Научная статья на тему 'Непрерывное образование учителей: российская и европейская модели'

Непрерывное образование учителей: российская и европейская модели Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1140
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жидкова Ирина Евгеньевна

Статья посвящена актуальной проблеме непрерывного образования педагога. В ней затрагиваются исторические предпосылки возникновения тенденции «образование в течение всей жизни». В статье рассматривается система воспитания педагога в европейских странах, занимающегося самообразованием и повышением профессиональной компетентности в течение всей жизни, а также ценности Болонской декларации, целью которой является гармонизация систем образования. Раскрываются модели повышения квалификации в странах Европы, в том числе и модели, позволяющие обеспечить обратную связь, тем самым давая возможность скорректировать работу институтов повышения квалификации и максимально приблизить их к школе. Особое внимание уделяется российской системе повышения квалификации учителей в свете требований профессионального стандарта педагога, разнообразных его форматах. Автор акцентирует внимание на формах повышения квалификации учителей иностранных языков, реализующихся Челябинским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования, а также предлагает новые формы повышения квалификации учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuous education of teachers: Russian and European models

The article is concerned with the actual problem of the continuous education of teachers. Historical background of the tendency of life-long learning is covered in it. The article considers the system of teacher education in European countries, engaged in self-education and improvement of professional competence throughout the life and values of the Bologna Declaration, whose aim is to harmonize education systems. It reveals a model of excellence in Europe, including models to provide feedback, thus giving the possibility to adjust the operation of institutions of excellence and to bring them to school. Special attention is paid to the Russian system of teacher training in the light of the requirements of the professional standard of the teacher, the variety of its formats. The author focuses on the forms of training teachers of foreign languages, are realized in the Chelyabinsk Institute of retraining and advanced training of educators, and offers new forms of teacher training.

Текст научной работы на тему «Непрерывное образование учителей: российская и европейская модели»

УДК 378.091.398

Непрерывное образование учителей: российская и европейская модели

И. Е. Жидкова

Continuous education of teachers: Russian and European models

I. E. Zhidkova

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме непрерывного образования педагога. В ней затрагиваются исторические предпосылки возникновения тенденции «образование в течение всей жизни».

В статье рассматривается система воспитания педагога в европейских странах, занимающегося самообразованием и повышением профессиональной компетентности в течение всей жизни, а также ценности Болонской декларации, целью которой является гармонизация систем образования. Раскрываются модели повышения квалификации в странах Европы, в том числе и модели, позволяющие обеспечить обратную связь, тем самым давая возможность скорректировать работу институтов повышения квалификации и максимально приблизить их к школе.

Особое внимание уделяется российской системе повышения квалификации учителей в свете требований профессионального стандарта педагога, разнообразных его форматах.

Автор акцентирует внимание на формах повышения квалификации учителей иностранных языков, реализующихся Челябинским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования, а также предлагает новые формы повышения квалификации учителей.

Abstract. The article is concerned with the actual problem of the continuous education of teachers. Historical background of the tendency of lifelong learning is covered in it.

The article considers the system of teacher education in European countries, engaged in self-education and improvement of professional competence throughout the life and values of the Bologna

Declaration, whose aim is to harmonize education systems. It reveals a model of excellence in Europe, including models to provide feedback, thus giving the possibility to adjust the operation of institutions of excellence and to bring them to school.

Special attention is paid to the Russian system of teacher training in the light of the requirements of the professional standard of the teacher, the variety of its formats.

The author focuses on the forms of training teachers of foreign languages, are realized in the Chelyabinsk Institute of retraining and advanced training of educators, and offers new forms of teacher training.

Ключевые слова: повышение квалификации учителей, компетенция, коммуникативная компетентность, повышение квалификации, профессиональная компетенция учителя английского языка, непрерывное образование.

Keywords: professional development of teachers, competence, communicative competence, professional competence of foreign language teacher, continuous education.

