Научная статья на тему 'Направления социальной адаптации среднеазиатских трудовых мигрантов в Санкт-Петербурге'

Направления социальной адаптации среднеазиатских трудовых мигрантов в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
112
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ТРУДОВОЙ МИГРАНТ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ПРИНИМАЮЩЕЕ СООБЩЕСТВО / MIGRATION / MIGRANT / SOCIAL ADAPTATION / INTEGRATION / THE HOST COMMUNITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петрова Ольга Сергеевна

Проблема увеличения числа трудовых мигрантов в городах-мегаполисах не ограничивается только ростом количественных показателей. Со всей остротой встаёт вопрос о социальной адаптации мигрантов в принимающее сообщество. Проведённые автором глубинные интервью с трудовыми мигрантами и экспертные интервью с представителями контролирующих органов позволили выявить основные проблемы и предложить возможные направления, которые могут способствовать эффективной социальной адаптации трудовых мигрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF SOCIAL ADAPTATION OF THE CENTRAL ASIAN LABOR MIGRANTS IN ST.-PETERSBURG

The problem of increasing the number of labor migrants in mega-cities is not limited only to growth of quantitative indicators. With a vengeance the question arises about the social adaptation of migrants in the host community. The depth interviews with migrants and with representatives of the controlling bodies held by the author have allowed to reveal the main problems and to offer possible directions which can contribute to effective social adaptation of labor migrants.

Текст научной работы на тему «Направления социальной адаптации среднеазиатских трудовых мигрантов в Санкт-Петербурге»

Е

ББК 60.5 YAK 314.7

О.С. ПЕТРОВА

НАПРАВЛЕНИЯ СОНИААЬНОЙ АДАПТАНИИ СРЕДНЕАЗИАТСКИХ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

O.S. PETROVA

DIRECTIONS OF SOCIAL ADAPTATION OF THE CENTRAL ASIAN LABOR MIGRANTS IN ST.-PETERSBURG

Проблема увеличения числа трудовых мигрантов в городах-мегаполисах не ограничивается только ростом количественных показателей. Со всей остротой встаёт вопрос о социальной адаптации мигрантов в принимающее сообщество. Проведённые автором глубинные интервью с трудовыми мигрантами и экспертные интервью с представителями контролирующих органов позволили выявить основные проблемы и предложить возможные направления, которые могут способствовать эффективной социальной адаптации трудовых мигрантов.

The problem of increasing the number of labor migrants in mega-cities is not limited only to growth of quantitative indicators. With a vengeance the question arises about the social adaptation of migrants in the host community. The depth interviews with migrants and with representatives of the controlling bodies held by the author have allowed to reveal the main problems and to offer possible directions which can contribute to effective social adaptation of labor migrants.

Ключевые слова: миграция, трудовой мигрант, социальная адаптация, интеграция, принимающее сообщество.

Key words: migration, migrant, social adaptation, integration, the host community.

Миграционные процессы обрели со второй половины двадцатого века поистине глобальные масштабы, охватив все континенты, социальные слои и группы, различные сферы общественной жизнедеятельности. Миграция стала одним из основных факторов социального преобразования и развития во всех регионах мира. Динамика миграции становится важным показателем межгосударственных отношений, внутренней экономической, культурной и национальной политики России.

В России в целом и в Санкт-Петербурге в частности трудовая миграция стала развиваться сравнительно недавно. С распадом Советского Союза основную группу трудовых мигрантов составили выходцы из стран СНГ. По данным переписи населения 2010 года и данным УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской Области, в Санкт-Петербурге зарегистрировано 67 127 трудовых мигрантов, из которых 53 000 трудовых мигрантов из стран централь-ноазиатского региона, среди них 72% - мужчины трудоспособного возраста от 20 - 45 лет [6].

