Научная статья на тему 'Динамика конкурентоспособности образовательной подготовки библиотечно-информационных специалистов Самарского региона'

Динамика конкурентоспособности образовательной подготовки библиотечно-информационных специалистов Самарского региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / LIBRARY AND INFORMATION PROFESSIONALS / РЫНОК ТРУДА / LABOUR MARKET / САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ / SAMARA REGION / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ТРУДОУСТРОЙСТВО / EMPLOYMENT / РАБОТОДАТЕЛИ / EMPLOYERS / СПРОС / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ / DEMAND / БИБЛИОТЕЧНЫЕ КАДРЫ / LIBRARY STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сумро Наталья Андреевна

Успешное решение задач конкурентоспособности социокультурной сферы Самарского региона, формирование новой концепции регионального развития, отвечающего вызовам современного мира, во многом зависит от профессиональной подготовки конкурентоспособных библиотечно-информационных специалистов. Деятельность выпускников образовательных учреждений в условиях конкурентной среды повышает требования к содержанию образования, переосмыслению его целей и задач, адекватных рыночным отношениям, использованию педагогических средств, ориентированных на развитие конкурентоспособности. Предложение на рынке образовательных услуг представлено сетью учебных заведений высшего и среднего профессионального звена, очными и заочными формами обучения, которые в совокупности обеспечивают возможность реализации спроса на библиотечные кадры. Динамика конкурентоспособности образовательной подготовки библиотечно-информационных специалистов в различные периоды характеризуется показателями проходных баллов в высшие учебные заведения области, на очные и заочные отделения библиотечных факультетов. Уровень конкуренции на рынке образовательных услуг, готовящих кадры для библиотечных учреждений Самарской области, определяется и числом производителей вузов, предоставляющих идентичные образовательные услуги, и функционирующих на территории близлежащих регионов. Фактор сосредоточенности учебных заведений, ведущих подготовку библиотечно-информационных специалистов, в близлежащих областях, приближенность вузов к спросу усилили конкурентоспособность профессионального образования. В результате сформировались территориальные пропорции в системе подготовки библиотечно-информационных специалистов, участниками конкуренции на рынке образовательных услуг оказались преимущественно высшие профессиональные учебные заведения, конкурирующие между собой не только за абитуриентов, но и как научные школы, базы повышения квалификации и переподготовки кадров для библиотечно-информационной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF COMPETITIVENESS OF THE EDUCATIONAL PREPARATION OF LIBRARY AND INFORMATION PROFESSIONALS OF THE SAMARA REGION

The successful solution of problems of competitiveness of social and cultural sphere in the Samara region, the formation of a new regional development concept that meets the challenges of the modern world, largely depends on competitive training library and information professionals. The activities of graduates of educational institutions in competitive environment increases the requirements to the content of education, redefining its goals and objectives, adequate to market relations, the use of pedagogical tools, focused on the development of competitiveness. The offer on the market of educational services is represented by a network of educational institutions of higher and secondary professional level, full-time and correspondence forms of education, which together provide the possibility of implementing demand on library staff. Dynamics of competitiveness of the educational preparation of library and information professionals in different periods characterized by indicators of passing scores in the higher educational institutions in the region, full-time and part-time offices library schools. The level of competition in the educational market, preparing staff for the library institutions of the Samara region, is also determined by the number of producers universities that provide identical educational services, and functioning on the territory of neighboring regions. The factor of concentration of educational institutions engaged in training of library and information professionals in nearby areas, closeness of universities to the demand increased the competitiveness of vocational education. The result is a territorial proportions in the training of library and information professionals, participants of competition on the market of educational services were mostly higher vocational institutions are competing not only for students, but also as a scientific school, base training and retraining for library and information science.

Текст научной работы на тему «Динамика конкурентоспособности образовательной подготовки библиотечно-информационных специалистов Самарского региона»

Сумро Наталья Андреевна

ДИНАМИКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ .

