Научная статья на тему 'Моральное наследие генералиссимуса'

Моральное наследие генералиссимуса Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
446
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬНЫЙ ДУХ / МОРАЛЬНЫЕ СИЛЫ / ПОДВИГ / ПАТРИОТИЗМ / МОРАЛЬНЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ / MORAL SPIRIT / MORAL FORCES / PATRIOTISM / DEED / MORAL VIRTUES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гришин А.А.

Отражается уникальный опыт непобедимого полководца в формировании и применении в бою моральных сил воинов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The moral legacy of the Generalissimo

Is shown a unique experience of the invincible military leader in formation and application of moral spirit of warriors in the battle.

Текст научной работы на тему «Моральное наследие генералиссимуса»

УДК 93/94 ББК 67.2

МОРАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ ГЕНЕРАЛИССИМУСА

АНАТОЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ГРИШИН,

профессор кафедры профессиональной этики и эстетической культуры Московского университета МВД России им. В.Я.Кикотя, кандидат философии наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации E-mail: veteranmosu@mail.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Отражается уникальный опыт непобедимого полководца в формировании и применении в бою моральных сил воинов.

Ключевые слова: моральный дух, моральные силы, подвиг, патриотизм, моральные добродетели.

Annotation. Is shown a unique experience of the invincible military leader in formation and application of moral spirit of warriors in the battle.

Keywords: Moral spirit, moral forces, patriotism, deed, moral virtues.

В многовековой военной истории России немало ярчайших событий и блестящих полководцев и флотоводцев, государей-воинов. Среди них бесспорной звездой сияет Александр Васильевич Суворов. Прослужив более 50 лет в армии, А.В. Суворов участвовал во всех крупных военных компаниях второй половины 18 века, проводя десятки боёв и сражений, и во всех одерживал "викторию". Западные военные историки ставят А.В. Суворова в один ряд с Наполеоном I (Боно-партом) и прусским королём Фридрихом II, бесспорно, великими полководцами. Однако, оба они были биты русскими войсками, тогда как А.В. Суворов не имел ни одного поражения, даже находясь, порой, в силу предательства союзников, в безвыходном, казалось бы, положении (см., например, Швейцарский поход А.В. Суворова, сентябрь 1799 г.)

А.В. Суворов оставил богатое литературное наследие. Широко известны его "Наука побеждать", "Полковое учреждение", "Суздальское учреждение", множество инструкций, наставлений, приказов, обширное эпистолярная литература, изданные в 4-х объёмистых томах. Моральный облик и уникальный ратный опыт полководца, его литературные труды привлекали к нему многих авторов — как в нашей стране, так и за рубежом. Им восхищались, им гордились, его изучали. Однако большинство исследователей основное внимание уделяли вопросам стратегии и тактики Суворова,

его сугубо военному искусству, правилам ведения боя. Это, бесспорно, оправдано, но вместе с тем в деятельности А.В. Суворова как блестящего полководца и политика, военного теоретика, педагога и психолога, знатока человеческих душ немало того, что называется "моральный элемент", "моральный потенциал", "моральный фактор", "моральный дух".

Этой стороне служебной деятельности Суворова, актуальной и в наши дни, посвящена данная статья.

А.В. Суворов родился в Москве 13 ноября 1730 г. в семье подпоручика В.И. Суворова. С детства будущий полководец проявлял живой интерес ко многим наукам, но прежде всего к наукам военным: военная история, фортификация, артиллерия, тактика. Он также увлекался философией, географией, другими науками. Однако мальчик был слаб здоровьем, малого роста, худосочен, невзрачен, это явно препятствовало его успешной военной карьере. Однако соратник Петра Великого А.П. Ганнибал настоятельно посоветовал В.И. Суворову не препятствовать увлечению сына.

Уже в то время молодой Суворов уяснил формулу: "В здоровом теле-здоровый дух", ставшей впоследствии классическим принципом в русской армии. Постоянные физические упражнения, ежедневное закаливание холодной водой, умеренное питание преимущественно простой пищей сделали своё дело-"здоровое тело". "Здоровому духу" во многом способствовала церковь. Будучи искренне верующим человеком, А.В. Суворов широко её использовал и для поднятия боевого духа воинов. Его часто применяемая фраза: "С нами Бог!" вдохновляла рядовых и командиров, которые при этом говорили: "С нами Суворов!", уверенно полагая: "где Суворов, там победа!".

