Научная статья на тему 'Интеграционные образовательные процессы и развитие модернизационного потенциала белорусского студенчества'

Интеграционные образовательные процессы и развитие модернизационного потенциала белорусского студенчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / БЕЛАРУСЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / INTEGRATION PROCESSES / BELARUS / HIGHER EDUCATION / MODERNIZATION POTENTIAL / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титаренко Л.Г.

В статье дан анализ современных интеграционных процессов в сфере высшего образования, в которые включена Республика Беларусь. Выделяются три основных направления интеграции. Проанализирована степень включения системы высшего образования Беларуси в эти процессы и их влияние на развитие модернизационного потенциала белорусского студенчества. Сделан вывод, что нынешний уровень развития интеграции в высшем образовании пока незначителен, чтобы оказывать значительное влияние на модернизационный потенциал студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration educational processes and development of modernisation potential of Belarusian students

The article analyses modern integration processes in the sphere of higher education in which Republic of Belarus is included. Three major directions of integration are selected. The article analyses the level of inclusion of Belarus in these processes and their influence on the development of modernization potential of Belarusian students. The author concludes that the current level of integration in higher education is small and therefore does not influence significantly the modernization potential of students.

Текст научной работы на тему «Интеграционные образовательные процессы и развитие модернизационного потенциала белорусского студенчества»

социология науки, образования и вопросы гендерной политики

УДК 316(1-87)

Л. Г. ТИТАРЕНКО,

доктор социологических наук, профессор, Белорусский государственный университет, г. Минск

интеграционные образовательные процессы и развитие модернизационного потенциала белорусского студенчества1

В статье дан анализ современных интеграционных процессов в сфере высшего образования, в которые включена Республика Беларусь. Выделяются три основных направления интеграции. Проанализирована степень включения системы высшего образования Беларуси в эти процессы и их влияние на развитие модернизационного потенциала белорусского студенчества. Сделан вывод, что нынешний уровень развития интеграции в высшем образовании пока незначителен, чтобы оказывать значительное влияние на модернизационный потенциал студентов.

Ключевые слова интеграционные процессы, Беларусь, высшее образование, модерниза-ционный потенциал, студенческая молодежь.

L. G. TITARENKO,

Doctor of Sociology, Professor, Belarusian State University, Minsk

integration educational processes and development of modernisation potential of belarusian students

The article analyses modem integration processes in the sphere of higher education in which Republic of Belarus is included. Three major directions of integration are selected. The article analyses the level of inclusion of Belarus in these processes and their influence on the development of modernization potential of Belarusian students. The author concludes that the current level of integration in higher education is small and therefore does not influence significantly the modernization potential of students.

Keywords: integration processes, Belarus, higher education, modernization potential, students.

Интеграционные процессы в сфере высшего образования - неотъемлемая составляющая происходящих во всем мире интеграционных процессов. Республика Беларусь также включена в эти процессы, однако сегодня интеграция затрагивает больше не глобальный, а региональный уровень. Образовательная интеграция предполагает развитие академических обменов на всех трех уровнях высшего образования (студенты, магистры, аспиранты), обмены на уровне управленцев в сфере высшего образования для повышения его ка-

1 Статья выполнена при поддержке БРФФИ, грант Г17АРМ-017.

чества, а также обмен «лучшим опытом» между всеми участниками с целью оптимизации сотрудничества в данной сфере. Таким образом, цель академических обменов - обмен опытом, получение возможностей, которые по какой-либо причине недоступны в своем вузе или стране.

Развитие международной академической мобильности является для Беларуси важным направлением международного сотрудничества в целом. Согласно официальным документам Республики Беларусь, оно направлено на получение белорусскими студентами, магистрами, аспирантами международного опыта для повышения качества образования тех молодых людей, которые в скором будущем должны стать высококвалифицированными специалистами, а также для поддержания конкурентоспособности нашей страны в сфере образования [1]. Иными словами, цель образовательного сотрудничества формулируется, прежде всего, как инструментальная: это рычаг социально-экономического развития страны и получения конкретных результатов практического характера (квалифицированных кадров благодаря мобильности и финансовых дивидендов от продажи страной образовательных услуг).

