Научная статья на тему 'Негосударственное высшее образование в России: состояние и перспективы'

Негосударственное высшее образование в России: состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
691
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Негосударственное высшее образование в России: состояние и перспективы»

с

V

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ

И. БОЛОТИН, профессор А. МИХАЙЛОВ, ст. преподаватель МАТИ - РГТУ им. К.Э. Циолковского

Проблемам негосударственных вузов журнал уделяет большое внимание. Периодически выходят публикации, связанные с данным сектором высшего образования. В последнее время появились статьи В.А. Зернова, Ю.Б. Рубина, И.Е. Задо-рожнюка и других специалистов в области негосударственной высшей школы.

И.Е. Задорожнюк считает, что изменения в инфраструктуре высшего образования осуществляются в первую очередь именно в негосударственныхвузах. Реформирование отечественной системы образования вообще невозможно без подключения потенциала негосударственного сектора высшей школы. Система негосударственного высшего образования позитивно воздействует на социальную мобильность, механизмы воспроизводства социальной структуры, формирует экономически активную личность [1], создает конкурентную ситуацию на рынке образовательных услуг.

В одной из своих публикаций В.А. Зер-нов отмечает, что процессы трансформации в российской экономике привели к необходимости адаптации отечественных учебныхзаведений кзапросам потребителей образовательных услуг [2]. Вследствие этого наряду с государственными высшими учебными заведениями был создан сектор негосударственных вузов с различными типами программ обучения. Отсюда и рост их числа. Автор полагает, что негосударственный вуз по своей природе не может существовать без систематической и разноплановой инновационной деятельности, поиска нетрадиционных, эффективных решений. Эти инновации направлены на совершенствование системы управления и структуры организации, формиро-

Негосударственное высшее образование в России:состояние и перспективы

вание оптимально сбалансированного коллектива, повышение эффективности и результативности учебного процесса, постоянное совершенствование учебно-материальной базы.

По мнению Ю.Б. Рубина, институцио-нализация конкуренции на рынке образовательных услуг заключается в последовательном распространении на него правил добросовестной конкуренции, делающих невозможными незаконное предпринимательство и извращенную коммерциализацию [3]. Все формы взаимодействия субъектов рыночных отношений в современной экономике опираются на системные ограничения и возможности профессиональной практики. За рубежом кодексы добросовестного поведения (добропорядочной практики) имеют широкое распространение и выступают инструментом влияния профессиональных ассоциаций на отдельных экономических субъектов. В отечественной практике единственным на данный момент примером подобной стандартизации является «Кодекс добросовестного поведения членов Ассоциации негосударственных вузов России », принятый в июне 2006 г. Эта ассоциация (АНВУЗ) стала первой общероссийской организацией в сфере образования, внедрившей новые институциональные условия добросовестной конкуренции и сформулировавшей свою позицию по поощрению качественной, ответственной и этичной работы на рынке образовательных услуг.

Итак, развитие в РФ негосударственной высшей школы способствовало переходу к альтернативному, поисковому образованию, поскольку данный сектор образования брал на себя функции оперативной раз-

работки и апробации новых моделей, в особенности гуманитарного обучения.

Нужно заметить, что деятельность негосударственного высшего образования не была для России новым явлением. Как таковое оно возникло в XIX в. и получило развитие во второй его половине. Так, в 1860 г. в Петербурге открылись Высшие женские политехнические курсы, имевшие инженерно-строительный (с инженерным и архитектурным отделениями) и электрохимический (с электротехническим и хими-котехническим отделениями) факультеты. В 1915 г. был утвержден новый устав курсов с переименованием их в Петроградский женский политехнический институт. Окончившим его лишь теперь присваивалось звание инженера (механика, химика, электрика, строителя, архитектора). В 1906 г. в Петербурге открылись частные четырехлетние курсы высших архитектурных знаний Е.Ф. Багаевой и Л.П. Молас. По объему учебной программы они относились к «учебным заведениям высшего типа» ведомства Министерства торговли и промышленности [4]. В 1916 г. был утвержден устав Московского женского политехнического института в составе инженерно-строительного (программа Института путей сообщения) и архитектурного (программа Института гражданских инженеров и архитектурного отделения Академии художеств) отделений. К категории высших ин-женерныхшкол относились также четырехлетние Петербургские женские строительные и Московские женские технико-строительные курсы. К группе неправительственных инженерных вузов относились также учебные заведения с совместным обучением. Один из примеров - электротехнические курсы в Москве ведомства Министерства торговли и промышленности, основанные в 1910 г.