Одним из критериев оценки профессиональной деятельности педагога является уровень его квалификации. На современном этапе развития системы дополнительного образования педагогов Российской Федерации и европейских стран происходят изменения в содержании, формах и технологиях повышения квалификации. Обществу необходим новый педагог - мобильный, способный быстро и нестандартно мыслить, оперативно реагировать на изменения в обществе, не боящийся принимать самостоятельные решения и нести за них ответ-

ственность. Современный педагог - человек, стремящийся к профессиональному росту и готовый осуществлять самообразование в течение всей жизни.

На рубеже ХХ-ХХ1 веков внимание педагогической и психологической науки направлено, главным образом, на теорию деятельности, а также на отображение ее в профессиональном образовании.

Для реализации такого подхода в 70-х годах XX века в странах Европы начали закладываться основы беспрерывного образования учителей. Начало ему было положено на 35-й сессии Международной конференции по образованию, проходившей 27 августа - 4 сентября 1975 г. в Женеве.

На ней было определено, что невозможно дать будущему учителю знания и умения, достаточные для всей его профессиональной деятельности. Причиной этого является не только постоянное обновление и развитие общих и педагогических знаний, не только рост творческого характера самой педагогической деятельности, но и изменения в самой общественной жизни. Поэтому успешный учитель - человек, не только получивший качественное базовое академическое образование, но и человек, занимающийся самообразованием и повышением профессиональной компетентности в течение всей жизни.

Кроме того, на международной конференции были установлены критерии для приведения в соответствие национальных систем образования европейских стран для создания единого педагогического пространства.

Тогда же была принята первая Международная стандартная классификация образования, обеспечивающая таксономические рамки для сбора и представления международной сравнительной статистики в области образования на основе международно-согласованных определений.

Позднее, в 1999 году, министрами образования двадцати девяти европейских стран была подписана Болонская декларация (Совместная декларация министров образования Европы, г. Болонья, 19 июня1999 г.), целью которой является гармонизация систем образования, прежде всего, стран Европы. Целями декларации стали расширение доступа к высшему образованию, расширение мобильности студентов и

преподавателей, обеспечение успешного трудоустройства выпускников за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда.

Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. Подписание Болонской Декларации, с одной стороны, дало импульс модернизации образования, с другой -вызвало изменения в системе повышения квалификации учителей российской школы, которую невозможно рассматривать вне тенденций развития мирового образовательного пространства.

В настоящее время система непрерывного образования учителей Европы выглядит следующим образом.

Зачастую программы по повышению квалификации субсидирует не только государство, но и местные и профессиональные советы, а также сами работодатели. Это, главным образом, связано с глобализацией образования и реализацией Болонского процесса. Однако стоит отметить, что и профессиональные советы, и работодатели поддерживают программы, наиболее актуальные для них на тот или иной момент.

В Великобритании, где система повышения квалификации учителей в недавнем прошлом отсутствовала, разработана теоретическая концепция профессиональной подготовки учителей, названная концепцией партнерства. Специфика ее состоит в высокой практической направленности.

Британия одной из первых стран, приступивших к реализации проектов, принятых в Бо-лонской декларации, внедрила профессиональный стандарт учителя, направленный на повышение гибкости образовательных программ и применение учителями собственного опыта для создания эффективной учебной программы. Акценты, указанные в стандарте, направлены на сотрудничество с коллегами, формирование коммуникативной компетентности, планирование повышения квалификации, развитие теории и практики оценивания результатов учащихся на основе различных подходов.

Начальное педагогическое образование начинается в педагогическом колледже или университете. Во время обучения у студентов формируются не только профессионально значимые, но и личностные качества, происходит

ЧИППКРО

овладение профессией. Параллельно общепринятой традиционной подготовке учителей в Британии осуществляется и имеющее свою специфику, но отвечающее запросу времени дистанционное обучение. В настоящее время в Великобритании существует пятиуровневая программа подготовки учителей: новичок -продвинутый молодой учитель - специалист -знаток - эксперт.

Период вхождения молодых педагогов в профессию проводится под руководством более опытных учителей. Повышение квалификации происходит на долгосрочных либо краткосрочных курсах, организуемых при вузах, специальных учреждениях повышения квалификации, в учительских центрах и школах. Самообразование британских учителей заключается в работе в библиотеках, обмене мнениями на методических семинарах, круглых столах, конференциях по обмену опытом и новейшими методиками и достижениями педагогической науки.

