Научная статья на тему 'Педагогический процесс как критерий взаимодействия преподавателя и студента'

Педагогический процесс как критерий взаимодействия преподавателя и студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
902
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГіЧНИЙ ПРОЦЕС / СТРУКТУРНО-ФУНКЦіОНАЛЬНА ОРГАНіЗАЦіЯ / МОДЕЛЬ ЕФЕКТИВНОї НАВЧАЛЬНОї ДіЯЛЬНОСТі / ВИЩіЙ НАВЧАЛЬНИЙ ЗАКЛАД / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / TEACHING PROCESS / STRUCTURAL AND FUNCTIONAL ORGANIZATION / MODEL OF LEARNING ACTIVITY / UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Злепко С. М., Тимчик С. В., Коваль Л. Г., Костишин С. В., Постемская К. С.

В статье рассмотрена формализация педагогического процесса на основе взаимодействия преподавателя и студента. Разработана оптимизированная модель структурно-функциональной организации педагогического процесса и модель эффективной обучающей деятельности в рамках высшего учебного заведения с учетом психологической совместимости. Ил.: 1. Библиогр.: 9 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Злепко С. М., Тимчик С. В., Коваль Л. Г., Костишин С. В., Постемская К. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The teaching process as a criterion for interaction of teacher and student

The formalization of the pedagogical process based on the interaction of the teacher and the student is considered in the article. The optimized model for structural and functional organization of the pedagogical process and model for effective learning activities within the universities based on psychological compatibility are developed. Figs.: 1. Refs.: 9 titles.

Текст научной работы на тему «Педагогический процесс как критерий взаимодействия преподавателя и студента»

УДК 37.012

С.М. ЗЛЕПКО, д-р техн. наук, проф., зав. каф., ВНТУ, Винница,

С.В. ТЫМЧИК, канд. техн. наук, доц., ВНТУ, Винница,

Л.Г. КОВАЛЬ, канд. техн. наук, доц., ВНТУ, Винница,

С.В. КОСТИШИН, канд. техн. наук, асс., ВНТУ, Винница,

К.С. ПОСТЕМСКАЯ, асп., ВНТУ, Винница.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК КРИТЕРИЙ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА

В статье рассмотрена формализация педагогического процесса на основе взаимодействия преподавателя и студента. Разработана оптимизированная модель структурно-функциональной организации педагогического процесса и модель эффективной обучающей деятельности в рамках высшего учебного заведения с учетом психологической совместимости. Ил.: 1. Библиогр.: 9 назв.

Ключевые слова: педагогический процесс, структурно-функциональная

организация, модель эффективной обучающей деятельности, высшее учебное заведение.

Постановка проблемы. Огромный потенциал взаимодействия преподавателя и студента для развития их личностей пока не стал предметом глубокого психологического анализа. Однако передовая педагогическая практика давно переводит учебно-воспитательный процесс на уровень межличностных отношений в полном смысле этого слова, т.е. превращает его во взаимодействие, диалог как источников личностного роста обоих участников процесса. Именно так во все времена строили свои взаимоотношения с учениками выдающиеся педагоги.

Если педагогический процесс - это, прежде всего, взаимодействие личностей, то и основным средством воздействия педагога на студента становится он сам, как личность, а не только как специалист, владеющий необходимыми знаниями и умениями. Человеческие качества, требовательность к самому себе и окружающим играют решающую роль в его деятельности и профессиональных качествах.

Анализ литературы. Педагогические задачи имеют комплексный характер по самой своей природе. Они не могут быть решены только средствами педагогики, психологии или с помощью методики преподавания конкретных наук, поэтому предполагают своеобразный синтез знаний из различных областей. Этот синтез и должен осуществить педагог при разработке конкретных программ подготовки специалистов высокого уровня и позже, когда он анализирует степень их готовности к усвоению знаний, стимулирует и активизирует их учебную деятельность,

© С.М. Злепко, С.В. Тымчик, Л.Г. Коваль, С.В. Костришин, К.С. Костремская,

2014

проводит диагностику того, что усвоено [1].

