).

8. Постановление Правительства Республики Калмыкия от 14 сентября 2012 г. № 338 «Об утверждении республиканской целевой программы «Внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и других результатов спутниковой деятельности в интересах социально-экономического и инновационного развития Республики Калмыкия на 2012 - 2014 годы» (с изм. и доп. от 22 февраля 2013 г.) // Хальмг Yнн. 2013. № 42 (166650).

9. Постановления Мэрии города Элисты от 23.12.2011 г. № 3109 «Об утверждении городской целевой программы «Развитие муниципального транспорта для предоставления транспортных услуг населению города Элисты» на 2012-2014 годы».

10. Радченко, И.С. Организация функционирования пассажирского транспорта в инфраструктуре города (На примере г. Хабаровска). [Текст]: дис. ... кан. экон. наук: 08.00.05. Хабаровск. 2005. 140 с.

11. Решение Элистинского Городского Собрания от 25 апреля 2013 г. № 1 «Об утверждении Программы социально-экономического развития города Элисты на 2013-2017 гг.» // Элистинская панорама. 2013. № 59 (2040).

12. Текущий архив БНУ РК «ИКИАТ».

АЛЕКСАНДРОВА Е.А.

НОВАЯ МИФОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ

В докладе кратко рассматриваются основные черты современной мифологии массовой культуры на примере американских художественных фильмов, снятых на основе комиксов или явившимися базой для их создания1. В результате изучения литературы [2,3,6,7] были выделены следующие характеристики американской культуры.

1. Представление о свободе и равенстве для всех граждан.

2. Важное место, занимаемое религией в повседневной жизни и в формировании основных представлений народа.

3. Вера в постоянную борьбу добра и зла.

4. Вера в то, что Америка сражается с абсолютным злом на стороне Бога.

5. Противостояние тенденций секуляризма и фундаментализма в жизни нации.

6. Укрепление позиций этнического и религиозного разнообразия и забота об обретении национального единства.

Определение и основные функции мифа.

Слово миф происходит от греческого “mithos”, означающего «слово», «сказание», «рассказ», «вымысел». Мифы повествуют заинтересованному читателю о событиях, не требующих подтверждения, а также имеют дело со сверхъестественным и священным. Мифы всегда содержат модель поведения человека, а также включают руководство по наиболее важным элементам человеческого существования: войне и миру, правде и лжи, жизни и смерти, добру и злу.

Основные функции мифа.

1. Объяснение природных и культурных фактов.

1 “Captain America: The First Avenger”. “Marvel Studious”. 2011. Режиссер Джо Джонстон. В русском переводе «Первый мститель»; “The Incredible Hulk”. “Marvel Studious”. 2008. Режиссер Луи Летерье. В русском переводе «Невероятный Халк»; “The Iron Man”. “Marvel Studious”. 2008. Режиссер Джон Фавро. В русском переводе «Железный человек»; “The Iron Man 2”. “Marvel Studious”. 2010. Режиссер Джон Фавро. В русском переводе «Железный человек 2»; “Thor”. “Marvel Studious”. 2011. Режиссер Кеннет Бран. В русском переводе «Тор»; “The Avengers”. “Marvel Studious”. 2012. Режиссер Джосс Уидон. В русском переводе «Мстители»; “Cowboys & Aliens”. “Dreamworks Pictures”, “Universal Pictures”, “Reliance Entertainment”. 2011. Режиссер Джон Фавро. В русском переводе «Кавбои против пришельцев»; “Priest”. “Tokyopop”, “Screen Gems”, “Michael De Luca Productions”, “Buckaroo Entertainment”. 2011. Режиссер Скот Стюарт. В русском переводе «Пастырь»; “Total Recall”. “Original Film”. Режиссер Лен Уайзман. 2012. В русском переводе «Вспомнить всё»; “Van Helsing”. “Universal Pictures”. Режиссер Стивен Соммерс. 2004. В русском переводе «Ван Хельсинг».

2. Обоснование ритуальных и культовых действий. Здесь большую роль играют сюжеты обновления, необходимости смерти и связанной с этим идеи жертвы. Также к функциям обоснования существующего порядка относится описание космогонии, то есть происхождения мира.

3. Описание того, что люди никогда не видели и не могут видеть (зарождение мира, конец света, идеальное царство).

4. Исцеление, возрождение, вдохновение. Рассказывание мифологических сюжетов положительным образом сказывается на состоянии человека, порой даже спасает жизнь. Как во все века чтение сакральных текстов давало человеку силы, так и сейчас функция поддержки, инициирования желания бороться, четкое формулирование того, за что бороться стоит, является основной функцией современной мифологии.

Мифология и массовая культура.

