Научная статья на тему 'Естественнонаучная компетентность как основа формирования картины мира школьника'

Естественнонаучная компетентность как основа формирования картины мира школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2122
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЛАДШАЯ ШКОЛА / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каранова Т.Н., Азизова Н.С.

Начальная школа представляет собой фундамент образования, поскольку именно в этот период происходит формирование личности младшего школьника, ее активное разностороннее развитие. Поэтому к начальному звену образования выдвигаются ужесточенные требования с целью эффективной реализации образовательного процесса, а именно обеспечение условий для обучения школьников, овладение ими ключевыми и предметными компетенциями, проявление их способностей в различных видах деятельности. В связи с этим авторы подчеркивают необходимость развития естественнонаучной компетенции у школьников младшего звена для дальнейшего успешного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каранова Т.Н., Азизова Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Естественнонаучная компетентность как основа формирования картины мира школьника»

УДК 37.013

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ

КАРТИНЫ МИРА ШКОЛЬНИКА

Каранова Т.Н., 2018 Баткенский государственный университет, к.п.н., доцент, Баткен

АзизоваН.С., 2018

Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, магистрант,

Москва

Аннотация: начальная школа представляет собой фундамент образования, поскольку именно в этот период происходит формирование личности младшего школьника, ее активное разностороннее развитие. Поэтому к начальному звену образования выдвигаются ужесточенные требования с целью эффективной реализации образовательного процесса, а именно обеспечение условий для обучения школьников, овладение ими ключевыми и предметными компетенциями, проявление их способностей в различных видах деятельности. В связи с этим авторы подчеркивают необходимость развития естественнонаучной компетенции у школьников младшего звена для дальнейшего успешного обучения.

Ключевые слова: компетентность, компетентностный подход, младшая школа, обучающийся, естествознание, естественнонаучная компетентность, образование.

NATURAL SCIENTIFIC COMPETENCE AS A BASIS FOR THE FORMATION OF THE PICTURE OF THE WORLD OF THE SCHOOLCHILDREN

Karanova T.N., 2018 Batken State University, Ph.D., Associate Professor, Batken Azizova N.S., 2018 Russian State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Master of Arts, Moscow

Abstract: elementary school is the foundation of education, since it is during this period that the formation of the younger schoolchild's personality and its active versatile development takes place. Therefore, to the initial stage of education, stricter requirements are put forward with a view to effectively implementing the educational process, namely, providing conditions for teaching students, mastering their key and subject competencies, and manifesting their abilities in various activities. In this regard, the authors emphasize the need for the development of natural history competence for junior schoolchildren for further successful education.

Keywords: competence, competence approach, junior school, trainee, natural science, nature competence, education.

В современном обществе человек должен обладать такими качествами, как умение учиться, творчески мыслить, самостоятельно принимать решения, быть инициативным, мобильным, креативным. Формирование указанных качеств начинается уже на начальном уровне образования.

Для учеников ведущей выступает учебная деятельность. Основной целью начального образования является всестороннее гармоничное развитие и воспитание личности в процессе формирования у школьников желания и умения учиться, развития речевых, читательских, вычислительных, экологиченских умений, навыков здорового образа жизни. Во время учебы в начальной школе учащиеся овладевают опытом учебной деятельности, сотрудничества с коллективом, общения и самовыражения в процессе выполнения заданий. Младший школьник должен не только усвоить знания, но и научиться их использовать на практике или в повседневной жизни. Знания, умения, навыки, ценностные ориентиры и накопленный опыт формируют жизненные компетентности ученика, необходимые для успешной самореализации в жизни, учебе и труде.

Изменения, происходящие в начальном образовании, определяют компетентность как новую единицу измерения образованности человека. Сегодня внимание обращается не на совокупность

усвоенных знаний и сформированных умений, и навыков как результат обучения, а на их практическое воплощение для решения нестандартных ситуаций.

