Научная статья на тему 'Некоторые проблемы создания компьютерных банков кадровых данных на государственной и муниципальной службе'

Некоторые проблемы создания компьютерных банков кадровых данных на государственной и муниципальной службе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
91
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Беклемищев Е. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы создания компьютерных банков кадровых данных на государственной и муниципальной службе»

Кафедра государственного и муниципального управления ТРТУ готовит специалистов, которые могут занять определенное место в системе муниципальной службы, обладая для этого необходимыми навыками и профессиональной подготовкой. Ее основой является правовая и экономическая базы государственного и местного самоуправления, с акцентом на специфику муниципальной службы и концепции ее развития.

Адресная подготовка специалистов, по нашему мнению, есть тот путь, на котором можно добиться четкого функционирования подготовки и воспроизводства кадров. В рамках отдельного факультета и кафедр можно гибко менять программы подготовки и быстро реагировать на изменяющуюся конъюнктуру кадров с учетом повседневных запросов.

Беклемищев Е. П.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ БАНКОВ КАДРОВЫХ ДАННЫХ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

1. Очень ли подробными должны быть эти данные (нравственно-правовой аспект)? Всегда очень тонка, порой почти неуловима та грань, когда заканчивается «банк» и начинается «досье» в традиционно нехорошем смысле этого слова (вторжение в частную, личную жизнь граждан). Например, более подробные данные, отражающее семейное положение муниципального служащего-руководителя (количество предыдущих браков, подробные данные обо всех детях от этих браков, причины разводов, количество всех членов семьи, в т. ч. требующих ухода за собой, и т. п.). Такие данные могли бы учитываться и корректно приниматься во внимание опытным вышестоящим руководителем в повседневной деятельности. С другой стороны, попадание таких данных в руки недобросовестного журналиста может нанести сильный моральный урон служащему (особенно, если последний, например, включился в предвыборную кампанию и т. п.). Опросы на эту тему чиновников показывают, что некоторые из них согласны на фиксирование подобной информации, большая часть — возражает.

♦ Эту тонкую грань необходимо постоянно иметь в поле зрения. По-видимому, некоторая информация может иметь 2 части — «стандартную» (обеспечивающую сопоставимость данных, например, в рамках общегосударственной статистики) и «дополнительную», заполняемую абонентом по желанию (для целей внутриведомственного использования). Основной критерий отбора данных — их полезность для совершенствования деятельности муниципального служащего, его делового взаимодействия с коллегами, населением.

2. Насколько эти данные конфиденциальны? В некоторых системах обработки информации (например, «Кадры-Штаты. МиМ») предлагается со всей кадровой информацией работать как с секретной.

♦ Полное засекречивание информации о муниципальных служащих, на наш взгляд, противоречит реализации таких принципов гос-службы, как принцип гласности в осуществлении госслужбы, принцип равного доступа граждан к госслужбе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.

3. Могут ли данные о профессионализме, деловых и личностных качествах муниципальных чиновников, результатах его труда быть открытыми, доступными населению?

Известия ТРТУ

Тематический выпуск

Многочисленные социологические исследования подтверждают «оторванность» чиновников от народа, а жители хотят знать, что за люди реализуют власть. Основные полномочия, профессиональные достижения, отдельные личные качества чиновников должны быть доступны для любого жителя. За рубежом широкое распространение получили справочники самого разного толка, в т. ч. о профессионалах. Например, в «Справочнике архитекторов» можно не только узнать стандартные анкетные (социально-демографические) данные о каждом из них, но и вехи профессионального роста, выдающиеся успехи, награды и, вместе с тем, конкретный перечень объектов, построенных по его проектам, и др.

Ряд шагов в этом отношении уже сделан в нашей стране — выпущен в свет краткий биографический справочник «Власть. Депутаты Государственной Думы. Ч. I—IV.» (М.: Ин-т совр. политики. 1994), появились интересные передачи по ТВ на эту тему, например «Герой дня без галстука» и т. п. Опубликованы справочные издания об ученых, политологах, кавказоведах: «Кто есть кто в политической науке России». М.: 1996; «Наука Дона в лицах. Эксклюзивное досье». Ростов-на-Дону, 1998; «Современное кавказоведение. Справочник персоналий». Ростов-на-Дону, 1997.