Основное содержание деятельности вузовского преподавателя включает выполнение нескольких функций - обучающей, воспитательской, организаторской и исследовательской. Эти функции выявляются в единстве, хотя у многих преподавателей одна из них доминирует над другими. Наиболее специфично для преподавателя вуза сочетание педагогической и научной деятельности. Исследовательская работа обогащает внутренний мир педагога, развивает его творческий потенциал, повышает научный уровень занятий. В то же время педагогические цели часто побуждают к глубокому обобщению и систематизации материала, к более детальному формулированию основных идей и выводов, к постановке уточняющих вопросов и даже порождению новых гипотез [1 - 3].

Известно, что индивидуальное здоровье студентов в значительной мере определяется уровнем педагогических способностей профессорско-преподавательского состава вуза, в структуре которых выделяют четыре основных компоненты: гностическую, конструктивную, организаторскую и коммуникационную. Понятно, что каждая из названных компонент влияет на учебный процесс и восприятие материала студентом, но с точки зрения непосредственного воздействия его на здоровье, и, прежде всего, на его психологическую составляющую, наиболее весомой является коммуникативная компонента [4 - 6].

Анализ школьных и студенческих факторов риска показал, что большинство проблем, связанных со здоровьем студентов, возникают и решаются в процессе ежедневной практической работы преподавателей и связано с их профессиональной деятельностью [7].

В 2010 г. стартовали наиболее масштабные инициативы -Программа создания единого цифрового пространства в Европе и Инновационный союз в рамках стратегии ЕС "Европа 2020". В обоих проектах особое внимание уделяется роли электронного здравоохранения [8]. Одним из главных партнеров реализации данных проектов является компания Ше1, активно помогающая компаниям-партнерам разрабатывать медицинское оборудование и информационные системы, которые обеспечивают более высокое качество работы, доступность информации и снижение расходов. Это позволяет медикопрофилактическим учреждениям собирать, хранить и обмениваться информацией, делая ее более мобильной и защищенной [8]. Естественно, можно надеяться, что электронное здравоохранение получит свою проекцию и на студенческое здоровье, поэтому любые, на наш взгляд, попытки структуризации взаимоотношений преподавателей и студентов

с последующим синтезом соответствующих моделей, будут способствовать повышению его качества.

Цель статьи - очертить пределы формализации педагогического процесса как взаимодействия преподавателя и студента путем разработки структурно-функциональной организации педагогического процесса и модели эффективной обучающей деятельности в рамках высшего учебного заведения.

Формализация педагогического процесса. На рис. показана классическая (в редакции авторов) структурно-функциональная организация педагогического процесса, представленного личностями преподавателя и студента, объединенными в единую виртуальную личность непосредственно процессом педагогического общения -основой образовательного процесса и его составляющими, обеспечивающими продуктивное сотрудничество и партнерство сторон, а также стимуляцию процесса педагогического общения.

В свою очередь, каждая из упомянутых личностей, участников процесса, представлена теми характеристиками, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на образовательный процесс. Действительно, чтобы мы не рассматривали: личность

преподавателя, его необходимые умения и действия и, особенно, стиль руководства, везде допустимо возникновение ситуации, при которой не обеспечивается 100 % наличие или отсутствие необходимых качеств. При этом следует учесть, что преподаватель и студент один и тот же параметр могут оценивать по-разному, более того, разные студенты по-своему формируют личную оценку в зависимости от сложившейся ситуации.

Например, либеральный или попустительский стиль руководства одними студентами может оцениваться как доброжелательный стиль, другими - как ни к чему не обязывающий, третьими - как проявление неуважения и т. д. Аналогично, что касается авторитарного стиля -студенты будут "за" и "против", но самое грустное в том, что каждая оценка будет представлять собой субъективное суждение о том или ином преподавателе.

