УДК 336.225
НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Виктор Васильевич Гребеник, д.э.н., доц., проф. кафедры бухгалтерского учёта и налогообложения Тел.: 8-917-538-43-70, e-mail: gvik65@mail.ru Московский университет им. С.Ю. Витте http://www.muiv.ru Инга Владимировна Никулкина, к.э.н., доц., зав. кафедрой финансов и банковского дела Тел.: 8-926-899-49-82, e-mail: ingal23456@yandex.ru Северо-Восточный федеральный университет http://www.s-vfu.ru
Авторами предложены концептуальные подходы по формированию налогового механизма в целях стимулирования экономики российской Арктики, в том числе активизации и обеспечения сбалансированного развития внешнеэкономической, инновационной и инвестиционной деятельности.
Ключевые слова: Арктика, Арктическая зона Российской Федерации, государственная политика в Арктике, государственная финансовая политики развития Арктической зоны Российской Федерации, налогообложение, налоговые механизмы развития арктических территорий, налоговое стимулирование, специальный налоговый режим.
Освоение и развитие Арктики является не просто одной из целевых программ российской экономики, это проект, который по значимости, перспективности и насущности не имеет аналогов как в современной России, так и в мире в целом.
Развитие экономики российской Арктики по своему значению выходит далеко за рамки возможностей стандартных механизмов и инструментов государственной политики. Мировой и российский опыт освоения северных территорий свидетельствует, что традиционные подходы к решению социальноэкономических проблем Севера и Арктики не позволяют эффективно реализовать природно-ресурсный, производственный, транспортный и экономический потенциалы арктических регионов. По стратегическому значению экономика Арктики не может развиваться на стандартных общероссийских условиях государственного регулирования. В Арктике должны применяться особые режимы и механизмы государственного регулирования и управления. В современных условиях требуется качественное усиление стратегических и программноцелевых начал, формирование целостной государственной политики в Арктической зоне Российской Федерации и соответствующих механизмов реализации.
В Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 определена новая модель государственной политики в Арктике, требующая новых современных подходов финансового обеспечения арктических проектов.
Для успешной ее реализации необходимо трансформировать и налоговые механизмы государственной арктической политики, учитывающие интересы государства, регионов и хозяйствующих субъектов Арктической зоны Российской Федерации.
Ключевой проблемой освоения и развития Арктической зоны Российской Феде-
рации является низкая инвестиционная привлекательность данного макрорегиона. Одним из факторов, влияющих на формирование инвестиционного климата Арктической зоны РФ, является отсутствие институциональных условий активизации инвестиционных процессов, к которым можно отнести и действующую систему налогообложения (отсутствие налоговых стимулов для инвестиций в Арктическую зону РФ).
Авторы считают, что развитие налоговой системы Российской Федерации должно отвечать задачам «диверсификации экономики на основе инновационного технологического развития» [1], основным национальным интересам Российской Федерации -«использование Арктической зоны Российской Федерации в качестве стратегической ресурсной базы Российской Федерации, обеспечивающей решение задач социальноэкономического развития страны» [3]. Налоговая нагрузка на сырьевой сектор экономики не может быть одинаково высокой для всех отраслей этого сектора. Жёстко фискальный подход не должен применяться ко всем отраслям добывающей промышленности. Унифицированность такого подхода совершенно не оправдана для реализации капиталоёмких проектов, например таких проектов, как освоение арктического континентального шельфа, освоение месторождений Восточной Арктики. Месторождения Арктической зоны РФ в большинстве своем характеризуются высокими затратами, слабой развитостью инфраструктуры, сложными геологическими условиями, низкой геологической изученностью (особенно Восточная Арктика), большой удалённостью рынков сбыта. Основные нефтегазоносные районы российского арктического шельфа характеризуются крайне сложными природно-климатическими и инженерно-геологическими условиями. В целом освоение арктических территорий и акваторий сопряжено с особенно высокими рисками хозяйственной деятельности и дискомфортностью проживания. Кроме того, для эффективной эксплуатации таких углеводородных месторождений, расположенных в трудных природно-климатических условиях, необходимо обеспечить решение ряда сложных научно-технических задач в области строительства скважин, нефтегазопромысловых объектов и нефтегазопроводов в зоне многолетнемерзлых грунтов и морских месторождений, внедрения обеспечивающих сохранение окружающей среды новых технологических решений. Все это потребует привлечения значительных объёмов инвестиций. Затраты на освоение месторождений в Арктике существенно превышают такие затраты для месторождений, расположенных в традиционных местах добычи в материковой части России. Усугубляют ситуацию системные проблемы нефтегазовой отрасли: нерациональное недропользование (низкий коэффициент извлечения нефти) и отсутствие комплексных технологий добычи углеводородов (сжигание попутного нефтяного газа); высокий износ основных фондов транспортной и нефтегазоперерабатывающей промышленности; наличие инфраструктурных ограничений, в том числе для диверсификации экспортных поставок нефти и газа и др.