В работах современных ученых (А. А. Аринушкиной [4], Е. Д. Гринечко [8], Д. А. Коноплянского [17], И.И. Пятибратовой [22] и др.) уделяется значительное внимание теоретическим и прикладным аспектам внедрения в образование компетентностного подхода, ключевым понятием которого является компетентность. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что раскрытию сущности понятия «компетентность» уделяется значительное внимание.

Так, авторы монографии [10] характеризуют «компетентность» как хорошую осведомленность, основанную на достаточном уровне знаний в какой-либо области; квалификация. Авторы другой монографии [18] определяют понятие «компетентность в обучении» как «круг вопросов, в которых человек хорошо разбирается». В зарубежных источниках компетентность часто передают через устоявшиеся понятия: «способность к ...», «комплекс умений», «умелость», «готовность к ...», «знания в действии», «способность» и т. д.

В дидактике компетентность представляется как владение компетенциями [9]. Компетентность — это качество личности, которое необходимо для качественной продуктивной деятельности в определенной сфере [13].

В смысле толкований понятия «компетентность» учеными отсутствует единый подход к характеристике этого феномена. Раскроем понятие «компетентность» с позиции некоторых авторов. Компетентность определяют как «способность личности» (И.В. Соколова [23]), «качество личности» (В.А. Гневашева и др. [6]), «личностное качество или совокупность личностных качеств» (Л.Э. Аванесов и др. [1) и др. Некоторые ученые рассматривают «компетентность» как интегративное многокомпонентное качество или совокупность качеств личности, которые возникают в результате приобретения опыта деятельности в определенной сфере жизни.

В современных стандартах начального образования понятие «компетентность» употребляется как приобретенная в процессе обучения, интегрированная способность личности, которая состоит из знаний, опыта, ценностей и отношения, которые могут целостно реализовываться на практике.

В «Рекомендациях Европейского Парламента и Совета Европы по формированию ключевых компетентностей образования на протяжении жизни» и Концепции Новой школы отмечается, что «компетентность - динамическая комбинация знаний, способов мышления, взглядов, ценностей, навыков, умений, других личных качеств, которая определяет способность человека успешно осуществлять профессиональную и / или дальнейшую учебную деятельность» [16].

Ключевые (надпредметные, метапредметные, базовые), общепредметные (отраслевые) и предметные (специально предметные) компетентности находятся в определенной иерархии и подчиняются друг другу. Овладение ключевыми компетенциями является целостным процессом, который происходит путем формирования у учащихся совокупности предметных и общепредметных компетенций.

Среди основных ключевых компетенций, указанных в Концепции Новой школы, наше внимание привлекли следующие: «научное понимание природы и современных технологий, способность применять его в практической деятельности (умение применять научный метод, наблюдать, формулировать гипотезы, собирать данные, проводить эксперименты, анализировать результаты), экологическая грамотность и здоровая жизнь (умение разумно и рационально пользоваться природными ресурсами в рамках устойчивого развития, осознание роли окружающей среды для жизни и здоровья человека)».

Мы согласны с мнением Е.В. Маяковой [19], которая считает, что компетентность — это соотношение между знаниями и практическими действиями, которая проявляется способностью к деятельности в реальных жизненных ситуациях на основе приобретенных знаний. Ученый рассматривает их как возможность установления связи между знаниями и ситуацией, а в более широком смысле - как способность найти, выявить процедуру (знание и действие), пригодную для решения проблемы.

Компетентность является ключевым понятием образовательного процесса и ориентирована на результат обучения. Компетентность не сводится только к знаниям, умениям и навыкам, поскольку

включает в себя еще и мотивационный, когнитивный (познавательно-мыслительный), операционно-технологический, поведенческий и социальный элементы.

Формирование компетентностей зависит от способа организации усвоения знаний, поскольку главным является не объем или прочность знаний, а то, «как организованы индивидуальные знания, насколько они надежны в качестве основы для принятия эффективных решений относительно той или иной конкретной ситуации» - акцентирует В.Р. Алгушаева [3]. Кроме совокупности знаний, компетентность охватывает ряд общих учебных и познавательных умений.

