Научная статья на тему 'Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений как фактор инновационной среды в образовательном учреждении'

Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений как фактор инновационной среды в образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
802
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ / ВЗАИМООТНОШЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ШКАЛА ПОТРЕБНОСТЕЙ / ЭМПАТИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ / "ЭФФЕКТ ОРЕОЛА" / МИКРОГРУППА / КОЛЛЕКТИВ / ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гурьев М.Е.

Взаимоотношения, формируемые между обучающими и обучающимися, это многогранный процесс, в ходе которого возникают и совершенствуются контакты, которые обусловлены потребностями выработки совместных стратегий взаимодействия, в ходе реализации задач целостного педагогического процесса организуемого в образовательном учреждении. Актуальность данной проблемы непосредственно связана с анализом содержания процесса установления педагогически целесообразных взаимоотношений и выработки практических рекомендаций преподавателям по их установлению со студентами, в ходе педагогического взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гурьев М.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений как фактор инновационной среды в образовательном учреждении»

34

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

ТЕХНОЛОГИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

© Гурьев М.Е.*

Санкт-Петербургский университет министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Санкт-Петербург

Взаимоотношения, формируемые между обучающими и обучающимися, это многогранный процесс, в ходе которого возникают и совершенствуются контакты, которые обусловлены потребностями выработки совместных стратегий взаимодействия, в ходе реализации задач целостного педагогического процесса организуемого в образовательном учреждении.

Актуальность данной проблемы непосредственно связана с анализом содержания процесса установления педагогически целесообразных взаимоотношений и выработки практических рекомендаций преподавателям по их установлению со студентами, в ходе педагогического взаимодействия.

Ключевые слова: технология педагогического обучения, взаимоотношение, педагогический процесс, субъект педагогического процесса, общественное мнение, ценностные ориентации, шкала потребностей, эмпатия, педагогический такт, «эффект ореола», микрогруппа, коллектив, требовательность.

Педагогически целесообразные взаимоотношения между обучающими и обучающимися устанавливаются при помощи технологий педагогического общения.

Взаимоотношения обучающих и обучающихся в образовательном учреждении это, основывающееся на всей совокупной системе общественных отношений, включающих: политические, производственные, нравственные и правовые, взаимодействия, ориентированные на решение сложных задач учебно-образовательного процесса. В основу этих взаимоотношений положены принципы гуманизма и целесообразности. Они ориентированы на реализацию воспитательных целей и задач, добровольное признание обучающимися лидерских и авторитетных прав, опыта, а также знаний обучающего их педагога. Все это обеспечивает стремление обучающихся получать знания от обучающего преподавателя, находится с ним в постоянном общении, подражать манерам и прислушиваться к его точкам зрения [13].

Обучающий осуществляет взаимоотношения с обучающимися, чаще всего, в период реализации целей и задач учебно-воспитательного процесса, предусмотренных учебной программой. Отличительной чертой подобных

Доцент кафедры Педагогики и социальной психологии, кандидат исторических наук, доцент.

Современные педагогические технологии

35

отношений являются умышленные действия, которые использует педагог, для выработки у обучающихся активности и желания к приобретению новых знаний, навыков и умений, положительного отношения к труду и товарищам по учебе. Иначе говоря, эти отношения устанавливаются для решения задач педагогического процесса. Важно отметить, они достигают своей результативности только тогда, когда эти отношения способствуют раскрытию активности и самостоятельности обучающихся в освоении ими социальным опытом и когда они строятся на гуманных основах. Без формирования личной убежденности, жизненной позиции, установок к действию молодому человеку, которым является обучающийся, достаточно сложно принять правильное решение в новой, сложной и противоречивой ситуации. Если эти аспекты не учитываются и на них, в учебно-воспитательном педагогическом процессе, не обращается должного внимания, весь процесс взаимоотношений между обучающими и обучающимися может быть сведен к мелочной опеке и постоянному натаскиванию [7].

