Научная статья на тему 'Мониторинг в системе начального и среднего профессионального образования'

Мониторинг в системе начального и среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1798
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / СИСТЕМА НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОНИТОРИНГ / ПРИНЦИПЫ / МЕТОДЫ И ВИДЫ МОНИТОРИНГА / РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / EDUCATIONAL PROCESSES' CURRENCY IMPROVEMENT / SYSTEM OF PRIMARY AND AVERAGE PROFESSIONAL EDUCATION / MONITORING / PRINCIPLES / METHODS AND KINDS OF MONITORING / RESOURCE CENTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корсаков Сергей Владимирович

Статья посвящена проблеме актуализации модернизационных процессов в образовательных учреждениях начального и профессионального образования. В данных условиях особое значение приобретает качество оказания образовательных услуг, повышение которого позволяет решать теоретические и практические задачи, стоящие перед системой образования. Одним из успешных способов решения поставленных задач является мониторинг. В статье приводятся источники, задачи, принципы, методы и виды мониторинга. Автор рассматривает организацию мониторинга и его основные направления на примере ресурсного центра

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корсаков Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring in the System of Primary and Average Professional Education

The article is devoted to the problem of educational processes currency improvement in the system of primary and average professional education. Under these conditions special attention is paid to the quality of educational services. The increasing of quality can help to solve theoretical and practical tasks in the educational system. One of the most successful means of solving such problems is monitoring. The sources, tasks, principles, methods and kinds of monitoring are given in the article. The author considers the organizing of monitoring and its main areas on the example of resource center

Текст научной работы на тему «Мониторинг в системе начального и среднего профессионального образования»

УДК 37

Корсаков Сергей Владимирович Sergei Korsakov

МОНИТОРИНГ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

MONITORING IN THE SYSTEM OF PRIMARY AND AVERAGE PROFESSIONAL EDUCATION

Статья посвящена проблеме актуализации мо-дернизационных процессов в образовательных учреждениях начального и профессионального образования. В данных условиях особое значение приобретает качество оказания образовательных услуг, повышение которого позволяет решать теоретические и практические задачи, стоящие перед системой образования. Одним из успешных способов решения поставленных задач является мониторинг. В статье приводятся источники, задачи, принципы, методы и виды мониторинга. Автор рассматривает организацию мониторинга и его основные направления на примере ресурсного центра

Ключевые слова: модернизационные процессы, система начального и среднего профессионального образования, мониторинг, принципы, методы и виды мониторинга, ресурсный центр

The article is devoted to the problem of educational processes' currency improvement in the system of primary and average professional education. Under these conditions special attention is paid to the quality of educational services. The increasing of quality can help to solve theoretical and practical tasks in the educational system. One of the most successful means of solving such problems is monitoring. The sources, tasks, principles, methods and kinds of monitoring are given in the article. The author considers the organizing of monitoring and its main areas on the example of resource center

Key words: educational processes' currency improvement, system of primary and average professional education, monitoring, principles, methods and kinds of monitoring, resource center

В настоящее время в системе подготовки кадров на базе образовательных учреждений начального профессионального образования (НПО) и среднего профессионального образования (СПО) существуют различные формы социального партнерства, усиливается интеграция учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, внедряются государственно-общественные формы управления. В данных условиях особое значение приобретает качество оказания образовательных услуг, повышение которого позволяет решать теоретические и практические задачи, стоящие перед системой образования.

В данном аспекте одним из эффективных способов решения поставленных задач является мониторинг, позволяющий анализировать, диагностировать и прогнозировать тенденции и направления развития системы образования, корректировать образовательную систему региона, отдельного города или деятельность конкретного образовательного учреждения.

В современных научных, методических трудах отсутствует единый подход к построению мониторинга применительно к системе НПО и СПО. Основные отличия заключаются в:

— толковании понятия эффективности и результативности работы учебного заведения;

— подходах к оценке возможностей образовательного учреждения и ответственности за результаты его деятельности;

— значимости роли мониторинга в организации образовательной среды учреждений профессионального образования и изучении влияния этой среды на развитие профессиональных и социальных компетенций студентов и др.