Формированию компетенций способствуют личностно ориентированный, деятельностный и системный подходы организации образовательного процесса. Личностно ориентированный подход требует перехода от общих результатов всех учеников на субъективные результаты одного ученика, которые преподавателю необходимо контролировать. Системный подход предусматривает овладение учеником не отдельными разобщенными знаниями и умениями, а их межпредметной интеграцией. Деятельностный подход может быть реализован только в процессе привлечения ученика к активной деятельности, то есть в процессе выполнения им определенных операций, действий и задач. Образовательная деятельность человека направлена на усвоение знаний, умений и навыков и объединяет совокупность действий и операций, которые выполняет человек. Выполнение определенных практических действий невозможно без задействования мыслительных операций и понимания необходимости или потребности в указанной деятельности, что способствует развитию компетентности человека в определенной жизненной сфере.

Обучающийся в процессе обучения имеет дело со многими компетенциями, которыми он овладевает. Сложившаяся предметная компетентность — это интегральная категория, которая включает совокупность ценностных ориентаций, знания, умения, различные способы и уровни учебной деятельности, а также опыт, закладывающиеся в пределах конкретного учебного предмета [12].

В стандартах начального общего образования содержание понятия «предметная компетентность» употребляется как освоенный учащимися в процессе обучения опыт специфической для определенного предмета деятельности, связанной с приобретением нового знания, его преобразованием и применением.

Если человек является компетентным и чувствует себя способным эффективно функционировать в достаточно широкой сфере жизни, речь идет о ключевой или жизненной компетентности. Компетентность, которая распространяется в пределах одной отрасли или касается узкой сферы конкретной научной дисциплины, например, естествознания, называется предметной или отраслевой, в нашем случае - естественнонаучной компетентностью.

По мнению современных ученых [14; 25 и других] среди предметных компетенций естественнонаучная является основополагающей, которой должен овладеть младший школьник в результате изучения естествознания. При этом под естественнонаучной компетентностью понимается личностное образование, характеризующее способность ученика решать доступные социально и личностно значимые практические и познавательные проблемные задачи, связанные с реальными объектами природы в сфере отношений «человек - природа» [5].

В работах педагогов отмечены многочисленные подходы к определению сущности понятия «естественнонаучная компетентность» и методики ее формирования у младших школьников. В частности, данная проблема находит свое отражение в исследованиях Н.А. Григорьевой [7], О.В. Защиринской [11], Н.Р. Клементьевой [15], М.Н. Невзорова [20] и др. Значительное внимание уделяется методам, средствам, технологическим подходам формирования предметной естественнонаучной компетентности у учащихся начальных классов.

Естественнонаучная компетентность ученика представляет собой сочетание естественных представлений, знаний, умений и навыков, отношений, оценочных суждений и опыта деятельности, позволяющие формулировать обоснованные и осознанные суждения об объектах и явлениях природы и проявляются в процессе активных самостоятельных, практических, исследовательских, природоохранных действий школьника.

Естественнонаучную компетентность образуют такие структурные элементы: ценностный, когнитивный (знаниевый), деятельностный.

Ценностная составляющая предметной естественнонаучной компетентности учащихся - это система ценностей младших школьников в сфере отношений «человек-природа» и природоохранной практики. В структуру понятия «компетентность» входит совокупность ценностных ориентаций, поскольку одной из основных задач школьного естественнонаучного образования является формирование у учащихся положительных ценностных ориентаций к объектам живой природы. С позиции Г.В. Палаткиной [21], важным воспитательным аспектом является отношение человека к природе как ценности в целом и природных объектов частности. Учитель должен постоянно поддерживать атмосферу поиска и открытия для того, чтобы пробуждать у учащихся познавательный интерес к изучению естествознания, направлять их на формирование мотивационных установок, ценностных ориентаций в отношении к природе и ощущение себя как неотъемлемой части окружающего мира, воспитывать чувство долга и ответственное отношение к природе, людям и труду.

