Научная статья на тему 'Духовно-нравственные аспекты воспитания военных кадров российской армии и флота в XVIII веке'

Духовно-нравственные аспекты воспитания военных кадров российской армии и флота в XVIII веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2552
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННЫЕ КАДРЫ / РУССКАЯ АРМИЯ / ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ПЕТР I / А.В. СУВОРОВ / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственные аспекты воспитания военных кадров российской армии и флота в XVIII веке»

И. И. Белоусов

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННЫХ КАДРОВ РОССИЙСКОЙ АРМИИ И ФЛОТА

в XVIII веке

Реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации требует переосмысления многих направлений системы воспитания военных кадров, приведения ее в соответствие с требованиями времени. Формирование и дальнейшее развитие духовных основ мировоззрения у военнослужащих находится в тесной взаимосвязи с укреплением обороноспособности государства, повышением уровня боевой готовности и боеспособности армии и флота.

В истории Российского государства можно найти большое количество примеров успешного обеспечения государственной безопасности вооруженными силами. Особенно наглядно это проявилось в истории XVIII столетия. Важно заметить, что сам по себе XVIII век занимает в развитии отечественных вооруженных сил особое место. В это время Россия перешла к строительству вооруженных сил на регулярной основе, к новой системе комплектования войск. Были созданы и получили свое развитие первые военные школы, с учетом лучших отечественных и западных образцов формировалось национальное военное искусство, формировалась отечественная система обучения и воспитания. Это обусловило в конечном итоге превращение России в великую мировую державу.

Как показывает исторический опыт: на переломных этапах развития Российского государства в XVIII веке военные кадры, как категория наиболее профессионально подготовленных служилых людей обличенная наибольшим доверием самодержавных монархов, отличались патриотизмом, государственным уровнем мышления, высокой нравственностью, сильной волей, целеустремленностью в решении стоящих перед ними задач по укреплению обороноспособности молодой Российской империи.

Выдающиеся российские государственные и военные деятели XVIII века прекрасно понимали значение духовно-нравственного воспитания военных кадров, основанного на фундаменте христианского вероучения. Усилиями лучших представителей военных кадров армии и флота в Российском государстве создавались богатые духовно-нравственные традиции отечественной школы воинского воспитания. Характерными чертами национальной военной школы были патриотизм, религиозность, высокие духовные идеалы, основанные на православ-

ных традициях, гуманность, высокие чувства офицерской чести и воинского долга.

Организация эффективного морально-нравственного воспитания военных кадров на всех исторических этапах являлось и является важным фактором обеспечения безопасности Российского государства. Задачи духовно-нравственного воспитания воинов армии и флота решались разными способами и средствами в русле курса государственной кадровой политики по отношению к вооруженным силам.

Современная дефиниция «духовно-нравственное воспитание» является более широким понятием, чем понятие «нравственное воспитание», т.к. предполагает формирования у личности не только нравственных, но и духовных идеалов и качеств. Автор разделяет точку зрения военного исследователя А.М. Кузнецова, что в исторический период XVIII столетия понятия духовного и религиозного являлись синонимами, в связи с тем, что «духовность любого человека рассматривалась через призму его веры в Бога, следовательно, применяемые определения духовно-нравственного воспитания и религиозно-нравственного воспитания, духовно-нравственных качеств и религиозно-нравственных качеств являлись идентичными»1.

В процессе формирования и качественной подготовки кадрового корпуса армии и флота в XVIII веке активно участвовали все институты Российского государства, в том числе и Русская Православная Церковь. Она со времен крещения Руси являла собой действенный механизм духовного, моральнонравственного и национально-патриотического влияния на воинов Отечества.

С момента крещения ребенка родители и Церковь прилагали совместные усилия к формированию стойкого и верного защитника Российского государства. Православная Церковь активно участвовала в формировании нравственных устоев всего русского общества и важнейших его составляющих - армии и флота, пронизывая своими идеями всю систему домашнего и государственного образования.