Образовательная интеграция развивается в Республике Беларусь в трех направлениях: восточном (со странами Азии), в рамках ЕАЭС (пока развивается главным образом с Россией, но в будущем предполагает активное вовлечение других стран данного объединения на взаимовыгодных экономических условиях) и европейском (в рамках стран Болонского процесса). Последнее направление тоже пока развивается минимально, но имеет большие перспективы на будущее.

Первое направление представлено в настоящее время Туркменистаном (его доля составила в 2016/17 учебном году 52 %), Китаем (10 %), Азербайджаном (около 3 %), Таджикистаном (2,8 %), а также в малой степени другими странами. Среди этих стран находятся как бывшие постсоветские республики, так и новые восточные партнеры Беларуси, сотрудничество с которыми признается многообещающим. В партнерство с восточными соседями вовлечено много вузов Беларуси, включая крупнейшие вузы в Минске БГУ, БГУИР, БНТУ, БГЭУ, БГМУ, Академия управления при Президенте Республики Беларусь и т. д. [2]

Второе направление сегодня в наибольшей мере представлено Россией, на долю которой приходится 10,5 % приезжающих в Беларусь студентов, хотя есть и студенты из других стран данного пространства: 2 % - из Казахстана, 1,9 % - из Армении. Приоритет России объясняется двумя объективными политическими факторами: (1) союзом Беларуси и России, который позволил начать развивать это сотрудничество много лет назад, и (2) государственным статусом русского языка в Беларуси, на основании которого студенты из России не имеют никаких проблем в процессе обучения в соседней стране. В целом интеграция в рамках ЕАЭС потенциально весьма перспективна и будет дальше развиваться на базе многих существующих договоров о международном сотрудничестве в рамках ЕАЭС [3, с. 41].

Третье, европейское, направление интеграции, которое в СМИ иногда преподносится как самое приоритетное, активно развивается только с 2015 г. -со времени вступления Республики Беларусь в Болонский процесс. В настоящее время выделенные в рамках Болонского процесса квоты для Беларуси слишком малы, чтобы говорить о будущих перспективах этого сотрудничества, так как, по мнению некоторых независимых экспертов, пока не совсем ясен статус Беларуси как члена этого образовательного клуба [4]. Для сравнения укажем: на официальном сайте программы Эразмус Плюс, действующей с 2014 г., указано, что Республика Беларусь за 2015-2017 гг. участвовала в 313 проектах академической мобильности, в которых приняло участие 987 человек, тогда как Армения (страна с населением, почти в три раза меньше белорусского) за те же годы имела 307 проектов, по которым в академической мобильности участвовало 1300 человек [5]. В то же время на обе страны распространяются равные правила, установленные для региона Восточного партнерства [6], поэтому теоретически можно было бы ожидать, что и мобильность белорусских студентов по этой программе будет соответствующей.

Если ориентироваться на европейские стандарты, то академические обмены должны приносить государству существенные экономические результаты, связанные с большим количеством приезжающих в страну иностранных студентов (оптимальным считается, если 10-15 % от общего числа студентов составляют иностранцы). По статистическим данным, в 2016 г. в Республике Беларусь имелось 325 тыс. студентов высших учебных заведений [7, с. 22].

Что касается числа иностранных студентов, то в 2016/17 учебном году в Беларуси обучалось немногим более 15 тыс. иностранцев, то есть менее 5 % от общего количества студентов. Из них студенты из постсоветских стран составляли 72,5 % [3, с. 41]. Наибольшее число договоров о сотрудничестве в сфере высшего образования приходится именно на постсоветские страны -как входящие в ЕАЭС, так и не входящие. В принципе, эта ситуация логична, и ее дальнейшее развитие желательно для страны. Однако данный рост не означает, что другие направления интеграции менее важны для Беларуси.

В последние годы у Беларуси быстро развивается образовательное сотрудничество с Китаем, во многом благодаря участию Беларуси в реализации концепции КНР «Один пояс - один путь». Достаточно сказать, что, начиная с 2010 г., число китайских студентов в Беларуси ежегодно составляло около 1500 человек. Сотрудничество развивается как двухстороннее: в 2014-2015 гг. обучение по различным образовательным программам в Китае проходили более 600 белорусских граждан [8].