Правительством Великобритании ставится задача - дать учителям возможность участвовать в программах повышения квалификации, максимально приближенным к нуждам школы. Для этого оно ежегодно публикует общенациональные рекомендации по возможному содержанию программ в области профессиональной компетентности учителей. Одновременно местные органы управления образованием разрабатывают свои рекомендации. Эти рекомендации и определяют политику в области повышения квалификации учителей Британии.

Во французских школах процесс реформирования системы повышения квалификации педагогов занял достаточно долгое время. Ранее учителя Франции имели статус государственных служащих, что препятствовало быстрой реализации изменений в государственной политике государства. В конце XX века французское правительство начало реализовывать новую политику в этой области. Были разработаны новые требования к учителям, созданы педагогические вузы. Государство оказывает финансовую поддержку лишь некоторым, наиболее востребованным программам повышения квалификации учителей, остальные курсы финансируются либо из фондов, либо из личных средств учителей.

В Германии, согласно определению Немецкого ученого совета, «повышение квалифика-

ции - это продолжение либо возобновление организованного учения после окончания высшего учебного заведения» [1]. Повышение квалификации немецких учителей организуется в институтах повышения квалификации и центрах модернизации, при этом является задачей не федерального правительства, а законодательно закреплено за шестнадцатью землями и административными округами Германии. Такая структура позволяет обеспечить обратную связь, тем самым давая возможность скорректировать работу институтов повышения квалификации и максимально приблизить их к школе.

В системе повышения квалификации учителей Германии большое значение уделяется подготовке тьюторов и модераторов, которые осуществляют практическую, теоретическую помощь в повышении квалификации учителей. Это позволяет большему количеству учителей принимать участие в мероприятиях по повышению квалификации, ведет к сокращению расходов, а создание сети опорных пунктов на местах и их специализация позволяет достичь оптимальных результатов.

Датская модель повышения квалификации учителей несколько отличается от моделей повышения квалификации учителей других европейских стран. В Дании учителя относятся к государственным служащим, и их обязательная регулярная переподготовка определена законом. Выбор программы повышения квалификации может быть предоставлен самой школе, либо муниципалитет самостоятельно определяет стратегию подготовки учителей исходя их локальных потребностей по обеспечению профессиональной компетентности учителей.

Одновременно с программой повышения квалификации в Дании разработаны долгосрочные курсы, которые позволяют представителям других специальностей получить профессию учителя. Это вызвано недостаточным количеством учителей в школах.

Обобщая опыт европейских стран, можно отметить, что программы повышения квалификации учителей способствуют модернизации образовательного процесса и реализуются исходя из потребностей страны.

Российская Федерация также активно проводит повышение квалификации работников образования. Исходя из изменяющихся запро-

сов выпускников школ, меняется и социальный заказ государства и общества, меняются требования к современному учителю, происходит качественное преобразование системы профессионально образования, в том числе и в системе повышения квалификации учителей.

В мае 2015 г. Российская Федерация подписала Ереванское коммюнике (г. Ереван, 14-15 мая 2015 г.), в котором отмечается важность обеспечения признания и поддержки качественного преподавания и представления возможности для развития преподавательских компетенций [2].

Об обязательном повышении квалификации педагога и развитии его компетенций говорится и в «Профессиональном стандарте педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель» [3]. Главной становится задача развития личностных ресурсов педагога, а постоянная поддержка и образование на протяжении карьеры учителя имеют важное значение.

В отечественной педагогике существует несколько понятий «повышение квалификации педагогов». К примеру, терминологический словарь по педагогике трактует его как «вид дополнительного профессионального образования, обновление и углубление полученных ранее профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств работников, удовлетворение их образовательных потребностей, связанных с профессиональной деятельностью». [4].

Однако при всем разнообразии трактовок этого понятия его можно определить как форму профессионального образования взрослых, повышение их компетентности, приобретение новых знаний по специальности, а также определение вектора личностного роста и самообразования.

