Научная статья на тему 'Налоговые и таможенные механизмы регулирования развития Арктической зоны Российской Федерации с позиции укрепления национальных интересов'

Налоговые и таможенные механизмы регулирования развития Арктической зоны Российской Федерации с позиции укрепления национальных интересов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
271
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГИ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / НАЛОГОВЫЕ КАНИКУЛЫ / ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА / ТАМОЖЕННАЯ ПРОЦЕДУРА / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / АРКТИКА / TAXES / TAX BENEFITS / TAX HOLIDAYS / CUSTOMS DUTY / CUSTOMS PROCEDURE / THE RUSSIAN ARCTIC AREA / ARCTIC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончаренко Любовь Ивановна, Никулкина Инга Владимировна

Предмет исследования формирование целостного взаимоувязанного комплекса механизмов регулирования социально-экономического развития «арктического» макрорегиона, отвечающего новым экономическим условиям. Цели работы выработка адаптированного комплекса налоговых и таможенных механизмов регулирования в сфере развития Арктической зоны Российской Федерации с позиции укрепления национальных интересов и экономической безопасности страны, выделение основных проблем формирования системы финансовой поддержки и стимулирования социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации. Актуальность исследования развитие Арктической зоны Российской Федерации, обладающей значительным природно-ресурсным и экономическим потенциалом, во многом определяет экономическую безопасность и устойчивое развитие страны. В условиях динамично изменяющейся геополитической ситуации и экономической конъюнктуры возникает необходимость в поиске новых подходов к формированию государственной финансовой политики в Арктике и выработке эффективных механизмов ее реализации в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации. Выводы предложен комплекс налоговых и таможенных механизмов реализации государственной финансовой политики в Арктике с позиции укрепления национальных интересов, направленных на стимулирование инвестиционной, предпринимательской и научно-исследовательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации. Комплексное использование предложенных в статье механизмов регулирования позволит повысить результативность инвестиционных, финансовых решений в процессе реализации государственной политики в Арктике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гончаренко Любовь Ивановна, Никулкина Инга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax and Customs Mechanisms for Regulation of the Russian Arctic Development from the Standpoint of Strengthening National Interests

The subject of the research is the formation of a comprehensive interconnected set of regulatory mechanisms for the socio-economic development of the Arctic macro-region to meet the new economic requirements. The purpose of the research was to develop an adapted set of tax and customs regulatory mechanisms for the development of the Arctic Area of the Russian Federation from the standpoint of strengthening the national interests and economic security of the country and to identify the main problems in the establishment of a system for financial support and stimulation of the socio-economic development of the Russian Arctic Area. The relevance of the research is due to the fact that the development of the Russian Arctic Area having a substantial natural resource and economic potential determines to a great extent the economic security and sustainable development of the country. The dynamically changing geopolitical and economic situation necessitates seeking new approaches to the formation of the country’s Arctic financial policy alongside the development of effective mechanisms for its implementation in order to ensure sustainable socio-economic development of the Russian Arctic Area. Conclusions: a set of tax and customs mechanisms for the implementation of the state Arctic financial policy was proposed from the standpoint of strengthening national interests aimed at the promotion of investment, business and research activities in the Russian Arctic Area. The comprehensive use of the proposed regulatory mechanisms will improve the effectiveness of investment and financial decisions in the implementation of the state Arctic policy.

Текст научной работы на тему «Налоговые и таможенные механизмы регулирования развития Арктической зоны Российской Федерации с позиции укрепления национальных интересов»

налоги и налогообложение

143

DOI: 10.26794/1999-849Х-2018-11-6-143-151 УДК 336.025(045)

JEL Е62, G18, Н20, G23, Н24, Н25, Н30

Налоговые и таможенные механизмы регулирования развития Арктической зоны Российской Федерации с позиции укрепления национальных интересов

Л. И. Гончаренко

Финансовый университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-9872-3279

И. В. Никулкина

Северо-Восточный федеральный университет, Якутск, Россия https://orcid.org/0000-0002-2889-1197

