Научная статья на тему 'Методика оценки развития электронного правительства регионов на основе системнофункционального подхода'

Методика оценки развития электронного правительства регионов на основе системнофункционального подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
615
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ / СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА / РЕЙТИНГ РЕГИОНОВ / E-GOVERNMENT / METHODOLOGY OF EVALUATION / SYSTEMIC-FUNCTIONAL APPROACH / INDEX OF E-GOVERNMENT DEVELOPMENT / RATING OF REGIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисова Анна Сергеевна

Разработана методика оценки развития электронного правительства на основе системно-функционального подхода. Проведена ее апробация на примере регионов ЮФО и СКФО. Предложен алгоритм вычисления рейтинговой оценки развития электронного правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The evaluation methodology of regions’ e-government development on the basis of the systemic-functional approach

The research develops an evaluation methodology of the regions’ e-government development on the basis of the systemic-functional approach. The author carries out a testing of the methodology by studying the cases of the Southern and the North Caucasian Federal Districts. The article suggests an algorithm of calculation of the e-government development rating.

Текст научной работы на тему «Методика оценки развития электронного правительства регионов на основе системнофункционального подхода»

УДК 338.24 + 004.9 Борисова Анна Сергеевна

аспирант кафедры экономической информатики и управления

Волгоградского государственного университета dom-hors@mail.ru

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕГИОНОВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА

Borisova Anna Sergeyevna

PhD student of the Economic Informatics and Management Department, Volgograd State University dom-hors@mail.ru

THE EVALUATION METHODOLOGY OF REGIONS’ E-GOVERNMENT DEVELOPMENT ON THE BASIS OF THE SYSTEMIC-FUNCTIONAL APPROACH

Аннотация:

Разработана методика оценки развития электронного правительства на основе системнофункционального подхода. Проведена ее апробация на примере регионов ЮФО и СКФО. Предложен алгоритм вычисления рейтинговой оценки развития электронного правительства.

Ключевые слова:

электронное правительство, методика оценки, системно-функциональный подход, индекс развития электронного правительства, рейтинг регионов.

The summary:

The research develops an evaluation methodology of the regions’ e-government development on the basis of the systemic-functional approach. The author carries out a testing of the methodology by studying the cases of the Southern and the North Caucasian Federal Districts. The article suggests an algorithm of calculation of the e-government development rating.

Keywords:

e-Government, methodology of evaluation, systemic-functional approach, index of e-Government development, rating of regions.

Расширение доступа населения к электронным средствам коммуникаций и развитие информационного сектора экономики обусловили необходимость проведения работы по созданию электронного правительства в России.

В регионах начато осуществление программ областного уровня по внедрению концепции электронного правительства. Для устойчивого развития страны в данной области необходимо проводить систематические измерения показателей уровня развития электронного правительства, в том числе на мезоуровне. Это позволит определить ключевые факторы успеха и барьеры развития субъектов РФ в сфере предоставления государственных услуг в электронном виде. В настоящий момент нет четких предписаний для осуществления оценки развития электронного правительства в регионах России. Поэтому автором на основе проведенного сравнительного анализа существующих методик в зарубежной и российской науке и практике [1, с. 120; 2, с. 10; 3] предложен подход к такой оценке.

Предлагаемая автором методика позволяет проводить количественную оценку региональных проектов электронного правительства без привлечения экспертов и учитывает все важные аспекты развития электронного правительства в регионе.

В основе оценки лежат функции электронного правительства, которые можно разделить на четыре области [4, с. 43]:

1. Электронная администрация (E-administration) затрагивает, в основном, все административные и эксплуатационные процессы правительства, в которых используются информационнокоммуникационные технологии, включая повседневные офисные задачи и основные управленческие функции общественных организаций, такие как планирование, организация, наем персонала, руководство и контроль. Электронная администрация тесно связана с электронным управлением (e-management), которое включает в себя использование информационных технологий для улучшения управления правительством, начиная от упрощения бизнес-процессов до ведения электронных протоколов и улучшения движения и интеграции информации.

2. Электронные услуги (E-services) характеризуются обеспечением общественными услугами граждан и других целевых аудиторий и использованием информационнокоммуникационных технологий. Электронные услуги состоят из информационных, коммуникационных и транзакционных услуг, оказываемых в различных сферах общественной деятельности, таких как здравоохранение, социальное обеспечение и образование.

3. Электронное управление (E-governance), понимаемое в контексте общественного сектора как «общественное электронное управление» - это управление и регулирование отношений заинтересованных лиц на неиерархической основе с помощью информационнокоммуникационных технологий с целью заботы о политике, обслуживании и функциях развития

правительства. Другими словами, это сотрудничество, взаимодействие и партнерские отношения между общественными организациями, корпорациями, неправительственными организациями, группами населения и активными гражданами, реализованные для эффективной координации внутренних и внешних ресурсов для достижения целей государственной политики.

