НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
© Борисова А.С.*
Волгоградский государственный университет, г. Волгоград
Предложена методика оценки развития электронного правительства в регионах России. Проведена апробация методики на примере регионов ЮФО и СКФО. Разработана система управленческих мероприятий по развитию региональных проектов электронного правительства.
Ключевые слова: электронное правительство, методика оценки, индекс развития электронного правительства, рейтинг регионов, система управленческих мероприятий.
В настоящее время информационные технологии развиваются быстрыми темпами и внедряются в различные сферы жизни общества [1, 2, 5, 6]. Расширение доступа населения к электронным средствам коммуникаций и развитие информационного сектора экономики обусловили необходимость проведения работы по созданию электронного правительства в России.
Результаты реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 года)» [4], задачи которой были выполнены не в полном объеме, показали необходимость разработки и принятия новой Государственной программы «Информационное общество (2011-2020 гг.)» [3]. Одним из приоритетных направлений государственной программы является внедрение концепции электронного правительства на мезоуровне.
В регионах России начато осуществление программ областного уровня по оказанию государственных услуг в электронном виде, но в настоящий момент общепринятой методики оценки эффективности реализации данных проектов не существует.
Предлагаемая автором методика основывается на количественных и качественных характеристиках развития электронного правительства, опирается на объективную статическую информацию, что позволяет реализовать комплексный мониторинг изучаемого процесса.
В основе оценки лежат 4 блока взаимосвязанных показателей. Первая подсистема показателей характеризует состояние информационно-коммуникационной инфраструктуры региона и отражает уровень доступа населения к сети Интернет, т.е. возможность населения воспользоваться электронными государственными услугами. Вторая подсистема содержит показатели состояния информационного сектора экономики региона. Третья подсистема показателей отражает индекс развития человеческого потенциала, показы-
* Аспирант кафедры Экономической информатики и управления.
вает готовность населения к потреблению государственных услуг в электронном виде и наличие навыков работы в электронной среде. Четвертая подсистема показателей характеризует уровень он-лайн присутствия региональных органов власти, содержит показатели состояния проектов региональных электронных правительств.
Для построения интегрального показателя (индекса развития электронного правительства) использована рейтинговая технология. Интегрирование показателей осуществляется по аддитивному методу свертки. На основе индекса развития электронного правительства производится ранжирование регионов, строятся рейтинги регионов по уровню развития электронного правительства.
Предлагаемая методика апробирована на примере регионов Южного Федерального Округа и Северо-Кавказского Федерального Округа с анализом данных за 2007-2011 гг. В связи с тем, что государственные органы статистики переходят на новую форму статистического наблюдения, и еще не все показатели, используемые при подсчете индекса он-лайн присутствия региональных органов власти, даны для субъектов РФ, данный индекс под-считывался с помощью доступных значений показателей.
Результаты анализа данных для регионов ЮФО и СКФО за 2007-2011 гг., приведены в таблице (см. табл. 1). Для каждого года исследования в таблице выделены регионы с наибольшими значениями индекса развития электронного правительства (тройка лидеров).