АННОТАЦИЯ

Предмет исследования - формирование целостного взаимоувязанного комплекса механизмов регулирования социально-экономического развития «арктического» макрорегиона, отвечающего новым экономическим условиям. Цели работы - выработка адаптированного комплекса налоговых и таможенных механизмов регулирования в сфере развития Арктической зоны Российской Федерации с позиции укрепления национальных интересов и экономической безопасности страны, выделение основных проблем формирования системы финансовой поддержки и стимулирования социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации. Актуальность исследования - развитие Арктической зоны Российской Федерации, обладающей значительным при-родно-ресурсным и экономическим потенциалом, во многом определяет экономическую безопасность и устойчивое развитие страны. В условиях динамично изменяющейся геополитической ситуации и экономической конъюнктуры возникает необходимость в поиске новых подходов к формированию государственной финансовой политики в Арктике и выработке эффективных механизмов ее реализации в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации.

Выводы - предложен комплекс налоговых и таможенных механизмов реализации государственной финансовой политики в Арктике с позиции укрепления национальных интересов, направленных на стимулирование инвестиционной, предпринимательской и научно-исследовательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации. Комплексное использование предложенных в статье механизмов регулирования позволит повысить результативность инвестиционных, финансовых решений в процессе реализации государственной политики в Арктике. Ключевые слова: налоги; налоговые льготы; налоговые каникулы; таможенная пошлина; таможенная процедура; Арктическая зона Российской Федерации; Арктика

Для цитирования: Гончаренко Л. И., Никулкина И. В. Налоговые и таможенные механизмы регулирования развития Арктической зоны Российской Федерации с позиции укрепления национальных интересов. Экономика. Налоги. Право. 2018;11(6):143-151. DOI: 10.26794/1999-849X-2018-11-6-143-151

Tax and Customs Mechanisms for Regulation

of the Russian Arctic Development from the Standpoint

of Strengthening National Interests

L. I. Goncharenko

Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-9872-3279

I.V. Nikulkina

North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia https://orcid.org/0000-0002-2889-1197

(CC) ]

BY 4.0

144

налоги и налогообложение

ABSTRACT

The subject of the research is the formation of a comprehensive interconnected set of regulatory mechanisms for the socioeconomic development of the Arctic macro-region to meet the new economic requirements. The purpose of the research was to develop an adapted set of tax and customs regulatory mechanisms for the development of the Arctic Area of the Russian Federation from the standpoint of strengthening the national interests and economic security of the country and to identify the main problems in the establishment of a system for financial support and stimulation of the socio-economic development of the Russian Arctic Area. The relevance of the research is due to the fact that the development of the Russian Arctic Area having a substantial natural resource and economic potential determines to a great extent the economic security and sustainable development of the country. The dynamically changing geopolitical and economic situation necessitates seeking new approaches to the formation of the country's Arctic financial policy alongside the development of effective mechanisms for its implementation in order to ensure sustainable socio-economic development of the Russian Arctic Area. Conclusions: a set of tax and customs mechanisms for the implementation of the state Arctic financial policy was proposed from the standpoint of strengthening national interests aimed at the promotion of investment, business and research activities in the Russian Arctic Area. The comprehensive use of the proposed regulatory mechanisms will improve the effectiveness of investment and financial decisions in the implementation of the state Arctic policy. Keywords: taxes; tax benefits; tax holidays; customs duty; customs procedure; the Russian Arctic Area; Arctic.

For citation: Goncharenko L. I., Nikulkina I.V. Tax and customs mechanisms for regulation of the development of the Russian Arctic Area from the standpoint of strengthening national interests. Economics, taxes & law. 2018;11(6):143-151. DOI: 10.26794/1999-849X-2018-11-6-143-151

введение

Развитие национальной экономики, обеспечение экономической безопасности Российской Федерации в значительной степени зависят от того, насколько эффективно и комплексно используются геостратегический, природно-ресурсный и экономический потенциалы ее Арктической зоны, что требует разработки эффективных механизмов регулирования, в том числе прямых и косвенных методов регулирования экономики.

