Научная статья на тему 'Некоторые аспекты формирования экологической этики правовыми методами'

Некоторые аспекты формирования экологической этики правовыми методами Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
136
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС / НОРМА ПРАВА / ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ / СТЕРЕОТИП / ECOLOGICAL ETHICS / ECOLOGICAL CRISIS / NORM OF THE RIGHT / LEGAL RESPONSIBILITY / ECOLOGICAL PROTECTION INFRINGEMENTS / ETHICAL STANDARD / A STEREOTYPE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Попов В. А.

Попов В.А. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ ПРАВОВЫМИ МЕТОДАМИ. В статье рассматриваются некоторые аспекты формирования экологической этики при помощи правовых методов. Автор предлагает использовать ужесточение юридической ответственности за экологические правонарушения в целях стимулированиям внутренних норм поведения человека, направленных на бережное отношение к природе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Popov V.A. SOME ASPECTS OF ECOLOGICAL ETHICS FORMATION THROUGH LEGAL METHODS. In this article some aspects of ecological ethics formation by means of legal methods have been considered. The author suggests using the stricter attitude towards personal legal responsibility for ecological protection infringements, thus stimulating better moral norms of an individual's behavior which can result in more considerate attitude towards nature.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты формирования экологической этики правовыми методами»

ЭТИКО-ПРАВОВЫЕ, ЭКОНОМИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИИ

Таким образом, правосознание не может опережать культурное развитие общества, обусловленное историческими, политическими, идеологическими и другими социальными факторами, формирующими определенный общественный менталитет.

Аналогичные социальные задачи решает и нормативная этика. Будучи составной частью этики - философской дисциплины, исследующей сущность, цели и причины морали и нравственности (греч. этос - нрав, обычай), нормативная этика определяется как поиск принципов, регулирующих поведение человека, направляющих его поступки, устанавливающих оценочные критерии справедливости, добра и нравственности. Взаимодействие правовых и этических (морально-нравственных) норм как равнозначных факторов социального регулирования является сложным и многогранным процессом. Именно оно зачастую определяет эффективность любой правоприменительной практики, в том числе и в сфере экологических правоотношений.

В этой ситуации можно рассмотреть экологическую этику (одно из отдельных направлений этики) как один из способов развития экологического правосознания и формирования экологической правовой культуры. Экологическая этика предлагает и защищает систему моральных взаимодействий между людьми и природой. Она утверждает, что поведение человека по отношению к окружающей среде может направляться моральными нормами. Таким образом, внедрение экологической этики в общественное сознание, в том числе и в правосознание общества и отдельного индивида, принесет безусловно позитивные результаты. Экологическая этика поможет объ-

яснить, по отношению к кому и к чему человек несет моральную ответственность и показать, на чем основана эта ответственность.

Многочисленные работы, публикации и предлагаемые концепции рассматривают экологическую этику как учение о должном в отношениях человека с природой, воспринимаемой как равный субъект этих отношений. Причем речь идет об отношениях, основанных на уважении прав природы, на признании морального статуса природы и ее нематериальной ценности, и ограничении прав человека. Цивилизованное общество должное правило поведения всегда оформляет правовой нормой, которая в идеале решает проблему совмещения допустимого, желательного и должного поведения в конкретной ситуации.

Таким образом, нормативная экологическая этика и нормативная база экологического законодательства должны стать взаимодополняющими регуляторами общественных отношений. Результатом этого взаимодействия будет сложившееся в обществе развитое экологическое правосознание как совокупность представлений и чувств по отношению к действующему праву и к окружающей природе.

Библиографический список

1. Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию. Утверждена Конференцией ООН по окружающей среде и развитию. Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 года // www.bellona.ru/portal/ bellona/ru/files/fil_rio1992/pdf.

2. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление / В.И. Вернадский. - М.: «Наука», 1991.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

этики правовыми методами

В.А. ПОПОВ, доц. каф. праваМГУЛ, канд. юр. наук

Экологическая этика представляет собой систему принципов, взглядов и норм, ха-растеризующих отношение человека к природе. Если обычная этика имеет дело с давно

caf-pravo@mgul.ac.ru

устоявшимися ценностями, то экологическая этика находится еще на этапе формирования, и от того, насколько успешно пройдет данный процесс, во многом зависит сохранение

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011

109

ЭТИКО-ПРАВОВЫЕ, ЭКОНОМИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИИ

природы. Помимо этого экологическая этика имеет эстетическую составляющую. Красота первозданной дикой пpиpоды, ценность жизни и дpугие идеальные ценности заставляют человека стpоить свои отношения с природой этически давильными, а не экономически выгодными. По этому поводу И. Кант писал: «Есть основание предполагать, что у того, кого непосредственно интересует красота природы, имеются по крайней меpе задатки моpального образа мысли» [1, с. 95]. А Лев Толстой называл природу непосpедственным выражением красоты и добpа. Таким образом, экологическая этика оказывает влияние на формирование общеэтических принципов и норм.

Но восхищение красотой природы у человека присутствует не всегда. История развития современной цивилизации показывает, что на протяжении многих лет человек рассматривал природу как источник материальных благ, предназначенных для использования в своих интересах. Заготовка древесины, добыча полезных ископаемых, вылов рыбы и тому подобная деятельность формировала у человека стереотип потребительского отношения к природе. Также наряду с деятельностью, связанной с изъятием из природной среды ее богатств, увеличивалась доля привнесения в природную среду отходов потребления человеческой жизнедеятельности.

Загрязнение атмосферного воздуха, почв, воды создает реальную угрозу для самого человека. Вот что по этому поводу пишет академик Н.Н. Моисеев: «Проблема выживания человеческой цивилизации начинает все острее звучать в научных, политических, экономических кругах. И для этого есть достаточно веские основания, связанные с необратимым влиянием антропогенного фактора на биосферу, в результате чего возникает реальная угроза вымирания человечества как биологического вида. Тому есть реальные эмпирические доказательства: истощение невосполнимых минеральных ресурсов; катастрофическое уменьшение площади озонового слоя, защищающего планету от губительного ультрафиолетового излучения; уменьшение биотического разнообразия на планете; гло-

бальное потепление климата; огромные арсеналы атомного оружия, способного уничтожить не только человечество, но и всю биосферу. Иными словами, пользуясь языком синергетики, человек и биосфера приближаются к бифуркационной точке, при достижении которой последуют необратимые изменения в системе наподобие тех, что имели место 60 миллионов лет назад на закате эпохи динозавров» [2].

В свете сказанного один из путей выхода из экологического кризиса видится в ломке стереотипа потребительского отношения к природе. Именно такой стереотип человеческого поведения несет в себе реальную угрозу для природной среды. Но человек не всегда является врагом природы. Он любит любоваться ее красотой, бережет и охраняет ее рядом со своим жилищем. Но когда речь заходит об использовании природных богатств в целях получения прибыли, человеку кажется нормальным варварское потребление ее ресурсов. Так любящий и охраняющий природу человек превращается в ее врага. А во всем виноват именно сложившийся стереотип.

Так что же необходимо делать для того, чтобы изменить такое отношение человека к природе? По этому поводу хотелось бы привести слова одного из основателей экологической этики американца Олдо Леопольда.

В своей работе «Календарь песчаного графства» он писал: «Экологическое образование и просвещение могут помочь преодолеть невежество. Однако против безразличия они не эффективны. Только этика сможет нам помочь изменить то, что мы в нашем коллективном безумии стали считать нормальным. Экологическая этика отражает существование экологической совести. Нет совести, нет и этики» [3, с. 216].

Устоявшийся стереотип потребительского отношения к природе можно сломать этическими нормами, но это не простой и долгий путь. В этом деле на помощь экологической этике должно прийти право. Многие правовые нормы совпадают с этическими и моральными нормами, но, в отличие от последних, они охраняются и обеспечиваются

110

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.