Каждый новый воин, поступавший на военную службу, нес в общую военную среду свой индивидуальный духовный мир, традиции, привычки, связанные с его верой в Бога. О содержании этой веры российского воина С.Н. Булгаков писал: «...оно в трех словах: за Веру, Царя и Отечество. Но все три идеи нераздельно были для него связаны: вера православная, царь православный, земля тоже православная ,..»2. Результатом православного воспитания можно считать

воздействие этого краткого девиза на готовность и способность российских воинов самоотверженно совершать великие подвиги, удивлявшие весь мир. Такая ситуация, по утверждению современного историка О. Золотарева, привела к тому, что наряду с созданием регулярной армии и флота формировался институт военного и морского духовенства3.

Исторический анализ документальных источников свидетельствует, что фундаментальной базой духовно-нравственного воспитания воинов российской императорской армии во все периоды ее развития являлось Православие. И поскольку религиозное начало охватывало все стороны жизни и деятельности войск, то в этом многогранном процессе необходимые для воина боевые и моральные качества, как правило, воспитывались религиозными средствами.

В воспитании личного состава российской армии и военно-морского флота на протяжении XVIII столетия наряду с государственными органами, военным и морским командованием особая роль принадлежала Священному Синоду Русской Православной Церкви. Он, прежде всего, через своих представителей в вооруженных силах - военных священников стремился воспитывать и формировать из российского воина настоящего христианина. В бурной, героической истории XVIII века военное православное духовенство разделяло с армией и флотом все тяготы боевой и мирной воинской жизни и немало содействовало воспитанию всех категорий военных кадров Российской империи.

На первое место среди многих задач, решавшихся военным духовенством, выступало стремление воспитать и развить в русском воине духовнонравственные силы, сделать его гармонично-развитым человеком, проникнутым истинным христианским настроением.

Основная деятельность военного и морского духовенства была направлена на ознакомление с началами православного вероучения и в первую очередь его нравственной составляющей. Военнослужащие воспитывались в духе добросовестного отношения к изучению военного дела, успешного исполнения служебных обязанностей не из-за страха наказания, а по совести и глубокому убеждению святости своего воинского долга.

Военное духовенство заботилось и о воспитании в войсках и на флоте духа веры, благочестия, сознательного соблюдения воинской дисциплины, терпения, мужества, взаимовыручки и самопожертвования. Признание православного вероучения в качестве доминанты воспитания личного состава армии и флота на протяжении всего имперского периода Российского государства и роли духовно-

нравственной роли Церкви и военных священников нашло отражение в дореволюционной отечественной историографии4. По мнению известного дореволюционного военного историка Д.Ф. Масловского «преданность Вере, Царю и Отечеству» направляла русских воинов «на высшую самоотверженность»5. Это суждение отражает идеи представителей дореволюционной военно-исторической науки относительно нравственных основ воинской службы.

Законодательное оформление нравственных основ военной службы начало осуществляться еще Петром I, и было вызвано объективной необходимостью, возникшей при организации строительства регулярной армии. Уже в первых воинских уставах Петра I прослеживалась четкая регламентация духовного и патриотического воспитания солдат и офицеров.

В качестве основы духовно-нравственного поведения российских воинов являлась их вера в Бога и соблюдение требований христианской морали. Религиозное начало воспитания в армии было заложено Петром I в Артикуле Воинском. И не случайно, что этот законодательный документ начинался главой «О страхе Божии». В артикуле № 1 этой главы было указано, что «всякое благословение, победа и благополучие, от единого Бога всемогущего, яко от истинного Начала всего блага, и праведнаго Победодавца происходит, и Оному токмо молиться и на Него надежду полагати надлежит .»6.