В настоящее время система государственного регулирования развития территорий не в полной мере учитывает «арктическую» специфику организации финансовых отношений, что создает объективную необходимость развития бюджетно-налоговых и таможенных механизмов регулирования социально-экономических процессов в Арктической зоне Российской Федерации (далее — Арктическая зона).

формирование системы

финансовой поддержки

и стимулирования экономического и социального развития арктической зоны

В современных условиях развитие Арктической зоны сдерживается тем, что до настоящего времени не решен ряд экономических, социальных, организационно-управленческих проблем [1-6]. Наиболее острыми из них являются:

• недостаточное финансовое обеспечение развития арктических регионов;

• отсутствие системности и комплексности финансовых решений в сфере развития Арктики;

• неэффективность действующих мер финансовой поддержки и налогового стимулирования, в том числе по инвестиционной привлекательности «арктических» проектов;

• недостаточность специальных налоговых и таможенных мер государственного регулирования, непосредственно направленных на экономическое и социальное развитие Арктической зоны;

• слабая связь налоговых стимулов с мерами по привлечению и закреплению населения в Арктической зоне и др.

Принятые в последние годы стимулирующие меры напрямую не связаны с устойчивым социально-экономическим развитием Арктической зоны — часть селективных налоговых и таможенных мер направлена на стимулирование развития Дальнего Востока, другая часть — на точечное стимулирование отдельных видов деятельности в сферах недропользования в Арктике и добычи углеводородов на арктическом континентальном шельфе. Отсутствие системности и комплексности мер финансовой поддержки и стимулирования социально-экономического развития Арктической зоны не позволяет результативно решать первоочередные задачи государственной политики в Арктике1 [1].

1 О результатах контрольного мероприятия «Анализ планирования мероприятий государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года...»: [представление Счетной палаты Российской Фе-

Таблица 1 / Table 1

Поступления налоговых и неналоговых доходов от арктических регионов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2015-2016 гг., млрд руб. / Receipts of tax and non-tax income from the Arctic regions in the consolidated budget of the Russian Federation in 2015-2016, bln. rub.

2015 2016

Всего поступило Всего поступило

Субъект Российской Федерации / Subject of the Russian Federation налоговых и неналоговых доходов / Total received tax and nontax revenue % налоговых и неналоговых доходов / Total received tax and non-tax revenue %

Всего по Российской Федерации / Total for the Russian Federation 13 788,3 100 14 482,9 100

Всего по Арктической зоне РФ, в том числе: / Total for the Arctic zone of the Russian 1579,9 11,46 1639,3 11,33

Federation, incl.

Мурманская область / Murmansk region 62,8 0,46 79,3 0,55

Архангельская область и Ненецкий АО / Arkhangelsk region and Nenets autonomous okrug 63,2 0,46 53,0 0,37

Ямало-Ненецкий АО / Yamalo-Nenets autonomous okrug 784,0 5,69 811,1 5,6

Чукотский АО / Chukotka autonomous okrug 10,0 0,07 15,9 0,11

Республика Коми / Komi Republic 152,1 1,1 148,5 1,03

Республика Саха (Якутия) / The Republic of Sakha (Yakutia) 154,2 1,12 159,8 1,1

Красноярский край / Krasnoyarsk region 353,6 2,56 371,7 2,57

Источник/ Source: составлено авторами по данным статистической налоговой отчетности URL: https://www.nalog.ru/rn14/ (дата обращения: 12.02.2017) / compiled by the authors according to the statistical tax reporting. URL: https://www.nalog.ru/rn14/ (accessed 12.02.2017).

В современных условиях к проблемам финансового обеспечения развития Арктической зоны можно отнести и недостаточный уровень объемов финансирования государственных программ. Например, в 2015 г. в Республике Саха (Якутия) запланированный объем финансирования в рамках государственной программы из средств федерального бюджета составил 5,1 млрд руб. В течение года этот объем был скорректирован до 1,6 млрд руб. Фактическое же поступление бюджетных средств из федерального бюджета в 2015 г. составило 712 млн руб.2 [1]. Соответственно цели и задачи по запланированным мероприятиям государственной программы не были достигнуты и выполнены в полном объеме.

