Научная статья на тему 'Морально-психологическое обеспечение целостного педагогического процесса в образовательных организациях Российской Федерации'

Морально-психологическое обеспечение целостного педагогического процесса в образовательных организациях Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гурьев М.Е.

Целостному педагогическому процессу, педагогическая наука, определяет значение, как обобщенной категории своего понятийного аппарата. Сущность этого процесса раскрывается в целенаправленной, специально организованной деятельности всех должностных лиц образовательной организации по обучению, воспитанию, развитию и морально-психологической подготовке обучающихся как будущих профессионалов, посредством самоизменения личности субъектов образовательного процесса, в результате их активной учебно-познавательной деятельности. Данная статья посвящена анализу мероприятий, проводимых в образовательных организациях Российской Федерации по морально-психологическому обеспечению целостного педагогического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гурьев М.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Морально-психологическое обеспечение целостного педагогического процесса в образовательных организациях Российской Федерации»

7. Панов А.И. Системно-деятельностный подход в образовании. Методические рекомендации. - Томск, 2002. - 36 с.

8. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. - М.: Высш. шк., 1989.

9. Садовский В.Н. Основания общей теории систем: Логико-методологический анализ. - М.: Наука, 1974.

10. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. -М., 1988.

11. Социальное управление: Словарь / Под ред. В.И. Добренькова, И.В. Слепенкова. - М.: Изд-во МГУ, 1994.

12. Спиркин А.Г. Философия. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2003. - 736 с.

13. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. - М., Мысль, 1978.

МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Гурьев М.Е.*

Санкт-Петербургский университет министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Санкт-Петербург

Целостному педагогическому процессу, педагогическая наука, определяет значение, как обобщенной категории своего понятийного аппарата. Сущность этого процесса раскрывается в целенаправленной, специально организованной деятельности всех должностных лиц образовательной организации по обучению, воспитанию, развитию и морально-психологической подготовке обучающихся как будущих профессионалов, посредством самоизменения личности субъектов образовательного процесса, в результате их активной учебно-познавательной деятельности. Данная статья посвящена анализу мероприятий, проводимых в образовательных организациях Российской Федерации по морально-психологическому обеспечению целостного педагогического процесса.

Ключевые слова педагогический процесс, функции педагогического процесса, образовательные задачи, педагогические цели, обучение, воспитание, развитие, формирование, морально-психологическое обеспечение педагогического процесса, критерии успешности.

* Доцент кафедры Педагогики и социальной психологии, кандидат исторических наук, доцент.

Под целостностью педагогического процесса понимается наличие основных структур, которые во взаимосвязи и единстве обеспечиваю полноценное его функционирование. Структурами педагогического процесса, образующими целостную педагогическую систему, является цель, содержание, средства формы и методы условия, взаимодействие субъектов контроль и оценка (регулирование) хода процесса, его результаты, определение корректив, Каждая структура является неотъемлемым звеном целостного процесса.

Педагогический процесс многофункционален. Основными функциями являются: воспитательная, обучающая, развивающая, психологической подготовки к профессиональной деятельности, побуждения к самосовершенствованию. Реализация этих функций обеспечивает разностороннюю подготовку будущих специалистов. Первым структурным звеном процесса являются его цели. В работе по подготовке обучающихся к профессиональной деятельности обучающий всегда ставит перед собой определенные цели. Они могут быть дальними и близкими, основными и сопутствующими. Кон-кретизируясь в задачах, цели направлены на реализацию всех вышеназванных функций, то есть на разностороннюю подготовку профессионалов. Так, к образовательным задачам относятся профессиональные: знания, навыки и умения; к воспитательным: профессионально-этические, эстетические, физические и другие личностные качества, образующие мировоззрение; к задачам развития - совершенствование функционирования психологических процессов и свойств: мышления, воли, эмоций способностей и потребностей личности; к задачам психологической подготовки: формирование внутренней готовности, эмоционально-волевой стабильности в выполнении профессиональных обязанностей [12].

