Научная статья на тему 'Мотивационно-целевое развитие студентов как фактор готовности к профессиональной деятельности'

Мотивационно-целевое развитие студентов как фактор готовности к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
312
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / МОТИВАЦИЯ / ЦЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / SUBJECT / MOTIVATION / OBJECTIVE / PROFESSIONAL ACTIVITIES / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучина Ольга Петровна

В работе предпринята попытка раскрыть мотивационно-целевое развитие студентов к профессиональной деятельности, необходимое для управления системой образовательного пространства вуза. В связи с этим обучаемые рассматриваются как субъекты интеллектуального, духовно-нравственного и профессионального самосовершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кучина Ольга Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivation-targeted development of students as a factor of readiness for professional activities

An attempt to reveal the motivationtargeted development of students for professional careers necessary to manage the system of educational space of the university has been made. In this regard, students have been treated as subjects of intellectual, spiritual, moral and professional self-improving.

Текст научной работы на тему «Мотивационно-целевое развитие студентов как фактор готовности к профессиональной деятельности»

УДК 378 ББК 74.58 К-95

Кучина Ольга Петровна, старший преподаватель кафедры «математика и физика» Хабаровского института инфокоммуникаций государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики», е-mail: olga13121968@mail.ru.

МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(рецензирована)

В работе предпринята попытка раскрыть мотивационно-целевое развитие студентов к профессиональной деятельности, необходимое для управления системой образовательного пространства вуза. В связи с этим обучаемые рассматриваются как субъекты интеллектуального, духовно-нравственного и профессионального самосовершенствования.

Ключевые слова: субъект, мотивация, цель, профессиональная деятельность, управление.

Kuchina Olga Petrovna, a senior lecturer of the Department of Mathematics and Physics of Khabarovsk Institute of Infocommunications of SEIHPE ‘Siberian State University of Telecommunications and Informatics’ e-mail: olga13121968@mail.ru.

MOTIVATION-TARGETED DEVELOPMENT OF STUDENTS AS A FACTOR OF READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITIES

(reviewed)

An attempt to reveal the motivation- targeted development of students for professional careers necessary to manage the system of educational space of the university has been made. In this regard, students have been treated as subjects of intellectual, spiritual, moral and professional self-improving.

Key words: subject, motivation, objective, professional activities, management.

Возросший интерес к проблеме мотивационно-целевого развития студентов в вузе, как одному из важнейших факторов готовности к профессиональной деятельности, реализуется в соответствии с социально-экономическим развитием нашего общества. Это, в свою очередь, определяет требование подходить к личности как к целостности (системно), обеспечивая ее субъектное развитие в обучении, воспитании и профессионально-кадровой системах. То есть, на смену представлениям о человеке, как объекте социального прогресса, должен прийти взгляд на него как на субъекта общественных преобразований - носителя целей и технологий их достижения для управления развитием своего интеллектуального, духовно-нравственного и профессионального потенциалов.

Чтобы в результате обучения и воспитания студенту подготовиться и стать субъектом профессиональной деятельности, надо управлять своим развитием. Профессиональная деятельность определяется в виде сложного процесса, предстающего перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер. «Человек как субъект деятельности, пишет С.Л. Рубинштейн, планирует, организует, направляет, корригирует ее. В то же время, сама деятельность формирует человека как ее субъекта» [1].

Мотивация мобилизует побудительные внутренние силы субъекта деятельности, появление которых опосредовано сознательно поставленной им социальной целью. Так, В.Д. Шадриков, утверждает, что мотивация обусловлена потребностями, мотивами, установками, условиями деятельности (как объективными, так и субъективными), а главное - целями личности, с учетом

которых она принимает решение [2]. Логически вытекает утверждение, что развитие мотивации человека к профессиональной деятельности зависит от осмысления осознанно поставленной цели этой деятельности и выступает фактором готовности к ней, с помощью которого формируется отношение к труду, к людям, к сфере познания. Мотивация определяет потенциальные возможности личности, полноту и интенсивность личного вклада в научно-технический прогресс, пассивность или активность субъекта в профессиональной деятельности, предопределяет развитие специалиста в профессиональном отношении, формы проявления и меру его творческой активности. Следовательно, связь между целями деятельности и ее мотивацией мы определяем как мотивационно-целевую. Тогда мотивационно-целевое развитие студентов есть процесс принятия и реализации конечных целей образования, в результате которого происходит изменение качественных мотивационных состояний обучаемого. Становление такого процесса, как фактора готовности к профессиональной деятельности, - одна из главных задач педагогического управления образовательным пространством в вузе.