дерации от 27.08.2014 № ПР 13-242/13-04]. URL: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 19.07.2018).

2 Сайт Правительства Республики Саха (Якутия). URL: http:// sakha.gov.ru/ (дата обращения: 15.02.2017); сайт Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по делам Арктики. URL: https://arktika.sakha.gov.ru (дата обращения: 10.02.2017).

Таким образом, уровень бюджетного финансирования, ограниченного возможностями федерального бюджета, не обеспечивает реальные потребности Арктической зоны. При этом важно отметить, что из 85 субъектов Российской Федерации восемь арктических регионов обеспечивают почти 12% доходов консолидированного бюджета Российской Федерации и почти 15% доходов федерального бюджета [1] (табл. 1).

Ежегодные налоговые доходы только по налогу на добычу полезных ископаемых (далее — НДПИ), поступившего от арктических регионов, в 27 раз больше (800,2 млрд руб. в 2016 г.), чем запланированные ежегодные расходы на «арктические» проекты (30 млрд руб. в год) (табл. 22). Доля запланированных расходов на развитие Арктической зоны составляет всего 3,7% от поступивших налоговых доходов в федеральный бюджет только по «арктическому» НДПИ, а в общем объеме поступлений в федеральный бюджет от арктических регионов — 3% [1].

Таблица 2 / Table 2

Поступления НДПИ от арктических регионов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2015-2016 гг., млрд руб. / Receipts of mineral exploration tax (MET) from the Arctic regions in the consolidated budget of the Russian Federation in 2015-2016, bln. rub.

2015 2016

Всего поступило налоговых в том числе НДПИ / including MET Всего поступило налоговых и не- в том числе НДПИ / including MET

Арктические регионы / Arctic regions и неналоговых доходов в консолидированный бюджет РФ / Total tax and non-tax revenues were received in the consolidated budget of the Russian Federation млрд руб. / bln. rub. % налоговых доходов в консолидированный бюджет РФ / Total tax and non-tax revenues were received in the consolidated budget of the Russian Federation млрд руб. / bln. rub. %

Субъект Российской Федерации / Subject of the Russian Federation 13 787,8 3226,8 100 14 482,9 2929,4 100

Всего по Арктической зоне РФ, в том числе: / Total for the Arctic zone of the Russian Federation, incl. 1579,9 795,3 24,7 1639,3 800,2 27,3

Мурманская область / Murmansk region 62,8 2,2 0,07 79,3 2,25 0,08

Архангельская область и Ненецкий АО / Arkhangelsk region and Nenets autonomous okrug 63,2 1,75 0,05 53,0 2,1 0,07

Ямало-Ненецкий АО / Yamalo-Nenets autonomous okrug 784,0 499,4 15,48 811,1 537,1 18,33

Чукотский АО / Chukotka autonomous okrug 10,0 3,2 0,1 15,9 5,0 0,17

Республика Коми / Komi Republic 152,1 78,0 2,42 148,5 68,3 2,33

Республика Саха (Якутия) / The Republic of Sakha (Yakutia) 154,2 73,5 2,28 159,8 64,0 2,18

Красноярский край / Krasnoyarsk region 353,6 137,2 4,25 371,7 121,4 4,14

Источник: составлено авторами по данным статистической налоговой отчетности. URL: https://www.nalog.ru/rn14/ (дата обращения: 12.02.2017) / Source: compiled by the authors according to the statistical tax reporting. URL: https://www.nalog.ru/rn14/ (accessed 12.02.2017).

Налоговые и таможенные механизмы регулирования «с позиции национальных интересов», предполагающие введение особого режима налогообложения и таможенного регулирования

I-

Налоговые и неналоговые стимулы

для субъектов малого и

среднего предпринимательства

-1-

Налоговые и неналоговые стимулы

для организаций, осуществляющих

научно-исследовательскую деятельность в Арктике

Налоговые и неналоговые стимулы

для экономически активного населения, работающего в АЗ РФ

-1

Налоговые и неналоговые стимулы в виде налоговых льгот по ряду налогов и пониженных тарифов страховых взносов,

«арктического» инвестиционного налогового кредита

Рис. 1 / Fig. 1. Комплекс налоговых и таможенных механизмов регулирования для развития Арктической зоны (АЗ) с позиции укрепления национальных интересов / The complex of tax and customs mechanisms of regulation for development of the Arctic zone from a position of strengthening national interests

Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.