Для формирования взаимоотношений необходим правильно организованный педагогический процесс и совместная деятельность обучающих и обучающихся. Успех результатов педагогической деятельности во многом зависит от правильной постановки требований, которые формулирует и выдвигает педагог. Хотя не только использование данного метода способствует установлению целесообразных и необходимых отношений между субъектами педагогического процесса, которыми выступают как обучающие педагоги, так и обучающиеся студенты. Важными механизмами этого процесса выступают: интересные, увлекательные перспективы учебной деятельности; сформированный преподавателем азартный интерес общего дела в процессе проводимых занятий; возникшая радость и удовлетворение творческими результатами совместного поиска истины в ходе решения учебных задач. Отсутствие этих стимулирующих факторов может привести к негативным результатам поиска и установления положительных взаимоотношений между обучающими и обучающимися. При этом, очень важно, чтобы преподаватель опирался на, возникающее и формирующееся, общественное мнение, а также точки зрения, которые формулируют и обосновывают, сложившиеся в учебном коллективе, микрогруппы и на их основе формировал взаимоотношения как со всей учебной группой, так и с каждым из ее членов. Недооценка обучающими всех этих факторов, как правило, приводит к серьезным нарушениям в отношениях с обучающимися. Очень важными факторами установления правильных и творческих взаимоотношений педагогов со своими студентами являются: разносторонние знания и глубокие убеждения преподавателя; высокие моральные качества, дела и поступки, вызывающие уважение, непререкаемый авторитет, основанный на высоко значимых личностных качествах педагога [1].

Из вышесказанного следует, что педагогически целесообразные взаимоотношения, с точки зрения технологии их установления, требуют соблю-

36

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

дения определенных педагогических требований, учета сложившегося мнения в учебных коллективах студентов, справедливых и обоснованных оценок результатов приобретенных знаний, навыков и умений, соответствующего тактичного поведения как со стороны обучающего педагога, так и со стороны обучающихся студентов которые протекают в активном, целенаправленном педагогическом процессе образовательного учреждения.

С момента поступления обучающегося в образовательное учреждение и до момента его окончания, обучающий преподаватель для студента превращается в человека с утвердившимся авторитетом. Сталкиваясь, в процессе учебы в образовательном учреждении, с разными преподавателями, по различным предметам обучения, эти отношения к разным преподавателям формируются различно. С одними преподавателями положительные взаимоотношения возникают сразу и продолжают сохраняться на протяжении всей учебы студентов в образовательном учреждении, с другими же преподавателями эти отношения формируются сложно и в отношениях присутствует натянутость и напряженность.

Важно отметить, что на обучающихся студентов положительно влияет не только качественная теоретическая подготовка обучающего преподавателя, но и высокие душевные личностные качества, которые позволяют строить отношения между людьми на основе уважения человека, его индивидуальности. Тем более, анализ проведенных исследований, в последние годы, в ведущих образовательных учреждениях показывает снижение роли обучающего преподавателя, как источника, из которого черпается информация обучающимися студентами, роль же его личностных качеств значительно увеличивается [4].

Исходя из этого, главное, что выделяется в качествах личности обучающего преподавателя, так это его ценностные ориентации, среди которых наиболее значимыми, для обучающегося студента, являются: какое место среди этих ценностей занимают те студенты, с которыми преподаватель общается в учебном процессе (их увлечения, интересы, взгляды на жизнь, складывающаяся судьба); отдает ли преподаватель ценностное предпочтение той науке, которую он преподает; видит ли преподаватель свое личностное призвание к педагогической деятельности.

Воздействие и влияние личности обучающего преподавателя на личность обучающегося студента и, как следствие, установление гуманных, по своей сути, механизмов взаимоотношений, между ними, выделяется из самой сути педагогической деятельности. Из этого вытекает необходимость глубже разобраться в психологической сущности познания одним человеком другого и механизмах установления взаимоотношений между людьми.

Соприкасаясь в процессе учебной деятельности как, а аудитории так и вне ее, преподаватели и студенты, в силу ряда обстоятельств, осуществляют психологический анализ собеседника в ходе общения. Он заключается в определении: психического состояния, доверительности, степени открытости, мотивированности поступков общающегося и другие психические яв-

Современные педагогические технологии

37

ления. Все это осуществляется не ради праздного любопытства. С позиции преподавателя эти механизмы предпринимаются для того, чтобы лучше понять студента, его запросы, уровень подготовленности, для того, чтобы не допустить ошибку с определением, для него, уровня сложности учебного задания, что дает возможность обучающемуся поверить в свои собственные возможности и силы. С позиции студента, этот анализ необходим, чтобы уловить настроение преподавателя, понять мотивы его действий, правильно настроится на манеру общения и понять предмет разговора с преподавателем. Из этого можно сделать вывод, что механизмы взаимоотношений между обучающими преподавателями и обучающимися студентами в образовательном учреждении формируются и устанавливаются в процессе взаимного познания ими друг друга [10].

