Научная статья на тему '"Мстители": современный миф'

"Мстители": современный миф Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
753
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФ / КОМИКС / КИНО-КОМИКС "МСТИТЕЛИ"
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"Мстители": современный миф»

Пермяков Д.Д., исторический факультет, Научный руководитель: к.и.н., доцент Л.Г. Сидорчукова.

«Мстители»: современный миф

С Древнейших времен человек пытается познать окружающий его мир. Одним из способов познания окружающего мира был миф. Позже в этом стала помогать наука. Но мифы, несмотря на научный прогресс и социально-экономическое развитие, остались.

Миф существует вместе с традициями народов и их ритуалами-приметами, т.е. миф окружает нас и на сегодняшний день, и, он преображается вместе с нами и образует новые мифы: научные мифы, социальные и политические, художественные и профессиональные и т.д. Немецкий философ Эрнст Кассирер считал, что человек «не противостоит реальности непосредственно, он не сталкивается с ней, так сказать, лицом к лицу. Физическая реальность как бы отдаляется по мере того, как растет символическая деятельность человека. Человек не может жить в мире строгих фактов или сообразно со своими непосредственными желаниями и потребностями. Он живет скорее среди воображаемых эмоций, в надеждах и страхах, среди иллюзий и их утрат, среди собственных фантазий и грез». Необходим посредник, который помог бы человеку воспринять реальность в той или иной форме, выработать отношение к ней. Одна из форм, в которую можно «упаковать» реальность, - это миф.

Миф позволяет осуществлять коммуникацию с окружающим миром.

Миф обладает огромной преобразующей силой. Обыденные вещи превращаются в знаки и символы. Неживая природа оживает. Человек приобщается к миру мифических богов и героев. Словом - миф создает реальность.

Миф создает самого человека. Мераб Мамардашвили считал что «человек есть искусственное существо, рождаемое не природой, а саморождаемое через культурно изобретенные устройства, т.к. ритуалы, мифы, магия и т.п., которые являются способом конструирования человека из природного, биологического материала».

«Конструирование» человека предполагает формирование его внутреннего мироощущения, «картины мира». Миф завладевает внутренним миром человека, программирует его. Миф управляет человеком, помещая его в особую, мифологическую реальность.

Сегодня трудно говорить о существовании одной какой-то «объективной реальности». Нескончаемые потоки самой разносторонней информации, обилие символов и знаков, образов, «картинок» создают у людей ощущение, что окружающий мир непрерывно и стремительно меняется каждую секунду. Все переменчиво, постоянны - перемены. Бешеный круговорот образов способствует мифологизации сознания современного человека. Миф является устойчивой структурой и позволяет внести какую-то упорядоченность в хаотичную «картину мира».

Ярчайшим примером «конструирования» реальности является комикс. История комикса длинна и многогранна, и его связь с мифами очевидна. В качестве объекта для анализа возьмем кино-комикс «Мстители».

«Мстители» в оригинале The Avengers — это шестой по счёту фильм в кинематографической вселенной Marvel.

Фильм «Мстители» основан на самых популярных комиксах компании MARVEL. Комиксы, как и фильмы и анимация отражает особенность американской культуры - политеичность. В Америке слились в единое целое мифы многих стран и народов. У «американцев» не было своего эпоса, своих традиций на континенте, исключая индейцев. Комикс - это и есть

американский миф, взявший не только фольклорный эпос, но социальные, культурные и исторические мифы.

Самый яркий пример связи героев фильма «Мстители» с героями древних мифов - это Громовержец Тор или Могучий Тор. Авторы не отрицают огромного влияния древнескандинавско-германской мифологии.