Вышеизложенное позволяет заключить, что, во-первых, государство обладает возможностью обеспечения стабильного и бесперебойного финансирования стратегического макрорегиона. Во-вторых, развитие Арктической зоны по своему значению выходит за рамки возможностей стандартных инструментов государственной политики. В Арктической зоне должны применяться особые режимы и механизмы государственного регулирования.

В этой связи существенно возрастает значение разработки целостного комплекса механизмов регулирования для устойчивого социально-экономического развития Арктической зоны, отвечающего новым экономическим условиям [1, 5]. На подготовительном этапе реализации государственной политики в Арктической зоне предполагается создание таких условий нового «вхождения» в Арктику, которые мотивировали и стимулировали бы экономических агентов к активному участию в развитии Арктической зоны.

комплекс налоговых и таможенных механизмов

регулирования в сфере развития арктической зоны российской федерации

На основе проведенного исследования предлагается адаптированный комплекс налоговых и таможенных механизмов регулирования в сфере развития Арктической зоны в целях стимулирования инвестиционной, предпринимательской

и научно-исследовательской деятельности, а также создания достойных условий для обеспечения жизнедеятельности населения в Арктике, в том числе коренных малочисленных народов Севера [1, 7-15].

На рис. 1 схематично представлен один из предлагаемых комплексов механизмов регулирования в сфере развития Арктической зоны.

Предлагаемый комплекс налоговых и таможен -ных механизмов реализации государственной финансовой политики в Арктической зоне с позиции укрепления национальных интересов предполагает введение особого режима налогообложения и таможенного регулирования в виде применения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Налоговых преференций:

• налоговых каникул для субъектов малого и среднего предпринимательства:

1) освобождение на определенный срок от налога по специальным налоговым режимам для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, вновь созданных организаций на территории Арктической зоны и осуществляющих деятельность в Арктической зоне (например, 0% в течение первых пяти лет и снижение налоговых обязательств на 50% в течение последующих пяти лет);

2) освобождение в течение первых пяти лет деятельности для вновь созданных организаций на территории Арктической зоны по налогу на прибыль организаций, НДС, налогу на имущество организаций, земельному налогу [по отдельным видам деятельности по перечню и условиям, устанавлива-

емым Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ) и законами субъектов Российской Федерации (например, в производственной, торговой, социальной сфере, в сфере транспортных, информационных услуг];

• налоговых каникул для организаций, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность в Арктической зоне: освобождение по налогу на прибыль организаций, НДС, налогу на имущество организаций, земельному налогу для организаций, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность в Арктической зоне, на определенный срок (по перечню видов деятельности, необходимых для осуществления научных исследований, и условиям, устанавливаемым НК РФ и законами субъектов Российской Федерации), например, адаптируя действующий особый порядок налогообложения для участников проекта Инновационного центра «Сколково», установить для организаций, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность в Арктической зоне, налоговую ставку 0% в течение десяти лет со дня получения организацией статуса участника проекта;

• налоговых льгот по НДФЛ:

1) применение налогового вычета в размере МРОТ для граждан, работающих в Арктической зоне (налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на гражданина, осуществляющего трудовую деятельность в Арктической зоне в размере МРОТ);

2) применение пониженной ставки налога, например в размере 9% в отношении доходов, получаемых физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.

Налоговые стимулы направлены на мотивацию трудоспособного населения, проживающего и осуществляющего трудовую деятельность в суровых климатических условиях в условиях повышенных расходов на жизнеобеспечение в Арктической зоне.