Проблемам применения мониторинга в образовательной практике посвящены работы исследователей О.А. Абдуллина, А.С. Белкин, Н.К. Жукова, С.Н. Силина, М. А. Домбровская, В.Д. Жаворонков, В.В. Ко-ротаева, В.А. Кальней, С.Е Шишов, И.С. Краморенко, А.С. Курбанов, В. Г. Попов, В.П. Голубков, Л.Д. Федотова, Н.С. Худо-лий и другие.

Теоретические, методологические, методические аспекты мониторинга регулярно обсуждаются на Всероссийских, региональных совещаниях, семинарах (например, «Качество среднего профессионального образования как основной фактор совершенствования подготовки специалистов в условиях модернизации российского образования», 2003-2007 гг., 2008-2012 гг. в публикациях журналов «Среднее профессиональное образование», «Профессиональное образование. Столица», «Стандарты и мониторинг в образовании», «Неформальное образование» и др.

В научных исследованиях мониторинг является предметом изучения в аспектах:

— подготовки специалистов (например, докторской диссертации С.Н. Силиной «Профессиографический мониторинг становления специалиста в образовательном процессе педагогического вуза»);

— качества обучения в учреждениях профессионального образования региона в условиях рыночной экономики региональной значимости (кандидатская диссертация М.А. Домбровской «Мониторинг качества обучения в учреждениях профессионального образования региона в условиях рыночной экономики»);

— развития личностных качеств молодежи (Р.Т. Фархутдинова «Совершенствование управленческой деятельности по решению социальных проблем молодежи на основе мониторинга») и др.

Система управления качеством образования на основе новых технологий подробно рассматривается в работе Д.Ш. Матроса, Д.М. Полева, Н.Н. Мельниковой «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга». Инновационные методы, базирующиеся на системе управления качеством образовательного процесса, представлены в исследованиях Е.В. Невмержицкой (2010-2012) [3].

В теоретическом аспекте авторы касаются содержания и сущности основных понятий качества образования, определения системы внешних и внутренних показателей на федеральном и региональном уровнях, квалитологии образования и ква-лиметрии — теории его измерения.

Вместе с тем, определение мониторинга до настоящего времени не имеет однозначного значения. Терминологические разногласия сказываются на постановке вопроса в целом и решении отдельных задач, а также на выборе адекватных процедур проверки и оценки результатов диагностики.

В целом в научной литературе понятие «мониторинг» имеет сходные трактовки. Расхождения связаны лишь со сферой его применения. Так, в словаре В.М. Полонского мониторинг определяется как «длительное наблюдение за состоянием обучения и воспитания и управления этими процессами путем своевременного информирования участников о возможном наступлении неблагоприятных, критических или недопустимых ситуаций» [3].

В некоторых исследованиях понятие «мониторинг» (от лат. monitor — напоминающий, надзирающий) определяется как планомерное диагностическое отслеживание профессионально-образовательного процесса; подчеркивается принципиальное отличие широко используемых в педагогике и психологии понятий «обратная связь»,

«рефлексия», «контроль» и «аттестация» от «мониторинга», главная задача которого — отслеживание учебно-воспитательного процесса, а не только результата образования.

Анализ работ, посвященных применению мониторинга в образовании, демонстрирует, что цели его использования самые разные, например, сбор, обобщение и первичный анализ информации о состоянии образования и основных показателях ее использования для оценки и прогнозирования тенденций развития, принятия обоснованных управленческих решений.

Задачами мониторинга выступают:

— организация наблюдений и измерений; получение достоверной и объективной информации об условиях проведения, содержании и результатах образовательного процесса;

— разработка и применение унифицированных нормативных документов, методик диагностики, процедур их использования; систематизация и апробация информации, проведения мониторинговых исследований на всех уровнях;

— разработка программного и технического обеспечения мониторинга и т.д.

Предметом мониторинга выступают конкретные изменения состояния системы образования в определенные периоды времени. Необходимо подчеркнуть важность анализа не только отдельных количественных и качественных показателей состояния образовательной системы, но и изменений, полученных в результате сравнений.