Важное место в воспитании нравственности и патриотизма занимал ритуал принятия военной присяги. Этот торжественный ритуал проводился в торжественной обстановке при развернутых знаменах. Принимая присягу на верность Г осударю и Отечеству (присягу российские офицеры XVIII века принимали при получении каждого нового чина, а также при восшествии на престол нового монарха), военнослужащие должны были «положить левую руку на Евангелие» и обещаться «Всемогущим Богом, служить Всепресветлейшему Нашему Царю Государю верно и послушно. ». И заканчивалась присяга русского воина любого чина обещанием «во всем так поступать, как честному, верному, послушному, храброму и неторопливому солдату надлежит» и обращением к Богу: «В чем да поможет мне Господь Бог» . Разрабатывая Воинский Устав, Петр Великий полагал, что вера в Бога, особенно важна для человека, часто рискующего своей жизнью ради Государя и Отечества и, что вера помогает сохранить нравственные устои и приблизить победу, даруемую Богом.

Определяющим условием высоко-нравственного поведения военнослужащих Петр I полагал твердое знание ими основных требований предъявляемых к

ним государством: «дабы неведением никто не отговаривался, надлежит сей Артикул на смотрах, а особливо при всяком полку по единожды прочитать в неделю, чтоб всяк своего стыда, наказания и безчестия удалялся и бегал, против того ж о благодеянии, храбрости и повышении прилежание имел»8.

В соответствии с требованиями Артикула воины российской армии, как истинные христиане, должны были быть нетерпимы к различным отступлениям от православной веры. Артикулы Петра I определили строгое наказание за богохульство и злоречие на Бога «кто имени Божию хуление приносит, и оное презирает, и службу Божию поносит, и ругается слову Божию и святым таинствам, а весьма в том он обличен будет; хотя сие в пьянстве или трезвом уме учинится: тогда ему язык раскаленным железом прожжен, и потом отсечена глава да бу-

9

дет» .

Тем «кто пресвятую Матерь Божию Деву Марию и Святых ругательными словами поносит» должен был быть «наказанием отсечения сустава наказан или живота лишен». Если кто-либо по легкомыслию ругательные слова произносил по отношению к Святым один или два раза, тогда «имеет преступитель 14 дней в железа заключен быть, и жалование его на месяц в шпиталь вычтено, или гонянием шпицрутен наказан». В случае третьего повторения преступник должен был «аркибузирован (расстрелен) быть»10.

Военнослужащим под страхом наказания воспрещалось легкомысленное или без особой нужды «в клятве, божбе и лжи» упоминать «имя Божие». Артикул № 7 определил, что «ежели кто найдется, который сие в сердце, или с должной ревности чина своего учинит, оной имеет, по состоянию своего чина, некоторое число денег в шпиталь дать, или в присутствии регимента мушкеты, пики или карабины носить»11.

В результате законодательной деятельности Петра I, направленной на осуществление кадровой политики в вооруженных силах, представители духовенства Русской Православной Церкви получили право проводить среди личного состава армии и флота религиозное воспитание.

Организация церковных богослужений и повседневная индивидуальная работа священников рассматривались в качестве важных средств поддержания высокого морального духа военных кадров, нравственного состояния и воинской дисциплины и порядка в армии той эпохи.

Вторая глава петровского Артикула называется «О службе Божии и о священниках». Вера в Бога в данной главе рассматривалась как важнейшее основа-

ние нравственного поведения военнослужащих. Артикул предусматривал создание необходимых условий для своевременного проведения богослужений. Все офицеры, унтер-офицеры и солдаты должны были присутствовать и заранее оповещаться о времени начала и окончания «службы Божия».

В артикулах этой главы указывается, что «если офицер без важной причины при молитве присутствен не будет», то его полагалось оштрафовать «по полтине штрафу с него в шпиталь брать». В случае, если «офицер при молитве пьян явится, а чрез оное пьянство другим соблазн учинит», то этот офицер, за первый и второй проступок подлежал наказанию арестом у профоса, а «в третие на несколько времяни от службы отставлен, и рядовым учинен быть». Рядовой за подобное нарушение «имеет быть в железа посажен»12.

Охраняя авторитет церкви, Петр I предписал тем, кто в отношении священников будет «как словом, так и делом досаду чинить, и презирать, и ругаться», наказание вдвое большее, чем за такие же деяния в отношении простых людей, не имеющих духовного звания. В тоже время, Устав, требуя почитания священников, обязывал самих священников соответствовать своему назначению.

