Научная статья на тему 'Модернизационные риски отечественной системы высшего образования'

Модернизационные риски отечественной системы высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / МОДЕРНИЗАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СРЕДА / МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ РИСКИ / ANALYSIS / MODERNIZATION STRATEGY / HIGHER EDUCATION SYSTEM / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / MODERNIZATION RISKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оплетина Надежда Витальевна

В статье представлен сравнительный анализ модернизационных стратегий отечественной и зарубежных систем высшего образования. Показано, что в условиях реформирования отечественной высшей школы именно организационная среда вуза выступает источником модернизационных рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оплетина Надежда Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF THE DOMESTIC RISKS OF HIGHER EDUCATION

This paper presents a comparative analysis of modernization strategies of domestic and foreign higher education systems. It is shown that in the conditions of reforming the national higher education it is the organizational environment of higher educational institutions that is the source of modernization risks.

Текст научной работы на тему «Модернизационные риски отечественной системы высшего образования»

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

УДК 37

DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.4.178-181

ОПЛЕТИНА Надежда Витальевна, кандидат социологических наук, доцент

МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ РИСКИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлен сравнительный анализ модер-низационных стратегий отечественной и зарубежных систем высшего образования. Показано, что в условиях реформирования отечественной высшей школы именно организационная среда вуза выступает источником модернизационных рисков.

Ключевые слова: анализ; модернизационная стратегия; высшее образование; система; организационная среда; модернизационные риски.

OPLETINA Nadezchda, Candidate of Sociology, Associate Professor

MODERNIZATION OF THE DOMESTIC RISKS OF HIGHER EDUCATION

This paper presents a comparative analysis of modernization strategies of domestic and foreign higher education systems. It is shown that in the conditions of reforming the national high school is the organizational environment of high school is the source of modernization risks.

Keywords: analysis, modernization strategy, higher education system, institutional environment, modernization risks.

В рейтинге лучших систем образования, рассчитываемом по Индексу эффективности национальных систем образования (Global Index of Cognitive Skills and Educational Attainment) [1], верхние строчки мирового табеля об образовательных рангах возглавили в общем-то «провинциальные» страны: Южная Корея, Австралия, Япония, Сингапур и еще две страны из ряда «провинциалок»: Финляндия - провинция Европы и Канада - провинция Америки. Что же отличает систему образования стран современного элитного списка, какие модернизационные стратегии обеспечили эффективность реформирования и какие факторы этому способствовали?

Безусловно, лидеры рейтинга - страны с высоким качеством образования - являются экономически успешными. ВВП на душу населения в данных странах либо приближается к 20 тыс. долл. США, либо выше. Конечно, напрашивается вывод: для того, чтобы иметь хорошее образование, страна должна быть богатой. Но совершенно не факт, и страны-лидеры подтверждают, что хорошее образование не всегда функция больших госрасходов. Например, в Греции и Южной Корее государство в расчете на одного обучающегося тратит примерно одинаковую сумму. Но Южная Корея в рейтинге - на первом месте, а Греция в конце списка.

Важный компонент эффективной образовательной системы - это основательная начальная школа. В группе лидеров срок обучения в начальной школе - шесть лет. Те основы, которые закладываются на образовательном старте, являются базой успешности в дальнейшем. Удается в начале образовательного пути освоить учебные техники и способы получения знаний, то есть научиться учиться - и в последствии можно на этом фундаменте делать различные надстройки. Набор предметов в начальной школе разных стран не сильно различается, самое главное, что осваивается ребенком при прохождении начального образования. Так, в Сингапуре определено семь результатов, которые дети должны получить к моменту окончания начальной школы. Среди них - «уметь размышлять и выражать свои мысли», «проявлять живой интерес к вещам вокруг». Остальные пять результатов к академическому обучению отношения не имеют и носят больше социально-поведенческий характер.

Кстати, в России данная проблематика была осмыслена еще в середине прошлого века: задачи обучить человека учиться нашли отражение в «системе развивающего обучения», связанной с именем В.В. Давыдова и его последователей. Развивающее обучение, развивающее образование и соответствующие образовательные технологии являются альтернативой традиционному дидактическому подходу к построению образовательных процессов [2]. Система нацелена прежде всего на развитие интеллекта, когда человека учат определенным образом организовывать мышление при встрече с какой-либо новой ситуацией, нацеливают на поиск адекватных и эффективных решений, и как результат - эффективная адаптация личности к изменяющимся условиям внешней среды. А поскольку основная компетенция современного человека - готовность учиться и переучиваться в течение всей жизни, то освоение этой деятельности становится базовым процессом. Видимо, группа стран-лидеров уловила данную идею, поэтому и обучение в начальной школе такое длительное.