Объекты мониторинга также разнообразны: образовательные учреждения, органы управления образованием, структурные элементы и компоненты образовательных систем различных уровней, процессы формирования и развития, содержание образования, цели обучения, учебные программы, планы, методики, средства, запросы работодателей и др.

В исследовании Н.Л. Гунявиной «Научно-методические основы мониторинга реализации государственного образовательного стандарта СПО (на примере педагогических специальностей) » показано, что положительное влияние мониторинга

возможно в тех случаях, когда будет разработана научно обоснованная методика, направленная на получение целостной информации о соответствии фактических результатов освоения СПО образовательных стандартов основным целям, задачам и нормативам.

В условиях активной деятельности межрегионального ресурсного центра мониторинг становится реальным фактором как повышения результативности образовательного учреждения, так и управления учреждением профессионального образования в режиме развития. При этом если он будет направлен на анализ образовательной среды учебного заведения с точки зрения не только организации учебно-воспитательного процесса, но и учета возможностей, которые предоставляет эта среда для:

— создания условий развития личности;

— возможности трудоустройства выпускников;

— повышения квалификации мастеров профессионального обучения и преподавателей;

— организации разнообразных форм, видов и способов, адекватных особенностям конкретной образовательной ситуации учебного заведения;

— выбора индикаторов и показателей, позволяющих проследить взаимосвязь между компонентами учебно-воспитательного процесса;

— готовности инженерно-педагогического коллектива к возможным изменениям;

— своевременного принятия управленческих решений на основе объективных данных результатов обучения и социально-экономических требований, учета региональных особенностей и др.

Понимая мониторинг по отношению к сфере профессионального образования как комплекс различных диагностических процедур, применяемых для систематического измерения и оценки планируемых или существующих характеристик образовательной системы, выявим его отличия от традиционных методов оценки.

Мониторинг в системе НПО и СПО — это специально организованный непре-

рывный процесс выборочного или постоянного наблюдения на основе предварительно планируемых и научно обоснованных показателей, характеризующих текущие и прогнозируемые изменения системы или ее отдельные элементы, отражающие состояние подготовки специалистов в учреждении профессионального образования с целью получения оперативных данных в аспекте их соответствия поставленным целям, принятия коррекционно-упреждающих мер, управленческих, научно обоснованных решений.

Мониторинг охватывает все структуры, отделы, службы учреждения профессионального образования, включая индивидуальный мониторинг обучающихся, студентов, слушателей, выполняет квали-метрические, контрольно—наблюдательные, управленческие, прогностические, информационные, социальные функции.

Критериями мониторинга являются степень соответствия целям, задачам, нормам, требованиям применительно к конкретному объекту мониторинга; изменение состояния конкретного объекта мониторинга системы профессионального образования.

Опыт работы в Межрегиональном ресурсном центре КАС № 7 позволил нам определить основные принципы мониторинга, которые могут быть применимы ко всей системе профессионального образования:

— принцип системности — проведение мониторинга, соответствующего целям и характеру исследуемых процессов на основе разовых, периодических, постоянных или выборочных наблюдений за объектами, субъектами образовательной системы и их отношениями;

— принцип научности — проведение мониторинга должно базироваться на анализе научных данных, которые поддаются эмпирической проверке и идентификации и могут быть подтверждены или опровергнуты другими исследователями;

— принцип объективности и непротиворечивости, включающий выбор данных, которые объективно существуют и не противоречат друг другу. Речь идет об иден-

тичных результатах, полученных разными группами наблюдателей при оценке уровня готовности рабочих, специалистов и т.д. к профессиональной деятельности;

— принцип целостности, включающий проверку показателей, комплексная характеристика которых дает полное представление об объекте в целом, а не только об отдельных его частях;

— принцип оперативности и прогнос-тичности, требующий получения информации для принятия управленческих решений в необходимый момент времени, а не в тот момент, когда произошедшие изменения не могут быть скорректированы:

— принцип адекватности, предполагающий выбор процедур измерения, адекватных целям и задачам мониторинга, а также возможностям и этическим нормам;

— принцип масштабности, характеризуемый федеральным, региональным, муниципальным или индивидуальным охватом объектов и субъектов мониторинга. Имеется в виду мониторинг всего образовательного пространства или его отдельных составляющих.