В любом случае педагогические цели должны быть напряженными, перспективными, достаточно пластичными и непременно осознаваемыми обучающимися, посильными, реально достижимыми для них. Постанова таких целей усиливает мотивацию учения, активизирует познавательную и практическую деятельность.

Содержание педагогического процесса содержит в себе весь специальный, прежде всего, профессиональный опыт, который находит свое выражение как в учебных, так и в воспитательных программах. Каждая изучаемая учебная дисциплина формирует структуру фундаментальных положений (понятия, категории, базовые определения и т.п.), которые являются ядром учебного материала, и требуют обязательного глубокого уяснения. После этого происходит формирование эмпирического материала (эпизодов, фактов, событий, статистических данных), подкрепляющих и аргументирующих теоретические положения. Процесс структурирования учебного материала также предполагает формирование списка таких источников информации, которые бы позволили расширить кругозор обучающихся в процессе самостоятельной работы с ними.

К средствам воздействия на личность обучающегося относятся все структуры жизнеобеспечения образовательной организации: студенческие учебные группы, учебные занятия, общественная и бытовая деятельность, куль-турно-досуговая и спортивная работа, вне учебная, творческая деятельность, самообразование и самовоспитание обучающихся.

Учебная группа - основное средство влияния на личность обучающегося. Силой коллективного мнения, системы межличностных отношений, традиций и других социально-психологических процессов она способствует решению всего комплекса задач подготовки специалистов [1].

Обучение - важный фактор воздействия на психологию обучающегося. Учебные занятия позволяют реализовать основные функции педагогического процесса. Так профессиональная направленность содержания учебного материала позволяет решать воспитательные задачи, в процессе внедрения методов активного обучения и «культа» учебы и знаний. Показателями реализации целей воспитания а процессе обучения являются: сформирован-ность взглядов и жизненных позиций; развитость творческого мышления; овладение навыками умственного и практического труда; развитая культура интересов и потребностей.

На учебно-воспитательный процесс воздействуют многообразные условия, которые целесообразно назвать внешними. Это условия - пространственные, временные и социальные. Они проявляются в конкретных социальных обстоятельствах, в которых идет педагогический процесс в образовательной организации; территориальном окружении; материально-организационных условиях. Сложившиеся условия могут оказывать благотворное влияние на ход педагогического процесса, но могут и противодействовать осуществлению намерений обучающего в отношении развития личности обучающегося [11].

Учебная, общественная и бытовая деятельность является средством формирования и развития у обучающихся профессиональных знаний навыков и умений, добросовестного отношения к труду, семье; формирования дисциплины организованности, ответственности; развития общих и профессиональных способностей, уверенности в своих силах и возможностях, социально-значимых мотивов деятельности как гражданина Российской Федерации.

Культурно-досуговая и спортивная работа оказывает разностороннее влияние на личность обучающегося. Его активная позиция в расширении общекультурного кругозора, укреплении состояния физического здоровья способствует формированию эстетического отношения к профессиональной деятельности, созиданию красоты и добра, сознанию общественного и профессионального долга.

Вне учебная творческая деятельность, самосовершенствование личности обучающегося - важное средство расширения кругозора, углубления знаний, поддержания достигнутого уровня профессионального мастерства; формиро-

вания яркой индивидуальности активной творческой направленности, высокого нравственного и эстетического начала, социально--значимых мотивов профессиональной деятельности; развитие творческих способностей [2].

Стержневым этапом педагогического процесса является взаимодействие обучающего и обучающихся. Оно может быть различным: или на репродуктивном или поисково-творческом уровне. И тот и другой уровень правомерен. Задача обучающего заключается в том, чтобы найти оптимальное соотношение репродуктивного и творческого подходов к решению педагогических задач.

Контроль и регулирование педагогического процесса - этап, выполняющий проверочную, обучающую, развивающую, воспитательную и методическую функции. Основные требования, предъявляемые к нему: планомерность и систематичность, объективность и всесторонность, индивидуальность, экономичность и тактичность.