К сожалению, сегодняшний студент очень часто расценивает обычную требовательность как проявление авторитарного стиля, диалог с ним - как плохое знание материала и попытку компенсировать его знанием студентов, содействие адаптации и интеграции личности студента в учебно-воспитательный процесс - как вмешательство в его личную жизнь.

Личность студента

Рис. Структурно-фунциональная организация педагогического процесса (начало)

Рис. Структурно-фунциональная организация педагогического процесса

(продолжение)

Факторы, стимулирующие процесс ПО:

1. Заинтересованность (односторонняя и двусторонняя).

2. Ценностные ориентации - единство целей взглядов, позиций людей относительно значимых для них объектов.

3. Ориентировка в личности партнера + положительная обратная связь.

4. Недистанционный характер общения.

5. Персонификация процесса обучения, внесение элементов личностного порядка.

Невербальные:

1. Все движения тела, интонации, характеристики голоса.

2. Тактильное воздействие.

3. Мимка, взгляд, походка, поза, движеие мышц лица.

4. Голос.

Куммуникативная сторона передача информации 7 % - вербальные средства. 38 % - звуковые средства. 55 % - невербальные (несловесные).

Идентификация - уподобление себя другому человеку.

Эмпатия - эмоциональный отклик на проблемы другого человека (без реальной помощи). Рефлексия - осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению (зеркальное отражение).

Интерактивная сторона Заключается в организации взаимодействия между обучающимися, т.е. в обмене не только знаниями, но и идеями.

Перцептивная сторона Восприятие друг друга и установление взаимопонимания.

О-

Общение - социальный процесс взаимодействия, коммуникации, восприятия. Педагогическое общение это система приемов, навыков и умений взаимодействия педагога и студента, содержанием которого является обмен информацией, оказание учебно-воспитательного воздействия на студента, а также трансляция личности педагога студенту.

Спосбы объединения индивидуальных усилий

Сотрудничество

Кооперация, действие, разделенное на двоих.

Схема продуктивной ситуации сотрудничества преподавателя и студента В.Я. Ляудис

1.1. Действие, разделенное между преподавателем и студентом.

1.2. Имитируемое действие студента (по образцу).

1.3. Имитируемое действие студента (без образца).

1.4. Согласованное действие студента с преподавателем.

1.5. Саморегулируемое действие студента.

1.6. Самоорганизующее действие студента (начало творчества).

1.7. Самопобуждаемое действие студента (творчество).

Партнерство Контакт, взаимодействие 2-х и более обучающихся между собой людей._______

Необходимо правильно организовывать:

1. Пространственное расположение учащихся в группе (рядная, круговая, полукругом).

2. Объем группы (12 чел. -практика).

Рис. Структурно-фунциональная организация педагогического процесса

(окончание)

Характерно, что это продолжается только до сессии, поскольку как только она начинается, все преподаватели становятся чуть ли не идеальными, самыми лучшими и умными и обладающими всеми необходимыми позитивными качествами.

Безусловно, в том, что происходит, имеет место и значительная вина преподавателей, особенно на первых курсах обучения, когда преподаватель, считая студента своим партнером по педагогическому процессу (что вполне логично), не понимает или делает вид и требует от студента всего того, что ему не дала школа, и чему данный преподаватель должен был его научить. Поэтому, говоря о партнерстве преподавателя и студентов, с сожалением приходиться констатировать, что такие факты весьма и весьма редки, хотя они как раз и могут служить серьезной основой общения, как социального процесса взаимодействия, коммуникации и восприятия. Еще более сложная ситуация с сотрудничеством, когда речь идет о достижении совместных целей путем кооперации, совершения согласованных действий обеими сторонами. И в этом случае, на наш взгляд, сложно назвать продуктивной схему сотрудничества (рис.), которая в представленном виде более похожа на прямую зависимость студента от преподавателя [2]. Классическим сотрудничеством, как правило, является такое, когда обе стороны имеют равные права и возможности, но, в силу определенных обстоятельств, вклад каждой из них на разных этапах сотрудничества будет различным. Первым пунктом в приведенной схеме, на наш взгляд, должен быть тезис о том, что сотрудничество сторон равноправно и равноуважаемо, но может быть, что вполне логично, временно функционально разделено.