Основные источники мониторинга, используемые в деятельности учреждений НПО и СПО, это:

— статистические данные;

— социологические исследования;

— материалы контроля знаний (в т.ч. итоги аттестации образовательного учреждения и т.п.);

— отчеты учреждения профессионального образования;

— результаты анкетирования, опроса, интервью;

— результаты конкурсов, олимпиад обучающихся, студентов;

— результаты выпускных квалификационных экзаменов, экзаменационных материалов;

— результаты промежуточного и итогового тестирования студентов, слушателей, обучающихся.

Инструментарием мониторинга являются формы статистической отчетности, анкеты, опросные листы, различного рода задания и методики. Собственно монито-

ринг представляет собой совокупность процедур сбора, обработки, представления и распространения информации, организацию и обеспечение соответствующих мониторинговых процедур.

При использовании методов оценки результатов мониторинга, проводимого на базе любого Межрегионального ресурсного центра, применяются:

— метод сравнительной оценки (сравнение с нормами качества СПО);

— экспертиза (внутренняя и внешняя);

— анкетирование студентов, обучающихся, слушателей, родителей, представителей предприятий, учреждений, организаций, в т.ч. строительной отрасли, связанное с оценкой качества подготовки на базе межрегионального ресурсного центра;

— опрос (индивидуальный и в группах);

— протоколы наблюдений и др.

Основными средствами оценки результатов мониторинга являются тесты для оценки знаний; оценочные средства, моделирующие практическую деятельность; социологический инструментарий. Эти характеристики могут быть найдены с помощью индикаторов, недоступных непосредственному измерению. Отношения индикатора и теоретического знания носят вероятностный характер. Один и тот же индикатор может указывать на разные теоретические свойства, поэтому для фиксирования теоретического свойства необходима совокупность индикаторов. Другое свойство индикатора — его контекстуальность. Индикатор указывает на развитость определенного свойства или признака только в определенном контексте.

На уровне отдельного учреждения профессионального образования мониторинг направлен на конкретные объекты педагогической деятельности: результаты образовательного процесса, выраженные в педагогических целях данного образовательного учреждения:

— учебный процесс (реализуемый уровень образования);

— результаты обучения (планируемый уровень образования);

— результаты обучения и учет степени удовлетворенности преподавателей, мастеров производственного обучения и студентов, обучающихся, слушателей качеством преподавания и учения ( достигнутый уровень).

Таким образом, результаты мониторинга не пассивно регистрируют фактическое положение дел, а оказывают активное влияние на дальнейшее развитие образовательного учреждения, творческий потенциал инженерно-педагогического коллектива, повышение уровня профессиональной компетентности участников мониторинга — работодателей, социальных партнеров, мастеров производственного обучения, педагогов и управленцев.

Мониторинг, с одной стороны, позволяет вовлечь педагогов и мастеров производственного обучения в систематическую диагностику качества образования, с другой — предполагает не только улучшить, но и выявить резервные возможности саморазвития творческого потенциала педагога. Он обеспечивает преподавателей, руководителей структур учебного заведения объективной и своевременной информацией, необходимой для принятия решений по управлению, пересмотру, внесению корректив в целевые, технологические, организационные, информационные, нормативные параметры организации подготовки специалистов; дает возможность прогнозировать результаты на разных этапах образовательного процесса [2].

Мониторинг в учреждении НПО и СПО — это специально организованный непрерывный процесс поиска групп и комплексного анализа показателей с целью оперативного диагностирования и прогнозирования состояния образовательной системы в соответствии с поставленными целями, выработка коррекционно-упреж-дающих мер управленческого воздействия. При проведении мониторинга учитываются:

— характеристика учебного заведения;

— качественный состав абитуриентов;

— качество подготовки специалистов;

— востребованность в рабочих и специалистах на региональном рынке труда;

— квалификация инженерных и педагогических кадров;

— содержание профессионального образования;

— научная и инновационная работа в образовательном учреждении;

— охрана и укрепление здоровья обучающихся;

— информационно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса;

— управление учреждением НПО и СПО.

