Научная статья на тему 'Модуль «Проектирование и реализация образовательных программ начального образования: предметная область "Обществознание и естествознание"» в системе подготовки магистрантов'

Модуль «Проектирование и реализация образовательных программ начального образования: предметная область "Обществознание и естествознание"» в системе подготовки магистрантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
379
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТЕРСКАЯ ПОДГОТОВКА / ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / МОДУЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКО-/ ЕСТЕСТВЕННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козина Е.Ф.

В статье представлен опыт разработки программы парциального модуля подготовки магистрантов по направлению «Педагогическое образование», отмечена его специфика, приведены содержание, целевые установки, оценочный аппарат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козина Е.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модуль «Проектирование и реализация образовательных программ начального образования: предметная область "Обществознание и естествознание"» в системе подготовки магистрантов»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

организацию и оплату работы служб технического обеспечения. Следует сравнить стоимость внедрения и поддержки средств дистанционного обучения с экономией, получаемой от дистанционного обучения.

Необходимо оценить время, затраченное на подготовку, внедрение и поддержку дистанционного обучения. При этом следует учесть необходимость тщательной подготовки учебно-методических материалов для дистанционной формы, обучение преподавателей работе с программным обеспечением для создания таких материалов и многократное увеличение их трудозатрат.

Технологические и организационные вопросы и сравнение возможностей проведения очных и дистанционных курсов по школьным дисциплинам хорошо изложены в работах [1] и [2].

В заключение следует сделать вывод о том, что поддержку обучения средствами ИКТ можно и нужно использовать, но только в той части, где не требуется «сильной» обратной связи (поддержка тестирования, получение и просмотр электронных материалов: конспекты лекций и самостоятельные работы слушателей, электронные ресурсы Интернет и т.п).

Список использованной литературы:

1. Бельчусов А.А. Технологические аспекты проведения очных и дистанционных конкурсов по школьным дисциплинам. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2011. № 1-2. С. 16-22.

2. Бельчусов А.А. Организация очных и дистанционных конкурсов по информационным технологиям. Информатика и образование. 2007. № 8. С. 53-58.

© В.В. Кащей, Р.И. Филиппова, 2015

УДК 378.2

Е.Ф. Козина

К.п.н., доцент

Институт педагогики и психологии образования,

ГБОУ ВО МГПУ, г. Москва, Российская Федерация

МОДУЛЬ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ”» В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ

Аннотация.

В статье представлен опыт разработки программы парциального модуля подготовки магистрантов по направлению «Педагогическое образование», отмечена его специфика, приведены содержание, целевые установки, оценочный аппарат.

Ключевые слова.

Магистерская подготовка, деятельностно-компетентностный подход, исследовательская лаборатория, модульная модель, обществоведческо-/ естественно-методическое образование.

В соответствии с современным ФГОС ВО, в основу реализации программы подготовки магистрантов по направлению «44.04.02 - Психолого-педагогическое образование» (профиль - «Педагогическое образование») положен деятельностно-компетентностный подход. Обязательным целевым ориентиром последнего является триада: «реализуемая трудовая функция / трудовое действие - соответствующая компетенция - конкретные результаты освоения (ЗУН)». По сравнению с бакалаврским, это предполагает новый, в большей степени практико-ориентированный научно-исследовательский уровень подготовки магистрантов - «исследовательская лаборатория», отличающийся большей самостоятельностью обучающихся в изучении материала (от общих к специальным, узко-профильным вопросам) при обязательном развитии критического мышления, в т.ч. в плане его обработки, с обязательным последующим

98

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

творческим «выходом» - созданием и апробацией на практике собственной методической модели (стадия творчества). Последнее и обусловило выбор тематического направления образования магистрантов -«Проектирование и реализация образовательных программ начального образования», как и модель его осуществления [2, с. 198, 201]: наряду с существующими андрагогической, компетентностной, элективной, непрерывной, процессуальной, в методической подготовке именно модульная позволяет перейти от рассмотрения психолого-педагогических нюансов разработки учебных программ в целом к парциальной конкретизации - в рамках различных предметных областей («Филология», «Математика», «Обществознание и естествознание»).

Именно интегрированный характер пропедевтического курса «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание») определил целевую, содержательно-технологическую установку при разработке соответствующего модуля «Проектирование и реализация образовательных программ начального образования: предметная область "Обществознание и естествознание”» (16 зач.ед.), в частности: с целью формирования у младших школьников целостной научной картины мира (ЦНКМ) как отправной точки при разработке любого курса обязательность одновременной работы магистрантов по двум направлениям - обществоведческо-/ естественно- методическому(для уяснения специфики формирования у детей социально- (СНКМ) / естественнонаучной картины мира (ЕНКМ) соответственно), - с последующим их единением при рассмотрении общих эффективных технологий начального парциального образования и обусловленных спецификой материала нюансов.