Показательно, что большинство стран-лидеров модернизацию образования начали с изменения целевого вектора образовательного процесса: от традиционного обучения к развивающему образованию, а перестройке в первую очередь подверглась именно конвейерная технология обучения - изобретение XVII в.: классно-урочная образовательная система, предписывающая разделение учебного материала на блоки, контроль с помощью стандартных тестов в учебных классах-группах. При реформировании был взят курс на расширение образователь-

- 178 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №4, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #4, 2015_________________________

ных предложений и открытие больших возможностей для индивидуальных стратегий обучающихся. Для студентов обязательными являются лишь 50% курсов, остальные формируются в ходе индивидуальной образовательной траектории: какие курсы будут осваиваться - решает сам студент. При этом единицами измерения эффективности образовательного процесса в данных образовательных системах выступают прежде всего результаты индивидуального освоения учебных программ студентами вузов. Образовательная свобода, выраженная в возможности студента регулировать учебное пространство и время, с одной стороны, неожиданно оборачивается ответственным отношением к делу со стороны студенчества, а с другой - позволяет организовать подготовку специалистов, ориентируясь на динамично меняющиеся требования рынка.

В российской образовательном пространстве и до настоящего времени не пришли к общему знаменателю: такая гибкость - хорошо или плохо, и насколько эта гибкость вредна для традиционной академичности российского образования, ставшей ее визитной карточкой. В российских вузах, процент свободно выбираемых курсов пока невелик, в большей степени упор делается на многообразные, но обязательные спецкурсы, которые должные обеспечить определенный образовательный уровень. В основе учебного процесса - комбинация тематических курсов и часов, на них отведенных. В то же время специалисты прекрасно понимают, что сегодня требуются другие единицы учета. Учебный план должен поддерживать любые формы обучения и любое содержание, что позволит рационализировать время - общее и каждого в отдельности.

С этим связана и еще одна проблема. В настоящее время в большинстве образовательных учреждений ВПО в России по-прежнему сохраняется тенденция осуществлять перестройку системы образования преимущественно за счет модернизации содержания обучения, не акцентируя внимание на тот факт, что количество учебных часов, необходимых для усвоения образовательного материала в условиях нарастающего потока информации, во многом определяется не столько объемом и содержанием учебного материала, сколько образовательными технологиями, применяемыми в учебном процессе.

Именно на данной задаче были сосредоточены первостепенные усилия по реформированию системы образования стран-лидеров. Вопрос оснащенности образовательных учреждений компьютерной техникой и средствами телекоммуникаций, а также использование преподавателями мультимедийного оборудования на всех этапах учебного процесса в этих системах был поставлен как принципиальный и решен стопроцентно.

Сегодня в мир компьютерных технологий дети попадают с самого юного возраста, компьютерная сеть позволяет работать с иллюстрациями, фотографиями, видеозарисовками и формирует совершенно иную коммуникативную культуру и тип обучающегося, а интенсивность этого процесса открывает широкие возможности как в передаче знаний, так и в перспективах развития личностного потенциала человека. Телевидение, радио, персональные компьютеры и коммуникативные сети, онлайновые линии и Интернет предоставляют качественно иные возможности для обработки и усвоения информации и знаний, предъявляя новые требования к осуществлению образовательного процесса. Безусловно, для вузовской образовательной среды данные паттерны инициируют качественно новые вызовы.

В России функциональные возможности и технические характеристики информационно-телекоммуникационных технологий в сфере профессионального образования были значительно увеличены в последние годы, обеспеченность студентов 2009/2010 гг. составила 17,7% персональных компьютеров на 100 человек, в том числе 13,8% - с доступом в Интернет [3, с. 177].

