Научная статья на тему 'Мониторинг: эволюция научных взглядов, сущность, функции и принципы'

Мониторинг: эволюция научных взглядов, сущность, функции и принципы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3467
608
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА / ПОДГОТОВКА РАБОЧИХ КАДРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорян Ирина Александровна

В статье анализируются основные подходы, взгляды теоретиков на развитие педагогического мониторинга, также статья отражает основную сущность, т.е. характеристику педагогического мониторинга, состав и структуру мониторинга, факторы мониторинга, виды объектов педагогического мониторинга, предмет мониторинга, принципы организации педагогического мониторинга, принципы организации педагогического мониторинга в организации образовательного процесса, указывает на основные функции мониторинговой деятельности образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг: эволюция научных взглядов, сущность, функции и принципы»

МОНИТОРИНГ: ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ Григорян И.А.

Григорян Ирина Александровна - заместитель директора по учебной работе, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской

области

Сухоложский многопрофильный техникум, г. Сухой Лог, Свердловская область

Аннотация: в статье анализируются основные подходы, взгляды теоретиков на развитие педагогического мониторинга, также статья отражает основную сущность, т.е. характеристику педагогического мониторинга, состав и структуру мониторинга, факторы мониторинга, виды объектов педагогического мониторинга, предмет мониторинга, принципы организации педагогического мониторинга, принципы организации педагогического мониторинга в организации образовательного процесса, указывает на основные функции мониторинговой деятельности образовательной организации.

Ключевые слова: мониторинг, педагогический мониторинг, виды педагогического мониторинга, подготовка рабочих кадров.

Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года предусматривает «подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями экономики и общества» [13].

Согласно Стратегии, основная цель профессионального образования -«обеспечение соответствия квалификаций выпускников потребностям инновационной экономики и рынка труда», создание условий для успешной социализации и самореализации обучающихся» [14], подготовка квалифицированного работника компетентного, и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Естественно, что образовательное учреждение должно систематически отслеживать, анализировать, диагностировать, прогнозировать и корректировать качество подготовки обучающихся, образовательного учреждения; т.е. осуществлять качество управления.

Проблема качества управления образованием существовала в педагогической практике всегда. В конце XIX века органы центральной власти, земства проводили исследования, которые отличались обдуманностью программ, высоким уровнем обработки получаемых материалов, объективным оцениванием изучаемых явлений. Первые исследования качества образования подробно описали Н.В. Щелгунов, Н.Ф. Бунаков. В постреволюционный период проблема управления образования стала предметом специальных научных исследований. Значительный вклад в ее решение внес Н.И. Иорданский. Ученый обосновал ряд важнейших положений по организации сбора и последующей работы с информацией, ее использованию для управления учебно-воспитательным процессом в школе. В частности, он подчеркивал важность информационного обеспечения управления учебно-воспитательным процессом, подчеркивал необходимость сбора, хранения, обработки и распространения информации. Именно он заложил основу для разработки контроля в управлении образования педагогического мониторинга - сбор информации для достижения запланированных целей, контроля за их реализацией, анализа причин отклонения от целей и коррекционной работы в дальнейшем.

Попытки объективно разобраться в сущности проблемы и определить оптимальный уровень информационного обеспечения управления с позиции

комплексного подхода были предприняты к началу 30-х годов. Использование в образовании новых инновационных технологий со второй половины XX века способствовали появлению новых идей и организации системы педагогического мониторинга. Важнейшим этапом развития выступает учебно-воспитательная система В.А. Сухомлинского. Четко обозначились оценочная, аналитическая и прогностическая функции отслеживания.

В 90-е годы, в связи с растущей самостоятельностью в образовательных учреждениях, в управлении организацией образовательного процесса традиционный контроль за учебно-воспитательным процессом становится несовершенным. Появилась необходимость использования мониторинга в образовании. Особое место в обосновании и разработке занимали труды В.П. Беспалько, А.Н. Майорова, М.М. Поташника и др. Современные исследователи В.И. Андреев, М.В. Занин, Г.В. Гутник по-разному характеризуют суть и механизмы мониторинга.

Понятие «мониторинг» в педагогике имеет несколько определений, в каждом из которых отражена важная сторона, без которой он потерял бы свою многоаспектность.