Психологические исследования показывают, что результаты познания другого человека во многом зависят от того, какую роль в этом процессе человек занимает: либо он познает другого человека, как это делает преподаватель, либо он его оценивает, как это делает студент. Хотя в реальной жизни это разделение достаточно условно и осуществить его практически не возможно. Для того, чтобы реализовать функцию познания студента, преподаватель должен использовать все необходимые, для этой цели, педагогические качества и профессиональный талант. Функция же оценки преподавателя студентом во многом зависит от уровня его воспитанности и развитости. Исходя из этого следует, что установление, между обучающими и обучающимися, педагогически целесообразных взаимоотношений во многом зависит от сформированности ценностных ориентаций и мировоззрения у студентов.

Опыт свидетельствует, что студент складывает свои представления о преподавателе исходя из своего личного опыта, оценочных характеристик и тех взглядов на человека, которые у него сформировались в период формирования качеств личности. Из этого следует, что чем значимее в шкале ценностей студентов занимает личность педагога, тем заинтересованнее они в налаживании с ними педагогически целесообразных взаимоотношений. Но это ни в коем случае не означает, что преподаватель, ради налаживания со студентами взаимоотношений, должен жертвовать своими убеждениями, жизненными установками и ради угождения системе ценностей обучающихся, пытаясь подстроиться к ним [6].

Процесс складывания взаимоотношений между преподавателями и студентами неразделим от такого психологического явления, которым является эмпатия (совместные душевные переживания). Именно она, выступает как важнейшее условие качественного решения задач учебно-воспитательного процесса и механизма установления наиболее значимых взаимоотношений между преподавателями и студентами. Именно важная система чувств, которая возникают у преподавателя к студентам, затем планомерно перерастает в систему оценки их личностных качеств и способностей. Правда, эмпа-ния может привести к идеализации отдельных студентов, то есть завыше-

38

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

нию их личностных качеств. Это может сказываться и на завышении оценки их вклада в учебу и возможно все наоборот, занижение этой оценки, если эти показатели негативные. Оценка, которую дает преподаватель отдельным студентам не всегда совпадает с оценкой, которую ему дает учебная группа, в которой он учится, что, очень часто, негативно сказывается на процессе формирования и складывания взаимоотношений между обучающим и обучающимися. Студенты начинают замечать, что преподаватель их оценивает не правильно, предвзято, многих недооценивает. Все это может негативно влиять на складывающийся психологический климат в учебных группах.

Механизмы идеализации студентов являются той «благодатной» базой из которой вырастают «любимчики». Очень часто эти студенты, которых идеализирует преподаватель по своему предмету, не занимают лидирующего положения в учебной группе. Когда же преподаватель, для установления взаимоотношений с учебной группой, опирается в своих действиях на этих «любимчиков», в силу их низкой социальной значимости, желаемых результатов по установлению этих взаимоотношений преподаватель не достигает.

Тем не менее явление выделения «любимчиков», которое протекает на психологическом уровне, чаще всего осуществляется бессознательно и не всегда имеет отрицательные последствия. Залог успеха преподавателя не всегда кроется в ровном и одинаковом отношении ко все студентам. Если педагог одинаково ровно относится и к хорошо успевающему, добросовестному студенту и к нерадивому лентяю, это конечно не мотивирует к учебе первого и поощряет бездеятельность второго и, конечно же, это не способствует установлению с учебной группой деловых, здоровых отношений. Все это требует дифференцировать, индивидуализировать отношения преподавателя как к каждому конкретному студенту, так и к каждой учебной группе, не снижая, при этом педагогической требовательности к каждому [11].

Отношения со своими студентами преподаватель выстраивает исходя из той оценки, которую он им дал. Эти отношения только тогда будут педагогически обусловленными, если они будут основываться на всесторонней оценке мотивов поведения и поступков студентов, их душевных качеств, эмоциональных состояний, общей характеристики личности. Очень важно, чтобы преподаватель, выстраивая взаимоотношения со студентами, строил их с учетом профессионального долга, педагогического такта и чувства ответственности.

