Научная статья на тему 'Нормативно-метрологическая компетенция будущего инженера'

Нормативно-метрологическая компетенция будущего инженера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-МЕТРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПОНЕНТЫ НОРМАТИВНО-МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / КРИТЕРИИ / ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баширова Елена Владимировна

Рассмотрено понятие нормативно-метрологической компетенции инженера, раскрыты структура и содержание компонентов данной компетенции. Выявлены показатели, уровни и даны критерии оценки уровней сформированности предлагаемой компетенции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баширова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of metrological standards competence of the engineer, revealed the structure and content of the components of this competence are discussed. Identified indicators, levels and provides criteria for evaluating the level of formation of the proposed competence

Текст научной работы на тему «Нормативно-метрологическая компетенция будущего инженера»

Профессиональное образование

УДК 378

Е.В. Баширова

НОРМАТИВНО-МЕТРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА

Положения государственных стандартов высшего профессионального образования включают в область профессиональной деятельности инженера обоснование, разработку, реализацию и контроль норм, правил, требований к продукции, технологии ее изготовления и обеспечения качества.

Современная технологическая среда предполагает независимое изготовление комплектующих изделий и деталей в одних производственных подразделениях, а их сборку в сборочные единицы и готовые изделия — в других подразделениях и в другое время. Данная организация производства возможна благодаря реализации принципов нормирования требований точности к деталям, сборочным единицам, машинам и механизмам. Последующий контроль качества выпускаемой промышленной продукции требует выполнения работ по метрологическому обеспечению. Однако, как показало проведенное исследование, выпускники технических специальностей испытывают затруднения в нормировании точности и выполнении работ по метрологическому обеспечению производственного процесса, в то время как потенциальные работодатели испытывают потребность в компетентных специалистах, способных нормировать точность и обеспечивать процесс измерений и контроля показателей качества выпускаемой промышленной продукции.

Указанное противоречие определяет объективную необходимость и актуальность изучения проблемы формирования нормативно-метрологической компетенции у студентов технических специальностей.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование нормативно-метрологической компетенции у студентов технических специальностей будет эффективным, если в обучении участники образовательного процесса ориентируются на структуру и содержание нормативно-метрологической компетенции инженера, которая состоит из профессиональных действий, связанных с нормированием точности, разработкой и соблюдением нормативных документов и метрологическим обеспечением производственного процесса, а также профессионально значимых свойств личности, необходимых для эффективного выполнения профессиональной деятельности по обеспечению качества выпускаемой промышленной продукции, в частности продукции машиностроительной отрасли.

Нами принято определение А.В. Хуторского, который понимает компетенцию как «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» [1].

В исследовании мы предложили следующее определение: «Нормативно-метрологическая компетенция инженера—совокупность взаимосвязанных знаний, умений, опыта, личностных качеств инженера, проявляющихся в его готовности выполнять профессиональную деятельность по проектированию, производству, контролю и выпуску конкурентоспособной продукции с нормируемыми параметрами качества».

Изучение проблемы формирования нормативно-метрологической компетенции (НМК) у студентов технических специальностей невозможно без четкого выделения структуры и содержания компонентов данной компетенции.

В структуре НМК выделены следующие компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный, операционально-деятельностный. Содержание данных компонентов реализуется посредством профессиональных действий инженера, связанных с нормированием оптимального уровня точности и метрологическим обеспечением производственного процесса и выполняемых по следующим видам его профессиональной деятельности: проектно-конструкторской, производственно-технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской, эксплуатационной.

Мотивационно-ценностный компонент отражает личностное отношение к НМК и включает профессионально значимые свойства личности, необходимые для эффективного выполнения профессиональной деятельности инженера в области нормирования и контроля точности и позволяющие действовать ответственно и самостоятельно. К состав-

ляющим данного компонента мы относим: ответственность, направленность на приобретение знаний, стремление к достижениям, рефлексию.