А.Н. Майоров трактует понятие «мониторинг» как непрерывное, длительное наблюдение за состоянием образовательной среды и управление им путем современного информирования людей о возможном наступлении неблагоприятных и недопустимых ситуаций [7] По мнению Т.А. Строковой, мониторинг выступает как последовательное осуществление сбора, обработки, систематизации, анализа, оценки и интерпретации собираемой информации о состоянии необходимого объекта; прогноза его дальнейшего функционирования и развития и выработки коррекционных мер» [15]. В.И. Зверева определяет мониторинг как форму организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающую непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием развития. Основная часть научных трудов В.И. Зверевой посвящены изучению показателей педагогического мониторинга, к которым она относит качество образования, воспитанность, социальную адаптационность, здоровье [6]. Под мониторингом подразумевается и самостоятельная функция управления, в рамках которой проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий, при этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям [9]. Т.А. Стефановская пишет, что «педагогический мониторинг -это диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса (отслеживание его хода, результатов, перспектив развития)» [12]. По мнению других авторов, под мониторингом понимается система контролирующих и диагностирующих мероприятий процесса обучения, обусловленных целеполаганием и предусматривающих контроль динамики уровня усвоения учащимися учебного материала и его корректировку [5]. Н. Хвостов под педагогическим мониторингом понимает «наблюдение за каким-либо процессом в динамике с целью выявить его соответствие желаемому результату; сбор, хранение, обработку и распространение информации о функционировании образовательной системы, обеспечивающие непрерывное слежение за ее состоянием и развитием» [17, с. 24]. Ученый доказывает необходимость создания педагогического мониторинга как важнейшего инструмента управления качеством образования.

Применительно к профессиональному образованию мониторинг определяется как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям, педагогическое планомерное диагностическое отслеживание профессионально-образовательного процесса; мониторинг включает диагностику, прогнозирование и коррекцию профессионального развития - личности, процесса образования [4].

При определении понятия «мониторинг», исследователи сходятся во мнении о том, что он характеризуется целенаправленным наблюдением за каким-либо

61

процессом и последующим контролем; возможностью сравнения полученных результатов с ожидаемыми, возможностью прогнозирования результатов.

Мониторинг соотносится с такими понятиями как «диагностика (В.И. Андреев), «наблюдение» (В.Ю. Бодряков, Г.В. Гутник, Н.О. Вербицкая), «контроль» (В.А. Мижериков), «слежение» (И.А. Морев), «экспертиза» (М.В. Занин).

Для того чтобы, глубже понять сущность педагогического мониторинга, необходимо рассмотреть систему мониторинга: состав, структуру, системообразующие факторы.

Объекты мониторинга разнообразны. Ими могут являться образовательные учреждения, образовательные системы, процессы развития, содержание образования, цели обучения, учебные программы, планы, методики, средства и др.

В качестве предмета мониторинга выбираются отдельные характеристики объекта, являющиеся наиболее важными с точки зрения постановки цели мониторинга.

Цель является системообразующим элементом системы мониторинга. Исходя из цели, выделяется комплекс критериев и показателей оценки, подбираются методы исследования, выстраивается процедура проведения мониторинга.

Критерии и показатели должны быть достаточными и охватывать изучаемое явление.

Для сбора информации определяются методы исследования с учетом особенностей изучаемого явления и возможностей. Методы должны обеспечивать достоверность и надежность получаемой информации.

Система мониторинга будет работать только в том случае, если все ее элементы будут наделены конкретным содержанием, их взаимодействие будет организовано, а базой организации и осуществления мониторинга станут научно-обоснованные принципы. В настоящее время большинство исследований в области мониторинга проводится на основе системы принципов, разработанной А.С. Белкиным [2]. В эту систему включены следующие принципы: научности, диагностико-прогностической направленности, прогностического мониторинга; воспитательной целесообразности; непрерывности и преемственности.

В качестве принципов мониторинга качества образования в школе С.Е. Шишов и В.А. Кальней рекомендуют использовать основные принципы общего среднего образования: гуманизации и гуманитаризации, дифференциации и индивидуализации обучения [19].

В исследовании Н.Г. Бурковой выделяются принципы мониторинга, которые могут быть применены ко всей системе профессионального образования [3]:

- принцип системности - проведение мониторинга, соответствующего целям и характеру исследуемых процессов на основе разовых, периодических, постоянных или выборочных наблюдений за объектами, субъектами образовательной системы и их отношениями;

- принцип научности - проведение мониторинга должно исходить из анализа строго научных данных, которые поддаются эмпирической проверке и идентификации и могут быть подтверждены или опровергнуты другими исследователями;

- принцип объективности и непротиворечивости, включающий выбор данных, которые объективно существуют и не противоречат друг другу. Имеются в виду одинаковые результаты, полученные разными группами наблюдателей при оценке уровня готовности специалистов к профессиональной деятельности;

- принцип целостности, включающий проверку показателей, комплексная характеристика которых дает полное представление об объекте в целом, а не только об отдельных его частях;

- принцип оперативности и прогностичности, требующий получения информации для принятия управленческих решений в необходимый момент времени, а не в тот момент, когда произошедшие изменения не могут быть скорректированы:

- принцип адекватности, предполагающий выбор процедур измерения, адекватных целям и задачам мониторинга, а также возможностям и этическим нормам;

- принцип масштабности, характеризуемый федеральным, региональным, муниципальным или индивидуальным охватом объектов и субъектов мониторинга. Имеется в виду мониторинг всего образовательного пространства или его отдельных составляющих.