Определение педагогического такта включает в себя использование, в общении со студентами, чувства меры, как педагогического принципа, подбор к каждому персонального подхода, исходя из индивидуальных особенностей личности. В то же время, такт педагога проявляется в выборе дозы и меры воздействия на каждого, способов контроля, умении сочетать средства влияния на личность студента, взаимодополняя одно другим. Такт, так же, проявляется в умении видеть результаты и последствия от применения различных приемов и способов педагогического воздействия, в способности их своевременной корректировки.

Современные педагогические технологии

39

Такт в деятельности педагога прямо пропорционален его личностным качествам, развитости кругозора, нравственным началам и общей культуре, развитой воли, сформированной гражданской позиции и высокому профессиональному мастерству. Он выполняет роль того фундамента, на котором выстраивается духовное единение между преподавателем и студентами, возникают и укрепляются дружеские отношения единомышленников. Чувство педагогического такта особо важно при проведении преподавателем контрольных и оценочных занятий, здесь важнейшими критериями оценки должны стать: справедливость, заслуженность, объективность. Все эти качества, характеризующие педагогический такт, способствуют подъему авторитета преподавателя [2].

Наблюдения свидетельствуют, что для студентов не играет большого значения ни опыт, ни возраст преподавателя. Как и сам образ преподавателя, заведомо, не гарантирует ему уважение со стороны студентов. Уважительное отношение к себе со стороны студентов, преподаватель должен заслужить и завоевать.

Многие, вчерашние школьники, студенты младших курсов, уверены в том, что преподаватель высшего образовательного учреждения должен знать если не все, так по крайней мере на много больше, чем учитель школы, в которой они учились. Некоторые студенты-первокурсники достаточно неуважительно отзываются о преподавателях, которые, в силу обстоятельств, признавались в аудитории о том, что они в чем-то неосведомлены и не знают точного ответа на какой-то вопрос.

Так как младшекурсники еще, в силу недостаточности опыта жизни, не могут правильно оценить особенности работы преподавателя высшего образовательного учреждения, иногда рекомендуется, на этапе становления взаимоотношений преподавателя со студентами, использовать элементы показных действий, которые рассчитаны на эффект. Эти элементы особенно желательно применять в период проведения первых, вводных, занятий по предмету, читаемому преподавателем, для того чтобы сработал «эффект ореола». Опыт свидетельствует, что эти действия используют при первых знакомствах с учебной группой даже опытные преподаватели, так как первое впечатление оставляет в памяти наиболее яркие следы.

Следует заметить, что если первое знакомство педагога со студентами произвело на них положительное и яркое впечатление, это позволяет в дальнейшем преподавателю менять манеру своего поведения, что не приводит к резкому изменению отношения к нему со стороны студентов. Если первое впечатление к преподавателю складывается негативное, это приводит к тому, что как правило и в дальнейшем эти взаимоотношения не бывают хорошими. Все это происходит потому, что сила, которую вызывает первое впечатление очень велика и также велико все то что с ним связано и все это признается как нормальным и естественным, а все то, что с ним не связано - не нормальным и лживым. А ложь в человеке, особенно молодые люди, не любят [5].

40

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Очень важно понять, что для молодого человека достаточно важен личный пример преподавателя. Он проявляется во многих факторах, таких как: единство слова и дела; умение грамотно, логично выражать свои мысли; опрятность, аккуратный внешний вид; глубокое знание предмета, постоянное совершенствование своих профессиональных знаний и навыков; высокие душевные и личностные качества. Все это способствует уважению преподавателя студентами и влияет на установление между ними положительных взаимоотношений.

Серьезным моментом, который обязательно необходимо учитывать при установлении взаимоотношений преподавателя со студентами, является факт неприятия молодыми людьми любых запретов в свой адрес, особенно слабо обоснованных. Однако не уважение с их стороны может проявляться и в адрес преподавателей, которые пытаются потакать любым их прихотям, это оценивается как проявление педагогической слабости. Все это протекает в виде игнорирования указаний, распоряжений и просьб преподавателя.