Эффективная организация мониторинга на уровне ресурсного центра связана с определением и выбором оптимального сочетания разнообразных форм, видов и способов мониторинга, целей обучения на каждом этапе реализации Федеральной целевой программы, исходя из квалификационной характеристики и модели специалиста, разработанных в соответствии с федеральным и региональным компонентами государственного образовательного стандарта СПО [5].

Повышение эффективности подготовки рабочих и специалистов на базе ресурсного центра на основе мониторинга представляет собой систему поэтапного отслеживания основных результатов обучения на планируемом, реализуемом и достигнутом уровнях.

Мониторинг на этапе планирования предполагает оценку квалификационных характеристик, учебных планов по специальностям, программно-методического обеспечения учебного процесса, содержания и уровня усвоения, которые достигаются в процессе и результате подготовки специалистов СПО.

Мониторинг на реализуемом уровне позволяет комплексно оценить уровень готовности студентов к профессиональной деятельности.

Мониторинг на этапе достигнутого дает возможность сравнить цели, планируемые и реализуемые, внести соответствующие коррекционные изменения в его организацию.

Применительно к СПО специалистами Межрегионального ресурсного центра вы-

делена следующая классификация мониторинга:

— по целям обучения (стратегический, тактический, оперативный);

— по этапам обучения (входной, промежуточный и итоговый) ; по временной зависимости (ретроспективный, текущий, опережающий);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— по частоте процедур (разовый, периодический, систематический);

— по охвату объекта наблюдения (локальный, выборочный, сплошной);

— по организационным формам (индивидуальный, групповой, фронтальный);

— по формам объект-субъектных отношений (внутренний и внешний).

Мониторинг обеспечивает преподавателей, мастеров производственного обучения, руководителей служб Межрегионального ресурсного центра качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия решений по управлению, пересмотру, внесению корректив в целевые, технологические, организационные, информационные, нормативные параметры организации подготовки рабочих и специалистов, дает возможность прогнозировать результаты на разных этапах образовательного процесса.

Мониторинг образовательных учреждений профессионального образования охватывает учебно-воспитательный процесс в целом и его составные части:

— содержание образования;

— учебные планы по специальностям;

— программы учебных дисциплин;

— формы и методы преподавания и учения;

— методы оценки и проверки знаний студентов на разных этапах учебно-воспитательного процесса;

— содержание и организацию профессиональной практики;

— занятость мастеров производственного обучения и преподавателей учебной нагрузкой;

— инновационную и исследовательскую работу педагогического коллектива;

— материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса и др.

Все это способствовало стабильности и качеству подготовки специалистов среднего звена, а также позволило обеспечить переход образовательных учреждений из режима функционирования в режим развития.

При использовании результатов исследования Н.Г. Бурковой [1] определены основные направления мониторинга подготовки специалистов в учреждении НПО и СПО (см. таблицу).

Основные направления мониторинга подготовки специалистов среднего звена в учреждениях начального и среднего профессионального образования

Направление Задачи Результат

Социально-экономическое проектирование подготовки кадров в условиях региона Изучить перспективные потребности региона в кадрах; выявить перспективную потребность региона в специалистах; прогнозировать введение новых перспективных специальностей; спрогнозировать роль и функции учебного заведения в предоставлении образовательных услуг населению; выявить перспективные потребности в переподготовке и повышении квалификации кадров региона Создание инструментария для изучения перспективных потребностей региона в кадрах; получение данных: о потребности в специальностях по которым ведется подготовка; о потребности региона в образовательных услугах

Личностно ориентированная модель образования Выявить и охарактеризовать систему индивидуальных траекторий обучения студентов в условиях среднего профессионального образования; определить цели, задачи, функции каждой из индивидуальных траекторий обучения; создать вариативные учебные планы и программы применительно к разным траекториям обучения студентов; разработать систему объективного контроля за качеством обучения Методические рекомендации, интегра-тивные программы, экспериментальные учебные планы; сравнительная характеристика качества подготовки студентов в учебном заведении