В обязанности военного священника, кроме проведения регулярных богослужений, входило проведение занятий с воинами по обучению их основам православной веры и наставлению в религиозно-нравственных правилах. Священники объясняли важность богослужения для души воина, значение молитв к Богу и Святым в военной службе, приводили поучительные примеры из истории церкви и военной истории, руководили церковным хором.

Исследование документальных исторических источников по проблемам государственной кадровой политики в вооруженных силах XVIII века показало, что и отечественный флот также тесно был связан с Православной Церковью. В военно-морской флот священники назначались, как правило, на крупные боевые корабли сроком на пять - семь лет, причем каждую компанию на новом корабле. Как правило, это были иеромонахи, но в случае их недостатка на кораблях могли служить представители белого духовенства, но вдовые и несемейные. Священник был не просто религиозным служителем на корабле, но и постоянным полноправным членом команды, занимавшим весьма почетное место. Русские моряки не мыслили себя без храма и священника. Корабельные церкви были устроены на всех крупных кораблях, а святой, или святые, в память которых был освящен судовой храм, в память которого был назван корабль, были небесными покровителями корабля. На российском военно-морском флаге был изображен крест, на ко-

тором был распят святой покровитель земли русской Святой Андрей Первозванный.

Военно-морские священники должны были всегда находиться на корабле и только раз в неделю спускаться на берег. Для контроля над несколькими священниками на каждую эскадру назначался обер-иеромонах из более опытных священнослужителей .

Личный состав кораблей был обязан присутствовать на молитве и иных видах церковных служб, для чего уставом были предусмотрены соответствующие команды и сигналы, в том числе и молитвенный флаг. В соответствии с Морским Уставом от 13 января 1720 года офицеры и нижние чины за совершенные преступления и дисциплинарные проступки могли быть подвергнуты наказаниям схожим с наказаниями, предусмотренными статьями Артикула Воинского.

Моряки должны были поститься в Великий пост не менее пяти дней, а на Страстной неделе, перед Пасхой - еще четыре дня. Обычно не реже четырех раз в год все моряки исповедовались и причащались, а желающие могли это делать чаще. Такое положение существовало в российском флоте до конца XVIII века.

На протяжении исторического периода XVIII - начала XX века христианское мировоззрение было господствующим в Российской Империи. Именно оно стало духовно-нравственным фундаментом воинского воспитания в армии и на флоте.

По мнению автора, при исследовании воздействия православного вероучения на духовно-нравственное воспитание военных кадров в XVIII веке следует учитывать и культурно-исторический подход к религии. Он позволяет видеть в русском православии такой многосложный феномен, который включает в себя «духовную составляющую (определенные идеи, чувства), практику (обряды и правила поведения верующих), организацию и управление религиозной жизнью и взаимоотношения между людьми»13.

При исследовании проблем воинского воспитания, как одного из направлений кадровой политики Российского государства в армии и на флоте в XVIII веке автор изучал мировоззренческие, духовно-личностные факторы и учитывал их влияние на кадровую политику. Причем в некоторых случаях это влияние было решающим и кардинально определяющим развитие Российской империи.

Для правильного понимания событий и процессов прошлого внимание исследователя, в некоторых случаях, сосредоточивается на явлениях и процессах мировоззренческого уровня. К ним относятся идеи и интересы, составляющие

основу целей и мотивов исторической персоналии. ведущую, базовую систему ценностных (прежде всего духовно-нравственных) ориентаций личности представителя военной корпорации (гвардии, кавалерии, артиллерии, сухопутной полевой армии, флота; дворянского сословия («шляхетства»). Кроме того, такой подход предоставляет возможность рассматривать влияние православной религии в армии и на флоте на разных этапах исторического развития дореволюционной России.