УДК 023.5

ДИНАМИКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ САМАРСКОГО РЕГИОНА

© 2016

Сумро Наталья Андреевна, аспирант

Самарский государственный институт культуры, Самара (Россия)

Аннотация. Успешное решение задач конкурентоспособности социокультурной сферы Самарского региона, формирование новой концепции регионального развития, отвечающего вызовам современного мира, во многом зависит от профессиональной подготовки конкурентоспособных библиотечно-информационных специалистов. Деятельность выпускников образовательных учреждений в условиях конкурентной среды повышает требования к содержанию образования, переосмыслению его целей и задач, адекватных рыночным отношениям, использованию педагогических средств, ориентированных на развитие конкурентоспособности. Предложение на рынке образовательных услуг представлено сетью учебных заведений высшего и среднего профессионального звена, очными и заочными формами обучения, которые в совокупности обеспечивают возможность реализации спроса на библиотечные кадры. Динамика конкурентоспособности образовательной подготовки библиотечно-информационных специалистов в различные периоды характеризуется показателями проходных баллов в высшие учебные заведения области, на очные и заочные отделения библиотечных факультетов. Уровень конкуренции на рынке образовательных услуг, готовящих кадры для библиотечных учреждений Самарской области, определяется и числом производителей - вузов, предоставляющих идентичные образовательные услуги, и функционирующих на территории близлежащих регионов. Фактор сосредоточенности учебных заведений, ведущих подготовку библиотечно-информаци-онных специалистов, в близлежащих областях, приближенность вузов к спросу усилили конкурентоспособность профессионального образования. В результате сформировались территориальные пропорции в системе подготовки библиотечно-информационных специалистов, участниками конкуренции на рынке образовательных услуг оказались преимущественно высшие профессиональные учебные заведения, конкурирующие между собой не только за абитуриентов, но и как научные школы, базы повышения квалификации и переподготовки кадров для библиотечно-информационной сферы.

Ключевые слова: образование, высшее образование, среднее специальное образование, библиотечно-информа-ционные специалисты, рынок труда, Самарская область, конкурентоспособность, трудоустройство, работодатели, востребованность, спрос, библиотечные кадры

DYNAMICS OF COMPETITIVENESS OF THE EDUCATIONAL PREPARATION OF LIBRARY AND INFORMATION PROFESSIONALS OF THE SAMARA REGION

© 2016

Sumro Natalia Andreevna, postgraduate student

Samara State Institute of Culture, Samara (Russia)

Abstract. The successful solution of problems of competitiveness of social and cultural sphere in the Samara region, the formation of a new regional development concept that meets the challenges of the modern world, largely depends on competitive training library and information professionals. The activities of graduates of educational institutions in competitive environment increases the requirements to the content of education, redefining its goals and objectives, adequate to market relations, the use of pedagogical tools, focused on the development of competitiveness. The offer on the market of educational services is represented by a network of educational institutions of higher and secondary professional level, full-time and correspondence forms of education, which together provide the possibility of implementing demand on library staff. Dynamics of competitiveness of the educational preparation of library and information professionals in different periods characterized by indicators of passing scores in the higher educational institutions in the region, full-time and part-time offices library schools. The level of competition in the educational market, preparing staff for the library institutions of the Samara region, is also determined by the number of producers - universities that provide identical educational services, and functioning on the territory of neighboring regions. The factor of concentration of educational institutions engaged in training of library and information professionals in nearby areas, closeness of universities to the demand increased the competitiveness of vocational education. The result is a territorial proportions in the training of library and information professionals, participants of competition on the market of educational services were mostly higher vocational institutions are competing not only for students, but also as a scientific school, base training and retraining for library and information science.

Keywords: education, higher education, vocational education, library and information professionals, labour market, Samara region, competitiveness, employment, employers, demand, demand, library staff.

Проблемы конкурентоспособности выпускников об- онных специалистов Самарской области необходимо

разовательных учреждений в современных условиях об- увязывать с их образовательной подготовкой, на кото-

условлены возникновением и развитием конкурентной рую оказывает влияние ряд внешних факторов, среди

среды, необходимостью формирования знаний и навы- которых: трансформация социокультурной, экономиче-

ков, способных обеспечить адаптацию, динамичную мо- ской и правовой среды; востребованность специалистов

бильность и профессионально-личностные преимуще- на профессиональном рынке труда; конкурентоспособ-

ства молодых специалистов на рынке труда. ность учебных заведений Поволжского региона, веду-

В исследованиях, посвященных конкурентоспособ- щих подготовку библиотечно-информационных специ-

ности специалистов, наличие спроса на труд рассматри- алистов.