4. Электронная демократия (Б-Ьетосгасу) описывается демократическими структурами, процессами и методами, в которых используются информационно-коммуникационные технологии для увеличения прозрачности, демократического принятия решений, включенности и участия граждан.

Система взаимосвязанных показателей оценки развития электронного правительства согласно системно-функциональному подходу представлена на рисунке 1.

Индекс развития электронного правительства (1ЭП)

Индекс электронной администрации (Е-асіїшішІгаІіоп)

Доля ОГВ и ОМС использующих _____Интернет

Уровень оснащенности региональных органов власти системами электронного документооборота

Доля ОГВ и ОМС, использующих средства электронной цифровой подписи

Доля ОГВ и ОМС, использующих вебсайт при оказании государственных услуг

Количество ИС, функционирующих в ОГВ и ОМС и обеспечивающих информационное взаимодействие с ИС в других органах власти

Затраты на развитие и использование ИКТ в деятельности ОГВ и ОМС

Доля размещенных заказов с использованием электронных торговых площадок (по количеству торгов)

Индекс электронных услуг (Е-эетсеБ)

т

Количество гос. услуг, для которых есть электронные формы документов

Доля гос. услуг для граждан и организаций, которые могут быть полностью осуществлены через _______Интернет_________

Уровень удовлетворенности ^ граждан

предоставляем ы м и электронными услугами

Уровень удовлетворенности юридических лиц предоставляемыми электронными услугами

Удельный вес граждан, использующих Интернет для получения гос.услуг

Удельный вес юридических лиц, использующих Интернет для получения гос.услуг

Доля государственных полномочий, переведенных в электронную форму

Количество предоставленных услуг ОГВ и ОМС через региональный портал государственных услуг

Индекс электронного управления (Е^оуетапсе)

Затраты на ИКТ на 1000 человек

Затраты на оплату доступа к сети Интернет на 10ОО ________человек_______

Удельный вес организаций, использующих Интернет

Удельный вес

► организаций, имеющих веб-сайт

Затраты на обучение сотрудников,

-► связанных с развитием и использованием ИКТ на 1 ООО человек

Доля занятых,

► имеющих высшее образование

Доля потребительских -> расходов на образование

Доля студентов вузов в населении,

► . обучающихся на ИКТ-специальностях

Выпуск из

► аспирантуры на 1 ООО человек

Численность исследователей с учеными степенями на 1 ООО человек

Число организаций, использующих специальные - программные средства для предоставления доступа к базам данных через Интернет на 1 ООО человек

Индекс электронной демократии (Е-с1етосгасу)

► Оценка портала администрации региона

—► Доля ОГВ и ОМС, использующих электронную почту

• Наличие сервиса электронного голосования

- Наличие форума для граждан на портале администрации

Количество предоставленных услуг ОГВ и ОМС через МФЦ

Рисунок 1 - Система показателей оценки развития электронного правительства

- 519 -

на основе системно-функционального подхода

Иерархическая декомпозиция системы показателей оценки позволяет проводить вычисление индекса развития электронного правительства путем интегрирования показателей каждого уровня декомпозиции. Для построения интегрального показателя использована рейтинговая технология.

Алгоритм вычисления рейтинговой оценки развития электронного правительства по предлагаемой методике состоит из следующих шагов.

Шаг 1. Необходимо привести показатели, данные в абсолютном виде (У1), к относительному, для возможности проведения дальнейшего их сравнения по регионам. Производятся вычисления формуле 1.

(1)

где XI - показатель в относительном виде для 1-го региона;

У1 - показатель в абсолютном виде для 1-го региона;

N1 - среднегодовая численность населения (тыс. чел.) для 1-го региона.

Шаг 2. Большое количество показателей с разной размерностью затрудняет проведение оперативного комплексного анализа состояния и динамики развития электронного правительства. Необходимо осуществить приведение показателей к безразмерному виду путем нормирования данных с применением формулы линейного масштабирования (2).

(2)

где I - номер региона;

XI - значение параметра для 1-ого региона;

Хтах и Хт1п - установленные максимальное и минимальное значения показателей (референтные или реперные точки);

А1 - нормированный показатель (индекс показателя).

Суть метода линейного масштабирования состоит в том, чтобы отобразить значения каждого показателя в интервале от 0 до 1, сохраняя все пропорции между отдельными значениями.

Шаг 3. Следующим этапом в алгоритме вычисления рейтинговой оценки развития электронного правительства является свертка относительных значений индикаторов в итоговые рейтинговые оценки. Безразмерность и одинаковая область изменения относительных показателей А1 обеспечивает удобство агрегирования.

