Научная статья на тему 'К вопросу об организации транспортного обслуживания населения города (на примере г. Элиста)'

К вопросу об организации транспортного обслуживания населения города (на примере г. Элиста) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1670
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспортное обслуживание / ГЛОНАСС / частно-муниципальное партнерство / общественный пассажирский транспорт

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бюрчиева А.А., Убушиева А.Н.

В данной статье рассматриваются проблемы организации городского транспортногообслуживания населения. Предлагается модель частно-муниципального партнерства в целях эффективнойорганизации работы общественного пассажирского транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об организации транспортного обслуживания населения города (на примере г. Элиста)»

фактически региональное отделение перешло на индивидуальную работу со страхователями. Реализация принятых норм позволит перейти к исполнению полноценных принципов социального страхования и будет направлена на значительное повышение социальной защищенности работников.

БЮРЧИЕВА А.А., УБУШИЕВА АН.

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ Г. ЭЛИСТА)

Аннотация: В данной статье рассматриваются проблемы организации городского транспортного обслуживания населения. Предлагается модель частно-муниципального партнерства в целях эффективной организации работы общественного пассажирского транспорта.

Ключевые слова: транспортное обслуживание, ГЛОНАСС, частно-муниципальное партнерство, общественный пассажирский транспорт.

Эффективная и надежная работа пассажирского транспорта является важнейшим фактором социальнополитической и экономической стабильности города. Городской пассажирский транспорт, удовлетворяя потребности населения в передвижениях, создает предпосылки для нормального функционирования экономики города и способствует увеличению свободного времени людей, предоставляя им возможность пользоваться услугами территориально рассредоточенных звеньев производственной и социальной инфраструктуры. Высокий уровень социальной значимости транспортного обслуживания населения городов, жизнеобеспечивающий характер услуг городского пассажирского транспорта, а также сложная тарифная политика определяют необходимость управления и регулирования организации транспортного обслуживания населения.

Регулирование транспортного обслуживания населения - это создание правомочными внешними и внутренними структурами комплекса условий формирования адекватных социально-экономических отношений для обеспечения целенаправленного развития системы, имеющей высокую социальную значимость [10, с. 100].

Следует отметить, что на сегодняшний момент в российских регионах применяются следующие модели функционирования городского пассажирского транспорта.

1. Транспортное обслуживание населения осуществляется муниципальным унитарным предприятием.

2. Заключение органом местного самоуправления договора о предоставлении услуг по транспортному обслуживанию населения муниципального образования с региональной транспортной компанией либо муниципальным предприятием районного уровня.

3. Транспортное обслуживание населения предприятиями частной формы собственности (в последние годы данная модель является одной из важнейших для развития городского пассажирского транспорта в субъектах РФ).

4. Создание «пула» заказчиков на услуги по транспортному обслуживанию населения из органов местного самоуправления нескольких муниципальных образований и заключение соответствующего договора с пассажирским перевозчиком - межмуниципальным хозяйственным обществом либо частным перевозчиком.

В настоящий период в г. Элисте - столице Республики Калмыкия применяется третья из вышеуказанных моделей: организация транспортного обслуживания населения осуществляется силами 213 автомашин индивидуальных предпринимателей на 18 автобусных маршрутах [7, с. 10].

Г. Элиста, с населением более 100 тыс. чел., является важнейшим центром политической, экономической и культурной жизни Республики Калмыкия. Поэтому организация транспортного обслуживания населения занимает ключевые позиции в транспортной системе всей республики. На территории города отсутствуют такие современные виды транспорта, как трамваи, троллейбусы, метро. Единственным средством передвижения для населения города является автотранспорт. На сегодняшний день в столице действуют городские и междугородние пассажирские автотранспортные маршруты общего пользования по двум основным направлениям: 1) пригородное и междугородное автобусное сообщение; 2) внутригородское автобусное сообщение.