Беларусь заинтересована как в развитии въездной мобильности (иностранные студенты приносят доход в бюджет страны), так и выездной мобильности (получение белорусскими студентами специальностей, необходимых для страны). Поэтому по имеющимся договорам к нам приезжают иностранные студенты, а белорусские студенты (хотя и в меньших масштабах) едут учиться в зарубежные страны, получают знания по специальностям, которые сегодня недостаточно развиты в Беларуси. Однако достигнутые показатели выездной

мобильности пока слишком незначительны даже по сравнению со странами-соседями. Согласно результатам мониторингового исследования студенчества, в академической мобильности участвует в настоящее время не более 1 % белорусских студентов. Для сравнения укажем, что в соседней России их 5 %. При этом 26,7 % студентов-белорусов планируют принять участие в академической мобильности. Это тоже меньше, чем в России (там хотят участвовать в академических обменах 31 %). В данном опросе основными странами, куда бы белорусские студенты хотели поехать, названы Польша, Германия, Россия, Великобритания и США. Самым активным участником выездных обменов является МГЛУ (4 %), что связано с изучением иностранных языков и поездками в страны - носители языка. Близко к нему оказался МИТСО (3,7 %), и только на третьем месте флагман белорусского высшего образования - БГУ (2,7 %)1. Так, в 2015 г. только 153 белорусских студента приняли участие в долгосрочных обменах по программе Эразмус Плюс [1]. Однако академические обмены осуществляются по многочисленным программам, и число их участников в целом растет. В 2016/17 учебном году в БГУ в выездных академических обменах (включая краткосрочные) по всем линиям и направлениям приняли участие около 750 студентов, магистров, аспирантов. Пока количество приехавших к нам иностранцев и получивших зарубежную стажировку наших студентов несопоставимо. Тем не менее международные образовательные обмены, как и сфера высшего образования в целом, рассматриваются как важнейшее средство подготовки таких кадров для рынка труда, которые будут способствовать решению первоочередных задач модернизации экономики Беларуси. В частности, речь идет о переводе экономики на уровень четвертой промышленной революции, которая создает для человечества (а значит, и для Беларуси) новые возможности творческого и высокоинтеллектуального применения способностей своих работников благодаря дальнейшему развитию науки и техники [9]. Этот переход позволит не только бережнее относиться к человеческим ресурсам, но и развивать их таким образом, чтобы получить более высокую экономическую и научно-техническую эффективность их использования в народном хозяйстве, а также повысит способности этих специалистов к противостоянию глобальным рискам и вызовам, стоящим перед всем человечеством [10].

На основании вышесказанного, в исследовательском плане представляет большой научный и практический интерес изучение той роли, которую играет международное сотрудничество в сфере высшего образования в развитии модернизационного потенциала белорусского студенчества. Последний можно определить как совокупность тех качеств, способностей, навыков и знаний, формирование и развитие которых в ходе осуществления образовательного процесса в вузе способствует подготовке специалистов, способных через какое-то время стать высококвалифицированными специалистами на

1 Данное исследование проводилось в 2014-2016 гг. по методологии, используемой международным проектом Еш^Мей V. Было опрошено 3 тыс. белорусских студентов из 17 вузов страны.

современном рынке труда. Модернизационный потенциал - это часть человеческого потенциала, которая непосредственно может быть направлена на формирование готовности молодых специалистов с высшим образованием активно участвовать в развитии жизненно важных общественных сфер, общества в целом, особенно в осуществлении инновационного развития реального сектора экономики [11, с. 91]. Реальное воплощение уже сформированного модернизационного потенциала может осуществляться в самых разных отраслях - управленческой, предпринимательской, научно-технической, научно-исследовательской и др. Для этого важно, чтобы в процессе учебы студенты имели возможность получать необходимые навыки, развивать соответствующие качества, а в идеале - даже пробовать воплощать полученные знания и навыки в собственной трудовой (пусть частичной) деятельности.