вается как выраженный результат конкурентоспособной Активное развитие в 1960-1970-е годы библиотеч-личности [1, 2], формирование которой начинается в ной сети в стране обусловило рост количества не только процессе обучения в вузе [3, с. 40]. Необходимым фак- средних специальных, но и высших учебных заведений тором профессиональной успешности библиотечно-ин- - институтов культуры, начавших подготовку библио-формационных специалистов исследователи считают течных специалистов: Улан-Удэ, Краснодар, Челябинск, конкурентоспособность образования [4, с. 25], расши- Хабаровск (60-е годы); Барнаул, Кемерово (70-е годы) рение сферы профессиональной деятельности [5, с. 53], [7, с. 112]. Начало функционирования в Самарской об-способность выпускников вузов быть конкурентными ласти учреждений, готовящих кадры для отрасли, хана рынке труда [6, с. 51]. Анализ современного состо- рактеризуется наличием образовательного рынка, ис-яния конкурентоспособности библиотечно-информаци- пытывающего дефицит специальностей гуманитарного 154 Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1(14)

Сумро Наталья Андреевна ДИНАМИКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ...

профиля для развивающегося сегмента сети библиотечных учреждений. Этот фактор явился одним из условий успеха новых образовательных услуг в регионе, о чем свидетельствовали высокие проходные баллы на библиотечные отделения культурно-просветительного училища и института культуры [8, с. 15] (рисунок 1).

очное - в целом по области вуз удерживает высокие конкурентные позиции как среди государственных, так и негосударственных вузов, входя в пятерку наиболее востребованных абитуриентами [11] (таблица 1).

Таблица 1 - Конкурс в высшие учебные заведения (выборочно) Самарской области в 1997-2000 гг.

Рисунок 1 - Динамика конкурсных заявок на очные

отделения библиотечных факультетов Самарского государственного института культуры (СГИК) и Самарского областного училища культуры и искусств (СОУКИ), 1971-2010 гг.

Самарское областное училище культуры и искусств, долгое время являющееся поставщиком трудовых ресурсов для библиотечных учреждений области, с 1999 г. прекратило набор на очное отделение библиотечного факультета, испытав конкуренцию высшего профессионального образования в виде переориентации повышенного спроса на него абитуриентов. Диплом о высшем образовании стал рассматриваться как предмет конкурентоспособности, более высокой профессиональной востребованности и мобильности на рынке труда.

Показатели уровня конкурса и уровня удовлетворения спроса характеризуют соотношение между спросом и предложением (приемом абитуриентов). Общий конкурс на дневную форму обучения на библиотечные факультеты и в первые годы их функционирования составлял от 6 до 3,4 человек (СГИК) и от 2,9 до 2,2 человек на 1 место (СОУКИ). При этом для СГИК характерны высокие конкурсные баллы преимущественно в 1970-х годах, а для СОУКИ - их стабильный уровень практически во все годы набора. С конца 1970-х до 1990-х годов отмечается устойчивость общего конкурса заявок абитуриентов с тенденцией его неуклонного снижения как в училище, так и в институте. Таким образом, динамика роста приема студентов и учащихся в профессиональные учебные заведения позволила в некоторой степени удовлетворить спрос на библиотечно-информационных специалистов и в Самарской области, и в Поволжском регионе, а тенденция снижения величины конкурса привела к увеличению коэффициента удовлетворения спроса.