Говоря о повышении квалификации учителей в России, можно отметить разнообразие форматов непрерывного профессионального развития. Во-первых, традиционный, формальный, предполагающий повышение квалификации на курсах, проводимых в институтах повышения квалификации педагогов. Во-вторых, неформальное повышение квалификации, где акцент делается на процесс обучения сообщества практиков по общим дисциплинам, интересам, инновациям. В-третьих, информальное

повышение квалификации, т. е. индивидуальное, частное, предполагающее беседы с коллегами, разовые лекции, чтение специализированных журналов [5].

Есть различные способы повышения квалификации работников образования. Самый бюджетный, не требующий от государства финансовых затрат, - самообразование. Однако этот способ подходит не всем, а только тем педагогам, у которых имеется высокая мотивация к учебе.

Вместе с тем разнообразные формы самообразования (работа в библиотеках, изучение литературы по методике, педагогике и методике, консультации у более опытных коллег, участие в семинарах и конференциях по обмену опытом и современными методиками, работа в творческих группах, участие в конкурсах профессионального мастерства, участие в различных общественных объединениях) может рассматриваться как эффективный способ, учитывающий личностный интерес педагога к изучению того или иного аспекта профессиональной деятельности.

Альтернативой повышению квалификации педагога путем самообразования является повышение квалификации в специальных институтах повышения квалификации педагогов, т. е. формальное повышение квалификации учителя, рассчитанное на 72-108 часов теоретических и практических занятий. Это обучение можно рассматривать как начальную стадию профессионального и личностного роста педагога.

В современном обществе принята парадигма образования в течение всей жизни, ставящая новые задачи перед системой повышения квалификации учителей. Главным направлением ее работы теперь становится создание условий для саморазвития учителя, а также решение ряда методологических, дидактических, организационно-методических проблем, в том числе получение знаний по психологии и педагогике, которые «позволяют учителю создать такие условия, которые обеспечивают более высокую учебную мотивацию, прочность усвоения и коммуникативно-практическую направленность обучения» [6, с. 164].

Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования предлагает учителям разнообразные формы повышения квалификации. Во-первых,

ЧИППКРО

традиционные стационарные курсы, включающие как лекционные, так и практические занятия. Во-вторых, повышение квалификации по модульно-накопительной системе. В-третьих, стажировки в лучших образовательных учреждениях области, во время которых слушатели изучают инновационный опыт образовательных учреждений, получают знания в области внедрения инновационных практик. В-четвертых, повышение квалификации на модульных курсах с использованием дистанционных образовательных технологий. Такое разнообразие форм повышения квалификации позволяет учителям разработать индивидуальную образовательную траекторию.

Выбор модели повышения квалификации определяется потребностями и индивидуальными особенностями педагогических работников. Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации предлагает педагогическим работникам неформальные модели повышения квалификации, одной из которой является работа в профессиональных сообществах. «Данную модель выбирают педагогические работники, целью которых являются высокие личные достижения, неформальное общение с коллегами, оперативное получение новой информации психолого-педагогического, методического, практического и предметного характера. Особенностью повышения квалификации в форме участия в деятельности ассоциации заключается в том, что у педагогов появляется возможность создать команды специалистов, готовые содействовать профессиональному росту коллег, обсуждать новые идеи и пути внедрения их в образовательную практику, реализовывать совместные проекты и т. д.» [7, с. 78].

В системе формального повышения квалификации существует проблема кадров, осуществляющих процесс повышения квалификации учителей: пока недостаточно преподавателей, имеющих не только научные звания и степени, но и педагогический талант, владеющих современными педагогическими технологиями, стимулирующих познавательную активность и личностный рост школьных учителей.

Существует проблема в системе повышения квалификации учителей иностранного языка. На курсах формального повышения квалификации они получают знания по психолого-

педагогическим основам профессиональной деятельности, современным нормативно-правовым основам образования, теории и методике преподавания предмета «Иностранный язык», но не имеют языковой практики. А ведь среди ключевых компетенций (социальной, коммуникативной, предметной, информационной, проективной и социокультурной) именно коммуникативная компетенция рассматривается в качестве современной цели обучения. По мнению С. В. Тетиной, «в качестве современной цели обучения иностранным языкам рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то способности и реальной готовности осуществлять иноязычное общение с носителями языка, а также приобщение к культуре стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение представлять ее в процессе общения»[8, с. 107]. Значит, необходимы краткосрочные курсы языковой направленности, стажировки с привлечением носителей языка, обмены опытом не только с целью повышения педагогической, методической и языковой подготовки, но и развития социокультурной компетенции.