Контроль проводится в различных видах: предварительный, текущий, рубежный и итоговый, в зависимости от специфики педагогических задач. В результате между обучающим и обучающимися устанавливается «обратная связь», дающая возможность оценивать динамику усвоения учебного материала, развития черт личности обучающегося и на этой основе регулировать ход учебно-воспитательного процесса [6].

С этапом контроля непосредственно связан этап оценки результатов педагогического процесса и внесения в него соответствующих корректив. Оценка может определяться и быть выраженной в условных знаках-баллах, а также оценочных суждениях обучающего рейтинге обучающегося в учебной группе. Она характеризует результат учебной деятельности обучающегося, степень развития его личностных качеств и осведомляет его о том, какого мнения о нем обучающий. Все это корректирует педагогический процесс, а также самооценку будущего профессионала. Педагогическая оценка должна отвечать следующим требованиям: быть объективной, гласной обоснованной и носить индивидуальный характер.

Следовательно, основные этапы целостного педагогического процесса:

- Подготовка обучающего к решению конкретных учебно-воспитательных задач;

- Подготовка обучающихся к восприятию и осмыслению педагогического воздействия, к решению профессиональных задач;

- Реализация педагогического замысла в процессе взаимодействия обучающего и обучающихся;

- Контроль, оценка и коррекция педагогической деятельности ее совершенствование .

Любой вид деятельности имеет как материальную, так и духовную составляющую. Педагогический процесс, это взаимодействие духовных и физических сил, его участников, в целях преодоления трудностей, возникаю-

щих в ходе подготовки специалистов высокой квалификации. Тот, кто окажется морально и психологически более годов к достижению этой цели, может рассчитывать на максимальный результат [3].

Требования, предъявляемые к современному дипломированному специалисту, компетентностный подход их профессиональной подготовленности, ориентируют всех должностных лиц на организацию морально-психологического обеспечения целостного педагогического процесса в образовательных организациях Российской Федерации.

Процесс подготовки специалиста не прост, он предполагает высокую степень интеллектуального напряжения, мобилизации эмоций и воли. Значительная часть обучающихся не подготовлена к этому, теряет уверенность в своих силах и возможностях. Это ведет к затягиванию процесса адаптации к условиям обучения и как следствие - неуспеваемости, импульсивным нарушениям установленного порядка, отчислению из образовательной организации. Исходя из этого, администрации и обучающим, при организации педагогического процесса, одной из приоритетных задач следует считать его морально-психологическое обеспечение, результатом которого должно стать достижение устойчивости и адекватного функционирования психики обучающихся в учебно-познавательной деятельности [8].

Известно, что на морально-психологическое состояние обучающихся влияют различные факторы: макросреды (общеполитическая и экономическая ситуация в стране и мире), микросреды (уровень подготовленности, сплоченности коллективов обучающихся, условия обучения), индивидуальные особенности обучающихся, психология учебных групп.

Эти факторы сказываются на содержании морально-психологического обеспечения педагогического процесса, выбор методов и средств его организации. Сущность морально-психологического обеспечения определенного вида деятельности обычно рассматривают как комплекс согласованных по целям. последовательности, привлекаемым силам и средствам мероприятий, осуществляемых всеми должностными лицами для достижения морально-психологического состояния обучающихся, обеспечивающего успешное решение учебных задач.

Это определение отражает основное в данном понятии, однако упускает из виду важнейший компонент - содержательную сторону морально-психологического обеспечения. Применительно к педагогическому процессу, морально-психологическое обеспечение более точно следует определить, как совокупность согласованных по целям, содержанию, логике, методике, средствам педагогических мер, осуществляемых администрацией и обучающими для достижения морально-психологического состояния обучающихся, обеспечивающего продуктивное решение учебно-познавательных и воспитательных задач по всему комплексу изучаемых, в образовательной организации, учебных дисциплин [5].