Действующие положения налогового законодательства Российской Федерации не в полной мере учитывают специфику добычи углеводородов в новых перспективных регионах, особенно на континентальном арктическом шельфе Российской Федерации, что предопределяет недостаточный уровень инвестиционной привлекательности проектов и ограничивает возможности по привлечению для его реализации компаний, обладающих необходимыми технологиями, опытом и финансовыми ресурсами.
В настоящее время в нашей стране применяется жёстко фискальный, унифицированный подход к налогообложению недропользования, не учитывающий национальные приоритеты и интересы Российской Федерации в Арктике. Существующие «точечные» меры налогового стимулирования (налоговые льготы по НДПИ) недостаточны для реализации крупномасштабных инвестиционных проектов в Арктике. Сложившаяся система ресурсных налогов и платежей не имеет гибкого механизма, нацелена на изъятие текущих сверхдоходов, обусловленных благоприятной ценовой конъюнктурой на мировых рынках и совершенно не учитывает особенности реализации капиталоёмких проектов в Арктике.
В этой связи предложены следующие основные методологические положения формирования налогового механизма развития арктических территорий:
- налоговое регулирование, в сфере развития Арктической зоны РФ, должно основываться на принципах комплексности (например, увязка налогового и таможенно-тарифного регулирования),
- создание системы налогового и таможенно-тарифного регулирования освоения арктических месторождений с учетом целей и интересов государства и субъектов хозяйствования), своевременности (изменения в налогообложении должны соответствовать структурным преобразованиям, новациям в нормативно-правовой базе и системе контроля), стабильности;
- налоговые инструменты должны быть направлены на стимулирование развития Арктической зоны Российской Федерации;
- механизм налогообложения в сфере недропользования должен учитывать специфику Арктической зоны Российской Федерации.
В настоящее время существует настоятельная необходимость реформирования российской налоговой системы с целью создания новой модели налогообложения в сфере недропользования, направленной на реализацию государственной стратегии развития Арктической зоны РФ. Понятно, что сегодня кардинально изменить действующую систему налогообложения не удастся, но основы новой системы налогообложения, стимулирующей развития Арктической зоны РФ, необходимо закладывать уже сейчас.
В связи с этим предлагаем следующие основные направления совершенствования системы налогообложения в целях освоения и развития Арктической зоны РФ:
- совершенствование действующей системы налогообложения в сфере недропользования путём создания стимулирующей системы мер налогового и таможенно-тарифного регулирования;
- формирование новой системы налогообложения, стимулирующей освоение и развитие российской Арктики путём создания специальных налоговых режимов и таможенных процедур.
Среди возможных элементов модернизации экономической системы, признанных в мировой практике и дающих импульс экономическому росту, выделяются налоговые и таможенные механизмы, способствующие обеспечению инвестиционной активности в экономике, поддержку инновационной деятельности, включению регионов во внешнеэкономические связи.
В настоящее время реформирование налогового и таможенного регулирования не может игнорировать особенности структуризации экономического пространства страны - экономики субъектов федерации; специфики региональных хозяйственных систем; межрегиональных связей и отношений. Это тем более касается тех субъектов федерации, в которых сосредоточены преобладающие объёмы экспортноориентированных производств и стратегических ресурсов и в которых большинство региональных проблем одновременно являются и общероссийскими. Причём речь идет не о частных региональных механизмах регулирования, а об учёте специфики региональных хозяйственных систем в экономике страны в целом.
Сегодня как никогда существует необходимость в разработке и скорейшей реализации налоговых стимулов для бизнеса, экономических стимулов и социальных гарантий для граждан, работающих и проживающих в Арктической зоне РФ, а также для привлечения и закрепления молодёжи для работы в районах Арктики, особенно молодых научных, педагогических, медицинских кадров и специалистов инновационного профиля.
В связи с этим целесообразно разработать комплекс государственных мер в сфере налогообложения, направленных на стимулирование и поддержку развития российских арктических территорий.
В качестве мер налогового стимулирования освоения и развития Арктической зоны Российской Федерации предлагается следующее.
1. Введение специального налогового режима, стимулирующего освоение и развитие Арктической зоны РФ (а не только значимых инвестиционных проектов), в том числе для субъектов малого и среднего бизнеса.