Студенты очень чувствительны к любым неудачным действиям и просчетам преподавателей. Многие из них, конечно, могут оказаться вне поля зрения студентов, однако те, которые привлекли их внимание, могут быть использованы ими для разрушения авторитета преподавателя.

Студенты больше всего уважают преподавателей, которые умело сочетают в себе: справедливую требовательность, умение увлекательно и интересно излагать материал, способность держать аудиторию на высоком уровне внимания.

Оценивая влияние личности преподавателя на обучающегося, важно заметить, что на становление необходимых педагогически обоснованных взаимоотношений оказывает прямое влияние то положение, которое занимает преподаватель в педагогическом коллективе своих коллег. Достаточно часты случаи, когда обучающиеся используют известные им разногласия в педагогическом коллективе во вред как конкретному преподавателю, так и процессу преподавания им учебной дисциплины. Если в характеристике личности преподавателя присутствуют такие черты как: завышенное самомнение, самолюбование, эгоистические нотки, нетерпимость чужого мнения, чувство зависти, все это не может пройти мимо наблюдающих за преподавателем глаз студентов [8].

Для того, чтобы дать правильную оценку действий и поступков обучающихся и в соответствии с ними строить целесообразные взаимоотношения преподавателю необходимо хорошо знать психологические особенности возрастных групп студентов, с которыми он работает и строит отношения. В первую очередь обучающий должен хорошо помнить, что студенческий возраст, особенно период жизни молодого человека с 17 до 21 года, подвержен повышенной утомляемости в связи с продолжающимися процессами биологического созревания организма и физиологическими процессами его перестройки, которые протекают параллельно. Эта утомляемость может про-

Современные педагогические технологии

41

являться в немотивированных поступках, которые могут совершать молодые люди и выглядеть как повышенное упрямство, совершение необдуманных поступков и высказываний. Снижению утомляемости студентов на занятиях способствует хорошо продуманная система чередования интеллектуальной и физической нагрузки. Она должна использоваться как самими преподавателями, при продумывании методики проведения занятия, так и при планировании учебных занятий и их расстановке по учебным часам и дням недели учебными отделами и планерами в образовательных учреждениях [9].

Все отмеченные выше особенности возрастных групп студентов являются важным, но не самым главным моментом, для установления с ними целесообразных, педагогически обоснованных взаимоотношений. Главным поведенческим мотивом для молодого человека является потребность его признания той группой сверстников, в которой он учится, является ее членом и так же важна та оценка, которую эта группа ему дает. Студенты, как члены молодежной группы, очень остро реагируют на воздействия преподавателя, пытаясь оценить, какой ущерб, от этого воздействия, может быть нанесен им и их положению в учебной группе. Эго же касается и тех оценок, которые они получают по учебным дисциплинам в ходе различных форм проведения занятий. Для многих молодых людей сама оценка не очень важна. Она выступает лишь средством приобретения уверенности в себе и своей комфортности в группе товарищей по учебе. Чаше всего случаи негативного отпора, неподчинения, это ответная реакция студента на факты оскорбления и унижения его достоинства которые возможно усматриваются им со стороны преподавателя. В подобных случаях преподаватель не должен делать вид, что он не замечает происходящего он должен найти опору своим требованиям в учебной группе. При условии, когда студент начинает осознавать, что его действиями не довольна учебная, а тем более малая группа, он останавливается в своих негативных поступках. Если этот механизм не сработает, то подобные негативные действия со стороны студента могут повторится в различных формах их проявления, могут приобрести устойчивый характер. Все это может негативно сказываться на формировании взаимоотношений между преподавателем и студентами.

Решая задачи установления взаимоотношений со студентами в процессе целенаправленного педагогического процесса преподаватель должен в своей деятельности ориентироваться на коллектив. Для осуществления этой задачи необходимо получить достоверные данные о степени сформирован-ности этого коллектива. В процессе формирования коллектива учебной группы на первом курсе обучения студентов общественное мнение в нем еще может быть до конца не сформированное и не оказывает должного влияния на деятельность и жизнь членов этой группы. В этот период времени большее участие в жизни молодого человека играют микрогруппы, в которых они проводят совместное время, формируют мнения и отношения, оказывают друг другу взаимную помощь. Поэтому для преподавателя очень важно знать эти микрогруппы и умело на них влиять и через них формировать

42

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

целесообразные педагогические отношения со студентами. Все это значительно усиливается отношением преподавателя как к каждому члену этой микрогруппы, так и ее лидеру [12].