Содержание профессиональной подготовки студентов учреждения СПО Изучить вопросы содержания профессиональной подготовки студентов; определить принципы отбора, структурирования, содержания учебных планов, программ и их соответствие требованиям госстандарта Рекомендации по совершенствованию учебных планов и программ

Технологии профессиональной подготовки студентов учреждения СПО Исследовать технологии профессиональной подготовки студентов, выявить их сходство и различия; проанализировать изменения педагогических технологий при переходе выпускников среднего специального учебного заведения в высшее; разработать эффективные образовательные технологии обучения Теоретическое обоснование технологий образовательной и профессиональной подготовки студентов

Содержание и организация самостоятельной работы студентов в учреждении спО Обобщить имеющийся опыт организации самостоятельной работы студентов; выявить соотношение аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов, а также трудозатраты, необходимые для ее осуществления; разработать технологии организации самостоятельной работы студентов; подготовить методические рекомендации для преподавателей и студентов Методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов в системе непрерывного профессионального образования

Организация и содержание производственной (профессиональной) практики Определить эффективное соотношение теоретической и практической подготовки студентов на разных этапах профессионального образования; выявить эффективность различных видов проведения производственной (профессиональной) практики; обосновать содержание практической подготовки студентов, определить виды, цели, содержание производственной (профессиональной) практики и необходимые для ее проведения трудозатраты Учебно-методическое пособие по производственной (профессиональной) практике студентов

Окончание таблицы

Направление Задачи Результат

Мониторинг качества подготовки студентов на разных этапах профессионального образования Обосновать показатели качества подготовки студентов на разных этапах профессионального образования; определить виды и формы мониторинга качества подготовки студентов на разных этапах профессионального образования и методику их организации; разработать систему квалификационных заданий с целью диагностики и коррекции качества подготовки студентов Учебно-методическое пособие «Мониторинг качества подготовки студентов на разных этапах профессионального образования»

Система управления образовательным процессом Обосновать принципы, функции, критерии и виды управления образовательным процессом, программу повышения квалификации преподавателей; разработать программу управления образовательным процессом, повышением квалификации преподавателей Программа управления образовательным процессом. Программа повышения квалификации преподавателей

Развитие информационно-технической базы учреждения СПО Разработать перспективный план развития информационно-технической базы учебного заведения; разработать технологию обучения студентов на основе использования компьютерных программ, телекоммуникаций и др. Программа развития информационно-технической базы учебного заведения; методические рекомендации по совершенствованию форм организации учебного процесса на основе использования современных информационных технологий

Совершенствование системы планирования, организации и управления учебно-воспитательным процессом в учебном заведении Разработать систему отбора и поддержки талантливых студентов, а также планирования и организации системы образования; разработать и внедрить адаптивную модель учебного заведения; обосновать и выстроить иерархию направлений развития учебного заведения Модель развития учебного заведения

Таким образом, принципиальные отличия мониторинга от традиционных методов измерения образовательного процесса состоят в том, что результаты мониторинга не пассивно регистрируют фактическое положение дел, а оказывают активное влияние на дальнейшее развитие образовательного учреждения, творческий потенциал инженерно-педагогического коллектива, повышение уровня его профессиональной компетентности на рост конкурентоспособности и обеспечение устойчивости развития образовательного учреждения.

При этом необходимо сформировать определенную информационную систему, которая будет транслировать профессионально значимые требования и требования компетентности в систему профессионального образования [4]. В этих условиях могут быть выделены мониторинг исполнения и мониторинг ситуации.

Мониторинг исполнения может рассматриваться как комплекс различных диагностических процедур, применяемых для

систематического измерения и оценки планируемого хода реального процесса обучения относительно изначального плана.

Мониторинг ситуации предполагает измерение того, как изменяются или не изменяются определенные требования или набор требований, определяющих кадровые ресурсы в стране в целом и данном конкретном регионе с учетом потребностей рынка. Это позволит получить информацию для обоснования необходимости изменения образовательной программы, адаптировать ее к новым формам практики обучения обучающихся / студентов / слушателей.