Когнитивный компонент НМК включает совокупность знаний, дифференцируемых как знания по стандартизации, знания по нормированию точности, знания по метрологическому обеспечению.

Операционально-деятельностный компонент НМК необходим для осуществления принципа связи теории с практикой и призван развивать способность применения полученных знаний при решении конкретных производственных ситуаций. К данному компоненту отнесены следующие общие умения: умения в работе с документацией, умения в нормировании точности, метрологические умения, информационно-коммуникативные умения.

Нами выделено три уровня сформирован-ности НМК студентов (творческий, продуктивный, репродуктивный) и по каждому уровню разработаны критерии оценки компонентов проектируемой компетенции. В табл. 1 представлены данные для творческого уровня.

Таблица 1

Показатели и критерии оценки уровня сформированности нормативно-метрологической компетенции

Компонент структуры НМК Показатели сформированности НМК Критерии оценки уровней сформированности НМК

Мотивационно-ценностный 1. Ответственность. 2. Стремление к достижению цели. 3. Направленность на приобретение знаний. 4. Рефлексия • Умение найти «узкое место» поставленной проблемы • Умение формулировать цели • Рефлексия и стремление найти нетрадиционные пути решения проблемы • Наличие глубокой потребности в получении нового знания

Когнитивный 1. Знания по стандартизации. 2. Знания по нормированию точности. 3. Знания по метрологическому обеспечению • Наличие глубоких обстоятельных знаний терминологического аппарата • Глубокое знание всех параметров, характеризующих геометрическую точность и особенности их условного изображения • Глубокие и прочные знания требований, предъявляемых к разработке, оформлению и обращению нормативно-технической документации • Знание методик проведения измерений основных параметров геометрической точности

I

Профессиональное образование

Окончание таблицы 1

Компонент структуры НМК Показатели сформированности НМК Критерии оценки уровней сформированности НМК

Операционально -деятельностный 1. Умения в работе с документацией. 2. Умения по нормированию точности. 3. Метрологические умения. 4. Информационно-коммуникативные умения • Умения по разработке и экспертизе нормативно-технической документации • Умение устанавливать оптимальную точность в отношении геометрических параметров • Умение правильного толкования всех требований в отношении точности на чертежах • Умение оптимального выбора средств и методов измерения всех параметров геометрической точности • Умения в проведении измерений с минимальной субъективной погрешностью • Владение спецификой общения в условиях групповой и коллективной работы • Использование современных информационных технологий при расчетах и разработке документации

Примечание. Уровень сформированности НМК для всех компонентов структуры НМК творческий.

Критерии оценки продуктивного и репродуктивного уровней сформированности НМК содержат аналогичные показатели.

Продуктивный уровень НМК будущего специалиста машиностроительной отрасли сформирован в том случае, если выражена потребность в совершенствовании знаний и навыков, студент умеет выявить проблему, имеет достаточные знания в области терминологии и элементарные знания по оформлению нормативно-технической документации и выполнению измерений отдельных параметров геометрической точности. Для данного уровня характерны умения правильного толкования основных требований в отношении точности и навыки расчета некоторых типов посадок. При решении многоуровневых учебно-профессиональных задач студент уверенно решает задачи с известным алгоритмом, но при этом испытывает затруднения и нуждается в дополнительных консультациях при решении индивидуальных заданий, рассчитанных на длительный срок.

Репродуктивный уровень НМК характеризуется отсутствием рефлексии и умения самостоятельно формулировать поставленную задачу. Уровень знаний эмпирический, разрозненный, поверхностное знание терминологического аппарата. Низкий уровень умений в нормировании точности и проведении измерений. Наличие серьезных затруднений в работе с нормативной документацией. При решении многоуровневых учебно-профессиональных задач студент

совершает элементарные ошибки и нуждается в постоянных консультациях преподавателя.