В целом инженерное образование в системе «вольной » высшей школы было представлено шестью учебными заведениями (четырьмя женскими и двумя с совместным обучением). В 1917 г. действовали пять из них. Немногочисленность подобных вузов

была обусловлена дефицитом преподавательских кадров высшей квалификации и отсутствием учебно-материальной базы [5, с. 21]. Российский капитал в то время предпочитал вести подготовку инженерных кадров в государственных высших учебных заведениях. Негосударственные высшие инженерные школы начала XX в. были созданы по инициативе интеллигенции и ориентировались преимущественно на женский контингент учащихся, что было вызвано неполноправием женщин в сфере высшего технического образования [6].

Процесс развития негосударственного образования был остановлен революцией 1917 г. Второе появление российских негосударственных высших учебных заведений приходится на 1991 г. Если в дореволюционной России данный негосударственный сектор возник во многом из-за нехватки технически подготовленных кадров, то в современной России - из-за отсутствия должной гуманитарной подготовки специалистов. Первым современным отечественным негосударственным вузом является Российский открытый университет (РОУ), который был зарегистрирован в качестве научно-учебного предприятия Красногвардейским районным Советом народных депутатов Москвы в сентябре 1991 г. Он создавался как общественное учреждение под эгидой Союза учителей СССР, Академии наук СССР и Советского фонда культуры и заработал в целях реализации возможности свободного (без вступительных экзаменов) обучения граждан нетрадиционным и традиционным дисциплинам и методам обучения без отрыва от производства, занятий наукой, техникой и искусством. Такое начинание давало людям возможность осуществить свое право на образование, а также на получение ученой степени. Университет ориентировался и на тех, кого не интересовали дипломы и ученые степени, - на стремившихся к самореализации, развитию своих способностей. Здесь отсутствовали ограничения по длительности обучения: учиться можно было сколь угодно долго, переходя из одного коллед-

жа в другой [7]. Следует отметить, что РОУ не противопоставлял себя государственным высшим и средним учебным заведениям, а дополнял и развивал систему образования. В университете было создано 17 колледжей, из них 14 были социально-гуманитарными [8], восполнявшими дефицит соответствующих знаний.

К числу первых негосударственных вузов относят также Московский экстерный гуманитарный университет (МЭГУ), основанный в 1991 г. В отличие от РОУ он был рассчитан на распространение неклассического образования. Ректор МЭГУ Н.Н. Ха-ладжан среди недостатков классического образования отмечал два основных: во-первых, выпускники классических учебных заведений не посвящаются в передовое знание своей эпохи и оказываются «плохо способными к творчеству», а во-вторых, классическому образованию соответствует «гипертрофированное возвеличение роли преподавателя» [9]. Ректор предлагал такую системуподготовки, при которой «студент сам усваивает не только новую информацию о предмете, но и учится сам добывать истину, развивать свои творческие способности, формирует себя как личность » [Там же]. По мнению А.П. Березовского, подобная точка зрения в наибольшей мере отвечает настроениям, характерным для многих инициаторов негосударственного образования [10]. Позже получает распространение позиция, согласно которой частная высшая школа призвана дополнять государственное образование, развивая те формы и методы обучения, которые слабо реализуются в традиционных учебных заведениях. Такая позиция характерна для руководства Московского открытого социального университета (МОСУ), возникшего в 1992 г. По мнению ректора И.Г. Безуглова, важно определить свое место на рынке образовательных услуг и закрепить там завоеванные позиции. Решать эту проблему необходимо за счет улучшения качества подготовки специалистов. И.Г. Безуглов высказывается за применение устоявшихся образовательных технологий и одновремен-

но призывает увеличить разнообразие предоставляемых университетом образовательных услуг населению [9, с.12].

Нельзя не признать высокого уровня мобильности негосударственного сектора высшего образования. Этим, в частности, объясняется быстрая переориентация вузов на различные виды и модели образования. Часть негосударственных вузов сумела успешно приспособиться к современным рыночным отношениям. В регулировании деятельности отечественных государственных и негосударственных вузов используется единая законодательная база. В средствах массовой информации сложилось мнение, что негосударственное образовательное учреждение университетского типа, как правило, совмещает обучение с одновременной подготовкой широко образованных специалистов и научно-педагогических кадров для высшей школы, развивает в будущих специалистах интеллектуальную способность предвидения, необходимую им для дальнейшей созидательной успешной творческой жизни.