В ходе исследования важно определить и основные функции педагогического мониторинга. Ученые А.С. Белкин, Т.А.Строкова, В.Г. Попов, С.Н. Силина видят и выделяют различные функции мониторинга. Т.А.Строкова выделила оптимальную систему функций, включив в нее информационную, аналитико-оценочную, стимулирующе-мотивационную, контролирующую, прогностическую и корректирующую, которые исчерпывают спектр предназначений мониторинга и раскрывают его полифункциональный характер [16].

Информационная функция обеспечивает получение информации о состоянии и развитии системы образования, необходимой для анализа и прогноза ее состояния и развития.

Аналитико-оценочная функция. Сбор и распространение информации являются основными видами деятельности этой функции. Анализ собранной информации позволяет выявить причинно-следственные связи, отражающие состояние развития.

Стимулирующая - мотивационная функция. Воздействие собранной информации на сознание и чувства участников образовательного процесса.

Контролирующая функция заключается в постоянном отслеживании образовательных результатов, контроле за исполнением запланированных мероприятий.

Прогностическая функция обеспечивает выявление проблем, которые помогут предупредить негативные тенденции образовательного процесса, прогнозирование дальнейшего развития с целью повышения качества образования. Чем больше выражен прогностический потенциал мониторинга, тем большую ценность он имеет.

Корректирующая функция направлена на коррекцию совместных действий субъектов образовательного процесса и обеспечивает разрешение различного рода проблем, сложностей, которые возникают в процессе их совместной деятельности на основе корректирующих мероприятий.

Автор отмечает, что игнорирование какой-либо из этих функций приводит на практике к снижению эффективности управленческих воздействий, предпринимаемых на основе мониторинговой информации, так как она теряет в зависимости от упущенной функции мониторинга системность, свою прогностическую или стимулирующую силу. Кроме того, она подчеркивает, что педагогический мониторинг только в единстве всех выполняемых им ролей может в полной мере реализовать свое назначение: существенно влиять на эффективность управленческой деятельности, наполняя содержанием основные управленческие функции - планирование, организацию, регулирование и контроль.

Интересную классификацию видов мониторинга в образовании приводит А.Н. Майоров [8]. Он выделяет их по разным основаниям:

1. По области применения (экологический, социологический, педагогический, психологический);

2. По целям

2.1. Информационный мониторинг - сбор, накопление, систематизация. Не предусматривает специально организованного изучения.

2.2. Базовый - выявление новых проблем и опасностей до того, как они станут осознаваемыми на уровне управления.

2.3. Проблемный - выявление закономерностей, опасностей, процессов, проблем.

2.4. Управленческий - отслеживание и оценка эффективности последствий и вторичных эффектов решений, принятых в области управления.

63

3. По иерархии систем (школьный, районный, областной, федеральный). Имеют существенные различия в технологии организации и проведения, а также и с точки зрения представления и распространения результатов, способов принятия и реализации управленческих решений.

4. По основанию экспертизы:

4.1. Динамический - данные о динамике развития того или иного объекта, явления или показателя.

4.2. Сравнительный - результаты сходного обследования других образовательных систем.

4.3. Комплексный - использование нескольких оснований для экспертизы.

4.4. Безосновной - использование для анализа результатов, полученных в одном исследовании.

5. По типу выявляемой эффективности образовательной системы (социальный, учебный).

А.С. Белкин выделяет следующие виды мониторинга в образовании:

1. Мониторинг дидактический. Слежение за различными сторонами учебно -образовательного процесса.

2. Мониторинг воспитательный. Слежение за различными сторонами воспитательно-образовательного процесса.

3. Мониторинг управленческий. Слежение за характером взаимодействия на различных управленческих уровнях в системах:

4. Руководитель - педагогический коллектив, руководитель - ученический коллектив, руководитель - коллектив родителей, руководитель - школьная среда, учитель - учащиеся, учитель - семья.

Мониторинг социально-психологический. Слежение за системой коллективно -групповых, личностных отношений, за характером психологической атмосферы коллектива, групп [1] А.А. Орлов [10] в своем исследовании выделяет иные виды мониторинга, связанные со сферой деятельности человека: медицинский, социологический, психологический, педагогический, инновационный. По мнению М.Н. Скаткина, мониторинг может быть: результирующим (ориентирован на контролирование конкретных итогов организации учебно-педагогического процесса); процессуальным (исследуются условия протекания педагогического процесса, приводящие к тем или иным итогам образовательной деятельности); комплексным (объединяются процесс, результат и необходимая корректировка педагогической деятельности, где анализ лежит в основе построения концепций и теорий прогнозирования развития) [11].

Педагогический мониторинг в большинстве случаев является одной из форм отмеченных процессов.