Как и в каноне в фильме Тор не очень сообразительный, но сильный и храбрый. Главное оружие Тора как и в каноне Мьёльнир - молот, символизирующий созидание и разрушение. Само слово «Мьёльнир» означает «молния», молния может создать и уничтожить, оживить и убить. Постоянным спутником Тора в каноне является его дядя Локи, иногда посланник Тьяльфи и его сестра Рёсква. В фильме «Тор» его сопровождают валькирия Сиф, толстяк Вольштагг, воин-монгол Хогун и самолюбивый воин Фандрал. Это элемент современной мифологизации. В Марвел-версии Локи - не дядя Тора и побратим Одина, а приемный сын Одина, залог мира между Асгардом и Йотунхеймом, брат Тора.

Локи сообразительный и хитрый как в каноне. Он стремится совершать хорошие поступки, но в отличие от асов не чурается более грязными методами. Как в «Эддах» Локи страдает от того что все то хорошее что он делает либо не оценивается по достоинству, либо приводит к катастрофическим последствиям. Но помимо страданий неудавшегося спасителя, к Локи из MARVEL-Вселенной прибавили еще и комплекс младшего брата, этакого завистника перед старшим братом. И этот самый комплекс привел к раздору с братом Тором. Вот здесь видна отсылка к христианской мифологии: братьям Каину и Авелю.

Как мы знаем, Авель был скотоводом, а его брат Каин — земледельцем. Конфликт начался с жертвоприношения Богу, произведённого обоими братьями (это первые жертвоприношения, о которых упоминается в Библии). Авель принёс в жертву первородных голов своего стада, а Каин — плоды земли. Бог благосклонно принял только жертву Авеля. После этого Каин убил Авеля. В отношениях Тора и Локи все примерно также, Один благоволит в основном Тору как старшему и будущему наследнику, и совсем не воспринимает Локи. Но так это воспринимает Локи, плюс к этому, он узнает, что приемный и его сородичи - «монстры, которыми пугают

маленьких асов» - ётуны. Здесь не выдерживает даже такой терпеливый бог как Локи.

Любопытный факт, что в комиксах Локи в основном представляют брюнетом в шлеме с огромными рогами, он носит в основном зеленый цвет, он искусный маг и его величают богом Лжи и Коварства. В то время как в каноне Локи - ярко рыжий, шустрый, юный шутник, полу-ас полу-ётун, владеющий магией и не только бог Лжи и Коварства, но и первородного огня. То есть, Локи - выше по статусу Всеотца Одина.

К магам у асов было крайне пренебрежительное отношение. Асы считали, что мужчине не почетно быть колдуном, это женское дело. А вот Локи исключение, и воин искусный и сильный маг, однако нелюбили его яро все и каждый. Это отношение показано и в «Эддах» и в комиксах. Зеленый цвет в одеждах Локи говорит о многом: о его близости в землей, природой и живностью, и о его припадках безумия. Шлем Локи вполне обычное обмундирование викинга, хотя форма его рогов наводит на мысли о корове. Рог - символ мужского боевого духа и фаллической силы, символ власти и могущества, а также плодовитости. Все это в принципе характеризует Локи каноного, но не Локи из комиксов. В нем много психологических не стыковок, противоречий, он похож на каждого из людей и не похож ни на кого. И поэтому он получился самым человечным, и в Интернете уже существует тысячи сообществ посвященных именно ему.

Железный человек или Энтони Эдвард «Тони»- красавчик, баловень судьбы, богатый изобретатель, гений промышленности - занимается созданием вооружения. В один прекрасный день таинственные злодеи похищают Тони Старка, желая использовать его способности для создания супер-оружия. Результатом его работы стал специальный бронекостюм, оснащённый высокотехнологическими устройствами и миниатюрным мощным источником энергии. С его помощью Старку удается вырваться на свободу и, вернувшись домой, он переосмыслил свою жизнь, решив защищать слабых при помощи своего костюма - так он стал Железным человеком.

