Научная статья на тему 'Проблемы подготовки специалистов местного самоуправления в условиях риска и нестабильности'

Проблемы подготовки специалистов местного самоуправления в условиях риска и нестабильности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки специалистов местного самоуправления в условиях риска и нестабильности»

Известия ТРТУ

Тематический выпуск

- досконально изучив проблемы города, выбрать основные направления, по которым могли бы развиваться социальные структуры;

- дать возможность вузам оказывать различного рода услуги, соответствующие профилю вуза;

- снять социальную напряженность развития в системах образования, используя для этого любые ресурсы (интеллектуальные, трудовые, материальные и т. д.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Шукшунов В.Е., Овсянников A.A. Системная модель организационно-экономической реформы в России. Труды МАНВШ, 1998.

2. Развитие образования и науки на пороге 21-го века. С. Л., изд. СП ГУЭиФ, 1997.

3. Шукшунов В.Е. О проблемах реформирования образования в Российской Федерации. М.: МАНВШ, 1997.

4. Вестник МАНВШ, № 2. М.: МАНВШ, 1997.

Андреева О. А.

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РИСКА И НЕСТАБИЛЬНОСТИ

В прошлом вопросы подготовки специалистов решались унифицировано, т. к. унифицированным было производство и государственное управление им. Все это охватывалось советским административно-хозяйственным правом. В нынешней многоукладной экономике объекты управления стали различными, что требует серьезной корректировки.

Нужно признать, что в прошлом кадры готовились путем номенклатурного подбора, а комплектация управленческих звеньев определялась штатным расписанием, а не спецификой деятельности. Например, комитету по управлению имуществом приходится управлять многоукладным хозяйством, а не единой социалистической собственностью, как это было раньше. А в наше время, что не владелец, то характер, что не предприятие, то загадка. И если для государственной службы была отлажена система подготовки и переподготовки кадров через ВПШ, курсы, ведомственные мероприятия и т. д., то для самоуправления, по сути дела, кадры не готовились. Все это приводило к бесконечным совещаниям, в ходе которых кадры и управленческий опыт накапливались эмпирически, без целенаправленных программ и процессов.

Подготовка специалистов для муниципальной службы дело новое не только для России, но и для всех ее бывших союзников. В развитых странах самоуправление всегда входит, как составная часть, в общую систему управления. Например, в Конституции Японии вопрос о местном самоуправлении так же, как и в России, включен в основной закон в соответствии с требованиями европейской Хартии местного самоуправления. Следовательно, нам предстоит не только создать местное самоуправление, но и осмыслить его роль в сложившейся системе для целенаправленной и адресной подготовки кадров.

До сих пор нет федерального закона о статусе муниципального служащего, и они часто приравниваются к статусу государственного служащего, что хорошо для чиновников, но плохо для самоуправления, так как муниципальная власть носит принципиально негосударственный характер.

Раздел III. Принципы и методы подготовки управленческого персонала

Кафедра государственного и муниципального управления ТРТУ готовит специалистов, которые могут занять определенное место в системе муниципальной службы, обладая для этого необходимыми навыками и профессиональной подготовкой. Ее основой является правовая и экономическая базы государственного и местного самоуправления, с акцентом на специфику муниципальной службы и концепции ее развития.

Адресная подготовка специалистов, по нашему мнению, есть тот путь, на котором можно добиться четкого функционирования подготовки и воспроизводства кадров. В рамках отдельного факультета и кафедр можно гибко менять программы подготовки и быстро реагировать на изменяющуюся конъюнктуру кадров с учетом повседневных запросов.

Беклемищев Е. П.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ БАНКОВ КАДРОВЫХ ДАННЫХ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

1. Очень ли подробными должны быть эти данные (нравственно-правовой аспект)? Всегда очень тонка, порой почти неуловима та грань, когда заканчивается «банк» и начинается «досье» в традиционно нехорошем смысле этого слова (вторжение в частную, личную жизнь граждан). Например, более подробные данные, отражающее семейное положение муниципального служащего-руководителя (количество предыдущих браков, подробные данные обо всех детях от этих браков, причины разводов, количество всех членов семьи, в т. ч. требующих ухода за собой, и т. п.). Такие данные могли бы учитываться и корректно приниматься во внимание опытным вышестоящим руководителем в повседневной деятельности. С другой стороны, попадание таких данных в руки недобросовестного журналиста может нанести сильный моральный урон служащему (особенно, если последний, например, включился в предвыборную кампанию и т. п.). Опросы на эту тему чиновников показывают, что некоторые из них согласны на фиксирование подобной информации, большая часть — возражает.

♦ Эту тонкую грань необходимо постоянно иметь в поле зрения. По-видимому, некоторая информация может иметь 2 части — «стандартную» (обеспечивающую сопоставимость данных, например, в рамках общегосударственной статистики) и «дополнительную», заполняемую абонентом по желанию (для целей внутриведомственного использования). Основной критерий отбора данных — их полезность для совершенствования деятельности муниципального служащего, его делового взаимодействия с коллегами, населением.

2. Насколько эти данные конфиденциальны? В некоторых системах обработки информации (например, «Кадры-Штаты. МиМ») предлагается со всей кадровой информацией работать как с секретной.

♦ Полное засекречивание информации о муниципальных служащих, на наш взгляд, противоречит реализации таких принципов гос-службы, как принцип гласности в осуществлении госслужбы, принцип равного доступа граждан к госслужбе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.

3. Могут ли данные о профессионализме, деловых и личностных качествах муниципальных чиновников, результатах его труда быть открытыми, доступными населению?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.