Мониторинг федерального и регионального компонентов государственного образовательного стандарта СПО позволяет сделать процесс структурно целостным; кроме того, дает возможность осуществить преемственность на всех этапах профессионального образования; способствует сохранению, развитию и повышению квалификации инженерно-преподавательского состава, а также стимулирует инноваци-

онную деятельность педагогов и мастеров производственного обучения в сфере профессионального образования.

В учреждениях НПО и СПО мониторинг реализуется на разных уровнях. На уровне планирования мониторинг учитывает цели и задачи учебно-воспитательного процесса, требования к квалификации педагогического коллектива. На уровне реализации мониторинг направлен на учет степени достижения поставленных целей педагогическим коллективом и администрацией, учет степени удовлетворенности преподавателей и студентов качеством преподавания и учения.

Применение сформулированных принципов проведения мониторинга ( системности, научности, объективности и непротиворечивости, целостности, оперативности и прогностичности, адекватности, масштабности) позволяет выявлять взаимосвязь профессиональных технологий и предметных знаний, выстроить и упорядочить учебный материал по каждому предмету / дисциплине на основе последних достижений педагогической науки и логики изучаемого предмета / дисциплины. В результате у студентов формируются наглядные и содержатель-

Литература _

1. Буркова Н.Г. Мониторинг образовательной среды в учреждении среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2008. № 2.

2. Денисова Л.Н., Якубов А.В. Мониторинг качества учебно-производственного обучения в средне профессиональном образовании (из опыта работы) // Современные научные технологии. 2007. № 10.

3. Корсаков С.В. Модернизационные процессы в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования: монография. Граница, 2012. 156 с.

4. Малышев Е.А. Система образования как одна из основ формирования саморазвивающихся регионов // Вестник ЧитГУ. 2012. № 4 (83).

5. Мониторинг развития региональной системы образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. № 2. 3033 с.

ные представления о будущей специальности / профессии.

На основе мониторинга принципиально изменяется структура образовательного процесса, обеспечиваются новые этапы изучения профессии / специальности. Каждый этап включает освоение новых знаний как рубежных и построение более полной модели профессии / специальности. В частности:

1) формирование на основании полученных знаний базы профессиональных знаний и умений специалиста;

2) на этапе изучения социальных и общекультурных отношений между профессией / специальностей и социумом профессиональные знания вводятся в контекст культуры (города, региона, страны);

3) изучаемые предметы и дисциплины дают понимание технологий, способов и методов решения профессиональных задач, а также повышают качество итогового продукта.

Применение мониторинга будет эффективным при условии заинтересованности всех участников образовательного процесса в получении объективной и достоверной информации, наличия определенной материально-технической базы.

_ Bibliography

1. Burkova N.G. Monitoring obrazovatelnoj sre-dy v uchrezhdenii srednego professionalnogo obrazo-vaniya // Srednee professionalnoe obrazovanie. 2008. № 2.

2. Denisova L.N., Jakubov A.V. Monitoring kachestva uchebno-proizvodstvennogo obucheniya v sredne professionalnom obrazovanii (iz opyta raboty) // Sovremennye nauchnye tehnologii. 2007. № 10.

3. Korsakov S.V. Modernizacionnye processy v obrazovatelnyh uchrezhdenijah nachalnogo i srednego professionalnogo obrazovaniya: monografiya. Granit-sa, 2012. 156 s.

4. Malyshev E.A. Sistema obrazovaniya kak odna iz osnov formirovaniya samorazvivajushhihsja regionov // Vestnik ChitGU. 2012. № 4 (83).

5. Monitoring razvitiya regionalnoj sistemy ob-razovaniya // Standarty i monitoring v obrazovanii. 2000. № 2. 3033 s.

Коротко об авторе _

Корсаков С.В., канд. пед. наук, директор, ГБОУ СПО Колледж архитектуры и строительства № 7, г. Москва

07@prof.educom.ru

Научные интересы: теория и методика профессионального образования, модернизационные процессы в системе НПО и СПО, инновационные технологии и методы обучения

_ Briefly about the author

S. Korsakov, Candidate of Pedagogic Sciences, director, GBOU SPO College of Architecture and Construction № 7, Moscow

Scientific interests: theory and methodics of professional education, modernization processes in the system of primary and secondary professional education, innovative technologies and methods of education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.