В фильме «Мстители» он представлен как один из лидеров команды. Человек, ведший разгульный образ жизни становится филантропом и героем, лицом нации - классический сюжет, но что-то делает его уникальным. Это «что-то» объект современной даже футуристической техногенной мысли - костюм-броня. Глядя на его костюм, в голову приходит образ таинственного Черного рыцаря - герой-символ Средневековой литературы и искусства.

Черный рыцарь - одиночка, он не имел геральдического символа. Тони Старк тоже его не имел, единственное, чем он был известен так тем, что он богат, благодаря своему папе. Став героем он приобрел свой «символ» -костюм Железного человека - золотисто-красный как чешуя китайского Дракона. Даже расцветка его выбрана не случайно. Красный и золото -традиционные китайские цвета Драконов. В восточной мифологии Драконы

активируют принцип Инь (Добро), золото - восходящее солнце. Все это символ перерождения, Железный Человек - символ перерождения, изменения направления жизни. Его биография и способ мышления (он изобретатель) отражает идею перерождения, стремление к высшему, лучшему.

Капитан Америка или Стивен «Стив» Роджерс также как и Старк является лидером команды «Мстители», но в отличие от него он менее гибкий. Вообще, Капитан - это целенаправленно созданный патриотический персонаж. Его часто изображали сражающимся с гитлеровской коалицией государств. Капитан Америка был самым популярным персонажем в период Второй мировой войны, однако когда война закончилась, популярность этого персонажа уменьшилась, позже его вернули в «Мстителях».

Проанализировав возможные прототипы, возникает ощущение дежа вю. Капитан Америка - это осовремененный дядя Сэм.

Кто такой Дядя Сэм? Герой американского агитационного плаката периода британско-американского конфликта 1812 года и сохранившийся и по сей день как образ США и в особенности правительства США. Когда в быту говорят «Дяде Сэму нужно...» или «Дядя Сэм хочет...», то часто стремятся создать ироничный или комический образ американского правительства, обладающего вполне человеческими потребностями и желаниями. Впрочем, образ Дяди иногда употребляется и для иллюстрации «совести нации», подобно российскому образу Родины-матери.

Образ Дяди Сэма получил особую известность во время Первой мировой войны. Тогда Дядя был изображён на плакате, приглашавшем добровольцев вступать в американскую армию и принять участие в войне на территории Европы. С плаката Дядя Сэм сурово смотрел и указывал на читателя пальцем, а подпись под картинкой гласила «Ты нужен мне в армии Соединённых Штатов».

Капитан Америка - это герой США, несмотря на то, что он вымышленный персонаж. До сих пор ему «поклоняются» новые поколения детей и взрослых. Внешность, костюм, характер - все отражает чисто американские черты и стремления. Костюм - как флаг США, внешне -голубоглазый блондин с крепким телосложением, характер - упрямство, упорство, всегда стоит на своем, даже если не прав, но все делается только во благо США и американского народа. В руках у Капитана - щит круглой формы. Хотя первоначально у Капитана был щит французской формы -квадратный, с сердцевидной скобкой снизу на котором был изображен опять же флаг США. По прошествии лет, щит стал круглой формы, что сделало его отличным оружием, которое Капитан метал во врага как греки метали диски.

Сам по себе щит - главное оборонительное оружие древнего и средневекового воина, символ защиты, победы, славы и воинской чести. В мифологии щит верой и правдой служил и бессмертным небожителям и смертным героям. Повелитель олимпийских богов Зевс также имел щит, который был обтянут шкурой козы Амалфеи, некогда вскормившей

будущего громовержца своим молоком. Шкура Амалфеи сделала этот щит неуязвимым. В религии языческих народов щит почитался как знак божественного покровительства.

Немало важным фактом является и схожесть Капитана с Авраамом Линкольном. Линкольн является одним из самых известных и популярных президентов США. Его прозвали «честный Эйб» - он прошел тысячу миль, чтобы вернуть женщине сдачу, которую она оставила в лавке его отца. Скорей всего даже сам образ Линкольна - миф, однако когда его застрелили - народ рыдал, когда в комиксах погиб Капитан Америка - народ рыдал.