Когнитивная (знаниевая) составляющая предметной естественнонаучной компетентности учащихся составляют предметные знания. Знания по естествознанию являются прочными и функциональными, если они приведены в соответствующую систему и характеризуются целостностью. Авторы коллективной монографии [24] определяют целостность знаний как внутреннюю характеристику системы, которой она приобретает на заключительном этапе своего восходящего развития. Формирование у учащихся системных знаний - основа формирования их целостности. Знаниевая составляющая предметной естественнонаучной компетентности учащихся должна соответствовать Государственному стандарту начального общего образования, современному состоянию развития наук о природе, интеграции пропедевтических знаний по биологии, географии, физике, астрономии, химии и экологии, возможностям реализации межпредметных связей в начальной школе.

В своих научных разработках обращали внимание на необходимость формирования у учащихся начальных классов естественных представлений и понятий такие классики педагогической мысли как М. Скаткин, К. Ушинский, К. Ягодовский и другие. Они заложили теоретические и практические основы формирования естественных представлений и понятий и предложил конкретные методические рекомендации по осуществлению естественнонаучного образования младших школьников. При этом, при отсутствии понимания и планомерного, систематического развития естественных представлений и понятий в сознании учащихся наблюдается лишь простое запоминание, а несформированность естественных понятий в начальных классах в дальнейшем тормозит усвоение естественных наук в средней школе. Усвоение элементарных пропедевтической естественных понятий должно происходить уже в начальной школе.

Процесс формирования чего-либо осуществляется в деятельности. Деятельностная составляющая предметной естественнонаучной компетентности учащихся составляют умения, навыки и овладение различными способами деятельности. С. Акутина [2] отмечает, что ученик в процессе обучения постоянно осуществляет множество действий: слушает, записывает, рассматривает, сравнивает, поэтому необходимо создавать условия для максимальной самостоятельной деятельности школьников через различные формы, методы и средства обучения.

Деятельностная составляющая предметной естественнонаучной компетентности учащихся основывается на познавательной и творческой активности учащихся и включает ведение наблюдений за объектами природы с выявлением причинно-следственных связей между явлениями природы и жизнедеятельностью человека, умение осуществлять поисково-исследовательскую, практическую и природоохранную деятельность, делать выводы и обобщения, создавать проекты для стимулирования познавательного интереса, развития наблюдательности, речевой деятельности.

Таким образом, предметная естественнонаучная компетентность младшего школьника - это его личностное качество, которое характеризуется совокупностью мотивов, ценностных ориентаций, знаний, умений, навыков по естествознанию и формирует способность ученика решать познавательные, проблемные и практические задачи в сфере отношений «человек-природа». Приобретение учащимися системы знаний, умений и навыков направлено на формирование их компетентности, поэтому предметную природоведческую компетентность и пути ее формирования следует рассматривать как результат обучения естествознания младших школьников.

Формирование предметной естественнонаучной компетентности осуществляется на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности с учетом специфики учебного предмета и требует определенных условий: естественную развивающую среду; общение детей с объектами природы; активная деятельность детей в природе, которая должна сочетаться с наблюдениями, исследованиями, практическими работами, природоохранной деятельностью.

На этапе изменений в начальном звене образования формирование естественнонаучной компетентности младших школьников требует от учителя обновления материального обеспечения образовательного процесса, подбора активных методов обучения и группового взаимодействия, обязательного учета индивидуальных особенностей и возможностей учащихся. В свете современных требований педагог находит баланс между традициями и новациями; своевременно проводит саморефлексию деятельности и корректирует работу; постоянно ведет мониторинговые отслеживания качества знаний своих учеников; углубляет индивидуализацию и дифференциацию обучения, используя новые педагогические технологии для развития компетентной личности, начиная с начальной школы.

В процессе формирования предметной компетентности ученика важно применять методику реализации нового содержания, которая должна базироваться на современных общеметодологических принципах личностно ориентированного, компетентностного, технологического обучения и состоять в задании учителя научить ученика учиться и оперативно применять полученные знания. Необходимо отметить, что роль учителя меняется, он должен осуществлять направляющую функцию, а при методической разработке урока, кроме учебной, воспитательной, развивающей функций обучения, особое внимание уделять мотивационной и самообразовательной. Во время обучения целесообразно формировать у каждого ученика умение использовать не только школьный учебник как ориентир основных знаний, но и другие источники и современные информационные средства.

