Научная статья на тему 'Модель специалиста интегративного профиля'

Модель специалиста интегративного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева С. В.

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки студентов в условиях модернизации образования, приводится компонентная модель специалиста интегративно-го профиля. Ключевые слова: специалист интегративного профиля, конкурентоспособность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODEL OF A SPECIALIST OF INTEGRATIVE CHARACTER

In the article the problem of students' training in the context of modernization of education is viewed; the component model of the specialist of integrative character is described.

Текст научной работы на тему «Модель специалиста интегративного профиля»

УДК 378

C.B. Николаева* МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА ИНТЕГРАТИВНОГО ПРОФИЛЯ

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки студентов в условиях модернизации образования, приводится компонентная модель специалиста интегративно-го профиля.

Ключевые слова: специалист интегративного профиля, конкурентоспособность.

Переход современного общества из индустриального в постиндустриальное вызвал потребность в интеграции производственный, экономических, политических и социальный процессов. Согласно «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», конкуренция различных систем образования обусловлена постоянныш обновлением технологий, ускоренныгм освоением инноваций, быстрой адаптацией к запросам динамично меняющегося мира [1]. В настоящее время требования к специалисту определяются такими экономическими категориями, как «спрос», «предложение» и «конкурентоспособность». Конкуренция на рышке труда корректирует набор интегративных личностных и профессиональный качеств и компетенций вытускников вузов. Возникает необходимость организации непрерывного образования с целью подготовки специалиста, обладающего интегративными профессиональными качествами, «совокупностью специфических умений, характеризующих несколько сфер деятельности, способного решать комплексные задачи в условиях изменения социально-экономического строя» [2, с. 125].

Нами быша предпринята попыгтка разработать модель специалиста интегративного профиля как результата реализации непрерывного образования, обеспечивающего его конкурентоспособность на рынке труда и дающего возможность личностной и профессиональной самореализации в различных профессиональных областях.

На основе анализа структур федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) выгявлено, что, в отличие от государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО), во всех стандартах в ч. 5 «Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата» присутствуют общекультурные компетенции, которыми должен обладать вытускник вуза. На основе анализа педагогической литературы установлено, что содержание общекультурных компетенций обусловлено соотношением результата образования с готовностью личности решать разного рода проблемы (И.А. Зимняя, Е.А. Игнатьева, О.Е. Лебедев, Н.И. Не-упокоева, А.П. Тряпицыша и др.) и представляется развитыгм системным мышлением; методологическими знаниями, позволяющими не только оперировать имеющейся информацией, но и приобретать новую; активной жизненной и профессиональной позицией; потребностью в профессионально-личностном развитии и совершенствовании; способностью к освоению разнообразных видов деятельности; готовностью к

* © Николаева C.B., 2013

Николаева Светлана Викторовна (nikolaeva@samsu.ru), кафедра теории и методики профессионального образования Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

адаптации в различных сферах и к принятию решений в ситуации неопределенных профессиональных задач; конкурентоспособностью как фактором карьерного роста современного выпускника вуза.

По материалам контент-анализа нами выявлены идентичные общекультурные компетенции для различных (гуманитарных и естественнонаучных) направлений подготовки: способность логически верно и ясно строить устную и письменную речь; демонстрировать навыки культуры социального и делового общения; владеть одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного; владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией; готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; способность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявление уважения к людям, толерантность к другой культуре; способность критически оценивать свои достоинства и стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Совокупность этих компетенций может быть представлена несколькими видами готовностей: готовность к профессиональной деятельности; готовность к межличностному взаимодействию; готовность к предпринимательской деятельности, готовность к применению инновационных информационных технологий.

В ГОС ВПО данные компетенции как результат обучения не предусматривались, что требует разработки новой модели выпускника, отвечающей требованиям работодателей.

Результаты социологических исследований показали (исследования «Левада-Центра»), что основные требования работодателей обусловлены необходимостью быстрой адаптациии работника под изменения внешних условий. Это предполагает наличие у претендента на должность конкретных профессиональных компетенций [3]: достижи-тельных мотиваций сотрудника; умения работать в команде и на благо команды; умения решать нестандартные задачи; умения брать на себя ответственность; умения учиться, работоспособности.

Для уточнения структуры модели специалиста интегративного профиля была рассмотрена модель специалиста по тюнинг-проекту «Настройка образовательных программ» (международный классификатор компетенций) [4; 5], где дается перечень общих (универсальных) компетенций (generic competences), классифицированных на инструментальные, межличностные и системные компетенции. При анализе требований работодателей, тюнинг-проекта и ФГОС ВПО к выпускнику установлено, что в структуре данных моделей выделяются ценностно-мотивационный, межличностный, инструментальный, рефлексивный и управленческо-предпринимательский компоненты.

