Профессиональное образование
УДК 378
Е.В. Баширова
НОРМАТИВНО-МЕТРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА
Положения государственных стандартов высшего профессионального образования включают в область профессиональной деятельности инженера обоснование, разработку, реализацию и контроль норм, правил, требований к продукции, технологии ее изготовления и обеспечения качества.
Современная технологическая среда предполагает независимое изготовление комплектующих изделий и деталей в одних производственных подразделениях, а их сборку в сборочные единицы и готовые изделия — в других подразделениях и в другое время. Данная организация производства возможна благодаря реализации принципов нормирования требований точности к деталям, сборочным единицам, машинам и механизмам. Последующий контроль качества выпускаемой промышленной продукции требует выполнения работ по метрологическому обеспечению. Однако, как показало проведенное исследование, выпускники технических специальностей испытывают затруднения в нормировании точности и выполнении работ по метрологическому обеспечению производственного процесса, в то время как потенциальные работодатели испытывают потребность в компетентных специалистах, способных нормировать точность и обеспечивать процесс измерений и контроля показателей качества выпускаемой промышленной продукции.
Указанное противоречие определяет объективную необходимость и актуальность изучения проблемы формирования нормативно-метрологической компетенции у студентов технических специальностей.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование нормативно-метрологической компетенции у студентов технических специальностей будет эффективным, если в обучении участники образовательного процесса ориентируются на структуру и содержание нормативно-метрологической компетенции инженера, которая состоит из профессиональных действий, связанных с нормированием точности, разработкой и соблюдением нормативных документов и метрологическим обеспечением производственного процесса, а также профессионально значимых свойств личности, необходимых для эффективного выполнения профессиональной деятельности по обеспечению качества выпускаемой промышленной продукции, в частности продукции машиностроительной отрасли.
Нами принято определение А.В. Хуторского, который понимает компетенцию как «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» [1].
В исследовании мы предложили следующее определение: «Нормативно-метрологическая компетенция инженера—совокупность взаимосвязанных знаний, умений, опыта, личностных качеств инженера, проявляющихся в его готовности выполнять профессиональную деятельность по проектированию, производству, контролю и выпуску конкурентоспособной продукции с нормируемыми параметрами качества».
Изучение проблемы формирования нормативно-метрологической компетенции (НМК) у студентов технических специальностей невозможно без четкого выделения структуры и содержания компонентов данной компетенции.
В структуре НМК выделены следующие компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный, операционально-деятельностный. Содержание данных компонентов реализуется посредством профессиональных действий инженера, связанных с нормированием оптимального уровня точности и метрологическим обеспечением производственного процесса и выполняемых по следующим видам его профессиональной деятельности: проектно-конструкторской, производственно-технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской, эксплуатационной.
Мотивационно-ценностный компонент отражает личностное отношение к НМК и включает профессионально значимые свойства личности, необходимые для эффективного выполнения профессиональной деятельности инженера в области нормирования и контроля точности и позволяющие действовать ответственно и самостоятельно. К состав-
ляющим данного компонента мы относим: ответственность, направленность на приобретение знаний, стремление к достижениям, рефлексию.
Когнитивный компонент НМК включает совокупность знаний, дифференцируемых как знания по стандартизации, знания по нормированию точности, знания по метрологическому обеспечению.
Операционально-деятельностный компонент НМК необходим для осуществления принципа связи теории с практикой и призван развивать способность применения полученных знаний при решении конкретных производственных ситуаций. К данному компоненту отнесены следующие общие умения: умения в работе с документацией, умения в нормировании точности, метрологические умения, информационно-коммуникативные умения.
Нами выделено три уровня сформирован-ности НМК студентов (творческий, продуктивный, репродуктивный) и по каждому уровню разработаны критерии оценки компонентов проектируемой компетенции. В табл. 1 представлены данные для творческого уровня.
Таблица 1
Показатели и критерии оценки уровня сформированности нормативно-метрологической компетенции
Компонент структуры НМК Показатели сформированности НМК Критерии оценки уровней сформированности НМК
Мотивационно-ценностный 1. Ответственность. 2. Стремление к достижению цели. 3. Направленность на приобретение знаний. 4. Рефлексия • Умение найти «узкое место» поставленной проблемы • Умение формулировать цели • Рефлексия и стремление найти нетрадиционные пути решения проблемы • Наличие глубокой потребности в получении нового знания
Когнитивный 1. Знания по стандартизации. 2. Знания по нормированию точности. 3. Знания по метрологическому обеспечению • Наличие глубоких обстоятельных знаний терминологического аппарата • Глубокое знание всех параметров, характеризующих геометрическую точность и особенности их условного изображения • Глубокие и прочные знания требований, предъявляемых к разработке, оформлению и обращению нормативно-технической документации • Знание методик проведения измерений основных параметров геометрической точности
I
Профессиональное образование
Окончание таблицы 1
Компонент структуры НМК Показатели сформированности НМК Критерии оценки уровней сформированности НМК
Операционально -деятельностный 1. Умения в работе с документацией. 2. Умения по нормированию точности. 3. Метрологические умения. 4. Информационно-коммуникативные умения • Умения по разработке и экспертизе нормативно-технической документации • Умение устанавливать оптимальную точность в отношении геометрических параметров • Умение правильного толкования всех требований в отношении точности на чертежах • Умение оптимального выбора средств и методов измерения всех параметров геометрической точности • Умения в проведении измерений с минимальной субъективной погрешностью • Владение спецификой общения в условиях групповой и коллективной работы • Использование современных информационных технологий при расчетах и разработке документации
Примечание. Уровень сформированности НМК для всех компонентов структуры НМК творческий.