Цель модуля - формирование готовности магистрантов к педагогической деятельности по проектированию и реализации парциальных программ начального образования предметной области «Обществознание и естествознание», в т.ч.: 1) активизация у них умения проектировать и конструировать деятельность (собственную профессиональную, других субъектов педагогического взаимодействия) в контексте организации процесса формирования у младших школьников ЦНКМ; 2) обеспечение необходимых условий формирования способности планировать структуру, содержание и методическое обеспечение однопредметных и интегрированных программ предметной области «Обществознание и естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС НОО II поколения, применять современные технологии и формы организации образовательного процесса. Ее достижение предполагает решение следующих задач: а) активизация, систематизация и конкретизация имеющихся представлений

магистрантов о социально-гуманитарных и биолого-экологических основах курса «Окружающий мир»; б) ознакомление с основными концепциями современного естествознания (КСЕ) и обществознания (КСО), раскрытие возможности использования данных знаний на занятиях по ознакомлению детей предшкольного и младшего школьного возраста с окружающим миром; в) уяснение специфики организации начального естественнонаучного и обществоведческого образования; г) выявление путей, методов и технологий повышения эффективности профессионального труда в условиях разнообразия дидактических подходов к реализации пропедевтического курса «Окружающий мир» и направлений начального образования в рамках предметной области «Обществознание и естествознание»; д) регламентация последовательности действий педагога в процессе планирования структуры, содержания и методического обеспечения процесса ознакомления младшего школьника с окружающей действительностью посредством установления комплексности и преемственности шагов проектировочной деятельности; е) применение известных методов проектирования образовательной деятельности с целью разработки предметных программ области «Обществознание и естествознание» с учетом специфики дидактических систем, учебно-методического комплекса (УМК) и учебной группы.

Целевая установка определяет совокупный результат освоения модуля - формирование компетенций, необходимых для выполнения трудовых действий (обобщенная трудовая функция - «3.2. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ»):

I. Трудовое действие - разработка программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы (ООП; трудовая функция - «А/01. 6 Общепедагогическая деятельность. Обучение»). Необходимые для этого компетенции:

1) способность с учетом возрастных особенностей ребенка разрабатывать последовательность

99

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

образовательных задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья, психическое развитие и становление его личности (ПКОД-1), что в итоге предполагает у магистрантов: а) знание возрастных особенностей детей предшкольного и младшего школьного возраста, необходимых для разработки программ учебных дисциплин предметной области «Обществознание и естествознание» и организации эффективной проектно-исследовательской деятельности учащихся; последовательности образовательных задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья, психическое развитие и становление личности ребенка, формирование у него представлений о здоровом образе жизни; б) умение разрабатывать последовательность образовательных задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья, психическое развитие и становление личности ученика в рамках ООП и курсов предметной области «Обществознание и естествознание»; в) владение технологиями разработки парциальных программ в рамках ООП;

2) готовность использовать современные инновационные методы и технологии в

проектировании образовательной работы (ПКОД-2). Итоговые ориентиры: а) знание основ методики преподавания естествознания и обществознания в начальной школе и различных моделей организации данного процесса; основных подходов к реализации учебных программ предметной области «Обществознание и естествознание», в т.ч. системно-деятельностного, проблемно-поискового; современных инновационных методик, технологий проектирования образовательной деятельности в рамках ООП и их нюансов применимо к предметной области «Обществознание и естествознание»; б) умение применять современные технологии для реализации учебных программ урочной и внеурочной предметной подготовки на основе принципов системно- деятельностного подхода, организовывать проектно-исследовательскую естественнонаучную и обществоведческую деятельность предшкольников и младших школьников, использовать ИКТ-технологии в парциальных курсах; в) владение навыками использования современных методов и технологий реализации программ учебных дисциплин предметной области «Обществознание и естествознание».

II. Трудовое действие - проектирование образовательного процесса на основе ФГОС НОО с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной (функция - «В/02.6 Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования»). Компетенции - готовность: 1) использовать современные инновационные методы и технологии в проектировании образовательной работы (ПКОД-2); 2) к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-4).