С 2006 г. на рынке пассажирских перевозок в г. Элисте отсутствует муниципальный транспорт общего пользования. До этого времени на рынке действовал хозяйствующий субъект - ООО «Автоколонна 1720»,

осуществляющий внутригородские автобусные пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию. На октябрь 2005 г. образовалась задолженность бюджетов всех уровней в размере более двух с половиной миллионов рублей, которая возникла вследствие мероприятий по монетизации льгот, в связи с чем долги предприятия по топливу и лизинговым выплатам составили 4 млн. руб. [2]. Сложившаяся ситуация привела к тому, что к настоящему времени пассажирские перевозки в городском и пригородном сообщениях полностью осуществляют индивидуальные предприниматели.

На данный момент организацией транспортного обслуживания населения в границах города занимается Сектор по промышленности, строительству и связи Администрации г. Элисты на основании п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Приказа Минтранса РСФСР от 31.12.1981 г. № 200 «Об утверждении правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте», Постановления Правительства Республики Калмыкия от 9 августа 2004 г. № 249 «Об упорядочении системы организации и регулирования пассажирскими перевозками автомобильным транспортом в Республике Калмыкия». Допуск перевозчиков на маршрутную сеть г. Элисты осуществляется на конкурсной основе. Порядок распределения маршрутов определен Положением об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на территории г. Элисты [4]. Постановлением городской администрации от 21 января 2013 г. № 52 утвержден порядок учета и ведения реестра перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров по автобусным внутригородским маршрутам г. Элисты.

По результатам социологического опроса, проведенного отделом социологических исследований ИКИАТ, степень удовлетворенности населения г. Элисты качеством транспортного обслуживания увеличилась в 2011 г. по сравнению с 2009 г. почти в 2 раза - с 17,7% до 34,9% [11]. Тем не менее, процент неудовлетворенных транспортным обслуживанием граждан остается достаточно высоким (59,1%). Население города недовольно несоблюдением правил перевозки пассажиров, низким уровнем квалификации работников транспортного обслуживания, плохим состоянием транспортных средств и т.д.

Таким образом, индивидуальные предприниматели не в состоянии самостоятельно обеспечить требуемый уровень транспортного обслуживания населения в силу отсутствия подвижного состава, соответствующего городскому классу автобусов: больших и средних; централизованных стоянок автотранспортных средств с соблюдением необходимых норм пожарной безопасности, административно-бытового комплекса, производства для выполнения технического обслуживания и ремонта подвижного состава (ремонтных комплексов, отапливаемых ангаров и т.д.); диспетчерских служб и служб контроля работы подвижного состава в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51825-2001 (специальная диспетчерская служба выпуска подвижного состава); нормативно предусмотренной в данной сфере управленческой организационно-штатной структуры и др.

В 2011 г. Администрация города предпринимала попытки для совершенствования транспортного обслуживания населения, тогда была утверждена городская целевая программа «Развитие муниципального транспорта для предоставления транспортных услуг населению города Элисты на 2012-2014 гг.» [9]. Но по неизвестным причинам в феврале 2013 г. данная программа утратила силу [5]. В г. Элисте до сих пор так и не сложилась какая-либо плановая работа по развитию городского пассажирского транспорта. В связи с этим, по нашему мнению, требуется принятие неотложных мер в решении проблем комплексного правого регулирования развития муниципального транспорта со стороны местных органов власти, формирования современного парка автотранспортных средств, обеспечения безопасности и комфортабельности перевозок и транспортного движения, реализации современных требований к управлению городским транспортом.

В Программе социально-экономического развития г. Элисты на 2013-2017 гг. (далее Программы) обозначен целый ряд задач, ориентированных на развитие городского транспорта, среди которых оптимизация маршрутной сети городского общественного транспорта, создание конкурентной среды в сфере автотранспорта, создание автоматизированной информационной системы по оптимизации управления транспортными потоками, совершенствование организации дорожного движения, разработка нормативно-правовой базы, позволяющей обеспечить эффективное и стабильное функционирование всего транспортного комплекса и др. [11].

Однако в мероприятиях Программы заложено только лишь финансирование благоустройства автобусных остановок в городе, за счет каких средств будет осуществляться выполнение всех задач остается непонятным. Из-за дефицита средств в городском бюджете руководство города ставит вопрос о приобретении микроавтобусов для пассажирских перевозок в лизинг [См.: 1].