Начиная с 1990-х гг., миграция в развитых европейских странах стала выходить далеко за регулируемые пределы. Нередко её масштабы существенно превышали реально существующие возможности принимающих стран. Проблема, однако, не ограничивается только ростом количественных пока-

зателей: со всей остротой встаёт вопрос о социальной адаптации мигрантов в странах, где они намерены обосноваться. Ведь они являются носителями той системы ценностей и того образа жизни, которые с большим трудом соотносятся с менталитетом большинства коренного населения развитых стран.

Данный факт подтверждает существующая статистика: в экономике Санкт-Петербурга трудовые мигранты из стран центральноазиатского региона, занимающиеся низкоквалифицированным трудом (подсобные рабочие в строительстве, уборщики улиц, водители городского транспорта, ремонтные рабочие, торговцы на рынках), негативно воспринимаются принимающим сообществом. 89% опрошенных жителей г. Санкт-Петербурга ратуют за ограничение въезда трудовых мигрантов и категорически против выступают за их интеграцию в принимающее сообщество [7].

Подобное массовое настроение приводит к сложностям в социальной адаптации и обусловливает риск возникновения социальной напряжённости из-за конкуренции на рынке труда. Решать данную проблему только путём создания ограничительных мер на въезд и работу в Санкт-Петербурге недостаточно, необходим анализ механизма социальной адаптации трудовых мигрантов для разработки основных направлений их включения в социально-трудовые отношения на территории современной России и Санкт-Петербурга, а также для эффективного управления региональным рынком труда.

Социальная адаптация является «деятельностью, основанной на субъективной интерпретации адаптивной ситуации, направленной на оптимизацию включения (вхождения) мигрантов в новую социокультурную среду и осуществляемую посредством принятия (частичного или полного) норм и ценностей данной среды, сложившихся здесь форм социального взаимодействия, с одной стороны, и изменения составляющих социокультурной среды в целях приспособления её к себе, с другой, оптимальность которой (деятельности) проверяется в процессе информационного взаимодействия с помощью информационной обратной связи» [2, с. 86]. Данное Н.Н. Подпориновой определение процесса социальной адаптации основывается на опыте нормативного подхода и использовании интерпретационной парадигмы. В определении также предлагаются различные стратегии социальной адаптации трудовых мигрантов.

Предварительный теоретический анализ научной и публицистической литературы по рассматриваемой проблеме, знакомство со статистикой и данными предыдущих исследований таких социологов, как Ж.А. Зайончковская, Е.В. Тюрюканова (работы по трудовой миграции); Т.Г. Стефаненко (работы по социальной адаптации мигрантов); А.Г. Вишневский (работы по демографическому анализу миграционной ситуации); Р.А. Костин, П.С. Кузнецов (работы по социальной адаптации трудовых мигрантов), позволили выявить, что в настоящее время не существует общей программы социальной адаптации трудовых мигрантов из стран Средней Азии в городе-мегаполисе, реализуемой в практике организаций, занимающихся трудовыми ресурсами города Санкт-Петербурга. Отсюда следует необходимость проведения исследования на предмет выявления проблем социальной адаптации трудовых мигрантов в Санкт-Петербурге и выработки рекомендаций по оптимизации этого процесса, адресованных субъектам управления и лицам, принимающим решения как на общефедеральном, так и на региональном уровнях.

Для анализа процессов социальной адаптации необходимо определить проблемы самих трудовых мигрантов, их жизненные стратегии, миграционное поведение, мотивы и способы адаптации к новым условиям. Так как исследование направлено на укрупнённое рассмотрение отдельных субъектов в единстве их объективного и субъективного социального опыта, в центре внимания исследователя находится изучение своеобразия отдельного социального объекта. Использование качественных методов является приоритетным. Кроме того, качественное исследование позволит также изучать новые явления или процессы, не имеющие массового распространения.