Бывают такие случаи, когда микрогруппы пытаются противопоставить себя коллективным требованиям. В этом случае задача преподавателя заключается в том, чтобы своевременно выявить такие микрогруппы и направить их на решение образовательных задач, объединяя их общими установками и целями, соединяя их в единое целое, в учебный коллектив. Проблема регулирования внутригрупповых отношений и сплочения учебной группы, вытекает из понятия педагогической требовательности. Она непосредственно связана с категорией стимулирования учебной деятельности студента. В первую очередь она связана с гуманизацией учебного процесса. Если педагог видит в студенте, в первую очередь, человека, своего товарища по педагогическому процессу, такое отношение во многом стимулирует обучающихся к добросовестной учебе, способствует установлению педагогически целесообразных отношений между преподавателем и студентами [3].

Говоря о требовательности преподавателя в отношении студентов, необходимо разделить все требования на косвенные и прямые. Косвенные вызывают у студента определенные психические состояния, которые могут либо стимулировать либо тормозить действия тех, на которых они направлены. Необходимо заметить, что у разных преподавателей как правило преобладают либо одни, либо другие косвенные требования, они могут выражаться в:

- в положительном отношении, которое проявляется в просьбе, доверии и одобрении;

- в отрицательном отношении, которое проявляется в осуждении, недоверии и угрозах;

- в нейтральном отношении, которое проявляется в намеке, условном требовании, в форме игры [14].

Преобладание в отношениях со студентами предпочтительной формы требований во многом определяет тот характер взаимоотношений, который складывается между преподавателем и студентами. Чем умелее преподаватель, в своей деятельности, применяет разнообразную «палитру» косвенной требовательности, тем его педагогическое мастерство проявляется во всем многообразии и тем увереннее складываются взаимоотношения между преподавателем и студентами.

Список литературы:

1. Андреев А.А. Педагогика высшей школы (новый курс). - М.: ММИЭИФП, 2002. - 264 с.

2. Едигес А.П. Лабиринты общения, или Как ладить с людьми. - М.: АСТ-Пресс, 2008. - 368 с.

3. Зарайский Д.А. Управление чужим поведением. Технология личного психологического влияния. - Дубна: Изд. центр «Феникс», 1997. - 232 с.

Современные педагогические технологии

43

4. Зимняя И.А. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы. - М.: Издательский сервис, 2005. - 478 с.

5. Колесникова Г.И. Психодиагностика личности от А до Я. - Ростов н/Д: Изд. центр «Феникс», 2009. - 320 с.

6. Коржуев А.В., Попков В.А. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 272 с.

7. Лобанов А.П., Дроздов Н.В. Компетентностный подход как новая парадигма студентоцентрированного образования. - М.: РИВШ, 2007. - 100 с.

8. Никитюк Б.А., Чтецов В.П. Морфология человека. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 320 с.

9. Пономаренко В.В. Практическая характерология или Как научиться управлять поведением других людей. - М.: АСТ; «Олимп», 2008. - 256 с.

10. Пономаренко В.В. Практическая характерология с элементами прогнозирования и управления поведением. - Ростов н/Д: Изд. центр «Феникс», 2006. - 252 с.

11. Смирнов С.Д. Психология и педагогика высшего образования: от деятельности к личности. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. центр «Академия», 2007. - 400 с.

12. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 490 с.

13. Филлипов В.М., Агранович Б.Г., Арсентьев Д.Г. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы. - М.: Логос, 2006. - 487 с.

14. Шпаковская Л.М. Политика высшего образования в Европе и России. - М.: НОРМА, 2007. - 328 с.

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ

© Комлева Н.Н.*

Казанский государственный архитектурно-строительный университет,

г. Казань

В статье рассмотрены методы организации работы студентов при выполнении лабораторных работ, в процессе изучения аналитической химии. Показано, что эти методы способствуют активизации познавательной деятельности студентов, прививают необходимое умение и навыки организации экспериментов с использованием современных

* Доцент кафедры Химии и инженерной экологии в строительстве, кандидат химических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.