Следует указать также на то, что для информационно-навигационного обеспечения деятельности автомобильного транспорта на территории Республики Калмыкия была принята республиканская целевая программа «Внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности в интересах социально-экономического и инновационного

развития Республики Калмыкия на 2012-2014 годы» [8]. В соответствии с данной программой в 2013-2014 гг. планируется создание подсистемы мониторинга и управления пассажирскими перевозками на территории Республики Калмыкия, предусматривающей оснащение 665 автотранспортных средств, перевозящих пассажиров общим количеством от 8 чел. и более, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS с подключением их к РНИС (включая установку оборудования).

С 1 января 2013 г. все коммерческие маршруты в целях повышения контроля и безопасности пассажиров должны быть оснащены системой ГЛОНАСС и тахографом [3]. В связи с данным требованием в марте 2013 г. пассажироперевозчики г. Элисты объявили забастовку, т.к. реализация этих мероприятий требует от предпринимателей дополнительных расходов. В настоящий момент работа в этом направлении продолжается. Внедрение спутниковой навигации ГЛОНАСС позволит создать интеллектуальную транспортную систему: «человек - транспортная система - транспортные средства, с максимальным использованием новейших информационно-управляющих технологий». Развитие интеллектуального транспорта в современных условиях становится одной из эффективных мер для решения социальных проблем, развития системы городского общественного транспорта и движущей силой для формирования передового информационнотелекоммуникационного общества. Только во взаимодействии региональных и муниципальных органов власти возможно добиться эффективной организации предоставления транспортных услуг населению.

Таким образом, совершенствование транспортного обслуживания населения позволит улучшить условия и повысить уровень качества жизни населения, надежность работы подвижного состава, доступность и комфортность поездки, регулярность сообщений при безусловном обеспечении безопасности перевозок. В этой связи необходимо, на наш взгляд, создание модели по организации функционирования общественного пассажирского транспорта. Наиболее оптимальной представляется использование модели частномуниципального партнерства (в рамках организации смешанного предприятия), осуществляющего функции как организатора, так и основного перевозчика. Ее применение будет иметь ряд положительных моментов: предприятие, в своем стремлении сохранить работоспособность транспортной маршрутной сети и стабильность тарифа, неизбежно будет обеспечивать высокую социальную защищенность населения; при условии увеличения доходов транспортные тарифы будут расти в соответствии с ростом среднего уровня доходов населения; появится возможность постоянного технического контроля состояния автобусного парка; увеличатся доходные статьи бюджетов разных уровней (федерального, регионального, местного).

Безусловно, эффективное решение проблем в сфере организации городского транспортного обслуживания населения органами местного самоуправления включает в себя широкий круг мероприятий по использованию предложенной модели в условиях города. Применение частно-муниципального партнерства позволит суммировать лучшие факторы деятельности муниципальных и частных предприятий: муниципалитет создает инфраструктуру и обновляет основные фонды, а частный менеджмент обеспечивает их эффективную эксплуатацию, при этом сохраняется управляемость транспортной системой со стороны властных структур. 1 2 3 4 5 6

1. Владимирова Р. Заложники забастовщиков // Хальмг Yнн. 2013. № 56 (16664). С. 2.

2. Информационное агентство Республики Калмыкия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bumbinom.ru/societv/.

3. Официальный сайт Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству

Республики Калмыкия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://

www.minstrov.kalmregion.ru/.

4. Положение об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на территории города Элисты, утвержденное решением Элистинского городского Собрания от 25 июня 2009 г. № 25 (с изменениями от 27 декабря 2012 г.). // Элистинская панорама. 2013. № 3.

5. Постановление Администрации города Элисты Республики Калмыкия от 6 февраля 2013 г. № 190 «О признании утратившим силу постановления мэрии города Элисты от 23.12.2011 г. № 3109 «Об утверждении городской целевой программы «Развитие муниципального транспорта для предоставления транспортных услуг населению города Элисты» на 20122014 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gorod-elista.ru/.

6. Постановление Администрации города Элисты Республики Калмыкия от 28 мая 2013 г. №26 «О проведении публичных слушаний об исполнении бюджета города Элисты» на 2012 г. // Элистинская панорама. 2013. № 71-72 (2052-2053).