Цель естественнонаучного образования в Новой школе заключается в формировании у учащихся с помощью учебных средств системы естественных знаний и способности использовать эти знания в практической деятельности, создании представления о естественнонаучной картине мира, формировании экологического мышления и поведения ученика, воспитании гражданина демократического общества.

Учебный предмет естествознания в начальной школе является первой ступенью к формированию естественнонаучной картины мира и играет особенно важную роль в становлении личности, развитии ее познавательного интереса и воспитания. Целью образования «Естествознание» является формирование естественнонаучной компетентности ученика путем усвоения системы интегрированных знаний о природе и человеке, основ экологических знаний, овладение способов учебно-познавательной и природоохранной деятельности, развития ценностных ориентаций в разных сферах жизнедеятельности и природоохранной практики.

Достижение указанной цели конкретизируется выполнением следующих задач: воспитание социально активной личности; формирование естественно-научной картины мира; развитие умственных способностей, эмоционально-волевой сферы, познавательной активности и самостоятельности; обеспечения единства интеллектуального и эмоционального восприятия природы с практической природоохранной деятельностью; усвоение традиций о народа в отношениях человека с природой; овладение доступными способами познания предметов и явлений природы и общества.

Цель естественного образования достигается путем постановки и реализации образовательных, развивающих и воспитательных целей.

Образовательные цели предусматривают формирование системы представлений и понятий о предметах и явлениях природы, взаимосвязи и зависимости между ними; предметных умений на основе усвоенных естественных знаний; умений применять специальные методы познания природы (наблюдение, опыт, практическая работа).

Развивающие цели направлены на развитие умственных способностей учащихся, происходит через овладение умениями умственной деятельности: восприятие, логическое и творческое мышление, воображение, память, речь, а также через развитие эмоциональной сферы детей; их познавательной активности и самостоятельности путем усвоения обобщенных способов самоуправления (постановка

целей, планирование, самоорганизация, самопроверка и самооценка), способности к творчеству, к самовыражению и общению в совместной деятельности.

Воспитательные цели связаны с воспитанием личностных качеств каждого школьника, его экологической культуры, поведения, адекватной этическим, эстетическим, нравственным нормам и общечеловеческим ценностям в отношении к окружающему миру, стремление охранять и приумножать природу родного края.

Вышеназванные цели позволяют определить, что основной идеей школьного предмета «Естествознание» является раскрытие существующих связей между живой и неживой природой и объяснения влияния всех компонентов окружающей среды на жизнь человека, а сам учебный предмет служит основой для изучения естественных дисциплин в старшей школе.

Итак, естествознание — это интегрированный учебный предмет, основанный на системе естественных знаний и совокупности предметных умений, а его содержание образовано из различных естественных наук на основе идеи целостности природы. Обучение естествознанию в начальной школе должно осуществляться с учетом интеграции с другими учебными дисциплинами и межпредметных связей с естественными науками, которые изучаются в средней школе.

Усваивая этот предмет, учащиеся начальной школы получают пропедевтические знания, которые будут основой для дальнейшего формирования системы целостных знаний о мире природы и служить основой для изучения биологии, физики, химии, географии, астрономии. Овладение естествознанием в начальных классах способствует целостному и гармоничному развитию личности младшего школьника, формированию ответственного и бережного отношения к природе, навыков практической, исследовательской, трудовой, природоохранной деятельности. Образовательная деятельность по природоведению в начальных классах учит младших школьников быть неравнодушными к природе, видеть ее красоту, влияет на эмоциональный внутренний мир, формирует экологическую культуру, развивает их творческие способности.

Формирование естественнонаучной компетентности младшего школьника требует обновления учебно-методического обеспечения образовательного процесса подготовки будущего учителя начальной школы, а именно создание новых учебников, пособий, дидактических материалов, средств обучения. Формирование предметной естественнонаучной компетентности у младшего школьника осуществляется на основе использования краеведческого материала, современных образовательных технологий (развивающее обучение, проблемный подход, групповое обучение, проектные технологии, использование компьютерных технологий), проведение опытов и экспериментов, фенологических наблюдений, экскурсий, и именно к таким видам практической деятельности необходимо готовить будущего учителя начальной школы.