Таблица 1
Значения индекса развития электронного правительства для регионов ЮФО и СКФО за 2007-2011 года
Южный федеральный округ 2007 2008 2009 2010 2011
Республика Адыгея 0,4244 0,4423 0,4174 0,3987 0,4762
Республика Дагестан 0,3615 0,3492 0,412 0,3518 0,2588
Республика Ингушетия 0,1233 0,1041 0,096 0,2289 0,3138
Кабардино-Балкарская Республика 0,5687 0,5504 0,5751 0,5226 0,5351
Республика Калмыкия 0,5116 0,547 0,5768 0,5395 0,5446
Карачаево-Черкесская Республика 0,4046 0,3713 0,3984 0,3622 0,2835
Республика Северная Осетия - Алания 0,4673 0,4298 0,4541 0,5234 0,5314
Чеченская Республика 0,1323 0,1649 0,1885 0,2352 0,2004
Краснодарский край 0,5699 0,5975 0,5822 0,5519 0,6364
Ставропольский край 0,5709 0,5876 0,5667 0,6831 0,6206
Астраханская область 0,5905 0,5376 0,544 0,6611 0,601
Волгоградская область 0,7082 0,6727 0,632 0,5509 0,5788
Ростовская область 0,751 0,7587 0,6892 0,6236 0,525
Согласно результатам проведенного анализа можно выделить несколько групп регионов в зависимости от уровня развития электронного правительства. Группу регионов со значениями индекса развития электронного правительства ниже среднего уровня (1эп за 2011 г. < 0,4) составляют Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика и Че-
68
СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ
ченская Республика. Причинами низкого уровня развития электронного правительства в этих регионах являются недостаточное развитие регионов по всем подсистемам электронного правительства. Органам государственного управления необходимо внести в стратегический план развития указанных регионов систему мероприятий: формирование современной инфраструктуры связи и телекоммуникаций; подключение к сети Интернет учреждений культуры, в первую очередь публичных государственных и муниципальных библиотек; развитие электронных сервисов для повышения качества оказания услуг в области образования и науки; развитие сервисов взаимодействия граждан с органами государственной власти при помощи электронной почты, созданной на базе единого портала; создание сервисов для обеспечения общественного обсуждения и контроля за деятельностью органов государственной власти; развитие единой межведомственной информационно-статистической системы.
Группу со средним уровнем развития проектов электронного правительства (0,4 < 1эп за 2011 г. < 0,6) составляют такие регионы, как Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Волгоградская область, Ростовская область Республика Северная Осетия - Алания. Более высокие значения по индексу развития электронного правительства этих регионов связаны с высоким уровнем развития человеческого потенциала и он-лайн присутствия региональных органов власти. Развитие информационного сектора экономики этих регионов характеризуется средними значениями. Для устойчивого развития электронного правительства региональным органам власти перечисленных регионов необходимо осуществить ряд мероприятий, направленных на разработку механизмов, позволяющих использовать мобильные устройства для доступа к сервисам электронного правительства; обеспечение распределенного доступа к различным отраслевым информационным ресурсам в сети Интернет, к данным о музейных предметах, коллекциях, к документам библиотечного фонда, государственным услугам в сфере культуры, сайтам управлений культуры субъектов Российской Федерации, учреждений культуры; создание и развитие информационных систем поддержки малого и среднего предпринимательства.
Группу лидеров по развитию электронного правительства (1эп за 2011 г. > 0,6) согласно анализу регионов ЮФО и СКФО составляют Краснодарский край, Ставропольский край и Астраханская область. Причинами высокого уровня развития электронного правительства в этих регионах являются высокие показатели состояния информационно-коммуникационной инфраструктуры и информационного сектора экономики. Органам государственного управления регионов необходимо уделить внимание проведению следующих мероприятий: формирование единого пространства доверия электронной цифровой подписи; развитие системы межведомственного электронного взаимодействия; развитие защищенной системы межведомствен-
ного электронного документооборота; повышение готовности населения и бизнеса к возможностям информационного общества.
Разработанная методика позволяет определить уровень развития электронного правительства региона, выявить зоны отставания региона по отдельным областям развития электронного правительства и составить на основе данной информации систему корректирующих мероприятий.
Список литературы:
1. Калинина А.Э. Методологические подходы к исследованию эффективности процессов региональной информатизации / А.Э. Калинина // Вестник ВолГУ Серия 3. Экономика. Экология. Выпуск 11. - Волгоград: Изд-во ВолГУ - 2007. - С. 86-95.
2. Калинина А.Э. Формирование элементов электронного правительства в органах местного самоуправления муниципальных образований / А.Э. Калинина, А.В. Шевандрин // Власть. - 2012. - № 12. - С. 17-21.
3. Паспорт государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.piorao.nichost.ru/data/2242.doc.
4. Программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.programs-gov.ru/28_1.php.
5. E-Government Survey 2012 E-Government for the People / Department of Economic and Social Affairs. - N-Y., 2012. - 143 p.
6. The User Challange Benchmarking. The Supply of Online Public Services: 7th Measurement. September 2007 / Directorate General for Information Society and Media. - 122 p.