С этой целью в 2011 году были проведены глубинные интервью с трудовыми мигрантами, прибывшими из Средней Азии и проживающими в Санкт-Петербурге. Отбор объектов для интервьюирования определяет исследовательское поле, в рамках которого возможно изучить эту проблему и быть уверенными, что нужная нам информация находится в рамках данного круга лиц. Выборка респондентов осуществлялась в два этапа: 1) отбор респондентов по месту жительства; 2) отбор респондентов по полу, возрасту, национальной принадлежности, сфере трудовой деятельности и длительности проживания на территории региона. Были выбраны трудовые мигранты мужского пола в возрасте от 20 до 45 лет, занятые в сфере строительства, ЖКХ, торговли, транспортной отрасли, проживающие на территории Санкт-Петербурга более одного года (респонденты, имеющие опыт социальной адаптации). Количество интервьюируемых определилось в процессе исследования. Когда каждое последующее интервью не давало ничего нового, а являлось, по сути, повторением уже известных нам точек зрения и круга проблем, пришло понимание, что совокупность представителей данного типа уже охвачена - значит, достигнут порог насыщения. В итоге было проведено глубинное интервью с 12 представителями трудовых мигрантов из Средней Азии.

В качестве дополнительных источников использовались результаты исследований, проведённых Всероссийским Центром изучения общественного мнения, Международной Организацией труда, кафедрой народонаселения экономического факультета МГУ, лабораторией проблем социальной демографии ИСЭПН РАН и других научно-исследовательских организаций.

Для получения всесторонней информации о способах управления и регулирования социальной адаптации трудовых мигрантов в Санкт-Петербурге было проведено экспертное интервью с заместителем начальника Федеральной Миграционной Службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, как с представителем органа, оказывающего непосредственное влияние на процессы управления социальной адаптацией трудовых мигрантов.

Достоверность информации обеспечивается следующими действиями исследователя:

1) сопоставление высказываний с реальными фактами;

2) выявление противоречий в высказываниях респондента через других членов группы;

3) сопоставление с аналогичными обстоятельствами и событиями в жизни других людей, т.е. в рамках близких, аналогичных социальных контекстов;

4) сравнение полученных данных с другими источниками информации для определения степени типичности, репрезентативности данного «случая».

По результатам исследования было выявлено, что стратегии миграционного поведения разнообразны и зачастую зависят от жизненной ситуации, семейного положения, уровня образования трудовых мигрантов, от их ожиданий и миграционных перспектив, профессиональной удачи. Исследование позволило составить наиболее полное представление об основных факторах, определяющих миграционные перспективы, о потребностях, интеграционном поведении и способах социальной адаптации, об условиях жизни мигрантов, о моделях жизненной стратегии трудовых мигрантов из Средней Азии, о проблемах, связанных с переездом в новую страну.

Трудовых мигрантов из Средней Азии нельзя рассматривать как единое целое. Проведённое исследование позволило условно выделить две основные категории трудовых мигрантов из Среднеазиатского региона - это временные трудовые мигранты и мигранты, приезжающие на постоянное место жительства в Санкт-Петербург. Эти категории имеют разные жизненные стратегии и ценностные ориентиры, что предопределяет дифференцированный подход к процессу их социальной адаптации.

Было определено, что основная причина выезда из стран среднеазиатского региона в Санкт-Петербург - экономическая. Большая часть трудовых мигрантов приезжает в Санкт-Петербург на временное место жительства с основной целью накопления денег для своей семьи. Главной их задачей является получение материальной возможности для развития собственного хозяйства у себя на родине. Небольшой процент трудовых мигрантов из Средней Азии имеет желание остаться в Санкт-Петербурге на постоянное место жительства, адаптироваться к местным традициям и законам. Стратегии миграционного поведения временных и постоянных трудовых мигрантов принципиально различаются, предопределяя различную потребность в социальной адаптации. Но, что принципиально важно, в социальной адаптации нуждаются и те, и другие.