Известный русский философ С.Н. Булгаков писал: «Русское войско держалось двумя силами: железной дисциплиной, без которой не может существовать никакая армия, да верой. Пока была власть, законная, авторитетная, была и основа дисциплины. Солдат знал, что он поставлен перед неизбежностью повиновения, и он с этой неизбежностью покорно, но мудро и кротко мирился. Вот почему он представлял собой столь классный боевой материал, для него ничего не было невозможно. Но затем у него была вера, которая давала ему возможность воевать не за страх, а за совесть»14.

В истории развития российских вооруженных сил в послепетровкий период постепенно создавалась и развивалась отечественная система взглядов на обучение и воспитание военных кадров. И если вначале она носила чисто практическую направленность - для создания новых уставов и инструкций, и находилась под большим влиянием европейских военных авторитетов конца XVII - начала XVIII века, то с 40-х годов столетия появляются творения российских военных кадров, сочетавшие передовые европейские военные взгляды и отечественные разработки, основанные на российском военном опыте.

Во второй половине XVIII столетия появился целый ряд военных и государственных деятелей, способных проанализировать и обобщить передовой опыт ведения боевых действий, и подготовить соответствующие грамотные и обоснованные рекомендации по организации обучения и воспитания в российской армии. К их числу можно отнести российского императора Павла I, военных руководителей высокого уровня: П.И. Шувалова, П.И. Панина, З.Г. Чернышева, П.А. Румянцева, Н.И. Салтыкова, Н.В. Репнина, А.В. Суворова, И.И. Бецкого, Ф.Ф. Ушакова, М.И. Кутузова. А сколько отечественных генералов и офицеров, разрабатывавших свои теоретические взгляды на развитие вооруженных сил, кадровое обеспечение, обучение и воспитание русских воинов, остались неизвестными в исторической глубине XVIII столетия? Некоторую часть отзвуков их мыслей,

взглядов, суждений сегодня можно найти в громадной массе документов той эпохи, хранящихся в российских и зарубежных архивах.

Например, в Российском государственном архиве древних актов хранятся «Мысли по военной части». Интересное рассуждение одного из военачальников царствования императрицы Елизаветы Петровны содержится в одном из документов. Он, размышляя о проблемах воинской дисциплины в армии, показал роль и значение православного вероисповедания для армии. «Религия, которая почти во всех без изъятия случаях имеет свое влияние, не меньше и в войске производит твердости. Часто идущие на сражение ободрялись словами за веру и за дом Богоматери, - подчеркивал автор рассуждений, - сие служит доказательством, что и в войске потребно иметь узел, который бы связывал всех к едино-душию»15. Таким образом, неизвестный автор изложил в 40-х годах XVIII столетия, дошедшие до нас суждения об объединяющем и вдохновляющем на воинские подвиги значении религии.

На основании вышеизложенного, при исследовании духовно-нравственных проблем в российской истории XVIII столетия целесообразно учитывать влияние на обучение, воспитание и формирование кадровых отношений в вооруженных силах действенных религиозных факторов. Их можно определить как совокупность существовавших в российском государстве законодательных норм, религиозных идей, традиций и обрядов, влиявших на качественные характеристики военных кадров.

В процессе исследования автор пришел к выводу, что многообразие проявлений духовной жизни российского общества охватывало религиозную систему, государственную идеологию, ментальность16, обыденное сознание, психологию социальных групп (сословий). Наиболее существенным фактором, оказывающим принципиальное влияние на укрепление духовно-нравственного, моральнопсихологического состояния армии и флота Российской империи в XVIII столетии, являлось наличие в государстве объединяющей традиционной общенациональной идеи - православной религии. Православие в Российской империи занимало важное место в формировании морального духа личного состава армии и флота.

Религиозно-нравственный контекст проявлявшийся в воспитании военных кадров, как реализации одного из направлений военной кадровой политики формировался на основе российских исторических традиций XVIII века, взаимосвязи

старых и новых образцов поведения, стереотипов мышления, привычек и других

17

институциональных образований .

