Научная статья на тему 'Государственная финансовая политика развития Арктической зоны Российской Федерации как ключевой фактор социально-экономического развития арктических территорий'

Государственная финансовая политика развития Арктической зоны Российской Федерации как ключевой фактор социально-экономического развития арктических территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
596
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В АРКТИКЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА / ФИНАНСОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никулкина И.В.

Автором предложены методологические подходы к формированию государственной финансовой политики развития Арктической зоны Российской Федерации. Сделан вывод о том, что реализация новой модели государственной политики в Арктике возможна только при наличии качественно новых подходов к решению проблемы финансирования, освоения и развития арктического региона. Одним из таких подходов является создание финансового механизма устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная финансовая политика развития Арктической зоны Российской Федерации как ключевой фактор социально-экономического развития арктических территорий»

УДК 336.025

государственная финансовая политика развития арктической зоны российской федерации как ключевой фактор социально-экономического развития арктических территорий*

И. В. никулкина,

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой финансов и банковского дела E-mail: ingal23456@yandex.ru Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Якутск

Автором предложены методологические подходы к формированию государственной финансовой политики развития Арктической зоны Российской Федерации. Сделан вывод о том, что реализация новой модели государственной политики в Арктике возможна только при наличии качественно новых подходов к решению проблемы финансирования, освоения и развития арктического региона. Одним из таких подходов является создание финансового механизма устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации.

Ключевые слова: Арктика, Арктическая зона Российской Федерации, государственная политика в Арктике, государственная финансовая политика развития арктического региона, финансовые механизмы развития арктических территорий.

Освоение и развитие арктических территорий являются не просто одной из целевых программ российской экономики, это проект, который по перспективности и приоритетности не имеет аналогов как в современной России, так и в мире в целом. Развитие экономики российской Арктики по своему значению выходит далеко за рамки возможностей

* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект №№ 13-06-93939-ДЖИ8_а).

стандартных механизмов и инструментов государственной политики. Мировой и отечественный опыт освоения северных территорий свидетельствует, что традиционные подходы к решению социально-экономических проблем российского Севера и Арктики не позволяют эффективно реализовать природно-ресурсный, производственный, транспортный и экономический потенциалы арктических регионов. В связи со своим стратегическим значением экономика Арктики не может и не должна развиваться в стандартных общероссийских условиях государственного регулирования. В этом регионе должны применяться особые режимы и механизмы государственного регулирования и управления, причем в современных условиях требуются качественное усиление стратегических и программно-целевых начал, формирование целостной государственной политики в Арктической зоне Российской Федерации и соответствующих механизмов ее реализации [1, 2, 8, 9].

Очевидно, что российская Арктика может и должна стать долгосрочным стратегическим национальным проектом. По масштабам и значимости для обеспечения социально-экономического развития и национальной безопасности России программа развития Арктики сопоставима разве что с проектом освоения космоса во времена СССР, и ключевую роль в этом процессе должно сыграть государство [5, 7].

Переход к устойчивому развитию Арктической зоны Российской Федерации невозможен без государственной поддержки и финансового обеспечения.

В связи с огромной значимостью арктического проекта экономическая заинтересованность государства в его реализации должна претерпеть существенные изменения, поэтому экономическую мотивированность государства на развитие российской Арктики следует рассматривать с экономико-тактических и экономико-стратегических подходов.

Экономико-тактический подход предполагает, что для перехода на новую инновационную модель развития страны в целом и успешной реализации арктической стратегии в частности необходимо изменить отношение к действующей бюджетно-налоговой модели [2, 3].

Во-первых, следует уйти от политики, по существу, финансового невмешательства государства (путем неоправданно жесткой экономии бюджетных расходов) в развитие экономики Арктики.

Во-вторых, налоговой политике за счет необходимого сокращения фискальной функции следует вменить регулятивно-стимулирующую функцию, сделать ее активной политикой налогового регулирования и стимулирования.