Проведённое исследование позволило выявить причины низкого адаптивного потенциала временных трудовых мигрантов. Определяющим фактором является задуманная цель приезда - временное пребывание для заработка. Нужно отметить в связи с этим наличие у подавляющего большинства семей, оставшихся на родине и, что также немаловажно, ограниченный круг общения в Санкт-Петербурге. Чаще всего трудовые мигранты общаются в узких группах «своих» и полностью избегают общения с местным населением. После возвращения на родину многие планируют вложить заработанные в Санкт-Петербурге деньги в собственное хозяйство, приобрести недвижимость. Такие жизненные стратегии являются показателем того, что мигрант не планирует адаптироваться к принимающему сообществу и связывает свою дальнейшую судьбу с возвращением на родину.

Помимо этого, от стремления закрепиться в Санкт-Петербурге многих мигрантов удерживает негативное отношение к ним местных жителей, агрессия, неприязнь и нежелание принимать их в своё сообщество. Большую долю временных трудовых мигрантов составляют выходцы из сельской местности с низким уровнем образования и правового сознания. Административные барьеры, трудности, а порой и искусственные препятствия в получении официальных документов, разрешающих пребывание и работу, являются важными факторами, ограничивающими число людей, желающих адаптироваться в российском обществе.

Серьёзные проблемы у мигрантов возникают по причине трудовой неграмотности. Большинство из них не знают требований миграционного законодательства ни Российской Федерации, ни родной страны, что непосредственно отражается на правовом статусе и возможностях трудоустройства в соответствии с законом, а также на условиях социальной адаптации. В довершении к этому имеют место сложности при оформлении документов, возникающие вследствие слабого владения русским языком. Согласные на любую тяжёлую, «грязную» работу, они чаще всего абсолютно не знают своих прав и жестоко эксплуатируются работодателями.

Анализ эмпирических данных показал, что постоянные трудовые мигранты из Средней Азии - это, в основном, одинокие молодые люди, которые не имеют обязательств по содержанию родственников либо это семьи, которые по причине материальных трудностей или из-за угрозы их безопасности вынуждены навсегда покинуть родину.

На постоянное место жительства в Санкт-Петербург, прежде всего, приезжают выходцы из городской среды, часто с высшим или средним специальным образованием, свободно владеющие русским языком. Эта категория трудовых мигрантов обладает правовыми знаниями, им легче собрать и подготовить необходимые документы, легализовать своё пребывание на территории Санкт-Петербурга. Как правило, они устраиваются на работу с резким понижением своего социального статуса, но, несмотря на это, определяют своё пребывание в Санкт-Петербурге как более комфортное, чем на родине. Они имеют желание создать семью с представителями принимающего сообщества, активно общаются с местным населением, посещают раз-

личные досуговые заведения, не замыкаются на общении с земляками, стремятся получить российское образование. Постоянные трудовые мигранты, как показали результаты исследования, основными мотивами своей жизнедеятельности определяют: потребность в дружбе, сопричастности, принадлежности к какой-то группе, уважении, реализации и развитии способностей и талантов [1, с. 352]. Без определённого удовлетворения этих потребностей трудовые мигранты, приезжающие на постоянное место жительства, не смогут окончательно адаптироваться в новой социальной среде.

Проведённое экспертное интервью с заместителем начальника Федеральной Миграционной Службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области как с представителем органа, оказывающего непосредственное влияние на процессы управления социальной адаптацией трудовых мигрантов, позволило сформулировать основные проблемы, следствием которых могут быть сложности в формировании эффективной социальной адаптации трудовых мигрантов.

Специалист по трудовой миграции отметил, что один из барьеров на пути эффективной социальной адаптации - это недостаток конструктивного информационного взаимодействия и обмена опытом между УФМС, Комитетом по труду и занятости и работодателями. Как следствие этого, возникает проблема создания нездоровой трудовой конкуренции на рынке низкоквалифицированной рабочей силы и ущемление прав граждан РФ, что связано с нечестностью работодателей, которые обманным путём получают квоты на использование дешёвой иностранной рабочей силы. Схема получения квоты такова: работодатель открывает вакансию и заявляет заработную плату, затем эта заявка подаётся в службу занятости, которая должна осуществить подбор кандидатов на должность. Приоритет в работе по закону отдаётся российскому гражданину, но недобросовестный работодатель страхует себя от желающих занять эту позицию среди граждан РФ, занижая размер заработной платы до прожиточного минимума по определённой вакансии, за которую априори не соглашаются работать российские граждане. Наличие такого факта даёт право набора иностранной рабочей силы. Как следствие, подобная модель поведения работодателя провоцирует рост серых схем оплаты труда и лишает рабочих мест граждан РФ. Служба занятости вправе отказать в приёме такой заявке, но в реальности этого не делается.