По данным массовых опросов и обследований, проводимых в рамках Мониторинга экономики образования, осуществляемого НИУ ВШЭ по поручению Министерства образования и науки РФ, в ходе которого проводятся аналитические исследования по различным направлениям реформирования системы образования, руководители учреждений профессионального образования оценивают оснащенность учебного процесса компьютерами и оргтехникой как 64,786,4% от необходимого уровня (в зависимости от уровня профессионального образования), программами и базами данных — как 54,1-79,2%, доступом в Интернет — как 61,6-88,5% [4, с. 24]. Но вместе с тем, даже при таких экстенсивных показателях роста оснащенности ИКТ, данные мониторинга свидетельствуют, что имеющийся сегодня в распоряжении вузов информационно-технологический ресурс явно недостаточен: на конец 2010 г. на одно учреждение высшего образования приходились: 45 проекторов, 5 интерактивных досок, 231 принтер и 60 сканеров [4, с. 16]. Российские вузы продолжают уступать в этом плане образовательным учреждениям развитых стран и азиатским странам, которые называют странами новой экономики. Данное положение вещей во многом определяет еще одну зону риска: российское образование уступает

- 179 -

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

прежде всего в степени интеграции информационных технологий в учебный процесс и освоения новых методик преподавания.

Несмотря на достаточно высокий уровень оснащенности отечественной системы ВПО специальными программными средствами (а обучающими программами, по мнению респондентов, располагают 79,5% вузов, данными электронных справочно-правовых систем - 80% вузов), используют вузы данные программы прежде всего для решения экономических, управленческих и финансовых задач. Об этом заявили 73,8% респондентов, а вот в научных исследованиях их применяли лишь 34,3% опрошенных. Практически все опрошенные в ходе мониторинга преподаватели вузов заявили, что владеют стандартными компьютерными программами, а 60,8% из них оценили эти навыки на «хорошо» и «очень хорошо». В то же время только 32,3% из числа опрошенных считают «хорошим» или «очень хорошим» свой уровень владения специальными компьютерными программами [5, с. 26].

Обозначенные факторы позволяют выделить зоны риска, способные снизить эффективность модернизационных процессов в системе высшего образования.

Во-первых, невысокий уровень владения современными информационными технологиями, неготовность профессорско-преподавательского состава активно применять интеллектуальную технику и технологии в профессиональной сфере значительно подрывают уровень доверия к преподавателю как к участнику образовательного процесса. Снижает авторитет преподавателя и использование в своей профессиональной деятельности устаревших средств и способов передачи знаний.

Во-вторых, не секрет, что в условиях доступности и массовости высшего образования в вузы приходят абитуриенты с широким диапазоном индивидуальных различий как в подготовке, так и в готовности к обучению. А недостаточность и малоизвестность российской педагогической аудитории современных информационных образовательных технологий, позволяющих одновременно работать с учащимися, имеющими разную степень готовности к обучению, безусловно, отражается на качестве и эффективности современного процесса обучения.

В-третьих, новое качество образовательных систем связывается сегодня прежде всего с виртуализацией образовательной среды. Формирование сетевых сообществ, стремительное распространение дистанционного образования стирает традиционные национальные границы доступности знаний и информации, позволяя использовать в процессе обучения мировой опыт. Ведущие университеты активно осваивают возможности виртуальных технологий обучения, а смена модуля «образование на всю жизнь» новым подходом «образование в течение всей жизни» лишь актуализирует данный тренд. Например, во Франции уже в 2000 г. по технологии дистанционного обучения получало образование около 400 000 чел., в Тайваньском государственном открытом университете за двадцать лет получили образование 220 000 чел. [6]. Российское высшее образование пока слабо интегрировано в информационно-образовательное пространство, большинство вузов вяло использует открывающиеся новые возможности.

В настоящее время новейшие тенденции использования информационных технологий в мировой образовательной практике уже выходят на новый уровень и связаны с методологией освоения информационных технологий, реализуемых уже на квантовых компьютерах, разработкой программно-технологических принципов информационного взаимодействия учащихся робототехническими системами в процессе профильного обучения - а к таким вызовам отечественная высшая школа практически не готова.

В новой образовательной системе к преподавателю предъявляются качественно иные требования. Преподаватель перестает быть источником информации, превращаясь в посредника, коллегу, позволяющего всем заинтересованным лицам участвовать в получении и преобразовании необходимых знаний. Важнейшей задачей в процессе образовательной коммуникации становится эффективная трансляция этих знаний в экономику, посредством соединения знаний с той личностью, которая ими обладает и способна использовать их в практической деятельности. В то же время российское преподавательское сообщество демонстрирует иную картину. Профессионально-педагогическая деятельность для большинства по-прежнему связана прежде всего с традиционными показателями - трансляцией и передачей накопленного знания. При ответе на вопрос «Чем вас в большей степени привлекает работа преподавателя?» ответ «Возможность профессионального роста (получение новых знаний и умений)» выбрали всего лишь 6,4% участников опроса. Привлекательность учебного заведения для работников в меньшей степени определяется высоким научным и инновационным потенциалом коллектива. Индикаторы «высокий научный потенциал коллектива» и «современные учебные планы и программы» выбрали, соответственно, 20,9% и 14,5% опрошенных [5, с. 10-11].