Значимым героем, из-за которого произойдут многие неприятности в «Мстителях», представлен Халк или доктор Роберт Брюс Беннер. Основа Халка, Брюс Бэннер по-разному изображался разными авторами, но общие темы сохраняются. Бэннер — гений, но лишённый эмоций в большинстве образов. Он разработал гамма-бомбу, ставшую причиной его беды, и иронический поворот его самопричинённой судьбы. Ари Каплан описывает персонажа так: «Брюс Бэннер живёт в постоянном состоянии паники, вечно опасаясь, что монстр внутри него вырвется на свободу, и, таким образом, он не может образовать значительные узы с кем-либо».

Это наталкивает на мысль о докторе Джекиле и мистере Хайде, герое романа Роберта Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».

Стэн Ли и другие сравнивали Халка в ранних историях с не понятым созданием Монстром Франкенштейна — концепция, которую Ли хотел исследовать. Он также сравнивал Халка с Големом из иудейских мифов.

Проштудировав множество литературы, нашлись еще персонажи служившие прототипом Халка. Само слово hulk в переводе с английского означает «громадина». Халк огромного роста и мышечной массы, его кожа зеленого цвета. Его сила потенциально безгранична, так как увеличивается пропорционально уровню эмоционального напряжения, гнева в частности. Как Брюс Бэннер, он считается одним из величайших умов Земли. Он эксперт в областях биологии, химии, инженерии и физиологии и имеет докторскую степень в области ядерной физики. Он обладает «разумом настолько гениальным, что его нельзя ограничить каким-либо тестом на интеллект». Образ отношений Халк/Бэннер ярко отражает римский бог Янус. Янус, римское божество дверей; в качестве такового имел два лица, поскольку дверь есть и вход, и выход, она ведет и внутрь дома, и наружу. Кроме того, являлся богом договоров и союзов. Янус повелевал началами, его место в пространстве — входные двери и ворота, его место во времени — начало года, начало событий.

Образ Януса может рассматриваться как выражение единства противоположностей и олицетворение всеохватности, власти над всеми сферами бытия. Этот образ воплощает представление о том, что технический прогресс влечет за собой необратимые и зачастую негативные изменения в человеческом укладе, это символ неосторожного и непредусмотрительного использования природных сил (техногенных) и достижений цивилизации.

Сам «Громадина» тоже весьма любопытен. Помимо того что он противоположность умного Бэннера, он олицетворяет в себе природные катаклизмы и стихии. Там где он появляется разрывается земля, поднимаются цунами и бьет ветер. Все это отражает его родство с древними Титанами. Титаны — архаические (предположительно догреческого периода) божества, олицетворявшие стихии и природные катастрофы.

Слово «титаны», связано с солнечным жаром или владычеством. По другой версии, изложенной Гесиодом, слово произошло от глагола греч. тишую — «простирать», поскольку они простёрли руку на могущество своего отца Урана, их сила «простиралась» от начала до конца мира.

Зеленый цвет кожи Халка также не случаен. Зеленый, несмотря на положительное значение, оказывается противоположным сам себе. Зеленый является как цветом спокойствия и тишины, так и злобы, ненависти и безумия. Все это существует и в Халке и в Бэннере.

Единственный персонаж женского пола в команде «Мстители» -Наташа Романова или Черная Вдова. Бывшая агент КГБ, балерина и красавица - типичный стереотип американцев о русских женщинах-шпионках. Красоту Наташи неоспорит ни один художник, красный цвет волос в исконной славянской традиции это цвет означающий «красоту». Помимо всего прочего красный - символ революции, что подчеркивает прошлое Наташи как гражданки и агента СССР. Ко всему прочему , отражающее сам перебег Наташи из СССР в США.