Чтобы обеспечить подготовку студентов как субъектов профессиональной деятельности, необходимо рассмотреть проблемы и тенденции развития профессионального образования в вузе. К таким проблемам относятся [3]: уточнение целей профессионального образования; организация целостного процесса обучения в вузе; становление субъектно-субъектных отношений в образовательной системе вуза; воспитание студентов как носителей элементов культуры. Названные проблемы нашли свое отражение в стратегических целях системы образования, воспроизведенных в концепции модернизации Российского образования: развитие интеллектуального, духовно-

нравственного и профессионального потенциалов молодого поколения. Данные цели мы рассматриваем как социальный заказ общества, сформулированный в проекте федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и поэтапном переходе на уровневое высшее профессиональное образование с учетом требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования, реализуемых в рамках закона РФ «Об образовании». Стратегические цели считаются идеальными и в силу своей абстрактности и обобщенности не технологизируются, а преобразуются на три цели оперативного уровня: содержательно-

образовательную, мировоззренческую и профессионально-управ-ленческую, которые адекватны целям интеллектуального, духовно-нравственного и профессионального развития студентов. Оперативная цель есть промежуточная цель, которую можно не только поставить, но и технологизировать для ее достижения. Рассмотрим каждую отдельно.

А) Интеллектуальное развитие. Формирование мотивационного компонента интеллектуального развития студентов заключается в подчеркивании важности побуждения студентов к построению и реализации целенаправленного обучения. В мотивационно-целевой основе обучения следует различать понятия «цели обучения» и «цели учения». Цели обучения задаются извне. В них выделяются общественные потребности и ценности, которые по отношению к студенту являются внешними. Цели учения определяются выражаемыми в них индивидуальными потребностями, мотивами и установками, сформировавшимися в предшествующем опыте. Цели обучения и учения могут совпадать лишь в идеальном случае, когда допускается абсолютное воспроизведение в структуре мотивации совокупности общественных потребностей, мотивов и установок. В этом случае, мотивы связаны: во-первых, с содержанием учения: обучаемого побуждает учиться стремление овладеть знаниями, способами действий, а во-вторых - с процессом учения: обучаемого побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность в решении учебно-проблемных ситуаций при изучении учебных дисциплин. Мотивационно-целевые установки служат исходным основанием для: прогнозирования и планирования учебной деятельности студентов; определения организационных форм, способов, средств исполнения принятых решений; контроля и оценки фактических результатов обучения; регулировки и корректировки педагогических процессов субъектов обучения, а также поведения и деятельности объектов обучения. Мотивационно-целевые потребности формируют внутренние мотивы на целенаправленную преобразующуюся учебную деятельность. Самоосознание является исходным началом мотивации, которая усиливается по мере развития потребностей. Вслед за

самоосознанием начинают развиваться процессы самоопределения, самовыражения, самоутверждения, самореализации и саморегуляции. А это означает трансформацию позиции обучаемого из объекта обучения в субъекта самообучения, что ведет к переходу от субъектнообъектных отношений преподавателя и студента к субъектно-субъектным.

Б) Духовно-нравственное развитие. Постановка и реализация мировоззренческой цели системы обучения указывает на актуальность развития духовно-нравственного потенциала студентов вуза. Говоря о духовности человека, мы имеем в виду, прежде всего, его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества. В концепции модернизации Российского образования говорится: «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора, прогнозируя их возможные последствия и обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны» [4, с. 256]. Другим подтверждением логичности постановки духовно-нравственных (мировоззренческих) целей является послание президента Д.А. Медведева к Федеральному Собранию РФ: «инновационная экономика может сформироваться только как часть инновационной культуры, основанной на гуманистических идеалах, на творческой свободе. Именно закрепленные в национальной культуре нравственные установки, модели поведения предопределяют успешное развитие личности и нации в целом» [5]. В контексте этого послания, мотивационный аспект определяет модель поведения субъекта и является необходимым связующим звеном между духовным и практическим освоением действительности, ибо до тех пор, пока цели деятельности не связаны с соответствующими побуждениями, мотивами и установками, они не способны оказывать активное влияние на субъекты.