Наша исследовательская гипотеза состояла в утверждении, что учебная и трудовая компоненты модернизационного потенциала студенчества, особенно такие их качества, как конкурентоспособность и инновационность, быстрее развиваются в условиях академической мобильности. В данном случае мы полагаем, что обучение вне привычных условий своей страны, города, вуза (в процессе образовательных обменов) активизирует образовательные возможности студентов и дает им дополнительные стимулы к получению новых знаний, навыков, недоступных в обычных условиях. Сходный (хотя и меньший) эффект может быть получен белорусскими студентами при их совместном обучении с иностранными студентами в белорусском вузе. Мотивированные на учебу иностранцы могут стать примером для белорусских студентов, а их коммуникации и взаимодействие в учебе могут способствовать получению новых знаний, расширению кругозора белорусских студентов, их успешной адаптации к работе с иностранцами. Если эта гипотеза верна, то временное перемещение студента как потенциального носителя модерниза-ционного потенциала в иную образовательную и культурную среду можно считать инструментом для обогащения белорусских студентов разнообразными знаниями и навыками, а также средством развития их способности к адаптации в чужой культурной среде (то есть может внести вклад в повышение трудовой конкурентоспособности).

Вместе с тем нельзя сбрасывать со счета существенный риск, связанный с международными обменами: они могут стать инструментом стимулирования негативного для Беларуси процесса «утечки мозгов» (эмиграции молодежи), что уже было доказано на примере изучения молодых белорусских ученых [12]. Если молодые таланты не находят в родной стране достойных условий для реализации своего модернизационного потенциала, творческих потребностей, то зарубежные поездки могут использоваться ими для поиска места работы за рубежом.

В рамках проведенного нами разведывательного исследования модерни-зационного потенциала белорусского студенчества раскрытая выше проблема определила задачу эмпирически установить, в какой степени международная

академическая мобильность может позитивно влиять на развитие у белорусских студентов таких качеств, как креативность и инновационность, а также способности не бояться рисков и быть конкурентоспособными в будущей трудовой деятельности. Эти способности и качества считаются основными компонентами модернизационного потенциала человека. Они необходимы будущим специалистам высокого уровня для того, чтобы они смогли в дальнейшем внести достойный вклад в развитие социально-экономического потенциала страны. В нашем исследовании проверка поставленной разведывательной гипотезы осуществлялась посредством серии глубинных интервью с иностранными студентами, обучающимися в Беларуси, и с белорусскими студентами, обучавшимися за рубежом. В качестве второго метода исследования использовались экспертные интервью, проведенные со специалистами, непосредственно сталкивающимися по своей работе со студентами и (или) занятыми в сфере управления образованием, включая организацию международных обменов. На разведывательном этапе, проведенном зимой-весной 2017 г., были получены первые результаты, однако для окончательного подтверждения гипотезы исследование будет продолжено в 2018 г., поскольку информации пока недостаточно для обстоятельных выводов. Качественные методы, как известно, не предполагают репрезентативности, они используются для выявления характеристик, которые нельзя получить в массовом опросе. Интерпретация полученной качественной информации помогает выявить типичные случаи, дать наглядные примеры, позволяющие глубже понять исследуемый процесс. На следующем этапе исследования, при проведении массового опроса студентов и продолжения глубинных интервью, новые результаты позволят получить более достоверное представление о влиянии академических обменов на модернизационный потенциал студентов.

Интервью, уже проведенные с иностранными студентами, позволили выявить как образовательные, так и формальные мотивы их получения образования в Беларуси и ожидания от белорусского образования. Можно предположить, что часть этих мотивов будет адекватна и для белорусских студентов, выезжающих на достаточно длительную учебу за рубеж. Один из актуальных мотивов - углубленное изучение иностранного языка для его практического использования в будущей работе. Так, например, высокую практическую заинтересованность в получении высшего образования на русском языке продемонстрировали студенты из Турции. Для них обучение в русскоязычном вузе является необходимой языковой практикой, опыт от которой в дальнейшем станет востребованным ввиду его актуальности в их стране (для развития совместного бизнеса и торговли с партнерами из русскоязычных стран). Вполне возможно, что белорусские студенты, обучаясь на иностранном языке за рубежом, также надеются, что языковая практика поможет им найти престижную работу и использовать эти знания.