В 1996 г. была создана АНВУЗ, назначением которой выступает объединение на добровольных началах негосударственных вузов, а также других организаций, связанных с высшим образованием. Следует отметить, что в настоящее время негосударственные вузы входят в различного рода ассоциации, которые разделены по отраслевым и региональным признакам, однако именно АНВУЗ представляет собой крупнейшую ассоциацию. В числе ее задач: содействие членам в определении новых принципов подготовки специалистов, адаптированных к современным условиям в соответствии с государственными стандартами; помощь негосударственным вузам в лицензировании, аттестации и аккредитации согласно установленному порядку; создание учебных центров подготовки и переподготовки преподавателей и сотрудников вузов в соответствии с современными требованиями и образовательными стандартами; содействие в осуществлении научно-исследовательских работ в разработке новых форм

образовательной деятельности на базе современной методологии и исследований зарубежных образовательных технологий; помощь членам в налаживании международных контактов в различных формах (обмен преподавателями, студентами и др.); поддержка талантливых ученых и преподавателей, содействие им в обучении и стажировке в отечественных и зарубежных вузах; проведение всероссийских и международных конференций, симпозиумов, совещаний, семинаров, встреч и др. мероприятий; разработка и внедрение новых информационных технологий, создание информа-

ных, характеризующих основные показатели деятельности государственных и негосударственных вузов России

За период с 1993 по 2005 гг. количество всех высших учебных заведений России увеличилось на 70%, причем число государственных вузов - почти на одну пятую, а негосударственныхвузов - в 5,3 раза. Если в 1993 г. негосударственные вузы составляли 12,5% от общего числа вузов, то в 2005 г. эта доля составила 39% (табл. 1). Развитие негосударственных вузов проходило по-разному в федеральных округах России (табл. 2). Почти 75% государствен-

Таблица 1

Число высших учебных заведений России

Вузы 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Всего 626 710 762 817 880 914 939 965 1008 1039 1047 1071 1061

Государственные 548 553 569 573 578 580 590 607 621 655 654 662 648

Негосударственные 78 157 193 244 302 334 349 358 387 384 392 409 413

ционных банков данных, представляющих интерес для членов ассоциации;по-мощь в подготовке и опубликовании монографий, учебников, учебных пособий, хрестоматий, справочников, брошюр, а также иных изданий информационного и рекламного характера; участие в обновлении и развитии законодательства в области образовательной деятельности; содействие членам в обеспечении прав негосударственных вузов и их студентов на государственную аттестацию и на все льготы, полагающиеся студентам по действующему законодательству.

С целью выделения особенностей функционирования и развития российского негосударственного сектора высшего образования проведем анализ статистических дан-

Таблица 2

Число вузов по федеральным округам РФ на 2004 г.

Округа Государственные вузы Негосударственные вузы

Число % Число %

По России в целом 662 409

Центральный 203 30,7 164 40,1

Северо-Западный 76 11,5 56 13,7

Южный 81 12,2 73 17,8

Приволжский 124 18,7 52 12,7

Уральский 53 8,0 23 5,6

Сибирский 86 13,0 30 7,3

Дальневосточный 39 5,9 11 2,7

ных вузов России приходится на 4 округа: Центральный, Приволжский, Сибирский и

1 Основные источники статистической информации: Высшее и послевузовское образование в России: 2004 г. Статистический сборник (М., 2004) и сайт статистики российского образования: http://stat.edu.ru/.

Южный. Негосударственные вузы в значительной степени сконцентрированы в Центральном округе (40%). В Северо-Западном и Приволжском округах наблюдается почти равномерное распределение негосударственных вузов. На Урал, Сибирь и Дальний Восток приходится менее 16%.

С 1993 по 2004 гг. общее количество студентов государственных вузов возросло более чем вдвое, а студентов негосударственных вузов - более чем в 14,5 раз (табл. 3). При этом увеличение численности студентов негосударственных вузов в наибольшей мере характерно для заочной формы обучения. В 2004 г. эта доля составила почти две трети, в то время как в государственных вузах - почти 40%. Отдельно следует выделить экстернат.

Очевидна преимущественно гуманитарная направленность деятельности негосударственных вузов. Доля обучающихся по специальностям и направлениям гуманитарных и социальных наук составляет более 95%. При этом особенности изучения этих дисциплин определяются спецификой

данного сектора высшей школы. Изменение общественных отношений в России в конце 1980-х - начале 1990-х гг. привело к появлению в стране среднего класса, представители которого обладают средствами, достаточными для платного обучения. Их практическая ориентация определяет отношение к изучению тех или иных предметов. Студенты проявляют интерес прежде всего к дисциплинам, непосредственно связанным с будущей, а для многих - с настоящей деятельностью. Как известно, подавляющее большинство негосударственных высших учебных заведений готовит специалистов в области экономики, менеджмента и права, а студенты имеют заметные отличия в гуманитарной подготовке. Это связано с финансовыми возможностями, ко-

торые позволяют привлекать квалифицированные кадры, иметь технически оснащенные кабинеты и др.