Еще одной проблемой является уровень владения иностранным языком. Учителя иностранного языка получают диплом по завершении высшего образования, и больше степень владения ими языком практически никогда не определяется. А между тем постоянные изменения в языке (в лексике и, в меньшей мере, грамматике) требуют, чтобы учителя постоянно следили за ними. Плюс изменения в формате ГИА и в содержании Всероссийской олимпиады по иностранным языкам также требуют от учителя быть в курсе языковых изменений. Соответственно, как о варианте повышения квалификации учителей иностранного языка можно говорить о дифференцированных курсах в зависимости от уровня профессиональной компетентности учителя [9].

В последние годы снижается интерес к изучению немецкого и французского языков, английский язык становится приоритетным. Большинство родителей хочет, чтобы их дети изучали английский язык. При этом наблюдается значительное снижение количества часов по французскому и немецкому языкам и резкое увеличение нагрузки на учителей английского.

Эта проблема, наиболее актуальная для школ небольших городов и деревень, ведет к необходимости переподготовки педагогических кадров. Одним из направлений развития повышения квалификации учителей иностранного языка в Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования может являться «возобновление» знаний тех учителей, которые изучали английский в университете в качестве второго иностранного. Еще одним из способов увеличения контингента учителей английского (либо любого иностранного языка, изучаемых в школах Российской Федерации) могут стать курсы переподготовки учителей других предметов на базе института. Такие курсы будут базироваться на опыте ранее ими изученного иностранного языка и опыте, полученном ими при получении первого высшего педагогического образования.

В европейских странах одним из требований, предъявляемых к учителю, является обязательное владение иностранным языком. Еще одной потенциальной задачей в системе повышения квалификации учителей в Российской Федерации - обучение иностранному языку всех педагогов. Специфика учебного предмета «Иностранный язык» состоит в том, что он одновременно является не только целью, но и средством обучения и может служить инструментом изучения предметного содержания. При этом не только изучается язык, но и происходит обучение профессиональной деятельности. Все возрастающее количество международных телекоммуникационных и виртуальных проектов, стажировок по изучению педагогического опыта других стран также ставит владение иностранным языком в ряд приоритетных задач по повышению квалификации учителя любого предмета, а значит, требует поддержания знания языка в актуальном состоянии. Решение этой задачи нам видится в проведении языковой подготовки абсолютно всех учителей.

Одна из задач современного общества -непрерывное повышение квалификации специалистов. Оно предоставляет каждому человеку возможность выстраивать такую индивидуальную образовательную траекторию, которая необходима ему для личностного, профессионального и карьерного роста. Постоянно изменяющееся общество, требования к компетенции учителя формируют у педаго-

гов потребность в непрерывном профессиональном развитии. Компетентность, умение решать профессиональные задачи, овладение современными образовательными технологиями, овладение мотивацией к самообразованию позволяют им быть эффективными специалистами.

Библиографический список:

1. Competence for International Cooperation in Vocational Training and Education. Training -Made in Germany, iMOVE [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://.imove germany.de (дата обращения: 19.05.2016).

2. Ереванское коммюнике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ehea.info/ Uploads/SubmitedFiles/5_2015/112705.pdf (дата обращения: 19.05.2016).

3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения: 19.05.2016).

4. Терминологический словарь по педагогике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nlr.ru/cat/edict/PDict/ (дата обращения: 19.05.2016).

5. Фрумина Е. Л. Непрерывное образование для педагогов: модели и особенности // Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / под ред. Г. А. Ключаре-ва. - М. : ИС РАН, 2008. - С. 274-292.