Автор отмечает, что любые исторические значимые военно-социальные явления и процессы в российской истории проявлялись в деятельности конкретных ярких личностей - государственных и военных деятелей. Наиболее известные российские полководцы и военачальники XVIII века обладали, как правило, природными дарованиями и талантами, высоким интеллектом, сильной волей, богатым жизненным опытом, в том числе и военным. Но при этом важно подчеркнуть, что в основе их жизнедеятельности лежало и религиозное христианское мировоззрение и миропонимание, основанные системе православных культурных ценностей, особенностей и свойств духовно-нравственной ориентации. Многие русские полководцы той эпохи укрепляли в своих войсках религиозность и связывали ведение войны с религиозными мотивами.

Ярким подтверждением сказанному может служить жизнь и деятельность выдающегося флотоводца Федора Федоровича Ушакова (1745 - 1817 гг.), в настоящее время, причисленного Русской Православной Церковью к лику Святых. Воспитанный в духе высокой религиозности и нравственности, он всеми силам способствовал привитию своим подчиненным религиозных и патриотических чувств.

Следует отметить, что названия кораблей эскадры, которой командовал контр-адмирал Ф.Ф. Ушаков во время Второй Русско-турецкой войны, имели большое религиозно-патриотическое воспитательное воздействие на моряков. Они носили имена христианских святых: «Рождество Христово» «Покров Богородицы», «Святой Владимир», «Святой Александр Невский», «Святой Иоанн Богослов», «Святой Павел» «Святая Мария Магдалина» и др.

В августе 1790 года, следуя во главе эскадры на корабле «Святой Павел» из Севастополя к Очакову контр-адмирал Ф.Ф. Ушаков обнаружил у острова Тендра турецкую эскадру и в жестоком бою нанес ей сокрушительное поражение. Главнокомандующий русской армией и флотом генерал-фельдмаршал Г.А. Потемкин сообщал императрице Екатерине II: «Наши благодаря Богу, такого перца задали туркам, что любо. Спасибо Федору Федоровичу!» За эту победу флотоводец получил орден Святого Г еоргия 2 степени.

В решающем морском сражении у мыса Калиакрия 31 июля 1791 года флагманский корабль Ф.Ф. Ушакова «Рождество Христово» смело и решительно атаковал и вывел из строя флагманский корабль командующего флотом паши

Саид-Али, что привело к разгрому и беспорядочному бегству всего турецкого флота. Эта победа ускорила подписание Ясского мира. Императрица Екатерина II была очень довольна и в своем рескрипте на имя флотоводца указывала: «Знаменитая победа, служит новым доказательством усердия к службе нашей,

особливого мужества и искусства вашего. Всемилостивейше пожаловали вас ка-

18

валером нашего ордена Святого Александра Невского» .

После каждого проведенного сражения Ф.Ф. Ушаков определил служить благодарственные молебны и лишь, затем разрешал приступать к устранению повреждений кораблей.

При воспитании подчиненных офицеров и нижних чинов адмирал всегда предоставлял шанс оступившемуся моряку исправиться и искупить свою вину. «Отец наш Небесный прощает кающихся, я надеюсь на всещедрую милость и благоволение монаршее», - писал он в одной из просьб о прощении провинившихся, но искупивших вину молодых офицеров.

В своей военно-организаторской, управленческой деятельности святой флотоводец Ф.Ф. Ушаков всячески содействовал духовенству в воспитании у моряков высоких нравственных качеств. Этого же он требовал от подчиненных офицеров. Признанием заслуг Ф.Ф. Ушакова могут служить слова одного из его современников: «Я не имел счастья быть свидетелем подвига Ушакова, но я знал его добродетели, его благотворительность, его любовь к ближним...»19.

Большинство военачальников той эпохи стремилось во время войн, в боевой обстановке, поднять дух вверенных им войск и сил флота, что было возможно лишь при существовании непоколебимой уверенности в своих силах и в уверенности, что сражение увенчается победой. Именно на это были направлены принимаемые командованием меры по духовному воспитанию военных кадров. «В ряду подобных мер весьма рельефно выступает стремление Суворова укрепить в своих войсках религиозность и связать неразрывно все дело войны с рели-гиею»20, - отмечал в известном историческом труде полковник Генерального штаба С.К. Гершельман21.