В рамках интервью участники из Китая признались, что мотивы обучения в Беларуси были прагматичными: они связаны с высокой конкуренцией при поступлении в китайские государственные вузы. Для таких студентов полу-

чение образования за рубежом (в нашем случае, в Беларуси) - единственный шанс получить диплом и найти престижную работу в Китае, поэтому они высоко мотивированы на получение профессиональных знаний. Эти студенты хорошо осознают, что при возвращении в Китай им понадобятся и другие знания; тем не менее они уверены, что профессиональные знания и навыки, полученные в Беларуси, будут ценным ресурсом в их будущей жизненной карьере. Как признался в интервью один из китайских студентов, при поступлении на работу в Китае соискатель рабочего места подвергается «экзамену» при собеседовании, и поэтому «без знаний работу не получить никогда». На наш взгляд, знание такой зарубежной практики белорусскими студентами может дать им дополнительные образовательные стимулы и наглядно ознакомить с ролью конкуренции и в процессе обучения, и на рынке труда за рубежом. В принципе, сходные формальные мотивы получения образования в Беларуси были выявлены и при интервью с туркменскими студентами: в их культурной среде решение об образовании принимается родителями, однако цели образования за рубежом остаются сходными - повысить шансы детей для их будущей профессиональной карьеры дома. На наш взгляд, общение белорусских студентов с иностранцами в рамках учебной группы дает возможность осознать, что любое зарубежное обучение должно быть, прежде всего, нацелено на будущее трудоустройство в родной стране. Интервью с белорусскими студентами, уже вернувшимися из зарубежных стран, также подтверждают: они в первую очередь хотели получить в зарубежном вузе новые знания, которые помогут в будущей карьере. Важным мотивом было также «желание ознакомиться с чужой культурой», «пожить в другой стране». Эти мотивы лишь косвенно связаны с профессией, однако с точки зрения развития креативности будущих специалистов любые знания из самых разных областей могут способствовать в будущем развитию их творческих способностей. Любознательность в целом со времен Аристотеля рассматривается в образовании как обязательная характеристика всего процесса обучения и как внутренний стимул для достижения обучающимися людьми высоких результатов. Если же образование не развивает потребности студентов стремиться к новому знанию, оно не выполняет важнейшей современной задачи - не готовит работников, способных на творчество и инициативу в деятельности. Такие работники не станут активными созидателями и реформаторами, необходимыми для успешной модернизации страны и перехода экономики на инновационные рельсы.

Проведенные нами качественные исследования (методом глубинных интервью со студентами-иностранцами и фокус-групп с белорусскими студентами, обучавшимися за рубежом) показывают, что обмены, даже короткие, расширяют кругозор студентов, меняют их приоритеты в учебе, помогают в будущем занять лучшую позицию на трудовом рынке. Глубинные интервью, проведенные со студентами, обучающимися совместно с иностранными студентами, показывают, что эта среда также способствует развитию конкуренции и креативности (хотя и в меньшей мере).

Среди мотивов получения высшего образования студенчества, выявленных в наших прежних исследованиях с использованием опросного метода [13], первое место занял личностный мотив (образование как основа личностного развития - 37 %), второе - чисто прагматичный, связанный с массовиза-цией образования мотив («получить диплом о высшем образовании» - 28 %). Самый важный социально значимый мотив получения высшего образования - получение востребованной в обществе специальности - отметили лишь 18 % респондентов - выпускников вуза.

Экспертные интервью, в свою очередь, также показали, что у большинства студентов, по мнению экспертов, преобладают прагматичные установки на получение знаний и навыков. Студенты хотели бы изучать только такие дисциплины, которые сразу позволят им занять престижные позиции на рынке труда и получать высокое вознаграждение за труд. Они недостаточно хорошо понимают современную тенденцию «образования всю жизнь», то есть необходимости постоянного самообразования и дополнительного обучения после окончания вуза, необходимости изучения фундаментальных наук. Поэтому, как показывают данные наших прежних опросов, лишь четверть студентов хотели бы участвовать в академических обменах, столько же участвует в разных формах дополнительного образования, и только около половины студентов полагают, что будут работать по получаемой ими в вузе специальности. Эти данные свидетельствуют о слабом развитии образовательной мотивации значительной части студенчества. Чтобы коренным образом изменить ситуацию, недостаточно развивать академические обмены или ориентировать все высшее образование на преподавание сугубо прикладных дисциплин. Доступность высшего образования является негативным стимулом: легкость получения диплома о высшем образовании и возможность получить работу не по специальности обесценивают сам социальный институт высшего образования. Существующие недостатки в оплате труда специалистов также вносят негативную лепту в формирование мнения студентов, что для получения высокой зарплаты не нужно хорошо учиться и проявлять инициативность [14]. Сходные настроения отмечены и в российских опросах. В настоящее время, по данным проведенных в России исследований, креативность мышления и инициативность действий развита у студентов на 20-25 %, поскольку собственно учебная деятельность не развивает эти качества в полной мере [11]. Нужны новые способы и формы образования, которые бы активно способствовали развитию креативности. К сожалению, в настоящее время общая социальная обстановка в Беларуси или, вернее, социальная ситуация такова, что она также не способствует активному инновационному развитию молодежи. Достаточно сказать, что, согласно республиканскому мониторингу, проведенному Институтом социологии НАН Беларуси, ценность творчества оказалась на последнем месте в рейтинге ценностей населения белорусов [15]. Чтобы изменить эту тенденцию, видимо, необходимы серьезные реформы института высшего образования и его взаимосвязей с рынком труда.