Планируемые результаты: а) знание содержания ФГОС НОО, примерных основных образовательных программ, в т.ч. предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)», дидактических основ используемых в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий и особенностей их применения в процессе ознакомления младших школьников с окружающей действительностью, методов и технологий в проектировании образовательной работы в рамках предметной области «Обществознание и естествознание»; б) умение проектировать учебную и внеучебную социализационно-адаптационную работу с учащимися с учетом особенностей социальной ситуации развития предшкольника / первоклассника и специфики УМК «Окружающий мир»; в) владение навыками анализа результатов учебной деятельности обучающихся по естественнонаучным и обществоведческим программам, технологией педагогического проектирования.

III. Трудовое действие - формирование метапредметных компетенций, умения учиться и УУД до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования (функция -В/02.6). Компетенции - способность: 1) создавать систему проектно-исследовательской деятельности обучающихся как в групповом, так и индивидуальном варианте (ПКПП-12); 2) руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-3).

Планируемые результаты: а) знание и понимание существа заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач, обобщенных способов деятельности и системы знаний о «природе -обществе - человеке»; комплекса проектно-исследовательской деятельности обучающихся и ее места в ООП

100

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

НОО в целом и при реализации предметной области «Обществознание и естествознание» в частности; методов формирования умения учиться и азов соответствующей работы в пропедевтических курсах «Окружающий мир»; б) умение использовать систему проектно-исследовательской деятельности ребенка для формирования УУД в ходе его ознакомления с природно-социальной средой; проектировать программу формирования УУД младших школьников в процессе реализации парциальных курсов предметной области «Обществознание и естествознание»; организовать индивидуальную, парную и групповую работу с учащимися на естественнонаучных и обществоведческих занятиях; в) владение педагогическим проектированием, способами мотивации младших школьников к учению, познанию мира.

Освоение модуля предполагает организацию работы магистрантов по трем тематическим линиям: 1,2 - освоение КСЕ, КСО и особенностей изучения ЕНКМ, СНКМ учащимися в начальной школе; 3 -объединяющий технологический аспект. Поэтому его содержание составляют дисциплины: 1)

«Биоэкологические основы и технологии изучения курса “Окружающий мир”» (72 ч, в т.ч. аудиторных - 13, самостоятельная работа - 59); 2) «Социально-гуманитарные основы и технологии изучения курса “Окружающий мир”» (72); 3) курсы по выбору (72) - технологический «Организация проектноисследовательской деятельности младших школьников при изучении курса "Окружающий мир"», узкотематический «География в начальной школе». Включение последнего в программу модуля обусловлено, согласно данным TIMSS, спадом в географической подготовке школьников: 4 класс - 552 балла при среднем значении РФ по тесту в 552 б.; 8 класс - 535 б. при среднем - 542 б. [1, с. 12].

Объемность изучаемого материала требует обязательного использования в процессе реализации дисциплин модуля различных образовательных технологий (в т.ч. интерактивных): проблемно-

диалогического обучения, проектной, алгоритмированного подхода, иллюстративного моделирования и реферирования с применением ИКТ, работы в малых группах сотрудничества фиксированного и переменного состава, тестирования, рейтинга. Их изучение завершается единым модульным междисциплинарным экзаменом (36), основанным на кейс-технологии. В качестве промежуточнооценочных средств используются рефераты / доклады, тест, вопросы для обсуждения, кейсы, защита творческих работ, портфолио (аналитические записки; рецензии на действующие программы / учебник; логические опорные конспекты, технологические карты занятий и презентации к ним; исследовательские проекты; авторские программы пропедевтических естественнонаучных и обществоведческих курсов). Поскольку модуль практико-ориентирован, в его состав обязательно входит рассредоточенная научнопедагогическая практика (108 ч) и часы на научно-исследовательскую работу (216).

Методическая подготовка магистрантов требует организации учебного процесса как «исследовательской лаборатории», с учетом многообразия, неоднозначности точек зрения на содержание и технологии естественнонаучного и обществоведческого образования школьников, необходимости постоянного приведения их в соответствие современной ЦНКМ, КСЕ, КСО и достижениям НТР, преемственности, метода зеркальной экстраполяции. Повышению ее эффективности способствует следование при разработке модулей программы междисциплинарному / метапредметному подходу.

Список использованной литературы:

1. Результаты международного исследования TIMSS-2011 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.centeroko.ru/timss11/timss11_pub.htm, http://www. centeroko.ru/download/PR_TIMSS-2011.zip (время доступа - 24.01.2014).

2. Савенков, А.И. Подготовка педагогов в магистратуре нового поколения / А.И. Савенков, А.С. Львова,

С.Н. Вачкова и др. [Текст] // Педагогическая наука и образование. - 2014. - Т.19. - №3. - С.197-206.

© Е.Ф. Козина, 2015

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.