На начальных этапах государство должно быть заинтересовано не в простом получении дополнительных доходов от арктического проекта, а наоборот, в возможно более полном обеспечении его финансовыми ресурсами. Для этого вполне эффективным рычагом воздействия может выступить расширение бюджетных расходов на данную программу. Зарубежный опыт свидетельствует, что в развитых арктических странах государство берет на себя значительную часть непроизводственных инфраструктурных расходов, чем снижает общую стоимость ресурсных проектов, доводя рентабельность до приемлемого для инвесторов уровня. Бюджетная экономия на арктическом проекте может привести к частичной или полной потере влияния России на данную сферу экономики.

В реальных условиях нехватки бюджетных ресурсов для полного обеспечения реализации арктической стратегии государство должно быть экономически заинтересовано в создании благоприятных условий для привлечения отечественного и иностранного капитала для освоения российского арктического шельфа. Для этого наряду с целенап-

равленной политикой расходов государственного бюджета необходима перестройка налоговой, таможенно-тарифной и других сфер. Конечно, это будет связано с введением дополнительных льгот для проведения экономических операций на арктической территории, что на первых этапах реализации данной стратегии также приведет к определенному сокращению доходной части бюджета. Однако такая ситуация, безусловно, оправданна в стратегическом плане.

Увеличение бюджетных средств, предназначенных для развития Арктической зоны, следует рассматривать в первую очередь не с позиций необходимых финансовых расходов государства, а с позиций эффективного инвестирования, которое в будущем обеспечит существенный экономический рост страны, а также создаст условия для укрепления национальной и экономической безопасности России.

Экономико-стратегический подход требует вновь внести изменения в бюджетно-налоговую (и финансовую в целом) политику страны. Только на последующих этапах реализации арктической программы государству будет целесообразно стремиться в арктической сфере к получению доходов от ее функционирования. Российский арктический проект должен быть полностью обеспечен необходимыми институтами и механизмами реализации, включая адресную ответственность за ее исполнение, иметь приоритетное ресурсное обеспечение.

Для создания эффективных механизмов реализации государственной политики в Арктике, соответствующих инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны, предлагаются следующие подходы к формированию государственной финансовой политики в Арктике:

• совершенствование государственной финансовой и региональной политики в их взаимосвязи для стимулирования развития экономики Арктики, в том числе активизация и обеспечение сбалансированного развития инвестиционной, инновационной и внешнеэкономической деятельности;

• совершенствование финансовых механизмов государственной политики в Арктической зоне РФ для стимулирования и поддержки развития геостратегически важного арктического макрорегиона;

• совершенствование международных финансовых механизмов сотрудничества в Арктике.

Важной составляющей частью государственной политики в Арктической зоне Российской Федерации является государственная финансовая политика. Мировой опыт свидетельствует, что в настоящее время именно финансовая политика государства является ключевым фактором экономического и социального развития арктических территорий.

На современном этапе государственная финансовая политика Российской Федерации в Арктике определяется положениями Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, а также подпрограммы «Экономическое и социальное развитие Арктической зоны Российской Федерации на 2012-2020 годы» государственной программы Российской Федерации «Региональная политика и федеративные отношения» [1, 6, 7].

Государственная финансовая политика развития Арктической зоны Российской Федерации как часть государственной политики в Арктике представляет собой совокупность мероприятий, осуществляемых государством в сфере финансовых отношений, возникающих в процессе реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации [7].

В Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (далее - Стратегия) отмечается, что «устойчивое социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации осуществляется на основе системного взаимодействия государства, коммерческих и некоммерческих организаций и гражданского общества с использованием механизмов государственно-частного партнерства при реализации ключевых инвестиционных проектов, участия государства в устранении инфраструктурных ограничений экономического развития, решении социальных проблем, а также создания экономических механизмов стимулирования хозяйственной деятельности» [7].