Таким образом, анализ литературных источников показал, что с целью формирования у младших школьников предметной естественнонаучной компетентности учителю необходимо обеспечивать реализацию всех содержательных линий предмета, определенных Государственным стандартом начального общего образования; а при конструировании образовательного процесса по естествознанию в начальных классах следует направлять учебную деятельность младших школьников на развитие наблюдательности, исследовательских умений, практических навыков, формирование экологической культуры и сознания, активно привлекать учащихся к самообразованию и саморазвитию, использовать возможности внеклассной и внеурочной работы для формирования в учеников целостной естественной картины мира.

Список литературы:

1. Аванесов Л.Э., Борлакова М.И., Дурдыева Д. А. Проблемы и перспективы организации и осуществления системы мониторинга качества образования в общеобразовательных учреждениях СКФО, осуществляющих обучение лиц с ОВЗ на дому // Формирование культуры семейных отношений в условиях полиэтнического социума материалы XII Международного Конгресса. 2015. С. 101-117.

2. Акутина С. Воспитание будущего педагога в период педпрактики // Высшее образование в России. 2008. № 10. С. 148-150.

3. Алгушаева В.Р. Практические аспекты формирования учебной деятельности младших школьников // Инновационное развитие современной науки Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 9 частях. 2014. С. 6-11.

4. Аринушкина А. А. Непрерывное развитие интеллектуально-корпоративной компетентности современных специалистов // Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - Калининград, 2006. - 347 с.

5. Бездухов В.П., Носков И.А. Сущность гуманистического мировоззрения школьника // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2012. Т. 14. № 2-3. С. 574-578.

6. Гневашева В. А., Сукталиева Э.В., Терпугова Н.Ф. Становление профессиональной позиции личности // Знание. Понимание. Умение. 2007. № 3. С. 60-63.

7. Григорьева Н. А. Государственная политика и практика развития гражданского образования в России (1958 - 2006 гг.) // Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. -Волгоград, 2009. - 504 с.

8. Гринечко Е.Д. Современные тенденции формирования экологической компетентности старших подростков в педагогической теории и практике // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 1. С. 88-93.

9. Доценко И.Б., Попова Е.В. Аспекты современной дидактики // Ученые записки ИСГЗ. 2016. № 1 (14). С. 196-203.

10. Елькина О.Ю., Сабурова Н.Л. Мониторинг учебных достижений младших школьников как средство повышения качества начального образования. - Москва, 2012. - 162 с.

11. Защиринская О. В. Семья и ребенок с трудностями в обучении. - Санкт-Петербург, 2010.

12. Иванова Н.В., Минаева Е.В., Козубай Ю.В. Проблема изучения антимотивации учебной деятельности у студентов педагогического университета // Вестник Мининского университета. 2015. № 2 (10). С. 3.

13. Игумнов О. А. Дидактическая культура преподавателя и качество профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2002. № 6. С. 47.

14. Казиахмедов Т.Б. Модель многоуровневого адаптивного обучения информатике в общеобразовательной средней школе // Педагогическая информатика. 2008. № 2. С. 3-11.

15. Клементьева Н. Р. К вопросу школьных трудностей у детей при изучении начального курса математики // Материалы конференции по итогам научно-исследовательских работ преподавателей, сотрудников и аспирантов К 60-летию Челябинского государственного педагогического института. Челябинский государственный педагогический университет. 1994. С. 148-150.

16. Кондратенко Л. Н., Тищенко О. Ю. Подготовка прикладных бакалавров для современного российского рынка труда // Качество современных образовательных услуг - основа конкурентоспособности вуза сборник статей по материалам межфакультетской учебно-методической конференции. Ответственный за выпуск М. В. Шаталова. 2016. С. 85-87.