Специальный налоговый режим для субъектов Арктической зоны Российской Федерации предусматривает налоговые стимулы:
- для организаций, добывающих на арктическом континентальном шельфе - специальный налоговый режим;
- для организаций, получивших статус участников инновационного проекта «Арктика» -налоговые льготы (налоговые каникулы). В этой связи необходимо принятие Федерального закона «Об инновационном центре Арктика» и введение нового участника налоговых отношений
- организации, получившей статус участников проекта по осуществлению исследований и разработок в Арктической зоне Российской Федерации;
- для субъектов малого бизнеса, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Арктической зоны Российской Федерации — упрощённая система налогообложения для субъектов малого бизнеса Арктической зоны Российской Федерации;
- для социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в Арктической зоне Российской Федерации - налоговые льготы;
- для организаций, осуществляющих коммерческую деятельность в Арктической зоне РФ
- специальный налоговый режим для организаций, осуществляющих коммерческую деятельность в Арктической зоне Российской Федерации.
2. Введение специального налогового режима для участников внешнеэкономической деятельности в Арктической зоне Российской Федерации. Специальный налоговый режим — упрощённая система налогообложения для участников внешнеэкономической деятельности в Арктической зоне Российской Федерации (организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в Арктической зоне Российской Федерации).
3. Внесение изменений в общий режим налогообложения в целях государственной поддержки и стимулирования конкретных мероприятий, связанных с освоением и развитием Арктической зоны РФ (например: применение налоговых льгот по НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации; совершенствование механизма инвестиционного налогового кредита, амортизации и др.).
4. Введение экологического налога и создание экологического фонда Арктики.
5. Введение упрощённых таможенных процедур для участников инновационного проекта «Арктика»; субъектов малого бизнеса, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Арктической зоны Российской Федерации; для социально ориентированных некоммерческих организаций; организаций, добывающих на арктическом континентальном шельфе.
На начальном этапе предлагаем предусмотреть следующие меры налогового регулирования:
- применение налоговых льгот по НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации;
- освободить от налогообложения ввоз на территорию Российской Федерации товаров -сырья, материалов, технологического оборудования (за исключением подакцизных товаров) для использования их в экспортном производстве или импортозамещении по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
- освободить от налогообложения ввоз на территорию Российской Федерации товаров, за исключением подакцизных, по перечню, утверждаемому Правительством РФ, перемещаемых в рамках международного сотрудничества РФ в области исследования и использования Арктической зоны РФ;
- совершенствование механизма инвестиционного налогового кредита.
В связи с этим предлагаем внести следующие изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ в отношении порядка и условий предоставления инвестиционного налогового кредита:
- в абзац 2-3 п.1 ст.66 Налогового кодекса РФ и изложить в следующей редакции:
Действующая редакция аб. 2-3 п. 1 ст.66 НК РФ Предлагаемая редакция аб. 2-3 п. 1 ст.66 НК РФ
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации и по налогу на добавленную стоимость, а также по региональным и местным налогам. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до десяти лет.
- пункт 1 ст.67 Налогового кодекса РФ дополнить подпунктами 6-8 и изложить в следующей редакции:
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- осуществление этой организацией внешнеэкономической деятельности (производство экспорто-ориентированной несырьевой продукции и импортозамещение) в соответствии с перечнем, утверждённым Правительством Российской Федерации;
- осуществление этой организацией производственной деятельности на территории субъектов арктической зоны;
- выполнение этой организацией заказа по социально-экономическому развитию региона Арктической зоны РФ или предоставление ею особо важных услуг населению.
Также необходимо предусмотреть применение инвестиционного налогового кредита и по таможенным платежам при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза.
В дальнейшем в рамках вышеуказанных специальных налоговых режимов при формировании новой системы налогообложения, стимулирующей освоение и развитие российской Арктики, предлагаются использовать следующие меры налогового стимулирования (табл. 1).
В настоящее время для России важно определиться с выбором модели налогообложения в сфере недропользования в целях реализации государственной политики в Арктической зоне Российской Федерации. Сегодня существует настоятельная необходимость в формировании гибкой системы налогообложения, учитывающей интересы государства, арктических регионов и компаний, способствующей эффективному освоению месторождений в Арктике, в том числе труднодоступных и капиталоёмких. Такая система налогообложения даст возможность компенсировать выпадающие доходы из-за льгот на начальном этапе освоения месторождений и одновременно стимулировать разработку арктических месторождений отечественным и зарубежным бизнесом. Для реализации арктических проектов очень важно обеспечить стабильные налоговые правила и политику.