• Чиновники должны быть более открытыми для народа. По нашему мнению, могли бы создаваться, например, «Справочники работников районной администрации» с краткими данными о каждом, доступными не только для самих работников, но и для депутатов, жителей. Можно и нужно налаживать систематические передачи, публикации на эту тему с использованием СМИ и т. п.

4. Что еще целесообразно учитывать в банках кадровых данных? Помимо общепризнанных и опубликованных, остановимся на тех параметрах, которые либо не встречают однозначной оценки, либо не предлагались ранее:

• комплекс самооценок служащего об уровне развития его деловых и личностных качеств (выставленных по желанию); внесение служащим (по желанию) любых кратких данных, которые он считает важными для раскрытия его как профессионала, как личности;

• систематические данные о включенности в резерв на выдвижение, о работах, выполненных в качестве резервиста; о фактическом карьерном развитии служащего (в сопоставлении с плановым и желаемым) в тесной связи с результатами, качеством трудовой деятельности, ростом деловых и личностных качеств, подготовкой и переподготовкой;

• оценочные данные служащего руководителя, выданные коллегиальным органом (например, Советом глав городов и районов при губернаторе области, сходом граждан и т. п.) или опубликованные в средствах массовой информации;

• национальность, учет которой облегчит регулирование национального подхода при отборе и расстановке кадров, что особенно важно в условиях такого многонационального региона, каким является Северный Кавказ;

• данные об «обучаемости», как свойстве человека быстро и качественно осваивать новые знания (не зря у японцев это свойство является ведущим при отборе из выпускников высших учебных заведений будущих менеджеров, способных стать активными инноваторами в их фирмах); трудно переоценить это свойство в условиях проходящего реформирования государственной и муниципальной служб в РФ;

• данные о деятельности служащего, его поведении, свойствах, проявляющихся в нестандартных — конфликтных, аварийных, чрезвы-

чайных и т. п. ситуациях; эти данные незаменимы при оценке соответствия кандидатов на занятие вакантных государственных должностей на государственной службе, характеризующихся наличием таких ситуаций, общей психологической напряженностью труда;

• нынешнее участие (членство) в работе какой-либо общественной организации, партии (с согласия служащего), что расширяет представления о его целеустремлениях, мотивах, ценностных ориентациях и других свойствах;

• отношение к религии (с согласия служащего);

• полные данные о рождении с включением не только года, месяца, дня, но и времени рождения (часы, минуты), что позволит привлечь астрологические данные при изучении личности служащего и разработке оптимального варианта использования его потенциала в профессиональной деятельности.

Беклемищев Е. П., Касаткин В. В.

ТЕХНОЛОГИЯ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО К ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПРОФИЛАКТИКА СТРЕССА И КОРРЕКЦИЯ ЕГО ПОСЛЕДСТВИЙ)

Глобальные перемены, происходящие сегодня в российском обществе, обуславливают необходимость радикальной перестройки всей системы государственного управления. Меняются условия деятельности и характер решений, принимаемых госслужащим. Сегодня от работника управленческого звена требуется оперативное принятие решений с далеко идущими последствиями в быстро меняющейся и плохо прогнозируемой ситуации.

Госслужащему приходится управлять сложными неоднородными коллективами, контактировать с контингентами граждан, переживших тяжелые нервно-психические потрясения. Становятся неэффективными традиционные иерархические формы управления. Ситуация правовой неопределенности (издание противоречащих друг другу, параллельных и взаимоисключающих нормативно-правовых актов или же их полное отсутствие) стала типичной в работе чиновника. В общественном сознании происходит размывание традиционных морально-этических норм и ценностей, что ведет к потере личностных ценностей, убеждений и целей.

Все эти условия современного управленческого производственного процесса являются стрессовыми. При работе в подобных условиях растет нервно-психическое напряжение, что дезорганизует такие высшие психические функции, как внимание, память, логическое мышление, координацию движений и волю; в результате снижается производительность труда.

Длительное же пребывание в условиях хронического стресса ведет к нарушению нервно-эндокринной саморегуляции организма, что проявляется в начальный период симптомами хронического переутомления: слабость, бессонница, раздражительность, мышечное напряжение, снижение настроения. В дальнейшем появляются обратимые нарушения функций какого-либо органа или системы организма, что называется психосоматическим или функциональным заболеванием. Со временем формируются грубые, необратимые изменения структуры органа — органическое заболевание. Любое заболевание человека является дополнительным стрессовым фактором, затрудняющим выполнение им своих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.