В целях реализации Стратегии выделим основные направления формирования государственной финансовой политики развития Арктической зоны Российской Федерации:

1) финансовое обеспечение приоритетных направлений развития Арктической зоны РФ,

определенных Стратегией;

2) создание системы финансовой поддержки и стимулирования развития российской Арктики:

• формирование финансовых механизмов развития Арктической зоны РФ:

- совершенствование бюджетного механизма (системы прямого бюджетного финансирования экономики Арктической зоны РФ);

- государственное бюджетное и внебюджетное финансирование субъектов РФ, территории которых полностью или частично отнесены к Арктической зоне РФ;

- совершенствование механизма межбюджетных отношений;

- совершенствование налогового и таможенно-тарифного механизмов (системы налогового и таможенно-тарифного регулирования в сфере освоения и развития Арктической зоны РФ): формирование специальных налоговых режимов и специальных таможенных процедур, стимулирующих освоение и развитие арктического макрорегиона;

- совершенствование финансово-кредитного механизма (развитие банковского финансирования инвестиций, микрофинансирования);

• формирование финансовых институтов развития Арктической зоны РФ;

• совершенствование финансовых механизмов институтов развития арктических территорий;

3) формирование системы контроля за применением и результативностью стимулирующих мер государственной финансовой политики в Арктической зоне РФ.

Исходя из основных направлений государственной арктической финансовой политики, сформулируем базовые цели и ключевые задачи.

Финансовая политика государства в Арктике осуществляется во имя достижения общенациональных целей развития Арктической зоны РФ и является составной частью государственных стратегических программ развития российской Арктики.

Общей целью финансовой политики государства в Арктике как неотъемлемой части государственной арктической политики является создание условий для устойчивого социально-экономического развития Арктической зоны РФ.

Целью финансовой стратегии развития Арктической зоны РФ как составной части государс-

твенной финансовой политики в Арктике является обеспечение реализации государственной арктической политики на основе формирования современной действенной системы поддержки и стимулирования освоения и развития российской Арктики с помощью эффективных финансовых механизмов.

Для России освоение и развитие Арктики -это долгосрочный стратегический национальный проект с временными горизонтами до 20-50лет. Реализация долгосрочных национальных проектов предполагает определенные этапы развития со своими основными направлениями, стратегическими целями и приоритетными задачами.

Базовыми целями долгосрочной финансовой политики государства в развитии Арктической зоны Российской Федерации являются:

- на 1-м этапе - создание условий для привлечения российских и иностранных инвестиций в целях финансового обеспечения и стимулирования реализации приоритетных арктических ме-гапроектов (в том числе инфраструктурных);

- на 2-м этапе - стимулирование роста долгосрочных инвестиций в освоение, обеспечение устойчивого экономического роста экономики Арктики, переход от модели точечного финансирования отдельных проектов к модели, ориентированной на финансовое обеспечение и стимулирование устойчивого роста и модернизации экономики российской Арктики в целом;

- на 3-м этапе - покрытие потребностей в финансировании развивающихся секторов экономики Арктики, высокотехнологичных секторов, инновационного сектора по всем сегментам финансирования (венчурное финансирование, рынки компаний малой и средней капитализации, рынки высокотехнологичных компаний, проектное финансирование на основе институтов развития и др.).

В связи с вышеизложенными основными направлениями и целями выделим приоритетные задачи государственной финансовой политики в Арктической зоне РФ:

• финансовое обеспечение приоритетных направлений развития Арктической зоны РФ: комплексное социально-экономическое развитие Арктики; подъем науки и внедрение новейших технологий; экологическая безопасность и охрана окружающей среды в Арктической зоне РФ; международное сотрудничество и сохра-

нение Арктики в качестве зоны мира; военная безопасность, защита и охрана государственной границы Российской Федерации в Арктической зоне РФ;