Для этого периода характерна смена количественного состава вузов области, претерпевающая значительные изменения к началу 2000 гг., когда за десять лет существенно увеличилось количество государственных вузов, созданы муниципальные высшие учебные заведения, сформирован негосударственный сектор высшей школы. В результате проведенных преобразований количество вузов и прием студентов по Самарской области увеличился практически в 2,5 раза [9, с. 94]. Фактор возрастания доступности высшего образования, расширения возможностей для его получения отразился и на среднем профессиональном образовании библиотечно-информационных специалистов: его востребованность как среди абитуриентов, так и среди работодателей, резко падает, что обусловило прекращение набора на очное отделение СОУКИ и значительное сокращение мест на заочное [10, с. 12].

На фоне средних конкурсных баллов СГИК в 1990-х годах - 1,9 чел. на дневное отделение и 1,8 чел. на за-

Наименование вуза На одного зачисленного приходится державших

Всего В том числе

Дневное отделение Заочное отделение

Поволжский институт информатики, радиотехники и связи 2,3 2,8 1.4

Самарский государственный медицинский университет 2,2 2,2 "

Самарский государственный педагогический университет 2,0 2,1 1,7

Самарский государственный университет 2,0 2,4 1,8

Самарская государственная академия искусств в культуры 1,8 1,8

Самарский государственный технический университет 1,7 1,7 1,6

Самарская архитектурно-строительная академия 1,7 1,9 1,2

Самарская государственная экономическая академия 1,6 1,8 1,5

Самарский филиал Московского государственного университета коммерции 1,6 1,6 ■

Самарский государственный аэрокосмический университет 1,4 1,4

При интенсивном развитии сферы образования на территории Самарского региона в 2000-х годах количество вузов к началу 2010 г. стало больше на 42%, а численность обучающихся в них студентов на 87,4 тыс. чел., чем в 1990 г. [12, с. 91] (рисунок 2). Свою деятельность осуществляли 60 учреждений высшего профессионального образования, в том числе 29 вузов и 31 филиал, ведущих подготовку по 250 специальностям с составом студентов свыше 162 тыс. чел., что не могло не сказаться на миграции библиотечных специалистов в библиотеки вновь открываемых учреждений, а также на перераспределении потенциальных абитуриентов в другие вузы [13]. Также на количественные и качественные характеристики набора студентов на факультеты, ведущих подготовку библиотечно-информационных специалистов, негативное влияние оказал и наметившийся демографический спад.

Рисунок 2 - Динамика численности образовательных учреждений высшего профессионального образования и студентов Самарской области, 1971-2014 гг.

С учетом потребностей экономической и социокультурной сферы в эти годы изменилась структура направлений подготовки и специальностей. В соответствии с этим к 2000 г. сложилась следующая пропорция в распределении студентов по областям образования Самарского региона (рисунок 3): естественные, инженерные и сельскохозяйственные науки - 45,9%; право и социальные науки - 32,7%; гуманитарные области -11,6%; образование - 5,7%; медицинские науки - 4,1% [14, с. 367 ].

Указанные пропорции отражают общероссийскую тенденцию возрастания востребованности гуманитарного образования в 1990-х годах, когда в рамках идеи гражданского общества на первый план выдвигалось взаимодействие людей друг с другом и человека с обществом.

Гуманитарный блок подготовки занимает 3 место в вузовском образовании Самарской области, и приоритет его выбора в качестве будущей профессии в некоторой

Сумро Наталья Андреевна педагогические

ДИНАМИКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ... науки

мере обоснован и более значительной, чем в целом по стране, тендерной асимметрией. Так, если в Российской Федерации на 1000 мужчин приходится 1160 женщин, то в Самарской области - 1179 женщин [15]. Подобное соотношение характеризуется как значительное и свойственно также некоторым областям Поволжского региона (Татарстан, Мордовия, Волгоградская, Ульяновская, Саратовская области) [16]. Преобладание численности женщин в области вызывает активизацию выбора гуманитарных профессий как наиболее присущих типу так называемых «женских».