Осуществление мониторинга выявленных уровней выполняется посредством применения следующих методов:

• наблюдения за студентами в процессе проведения лекционных, практических занятий и лабораторных работ с целью выявления и развития профессионально значимых личностных качеств студентов, необходимых для формирования НМК;

• использования опросных методов (анкетирование, беседа) с целью выявления общих затруднений, характерных для разных уровней сформированности НМК;

• тестирования по разделам дисциплин, позволяющего выявить частные затруднения, возникающие у студентов технических специальностей при нормировании точности типовых элементов деталей и соединений машиностроения;

• применения комплекса многоуровневых учебно-профессиональных задач, решение которых обеспечивает достижение определенного уровня сформированности НМК;

• экспертной оценки результатов применения приобретенных знаний, умений и навыков в процессе выполнения индивидуальных заданий во время прохождения производственной практики;

• использования психологических тестов и вопросников для измерения профессионально

значимых личностных характеристик.

Сконструированные структура и содержание НМК инженера послужили ориентиром проектирования методической системы, которая является основой формирования данной компетенции у студентов технических специальностей в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Методическая система формирования НМК разработана в соответствии с положениями компетентностного [2, 3] и функционально-деятельностного подходов [4], структуру системы составляют следующие взаимосвязанные компоненты: целевой, содержательный, процессуальный, контролирующий, результативный. Цель методической системы состоит в обеспечении перехода студентов на качественно более высокий уровень сформированности НМК. Процессуальный компонент включает технологию, которая обеспечивает взаимосвязанные действия преподавателя и студентов, направленные на развитие у студентов технических специальностей всех компонентов НМК. Предлагаемая технология включает: методики организации решения студентами комплекса учебно-профессиональных задач и выполнения лабораторного практикума по нормированию и контролю параметров геометрической точности; методические рекомендации по применению компьютерной программы; структуру управления взаимодействием вуза с региональными промышленными предприятиями по формированию у студентов НМК.

Результаты констатирующего и формирующего этапов опытно-поисковой работы, полученные по трем срезам, позволяют произвести сравнительный анализ уровней сформированности НМК у исследуемых групп студентов (табл. 2). Первый срез был проведен до обучающих процедур, второй являлся промежуточным и проводил-

ся на 3-м курсе в процессе изучения дисциплин общепрофессионального и специального циклов, третий срез проводился после прохождения производственной практики у студентов 5-го курса.

Таблица 2

Распределение студентов по уровням сформированости нормативно-метрологической компетенции

Уровень сформированности Количество студентов, достигших данного уровня, %

1-й срез 2-й срез 3-й срез

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

Творческий 3 1 10 3 38 7

Продуктивный 39 40 60 46 61 85

Репродуктивный 58 59 30 51 1 8

Примечание. ЭГ — экспериментальная группа, КГ — контрольная группа.

Как видно из данных табл. 2, в результате внедрения методической системы в практику вуза произошли изменения в распределении респондентов по уровням: за весь период обучения процент студентов, находящихся на творческом уровне, увеличился на 35 % в экспериментальной группе и на 6 % в контрольной. В то же время число студентов на репродуктивном уровне в экспериментальной группе уменьшилось на 57 %, а в контрольной группе — на 51 %. Можно видеть, что в экспериментальной группе количество студентов, осуществляющих творческий подход к реализации НМК, возросло в большей степени по сравнению с контрольной группой.

Таким образом, представленная совокупность показателей, уровней и критериев их оценки создает предпосылки для прогнозирования и оценки динамики изменения уровней сформированности НМК.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Хуторской, А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». — Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения 30.04.2011).

2. Вербицкий, А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования [Текст] /

A.А. Вербицкий // Высшее образование в России. — 2010. - № 5. - С. 32-37.

3. Зеер, Э. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем [Текст] / Э. Зеер, Д. Заводчиков // Там же. - 2007. - № 11. - С. 38-45.

4. Земцова, В.И. Управление учебно-профессиональной деятельностью студентов на основе функционально-деятельностного подхода [Текст] /

B.И. Земцова. - М.: Компания Спутник+, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.