совершенствование финансовых механизмов системы государственного регулирования (государственной поддержки и стимулирования) в сфере развития Арктики; государственное финансовое обеспечение развития многокомпонентной арктической инфраструктуры (транспортной, энергетической, промышленной - по приоритетам рыбохозяйс-твенного комплекса, береговой инфраструктуры и др., социальной - в сфере образования, здравоохранения, культуры и жилищного строительства) с помощью инструментов стратегического планирования (государственных программ, федеральных и ведомственных целевых программ, региональных и муниципальных программ) и финансовых институтов развития; разработка и реализация системы мер государственной поддержки и стимулирования в целях развития инфраструктуры транспортной системы в Арктике, обеспечивающей сохранение Северного морского пути как единой национальной транспортной магистрали России; стимулирование с помощью инструментов финансовой политики инвестиционной, инновационной и внешнеэкономической деятельности (поддержание необходимого уровня инвестиционной привлекательности секторов и регионов Арктической зоны РФ, развитие инновационной инфраструктуры и др.); поддержка и стимулирование реализации новых проектов хозяйственного освоения арктических территорий и акваторий путем их софинанси-рования за счет бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников; формирование системы мер государственной поддержки и стимулирования инвестиций в разведку и освоение углеводородных месторождений Арктики и развитие прибрежной инфраструктуры (транспортной, энергетической, инженерной, информационно-телекоммуникационной и др.);

содействие и стимулирование сбалансированного развития регионов Арктической зоны РФ и создание новых региональных центров экономического роста;

• совершенствование механизма «северного завоза»;

• формирование механизмов финансовой политики в целях:

- содействия технологической модернизации и диверсификации экономики Арктической зоны РФ (например, модернизация рыбохо-зяйственного комплекса в Арктике);

- поддержки имеющегося или потенциального экспортно ориентированного производства (приоритетных секторов промышленности) Арктической зоны РФ;

- повышения конкурентоспособности российского экспорта (содействие развитию базовых секторов промышленности, стимулирование производства и экспорта высокотехнологичных товаров в Арктической зоне РФ);

- содействия развитию импортозамещающих производств в высокотехнологичных секторах экономики российской Арктики;

• стимулирование хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в Арктической зоне РФ (не только в области освоения углеводородных ресурсов). Примером может служить создание системы мер финансовой поддержки на принципах государственно-частного партнерства в целях развития туризма в Арктике, содействие формированию арктических туристических кластеров;

• стимулирование предпринимательской активности в субъектах Арктической зоны РФ (поддержка малого и среднего бизнеса);

• совершенствование механизма государственной поддержки граждан, работающих и проживающих в районах Севера и Арктики;

• формирование системы мер государственного регулирования и управления прибрежными территориями Арктической зоны РФ.

Все указанные приоритеты, цели и задачи связаны одной идеей - созданием среды для реализации экономического потенциала развития Арктической зоны РФ. По существу, эти приоритеты являются «точками прорыва» в экономике России.

Существующая сырьевая направленность экономики Арктики не должна являться препятствием к ее ориентации на инновации. Напротив, стратегическое развитие арктических территорий базируется на реализации инновационных проектов эффективного использования уникального природного потенциала. Автор убежден, что ус-

пешное освоение и развитие российской Арктики позволят сделать из нее мощный плацдарм для инновационного развития этого макрорегиона и испытательный полигон для распространения отработанного механизма инновационного развития по всей территории России.

Предлагаются следующие принципы реализации государственной финансовой политики в Арктической зоне Российской Федерации:

1) последовательность осуществления мер государственной финансовой политики;

2) государственное регулирование и управление в сфере развития Арктики, которые осуществляются на основе реализации взаимосвязанной и взаимоувязанной государственной экономической, финансовой и региональной политики;

3) приоритетные арктические проекты должны иметь общественно значимый результат, способствовать активному развитию экономики Арктики;

4) реализация проектов освоения арктического континентального шельфа и социально-экономического развития Арктической зоны РФ должна осуществляться на основе комплексного и интегрированного подходов;

5) формирование и реализация государственной финансовой политики в Арктике с учетом региональных особенностей развития субъектов Арктической зоны РФ;

6) скоординированное и взаимосвязанное управление социально-экономическими процессами в Арктике, в том числе и управление финансами;

7) совершенствование механизмов взаимодействия государства, бизнеса, науки, структур гражданского общества и населения (в том числе малочисленных народов Севера), а также механизмов государственно-частного партнерства;

8) ответственность органов государственной власти и местного самоуправления за принятие мер по обеспечению инвестиционной привлекательности Арктической зоны РФ;

9) результативность и эффективность вырабатываемых организационно-экономических и финансовых механизмов развития арктических территорий;

10) мониторинг и контроль за финансовым обеспечением арктических проектов.