■ естественные, инженерные и сельскохозяйственные науки

■ право и социальные науки гуманитарные области

■ образование медицинские науки

Рисунок 3 - Распределение студенческого состава Самарского региона по областям образования

Набор гуманитарных специальностей, предлагаемых образовательным рынком Самарской области, достаточно широк (журналистика, история, лингвистика, психология, социология, социальная работа и пр.), и наличие конкуренции в этой сфере ведет к предъявлению всё более высоких требований к квалификации и навыкам специалистов. При существующей нестабильной ситуации с занятостью выпускников гуманитарной сферы, несоответствием между спросом на рынке труда и предложением, процент специалистов с высшим гуманитарным образованием, стоящих на учете в службе трудоустройства Самарской области, в 3-3,5 раза превосходит количество вакантных рабочих мест, в то время как количество библиотечно-информационных специалистов в их ряду, незначительно [17].

Следовательно, выпускники библиотечных факультетов Самарской области являются более мобильными на рынке труда, их деятельность не привязана к конкретному социальному институту, сфера применения их знаний шире, чем у выпускников других гуманитарных специальностей. Компетенции библиотечно-информа-ционных специалистов соответствуют динамике социокультурных изменений, востребованы как в своей сфере, так и за ее пределами. Эти тенденции соответствуют ориентирам высшей профессиональной школы на качественную подготовку кадров, отражающую соответствие выпускников библиотечных факультетов области основным интегральным критериям конкурентоспособности на рынке труда. Такими критериями, на наш взгляд, являются: минимум времени на адаптацию в рамках своей специальности и незначительный промежуток времени для освоения смежных профессий.

На любом рынке уровень конкуренции, прежде всего, определяется числом производителей, в данном случае, количеством высших профессиональных учебных заведений, предоставляющих идентичные образовательные услуги, и функционирующих на территории близлежащих регионов. Если на территории Самарской области в начале 1970-х годов осуществляли свою деятельность два учреждения профессионального образования - вуз культуры и училище культуры, то в 1974 г. в Поволжском регионе высококвалифицированные кадры для библиотек начал готовить Казанский государственный институт культуры. В 1970-1980-х годах рынок услуг высшего профессионального образования по специальности мож-156

но охарактеризовать как низкоконкурентный: два вуза культуры с библиотечным факультетом в Поволжье. К 1990-м годам происходит расширение регионального рынка: открываются библиотечно-информационные факультеты в гг. Оренбурге, Волгограде, Ульяновске, на которых осуществляется подготовка библиотечно-ин-формационных специалистов при сохраняющейся длительное время тенденции дефицита высококвалифицированных кадров в библиотеках [18]. Спрос на библио-течно-информационных специалистов формируется как функциональный (на получение высшего образования по специальности), так и нефункциональный (в целом на высшее образование как таковое). Предложение на рынке образовательных услуг представлено сетью учебных заведений высшего и среднего профессионального звена, очными и заочными формами обучения, которые в совокупности обеспечивают возможность реализации спроса на профессиональные кадры.

Если в первые десятилетия функционирования СГИК на факультете традиционно обучалось значительное число студентов из соседних областей [19], то открытие библиотечных факультетов в вузах культуры в вышеназванных областях Поволжья значительно снизило межрегиональную миграцию в связи с получением высшего профессионального образования и повлияло на формирование контингента студентов СГИК в сторону его снижения. Таким образом, на развитие образовательной и практической сферы деятельности значительное влияние оказали факторы внешней среды, обусловленные сменой темпов социально-экономического развития, правового поля, образа жизни, технологий [20]. Фактор пространственного размещения учебных заведений, ведущих подготовку библиотечно-ин-формационных специалистов, их сосредоточенность в близлежащих областях, приближенность вузов к спросу, открытие библиотечных факультетов при педагогических вузах [21, с. 112], - подобные тенденции усилили конкурентоспособность профессионального образования. Обозначилась конкуренция между вузами культуры Поволжского региона за привлечение и удовлетворение части совокупного спроса на услуги библиотечного образования в структуре, составе и объеме, достаточными для реализации ими своего образовательного потенциала. В результате сформировались территориальные, равновесные пропорции в системе подготовки библио-течно-информационных специалистов, а участниками конкуренции на рынке образовательных услуг оказались преимущественно высшие профессиональные учебные заведения, конкурирующие между собой не только за абитуриентов, но и как научные школы, базы повышения квалификации и переподготовки кадров для библи-отечно-информационной сферы.