В самые напряженные минуты перед началом сражения генералиссимус князь А.В. Суворов, призывал своих непобедимых чудо-богатырей к служению лишь самым высоким идеалам: «Умирай за Дом Богородицы! За Матушку! За Пресветлейший Дом! Церковь Бога молит. Кто останется жив, тому честь и Слава», так говорит словесное поучение»22.

Важную роль религии в армии подчеркивал в своей работе известный русский военный историк конца XIX столетия полковник Г енерального штаба Н.А.

23

Орлов : «Религия - могущественный рычаг на войне, и для русских солдат имеет особенно важное значение. Суворов был человеком в высшей степени религиозным, а потому ему легко было пользоваться «могущественным рычагом»»24.

Генералиссимус князь А.В. Суворов старался по возможности присутствовать на богослужениях в храмах, а в боевых условиях в походной церкви. «Будучи преисполнен страха Божия, Суворов отличался горячим благочестием и строгим соблюдением всех уставов церкви»25.

Конечно, личный духовно-нравственный пример прославленного полководца, генералиссимуса Российской армии, не проигравшего ни одного сражения, не мог не оказывать большого воспитательного воздействия на подчиненных солдат и офицеров.

«В нашей русской армии религиозность Суворова была фактом чрезвычайного значения, - отмечал известный исследователь жизненного пути выдающегося российского полководца А. Петрушевский26, - помимо той громадной моральной поддержки, которую дает горячая вера в те минуты, когда человеческое предвидение не находит никакого исхода, помимо того невероятного «сверхчеловеческого» подъема духовной энергии, какой переживает глубоко верующий человек, когда он отрешится о своей личной воли, отдавая в руки Творца, во исполнение моления «Да будет воля Твоя», - эта сторона духовного облика Суворова особенно сближала с ним простые, безыскусственные солдатские сердца и делала его бесконечно дорогим и близким солдатской массе. Суворов всю свою жизнь прожил как истинный христианин и умер, как подобает христианину, исповедавшись, причастившись Святых Тайн и простивших со всеми. Последними сознательными словами его были: «Долго гонялся я за славой - все мечта: покой

27

души - у престола Всемогущего» .

В трудные для страны дни Русская православная церковь брала на себя тяжелую ношу объединения всех православных верующих для достойного отпора врагу, а ее представители в армии и на флоте - военные священники являли собой пример мужества и героизма на полях великих сражений. Православие присутствовало во всех институтах Российского государства и являлось главенствующей идеологией в его вооруженных силах. А религиозно-нравственное воспитание было одним из важнейших элементов в системе подготовки военных

28

кадров Российской империи .

Православие в Российском государстве на всем своем протяжении истории было тесно связано с российским воинством. Недаром во время произнесения молитв в церкви персонально упоминается единственная профессия - воин.

По мнению автора, духовно-нравственное воспитание, проводившееся армейскими и флотскими пастырями всеми имеющими средствами было направлено на создание условий для формирований высоких духовных и нравственных качеств у русских воинов, необходимых им для успешной защиты своего Отечества.

В целом духовно-патриотическое воспитание высоконравственных, разносторонне подготовленных военных кадров в огромной мере способствовало не только укреплению государственной власти внутри страны, но и повышению международного авторитета и значения Российской империи.

1 Кузнецов А.М. Православное духовенство морского ведомства России и его роль в укреплении флотских традиций (XVIII - начала XX века): Дис. .. .канд. ист. наук., М., 2000. С. 86.

2 Булгаков С.Н. На пиру богов: современные диалоги. Новороссийск, 1991. С. 252.

3 Золотарев О.В. Христолюбивое воинство русское. М., 1994. С. 16.

4 Боголюбов Ф. Взгляд генералиссимуса А.В. Суворова на религию в деле воспитания солдата. СПб., 1894; Гершельман С. Нравственный элемент в руках Суворова. Генерального штаба полковника Сергея Гершельмана. Гродно, 1892; Троянский В. Краткое начертание обязанностей христианского воина. СПб, 1854 и др.