Черная вдова или Latrodectus mactans — это вид пауков, распространённый в Северной Америке и ввезённый в Австралию и Океанию. Взрослый паук окрашен в чёрный цвет. Паук назван «чёрной вдовой», так как самка в большинстве случаев сжирает самца после совокупления. Укусы чёрной вдовы опасны: до изобретения противоядия яд этого паука убивал около пяти процентов укушенных. Паук в христианской Европе - зловещий символ алчности, кровожадности, хитрости и дьявольского коварства, а вот в мифологии народов Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании это лунный и женский знак, спутник богинь Луны, а иногда и демиург, устроитель Вселенной. И последнее прочтение нам ближе, чем европейское.

Чёрная Вдова в превосходной физической форме — владеет навыками гимнастики, балета, эксперт боевых искусств, профессионально владеет холодным и огнестрельным оружием и навыками шпионажа. Все это роднит её с племенем женщин-воительниц в Греции - амазонками.

И последний член команды «Мстители» - Соколиный Глаз или Хоукай. Настоящее имя Клинт Бартон. Бартон — великолепный стрелок. Прозвище «Соколиный Глаз» Бартон получил не только благодаря своей точности. Сокол - благородная ловчая птица, символ солнца и света, победы и превосходства, защиты и свободы. С бесстрашной хищной птицей часто сравнивали славного воина-единоборца, подразумевая такие его качества как рыцарство, храбрость, сила, ловкость, ум, мужественная красота. В истории

Японии сокол тесно связан с императорской династией, основанной древним вождем Дзимму Тэнно. Золотой Сокол - это орден, который вручали за выдающиеся военные заслуги, свершенные во славу императора, однако после проигрыша во Второй Мировой он был упразднен.

Прототипом Клинта был и Дзимму Тэнно - Первый Император Японии, наследник небесных богов. Главным оружием Дзимму были лук и стрелы, как и у Бартона.

Немалую роль в кино-комиксе, как и в мифе, носят люди, ради которых совершаются подвиги. Ярче всего образ удался Филлипу Колсону или просто Филу. Фил - агент «ЩИТа», невозмутимый, конкретный и исполнительный. На протяжении всей серии фильмов Фил был персонифицированным образом «страждущих». Но, несмотря на то, что людей нужно спасать, они могут и сами противостоять надвигающимся катастрофам. Персонаж Фил вместе с «Мстителями» противостоит иноземным захватчикам.

На примере фильма «Мстители» мы видим - мифы не перерождаются, они модернизируются из классического мифа в нечто абсолютно новое. В зависимости от времени, места, социальной и политической ситуации рождаются новые модернизированные мифы. В них переплетаются и социальные проблемы, и политические преобразования и взгляды, и классические мифы, и стереотипное мышление.

«Мстители» - это уникальный объект культурологического наследия современности. Он отражает идеи и взгляды, страхи и надежды, проблемы и их решения современной эпохи.

Список источников и литературы

1. Алексанян Е.А. Миф и реальность (на художественном материале современной прозы) //

Научные труды. Вопросы филологии. - Ереван: Лингва, 2004.

2.Вовк О.В., Энциклопедия знаков и символов \ О.В.Вовк. - М.:Вече, 2006.

3.Кассирер, Э. Философия символических форм: В 3 тт. / Пер. с нем. С. А. Ромашко. -СПб.: Университетская книга, 2002

Путина И.П., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент Л.Г. Сидорчукова

Художественная выставка как способ репрезентации советского наивного искусства (по материалам Пермского Музея Советского Наива)

Выставка есть событие современной культурной жизни. Его специально готовят, назначают в определенные сроки. Поэтому каждая выставка в потенциале - факт и способ актуализации того или иного культурного явления или тех составляющих контекста, в котором данное явление существует.

Обратимся к анализу выставки «Октябрь всегда был Красным. Советское наивное искусство», проходившей осенью 2012 года, в Перми в Музее советского наива, подготовленной искусствоведом Анной Суворовой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.