Формально военная служба А. Суворова началась с 1742 г., когда отец приписал 12-летнего мальчика к лейб-гвардии Семёновскому полку. Фактически же военная карьера А.В. Суворова началась несколько лет спустя в чине капрала в том же полку.

Всю жизнь занималась самообразованием (за исключением артиллерии, фортификации и иностранных языков, которые он постигал в Кадетском корпусе), А.В. Суворов стал одним из самых образованных людей своего времени и, бесспорно, самым образованным военачальником, свободно объясняясь с союзниками и противниками на их родном языке (будь то французы, турки, немцы, итальянцы, поляки и т.д).

Обладая высокими знаниями и моральными добродетелями, Суворов мог сделать быструю офицерскую карьеру. Однако он не спешил, став только в 24 года поручиком, тогда как его сверстники уже были штаб-офицерами, а кое-кто и генералами. Однако преднамеренная и долгая жизнь с солдатами в эти годы позволила ему не только постичь солдатское ремесло (Суворов в совершенстве делал всё, что должен был делать каждый солдат), но и овладеть искусством привлекать к себе людей и повелевать ими в любых условиях боевой обстановки. Суворов, пройдя, такую школу, имел полное моральное право требовать от подчинённых: "Делай, как я!".

"Постоянно среди солдат, особенно во времена

трудные он (А.В. Суворов А.Г.) делил с ними и тяготу, и опасности, и горькие минуты безвременья... Солдаты видели в нём не только своего брата солдата, но устои солдата редкого, каких мало".1 Скромный к требованиям военного быта, он никогда не позволял себе никакой роскоши или особых условий в походе. Мог спать вместе с солдатами на снегу, есть из общего котла, в пешем порядке совершать знаменитые многокилометровые и стремительные марш-броски. Здесь не было и намёка рисовки, лицемерия. Суворов всегда жил жизнью солдата, многих знал в лицо и по имени, помнил, кто, где и когда отличился в бою.

А.В. Суворов был строг к себе и строго карал за нарушения дисциплины, трусость, мародёрство, но никогда не позволял себе жестокость, унизить человеческое достоинство подчинённого, был великодушен к побеждённому противнику, строго гуманен к гражданскому населению побеждённых стран и городов. Строг к явным нарушителям и милостив к тем, кто ошибся и горячо раскаивается. Считал полезней отметить, поощрить достойного, нежели наказать провинившегося, полагая, что награда подвигает человека на новые героические и благородные поступки, а наказания угнетают подчинённых, создают напряжённую морально-психологическую обстановку. Награда, по мнению Суворова, должна быть всегда достойной и по возможности своевременной. Как пишет талантливый исследователь наследия А.В. Суворова генерал-майор от инфантерии С.М. Гершельман, "ни один случай усердного исполнения подчинёнными своих обязанностей не проходил незамеченным и отличался с удовольствием Суворовым".2 Если подчинённые заслуживали того, А.В. Суворов с особой настойчивостью добивался наград, подчёркивая их заслуги и полагая, что это откликнется сторицей в новых подвигах награждённых и их боевых товарищей. Поскольку государственные награды шли долго и приходили с опозданием, полководец сам поощрял солдат серебряным рублём, который воины, проделав в нём дырочку, носили на себе вместе с нательным крестиком, поскольку эта награда была из рук самого "батюшки Александра Васильевича".

А.В. Суворов очень дорожил мнением о себе своих подчинённых, особенно нижних чинов, умело используя для этого манеру общения с ними, дисциплинарную практику, заботу о здоровье, питании, быте воинов. С этой целью и для поднятия морального духа личного состава, он называл своих воинов "витязями", "чудо-богатырями" или обращался к ним со словами "солдатушки", "голубчики". При этом говорил всегда искренне и с любовью. А.В. Суворов любил живое и непосредственное общение с воинами, имел привыч-