За показатели ценностно-мотивационного компонента принимаются ценности и мотивы, связанные с самореализацией, саморазвитием, творческим самовыражением, профессиональные знания для успешной профессиональной деятельности, потребность в развитии профессиональных способностей, социальная активность и непрерывное профессиональное саморазвитие, умение выбирать и корректировать целевые и смысловые установки своего профессионального становления в зависимости от внешних условий. Таким образом, формирование ценностно-мотивационного компонента должно способствовать готовности будущего специалиста к различным видам профессиональной деятельности.

Особую значимость в деятельности современного специалиста приобретают задачи межличностного общения, языковой подготовки, что обусловлено необходимостью адаптации к быстро меняющимся условиям производственной деятельности,

необходимостью установления деловых контактов с российскими и зарубежными коллегами. Межличностный компонент модели специалиста интегративного профиля выражается навыками публичной речи, ведения дискуссии и полемики, что требует знания иностранного языка, готовности работать в команде. Выпускник вуза не должен испытывать «коммуникативного барьера» при осуществлении разного вида взаимодействия (переговоры о закупке необходимого оборудования и поставке продукции, подписание контрактов и др.). Таким образом, формирование межличностного компонента должно способствовать готовности к межличностному взаимодействию.

Конкуренция на профессиональном рынке труда предъявляет высокие требования к таким качествам человека, как способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Основным условием самореализации личности является наличие у человека развитого самосознания и рефлексии с актуализированной способностью познавать себя и окружающий мир; реальных и потенциальных способностей и возможностей для личностного и профессионального роста. В качестве показателей рефлексивного компонента выделяем: способность к самоанализу и самооценке; проектированию и коррекции профессиональной деятельности; саморазвитию; способность адаптироваться к нестандартным ситуациям в условиях неопределенности. Таким образом, рефлексивный компонент содействует готовности личности к мобильности в условиях современного быстроразвивающегося и нестабильного общества, к самостоятельной корректировке и совершенствованию своей профессиональной подготовки.

В связи с меняющимися рыночными условиями и потребностями общества в адаптации к экономической ситуации развития страны возрастает социальный заказ на специалистов, готовых к решению профессиональных задач в условиях рыночных отношений. В Указе Президента от 7 мая 2012 г. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» актуализируется подготовка квалифицированных специалистов с учетом требований инновационной экономики. В современной ситуации для каждого человека, вне зависимости от специальности, становятся востребованными предпринимательские знания. Глобализация производства вызывает спрос на квалифицированные управленческие кадры. В связи с этим выделяем в структуре подготовки специалиста интегративного профиля управленче-ско-предпринимательский компонент: знание основ предпринимательской деятельности, способность к анализу потребительского рынка, к разработке и принятию управленческих решений в стандартных и нестандартных ситуациях; умение оперативно управлять малыми коллективами и группами, сформированными для реализации конкретного экономического проекта, внедрять технологические и продуктивные инновации. Таким образом, формирование управленческо-предпринимательского компонента должно способствовать готовности к предпринимательской деятельности.

В постиндустриальном обществе происходит стремительный рост информации и ее широкомасштабное использование в качестве средств коммуникации. По мере совершенствования технологий рынок труда требует специалиста, не только владеющего навыками работы с компьютером, но и способного адаптироваться и ориентироваться в информационных потоках и инновационных технологиях. Возникает необходимость в подготовке специалиста с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества. Огромное количество информации, которой современному человеку необходимо уметь оперировать (находить, собирать, анализировать и применять), вызывает необходимость включения в модель специалиста интегративного профиля инструментального компонента, показателями которого являются: знание основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации; способность работать с компьютером как средством поиска и передачи информации; способность использовать информационные технологии и

технические средства в профессиональной деятельности; способность к непрерывному освоению инновационныгх информационных технологий. Итак, формирование инструментального компонента должно способствовать готовности к применению инновационных информационных технологий.

Интеграция ценностно-мотивационного, межличностного, рефлексивного, инструментального и управленческо-предпринимательского компонентов представляет модель специалиста интегративного профиля, владеющего не только своей профессией, но и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту в условиях смены сфер профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. URL: http://www.rusnanonet.ru/docs/17779.

2. Левченко В.В. Интегрированный подход к профессионально-педагогической подготовке студентов / под ред. Т.И. Рудневой. М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. 282 с.

3. Карпухина Е.А. Работодатель и работник — новые требования и новые ожидания (небольшое предисловие к проведенным исследованиям). URL: http:// ecsocman. hse .ru/data/105/684/1219/Predislovie.pdf.

4. Tuning Education Structures in Europe. General brochure. URL: http:// www.tuning.unideusto.org // tuningeu.

5. Байденко В.И. «Болонский процесс: поиск общности Европейских систем высшего образования (проект TUNING)». URL: http://www.rsuh.ru/binary/ 254378_98.1270543469.86113.pdf

S.V. Nikolaeva*

A MODEL OF A SPECIALIST OF INTEGRATIVE CHARACTER

In the article the problem of students' training in the context of modernization of education is viewed; the component model of the specialist of integrative character is described.

Key words: specialist of integrative character, competitiveness.

* Nikolaeva Svetlana Viktorovna (nikolaeva@samsu.ru), the Dept. of Theory and Methods of Professional Education, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.