На обеспечение педагогического процесса должна быть направлена информационно-воспитательная, социальная, социально-психологическая, культурно-досуговая работа, а также мероприятия по противодействию негативному информационно-психологическому влиянию социальных конфликтов и потрясений. Все эти виды работы, являясь как бы продолжением учебно-воспитательной деятельности, должны быть устремлены на обеспечение качества и эффективности педагогического процесса, оказание целенаправленного воздействия на морально-политические и психологические компоненты психического состояния обучающихся.

В морально-политическом плане речь идет о формировании у обучающихся, средствами изучаемых учебных дисциплин, научного мировоззрения, патриотизма, любви к своему отечеству, постоянной готовности выполнить свой профессиональный долг.

В русле формирования психики конкретного обучающегося и психологии учебных групп, коллективов главное внимание обращается на формирование эмоционально-волевой устойчивости, надежности работы интеллекта, готовности преодолевать трудности, связанные с учебой в образовательной организации.

Информационно-воспитательная составляющая в рамках морально-психологического обеспечения педагогического процесса направлена на повышение теоретического уровня подготовленности по изучаемым дисциплинам, особенно гуманитарного цикла, влияющим на формирование и развитие у обучающихся системы нравственных ценностей, социальной ориентации. морально-этических убеждений и норм поведения. Эта работа проводится всеми видами учебных занятий, информации и другими способами [4].

Социальная составляющая обеспечивает социально-правовой режим образовательной организации, организуемого в ней педагогического процесса, социальный статус его участников. Это создает благоприятный климат для мотивированной продуктивной учебной деятельности обучающихся и обучающих, других должностных лиц образовательной организации.

Создание социальных и правовых условий для выполнения должностными лицами своих обязанностей; взаимодействие с органами власти и юстиции для решения социальных и правовых проблем жизни и учебы обучающихся и обучающих; правовое образование всех категорий постоянного и переменного состава образовательной организации, членов семей, организация юридического консультирования и помощи; разъяснение законов, прав и обязанностей субъектов педагогического процесса; формирование чувства личной ответственности за их соблюдение и выполнение, укрепление дисциплины, организованности и порядка - таков круг вопросов, охватываемых социальными мерами воздействия.

Психологическая составляющая морально-психологического обеспечения педагогического процесса заключается в подготовке всех сфер психики

обучающихся, психологии учебных коллективов к выполнению задач стоящих перед образовательной организацией.

Решение этой составляющей включает систематическое изучение и учет в педагогическом процессе психологических характеристик обучающихся, учебных групп, выявление причин их астенического состояния, оптимизацию социально-психологического режима учебы, повышение эмоционально-волевой устойчивости обучающихся, их подготовленности к преодолению трудностей в процессе овладения специальностью, повышение профессиональной квалификации [9].

Компонентом морально-психологического обеспечения педагогического процесса является культурно-досуговая работа. Как правило, образовательные организации дислоцируются в крупных городах, имеющих солидную сеть центров, учреждений культуры, дающих возможность полноценно решать задачи этой работы.

Культурно-досуговая работа охватывает следующие вопросы:

- воспитание общей и профессиональной культуры обучающихся и обучающих, а также членов их семей;

- поддержание и укрепление нормативных взаимоотношений между людьми;

- создание необходимого эмоционально-нравственного климата в коллективах;

- организацию духовно насыщенного досуга и отдыха обучающихся.

Практика свидетельствует, что общекультурная подготовка обучающихся помогает им в самостоятельном, творческом решении учебных задач [7].

Составляющей морально-психологического обеспечения является также противодействие негативному информационно-психологическому влиянию, на обучающихся, социальных конфликтов и потрясений. Эта проблема решается, прежде всего, путем нейтрализации отрицательного влияния, на психику обучающихся, конфликтных, криминогенных и других факторов, что способствует эффективному достижению положительной мотивации в учебе, стабилизации установки на овладение профессией.

Все составляющие морально-психологического обеспечения педагогического процесса взаимосвязаны, взаимообусловливают одна другую и, тем самым, обеспечивают, при качественном их осуществлении, постоянную готовность и способность обучающихся решать учебно-познавательные задачи, сохраняя и укрепляя уверенность в своих силах и возможностях профессионального роста.