Все "самостоятельные" действия студента (см. рис.) без поддержки, подсказки, руководства и уважения со стороны преподавателя обречены на неудачу, что, кстати, имеет место в очень большом числе ВУЗов.

В этом плане факторы, стимулирующие процесс образования, представлены существенно более конкретно и реально отображают процесс взаимодействия преподавателя и студентов.

Представленная на рисунке схема обязательно должна быть дополнена стремлением обеих сторон к достижению и обеспечению психологической совместимости, которая является одной из ключевых составляющих процесса общения. В зависимости от уровня этой совместимости существенно зависит и эффективность образования. Наиболее ярким примером в этом случае может быть "поющий" ректор -М.М. Поплавский, у которого, судя по всему, психологическая совместимость есть со всеми.

Рассматриваемая схема, к сожалению, не содержит и элемента, оценивающего качественную и количественную стороны учебного

процесса, и тем более, его интегрированную оценку самими студентами и преподавателями.

Тем не менее, если структурно-функциональную организацию педагогического процесса, представленную на рис., дополнить теми элементами и компонентами, о которых шла речь, то можно говорить о некоторой базовой модели триады "студент - образовательный процесс -преподаватель". Статистика говорит о том, что всех вузовских преподавателей можно условно разделить на три группы: преподаватели с преобладанием педагогической направленности (примерно 2/5 от общего числа); 2) с преобладанием исследовательской направленности (примерно 1/5); и 3) с одновременной выраженностью педагогической и исследовательской направленности (немного более трети) [3, 9].

Выводы. Профессионализм преподавателя ВУЗа в педагогической деятельности выражается в умении видеть и формулировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения. Заранее описать все многообразие ситуаций, решаемых педагогом в ходе работы со студентами, невозможно. Принимать решения приходится каждый раз в новой ситуации, своеобразной и быстро меняющейся. Поэтому одной из важнейших характеристик педагогической деятельности является ее творческий характер. Творческая индивидуальность педагога - это высшая характеристика его деятельности, и, как всякое творчество, она тесно связана с его личностью.

Список литературы: 1. Буланова-ТопорковаМ.В. Педагогика и психология высшей школы / М.В. Буланова-Топоркова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с. 2. Вдовюк В.И. Основы педагогики высшей школы в структурно-логических схемах / В.И. Вдовюк, С.М. Фильков. -М.: МГИМО, 2004. - 67 с. 3. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы / Ф.В. Шарипов. - М.: Логос, 2012. - 448 с. 4. СентизоваМ.И. Педагогическое обеспечение подготовки будущих учителей к здоровьесберегающей деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук; 13.00.01 / М.И. Сентизова. - Якутск, 2008. - 20 с. 5.МитинаЛ.М. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы и пути решения / Л.М. Митина // Вестник образования России. - 2005. - № 7. - С. 45-58. 6. ИвановВ.Г. Создание центров нормализации функционального состояния - безопасность жизнедеятельности и труда / В.Г. Иванов, С.В. Иванов, В.И. Клименко // Системи управління, навігації та зв’язку. -2010. - Вип. 4 (16). - С. 216-218. 7. Костенко Л.В. Здоровьесберегающие технологии в школе [Электронный ресурс] / Л.В. Костенко // Открытый класс: сетевые образовательные сообщества. - Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/47746. - Дата обращения:

14.03.2014. 8. Ме1 и информационные технологии в медицине [Электронный ресурс] / Іпієї PR._R.CIS // ЮТЕЬ: Пресс-центр Ше1. - Режим доступа: http://newsroom.inte1.com/community/ ги_ги/Ь1о^2012/03/19. - Дата обращения: 14.03.2014. 9. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С.Д. Смирнов. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Академия, 2005. - 400 с.