К сожалению, по оценке экспертов, до сих пор государственное регулирование развития арктических территорий в России носит несистемный

характер. По сути, все государственные меры, принимаемые в экстренном порядке за последние годы, направлены на предотвращение социального кризиса в северных и арктических регионах. Однако нельзя все время жить в ожидании кризиса. В настоящее время существует острая необходимость в повышении эффективности российской государственной политики в Арктике.

В этой связи предлагаются следующие основные направления совершенствования механизмов государственной политики в Арктике:

• совершенствование системы стратегического и территориального планирования, направленной на реализацию государственной политики Российской Федерации в Арктике;

• совершенствование финансовых механизмов (бюджетного, налогового, таможенного и др.);

• совершенствование международных финансовых механизмов, обеспечивающих взаимовыгодное сотрудничество в Арктике, которое позволит перейти от финансирования отдельных проектов различными странами к системному финансированию по приоритетным направлениям деятельности международных организаций (например, Арктического совета);

• совершенствование системы государственного управления в сфере развития Арктической зоны РФ;

• разработка документов стратегического планирования в целях формирования финансовых и организационно-экономиче ских механизмов адаптации российских прибрежных арктических зон к климатическим изменениям (разработка и принятие стратегии адаптации к изменению климата).

Выработка и реализация взаимосвязанной государственной (в том числе финансовой) и региональной арктической политики возможны при использовании в оптимальном сочетании административных и рыночных рычагов с учетом интересов федеральных, региональных и коммерческих структур.

В целях эффективной реализации государственной финансовой политики в Арктической зоне РФ представляется возможным использование экономических регуляторов прямого и косвенного действия:

1) применение экономических регуляторов прямого действия:

- прямое бюджетное финансирование элементов (субъектов) экономики, региональной

экономики (государственное бюджетное и внебюджетное финансирование отдельных секторов экономики, регионов Арктической зоны РФ): финансирование федеральных и региональных целевых программ; предоставление средств регионального бюджета муниципальным образованиям, реализующим муниципальные целевые программы; финансирование госзаказа; точечная финансовая поддержка предприятий региональной экономики в периоды кризисов; - финансирование национальных и международных инвестиционных проектов; 2) применение экономических регуляторов косвенного действия: налоговое, таможенно-тарифное регулирование (налоговое стимулирование - применение специальных налоговых режимов, льготное налогообложение; преференциальный налоговый и таможенный режим; применение тарифных льгот, т. е. возврат ранее уплаченной пошлины, освобождение от оплаты пошлины, снижение ставки пошлины, установление тарифных квот на преференциальный ввоз или вывоз товара и др.). В этой связи, по мнению автора, целесообразно использовать следующие основные инструменты реализации государственной политики в Арктической зоне Российской Федерации (см. рисунок).

Необходимость классификации инструментов финансовой политики государства в российской Арктике обусловлена требованием выбора наиболее эффективных из них, соответствующих современным условиям развития Арктической зоны РФ.

Предложенная классификация учитывает назначение и возможности применения различных инструментов финансовой политики на современном этапе развития экономки России (см. таблицу).

Предлагаются следующие основные методологические положения формирования финансового механизма развития арктических территорий: 1) финансовое регулирование в сфере развития Арктической зоны РФ должно основываться на принципах комплексности (например, увязка налогового и таможенно-тарифного регулирования - создание системы налогового и таможенно-тарифного регулирования освоения арктических месторождений с учетом целей и интересов государства и субъектов хозяйствования), своевременности (изменения в налогообложении должны соответствовать

Механизмы государственной финансовой политики в развитии Арктики

Бюджетные

Налоговые

Таможенно-тарифные

Финансово-кредитные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финансово-институциональные

ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В АРКТИКЕ

Организационно-экономические механизмы государственной политики в Арктике

Государственная корпорация развития Арктической

зоны РФ (организация, разработка и реализация крупных инвестиционных арктических проектов на условиях государственно-частного партнерства)

I

Научный инновационный центр «Арктика» на базе РАН и ее научных центров

I

Институты развития субъектов Арктической зоны Российской Федерации

Основные инструменты реализации государственной политики в Арктической зоне Российской Федерации

структурным преобразованиям, новациям в нормативной правовой базе и системе контроля), стабильности;

2) финансовые инструменты (бюджетные, налоговые, таможенно-тарифные и др.) должны быть направлены на стимулирование развития Арктической зоны РФ;

3) финансовый механизм развития арктических территорий должен учитывать специфику Арктической зоны РФ.

Таким образом, эффективная государственная политика в Арктике должна быть направлена на создание условий для устойчивого социально-экономического развития Арктической зоны РФ, создание системы государственной поддержки арктических регионов, а также формирование новых, адаптированных к современным реалиям институтов и механизмов развития российской Арктики. При формировании государственной арктической политики необходимо учитывать особенности развития арктических территорий, а также внешние вызовы и угрозы развитию арктического пространства.

Список литературы

1. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу: утверждены Президентом РФ 18.09.2008 № Пр-1969.

2. Основные результаты и направления бюджетной политики на 2012 год и на период до 2014 года. URL:http://www1.mmfm. ru/ru/reforms/budget.

Классификация инструментов государственной финансовой политики в Арктической зоне Российской Федерации

Инструменты государственной финансовой политики Назначение финансовых инструментов

Бюджетные Финансовое обеспечение приоритетных национальных проектов освоения и развития российской Арктики

Налоговые Государственная поддержка и стимулирование освоения и развития Арктической зоны РФ

Таможенно-тарифные Стимулирование инвестиционной, инновационной и внешнеэкономической деятельности Арктической зоны РФ

Банковско-кредитные Развитие банковского финансирования инвестиций и микрофинансирования в целях обеспечения функционирования Арктической зоны РФ

Финансово-институциональные Финансовая поддержка и стимулирование реализации арктических проектов с помощью финансовых институтов развития. Содействие развитию «точек роста» (создание и развитие приоритетных кластеров и арктических особых экономических зон) с помощью финансовых механизмов институтов развития. Формирование эффективных форм сотрудничества государства и частного бизнеса (государственно-частного партнерства) в целях освоения и развития Арктической зоны РФ

3. Отчет о научно-исследовательской работе по теме «Разработка подпрограммы государственной программы Российской Федерации «Экономическое и социальное развитие Арктической зоны Российской Федерации на 2011-2020 годы» в Республике Саха (Якутия)». URL: http://www. sakha. gov. ru/en/node/65700.

4. Павлов К. В., Селин В. С. Российская Арктика: экономическая динамика и современные вызовы // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 33. С. 2-10.

5. Проект федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации». URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online.

6. Проект подпрограммы «Экономическое и социальное развитие Арктической зоны Российской

Федерации» на 2012-2020 годы» государственной программы Российской Федерации «Региональная политика и федеративные отношения». URL: http:// www. sakha. gov. ru.

7. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года: утверждена Президентом РФ 08.02.2013 № Пр-232.

8. Селин В. С. Третья парадигма развития российской Арктики // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 21. С. 17-25.

9. Селин В. С., Ульченко М. В. Национальные интересы и экономическая безопасность в российской Арктике // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 31. С. 2-10.

Вниманию руководителей органов власти, специалистов предприятий и учреждений, преподавателей, аспирантов и студентов вузов!

Журнал «Национальные интересы: приоритеты и безопасность»

ISSN 2073-2872

Выпускается с 2005 года. Включен в перечень ВАК.

Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Формат A4, объем 80 - 88 с. Периодичность - 4 раза в месяц.

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

34129 46573 12926

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 989-96-10, E-mail: podpiska@fin-izdat.ru

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.