В самом же негосударственном секторе отношение к изучению дисциплин социально-гуманитарного блока неодинаково у различных вузов. Основанием для их раз-

Таблица 3

Распределение численности студентов российских вузов по формам обучения

Формы обучения 1993 г. 2000 г. 2004 г.

Государственные вузы Негосударственные вузы Государственные вузы Негосударственные вузы Государственные вузы Негосударственные вузы

Тыс. чел. % Тыс. чел. % Тыс. чел. % Тыс. чел. % Тыс. чел. % Тыс. чел. %

Всего 2542,9 69,9 4271 471 5860 1024

Дневное 1624,4 63,9 36,8 52,7 2442 57,2 183 38,9 3144 53,7 290 28,3

Вечернее 170,4 6,7 5,3 7,6 258,5 6,0 44 9,3 300 5,1 62 6,1

Заочное 748,1 29,4 21,7 31,0 1519 35,6 243 51,6 2279 38,9 662 64,6

Экстернат - - 6,1 8,7 51,5 1,2 1 0,2 137 2,3 10 1,0

деления выступает ориентация руководства на качество подготовки специалистов или на получение дохода от учебной деятельности. Эта позиция является одним из критериев определения перспектив развития сектора. Ее учет важен и для определения точки зрения вузов на изучение социально-гуманитарных дисциплин. Для данного сектора очевидна ориентация на более практичные дисциплины блока ОГСЭ: экономику, иностранные языки и правоведение.

Вариант блока социально-гуманитарных дисциплин, предложенный Министерством образования и науки, открывает возможность для проявления инициативы администрации. Однако очевидно, что значительная часть негосударственных вузов стремится к изучению минимально допустимого количества дисциплин, в том числе социально-гуманитарных. Уже наличие необходимых одиннадцати создало, в частности, немалые кадровые трудности, ведь большая часть преподавателей работает здесь на условиях совместительства. Очевидно, что вузу проще иметь достаточное количество преподавателей по трем дисциплинам, чем по значительно большему их числу.

Некоторые негосударственные вузы в качестве фактора развития блока гуманитарных, социальных и экономических дисциплин используют имеющиеся у них материальные возможности. Эти средства расходуются на приобретение учебников, современной компьютерной и иной учебной техники. Многие из вузов имеют свои издательства и ведут издательскую деятельность по обеспечению учебного процесса.

В негосударственном секторе высшей школы сложился опыт преподавания дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла. Вузы, ориентирующиеся на свое развитие, будут стремиться к формированию целостной личности специалиста в образовательном процессе, адекватной профессиональным и рыночным по-

требностям. Другая же категория учебных заведений может использовать возникшую ситуацию для ограничения социально-гуманитарного образования студентов. Один из ныне существующих вариантов стандартов третьего поколения усиливает такую перспективу, поскольку открывает возможность для минимизации гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Литература

1. Задорожнюк И.Е. Потенциал негосудар-

ственных вузов с позиции экономики образования // Высшее образование в России. -2006. - № 9.

2. Зернов В.А. Негосударственный сектор:

анализ, прогноз развития // Высшее образование в России. - 2004. - № 9.

3. Рубин Ю.Б. Теория конкуренции и зада-

чи повышения конкурентоспособности российского образования. // Высшее образование в России. - 2007. - № 1.

4. Статистические сведения о состоянии учебных заведений, подведомственных учебному отделу Министерства торговли и промышленности. 1914-1915 учебный год. - Пг., 1917. - С. 158.

5. Березовский А.П., Борисов В.М. Него-

сударственная высшая школа России: становление и эволюция в 90-е годы XX века. - М., 2000.

6. Иванов А.Е. Высшая школа России в кон-

це XIX - начале XX века. - М., 1991. -С. 34-35; Солоницын В.А. Негосударственное высшее образование в России. - М., 1998. - С. 152.

7. Текущий архив МАП. Раздел «История»:

РОУ. - Лист 18.

8. Текущий архив МАП. Раздел «История»:

РОУ. - Лист 4-5.

9. Вузовские вести. - 1996. - № 6.

10. Березовский А.П. Некоторые исторические аспекты становления негосударственного высшего образования. - М., 2000. - С. 28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.