2. Неналоговых стимулов — применение пониженных тарифов страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства в Арктической зоне для организаций, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность в Арктической зоне, — 14% в течение пяти лет (на определенный срок для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, вновь созданных организаций на территории Арктической зоны).

3. Мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, отдельных таможенных процедур и специальных таможенных упрощений:

• специальная таможенная процедура: освобождение от ввозных таможенных пошлин, НДС, мер нетарифного регулирования в отношении ввозимых товаров, необходимых для реализации исследовательской деятельности участниками проекта — организациями, осуществляющими научно-исследовательскую деятельность в Арктической зоне или для целей использования данных товаров при строительстве, оборудовании и техническом оснащении научных центров;

• специальные упрощения таможенных процедур при перемещении товаров через таможенную границу: применение упрощений при совершении таможенных операций и при проведении таможенного контроля для проектов, реализуемых организациями, осуществляющими научно-исследовательскую деятельность в Арктической зоне, проектов, реализуемых в рамках приоритетных направлений развития Арктической зоны, а также обеспечение «северного завоза», например первоочередное совершение таможенных операций, проведение таможенного контроля (осмотра, досмотра) в приоритетном порядке; расширение применения «зеленого сектора» для участников ВЭД;

• сезонные пошлины: применение сезонных таможенных пошлин в отношении ввозимых товаров, предназначенных для «северного завоза» в Арктическую зону. Так, на период «северного завоза» (3-4 мес.) установить сезонные пошлины с нулевой ставкой на ввозимые «социально значимые товары народного потребления». В частности на товары, относящиеся к продукции мукомольно-крупяной промышленности (основная ставка — 10%), целесообразно установить ставку сезонной таможенной пошлины в размере 0% с 1 июня по 1 октября. В последующие месяцы применять основную ставку таможенного тарифа — 10%.

Вышеуказанные механизмы регулирования можно условно назвать переходными механизмами адаптации Арктической зоны к новым экономическим условиям развития, формируемым на первоначальном этапе государственной финансовой политики в Арктической зоне.

В современных условиях особую актуальность имеет формирование комплекса стимулирующих налоговых и таможенных механизмов регулирова-

Рис. 2 / Fig. 2. Основные элементы особого порядка налогообложения и таможенного регулирования для организаций, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность в Арктической зоне / The main elements of the special procedure of taxation and customs regulation for organizations engaged in research activities in the Arctic zone

Источник/Source: составлено авторами: составлено авторами / compiled by the authors.

ния для развития научно-исследовательской деятельности в Арктической зоне (рис. 2).

В целях создания благоприятных условий для активизации научно-исследовательской деятельности предлагается ввести особый порядок налогообложения и таможенного регулирования, подразумевающий применение:

1) налоговых каникул для организаций, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность в Арктической зоне, — введение освобождения по налогу на прибыль организаций, НДС, налогу на имущество организаций, земельному налогу (согласно перечню видов деятельности, необходимых для осуществления научных исследований, и условиям, устанавливаемым НК РФ и законами субъектов Российской Федерации) на определенный срок, например 0% в течение десяти лет со дня получения организацией статуса участника проекта (например, используя опыт действующего особого порядка налогообложения участников проекта Инновационного центра «Сколково»). Одним из основных условий применения данной налоговой льготы — обязательное нормативное правовое закрепление статуса организации — участника проекта по осуществлению научно-исследовательской деятельности в Арктической зоне;

2) пониженных тарифов страховых взносов для организаций, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность в Арктической зоне

на определенный срок — 14% в течение пяти лет (например, на основе действующих инструментов для территорий опережающего социально-экономического развития, для свободного порта Владивосток и особых экономических зон);

3) специальных таможенных процедур для организаций, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность в Арктической зоне,— введение освобождения от ввозных таможенных пошлин, НДС, мер нетарифного регулирования в отношении ввозимых товаров, необходимых для осуществления исследовательской деятельности организациями — участниками проекта в Арктической зоне, а также для целей использования данных товаров при строительстве, оборудовании и техническом оснащении научных центров в Арктической зоне (согласно перечню товаров и условиям помещения товаров под такую таможенную процедуру)3;

4) упрощенных таможенных процедур при совершении таможенных операций и при проведении таможенного контроля для организаций, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность в Арктической зоне, для организаций, реализую-

3 Специальные таможенные процедуры регулируются национальным законодательством государств — членов Евразийского экономического союза (п. 3 ст. 202 Таможенного кодекса Таможенного союза). Особенность заключается в том, что использование товаров, помещенных под специальную таможенную процедуру, возможно только для строго определенных целей и при соблюдении условий, определенных решением Евразийской экономической комиссии.