Подводя итог, скажем: чтобы интеграция системы высшего образования страны была направлена в русло, позитивное для развития Беларуси (как ее экономики, так и социальной и духовной сфер), она должна быть использована для развития модернизационного и инновационного потенциала белорусского студенчества, особенно тех качеств, которые сегодня востребованы и на рынке труда, и в обществе в целом.

Список использованных источников

1. Концепция развития международной академической мобильности в рамках Европейского пространства высшего образования. Версия 2, 19.09.2016 [Электронный ресурс]. -Минск, 2016. - Режим доступа: conference.bsu.by/mod/resource/view.php?id=332. - Дата доступа: 24.08.2017.

2. Международная деятельность [Электронный ресурс] // Министерство образования Республики Беларусь. - Режим доступа: http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/mezhdunar/. -Дата доступа: 19.09.2017.

3. Образование в Республике Беларусь : стат. сб. / редкол.: И. В. Медведева (гл. ред.) [и др.]. - Минск : Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2016. - 47 с.

4. Отчет о мониторинге имплементации дорожной карты реформирования высшего образования Беларуси (октябрь 2016 - январь 2017) [Электронный ресурс]. - Минск : Общественный Болонский комитет, 2017. - Режим доступа: bolognaby.org/images/uploads/2017/01/4th-Bologna-Report_Oct-Dec_RU.pdf. - Дата доступа: 24.08.2017.

5. Erasmus+ mobility statistics [Electronic recourse]. - Mode of access: https://erasmusplus.am/ statistics. - Date of access: 23.10.2017.

6. О программе Erasmus Plus [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://erasmus-plus. belarus.unibel.by/ ru/main.aspx?guid=1191. - Дата доступа: 23.10.2017.

7. Образование в Республике Беларусь : стат. сб. / редкол.: И. В. Медведева (пред.) [и др.]. -Минск : Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2017. - 220 с.

8. Сотрудничество в области образования [Электронный ресурс] // Посольство Республики Беларусь в Китайской Народной Республике. - Режим доступа: http://china.mfa.gov.by/ru/ bilateral_relations/education/. - Дата доступа: 19.09.2017.

9. Соколова, Г. Н. Феномен модернизации в глобализирующемся мире: методологический аспект анализа / Г. Н. Соколова // Социол. альм. - Минск, 2014. - Вып. 5. - С. 103-112.

10. The Global Risks Report 2017. 12th Edition World Economic Forum [Electronic recourse]. -Mode of access: http://www3.weforum.org/docs/GRR17_Report_web.pdf. - Date of access: 15.10.2017.

11. Иванов, О. И. Человеческий потенциал: вопросы теории и методологии исследования / О. И. Иванов // Социс. - 2014. - № 6. - С. 89-95.

12. Шарый, И. Н. Особенности и проблемы воспроизводства кадрового потенциала науки при переходе к развитию высокотехнологичной инновационной экономики / И. Н. Шарый // Социол. альм. - Минск, 2014. - Вып. 5. - С. 346-357.

13. Титаренко, Л. Г. Ценности труда молодежи в белорусском обществе: потенциал инно-вационности и традиционности / Л. Г. Титаренко // Социол. aльм. - 2016. - Вып. 7. - C. 134-145.

14. 25 Years of Transformations of Higher Education Systems in Post-Soviet Countries: Reform and Continuity / eds.: J. Huisman, A. Smolentseva and I. Froumin. - London : Palgrave, 2017. - 347 p.

15. Власть и долг перед Родиной - внизу списка приоритетов белорусов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://news.mail.ru/society/31110715/7frommaiM. - Дата доступа: 25.09.2017.

Поступила 30.10.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.