Таким образом, теория и практика реализации налоговой политики подтверждает, что эффективность налоговых отношений может быть достигнута путём оптимального сочетания различных методов и форм налогового регулирования. Достижение целей устойчивого развития экономики Арктической зоны РФ предполагают выстраивание эффективных бюджетных, налоговых и таможенно-тарифных механизмов, направленных на усиление стимулирующего влияния финансовой системы, на развитие экономики страны в целом.
Таблица 1
Меры налогового стимулирования освоения и развития Арктической зоны Российской Федерации
Налог Предлагаемая налоговая льгота
1. Специальный налоговый режим для субъектов Арктической зоны РФ
1.1. Специальный налоговый режим для организаций, добывающих на континентальном шельфе
1) Налог на добавленную стоимость - установление «0» ставки НДС: при реализации жилья строительномонтажными предприятиями на первичном рынке в Арктической зоне РФ; при реализации электроэнергии, воды, тепла и жилищно-коммунальных услуг в Арктической зоне РФ; - применение налоговых льгот по НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; - дополнительное стимулирование технологического перевооружения компаний путём отмены НДС на некоторые виды инвестиционного оборудования
2) Налог на прибыль организаций - пониженная ставка налога; - льготы по налогу для поддержания рентабельности и оборотных средств компаний
3) Налог на имущество организаций освобождение от налога на время окупаемости инвестиционного проекта
4) Земельный налог освобождение от налога на время окупаемости инвестиционного проекта
5) Налог на добычу полезных ископаемых поддержка нефтедобычи в особых условиях (выработанные месторождения, северные, арктические районы, континентальный шельф и др.) путём: 1) дифференциация НДПИ (установление льгот) 2) в дальнейшем отмена НДПИ и введение НДД
1.2. Специальный налоговый режим для организаций, получивших статус участников инновационного проекта «Арктика»
введение налоговых каникул по налогу на прибыль организаций, НДС, налогу на имущество организаций, земельному налогу, а также применение пониженных тарифов при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и другие фонды в течение первых трёх лет деятельности для вновь созданных организаций
1.3. Специальный налоговый режим - упрощенная система налогообложения для участников внешнеэкономической деятельности в Арктической зоне РФ
введение единого налога с установлением налоговой ставки в размере 6-15% от суммы доходов организации применение упрощенной системы налогообложения организациями всех видов деятельности, за исключением производства алкогольной и табачной продукции, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в Арктической зоне РФ, предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, земельного налога, НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ)
1.4. Специальный налоговый режим для организаций, осуществляющих коммерческую деятельность в Арктической зоне РФ
введение единого налога с установлением налоговой ставки в размере 6-15% от суммы доходов организации применение упрощённой системы налогообложения организациями всех видов деятельности, за исключением операций с недвижимостью, финансов, производства алкогольной и табачной продукции, предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, земельного налога, НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ)
Реализация предложенных направлений и мер государственной финансовой политики в развитии Арктической зоны РФ будет способствовать созданию условий для экономической деятельности в Арктике, повышению инвестиционной привлекательности, что позволит достичь важнейших стратегических целей социально-экономического развития Арктической зоны РФ и приоритетов государственной арктической политики.
Литература
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 47, ст. 5489.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая // Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, №32, ст. 3340; с последующими изменениями и дополнениями.
3. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Утверждены Президентом РФ. Российская газета. 1969. [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.rg.ru/2009/03/30/arktika-osnovy-dok.html.
4. Пансков В.Г. О возможных направлениях налоговой политики // Финансы. 2012. № 5. С.30-34.
5. Проект Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. иКЪ±йр://пагГи.ги /development_program/Stategy_arctic.pdf.
6. Проект Федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации» [Электронный ресурс]. иКЬ: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.
7. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. URL:http://www. consult-ant.ru/online/.
Tax Incentives of Development of Arctic Zone of Russian Federation
The authors offer conceptual approaches to the formation of tax mechanism for stimulation of the economy of the Russian Arctic, including activization and ensuring the balanced development of the foreign economic, innovative and investment activity.
Keywords: Arctic, Arctic zone of the Russian Federation, state policy in Arctic, state financial policy of development of Arctic zone of the Russian Federation, taxation, tax mechanisms of Arctic territories, tax incentives, special tax regime.
Viktor Vasilyevich Grebenick, Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Professor of Accounting and Taxation Department, Moscow University after S.Yu.Witte Inga Vladimirovna Nikulkina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of Finance and Banking Department, North-East Federal University