Критерии оценки продуктивного и репродуктивного уровней сформированности НМК содержат аналогичные показатели.
Продуктивный уровень НМК будущего специалиста машиностроительной отрасли сформирован в том случае, если выражена потребность в совершенствовании знаний и навыков, студент умеет выявить проблему, имеет достаточные знания в области терминологии и элементарные знания по оформлению нормативно-технической документации и выполнению измерений отдельных параметров геометрической точности. Для данного уровня характерны умения правильного толкования основных требований в отношении точности и навыки расчета некоторых типов посадок. При решении многоуровневых учебно-профессиональных задач студент уверенно решает задачи с известным алгоритмом, но при этом испытывает затруднения и нуждается в дополнительных консультациях при решении индивидуальных заданий, рассчитанных на длительный срок.
Репродуктивный уровень НМК характеризуется отсутствием рефлексии и умения самостоятельно формулировать поставленную задачу. Уровень знаний эмпирический, разрозненный, поверхностное знание терминологического аппарата. Низкий уровень умений в нормировании точности и проведении измерений. Наличие серьезных затруднений в работе с нормативной документацией. При решении многоуровневых учебно-профессиональных задач студент
совершает элементарные ошибки и нуждается в постоянных консультациях преподавателя.
Осуществление мониторинга выявленных уровней выполняется посредством применения следующих методов:
• наблюдения за студентами в процессе проведения лекционных, практических занятий и лабораторных работ с целью выявления и развития профессионально значимых личностных качеств студентов, необходимых для формирования НМК;
• использования опросных методов (анкетирование, беседа) с целью выявления общих затруднений, характерных для разных уровней сформированности НМК;
• тестирования по разделам дисциплин, позволяющего выявить частные затруднения, возникающие у студентов технических специальностей при нормировании точности типовых элементов деталей и соединений машиностроения;
• применения комплекса многоуровневых учебно-профессиональных задач, решение которых обеспечивает достижение определенного уровня сформированности НМК;
• экспертной оценки результатов применения приобретенных знаний, умений и навыков в процессе выполнения индивидуальных заданий во время прохождения производственной практики;
• использования психологических тестов и вопросников для измерения профессионально
значимых личностных характеристик.
Сконструированные структура и содержание НМК инженера послужили ориентиром проектирования методической системы, которая является основой формирования данной компетенции у студентов технических специальностей в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Методическая система формирования НМК разработана в соответствии с положениями компетентностного [2, 3] и функционально-деятельностного подходов [4], структуру системы составляют следующие взаимосвязанные компоненты: целевой, содержательный, процессуальный, контролирующий, результативный. Цель методической системы состоит в обеспечении перехода студентов на качественно более высокий уровень сформированности НМК. Процессуальный компонент включает технологию, которая обеспечивает взаимосвязанные действия преподавателя и студентов, направленные на развитие у студентов технических специальностей всех компонентов НМК. Предлагаемая технология включает: методики организации решения студентами комплекса учебно-профессиональных задач и выполнения лабораторного практикума по нормированию и контролю параметров геометрической точности; методические рекомендации по применению компьютерной программы; структуру управления взаимодействием вуза с региональными промышленными предприятиями по формированию у студентов НМК.
Результаты констатирующего и формирующего этапов опытно-поисковой работы, полученные по трем срезам, позволяют произвести сравнительный анализ уровней сформированности НМК у исследуемых групп студентов (табл. 2). Первый срез был проведен до обучающих процедур, второй являлся промежуточным и проводил-
ся на 3-м курсе в процессе изучения дисциплин общепрофессионального и специального циклов, третий срез проводился после прохождения производственной практики у студентов 5-го курса.
Таблица 2
Распределение студентов по уровням сформированости нормативно-метрологической компетенции
Уровень сформированности Количество студентов, достигших данного уровня, %
1-й срез 2-й срез 3-й срез
ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ
Творческий 3 1 10 3 38 7
Продуктивный 39 40 60 46 61 85
Репродуктивный 58 59 30 51 1 8
Примечание. ЭГ — экспериментальная группа, КГ — контрольная группа.
Как видно из данных табл. 2, в результате внедрения методической системы в практику вуза произошли изменения в распределении респондентов по уровням: за весь период обучения процент студентов, находящихся на творческом уровне, увеличился на 35 % в экспериментальной группе и на 6 % в контрольной. В то же время число студентов на репродуктивном уровне в экспериментальной группе уменьшилось на 57 %, а в контрольной группе — на 51 %. Можно видеть, что в экспериментальной группе количество студентов, осуществляющих творческий подход к реализации НМК, возросло в большей степени по сравнению с контрольной группой.
Таким образом, представленная совокупность показателей, уровней и критериев их оценки создает предпосылки для прогнозирования и оценки динамики изменения уровней сформированности НМК.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Хуторской, А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». — Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения 30.04.2011).
2. Вербицкий, А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования [Текст] /
A.А. Вербицкий // Высшее образование в России. — 2010. - № 5. - С. 32-37.
3. Зеер, Э. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем [Текст] / Э. Зеер, Д. Заводчиков // Там же. - 2007. - № 11. - С. 38-45.
4. Земцова, В.И. Управление учебно-профессиональной деятельностью студентов на основе функционально-деятельностного подхода [Текст] /
B.И. Земцова. - М.: Компания Спутник+, 2008.