6. Тетина С. В. Необходимые условия для развития дивергентного мышления старшеклассников // Научно-методологические и социальные аспекты психологии и педагогики : сборник статей Международной научно-практической конференции (10 апреля 2016 г., г. Пермь). В 2 ч. Ч. 2. - Уфа : АЭТЕРНА, 2016.- С. 164.

7. Соловьева Т. В. Неформальное повышение квалификации работников образования через ассоциации педагогических работников // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал. - 2014. - № 1 (18). - С. 78.

ЧИППКРО

8. Тетина С. В. Компетентностная модель учителя иностранного языка в условиях введения профессионального стандарта педагога // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2015 - № 3 (24).- С. 107.

9. Ильясов Д. Ф. Педагогические теории и роль субъективного фактора в их проектировании / Д. Ф. Ильясов, О. А. Ильясова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - № 12. - С. 5-11.

References:

1. Competence for International Cooperation in Vocational Training and Education. Training [Kompetencija mezhdunarodnogo sotrudnichestva v oblasti Professional'noe obuchenie i obrazova-nie], Made in Germany, iMOVE. Web site. Access mode: http://.imove-germany.de (accessed date: 05.19.2016).

2. Yerevan Communiqué. Web site. Access mode: http://www.ehea.info/Uploads/SubmitedFiles/ 5_2015/112705 .pdf (accessed date: 05.19.2016).

3. Order of the Ministry of Labour of Russia on 18 October 2013 N 544n "About Approval of professional standard "teacher (teaching activities in preschool, primary general, basic general, secondary education) (teacher, tutor)" [Prikaz Mintruda Rossii N 544n ot 18 oktyabrya 2013 g. "Ob ut-verzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere dosh-kol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')"]. Web site. Access mode: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/ (accessed date: 05.19.2016).

4. Terminological dictionary on pedagogics [Terminologicheskii slovar' po pedagogike]. Web site. Access mode: http://www.nlr.ru/cat/edict/ PDict / (accessed date: 05.19.2016).

5. Frumina E. L. "Continuous education for teachers: models and features" // Continuous education in political and economical context / Edited by G. A. Klyuchare ["Nepreryvnoe obychenie dlya

pedagogov: modeli i osobennosti"// Nepreryvnoe obychenie v politicheskom I economicheskom kontekste]. M. : Sociology Institute of the Russian Academy of Sciences, 2008, pp. 274-292.

6. Tetina S. V. "Necessary conditions for senior students ' divergent thinking development" // Scientific, methodological and social aspects of psychology and pedagogics : digest of International scientific-practical conference (April, 10, 2016, Perm'), Volume 2 ["Neobhodimye us-lovia dlya razvitia divergentnogo myshlenia sta-rieklassnikov // Nauchno-metodologicheskie i social'nye aspekty psihologii i pedagogiki; sbo r-nik statei mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferencii (10 aprelya 2016)]. Ufa, 2016, p.164.

7. Solovyova T. V. "Informal advanced training of educators through training of educators through association of teachers" // Scientific support of a system of advanced training. Scientific and theoretical periodical ["Neformal'noe povyshenie kva-lifikacii rabotnikov obrazovanija cherez associacii pedagogicheskih rabotnikov"// Nauchnoe obespe-chenie sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov : nauchno-teoreticheskij zhurnal], N 1 (18), 2014, p. 78.

8. Tetina S. V. "Competence model of foreign language teacher in the conditions of the introduction of the professional standard for teacher"// Scientific support of a system of advanced training. Scientific and theoretical periodical ["Kompetent-nosnaya model' uchitelja inostrannogo yazyka v uslovijzh vvedenija professional'nogo standarta pedagoga // Nauchnoe obespechenie sistemy povy-shenija kvalifikacii kadrov : nauchno-teoreticheskij zhurnal], N 3 (24), 2015, p. 107.

9. Ilyasov D. F. Pedagogical theory and role of subjective factor in its design / D. F. Ilyasov, O. A. Ilyasova // Newspaper of Tomsk State Pedagogical University [Pedagogicheskie teorii i rol' sub'ektivnogo faktora v ih proektirovanii : vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogi-cheskogo universiteta], 2010, N 12, pp. 5-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.