ЭТИКО-ПРАВОВЫЕ, ЭКОНОМИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИИ
Таким образом, правосознание не может опережать культурное развитие общества, обусловленное историческими, политическими, идеологическими и другими социальными факторами, формирующими определенный общественный менталитет.
Аналогичные социальные задачи решает и нормативная этика. Будучи составной частью этики - философской дисциплины, исследующей сущность, цели и причины морали и нравственности (греч. этос - нрав, обычай), нормативная этика определяется как поиск принципов, регулирующих поведение человека, направляющих его поступки, устанавливающих оценочные критерии справедливости, добра и нравственности. Взаимодействие правовых и этических (морально-нравственных) норм как равнозначных факторов социального регулирования является сложным и многогранным процессом. Именно оно зачастую определяет эффективность любой правоприменительной практики, в том числе и в сфере экологических правоотношений.
В этой ситуации можно рассмотреть экологическую этику (одно из отдельных направлений этики) как один из способов развития экологического правосознания и формирования экологической правовой культуры. Экологическая этика предлагает и защищает систему моральных взаимодействий между людьми и природой. Она утверждает, что поведение человека по отношению к окружающей среде может направляться моральными нормами. Таким образом, внедрение экологической этики в общественное сознание, в том числе и в правосознание общества и отдельного индивида, принесет безусловно позитивные результаты. Экологическая этика поможет объ-
яснить, по отношению к кому и к чему человек несет моральную ответственность и показать, на чем основана эта ответственность.
Многочисленные работы, публикации и предлагаемые концепции рассматривают экологическую этику как учение о должном в отношениях человека с природой, воспринимаемой как равный субъект этих отношений. Причем речь идет об отношениях, основанных на уважении прав природы, на признании морального статуса природы и ее нематериальной ценности, и ограничении прав человека. Цивилизованное общество должное правило поведения всегда оформляет правовой нормой, которая в идеале решает проблему совмещения допустимого, желательного и должного поведения в конкретной ситуации.
Таким образом, нормативная экологическая этика и нормативная база экологического законодательства должны стать взаимодополняющими регуляторами общественных отношений. Результатом этого взаимодействия будет сложившееся в обществе развитое экологическое правосознание как совокупность представлений и чувств по отношению к действующему праву и к окружающей природе.
Библиографический список
1. Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию. Утверждена Конференцией ООН по окружающей среде и развитию. Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 года // www.bellona.ru/portal/ bellona/ru/files/fil_rio1992/pdf.
2. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление / В.И. Вернадский. - М.: «Наука», 1991.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
этики правовыми методами
В.А. ПОПОВ, доц. каф. праваМГУЛ, канд. юр. наук
Экологическая этика представляет собой систему принципов, взглядов и норм, ха-растеризующих отношение человека к природе. Если обычная этика имеет дело с давно
caf-pravo@mgul.ac.ru
устоявшимися ценностями, то экологическая этика находится еще на этапе формирования, и от того, насколько успешно пройдет данный процесс, во многом зависит сохранение
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011
109
ЭТИКО-ПРАВОВЫЕ, ЭКОНОМИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИИ
природы. Помимо этого экологическая этика имеет эстетическую составляющую. Красота первозданной дикой пpиpоды, ценность жизни и дpугие идеальные ценности заставляют человека стpоить свои отношения с природой этически давильными, а не экономически выгодными. По этому поводу И. Кант писал: «Есть основание предполагать, что у того, кого непосредственно интересует красота природы, имеются по крайней меpе задатки моpального образа мысли» [1, с. 95]. А Лев Толстой называл природу непосpедственным выражением красоты и добpа. Таким образом, экологическая этика оказывает влияние на формирование общеэтических принципов и норм.
Но восхищение красотой природы у человека присутствует не всегда. История развития современной цивилизации показывает, что на протяжении многих лет человек рассматривал природу как источник материальных благ, предназначенных для использования в своих интересах. Заготовка древесины, добыча полезных ископаемых, вылов рыбы и тому подобная деятельность формировала у человека стереотип потребительского отношения к природе. Также наряду с деятельностью, связанной с изъятием из природной среды ее богатств, увеличивалась доля привнесения в природную среду отходов потребления человеческой жизнедеятельности.
Загрязнение атмосферного воздуха, почв, воды создает реальную угрозу для самого человека. Вот что по этому поводу пишет академик Н.Н. Моисеев: «Проблема выживания человеческой цивилизации начинает все острее звучать в научных, политических, экономических кругах. И для этого есть достаточно веские основания, связанные с необратимым влиянием антропогенного фактора на биосферу, в результате чего возникает реальная угроза вымирания человечества как биологического вида. Тому есть реальные эмпирические доказательства: истощение невосполнимых минеральных ресурсов; катастрофическое уменьшение площади озонового слоя, защищающего планету от губительного ультрафиолетового излучения; уменьшение биотического разнообразия на планете; гло-
бальное потепление климата; огромные арсеналы атомного оружия, способного уничтожить не только человечество, но и всю биосферу. Иными словами, пользуясь языком синергетики, человек и биосфера приближаются к бифуркационной точке, при достижении которой последуют необратимые изменения в системе наподобие тех, что имели место 60 миллионов лет назад на закате эпохи динозавров» [2].
В свете сказанного один из путей выхода из экологического кризиса видится в ломке стереотипа потребительского отношения к природе. Именно такой стереотип человеческого поведения несет в себе реальную угрозу для природной среды. Но человек не всегда является врагом природы. Он любит любоваться ее красотой, бережет и охраняет ее рядом со своим жилищем. Но когда речь заходит об использовании природных богатств в целях получения прибыли, человеку кажется нормальным варварское потребление ее ресурсов. Так любящий и охраняющий природу человек превращается в ее врага. А во всем виноват именно сложившийся стереотип.
Так что же необходимо делать для того, чтобы изменить такое отношение человека к природе? По этому поводу хотелось бы привести слова одного из основателей экологической этики американца Олдо Леопольда.
В своей работе «Календарь песчаного графства» он писал: «Экологическое образование и просвещение могут помочь преодолеть невежество. Однако против безразличия они не эффективны. Только этика сможет нам помочь изменить то, что мы в нашем коллективном безумии стали считать нормальным. Экологическая этика отражает существование экологической совести. Нет совести, нет и этики» [3, с. 216].
Устоявшийся стереотип потребительского отношения к природе можно сломать этическими нормами, но это не простой и долгий путь. В этом деле на помощь экологической этике должно прийти право. Многие правовые нормы совпадают с этическими и моральными нормами, но, в отличие от последних, они охраняются и обеспечиваются
110
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011