5 Масловский Д.Ф. Записки по истории военного искусства в России: В 2 вып. СПб., 1891 -1894. Вып. 2. С. 96.

6 Устав Воинский, Артикул Воинский с кратким толкованием (30 марта 1716 года) // Памятники русского права: Законодательные акты Петра I. Первая четверть XVIII века. М. 1961. Вып. 8. С. 321.

7 Там же. С. 320.

8 Там же. С. 319.

9 Там же. С. 322.

10 Там же.

11 Там же.

12 Там же. С. 323.

13 Балагушин Е.Г. Религия как социокультурное явление // Введение в культурологию. Курс лекций. М., 1993. С. 81.

14 Булгаков С.Н. Указ. соч. С. 252.

15 РГАДА, ф. 20, оп. 1, д. 365, ч. 3, л. 102 об.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 Ментальность - образ мышления, общая духовная настроенность человека социальной группы, общества, цивилизации. - Прим. авт.

17 См.: Калашникова С.М. Исторические аспекты формирования различных типов политического сознания в России во второй половине XVIII века: Дис. . канд. ист. наук. Воронеж,

2005; Польской С.В. Формирование дворянской политической мысли в России во второй чет-

верти и середине XVIII века: Дис. .канд. ист. наук. Самара, 2000.

18 Цит. по: Ковалевский Н.Ф. История Государства Российского: Жизнеописания знаменитых военных деятелей XVIII - начало XX в. М., 1997. С. 102.

19 См.: ГригорьевА.Б. На море не ведал поражений // Православная беседа. 1994. № 5. С. 34-35.

20 Гершельман С.К. Указ. соч. С. 82.

21 Генерал от инфантерии Сергей Константинович Гершельман родился в 1853 году. Окончил Пажеский корпус, Николаевскую академию Генерального штаба. Служил в кавалерийских и пехотных частях и соединениях. Командовал полком, дивизией, корпусом, Московским, а затем Виленским военным округом. Умер в 1910 году. Особое внимание уделял духовной стороне военной службы. - Прим. авт.

22 Цит. по: Драгомиров А. «Наука побеждать» Суворова // Российский военный сборник. Вып. 18. М., 2001. С. 251.

23 Генерал от инфантерии Николай Александрович Орлов (1855 - 1915). Военное образование получил в военной гимназии, Михайловском артиллерийском училище, Николаевской академии Г енерального штаба. Командовал казачей бригадой, пехотной дивизией. Профессор, преподавал в Николаевской академии Генерального штаба. Крупный военный историк. Известный исследователь военной деятельности А.В. Суворова. В годы Первой мировой войны командовал корпусом. - Прим. авт.

24 Орлов Н.А. Суворов-полководец. Выводы из военных действий в Италии в 1799 году. // Российский военный сборник. Вып. 18. М., 2001. С. 327.

25 Петрушевский А. Генералиссимус князь Суворов // Не числом, а уменьем: Военная система А.В. Суворова. С. 171.

26 Генерал-лейтенант Александр Фомич Петрушевский (1826 - 1902). Обучался в Дворянском полку. Военную службу проходил в артиллерийских частях. Известный военный исследователь. Почетный член Николаевской академии Генерального штаба.

27. Петрушевский А. Генералиссимус князь Суворов // Российский военный сборник. Вып. 18. М., 2001. С. 253.

См.: Давлетшин В.Р. Институт военного духовенства в России (XVIII - XIX вв.): процесс введения и становления // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М., 1999. № 2; Во имя России: Российское государство, армия и воинское воспитание. М., 2000; Гуськов М.Д., Ивашко М.И. Православие и российская армия: (Очерки истории военного духовенства). М., 1995; Кузнецов А.М. Указ. соч.; Ивашко М.И. Русская православная церковь и Вооруженные силы (XVIII - начало XX в.): Историографическое исследование. М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.