Анализ описанных выше тенденций не оставляет сомнений в том, что современная внутренняя среда российских вузов обладает достаточно высокой степенью сопротивления из-

- 180 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №4, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #4, 2015_________________________

менениям, причины которой кроются в как в качественных характеристиках человеческого потенциала высшей школы, так и в информационно-технологическом отставании образовательной среды от современного уровня оснащения ИКТ. В настоящее время организационная среда вузов в целом демонстрирует внутреннюю неспособность адаптироваться к новым стратегическим требованиям внешней среды, отсутствие мотивационных установок и ориентации на перемены. Безусловно, данные модернизационные риски способны снизить эффективность реформ высшего образования и сказаться на качестве подготовки кадров для экономики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Pearson: Рейтинг эффективности национальных систем образования 2014 г. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. - 2014.06.09. Режим доступа: URL: http://gtmarket.ru/news/2014/06/09/6795

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1996.

3. Образование в Российской Федерации: 2012: статистический сборник - М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2012. - 444 с.

4. Использование информационных и коммуникативных технологий в системе профессионального образования (по данным государственной статистики и материала мониторинга экономики образования) [Электронный ресурс] // Информационный бюллетень: «Мониторинг экономики образования». - № 1 (55). - 2012. - М.: НИУ ВШЭ. Режим доступа: URL: http://www.hse.ru/data/2012/04/20/1250117890/infbul55.pdf

5. Трудовые позиции преподавателей учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования в 2006-2011гг.: сходство и различия [Электронный ресурс] // Информационный бюллетень: «Мониторинг экономики образования». - № 8 (62). - 2012. - М.: НИУ ВШЭ. Режим доступа: URL: http://www.hse.ru/data/2013/05/16/1299831348/infbul62.pdf

6. И.В. Роберт. Прогноз развития информатизации образования как области научно-педагогического знания // Материалы научно-практической конференции «Информатизация образования - 2014», Волгоград, 23-26 апреля 2014г. - Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2014.

REFERENCES

1. Pearson: Rate the effectiveness of national education systems. 2014. Centre for Humanitarian Technologies.. Available at:: http://gtmarket.ru/news/2014/06/09/6795.( accessed: 2014.06.09)

2. Davydov V.V. Problems of developmental education. Moscow. 1996. (in Russ.).

3. Education in the Russian Federation: 2012. Statistical publication. Moscow. National research university 'Higher school of economics'. 2012. 444 p. (in Russ.).

4. 4. The use of information and communication technologies in vocational education (according to state statistics and monitoring material economics of education). Newsletter: "Monitoring the Economics of Education» № 1 (55). 2012. Moscow. Higher School of Economics. 2012. Available at: http://www.hse.ru/data/2012/04/20/1250117890/infbul55.pdf, (in Russ.).

5. 5. The employment position of teachers of institutions of higher, secondary and primary vocational education in 2006-

2011: similarities and differences.. Newsletter. "Monitoring the Economics of Education» № 8 (62) 2012. Moscow. Higher School of Economics. 2012. Available at: : http://www.hse.ru/data/2013/05/16/1299831348/infbul62.pdf, (in

Russ.).

6. Robert I.V. Forecast of development of informatization of education as a field of scientific and pedagogical knowledge. Proceedings of the Conference "Informatization of Education - 2014". Volgograd. April 23-26, 2014. Volgograd. VGSPUpublishing "Change". 2014. (in Russ.).

Информация об авторе

Оплетина Надежда Витальевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Социология и культурология» МГТУ им Н.Э. Баумана, Москва, Россия opletinanv@mail.ru

Получена: 25.04.2015-

Information about the author

Opletina Nadezchda, Candidate of Sociology, Associate Professor of "Sociology and cultural studies" Bauman MSTU, Moscow city, Russian Federation opletinanv@mail.ru

Received: 25.04.2015-

- 181 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.