С.Е. Шишов и В.А. Кальней выделяют следующие виды педагогического мониторинга (таблица 1) [18]:

Основание Вид мониторинга

1. По масштабу целей образования Стратегический Тактический Оперативный

2. По этапам обучения Входной, или отборочный Учебный, или промежуточный Входной, или итоговый

3. По временной зависимости Ретроспективный Предупредительный, или опережающий Текущий

4. По частоте процедур Разовый Периодический Систематический

5. По охвату объема наблюдения Локальный Выборочный Сплошной

6. По организационным формам Индивидуальный Групповой Фронтальный

7. По формам объект-субъектных отношений Внешний, или социальный Взаимоконтроль Самоанализ

8. По используемому инструментарию Стандартизованный Нестандартизованный Матричный

Все перечисленные исследования дают нам представление о различных видах мониторинга, его функциональных возможностях, технологии применения в различных отраслях, определяют условия.

Подводя итоги, можно отметить, что сущность педагогического мониторинга настолько сложна и многогранна, что ни одно из представленных на сегодняшний день толкований нельзя отнести к числу ошибочных, так как в каждом из них отражена та или иная сторона, совокупность процедур, без которой многоаспектность была бы скудной.

Список литературы

1. Белкин А.С. и др. Основы педагогических технологий: краткий толковый словарь. Екатеринбург, 1995. С. 15 - 22, С. 21 - 22.

2. Белкин A.C. Педагогический мониторинг образовательного процесса / A.C. Белкин, В.Д. Жаворонков, С.Н. Силина. Шадринск: Издательство Шадринского пединститута, 1998. Выпуск 3. 47 с.

3. Буркова Н.Г. Педагогические принципы мониторинга в учреждениях среднего профессионального образования. М., 2008.

4. Гунявина H.A. К вопросу о мониторинге реализации ГОС СПО // Среднее профессиональное образование, 2000. № 12. С. 2 - 5.

5. Гутник Г.В. Мониторинг в контексте информатизации образования // Стандарты и мониторинг в образовании, 2001. № 4.

6. Зверева В.И. Образовательная программа школы: структура, содержание, технология разработки [Текст] / В.И. Зверева. М., 2001. 170 с.

7. Майоров. А.Н. Мониторинг в образовании. М., 1998. 141 с.

8. Майоров. А.Н. Мониторинг в образовании. М., 1998. 141 с.

9. Немова Н. Это модное словечко - «мониторинг»/Директор школы, 1999. № 7.

10. Орлов А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании [Текст] / А.А. Орлов // Педагогика, 1996. № 3. С. 9 - 15.

11. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований [Текст] / М.Н. Скаткин. М., 1986. 150 с.

12. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство [Текст]: учеб. пособие/ / Т.А. Стефановская. М., 1998. 368 с.

13. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года.

14. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года.

15. Строкова Т.А. Мониторинг в школьном образовании [Текст]: монография / Т.А. Строкова. Тюмень: Изд-во ТГУ, 2007. 196.

16. Строкова Т.А. Мониторинг в школьном образовании [Текст]: монография / Т.А. Строкова. Тюмень: Изд-во ТГУ, 2007. 196.

17.Хвостов Н. Управление качеством образования [Текст] / Н. Хвостов // Школьные технологии, 2004. № 6.

18. Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель -ученик» [Текст]: Методическое пособие для учителя / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. М., 1999. 86 с.

19. Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель -ученик» [Текст]: Методическое пособие для учителя / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. М., 1999. 86 с.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОПЫТ В ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ РАБОЧИХ

КАДРОВ Калмаматов Б.А.

Калмаматов Бакалбай Айтиевич - соискатель, кафедра инженерной педагогики, Кыргызский государственный технический университет им. И. Раззакова, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной статье рассматривается опыт применения методов обучения через опыт в модульной системе, а также ее эффективность в подготовке конкурентоспособных рабочих кадров в профессиональных лицеях. Ключевые слова: модульное обучение, обучение через опыт, академическое обучение, рабочая профессия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Практика показывает, что потребность общества в конкурентоспособных рабочих кадрах растет. Что такое конкурентоспособный рабочий кадр? Это специалист, который имеет не только знания и умения, но и практические навыки, являющиеся основными компонентами профессионального опыта. В этом случае молодой специалист не нуждается в наставнике. В условиях рыночной экономики, где доминирует конкуренция, институт наставничества теряет свой смысл. Следовательно, перед системой профессионально-технического образования возникает задача подготовки специалистов с начальным профессиональным образованием, владеющих профессиональными знаниями, умениями и навыками, не нуждающихся в практической помощи наставников, т.е. конкурентоспособных рабочих кадров. Эта задача требует от профессиональных учебных заведений обновления и перестройки содержательно-процессуальных аспектов обучения рабочим профессиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.