Делается предпосылка, что в структуре индекса электронной администрации (11), индекса электронных услуг (12), индекса электронного управления (13) и индекса электронной демократии (14) факторы имеют равные весовые коэффициенты. Рейтинговые оценки указанных индексов определяются по формулам как средние арифметические значения оценок показателей, характеризующих соответствующую предметную область.

Шаг 4. Далее необходимо провести вычисление индекса развития электронного правительства 1эп по формуле 3. Автор предполагает, что высокая эффективность реализации проектов электронного правительства обусловлена равномерным развитием проектов по всем функциям электронного правительства. В связи с этим интегральный показатель развития электронного правительства целесообразно вычислять по аддитивной формуле с использованием равных весовых коэффициентов.

1эп = а1*11 + а2*12 + а3*13 + а4*Ц, (3)

где 1эп - индекс развития электронного правительства региона;

11 - индекс электронной администрации;

12 - индекс электронных услуг;

13 - индекс электронного управления;

14 - индекс электронной демократии;

а1, а2, а3, а4 - весовые коэффициенты (а1 = а2 = а3 = а4 = 0,25).

Правомерность агрегирования по формулам (3) обусловлена тем, что все субиндексы, составляющие итоговый показатель, безразмерны и изменяются в одном диапазоне - от 0 до 1.

На основе индекса развития электронного правительства 1эп производится ранжирование регионов, строятся рейтинги регионов по уровню его развития. В соответствии с формулой 3 рейтинговая оценка развития электронного правительства лежит в интервале от 0 до 1. Соответственно, чем больше значение 1эп, тем выше место региона в рейтинге.

В ранжированных рядах порядковые номера регионов присуждаются следующим образом: значение «1» присваивается региону с наиболее высоким значением индекса развития электронного правительства, значение «2» - региону с меньшим значением итогового индекса и т.д.

Предлагаемая методика оценки развития электронного правительства апробирована на примере регионов ЮФО и СКФО с анализом данных за 2009-2011 гг. В связи с тем, что государственные органы статистики переходят на новую форму статистического наблюдения и еще не все показатели, используемые при подсчете индекса развития электронного правительства, даны для субъектов РФ, данный индекс подсчитывался с помощью редуцированной модели оценки развития проектов электронного правительства.

Результаты анализа данных для регионов ЮФО и СКФО за 2009-2011 гг. приведены в таблице 1. Для каждого года выделены регионы с наибольшими значениями индекса развития электронного правительства (тройка лидеров).

Таблица 1 - Индекс развития электронного правительства для регионов ЮФО и СКФО за 2009-2011 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Регионы ЮФО и СКФО 2009 2010 2011

Республика Адыгея 0,3686 0,2450 0,3718

Республика Калмыкия 0,2415 0,3406 0,4630

Краснодарский край 0,2305 0,4671 0,7305

Астраханская область 0,3024 0,2581 0,5119

Волгоградская область 0,4242 0,1811 0,5382

Ростовская область 0,5863 0,6334 0,4833

Республика Дагестан 0,1828 0,3245 0,2263

Республика Ингушетия 0,0261 0,2604 0,3510

Кабардино-Балкарская Республика 0,3689 0,5166 0,6971

Карачаево-Черкесская Республика 0,1832 0,2443 0,0928

Республика Северная Осетия-Алания 0,1369 0,2654 0,4698

Чеченская Республика 0,0261 0,0651 0,2544

Ставропольский край 0,3684 0,0907 0,5154

Разработанная методика опирается на объективную статическую информацию, учитывает все важные аспекты развития электронного правительства в регионе, основывается на количественных и качественных характеристиках развития электронного правительства и позволяет проводить количественную оценку проектов регионов России без привлечения экспертов.

Кроме того предлагаемая методика разработана в рамках действующего федерального и регионального законодательства, нормативной и методической базы и с учетом лучшей практики и подходов в зарубежных странах, и позитивных примеров организации оценки в российских регионах.

Предложенный автором подход к оценке развития проектов электронного правительства позволяет определить уровень развития электронного правительства региона, выявить зоны отставания региона по отдельным областям развития электронного правительства и составить на основе данной информации систему корректирующих мероприятий.

Ссылки:

1. E-Government Survey 2012 E-Government for the People // Department of Economic and Social Affairs. N.Y., 2012. 143 p.

2. The User Challange Benchmarking. The Supply of Online Public Services: 7th Measurement. September 2007 // Directorate General for Information Society and Media. 122 p.

3. Евтюшкин А.В., Шапошник С.Б. Индекс готовности регионов России к электронному правительству. URL: http://www.iis.ru/docs/20050929/Shaposhnik.pdf (дата обращения: 31.10.2013).

4. Annttiroiko A.-V. A Brief Introduction to the Field of E-Government // Electronic government: concepts, methodologies, tools and applications. N.Y., 2008. P. 41-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.