ку выступать перед полком перед боем, в походе, на биваке. Он всегда произносил "речь краткую, огненную, которая проникала в душу воина и делала всякого непобедимым богатырём".3 Перед штурмом турецкой крепости Измаил, которую и турки, и некоторые генералы из окружения полководца считали неприступной, Суворов сказал генералам: "Я решился овладеть крепостью либо погибнуть под её стенами". Такая позиция командующего не оставляла его генералам иного пути как разделить свою судьбу с Александром Васильевичем. Обращаясь к солдатам, Суворов восклицал: "Славные люди, храбрые солдаты! Тогда они делали чудеса, а сегодня превзойдут самих себя". И всех воспламеняли эти слова и все жаждали показать себя достойными этой похвалы... Такими разговорами Суворову удалось довести людей до высшей степени боевого азарта.4

Гуманизм, великодушие, доброта, забота о подчинённых должны быть, по словам Суворова, всегда искренними, "так как всякое лицемерие со стороны начальника никогда не пройдёт незамеченным подчи-нёнными"5. Будучи гуманистом, А.В. Суворов никогда не останавливался перед наказанием провинившегося, рассматривая это действие как один из источников воинской дисциплины, средство воспитания и стимул поведения. Наказание, говорится в одном из приказов Суворова, должно строго соответствовать степени вины воина. "В случае оплошности взыскивать и без наказания не оставлять, понеже ничто так людей к злу не приводит как слабая команда"6. Вместе с тем А.В. Суворов предостерегал командиров не доводить строгость до жестокости, не возмещать личные неудачи и поражения на подчинённых. Так, в одном из личных писем он говорит, что "при строгости надобна милость, иначе строгость-тиранство. Я строг в удержании(в войсках-А.Г.) здоровья, истинного искусства, благонравия: милая солдатская строгость и за сим общее братство. И во мне строгость по прихоти было бы тиранством. Гражданские доблести не заменят бесполезной жестокости в войсках".7

В стихотворении Аполлона Майкова, посвящённо-го герою Крымской войны (1853-1856) генералу С.А. Хрулёву есть строки, которые в полной мере можно отнести и к А.В. Суворову:

«В том тайна русских сил, доступная немногим:

На подвиг доблести, и в мире, и в войне,

Не нужно русских звать команды словом строгим,

Но встанут все на клик: «Голубчики, ко мне!»

Будучи подлинным патриотом Отечества, А.В. Су-

воров понимал, что ничто более не подвигнет воина на подвиг как любовь к своей малой и большой родине. Для этого он воспитывал в подчинённых чувство гордости за свой народ, его славную историю, военные победы. Постоянно внушал воинам веру в победу над любым противником. "Мы русские! Мы всё одолеем!",-любил повторять полководец. Погибнуть за Отечество А.В. Суворов считал высшей воинской доблестью и сам морально был всегда готов выполнить свой долг даже ценой своей жизни. Находясь нередко в первых рядах, личным примером вдохновляя воинов "не посрамить земли Русской", Суворов 6 раз получал тяжёлые ранения, но никогда не покидал поле боя, пока был в состоянии руководить им. Для формирования патриотизма он широко использовал церковные обряды и ритуалы: исповедь, причастие, обязательный молебен перед боем или походом, панихиду по павшим, поклонение иконам. Нередко воины иных национальностей и вероисповеданий, находившиеся в войсках полководца, принимали православие и верой и правдой служили русскому престолу.

Для поднятия морального духа войск А.В. Суворов широко и умело применял ритуалы: поклонение чудотворной иконе, строевые смотры, приём нового пополнения-рекрутов и проводы на пенсию ветеранов, вручение наград, вынос знамени и т.д. В бой суворовские воины шли под боевыми знамёнами, хоругвью и изображением лика Христа. Наряду с церковными атрибутами особую роль Суворов отводил полковым знамёнам, воспитывая у подчинённых отношение к ним как к символам доблести и славы полк, а живых и павших воинов. Так, во время войны с турками на Балканах один из суворовских генералов, заметив упадок сил и бодрости в силу долгого отсутствия пищи в одном из полков, вызвал к себе знаменосцев и, вынув из кобуры своего седла последнюю кроху хлебу, разделил её поровну и заставил знаменосцев съесть хлеб на глазах всего полка. После этого генерал обратился к полку: "Ну, а теперь сыты, братцы?". "Сыты, вашество!"-ответил как один весь полк. Генерал понял, что личный состав полно готов на новые испытания.8