Массовая культура говорит на языке архетипов коллективного бессознательного. Рассматривая американскую версию массовой культуры, мы видим наложение общих принципов функционирований масскульта на свойства, присущие культуре американской. Американская современная культура мифологизирована в том плане, что на уровне выражения отчетливо выделяется противопоставление абсолютного добра и абсолютного зла, существование и непрерывная борьба которых не ставятся под сомнение. Наряду с пропагандой американских ценностей (борьбы добра и зла, веры как личной религии - представлений основанных на идеалах Пуританизма), американский масскульт говорит и о общечеловеческих интересах, ценностях и свойствах.

В мифологии массовой культуры XXI в. востребованы следующие типы мифа: мифы происхождения, мифы эсхатологии и разрушения, мессианские мифы и мифы о героях, мифы времени и вечности, мифы провидения и судьбы, мифы воспоминания и забвения.

Мифология массовой культуры записывается комбинацией вербальных способов и изображения: рисунки с поясняющими надписями, часто содержащими звукоподражательные (по терминологии Р.О. Якобсона) слова - комиксы, и видеоряд - художественные фильмы, снятые на основе комиксов, или послужившие базой для создания комикса.

Запрос и ответ: образ героя.

Более подробно данная проблема рассматривается в других публикациях автора. В докладе же лишь схематично обозначены подходы к вопросу. Мифология, отраженная в массовой культуре, в том числе современной американской, описывает идеологию, выраженную в уже устоявшихся способах общения. В качестве системообразующего для современной мифологии массовой культуры выделим запрос, сформированный на уровне бессознательных интенций социума. Увидеть содержание можно проанализировав полученный ответ - образ героя. Собирательный образ героя включает следующие характеристики: ум, образованность, физическая сила, желание и способность познать себя, осознать и исправить допущенные ошибки, пусть даже ценой собственной жизни, уважение к людям и к себе, гибкое мышление, ценность человеческой жизни.

Рассмотрим подробнее образ героя на примере Тони Старка (Железный человек). Старк совмещает в себе образы человека, культурного героя и демиурга.

Как демиург и культурный герой Тони Старк выполняет свою основную обязанность - поддержание установленного порядка, контролирует Вселенную (в прямом и символическом смыслах), не допускает превращения порядка в Хаос. Как и в любой развитой мифологической системе, хаос ассоциируется со злом.

Типы мифов, востребованные в современной массовой культуре.

1. Ожидания конца света в современной мифологии соединяются с мифами о спасителях. С мифами о героях связаны сюжеты о спасителях, сражающихся за победу света над вселенским злом.

2. С мифами о времени и вечности (то есть видимой системе небесных светил, их движением и Вечности, которую оно олицетворяет), связано появление в качестве персонажей ученых астрофизиков.

3. С циклическим представлением о мире, свойственном древней мифологии, связаны истории о перерождении и возрождении (Тони Старк, Стивен Рождерс, доктор Беннер - Халк), истории инициаций, сопряженные с физическими и эмоциональными страданиями и изменениями.

4. Особое место в современной мифологии занимает сюжет воспоминания и забвения. Во многих мифологических и религиозных системах, основанных на цикличности и идее перерождения, важное место занимает воспоминание о прошлых жизнях, прошлых существованиях. И воспоминания всегда являются источником силы возрождения в жизни настоящей.

Заключение.

Современная мифология, столь ярко выраженная в массовом искусстве, в том числе в кинематографе, является ответом на явные и скрытые вопросы постидустриального западного общества. Меняется мир - меняется и язык, на котором говорит миф. Это эклектика, составленная из грамматики, фонетики и слов различных культур - языков: квантовой физики и механики, христианской притчи, дзен-буддийского коана, даосской алхимии. Мифологические сюжеты служат для решения насущных для современности вопросов, в числе которых и межкультурный диалог, и отношение к Другому, вопросы веры и религии, нормы и патологии, личного выбора и выживания социума.

1. Буркерт В. Греческая религия: Архаики и классика. СПб. Алетейя. 2004.

2. Гачев Г. Американский образ мира, или Америка глазами человека, который её не

видел // Национальные образы мира. Космо-психо-логос. М. Прогресс. 1995.

3. Генис А. Вавилонская башня. Искусство настоящего времени. М. Независимая газета.

Новости. 1997.

4. Кузнецова Т., Уткин А. История американской культуры. М. Человек. 2010. С. 389.

5. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М. Республика. 1994.

6. Пропп В. Морфология волшебной сказки. М. Лабиринт. 1998.

7. Токвиль Алексис де. Демократия в Америке. М. Прогресс. 1992.

8. Фурсенко А.А. Становление американского государства. СПб. Наука. 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.