Научная статья на тему 'Негосударственная высшая школа России'

Негосударственная высшая школа России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Адриан Алексеевич

Рассматриваются этапы становления и развития негосударственного высшего образования в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-GOVERNMENTAL RUSSIAN HIGHER SCHOOL

The article deals with the stages of formation and development of non-governmental Higher Education in Russia.

Текст научной работы на тему «Негосударственная высшая школа России»

2007

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия История, философия, социология

№ 113

378.1:378

НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА РОССИИ

А.А. МИХАЙЛОВ

Статья представлена доктором социологических наук, профессором Болотиным И.С.

Рассматриваются этапы становления и развития негосударственного высшего образования в России.

Первым в современной России негосударственным высшим учебным заведением является Российский открытый университет (РОУ). Он начал функционировать в целях реализации возможности свободного (без вступительных экзаменов) обучения всех граждан нетрадиционным и традиционным дисциплинам и методам обучения без отрыва от производства, занятий наукой, техникой и искусством, что давало людям возможность осуществить свое право на получение среднего и высшего образования, а также ученой степени [1, с. 26]. Открытый университет ориентировался так же на тех, кого не интересовали дипломы и ученые степени. Это были слушатели, стремящиеся к самореализации, к развитию своих способностей. В университете отсутствовали возрастные ограничения, а так же ограничения по длительности обучения.

Следует отметить, что РОУ не противопоставлял себя государственным высшим и средним учебным заведениям, а дополнял и развивал существующее. В университете было создано 17 колледжей, из которых 14 были социально-гуманитарными [9]. РОУ был призван восполнить характерный для советской высшей школы дефицит гуманитарных знаний, особенно в технических вузах.

К числу первых негосударственных вузов относят также Московский экстерный гуманитарный университет (МЭГУ), основанный в 1991 г. В отличие от РОУ, он открыто заявил о том, что будет пропагандировать неклассическое образование. Ректор МЭГУ Н. Н. Халаджан отмечал два основных недостатка классического образования: во-первых, выпускники классических учебных заведений являются «не посвященными в передовое знание своей эпохи и плохо способными к творчеству", а, во-вторых, классическому образованию соответствует «гипертрофированное возвеличение роли преподавателя». Ректор МЭГУ предлагал такую систему подготовки, при которой «студент сам усваивает не только новую информацию о предмете, но и учится сам добывать истину, развивать свои творческие способности, формирует себя как личность» [3, с. 9]. По мнению А.П. Березовского точка зрения Н.Н. Халаджана в наибольшей мере отвечает настроениям, характерным для многих инициаторов негосударственного образования [1, с.28]. Позже получает распространение позиция, согласно которой государственное высшее образование не отвергается, признается в качестве образца для негосударственных вузов. Частная высшая школа призвана дополнять его, сосуществовать с ним, развивать те его формы и методы обучения, которые слабо реализуются в традиционных учебных заведениях. Такая же позиция характерна для руководства Московского открытого социального университета (МОСУ), возникшего в 1992г. По мнению ректора И.Г. Безуглова, важно определить свое место на рынке образовательных услуг и закрепить там завоеванные позиции. Решать эту проблему необходимо за счет улучшения качества подготовки специалистов. Безуглов И.Г. высказывается за применение устоявшихся образовательных технологий и одновременно призывает увеличить разнообразие представляемых университетом образовательных услуг населению [3, с. 12 ].

Следует отметить высокий уровень мобильности негосударственного сектора высшего образования. Этим, в частности, объясняется быстрая переориентация вузов на различные виды и модели образования. Часть негосударственных вузов сумела приспособиться к современным рыночным отношениям. Средства массовой информации отмечают что негосударственное образовательное учреждение (НОУ) университетского типа, как правило, совмещает обучение с одновременной

подготовкой широкообразованных специалистов и научно-педагогических кадров для высшей школы, развивают в будущих специалистах интеллектуальную способность предвидения, необходимую им для дальнейшей созидательной успешной творческой жизни [6].