Таким образом, динамика роста учебных заведений, ведущих подготовку библиотечно-информационных специалистов в Поволжском регионе, позволила увеличить доступность образовательных услуг, степень удовлетворения спроса на профессиональное образование, в том числе и высшее, и обеспечить предложение квалифицированных кадров для библиотечных учреждений. СГИК в целом среди вузов Самарской области удерживал высокие конкурентные позиции, которые ослабевали в связи с возникающими угрозами в виде диспропорции в системе высшего образования Самарской области, массовым спросом на него и доступностью, ухудшающейся демографической ситуацией, расширением конкурентной среды профессионального образования в Поволжье. При сохраняющемся в настоящее время устойчивом спросе на библиотечные кадры, усилении тенденции их старения и значительного сокращения воспроизводства, стратегия вуза должна быть направлена на оценку собственной позиции в регионе, анализ уровня конкурентоспособности, соответствие образовательного потенциала требованиям рынка труда.

Сумро Наталья Андреевна ДИНАМИКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ...

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Молчанова Е.В. Проблемы востребованности и конкурентоспособности специалистов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. Вып. 11. С. 319-323.

2. Сердюк И.И. Проблемы конкурентоспособности специалистов // Концепт. 2015. Т. 13. С. 2636-2640.

3. Белых И.Л. Формирование конкурентоспособности выпускника вуза // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 4 (94). С. 39-45.

4. Гендина Н.И. Высшая библиотечно-информаци-онная школа в динамично меняющемся мире: факторы повышения конкурентоспособности выпускников // Научные и технические библиотеки. 2008. № 2. С. 25-30.

5. Калегина О.А. Расширение сферы профессиональной деятельности как фактор повышения конкурентоспособности библиотечно-информационных специалистов // Дополнительное профессиональное образование как фактор формирования конкурентоспособности специалистов социокультурной сферы: материалы меж-вуз. науч.-практ. конф., (10 февр. 2006 г.) / [сост. М.С. Галявиева; науч. ред. Р.З. Богоудинова]. Казань, 2006. С. 53-55.

6. Ринчинова Ю. С. Конкурентоспособность библиотекарей на рынке труда // Библиосфера. 2010. № 1. С. 51-54.

7. Паршукова Г.Б. Библиотечные дисциплины: подготовка кадров. М.: Либерея, 2009. 153 с.

8. Отчеты о работе Самарской государственной академии культуры и искусств за 1990-1999 учебные годы. Самара, 1990-1999.

9. Самарская область. Социокультурный портрет / под ред. С.А. Мартышкина, Д.М. Шабунина. Самара: Глагол, 2014. 320 с.

10. Учебные планы и программы Самарского областного училища культуры и искусств за 1976-1989 гг. Самара, 1976-1989.

11. Образовательные учреждения Самарской области в 1997-2000 гг. Самара, 1997-2001.

12. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: стат. сб. М.: Росстат, 2014. 990 с.

13. Самарская область. Социокультурный портрет / под ред. С.А. Мартышкина, Д.М. Шабунина. Самара: Глагол, 2014. 320 с.

14. Самарская область-2000: официальный справочник. Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн», 2001. 398 с.

15. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям / Федеральная служба государственной статистики // URL : http://countrymeters. info/ru/russian_federation. Загл. с экрана.

16. Регионы России. 2013 : основные характеристики субъектов Российской Федерации : статистический сборник. М.: Росстат, 2013. 645 с.

17. Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области: локальные информационные базы данных. Самара, 2005-2015.

18. Учреждения библиотечного образования: фактографическая база данных ГПНТБ СО РАН // URL: http:// webirbis.spsl.nsc.ru/irbis64r_01/cgi/cgiirbis_64.exe. Загл. с экрана.

19. Отчеты о работе Самарской государственной академии культуры и искусств за 1973-1980 гг. Самара, 1973-1991.

20. Вохрышева М. Г. Библиография и культура. М.: Литера, 2012. 256 с.

21. Паршукова Г.Б. Библиотечные дисциплины: подготовка кадров. М.: Либерея, 2009. 153 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.