Одной из главных забот А.В. Суворова была забота об утверждении в подчинённых уверенности в своих силах, рассматривая её как одну из важнейших моральных составляющих успеха в бою. Этому была подчинена вся система обучения и воспитания войск, которая выражалась в классической формуле: "тяжело в ученье-легко в бою". Суворов всячески поощрял инициативу подчинённых командиров, направленную на успех. Не допускал мелочной опеки командиров, избегал давать им подробные и строго обязательные

инструкции, полагая, что обученный офицер в условиях меняющейся обстановки сам примет верное решение. Вместе с тем А.В. Суворов считал, что "всякий человек может сохранить полное спокойствие и хладнокровие в работе лишь тогда, когда он будет знать, что ему надлежит делать".9

Неясность задач и обстановки как и преувеличение опасности со стороны противника, по мнению Суворова, весьма пагубно влияет на морально-психологическое состояние военнослужащих, что даже при иных благоприятных условиях может привести к поражению. Известно, что при взятии Измаила ряд генералов из окружения Суворова предлагали ему не штурмовать крепость, поскольку две предыдущие попытки были неудачны. На стороне этих генералов были и другие аргументы, в частности превосходство турок в численности: на стороне турок 35 тысяч, у русских-31 тысяча, в том числе 15 тысяч плохо вооружённых пеших казаков. К тому же по законам войны атакующие(тем более штурмующие) должны иметь перевес в силе над обороняющимися в 3-4 раза. Но у русских был абсолютный перевес в моральной силе плюс прекрасная выучка, плюс А.В. Суворов, которого самого можно было рассматривать как моральный фактор. "Суворову достаточно было появиться перед войсками, чтобы они совершали чудеса храбрости., забывая сверхъестественное утомление и трудности и воодушевлялись настолько, что, казалось, никакие силы и никакой противник не в состоянии были вырвать из их рук победу. Одного его взгляда и слова было достаточно, чтобы вызвать в людях всегда без отказа полное напряжение.. .всех как физических, так и нравственных сил".10 Блестящая победа А.В. Суворова над турками 11 декабря 1790 г. сделала его, по всеобщему признанию в России и за рубежом, непобедимым. Эта победа как и многие другие во многом заключалась в бесспорном моральном перевесе суворовских воинов. Один из австрийских офицеров того времени писал: "Как ни хороши наши люди(австрийские воины-А.Г.), но русские ещё превосходят их в некоторых отношениях; почти

невероятно то, что про них рассказывают. Нет меры их повиновению, верности, решимости и храбрости. Они стоят, как стена, и всё должно пасть перед ними".11

Наполеон говорил, что на войне % надо отнести к нравственному элементу и лишь 1/4 -ко всему остальному. Надо полагать, что А.В. Суворов вполне согласился бы с этим высказыванием, поскольку сам он многократно подтверждал это в военных сражениях, будучи твёрдо уверенным, что победа в конечном счёте всегда обеспечивается моральным духом тех, кто на поле боя проливает свою кровь.

'. А. Петрушевский. Генералиссимус князь Суворов, т.1, Спб, 1884, с.238.

2. С.М. Гершельман. Нравственный элемент в руках Суворова. Гродно, 1903, с.112.

3. Я.М. Старков. Рассказы старого воина о Суворове М, 1847, с.29-30.

4. С.М. Гершельман. Нравственный элемент в руках Суворова Гродно, 1900, с.44.

5. Там же, с.140.

6. А.Ф. Петрушевский Генералиссимус князь Суворов, т.1, Спб, 1884, с.69.

7. А.Ф. Петрушевский Генералиссимус князь Суворов, т.2, Спб, 1884, с.347.

8. См. С.М. Гершельман Нравственный элемент в руках Суворова Гродно, 1903, с.133.

9. Там же, с.88.

10. Там же, с.98.

и. История русской армии. М, 2009, с.127.

Литература

1. А. Астафьев. Воспоминания о Суворове.Спб, 1856.

2. Д.А. Милютин. Жизнь и подвиги графа Суворо-ва.Спб, 1845.

3. И.И. Ростунов. Генералиссимус А.В. Суворов. М, 1989.

4. П.М. Сакович. Действия Суворова в Турции. в 1773 г." Спб, 1853.

Ф. Смит. Суворов и падение Польши.Спб, 1866.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.