В эволюции негосударственного высшего образования России особым этапом, по мнению А. П. Березовского является 1999 год. В этот период произошел ряд важных для этой системы событий: заседание коллегии Министерства образования РФ, обсудившей вопрос о проблемах развития негосударственной высшей школы, Всероссийская конференция руководителей негосударственных вузов, заседание Совета Российского союза ректоров, уделившего много внимания внебюджетному сектору высшего образования страны [2, а 91].

В 1996 г. была создана Ассоциация негосударственных высших учебных заведений (АНВУЗ), назначение которой является объединение на добровольных началах негосударственных вузов, а также других организаций, деятельность которых связана с высшим образованием [12, а 49].

Основными задачами АНВУЗа являются:

выработка рекомендаций для определения политики в области высшего профессионального образования, направленной на дальнейшее совершенствование учебного процесса, развитие науки, улучшение материально-технической базы и социального положения учащихся и работников негосударственных образовательных учреждений;

содействие и координация усилий негосударственных вузов России в поиске современных форм реализации образовательных программ высшего профессионального образования;

распространение прогрессивного опыта в области методологии, методики и содержания образования;

укрепление отношений с органами законодательной и исполнительной власти РФ и ее субъектов и представление интересов негосударственного сектора образования в этих органах и в отношениях с третьими лицами;

взаимодействие с аналогичными объединениями, обществами и неправительственными организациями России и зарубежных стран (Ассоциацией российских вузов, Ассоциацией иностранных студентов в России, АсНООР РФ, Ассоциацией неправительственных вузов Польши, IAU и др.);

организация и проведение региональных, всероссийских и международных научнопрактических семинаров, конференций, олимпиад, конкурсов и деловых встреч, издание информационной, учебно-методической и научной литературы, обеспечение членов Ассоциации нормативно-правовой документацией;

оказание образовательных, консультационных, информационных, юридических и других услуг в соответствии с уставными целями и др. [13].

В настоящее время АНВУЗ России имеет в своем составе региональные отделения (ассоциации) в таких крупных вузовских центрах, как Санкт-Петербург, Новосибирск (объединяют негосударственные вузы соответственно Северо-Западного и Сибирского федеральных округов), Воронеж, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Курск и др. В деятельности АНВУЗа России участвуют свыше 400 негосударственных вузов.

Следует отметить, что негосударственные вузы существовали еще в дореволюционной России. Инженерное образование в данном секторе было представлено шестью учебными заведениями (четырьмя женскими и двумя с совместным обучением). В 1917 г. действовали 5 из них.

Немногочисленность подобных заведений была обусловлена дефицитом преподавательских кадров высшей квалификации и отсутствием учебно-материальной базы [2, а 21]. В связи с этим российская буржуазия предпочитала вести подготовку инженерных кадров в государственных высших учебных заведениях. Иванов А. Е. обращает внимание на то, что негосударственные высшие инженерные школы начала XX в. были созданы по инициативе интеллигенции.

Они ориентировались преимущественно на женский контингент учащихся, что было вызвано неполноправием женщин в сфере высшего технического образования [4, с. 152].

В 1960 г. в Петербурге открылись Высшие женские политехнические курсы. Цель курсов сводилась к тому, чтобы «дать высшее техническое образование женщинам в тех отраслях техники, где по роду деятельности применение женского труда представляется наиболее желательным» [11, с. 42]. Первоначально курсы состояли из инженерно-строительного (с инженерным и архитектурным отделениями) и электрохимического (с электротехническим и химикотехническим отделениями) факультетов. В 1911 г. отделения были преобразованы в факультеты [5]. Прием на Высшие женские политехнические курсы осуществлялся по конкурсу аттестатов и курс обучения составлял 5 лет. Первый выпуск данного учебного заведения состоялся в 1912г., но выпускницы не получали никаких профессиональных и сословных прав. Лишь с 1915 г. по окончании института присваивалось звание инженера (механика, химика, электрика, строителя, архитектора).

В 1916 г. министром народного просвещения П. Н. Игнатьевым был утвержден устав Московского женского политехнического института в составе инженерно-строительного (программа Института путей сообщения) и архитектурного (программа Института гражданских инженеров и архитектурного отделения Академии художеств) отделений. Учредителями института были профессора Н. А. Белелюбский, В. И. Гриневицкий, А. А. Эйхенвальд, Н. Е. Жуковский, члены Государственной думы, крупнейшие московские промышленники А. И. Коновалов, М. М. Новаков.