Обучающему целесообразно осуществлять морально-психологическое обеспечение образовательного процесса на основе научных рекомендаций, нормативных требований и реальных условий проведения различных видов учебных занятий, активного включения обучающихся в решение этих специальных задач путем исследования инновационных, продуктивных педагогических технологий, непосредственного морально-психологического обес-

печения каждого занятия и мероприятия, систематического оценивания полученных результатов, корректируя свою работу в соответствии с готовыми показателями.

В качестве критериев успешности педагогической деятельности в решении задач морально-психологического обеспечения целостного педагогического процесса в образовательной организации Российской Федерации целесообразно выделять: оптимальность и эффективность.

Первый критерий предполагает следующие показатели:

- подготовленность обучающего к психо лого-педагогическому диагностированию обучающихся;

- умение предвидеть, предвосхищать последствия принятых решений, вырабатывать оптимальные варианты педагогических действий в зависимости от особенностей реальных учебных и воспитательных задач, организовывать групповую и индивидуальную учебную работу обучающихся по реализации принятых решений;

- анализировать и объективно оценивать действительность морально-психологического обеспечения конкретного занятия и преподаваемой учебной дисциплины в целом.

Второй критерий дает возможность оценивать соответствие:

- морально-психологическое состояние обучающихся решаемым учебно-познавательным и практическим задачам;

- их ценностных ориентаций, отношений, убеждений, норм поведения, психологического климата в учебной группе выполняемым заданиям и поручениям;

- профессиональной компетенции и культуры, психологической устойчивости, необходимой в овладении теорией и практикой [10].

Как целостное явление, морально-психологическое обеспечение целостного педагогического процесса в образовательных организациях Российской Федерации позволяет повышать качество подготовки обучающихся, внедрять в практику наиболее продуктивные технологии обучения и воспитания, налаживать деловое и педагогическое взаимодействие участников этого процесса, мобилизуя их силы и средства для эффективного решения поставленных задач.

Список литературы:

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск: изд. Университетское, 1990. - 254 с.

2. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 144 с.

3. Дармаш С.В., Заводова Т.Е. Технологии учебного процесса. - М.: Красико-Принт, 2004. - 128 с.

4. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. -М.: Высшая школа, 2002. - 544 с.

5. Коссаковски А., Кюн Х., Ломпшер И., Розенфельд Г. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. - М.: Педагогика, 1981. - 221 с.

6. Макарова Т.Н. Учебный процесс: планирование, организация и контроль. - М.: Центр «Педагогический контроль», 2003. - 160 с.

7. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: изд. Педагогическое общество России, 2006. - 608 с.

8. Погребняк Л.П. Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса. Методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 80 с.

9. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. - 160 с.

10. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.: Аспект-Пресс, 2009. - 348 с.

11. Степанов Е.Н. Контроль воспитательного процесса. Современные подходы, формы и методы. Методическое пособие. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2014. - 176 с.

12. Шаталов А.А., Афанасьев В.В., Афанасьева И.В., Гвоздева Е.А., Пи-чугина А.М. Психолого-педагогическая диагностика качества образовательного процесса. - М.: НИИ школьных технологий, 2008. - 134 с.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

© Коджешау М.А.*

Адыгейский государственный университет, г. Майкоп

Статья посвящена вопросам решения проблемы использования инновационных технологий в процессе создания креативной среды при обучении студентов. Креативность рассматривается как способность объединения всевозможных элементов имеющегося опыта и знаний в новые образования. В силу этого в современном университете необходим выход за пределы понимания обучения как процесса передачи готовых знаний, накопления определенного объема информации. Рассмотрены основные параметры креативности. Особое значение в связи с этим уделяется организации педагогического сопровождения, направленного на создание креативной среды на всех этапах профессиональной подготовки студентов.

Ключевые слова инновации, инновационные процессы, инновационные технологии, креативность, креативная среда, креативная мотивация, управление креативным процессом, креативное образование.

* Доцент кафедры Прикладной математики и информационных технологий, кандидат педагогических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.