17. Коноплянский Д. А. Механизмы реализации педагогической стратегии формирования конкурентоспособности выпускника вуза в условиях реформирования высшей школы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 8 (103). С. 58-63.

18. Липский И.А., Сикорская Л.Е. Социальная педагогика. - Москва, 2013. - 280 с.

19. Маякова Е. В. Активизация познавательной деятельности и познавательного интереса в процессе обучения младших школьников // В сборнике: Теория и практика современной науки материалы XIV Международной научно-практической конференции. 2014. С. 349-358.

20. Невзоров М. Н. Проектирование антропоориентированного педагогического процесса // Известия академии педагогических и социальных наук Москва; Воронеж, 2000. С. 22-38.

21. Палаткина Г. В. Межнациональная и межконфессиональная толерантность как основа мультикультурного образования полиэтнического региона // Этнопанорама. 2001. № 3. С. 94.

22. Пятибратова И.И. Этапы, показатели и условия формирования способности бакалавра к самоорганизации и самообразованию // Непрерывное образование в современном мире: история, проблемы, перспективы материалы IV Международной заочной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет», Борисоглебский филиал. 2016. С. 211-216.

23. Соколова И.В. Технология внеклассной работы по математике в V - VI классах на основе личностно ориентированного подхода // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Краснодар, 2005. - 213 с.

24. Чванова М.С., Храмова М.В., Самохвалова В.В., Самохвалов A.B., Молчанов A.A., Юхачев С.П. Технологии дистанционного обучения в системе подготовки специалистов социальной сферы. -Тамбов, 2002. - 108 с.

25. Чумаков С.А. О целесообразности преподавания астрономии в учреждениях среднего профессионального образования // Академия педагогических идей Новация. 2017. № 9. С. 23-27.

УДК 304

РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМИ ПОНЯТИЯМИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ

НА ОСНОВЕ ФГОС

Гаврилина И. С., Захаров А.А.,2018 учитель истории МБОУ СОШ№27 им. Н. С. Лескова с углубленным изучением

английского языка г. Орёл, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории ирегионоведения ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева», г. Орёл

Аннотация: статья посвящена вопросам изучения истории древнего мира на основной ступени общего образования на основе ФГОС второго поколения. Рассмотрены проблемы формирования с основных исторических понятий курса истории древнего мира в 5 классе, и повышения мотивации учащихся к изучению истории и обществоведческих дисциплин. В статье предложены основные подходы для преодоления трудностей, как учениками, так и учителями для решения данной проблемы. В статье предлагается система логических схем, проектов, которые возможно использовать при изучении понятий, способствующих усвоению понятий и причинно-следственных связей исторического процесса в целом.

Ключевые слова: ФГОС, исторические понятия, логическая схема, проект.

WORKING WITH HISTORICAL CONCEPTS AT LESSONS OF HISTORY IN 5 CLASS

ON THE BASIS OF GEF

GavrilinaI.S, Zakharov A.A., teacher of history MBOU school №27 named. NS Leskova with in-depth study of the English

language Orel,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of General History and Regional Studies FGBOU VO "Orel State University. I.S. Turgenev, Orel town

Annotation: the article is devoted to the study of the history of the ancient world at the main stage of general education on the basis of the GEF of the second generation. The problems of forming the course of the history of the ancient world in the 5th grade from the main historical concepts, and increasing the motivation of students to study history and social science disciplines are considered. The article suggests basic approaches for overcoming difficulties, both by pupils and teachers, for solving this problem. The article proposes a system of logical schemes, projects that can be used to study concepts that facilitate the assimilation of concepts and cause and effect relationships of the historical process as a whole.

Keywords: GEF, historical concepts, logical scheme, project.

Современные требования к результатам обучения и освоения содержания курса История древнего мира в 5 классе на основе новых ФГОС предполагают достижение учащимися метапредметных и предметных результатов, включающих в себя знания, умения и навыки, сформированные в процессе обучения истории, в том числе, и усвоение определённого набора понятий. Важную роль в умении понять, выделить существенные признаки исторических понятий играют учебные универсальные действия (УУД), которые также формируются в процессе работы над

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.