В институт принимались выпускницы женских гимназий и равнозначных учебных заведений. Их контингент не должен был превышать 600 человек. Московский женский политехникум открылся в 1917 г. [5].

В 1906 г. в Петербурге открылись частные четырехлетние курсы высших архитектурных знаний Е. Ф. Багаевой и Л. П. Молас. По объему учебной программы они относились к «учебным заведениям высшего типа» ведомства Министерства торговли и промышленности [8, с. 158]. Занятия на курсах строились по программе архитектурного отделения Академии художеств.

К категории высших инженерных школ относились также 4-летние Петербургские женские строительные и Московские женские технико-строительные курсы. Первые давали своим слушательницам специальность гражданского инженера. Вторые являлись специальным учебным заведением для изучения архитектуры и смежных с нею дисциплин (архитектурное и техническое отделение).

Следует отметить, высшее техническое образование дореволюционной России расширяло гражданскую правоспособность женщин. Учредителями Курсов высших архитектурных знаний Е. Ф. Багаевой и Л. П. Молас эта идея была выражена следующим образом: «Дать слушательницам знания, строго нужные для архитектурного и графического дела, развить изящный вкус и навык к специальному труду, сообразно их способностям, откуда и явится для них возможность стать в глазах общества в уровень тех прав, которые могут быть только результатом их знания и трудоспособности» [8, с. 158].

К негосударственным инженерным вузам относились также учебные заведения с совместным обучением. Одним из примеров являются Электротехнические курсы в Москве ведомства Министерства торговли и промышленности, основанные в 1910 г. На этих курсах проходили переквалификацию мужчины и женщины с высшим техническим и физико-математическим образованием. Следует отметить, что диплом данного учебного заведения не давал никаких служебных и сословных прав [10].

В 1917 г. в Екатеринославе открылся Политехнический институт ведомства Министерства народного просвещения. Он предназначался для мужчин и женщин иудейского вероисповедания, окончивших средние учебные заведения. Курс обучения был 4-летним, учебная программа

— аналогичной программе правительственных высших технических учебных заведений. Выпускники должны были получать право на сдачу экзаменов в правительственных высших учебных заведениях ведомства Министерства народного просвещения и на получение званий инженера и кандидата коммерции (I и II разряда).

ЛИТЕРАТУРА

1. Березовский А. П. Некоторые исторические аспекты становления негосударственного высшего образования. М.: Изд-во МПУ «Народный учитель», 2000.

2. Березовский А. П., Борисов В. М. Негосударственная высшая школа России: становление и эволюция в 90- е годы XX века. Монография. - М.: Изд - во МПУ «Народный учитель», 2000.

3. Вузовские вести. №6. 1996.

4. Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX - начале XX века: - М., 1991.

5. ЛГИА, ф. 139, Петербургские женские политехнические курсы, оп. 1, д. 13163, л. 16 об.-20.

6. Новая газета. 1998, 15 - 21 июня.

7. Солоницын В. А. Негосударственное высшее образование в России. - М., 1998.

8.Статистические сведения о состоянии учебных заведений, подведомственных учебному отделу Министерства торговли и промышленности. 1914-1915 учебный год. Пг., 1917

9. Текущий архив МАП. Раздел «История»: РОУ.

10. Техническое и коммерческое образование, № 1. 1911.

11. Техническое и коммерческое образование. №8. 1916.

12. Триместр. № 1. 1996.

13. Ьйр://¥¥¥.anvuz.ru/module з.рЬр?пате=Каргау!еша

NON-GOVERNMENTAL RUSSIAN HIGHER SCHOOL

Mikhaylov A.A.

The article deals with the stages of formation and development of non-governmental Higher Education in Russia.

Сведения об авторе

Михайлов Адриан Алексеевич, 1980 г.р., окончил МАТИ им. К. Э. Циолковского (2002), старший преподаватель МАТИ, автор 5 научных работ, область научных интересов - социология образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.