Рассматривая постановку и реализацию мировоззренческих целей с точки зрения мотивации, можно говорить о том, что обучаемые могут преодолевать свои желания и действовать по нравственному мотиву, потому, что он обладает большей побудительной силой, чем другие мотивы. Это происходит благодаря целевому стремлению личности соответствовать требованиям и ожиданиям социума. Преобразование и декомпозиция знаний о моральных нормах в потребности, мотивы и установки личности создает практику социального поведения субъекта, в которой он учится поступать в соответствии с интересами других людей и в интересах достижения общих для всех общественно значимых целей. Положительная мотивационная направленность проявляется в доброжелательности, как эмоциональном выражении отношения личности к окружающей действительности, как проявлении его отношения к собственным поступкам. Следовательно, развитие мотивационного аспекта мировоззренческой цели проявляется в формировании адекватного эмоционального отклика на выбранную цель: к положительным нравственным категориям - положительное отношение, к антиподам морали - отрицательное. Тонкость осмысления качественной адекватности отношения к цели требует выраженной личной ответственности за развитие мотивационного аспекта нравственной цели, так как его соответствие или несоответствие целям добра и зла определяется только самим студентом как субъектом поведения. Осуществление мировоззренческих целей позволяет активизировать внутренние побудительные силы личности: потребности, мотивы, установки, которые при грамотном педагогическом управлении воспитывают у личности положительное отношение к познанию мира и своему духовно-нравственному развитию, а также способствуют развитию познавательного интереса как субъекта учения.

В) Профессиональное развитие. В концепции модернизации Российского образования, указывается, что «основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту социальной и профессиональной мобильности» [4, с. 263]. В связи с этим, на стадии подготовки личности к профессиональной деятельности профессионально-управленческие цели обучения формируются имманентно оперативным целям интеллектуального и духовного развития студентов.

Мотивация интеллектуального и духовного развития субъекта учения трансформируется в профессиональную мотивацию, определяющуюся как совокупность факторов и процессов, которая, отражаясь в сознании, побуждает и направляет личность к освоению будущей профессиональной деятельности, а также выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма. Профессиональная мотивация не просто встраивается в мотивацию учения и воспитания, а становится ее неотъемлемой частью, взаимодействующей со всеми внутренними побудительными силами субъекта, формируя при этом побуждения общественного характера, включающие в себя осознание необходимости приносить пользу обществу, связанную с общественной установкой на значимость профессиональной деятельности, а также удовлетворение потребности в самореализации, связанной с тем, что человек по природе не только потребитель, но и созидатель. Таким образом, профессиональное мотивационно-целевое развитие направляет обучаемых к активной подготовке трудовой деятельности для работы с определенной степенью эффективности.

Резюмируя все выше сказанное, удалось придти к некоторым выводам:

- мотивационно-целевое развитие студентов как фактор готовности к профессиональной деятельности, происходит в условиях целевого взаимодействия систем обучения, воспитания и профессионально-кадровой целостностей, обеспечивающих становление студентов как субъектов самосовершенствования;

- управление мотивационно-целевым развитием студентов осуществляется на основе осмысления и реализации содержательно-образовательных, мировоззренческих, профессионально-управ-ленческих целей образовательного пространства вуза.

Литература:

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии (Серия Мастера психологии). - СПб., Издательство Питер, 2000. - 712 с.

2. Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. - М.: «Просвещение», 2005. - 211 с.

3. Дворянкина Е.К. Системный подход к управлению образованием при подготовке будущих учителей: монография. - Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2006. - 265 с.

4. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года / Народное образование. - 2002. - №4.

5. Послание президента РФ Д.А. Медведева к Федеральному Собранию РФ / «Российская газета» - Федеральный выпуск №5038(214) от 13.11.2009.

References:

1. Rubinstein S.L. Fundamentals of General Psychology (Psychology Series Masters). - SPb., Peter Publisher, 2000. - 712 p.

2. Shadrikov V.D. Cognitive processes and the ability to learn. - M.: "Enlightenment", 2005. - 211p .

3. Dvoryankina E.K. System approach to education management in preparing future teachers: a monograph. - Khabarovsk: Pub. DVGGU, 2006. - 265p.

4. The concept of modernization of Russian education until 2010 / Education. - 2002. - № 4.

5. Message from the President of Russian Federation D.A. Medvedev to the Russian Federal Assembly / "Rossiyskaya Gazeta" - federal issue № 5038 (214) on 13.11.2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.