Bibliography (transliterated): 1. Bulanova-ToporkovaM.V. Pedagogika i psikhologia vysshej shkoly / M.V. Bulanova-Toporkova. - Rostov-na-Donu: Feniks, 2002. - 544 s. 2. Vdovyuk V.I. Osnovy pedagogiki vysshej shkoly v strukturno-logicheskix sxemax / V.I. Vdovyuk, S.M. Filkov. -M.: MGIMO, 2004. - 67 s. 3. Sharipov F.V. Pedagogika i psixologiya vysshej shkoly / F.V. Sharipov. - M.: Logos, 2012. - 448 s. 4. Sentizova M.I. Pedagogicheskoe obespechenie podgotovki budushhix uchitelej k zdoroviesberegayushhej deyatelnosti : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk; 13.00.01 /M.I. Sentizova. - Yakutsk, 2008. - 20 s. 5. MitinaL.M. Professionalnoe razvitie i zdorove pedagoga: problemy i puti resheniya / L.M. Mitina // Vestnik obrazovaniya Rossii. -2005. - № 7. - S. 45-58. 6. Ivanov V.G. Sozdanie centrov normalizacii funkcionalnogo sostoyaniya - bezopasnost zhiznedeyatelnosti i truda / V.G. Ivanov, S.V. Ivanov, V.I. Klimenko // Systemy upravlinnia, navihatsii ta zviazku. - 2010. - Vyp. 4 (16). - S. 216-218. 7. Kostenko L. V. Zdorovesberegayushhie texnologii v shkole [Elektronnyj resurs] / L. V. Kostenko // Otkrytyj klass: setevye obrazovatelnye soobshhestva. - Rezhim dostupa:

http://www.openclass.ru/node/47746. - Data obrashheniya: 14.03.2014. 8. Intel i informacionnye texnologii v medicine [Elektronnyj resurs] / Intel PR_RCIS // INTEL: Press-centr Intel. - Rezhim dostupa: http://newsroom.intel.com/community/ru_ru/blog/2012/03/19. - Data obrashheniya:

14.03.2014. 9. Smirnov S.D. Pedagogika i psixologiya vysshego obrazovaniya: ot deyatelnosti k lichnosti / S.D. Smirnov. - 2-e izd., pererab i dop. - M.: Akademiya, 2005. - 400 s.

Поступила (received) 05.04.2014 Статью представил д-р техн. наук, проф. ВНТУ Павлов С.В.

Zlepko Serhiy, professor, Dr.Tech.Sci., Professor Vinnytsia national technical university Khmelnytske shose 95, Vinnytsia, Ukraine, 21021 tel. (0432) 598-122, e-mail: smzlepko@ukr.net ORCID ID: 0000-0001-8849-4188.

Tymchyk Serhiy, Cand.Tech.Sci.

Vinnytsia national technical university Khmelnytske shose 95, Vinnytsia, Ukraine, 21021 tel. (0432) 598-123, e-mail: tymchyksv@ukr.net ORCID ID: 0000-0003-2977-1602

Koval Leonid, Cand.Tech.Sci.

Vinnytsia national technical university Khmelnytske shose 95, Vinnytsia, Ukraine, 21021 tel. (0432) 598-123, e-mail: klg@ua.fm ORCID ID: 0000-0001-9887-2605

Kostishyn Serhiy, Cand.Tech.Sci.

Vinnytsia national technical university Khmelnytske shose 95, Vinnytsia, Ukraine, 21021 tel. (0432) 598-123, e-mail: seruykost@rambler.ru ORCID ID: 0000-0002-4701-8721

Postemska Ksenia, graduate student Vinnytsia national technical university Khmelnytske shose 95, Vinnytsia, Ukraine, 21021 tel. (0432) 598-123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.