7. Постановление Администрации города Элисты Республики Калмыкия от 22 апреля 2013 г. № 1077 «Об итогах конкурса на право обслуживания автобусных внутригородских маршрутов г. Элисты» // Элистинская панорама. № 71-72 (2050-2053).

8. Постановление Правительства Республики Калмыкия от 14 сентября 2012 г. № 338 «Об утверждении республиканской целевой программы «Внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и других результатов спутниковой деятельности в интересах социально-экономического и инновационного развития Республики Калмыкия на 2012 - 2014 годы» (с изм. и доп. от 22 февраля 2013 г.) // Хальмг Yнн. 2013. № 42 (166650).

9. Постановления Мэрии города Элисты от 23.12.2011 г. № 3109 «Об утверждении городской целевой программы «Развитие муниципального транспорта для предоставления транспортных услуг населению города Элисты» на 2012-2014 годы».

10. Радченко, И.С. Организация функционирования пассажирского транспорта в инфраструктуре города (На примере г. Хабаровска). [Текст]: дис. ... кан. экон. наук: 08.00.05. Хабаровск. 2005. 140 с.

11. Решение Элистинского Городского Собрания от 25 апреля 2013 г. № 1 «Об утверждении Программы социально-экономического развития города Элисты на 2013-2017 гг.» // Элистинская панорама. 2013. № 59 (2040).

12. Текущий архив БНУ РК «ИКИАТ».

АЛЕКСАНДРОВА Е.А.

НОВАЯ МИФОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ

В докладе кратко рассматриваются основные черты современной мифологии массовой культуры на примере американских художественных фильмов, снятых на основе комиксов или явившимися базой для их создания1. В результате изучения литературы [2,3,6,7] были выделены следующие характеристики американской культуры.

1. Представление о свободе и равенстве для всех граждан.

2. Важное место, занимаемое религией в повседневной жизни и в формировании основных представлений народа.

3. Вера в постоянную борьбу добра и зла.

4. Вера в то, что Америка сражается с абсолютным злом на стороне Бога.

5. Противостояние тенденций секуляризма и фундаментализма в жизни нации.

6. Укрепление позиций этнического и религиозного разнообразия и забота об обретении национального единства.

Определение и основные функции мифа.

Слово миф происходит от греческого “mithos”, означающего «слово», «сказание», «рассказ», «вымысел». Мифы повествуют заинтересованному читателю о событиях, не требующих подтверждения, а также имеют дело со сверхъестественным и священным. Мифы всегда содержат модель поведения человека, а также включают руководство по наиболее важным элементам человеческого существования: войне и миру, правде и лжи, жизни и смерти, добру и злу.

Основные функции мифа.

1. Объяснение природных и культурных фактов.

1 “Captain America: The First Avenger”. “Marvel Studious”. 2011. Режиссер Джо Джонстон. В русском переводе «Первый мститель»; “The Incredible Hulk”. “Marvel Studious”. 2008. Режиссер Луи Летерье. В русском переводе «Невероятный Халк»; “The Iron Man”. “Marvel Studious”. 2008. Режиссер Джон Фавро. В русском переводе «Железный человек»; “The Iron Man 2”. “Marvel Studious”. 2010. Режиссер Джон Фавро. В русском переводе «Железный человек 2»; “Thor”. “Marvel Studious”. 2011. Режиссер Кеннет Бран. В русском переводе «Тор»; “The Avengers”. “Marvel Studious”. 2012. Режиссер Джосс Уидон. В русском переводе «Мстители»; “Cowboys & Aliens”. “Dreamworks Pictures”, “Universal Pictures”, “Reliance Entertainment”. 2011. Режиссер Джон Фавро. В русском переводе «Кавбои против пришельцев»; “Priest”. “Tokyopop”, “Screen Gems”, “Michael De Luca Productions”, “Buckaroo Entertainment”. 2011. Режиссер Скот Стюарт. В русском переводе «Пастырь»; “Total Recall”. “Original Film”. Режиссер Лен Уайзман. 2012. В русском переводе «Вспомнить всё»; “Van Helsing”. “Universal Pictures”. Режиссер Стивен Соммерс. 2004. В русском переводе «Ван Хельсинг».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.