щих проекты в рамках государственных программ Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в сфере развития Арктической зоны, а также для организаций, осуществляющих обеспечение «северного завоза» в Арктической зону: ускорение проведения таможенного контроля, первоочередное совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля (осмотра, досмотра) в приоритетном порядке. Расширение применения «зеленого сектора» — распространение данной технологии и на участников ВЭД, к которым дифференцированно применяются меры по снижению степени проведения таможенного контроля, а также упрощенный порядок осуществления таможенных операций.

заключение

Представляется, что предложенный комплекс налоговых и таможенных механизмов регули-

рования социально-экономических процессов в Арктической зоне будет способствовать развитию научно-исследовательской деятельности, осуществляемой в Арктике, в том числе развитию инновационной «арктической» сферы (например, развитию интеллектуального полярного сервиса — полярной гидрографии, сервиса по мониторингу за изменением ледовой обстановки и др.), формированию и укреплению научно-исследовательской инфраструктуры, созданию новых исследовательских центров [например, Центра научного изучения Арктической зоны в п. Тикси Булунского района Республики Саха (Якутия)4 и т.п.].

4 Протоколом Совместного заседания Правительства Республики Саха (Якутия) и Президиума Сибирского отделения РАН. принято решение о создании в п. Тикси постоянно действующего Федерального арктического научного центра для проведения фундаментальных и прикладных исследований в Восточной Арктике России [1].

список источников

1. Никулкина И. В. Бюджетно-налоговые и таможенные механизмы реализации государственной финансовой политики в Арктической зоне Российской Федерации. Монография. СПб.: Нордмедиздат; 2016. 412 с.

2. Татаркин А. И. Российская Арктика: современная парадигма развития. СПб.: Нестор-История; 2014. 844 с.

3. Селин В. С. Третья парадигма развития российской Арктики. Региональная экономика: теория и практика. 2013;21:17-25.

4. Борисов В. Н., Диденко Н. И., Комков Н. И., Порфирьев Б. Н., Скрипнюк Д. Ф. Теория и практика комплексного развития Арктической зоны РФ. Монография. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та; 2015. 192 с.

5. Sukneva S. А., Nikulkina I. V. Tax Mechanisms of Economic Development and the Improvement of Migration Situation in the Russian Arctic. International Journal of Economics and Financial Issues. 2017;7(1):144-153.

6. Didenko N. I., Romashkina G. F., Skripnuk D. Analysis of the regional modernization processes in a global context (with an example of the Russian northern regions). Smart Ideas and a New Concept of Economic Regeneration in Europe. 2016:22-23.

7. Гончаренко Л. И. Налоговые и таможенные инструменты регулирования инновационной деятельности. Монография. М.: Дашков и К; 2014. 224 с.

8. Мандрощенко О. В. Особенности налогового стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности на региональном уровне. Инновации и инвестиции. 2016;1:5-9.

9. Гончаренко Л. И. Налоговые методы повышения эффективности инвестиционных проектов. М.: РУСАЙНС; 2015. 172 с.

10. Новиков В. Е. Таможенная пошлина как инструмент государственного регулирования экономики. Монография. М.: РИО РТА; 2006. 248 с.

11. Крюков В. А. Север и Арктика: без связности нет устойчивости. ЭКО. 2018;4(526):4-7.

12. Casey К. Arctic Analysis: Taxes and Arctic Resource Development. Ibe Arctic institute. 2013. URL: https://www. thearcticinstitute.org/taxes-and-arctic-resource-development (дата обращения: 16.09.2017).