Некоторые работодатели вовсе не пытаются получить квоту на рабочую силу, плодя нелегальную трудовую миграцию, которая сопровождается ростом количества криминальных группировок и распространением антисанитарии, что отрицательно сказывается на возможности социальной адаптации трудовых мигрантов.

Мы считаем, что в соответствии с выделенными категориями трудовых мигрантов необходимо разработать городскую комплексную программу социальной адаптации, которая будет обеспечивать всесторонний подход к решению данной проблемы и учитывать интересы всех сторон: трудового мигранта, государства и общества, в данном случае жителей Санкт-Петербурга.

Реализация поставленной цели должна идти в следующих направлениях.

1. Конкретное определение потребности Санкт-Петербурга в иностранной рабочей силе (количественный и качественный состав) с учётом оптимального соотношения между высококвалифицированным и низко-квалифицированным трудом. Государство не должно выдавать квоты на рабочие места, где потенциально могут работать российские граждане, тем самым, создавая излишнюю конкуренцию. Следствием таких действий со стороны государства может стать негативное отношение населения к трудовым мигрантам, что значительно усложняет процесс их социальной адаптации. Также необходимо обратить внимание на то, что при разработке любого нормативно-правового акта в сфере миграции следует учитывать различные факторы - демографический, экономический, политический, социальный и т.д. Чтобы обеспечить качественный контроль целесообразности заявок

на привлечение иностранной рабочей силы от работодателей, важно наладить взаимодействие между УФМС, Пограничной службой, Комитетом по труду и занятости, Санкт-Петербургским Домом национальностей.

2.Грамотное распределение рабочей силы. Важно создавать такие условия, при которых российская экономика, общество и трудовые мигранты получат взаимную выгоду. Пути решения данной задачи стоит искать в плоскости способов стимулирования трудовых мигрантов к выполнению работ и освоению сельских территорий Ленинградской области (особенно учитывая тот факт, что большая часть трудовых мигрантов является сельскими жителями). Данные службы занятости подтверждают большое количество вакантных рабочих мест в фермерствах Ленинградской области[8]. В качестве стимулирующих мер стоит выделить обеспечение временным жильём, предоставление социальных гарантий, медицинское страхование. Данная форма распределения рабочей силы будет способствовать развитию сельского хозяйства, формировать положительный облик трудового мигранта в глазах местного населения как гражданина, приносящего пользу российскому государству, и, как результат, - ускорять процесс социальной адаптации трудовых мигрантов.

3. Стимулирование легальной миграции. Для повышения уровня социальной адаптации временных иностранных трудовых мигрантов важен рост легальных мигрантов. Для этого необходимо создавать такие условия, при которых иностранному мигранту будет выгоднее находиться в Санкт-Петербурге на легальном положении. К примеру, важно продолжать практику открытия доходных домов для мигрантов. Необходимо отметить, что проживать в таких домах, где созданы достойные условия для жизни (медицинские пункты, пункты питания, охрана, душевые помещения), могут только легальные мигранты, которые вошли в квоту.

4. Развитие информационной базы для иностранных граждан. Речь идёт о необходимости создания рабочих групп, которые будут взаимодействовать с иностранными гражданами и осведомлять их о порядке действий по приезду. Примером такой информатизации может служить создание информационных стоек в аэропортах, метрополитенах и на железнодорожных вокзалах, где будет выдаваться памятка мигранта, переведённая на основные языки стран СНГ, информация с основными контактами УФМС Санкт-Петербурга и пошаговая инструкция по оформлению, постановке на миграционный учёт, прохождению необходимых регистрационных процедур.

К деятельности по информационному обеспечению необходимо привлекать лидеров диаспор и национальных объединений с целью содействия приобретению знаний языка, истории, законов, обычаев и традиций РФ, получению медицинских справок. Последнее является существенным, так как трудовой мигрант может представить медицинскую справку в течение месяца, что является неоправданно долгим сроком. В этой связи целесообразно существенно сократить сроки пребывания иностранных граждан без медицинских справок и ввести строгий контроль за их выдачей. Отдельные задачи, связанные с социальной адаптацией мигрантов, могут быть переданы специально созданным квалифицированным кадровым агентствам. Для реализации потребностей в общении, самореализации, сопричастности необходимо предоставление возможности трудовым мигрантам на льготных условиях посещения различных курсов (не только по истории, культуре России, но и повышающие квалификацию в различных областях).

Следует создавать такие условия, при которых российская экономика, общество и трудовые мигранты смогут получать взаимную выгоду от своего взаимодействия.

Регионы должны иметь чёткое представление о том, кто и в каких количествах им нужен, а будущие мигранты - знать, что им смогут предложить и на каких условиях. Важно помнить, что существуют различные категории мигрантов и соответственно - стратегии адаптации для различных категорий.

Решение задачи эффективной социальной адаптации должно лежать в плоскости конструктивного информационного взаимодействия и обмена опытом между Министерством социального развития, Министерством экономического развития, Министерством внутренних дел, Пограничной службой, Комитетом по труду и занятости, Санкт-Петербургским Домом национальностей, диаспорами и др. Не исключено, что именно обмен информацией будет являться одним из основных методов, позволяющим эффективно регулировать социальную адаптацию мигрантов на региональном уровне.

Трудности социальной адаптации иностранного гражданина к принимающему сообществу связаны также с проблемой толерантного отношения человека к субъектам другой культуры. Они основаны на проблемах взаимопонимания субъектов различных этносов, предполагающих согласование неодинаковых норм, запретов, ориентацию различных общающихся субъектов, умение найти общую систему моральных ценностей, через которую, как через однопорядковую систему координат, их можно согласовать.

Процесс социальной адаптации не может быть односторонним, не достаточно только одного желания трудового мигранта интегрироваться в принимающую среду или только создания условий для адаптации. Это всегда обоюдный процесс. Анализ проблем социальной адаптации трудовых мигрантов из Средней Азии, проведённый в данной статье, может рассматриваться как этап исследовательской программы, реализуемой в практике организаций, занимающихся трудовыми ресурсами страны. Продуктивность реализации данной программы создаёт основу для выработки рекомендаций, адресованных субъектам управления и лицам, принимающим решения, как на общефедеральном, так и на региональном уровнях.

Литература

1. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность [Текст] / А.Г. Маслоу. - СПб. : Питер, 2007.

2. Петров, В.Н. Этнические мигранты в принимающем обществе [Текст] / В.Н. Петров. - Краснодар, 2005. - Ч. 1 : Методология и теория исследования толерантности и мигрантофобии.

3. Подпоринова, Н.Н. Социальная адаптация мигрантов к социокультурной среде региона [Текст] : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 / Н.Н. Подпоринова. -М. : РГБ,2005.

4. Семенова, В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию : учебное пособие для студентов вузов [Текст] / В.В. Семенова // Ин-т социологии РАН. - М. : Добросвет, 1998.

5. Титаренко, А.И. Антиидеи [Текст] / А.И. Титаренко // Опыт социально-этического анализа. - М. : Политиздат, 1976.

6. Официальный сайт Федеральной миграционной службы России [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.fms.gov.ru/about /migrate/ condition.

7. Официальный сайт 5 канала [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.5-tv.ru/programs/1000006/.

8. Официальный сайт Комитета по труду и занятости Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.rspb.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.