13. Lindholt L. The Role of the Arctic in Future Global Petroleum Supply. Statistics Norway, Research Department. Discussion Papers. 2011. 645 p.

14. Майбурова И. А., Иванова Ю. Б. Налоговые льготы. Теория и практика применения. Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА; 2014. 487 с.

15. Митрофанова И. В. Мегапроекты развития территорий: опыт Соединенных штатов Америки и Российской Федерации. Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014;31:28-39.

references

1. Nikulkina I. V. Budget-tax and customs mechanisms for the implementation of state financial policy in the Arctic zone of the Russian Federation. Monograph. St. Petersburg: Nordmedizdat; 2016. 412 p. (In Russ.).

2. Tatarkin A. I. Russian Arctic: the modern development paradigm. St. Petersburg: Nestor-Istoriya; 2014. 844 p. (In Russ.).

3. Selin V. S. The third paradigm of development of the Russian Arctic. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional economy: theory and practice. 2013;21:17-25. (In Russ.).

4. Borisov V. N., Didenko N. I., Komkov N. I., Porfiryev B. N., Skrypnyuk D. F. Theory and practice of integrated development of the Arctic zone of the Russian Federation. Monograph. St. Petersburg: Publishing house Polytechnic. un^; 2015. 192 p. (In Russ.).

5. Sukneva S. А., Nikulkina I. V. Tax Mechanisms of Economic Development and the Improvement of Migration Situation in the Russian Arctic. International Journal of Economics and Financial Issues. 2017;7(1):144-153.

6. Didenko N. I., Romashkina G. F., Skripnuk D. Analysis of the regional modernization processes in a global context (with an example of the Russian northern regions). Smart Ideas and a New Concept of Economic Regeneration in Europe. 2016:22-23.

7. Goncharenko L. I. Tax and customs instruments of regulation of innovative activity. Monograph. Moscow: Dashkov and K; 2014. 224 p. (In Russ.).

8. Mandroshchenko O. V. Features of tax incentives of investment and innovative activities at the regional level. Innovatsii i investitsii = Innovation and investment. 2016;1:5-9. (In Russ.).

9. Goncharenko L. I. Tax methods of increase of efficiency of investment projects. Moscow, RUSAJNS; 2015. 172 p. (In Russ.).

10. Novikov V. Ye. Customs duty as instrument of state regulation of economy: monograph. Moscow: RIO RTA; 2006. 248 p. (In Russ.).

11. Kryukov V. A. North and Arctic: without connectivity there is no stability. EKO = ECO. 2018;4(526):4-7. (In Russ.).

12. Casey К. Arctic Analysis: Taxes and Arctic Resource Development. The Arctic institute. 2013. URL: https://www.thearcticinstitute.org/taxes-and-arctic-resource-development (accessed 16.09.2017).

13. Lindholt L. The Role of the Arctic in Future Global Petroleum Supply. Statistics Norway, Research Department. Discussion Papers. 2011. 645 p.

14. Maiburova I. A., IvanovaYu.B. Tax breaks. Theory and practice of application: monograph. Moscow: UNITY-DANA; 2014. 487 р. (In Russ.).

15. Mitrofanova I. V. Megaprojects of territorial development: the experience of the United States of America and the Russian Federation. Natsional'nyyeinteresy: prioritety i bezopasnost' = National interests: priorities and security. 2014;31:28-39. (In Russ.).

информация об авторах

Любовь Ивановна Гончаренко — доктор экономических наук, профессор, руководитель Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования, Финансовый университет, Москва, Россия eknalogpravo@mail.ru

Инга Владимировна Никулкина — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики

и финансов, Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск, Россия

ingal23456@yandex.ru

aboutthe authors

Goncharenko Lyubov I. — ScD (Economics), full professor, Head of the Tax Policy and Customs Tariff Regulation

Department, Financial University, Moscow, Russia,

eknalogpravo@mail.ru

Nikulkina Inga V. — PhD (Economics), associate professor at the Economics and Finance Department, NorthEastern Federal University, Yakutsk, Russia ingal23456@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.